Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Религиозные корни человеческой цивилизации

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 27/06/2022. 23k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Человеческая цивилизация нкчалась тогда, когда человек понял, что всшее существо может быть примером, судьёй и благодетелем. Именно обретение связи с этим существои стало религией, которая помогла развитию человеческой цивилизаци!

  •   "...Какова же была деятельность Христова?
      Во-первых, она не определялась предметом; она определялась милосердием, любовью, жалостью. Все случаи исцелений, которые мы находим в Евангелии (воскрешение сына вдовы Наиновой или Лазаря), все чудеса, которые Христос творил над природой (как усмирение бури на море Тивериадском), определяется только одним; Ему жалко в самом сильном смысле этого слова, жалко погибающей твари и он вступает и что-то делает по милости, по милосердию.....
      А второе - выражаясь по-человечески и конечно несколько грубо: если кто был неудачником, то это Христос, потому что если посмотреть на жизнь Христа и на его смерть вне веры - это катастрофа.....
      В этом отношении мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности, как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определённой цели и её достигает, которая так проводится, что венчается успехом..... не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности. Сущность его в том, что Христос во всей Своей деятельности, в каждом слове, в каждом деле, во всём Своём бытии выражал, делал конкретной, реальной волю и любовь Божью... Вот почему Христовы действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой представляют..."
      Митрополит Антоний Сурожский. "Человек перед богом". Глава "Созерцание и деятельность". Москва. 1995 г.
      
      "Белковая молекула несет информацию о той клетке, которая ее наработала, о том, в чем эта клетка нуждается, что эта клетка может дать для других клеток. На каждое изменение внутренней или внешней среды белковая молекула отвечает изменением своей вторичной и третичной структуры в виде изомерных превращений. И ту связь, которую она считает наиболее ценной, она архивирует и делает более прочной, более устойчивой. Когда молекула достигает высшей устойчивости, становится регидной, малоподвижной - она перестает функционировать..."
      Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Шабалин.
      
      
      
      ...Последнее время мнения учёных о способностях видовой эволюции начинают склоняться к выводу, что эволюционируют, или иначе - развиваются те виды, а внутри вида те особи, которые наименее приспособлены к среде обитания или проживания.
      То есть, бактерии и морские моллюски, способные выживать при разбросе температур в сотни градусов и изменений среды от благоприятной на неблагоприятную, при этом сохраняя способность выживать и размножаться, - не развиваются уже миллионы лет. Получается, что вид, который наиболее приспособлен на данный момент, впадает в стагнацию, попадает в "эволюционный тупик" или, со временем, при резкой смене климатической и геологической ситуации, быстро вымирает!
      
      Нечто подобное происходит и с духовной составляющей всего живого, и прежде всего вида "человек разумный". Вспоминается тезис Фрейда, который утверждал, что человеческая культура, это продукт борьбы за выживание человечества, следствие давления обстоятельств и неблагоприятных ситуаций, мобилизующих человеческие способности.
      Что касается, человеческого общества, то существует несколько гипотез определяющих причины и возможности эволюции человеческого духа, той эволюции, которая помогла не только взлететь в космос, но и создать такие информационные технологии, которые способны подтолкнуть к достижению состояния "бессмертия", в начале всего человеческого общества, а потом и конкретного человека.
      Поэтому, знание корней и причин эволюции интересует не только учёных биологов и физиков, но и богословов. Однако, определённого, однозначного ответа на этот счёт, сегодня не существует.
      Таким образом, проблема определения смысла эволюции и её значения в нашей жизни - одна из самых актуальных на сегодня и от уровня её понимания, зависит дальнейшее развитие, прежде всего духовного мира человека.
      
      Вот что ещё пишет об эволюции, Академик РАМН Владимир Николаевич Шабалин:
      
      "На Земле прошло несколько эволюционных этапов. Первый - физическая эволюция, в результате которой были созданы атомы, далее химическая эволюция обеспечила создание молекул, в том числе больших молекул, пробионтов.
      Итогом следующего этапа - биологической эволюции - явилось создание клеток, многоклеточных организмов, биологических видов, в том числе человека. В настоящее время эволюция сосредоточила своё внимание на головном мозге человека как высшем достижении структурно-функционального развития живой материи.
      При этом мы переживаем принципиально важный переломный момент в развитии жизни - переход к интеллектуальному этапу эволюционного развития. Дело в том, что наш интеллект развился до такого уровня, когда он начинает вмешиваться в эволюционный процесс, когда от принципа движения к совершенству путём проб и ошибок он заставляет эволюцию переходить к направленному поиску новых структур жизни..."
      
      Если сравнивать современного человека по уровню приспособленности в природной среде, в которой он существует, то в этом, он проигрывает почти всем животным, окружающим его в этом мире. Человек, чувствует себя комфортно лишь при температуре + 18 градусов Цельсия или около того, и мало приспособлен к любым переменам климата или привычного ареала обитания. Видимо, поэтому, он эволюционировал и приспосабливаясь, продолжает изменяться, прежде всего в интеллектуально - духовном измерении, уже несколько тысячелетие подряд.
      Ведь именно интеллект и позволяет этому "существу", приспосабливаться и даже менять природные условия, "подправляя" их под свои потребности. Уже никого не удивляет, что для того чтобы не мёрзнуть, человек носит тёплую одежду, а чтобы не "париться" при жаре, изобрёл кондиционеры.
      И вместе с тем, век каменных орудий отделяет от современности каких-нибудь десять-двадцать тысяч лет, что представляется как почти незаметный отрезок в историческом масштабе.
      
      Особенно поражает воображение, неостановимое движение человека в будущее в последние две тысячи лет. По сути, история человечества в её современном виде и началась-то после рождения Иисуса Христа в маленькой, дальней провинции Римской империи - в Иудее.
      Недаром ведь, всю историю человечества мы разделяем на два периода - до рождения Иисуса из Назарета - и после его чудесного появления.
      Христианство дало толчок развитию человечества и человека и силу этого толчка мы ощущаем и по сию пору. Именно христианство, в разных его формах и видах, стало покровителем образования и знания вообще. Все старейшие школы и университеты Европы возникали на базе религиозных объединений и именно религиозность была причиной реализованной тяги к знаниям. Только много позже, университеты превратились в очаги светской науки...
      Но и христианскую историю можно разделить на два базисных периода - развитие христианства и его становление в течении полутора тысяч лет, и последующий период человеческой истории, начавшийся с возникновением Реформации и возврата к Писанию и Новому Завету, как основе христианского учения.
      Реформация недаром совпала с великими научными и географическими открытиями - именно за последние пятьсот лет человечество не только открыло весь мир, но и устремилось в просторы космоса.
      Нет смысла перечислять открытия в науке и изобретения в технологиях жизни, которые перевернули все представления человека о вселенной и о самом себе. И поток открытий нарастает лавинообразно - это показывает интенсивность духовно - интеллектуальной эволюции человека!
      Всё это подтверждает гипотезы учёных о избирательности процессов эволюции, как видовой, так и внутривидовой.
      
      ...Нечто подобное видовой эволюции происходит и внутри эволюции "человека социального". При этом, повышенная приспособляемость человека к изменению среды, ничего общего не имеет с социальным дарвинизмом, адепты которого утверждают, что внутри человеческого общества, в результате непрекращающейся борьбы, побеждают сильнейшие особи, а слабейшие умирают, освобождая дорогу "победителям".
      Это доказывают ряд социальных революций, начиная с английской революции и заканчивая русской революцией, воплотивших чаяния великого множества "неудачников" заявить о себе и показать, что "простые" люди это не "пыль на ветру", что они не только способны на подвиг саморазвития, но и в предстоянии перед Историей, ничем не отличаются от аристократов или богачей.
      Вопреки утверждению социал-дарвинистов, можно говорить, что наибольшим толчком к развитию человечества служат "умные", нравственные люди, те, кто руководствуется в жизни принципами любви и сострадания, кто вынужден заменять отсутствие физической мощи или богатства, умственным, интеллектуальным напряжением.
      Огромную роль в этом процессе продвижения человечества в сторону бессмертия, играют религиозные идеи и учения выдвинутые такими "умницами" как Лао-цзы и Конфуций в Китае, Будда и его последователи в Индии, Моисей и иудейские пророки, древнегреческие философы и арабский пророк Мохаммед, и конечно Иисус Христос, который оставил для нас учение названное Новым Заветом и который основал не только христианство, как религию, но и христианскую цивилизацию, наследниками и носителями которой в глобализованном мире, является по сути, всё человечество!
      
      Попробуем разобраться в основах учения Иисуса из Назарета, в плане эволюционного развития человечества...
      Анализирую христианскую доктрину, мы приходим к выводу, что это учение, прежде всего касается "неудачников - "нищих духом", как выражался сам Иисус Христос утверждая, что "будущее" принадлежит этим человеческим "отбросам", людям далёким от успешности и социальной "продвинутости". Иисус утверждал, вполне согласно с современной точкой зрения эволюционистов, что "страждущий утешится и голодающий насытиться"!
      Его категорическое утверждение, что "Царствие небесное не от мира сего...", ещё раз подтверждает тезис современных биологов о том, что неудачники, "лузеры" в современном понимании, могут и хотят двигаться вперед, опережая остального человечества, тогда как "успешные" особи, удовлетворены тем что они имеют и не хотят никаких перемен!
      Отсюда, можно сделать революционный вывод, что страдания и неудовлетворённость собой, подталкивают человека к работе над собой, заставляют задуматься над изменением мира "погрязшего во зле".
      Здесь вполне применим тезис из христианского катехизиса, когда покаяние, то есть понимание своих ошибок и неудовлетворённость своими действиями, подталкивает к перемене, улучшению себя и ближних, а это ведь и есть предпосылки для внутривидовой эволюции духа!
      
      Одной из особенностей учения Иисуса Христа, вытекающей из понятия человеческой греховности, то есть "несовершенства", является стремление к самоумалению, к превращению верующего в слугу для других людей. Об этом говорил Христос в своей Нагорной проповеди, которая и является кратким изложением нравственных принципов верующих христиан в Новый Завет Мессии.
      Одним из главных принципов христианства является скромность и аскетизм в "этой" жизни, что во многом определяет посмертное воздаяние.
      Христос говорил: "Не копи сокровищ в этой жизни, а думай о сокровищах жизни небесной..." Иначе говоря, жизнь здесь и сейчас не была для него единственным предназначением человека. Любовная вера в добро и справедливость, жизнь по "Новому Завету", позволяла человеку преодолеть роковую, греховность - то есть неправедную, безнравственную жизнь и наказание за неё.
      Смерть духовного существа, не была моментом аннигиляции личности, а была рубежом, который для верующих в Иисуса Христа отделял жизнь земную от "райского существования" на небе, то есть перевоплощения после физической смерти. И естественно, сегодня это не воспринимается буквально, а представляет символическую картину существования человека в истории человеческого общества!
      
      Отношение Господа к смерти конкретного человека можно проиллюстрировать тем, что он говорил о смерти зерна, которое через смерть возродится и увеличится многократно:
      "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода..."!
      Из Его слов, можно сделать вывод, что смерть освобождает дорогу для последующих поколений, но именно умершие вносят вклад в развитие человечества.
      Тут уместно привести ещё одно высказывание Академика Шабалина, иллюстрирующее эти слова Спасителя:
      
      "По аналогии с тем, как мы не выражаем сожаление о смерти одной из миллиардов клеток нашего организма, биосфера тоже не слишком обеспокоена, когда уходит из жизни кто-то из нас. Ведь он выполнил свою жизненную функцию. В пределах, предоставленных ему геномом, он внёс свой вклад в совершенствование структуры живой материи и дал ей новые возможности..."
      
      Таким образом, учёные сами приходят к оправданию и пониманию значения глубоких истин высказанных в Новом Завете, и начинают объяснять это великое значение всем простым смертным.
      
      ... В Евангелие от Матфея, в Нагорной проповеди, изложена сущность учения Богочеловека и может быть поэтому, оно, это Евангелие, стоит на первом месте в Новом Завете...
      Вспомним, что Он говорил "на горах", собравшимся послушать Его:
      
      "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
      2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
      3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
      4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
      5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
      6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
      7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
      8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
      9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
      10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
      11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
      12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
      13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям..."
      
      ...Именно такая позиция Иисуса, оправдывающая страдания и самопожертвования, позволяет нам назвать его первым и главным "революционером" в истории человечества, а его учение по сию пору является главной и нестареющей идеологией человеческого общества, направляющей пути развития человечества в сторону обожения всех людей, и в конечном итоге достижения бессмертия и вечной жизни, прежде всего, людям любящим добро!
      Успехи сегодняшней науки дают нам основания надеяться, что через двести-триста лет человечество, благодаря новейшим технологиям способно будет создавать не только физических "клонов", но и духовных "аватаров", которые смогут вместит в себя память и знания накопленные за всё время развития человечества.
      Память и "карма" отдельных личностей, собранная и систематизированная в одном месте, в одном носителе, позволит человечеству сохранять обобщённую ноосферическую "жизнь", в течение многих будущих веков и тысячелетий.
      Таким образом, чаемое бессмертие будет достигнуто уже в недалёком будущем, что и станет главным итогом человеческой цивилизации под названием христианской. Именно в такое будущее человечества верил не только Иисус Христос, но и многие отцы церкви и святые, в число которых входят и некоторые современные богословы. Особо хотелось бы отметить русского мыслителя Николая Фёдорова, который призывал своих учеников и слушателей заботиться не только о сохранении памяти о своих потомках, но и стараться оживить их, используя для этого все достижения современной мировой науки.
      И тут уместно вновь процитировать Академика Шабалина:
      
      "Следует подчеркнуть тот факт, что развитие головного мозга человека происходит в течение всей его жизни, до самой глубокой старости. И если к 70-80 годам начинает нарушаться системная организация головного мозга, то его локальное совершенствование продолжается. Так, например: почему у пожилых людей ухудшается память? Потому что разрушаются межклеточные связи, через которые информация из блоков памяти передаётся в аналитические отделы головного мозга, т. е. снижается возможность вызова из архива нужной информации. Однако сам "архив информации" сохраняется и может пополняться. То есть индивид даже в старческом возрасте продолжает делать свой вклад в общее развитие интеллектуальной материи. Другой вопрос: почему эволюция сохранила не только физиологические пути развития живой материи, но и патологические? Почему человечество потенциально несёт в себе тысячи различных болезней? Дело в том, что при патологическом состоянии человек вырабатывает особые защитные структуры, которые не могут быть выработаны при физиологическом развитии организма. Затем, в процессе жизнедеятельности биосферы, эти структуры встраиваются в другие живые организмы, обеспечивая им соответствующие свойства..."
      
      ...Сегодня наблюдается, на первый взгляд, парадоксальное сближение религии и науки, хотя ещё двести лет назад в интеллектуальной среде был популярен лозунг, который обвинял религию в "обскурантизме" и преследовании науки и учёных.
      Конечно, трудно отрицать существование в религиозных кругах сторонников "обратного хода", желающих всё остановить, и в интеллектуальных областях, на уровне двухтысячелетней давности.
      Однако не эти "батюшки" определяют пути развития религиозных исканий, и тем более пути развития современной науки. Сегодня уже можно видеть, как космологи и физики-ядерщики становятся людьми верующими и наоборот, многие священники приходят из мира науки и даже искусства.
      
      ... В этой связи хотелось бы остановиться на личности католического проповедника и учёного - Тейяра де Шардена.
      В своей книге "Феноменология человека", он показывает эволюцию духа человека, вдохновленного исканиями веры в Иисуса Христа, страдающего, кающегося, но свободного и обладающего деятельным и глубоким разумом.
      Проблема зла в этой книге отступает в тень исследования путей достижения любовного единения всех людей на земле. В этом, Тейяр следует примеру Иисуса Христа для которого проблема зла решалась очень просто: чем больше в мире будет добра, самопожертвования и взаимной любви, тем меньше мы будем обеспокоены проявлениями зла в человеческой жизни.
      Среди современников - русских православных теологов - я бы хотел отметить Владыку Антония Сурожского и отца Александра Меня, которые многое сделали, и уже после своей смерти продолжают влиять на мировоззрение русской православной церкви. Именно они предстают перед своими учениками как умные и глубокие учителя веры, и сторонники объединения верующих россиян во всенародный Собор, - общество любящих и сострадательных. Они тоже были оптимистами и верили во всепобеждающую силу добра, и во вторичность, зависимость зла от количества противостоящего ему добра!
      
      ... Но, возвратимся к цитированию Нового Завета, который пролагает пути в будущее, и который, хотелось бы верить, в ближайшие уже годы определит и направление развития идеологии геополитики, которая объединит всё человечество, под уже известным лозунгом Великой Французской революции: "Свобода, равенство и братство", который всего лишь повторил основные мотивы учения Иисуса Христа...
      Иисус Христос не единожды утверждал, что "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное", подчёркивая, что "царствие моё - не от мира сего" погрязшего в алчности и взаимной ненависти.
      Это выражение, прежде всего подразумевает тех учеников и последователей Мессии, которые ничего не имели и не имеют не только в материальном смысле, но и в духовном плане и потому, стремятся найти себе Учителя и учение, способное помочь им достичь блаженного совершенства через любовь и сострадание, к таким же как они нищим и безродным.
      
      Здесь невольно вспоминается лозунг Маркса: "Пролетариату (то есть нищенствующим) нечего терять, кроме своих цепей".
      Будущее, безусловно принадлежит такой теории развития, такому учению, в котором любой человек будет представлять незаменимую ценность для всего человечества.
      В этом и сказывается глубина и провидческая сущность Нового Завета Иисуса Христа, учение которого было и остаётся главной идеологией развития всего человечества и прежде всего тех, кто ищет "царствия небесного", то есть устремлён в будущее. Любовь и свобода являются для таких людей главной целью в жизни, а подталкивает их к этому Новый Завет, трансформированный в христианскую этику современности и оставленный потомкам Иисусом из Назарета, страдающим и жертвующим собой ради спасения человечества!
      
      ...Уже не один раз отмечено несоответствие капитализма и его идеологии накопления и потребления, христианству и потому, будущее за новыми формами человеческого общежития, а основой такой "новой" идеологии можно признать христианство.
      При этом надо уметь различать христианство Священного писания и Евангелий и "предание", которое во многом является человеческими вымыслами, приспособленными для нужд несправедливого мира.
      Об этом говорил сам Иисус Христос, отвечая на обвинения фарисеев в неповиновении иудейскому Закону. Такое "предание" являлось и является "учением старцев", следованием "установлениям человеческим", ничего общего не имеющим с подлинным христианством Нового Завета, с подлинным учением Иисуса Христа, изложенного в Писаниях.
      Возвращаясь к теории эволюции человеческого общества, можно с полным правом утверждать, что Иисус Христос предугадал пути развития человечества и в этом, состоит вечность и божественная сущность Его учения - именно Он указал, что только через любовь и самопожертвование в отношениях между людьми, можно подтолкнуть к развитию, безмерные человеческие способности.
      Недаром, ещё в Ветхом Завете утверждалось, что человек создан "по образу и подобию Божиему".
      Именно обожение человека и воссоединение всех в едином порыве движения человечества в будущее, было главной целью учения Иисуса Христа в нравственном и историческом плане!
      
       2008 0 2022 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 27/06/2022. 23k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка