Аннотация: Говоря о мягкой силе, можно с уверенностью сказать, что Россия так и не научилась её применять, а многие деятели культуры и казённые администраторы, поставляют рна /Запад культурные поделки под названием "чернуха". Об этом моя статья.
...Сегодня в России, похоже началось перетряхивание администрации, до этого времени бывшей прозападной, а точнее провинциальной почитательницей западного искусства, в данном случае в театре. Я уже давно писал, что российский театр, сегодня настроен на показ своих работ на Западе и потому, наряду с откровенной русофобской чернухой, эти деятели и в самой России перестали стесняться и русофобии, и своего провинциального преклонения, если не лакейства перед Западом.
Как становление этого антирусского духа происходило и происходит в Российской культуре - это другой разговор, но то, что подавляющее большинство театральных, да и не только театральных деятелей, стали, будем прямо говорить врагами своей страны и народа, это очевидный медицинский факт. И если провинциальные театры, ещё как то справляются с воспитанием в душах зрителей любви к своей родине и народу, то в Москве и в Питере, ситуация прямо противоположная. Здесь живут словно в другом государстве, часто враждебному тому, что для большинства русских людей является родиной и цивилизационной ценностью русского мира!
Русская культура, для таких деятелей, постепенно превратилась в нечто отсталое и сегодня ненужное - а вот западаная масскультура и даже так называемый модерн, стали для этих провинциалов образцом, которому необходимо подражать, чтобы не отстать от прогресса!
Здесь перепечатываю свою статью, в которой описываю мазохизм тех российских культуртрегеров, которые и представляют на Западе "новую" русскую культуру, "новой" России. Описываемые события происходили более десяти лет тому назад, но сегодня в этом смысле, мало что изменилось!
О русской выставке в Лондоне
Эпиграф: "Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия".
...Я был в Сатчи - галлери первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших, модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж - витрины, сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да, наверное, так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные, а войдя внутрь, были оглушены шумным говором толпы, стоящей в зале, слева от входа.
Казалось, весь артистический Лондон был здесь и я немного растерялся не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая - только чуть позже, я понял, что вся большая галерея, это и есть российская выставка!
...Но обо всём по порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским - было официальное открытие выставки - и отхлёбывая шампанское небольшими глотками, во все глаза смотрел на "искусство" российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде "не забуду мать родную" На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, "не спи".
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде - на пляжах, на руках спинах и груди молодых можно часто увидеть, даже у девушек, разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки. Таков сегодня культовый западный культурный тренд : "назад, к прачеловеку", которому старательно, с энергией неофитов стараются подражать и российские деятели "нового" искусства, некоего продолжения традиции "иконографии", только на телах продвинутых современников.
Конечно, вырождение и утрата профессионализма, заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников - полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать такое "творчество".
Ну, а в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники" с энтузиазмом эксплуатируют эту старую уголовную традицию...
Но большинство зрителей, в галерее фото эти не смотрели, а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение о выставке некоторых знакомых и незнакомых посетителей.
Для русскоязычной диаспоры, эта выставка была большим событием в местной культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было "зеркалом", в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле, это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это, наверное, задумывалось организаторами.
Сегодня такое "самораздевание" и откровенное издевательство над образом страны, в которой вы родились и живёте, обусловлено идеологией "продажности" искусства, то есть желания идти в сторону того, что требует мода. А идеологическая мода, сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего в идеологическом. Этим, наверное, обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике - "чернуха". Чернуха сегодня присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова, в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде, что это "искусство" оценят, прежде всего с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая до чего людей довели большевики и соцреализм.
Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи и поэтому, своеобразное спонтанное лакейство очень распространено сегодня в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, на самом деле, в культурном смысле, это никому не нужно, а нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят: "Вот видите, до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина..."
Конечно, такой идеологией занимаются и в России совсем небольшое количество "либералов"-бюрократов, а остальные "творцы искусства", просто и банально продают, как им кажется, "ходовую" тему...
...Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного дна российского общества, я и там начал замечал моменты "постановочного искусства", когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать "писи и попы", а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком, исполняют эти примитивные фантазии вовсе не подозревая, что этот "работник идеологического фронта" очень прилично заработает на смаковании "российских реалий" заграницей!
А мне вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы - я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвящённую этому юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры, потрясшие весть мир и заставившие уважать и восхищаться не только российским балетом, но и всей культурой России в целом.
Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что такой суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками "с барского стола" художников, писателей и музыкантов, что те отрабатывают, выдавая на гора "чернуху", никому не нужную ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...
В одном из следующих залов, была любопытная инсталляция под названием "Принципы сдачи" И эта инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции "советского искусства" насмешливо названной "весёлостью советского искусства в шестидесятые - восьмидесятые" (перевод мой).
Но и это оказалось ложью - на этой выставке присутствовало только антисоветское "искусство" и потому, эта "мрачная весёлость" была сделана и датирована в основном девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира - вся эта выставка отражала развал и распад в после перестроечной России, всех человеческих связей и принципов гуманного искусства...
Конечно, всё зафиксированное фотокамерами этих "фотохудожников" присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности "перестройки", затеянной партийными номенклатурщиками совсем не ожидавшими, что на месте неуютного "застоя" и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная, своей животной сущностью драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр "чернухи", подмявший под себя всё подлинно человеческое в современной российской культуре.
...Конечно, есть примеры такого рода "реализма" и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных, бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя, и такую жизнь, ожидая рассвета и наступления нового безрадостного дня.
Я видел в центре Лондона такого бродягу, который сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, которые были похожи на гниющие отходы, найденные на помойке мясокомбината.
Видел я и умирающего бомжа, лежащего на какой-то бетонной плите и задыхающегося от душащего его, внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в его больном теле. А мимо него спешили по работе или на обед, десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
Эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя не становится предметом искусства, тем более на продажу - англичане себя уважают, может быть ещё потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течении двух мировых войн, в которых Англия была союзником России, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок, продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к этому болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня.
Эта экспозиция, тому ещё одно доказательство!
Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как, впрочем и организаторы - устроители этого зрелища.
Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал и как следствие, на выгодную продажу этих "произведений искусства", о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации.
А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин - благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию организаторы и участники этого "действа"...
Позже, я читал рецензию на эту выставку в "Ивнинг Стандарт", кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась "Сатирический взгляд на советскую власть" - то есть не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
Но рецензент не понял, что основная "чернуха", показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы, ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл "Росатом" и российское посольство!
И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти.
В рецензии, тоже говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой цензуре породившей эти героические идеологические "возражения".
Как я и ожидал, автор рецензии очень скептически отнёсся к нынешнему российскому "авангарду", но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья "соцарта".
И рецензент был по-своему прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем "сумбур вместо музыки" и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания - в данном случае самооплёвываниия!
Эта выставка и являлась примером подобной "идеологической чернухи" и патологического самоуничижения.
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты - Рабин, с его "селёдками", бутылками водки и газетами "Правда" и "Сельская жизнь". Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая, и желание понравится "Западу".
Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние "художники", изображающие голые задницы пьяных женщины с полуспущенными трусами, на фоне после перестроечной разрухи; бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой профессиональный столяр или маляр по несколько штук в день.
И если на "чернушных" фотографиях ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций, в голове остаётся какое - то бледное пустое место - "ничто", которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого западного эксперимента, с доверчивым сознанием провинциального зрителя.
На фоне такого "искусства", работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...
... Уходя из Сатчи-галлери, я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы - важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре, и потеря самобытности и независимости культуры происходящей в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, молча согласившись на поражение!
И ещё я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснуться и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!
2012-2022 год. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal