Аннотация: Рафаэль был гением и умер рано, но его работы по сию пору трогают души людей по всему миру!
Рафаэль в Национальной галерее в Лондоне.
...Пришли на выставку пораньше. Жарко и потому на Трафальгар сквер возле фонтанов шум и суета. Какие-то пьяные мужики, купаются в фонтане, а один из них даже пытается там плавать.
Бронзовые чёрные львы, на высоких постаментах, явно не одобряют такого поведения - добро бы дети, а тут!
Наше время входа на выставку одиннадцать часов, но мы прошли чуть пораньше, потому что поменьше посетителей, предыдущая часть зрителей уже вышла, а большая часть нашего времени ещё не вошла. Но и без того, народу всё-таки много. При входе текстовая табличка, рассказывающая о жизни и творчестве Рафаэля Санти:
"Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перуджу обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль. Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры. В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу - величайший шедевр эпохи Возрождения. В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы...".
Хочу заметить, что несколько лет назад, мы были на выставке рисунков Рафаэля в музее Оксфорда - тогда я был поражён мастерством рисунка молодого мастера и подумал, что именно из рисунка вырастают большие мастера живописи - так было во все времена и наши дни в этом не исключение!
Творчество Рафаэля, с самого начала деятельности привлекло внимание знатоков и составило множество поклонников его творчества в Италии. Это было следствием удивительной работоспособности - по сути с семнадцати лет он работал с утра до вечера и можно удивляться его трудолюбию и разнообразию природных талантов - он и художник, и скульптор, и архитектор и историк - Рафаэль возглавлял работу команды археологов ведущих раскопки древнеримских памятников...
Первые его работы, написанные в двадцать лет и выставленные в галерее, не захватили, не тронули меня, хотя они уже показывают и стиль, и цветовую гамму, присущую только ему - яркие красные пятна одежд и светлый общий тон, надолго стали его излюбленными цветами. Однако, мне кажется, что в силу молодости, художник ещё не до конца понимал драму жизни и смерти Иисуса из Назарета и потому, его ранние картины ещё сохраняют формальное понимание происходившего тогда, статичны и эмоционально поверхностны. Хотя уже его Мадонна, написанная в 1505 году, вполне соответствовала его дарованию - показан характер молодой матери, и Младенец Иисус тоже обретает черты свойственные живому ребёнку! Надо отметить, что за свою недолгую жизнь Рафаэль написал множество Мадонн и в каждой из них есть что-то свое...
Бросается в глаза автопортрет мастера, написанный в 1505 году - Рафаель на этом портрете грустен и кажется не очень доволен своей жизнью - такое бывает с молодыми талантливыми юношами, которых не всегда понимают окружающие и которые не всегда довольны и миром, и самим собой! Наверное, это объясняется тем, что в детстве художник пережил смерть матери а потом и отца, и эта драма наложила отпечаток на его внешность и характер!
Одна из самых привлекательных картин на которых изображено святое семейство, это так называемая Мадонна с пальмой - она удивила меня изображением святого Иосифа - отца Младенца, к которому тот, улыбаясь протягивает ручки. Иосиф изображен как человек средних лет, отнюдь не старик, с живыми, грустными и красивыми чертами лица. Тут, наверное, сказалась тоска молодого Рафаэля по утраченному в детстве отцу, который пережил его мать всего на два года - эти годы они провели вдвоём. Хочу заметить, что отец тоже был художником и после его смерти, Рафаэль заканчивал некоторые его работы!
Но, с другой стороны, художник не был аскетом - у молодого Рафаэля есть рисунок небольшого размера - "Леда и лебедь" и в этом рисунке, заметна натуралистическая сексуальность и сам сюжет мифа позволяет додумывать подробности кокетливого сюжета.
Хочу ещё раз повторить, что в Рафаэле рано проявились таланты не только художника, но и архитектора, и скульптора. На выставке помещены большие круглые бронзовые рельефы мастерски изображающие сцены из Святого Писания. А как археолог, исследуя детали раскопок древнеримской архитектуры, через время, вырос как один из ведущих архитекторов того времени, проектируя собор святого Петра...
На выставке, помещена копия громадной фрески, написанной для Сикстинской капеллы с названием "Афинская школа", в которой люди изображены в человеческий рост, что при близком рассмотрении придаёт ей особый колорит! В центре картины изображены два философа - Платон и его ученик Аристотель, а вокруг другие известные в Афинах философы и мыслители: Сократ, Пифагор, Эвклид и другие.
Так же привлекает внимание портрет Папы Римского Юлия Второго В кресле сидит старик, но непростой - жизнь этого Папы полна властной жестокости, что подчёркивают пронзительные глаза, расслабленность и вместе сосредоточенность, а колючая бородка подчёркивает возраст. Ало-красные одежды символизируют силу и значительность этого персонажа!
Ещё одна интересная работа - Бог Создатель изображён в небе, сидит на мифических зверях и окружён ангелами. Есть ещё маленький, но очень яркий, красочный эскиз и здесь же большой гобелен по этой картинке, где Творец мира представлен мощным и всесильным человеком - символом!
И ещё одно святое семейство, написанное позднее - с мальчиком Иоанном Крестителем, святым Иосифом - стариком и девушкой Мадонной с Младенцем на руках.
Привлекает внимание картина - Мадонна с Младенцем и святая Анна с Иоанном Крестителем - может быть это самая живая картина Рафаэля на библейские сюжеты. Строгая, пожилая Анна, с ребёнком чуть старше Иисуса и девушка Мадонна с маленьким Иисусом, который с улыбкой протягивает что-то ребёнку Иоанну. Все кроме Анны улыбаются!
...В конце жизни, появляется монохромные портреты и один из них известный портрет Балдассаре Кастильоне - автора книги о манерах придворных и друге художника. Только его глаза сделаны голубой краской и это придает портрету загадочный вид!
И ещё один портрет полуобнажённой женщины, с кокетливой улыбкой и тёмными глазами - возможно любовницы Рафаэля...
Выставка Рафаэля, представлена в специально переделанных залах, для лучшего представления больших полотен мастера.
Работ художника тут сравнительно немного и потому, они выставлены свободно и выделяются на фоне высоких стен - даже в присутствии многих зрителей, всегда есть возможность хорошо рассмотреть понравившиеся работы...
Рафаэль, несмотря на свою короткую жизнь написал около тысячи картин и рисунков и стал образцом и примером мастерства для многих поколений художников во всём мире!
После просмотра этой выставки, мне невольно вспомнились полотна Мурильо в Севилье, в Музее изящных искусств, где мы недавно побывали - меня тоже поразило мастерство этого художника, которого многие критики называют "испанским Рафаэлем".
Но о посещении этого музея я напишу позже, а здесь я ограничусь коротким репортажем с выставки, - более подробно о творчестве Рафаэля - художественного гения Ренессанса - постараюсь написать позже!
Июнь 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
Оксфорд и Рафаэль Санти.
...О Кембридже я уже писал. Теперь хочу рассказать о поездке в Оксфорд...
Поехали в субботу утром на станцию метро Мабл Арч и у автобусной остановке рядом с Гайд парком стали ожидать автобуса...
Английский газон и листва на крупных деревьях в парке, под лучами яркого утреннего солнца, празднично играла ярко-зелёным и по дорожкам деловито бежали любители ранних прогулок.
В такое утро, любая поездка доставляет удовольствие - так приятно из окна наблюдать за проносящимися мимо сельскими видами с полями, лугами и лесами...
Желающих уехать в Оксфорд было достаточно много и мы стояли минут десять ожидая автобуса, опасаясь, что для нас не хватит мест. Но мы напрасно беспокоились - автобус двухэтажный, комфортный с кондиционером и Вай Фаем вместил всех и ещё свободные места остались.
"Заселившись" внутрь, мы остались внизу, а большинство пассажиров поднялись на второй этаж - оттуда лучше видны окрестности хайвэя.
Езды всего около ста минут и уже в одиннадцать часов мы были в центре Оксфорда, на автостанции. Вышли из автобуса и окунулись в толпы туристов. Их были уж очень много -тысячи и тысячи - и в основном школьники!
Такое на моей памяти бывало в советские праздники, когда сотни тысяч людей рассредоточивались в примыкающих улицах, а потом с песнями транспарантами и флагами выходили на центральную улицу и шествовали мимо трибун на городских площадях...
В это день, нечто похожее происходило и в старинном Оксфорде.
Справка об Оксфорде из Википедии:
"...Оксфорд (англ. Oxford - "воловий брод", "бычий брод", произносится [;;ksf;d]) - город в Великобритании, столица графства Оксфордшир. Оксфорд известен благодаря старейшему в англоязычных странах и одному из старейших в Европе высших учебных заведений - Оксфордскому университету. Оксфордский университет - это уникальное и историческое учреждение. О точной дате его создания не известно, но открыт он был, как духовная академия при местном крупном монастыре - тогда это было обычным делом. Однако, в той или иной форме обучение в Оксфорде существовало уже в 1096 году. А с 1167 г., когда Генрих II объявил о запрете английским студентам поступать в Парижский университет, обучение стало быстро развиваться. Все ведущие рейтинги учебных заведений Великобритании называют этот университет лучшим в стране; кроме того, он дал миру около 50 Нобелевских лауреатов.
Оксфорд стоит на берегу Темзы. Примечательно, что протекающий через город участок реки длиною в 10 миль принято называть The Isis. В 2015 году население составляло 159 574 человек, из них около 30 000 - студенты университета..."
"...С расположенных в центре Оксфорда башни Карфакса и колокольни церкви Св. Марии открывается живописный вид на город.
Крайст-Чёрч построен в 1546 году по приказу Генриха VIII. Это самый большой колледж Оксфорда. С момента основания колледжа в его колокол "Старый Том" ("Old Tom") звонят каждый вечер 101 раз (по числу монахов-основателей); раньше это возвещало о закрытии ворот и призывало монахов вернуться на территорию колледжа. Часовня колледжа - Оксфордский собор (англ. Christ Church Cathedral, Oxford), самый маленький в Англии.
Колледж Магдалины (англ. Magdalen College, Oxford) основан в 1458 году одним из преподавателей Винчестерского колледжа. По традиции каждый год 1 мая в 6 часов утра на верхней площадке готической башни этого колледжа хор поёт евхаристический гимн XVII века, послушать который на близлежащей улице собирается большая толпа горожан и туристов.
Из Университетского колледжа был отчислен поэт Шелли за безбожие; ныне ему здесь же воздвигнут памятник. Колледж основан в 1249 году. Корпуса XVII века в стиле ренессанс или поздней готики. Бодлианская библиотека была основана в 1598 году. Это самая крупная библиотека в Оксфорде, в ней 6 миллионов книг. Музей Ашмола основан в 1683 г. Это первый в Англии музей, открытый для посещения. Здесь можно увидеть произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта и Констебля. В Cast Gallery можно увидеть 250 греческих статуй. Ботанический сад основан в 1621 г. Здесь изучали лекарственные растения, а также растения, имевшие научное значение. Розарий посвящён открывателям и исследователям пенициллина.
Не менее интересным местом для посещения может представиться Крытый рынок ("Covered Market"). Он находился в центре города, под открытым небом. Являясь самым опасным с точки зрения санитарии местом, рынок должен был быть уничтожен, но в итоге власти решили, что целесообразнее будет переместить его в здание, что и было сделано в 1774 году. Сейчас там можно купить продукты, разнообразные товары и сувениры, посидеть в кафе.
Среди других известных музеев Оксфорда: Музей истории Оксфорда, Коллекция музыкальных инструментов Бэйта (англ. Bate Collection of Musical Instruments), Университетский музей Оксфорда.
В Оксфорде можно найти известные на весь мир пабы. Среди них особое место занимает открытый в 1650 году паб The Eagle and Child, известный тем, что там проходили встречи литературного кружка "Инклинги" (англ. Inklings), членами которого являлись Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис. Кроме того, необходимо отдельно отметить пабы Lamb and Flag (англ. Lamb & Flag (Oxford)), Turf Tavern (англ. Turf Tavern) (который в свою очередь известен тем, что там, в бытность учёбы в Оксфорде, проводил свой досуг Билл Клинтон) и др..."
...Но нас с женой, особенно сегодня, достопримечательности интересовали мало. Целью нашего посещения был музей, в котором проходила выставка работ, а точнее рисунков Рафаэля Санти - пожалуй самого одаренного из всех гениальных художников эпохи Ренессанса, своим мастерством поражающего и наших современников!
Справка из Википедии:
"...Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим) - великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы...
Рафаэль рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494. Отец был художником и поэтом и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа - фреска "Мадонна с младенцем", до сих пор находящаяся в доме-музее.
К числу первых работ относятся "Хоругвь с изображением Святой Троицы" (около 1499-1500) и алтарный образ "Коронование св. Николы из Толентино" (1500-1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло...
В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - "Мадонна Солли", мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Первые картины, написанные не на религиозную тематику - "Сон рыцаря" и "Три грации" (обе - около 1504).
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - "Обручение Девы Марии Иосифу" (1504), "Коронование Марии" (около 1504) для алтаря Одди.
Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: "Мадонна Конестабиле" (1502-1504), "Святой Георгий, поражающий дракона" (около 1504-1505) и портреты - "Портрет Пьетро Бембо" (1504-1506).
В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне...
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь" и рисунок со "Св. Матфеем" Микеланджело. "...те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры."
Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от "Джоконды". Именно для Аньоло Дони Микела;нджело Буонарро;ти в это время создаёт тондо "Мадонна Дони".
Рафаэль пишет алтарные полотна "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари" (около 1505), "Положение во гроб" (1507) и портреты - "Дама с единорогом" (около 1506-1507).
В 1507 году знакомится с Браманте.
Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых - "Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем" (около 1506-1507). "Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)" (1505-1507), "Св. Екатерина Александрийская" (около 1507-1508)...
Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).
Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт "Мадонну Грандука" (1505), "Мадонну с гвоздиками" (около 1506), "Мадонну под балдахином" (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся "Мадонна Террануова" (1504-1505), "Мадонна с щегленком" (1506), "Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем ("Прекрасная садовница")" (1507-1508)...
Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - "Диспута" (1508-1509), "Мудрость, Умеренность и Сила" (1511), и самые выдающиеся "Парнас" (1509-1510) и "Афинскую школу" (1510-1511)...
Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина - полностью расписана учениками...
Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.
В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон "Чудесный улов" (всего до нашего времени дошло семь картонов).
Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513-1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.
В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.
В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна...
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: "Святая Цецилия" (1514-1515), "Несение креста" (1516-1517), "Видение Иезекииля" (около 1518).
Последним шедевром мастера является величественное "Преображение" (1516-1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля...
В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью "Мадонна Альба" (1510), "Мадонна Фолиньо" (1512), "Мадонна с рыбой" (1512-1514), "Мадонна в кресле" (около 1513-1514).
Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая "Сикстинская мадонна" (1512-1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. ""Сикстинская мадонна" поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии."
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет "Портрет папы Юлия II". "В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе." По заказам папского окружения были написаны "Портрет кардинала Алессандро Фарнезе" (около 1512), "Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси" (около 1517-1518).
Особо выделяется "Портрет Бальдассаре Кастильоне" (1514-1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой "Автопортрет". Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет "Портрет Биндо Альтовити" (около 1515).
Последний раз Рафаэль изобразил себя на "Автопортрете с другом" (1518-1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий...
Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска "Триумф Галатеи" . "Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти."
Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них есть подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения.
Сам Рафаэль гравюрами не занимался. Однако Маркантонио Раймонди создал большое количество гравюр по рисункам Рафаэля, благодаря чему до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Художник сам передавал Маркантонио рисунки для их воспроизведения в гравюре. Маркантонио не копировал их, а создавал на их основе новые художественные произведения, он занимался этим и после смерти Рафаэля.
Гравюра "Суд Париса" вдохновит Мане на знаменитый "Завтрак на траве".
Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами.
Вазари писал, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно", но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть" (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori)..."
...Я специально дал такие длинные цитаты из Википедии, чтобы читатели поняли, как много замечательных рисунков, картин и фресок было создано гениальным художником за свои тридцать семь лет жизни!
Невольно вспоминается Пушкин, который тоже за тридцать семь лет создал целую эпоху в русской литературе и стал для России тем, чем стал для Англии Шекспир!
Из истории жизни этих гениев можно сделать вывод, что талант раскрывается очень рано и чрезвычайно плодотворен. Это касается всей области творчества доступного человеку.
И на наше счастье, творчество именно таких гениев движет живопись, искусство, литературу в будущее.
Но увы, часто жизнь и работа таких самородков становятся вершиной, после которой идет медленный упадок, приводящий искусства либо к жалкому подражанию, либо уже к бесстыдному зарабатыванию денег, используя невежество большинства современных обывателей!
...В буддизме исторический процесс и человеческие цивилизации изображается, как смена разных по уровню эпох, которые достигая апогея развития, клонятся к закату и самоуничтожению. Гегель считал древнегреческую скульптуру, вершиной искусства ваяния, повторить которое человечество уже не сможет, по разным причинам.
Нечто подобное мы видим в живописи Ренессанса, которое тоже стало вершиной изобразительных искусств, после которого, художественное изображение мира, медленно, но неуклонно двигалось к упадку и завершается сегодня полнейшей профанации способности человека видеть и повторять в красках красоту и совершенство, существующего вокруг нас мира природы и человека.
К сожалению, такая деградация искусства, может служить первыми приметами грядущего коллапса человеческой цивилизации, о котором так упорно твердили буддисты. И в истории человечества гибель локальных цивилизаций уже неоднократно имела место, но эти местные "апокалипсисы" не захватывали большинства человечества.
...Сегодняшняя ситуация с набирающим силу глобализмом и изобретением оружия массового поражения, неуклонно приближает мир к чему-то трагически громадному и страшному, то есть к крушению, самоисстреблению человечества, по сравнению с которым картины библейского Апокалипсис, покажутся легкомысленной прогулкой в диснеевский Ад.
Но эту тема уже другой статьи.
...Испорченный вкус и чудачества богатых коллекционеров привело к появлению так называемого модерна, а потом и авангарда, которым они покровительствовали. Знаменитости и основатели этого псевдоискусства: Шагал, Кандинский, Малевич, Пикассо, Джакометти и подражающие им искатели "новых форм и содержания" превратили живопись в собрание детских каракуль, которые сегодня выдаются за достижения и передовое слово в живописи. Сегодня собрание таких "передовиков" переполняет галереи и выставки во всем мире.
А у тех, кто восхищается этой нарочито нелепой мазней и увечными скульптурами, хватает наглости утверждать, что это и является проявлением человеческого духа в современном мире!
Если без горячности анализировать сегодняшние тенденции в развитии живописи, то надо признать деградацию современной живописи под словом "модерн", как некий факт процесса дегуманизации культуры, охвативший, в том числе и мир Живописи!
...Но возвратимся к нашему посещению выставки рисунков Рафаэля...
Первое впечатление от рисунков Рафаэля - неподражаемое чувство формы и твердость руки художника. И это проявилось в нем с малых лет.
Но помимо дарования, был ещё колоссальный труд - за свои тридцать семь лет, Рафаэль создал тысячи рисунков и сотни картин, десятки портретов, включая огромные полотна-фрески на стенах папских зданий и частных владений.
Именно этого не хватает сегодняшним "мазилам", которые, отсутствие таланта и трудолюбия скрывают за туманными и многозначительными объяснениями своей мазни!
Я уже не один раз писал о деградации современного искусства и основные причины возникновения этого "профессионального" дилетантства, заключены в желании богачей-заказчиков иметь что-то особенное, пусть и уродливое, отличающее их коллекции от других.
Именно уродливостью, изображённой на холстах, и хвастают нынешние нувориши - они и являются покровителями и заказчиками у таких, с позволения сказать, художников!
А проныры - художники, наживаются на этом, в своем кругу посмеиваясь над дилетантами, обманутыми многозначительными пояснениями содержания их мазни!
...К сожалению, мы попали на выставку только к вечеру и у нас был только час, чтобы бегло просмотреть более сотни рисунков, выставленных в небольшом помещении. Некоторые рисунки, со временем утратили четкость и ясность изображения и потому, приходилось вглядываться напрягая зрение и щуря глаза. Свет в галерее тоже был не очень хорош и это портило впечатление от замечательных работ художника.
И все-таки, это собрание произвело на нас неизгладимое впечатление и выйдя из музея, мы ещё долго стояли под колоннадой у входа (начался мелкий противный дождик) и взволнованно обсуждали увиденное!
Потом, пошли под дождём на автостанцию и поехали назад, в Лондон...
На хайвэе было тесно и мокро.
Вода из под колёс впереди идущих машин обрушивалась на переднее стекло нашего, стремительно летящего вперёд автобуса и мешала видеть красивые окрестности: поля светло - коричневой пшеницы кое-где уже убранной, зеленые луговины среди леса, пологие холмы на горизонте...
В Лондон приехали, когда дождь уже закончился, оставив лужи на улицах и тротуарах.
Темное небо и слякоть под ногами, не смогли испортить нам возвышенное настроение после встречи с гением живописи, Рафаэлем Санти...
И после вечернего чая, переполненный впечатлениями, я сел писать эти заметки, восстанавливая в памяти все увиденное в Оксфорде...