Аннотация: В этой части пойдёт речь о воспитании и равнодушии российских чиновников!
О воспитании
...Подлая привычка лести, может развратить даже принципиального человека, а беспринципного часто приводит к подлостям, которые расхлёбывает, то множество народа, которое от таких управителей зависят...
Быть начальником - это чрезвычайно рискованное и неблагодарное ремесло, к которому сегодня, готовы только единицы.
С "начальниками" сегодня напряжёнка во всём мире...
Во Франции, на последних выборах, когда победил Ширак, в моде был лозунг: "Лучше мошенник (имелся ввиду Ширак), чем фашист". А в Англии Тони Блэра, в парламенте, его политические противники, громогласно называли лгуном. Сегодня действительно не из кого выбирать и потому, хороший управитель, это анахронизм - времена Черчилля, Сталина, Рузвельта и Де Голля канули в лету.
Это я говорил о так называемых Кесарях, а теперь надо коснуться хотя бы вскользь духовных пастырей.
Церковь, всегда была значительной силой в обществе, однако Праведники в дореволюционной России появлялись один - два в сто лет. Конечно вспоминается Серафим Саровский. Всех остальных и "верой", и "рассудительностью" затмевал Глава Синода, известный Победоносцев, правление которого породило печально известного Гришку Распутина и его врага, монашка Иллиодора.
Но и здесь в России мало что изменилось за сто лет и в стране сегодня расплодились псевдо - пророки. Например, по "Голосу России" Жанна Бичевская, раз в неделю ведёт программу, которая, наверное, задумана как религиозная, но получается какая - то смесь религиозного национализма, с рекламой распутинщины!
Я не поверил своим ушам, когда услышал чуть ли не анафемы "неверным", в интервью с какой-то бывшей филологической дамой, которая сегодня стала "Матушкой" и которая пишет сладкие апологии Распутину, называя его святым старцем. И за всем этим слышится какое - то дремучее сектантство, которое выступает почему - то на государственном радио.
На радиостанции, называющей себя "Свободой", отдел "религии", возглавляет, некто Яков Кротов. Этот представляет из себя либерального деятеля, служащего по отделу средств массовой информации, который саркастически относится ко всему в мире и особенно к православию.
Но он, подобно попу без прихода, защищает права граждан на атеизм намного взволнованней, чем отстаивает догматы церкви.
Я бы его назвал церковным "леваком", потому что его задача, судя по программам, есть отстаивание прав бедных женщин на аборты, и однополые браки.
Но слава богу, оба вышеописанных персонажа обходят подлинные проблемы веры стороной - одна защищает интересы бывшнго российского Кесаря, другой, Кесаря Американского.
И в связи с поощрением российским радио, а также антироссийским разного рода пророков защищающих "подлинное" христианство, я хочу процитировать Толстого, который описывает фигуру Победоносцева:
"Должность, которую занимал Топоров, по назначению своему составляла внутреннее противоречие, не видеть которое мог только человек тупой и лишенный нравственного чувства. Топоров обладал обоими этими отрицательными свойствами. Противоречие заключавшееся в занимаемой им должности, состояло в том, что назначение должности состояло в поддержании и защите внешними средствами, не исключая и насилия, той церкви, которая по своему же определению установлена самим богом и не может быть поколеблена ни вратами ада, ни какими бы то ни было человеческими усилиями. Это то божественное и ничем не поколебимое божеское учреждение должно было поддерживать и защищать то человеческое учреждение, во главе которого стоял Топоров с своими чиновниками. Топоров не видел этого противоречия или не хотел его видеть и потому очень серьёзно был озабочен тем, чтобы какой-нибудь ксёндз, пастор или сектант не разрушил ту церковь, которую не могут одолеть врата ада. Топоров, как и все люди, лишённые основного религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей, был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа необходимо нужно то, без чего он хорошо может обходиться. Сам он в глубине души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы народ не пришёл в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого народ..."
...В России сегодня существует определённое количество людей, которые ни во что кроме денег не верят, но при этом считают себя верующими и даже жертвуют свои денежки на церковь, правда по мелочи. Эти люди присутствуют на церковных службах, даже встают на колени и крестятся, но выйдя из церкви, сразу о ней забывают и по мобильнику начинают говорить о делах, то есть о деньгах. Момент не подлинности и фарисейства, позволяет этим лицемерам не только примирять свои дела с церковными канонами, но и выступать в качестве гонителей любого искреннего желания уверовать в нечто отличное от фальшивой веры - противоестественного симбиоза суеверий и накопительства. При этом они цитируют библию, выискивая в ней подходящие" цитаты, для того, чтобы доказать, что суета и алчность вовсе не противоречат заветам Христа!
Такая псевдо - вера отталкивает от церкви может быть самых правдивых и искренних людей, тем самым притягивая лицемерных и неискренних.
Сегодня называть себя верующим православным христианином стало модно и потому, в печати появляются высокие цифры о количестве верующих в России, но большинство из тех, кто считает себя православным, на самом деле даже не язычники, а просто безрелигиозные люди. Поэтому наверное в России так яростно восстают против введения в школьную программу урока религиозности!
Очень много так же людей, которые искренне считают себя верующими, но не знают во что они веруют. Лесков кажется сказал, что Россия была крещена, но не просвещена и ныне, как никогда, суеверных намного больше чем верующих.
И судя по всему, государство поддерживает эти суеверия, вместо того, чтобы их рассеять - иначе чем объяснить злобный, нетерпимо - кликушествующий тон "православной" радиопередачи на "Голосе России", где ведущая и гости в один голос уверяют нас, что только они и те кто с ними - подлинно верующие.
Но ведь христианство живо благодаря закону любви, который провозгласил Иисус Христос, а тут откровенная и яростная ненависть против тех, кто с ними не согласен.
Отсутствие в стране этого закона любви и приводит к чудовищно жестоким и бессмысленным преступлениям и цинизму большинства, которое на словах соглашается с Христом, но на деле, за деньги, готовы на любое преступление!
По сути дела, роман "Воскресение - это детектив о преступлении, о суде и о наказании. И в этом "криминальном" романе, автор анализирует состояние судебной системы, гражданских прав и пенитенциарных заведений.
...Лев Толстой, в "Воскресении", делит тогдашних российских преступников на пять категорий:
"Один, первый разряд - люди совершенно невинные, жертвы судебных ошибок. Другой разряд составляют люди, осуждённые за поступки, совершенные в исключительных обстоятельствах, как озлобление, ревность, опьянение и т. п., такие поступки, которые почти наверное совершили бы в таких же условиях, все те которые судили и наказывали их. Этот разряд... едва ли не более половины всех преступников...
...Пятый разряд, наконец, составляли люди, перед которыми общество было гораздо больше виновато, чем они перед обществом. Это были люди заброшенные, одурённые постоянным угнетением и соблазнами, ... которых условия жизни, как будто систематически доводят, до необходимости того поступка, который называется преступлением..."
На днях министр Внутренних дел Рашид Нургалиев признал, что Россия сегодня переживает третью волну беспризорности. Первая была после Мировой и Гражданской войн, вторая - после Великой Отечественной, и сегодня третья - после чиновной контрреволюции и периода правления "экономистов" - русских либералов. Нургалиев говорил о почти миллионе сирот, о двух миллионах неграмотных подростков и о шести миллионах детей живущих в антисоциальных условиях. Представьте себе, что вырастет из этих заброшенных, "изувеченных" общественным равнодушием, ребятишек.
И тут всплывает извечный русский вопрос - Кто виноват!?.
Общество вышвырнуло этих детей на улицу, а потом будет их судить за противоправные поступки и будет бросать их в тюрьмы и колонии, в которых они окончательно могут потерять человеческий облик.
Лет двадцать назад я написал сценарий к документальному фильму, который назывался - "Кто виноват?" (Фильм снять не удалось, но сценарий остался) Там я пытался выяснить - когда и почему ребёнок становиться "переступником" закона.
В детском саду уже преступник? - спрашивал я воображаемого оппонента, и отвечал - Нет!
В первых классах школы, уже преступники? - и отвечал - Нет! Ещё нет.
И получалось, что преступниками становятся после четырнадцати лет, то есть в подростковом возрасте - сейчас может быть раньше потому что ситуация сильно изменилась в худшую сторону.
И я пришёл к выводу, что характер ребёнка формируется, как и утверждают психологи до пяти лет, а направление этого характера в добро или во зло, формируется с пяти лет до взрослого состояния. И тут всё зависит от воспитания и от воспитателей!
Если главной целью воспитания в обезбоженной стране, которой на мой взгляд сегодня стала Россия, делается зарабатывание денег и обогащение, если воспитатели часто сами преступники, алчные и бессовестные люди, но не попавшиеся в сети правосудия из- за своей хитрости и изворотливости, то тогда как мы можем судить детей и бестрепетно отправлять их в тюрьмы и лагеря, которых сами так воспитали?
Ведь преступники на самом деле - это те люди, которые довели страну до всплеска беспризорности те, кто вместо закона божия преподают приёмы, которыми можно обманывая и эксплуатируя слабых, зарабатывать деньги, а по сути дела - грабить слабых и беззащитных! Невольно вспоминается сцена из Евангелий, когда кроткий Иисус Христос гнал торговцев и менял из храма разбрасывая их прилавки.
Я не идеалист и понимаю, что преступность так же присуща человеческому обществу, как болезни человеческому телу, об этом ещё Дюркгейм говорил. Но продолжая аналогию можно предположить, что если мы создадим для детей нормальные условия, а взрослых будем наказывать, согласуя это с христианскими заповедями, то мы в течении нескольких десятилетий можем сделать очень многое. Это точно так же, если мы будем держать тело в чистоте, будем закаливаться и заниматься физической культурой, то мы и болеть будем меньше!
Во всяком случае начинать надо с того, что является не только условием демократии, но и условием христианизации - создавать равные первоначальные условия для всех или очень стремиться к этому, а дальше уже как бог решит!
Конечно, жизнь это длящаяся драма, но жить веря в любовь и добро - это цель и смысл жизни человека на земле. В любом случае мы должны стараться дать шанс каждому и помимо создания благоустроенных тюрем без почитания примитивных уголовных понятий, мы уже сегодня должны создать для детей хорошие условия для начала жизни!
В этом есть и экономические резоны - если мы будем строить школы, подростковые и досуговые клубы с спортзалами и музыкально - живописными студиями, тогда нам меньше придётся тратить денег на строительство тюрем и содержание милиции, охранников, воспитателей в детских колониях, где они никого уже не могут перевоспитать.
Иначе говоря мы перестанем бессмысленно бросать деньги на ветер, а будем их "инвестировать" в будущее российского общество, чтобы получать в уже в недалёком будущем нравственную и экономическую прибыль!
А для этого нужно не только создавать программы, которых в стране уже несчитанное количество, а осуществлять хотя бы некоторые из них, и начинать с того, что рассказывать самим воспитателям о Иисусе Христе и о том, как он бы решил действовать, осуществляя эти программы!
Конечно честных и добросовестных исполнителей сегодня немного, но они есть!
Толстой так описывает задачи чиновников:
"Да, я думал о том, что все эти люди: смотритель (тюрьмы), конвойные, все эти служащие, большей частью кроткие, добрые люди, сделались злыми только потому, что они служат... Все эти люди, очевидно, были неуязвимы, непромокаемы для самого простого чувства сострадания, только потому, что они служили.
...Может быть и нужны эти губернаторы, смотрители, городовые, но ужасно видеть людей, лишённых главного человеческого свойства - любви и жалости друг к другу".
И тут Толстой поясняет:
"Если можно признать что бы то ни было важнее человеколюбия, хоть на один час... то нет преступления, которое нельзя было бы совершать над людьми, не считая себя виноватым...
Всё дело в том, что люди эти признают законом то, что не есть закон. И не признают законом то, что есть вечный, неизменный, неотложный закон, самим богом написанный в сердцах людей... Я просто боюсь их. И действительно люди эти страшны. Страшнее разбойников. Разбойник всё - таки может пожалеть - эти же не могут жалеть...Вот этим то они ужасны... Говорят ужасны, Пугачёвы, Разины. Эти в тысячу раз ужаснее... Если бы была задана психологическая задача: как сделать так, чтобы люди нашего времени, христиане, гуманные, просто добрые люди. совершали самые ужасные злодейства, не чувствуя себя виноватыми, то возможно только одно решение: надо, чтобы было то самое, что есть, надо, чтобы эти люди были губернаторами, смотрителями, офицерами, полицейскими, то есть, чтобы, во - первых, были уверены, что есть такое дело , называемое государственной службой, при котором можно обращаться с людьми как с вещами, без человеческого, братского отношения к ним, а во - вторых. чтобы люди этой самой государственной службой, были связаны так, чтобы ответственность за последствия их поступков с людьми не падала ни на кого отдельно. Всё дело в том, что люди думают, что есть положения, в которых можно обращаться с человеком без любви. С вещами можно обращаться без любви: можно рубить деревья, делать кирпичи, ковать железо без любви; но с людьми нельзя обращаться без любви. Так же как нельзя обращаться с пчёлами без осторожности.... И это не может быть иначе, потому что взаимная любовь между людьми есть основной закон жизни человеческой..."
...Нынешние чиновники - тоже одна из главных причин страдания народа и страны. Это люди в основном без чести и без совести и самое страшное, что они ни за что не отвечают- ни перед Богом (потому, что в него не верят), ни перед людьми - они в сегодняшней России действительно страшнее бандитов, потому что бандюки, за "базар" обязательно отвечают, у них даже неписанный воровской закон существует, по которому их можно наказать и даже убить если они его нарушают, что и происходит время от времени.
Чиновники же в России не подсудны никакому закону - они берут взятки, воруют, разваливают порученное им дело и ни за что не отвечают.
Более того, в силу такого состояния они ненавидят тех кто что - то делает и чего - то добивается. Завидуют и ненавидят потому что такие люди показывают своим примером как надо умело и самоотверженно работать, заботясь не о себе, а о народе, который от них зависят - безответственность отличительная черта российского служащего, а в силу их традиционного атеизма, ни в какую человеческую любовь они тоже не верят.
Я это на себе испытал, когда работал в подростковом клубе - приходил к чиновникам и пытался им что то объяснять, говорил, что это нужно детям. Помню, как одна, "приятная" дама средних лет со злобой меня оборвала. "Да что вы меня коммунизму учите!"
Целая генерация чиновников выработала такие корпоративные идеалы, по которым считается умным и профессиональным положение, когда вы за малую работу получаете большую зарплату, а те, кто много работает и мало получает, считаются среди таких чиновников дурачками и недалёкими людьми не умеющими жить!
При такой идеологии бесчестия и захребетничества, никакие самые замечательные и умные программы улучшения жизни не будут работать и тут только один путь - вернуть Бога в души этих людей...
Тогда всё постепенно, с трудом, но преобразуется - в этом я не сомневаюсь. Нужно больше исполнителей, которые бы в начале работы не требовали больших денег, а думали над новыми идеями и звали бы честных, религиозных людей к себе в помощники. Опыт жизни показывает, что если человек работает не за деньги, а за совесть, он в конечном итоге получает всё - известность, уважение и в конечном итоге и деньги!
2005 - 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian- albion.com/ru/jurnal