Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

О церковном творчестве и современном православии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/05/2019. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О церковной догме, которая пришла к нам из давних времён и не соответствует сегодняшнему миропониманию людей-верующих.

  •   
      Упадок церковного творчества.
      
      Эпиграф: "Древнее правило властителей, гласит: "Что угодно государю, то имеет силу закона"".
      Сегодня мы наблюдаем в России не только усиление светской власти, когда от нашего личного мнения и от нашей свободы воли ничего не зависит, но и духовной власти, тоже. И если в первом случае это уместно и необходимо, так как государство это инструмент принуждения и согласования множества свободных воль, то в случае с Русской Православной Церковью - это отступление от заветов Спасителя, который приравнял перед Богом царя и раба, нищего и богача. Именно он сказал: "Царствие моё не от мира сего!". А если Церковь, выстраивая отношения чинопочитания, уподобляясь светскому государству, то она тем самым отходит от подлинного христианства.
      Со времён апостольских, во многом, Церковь была антитезой жестокой государственности и выстраивалась на заветах Иисуса Христа - суть которых - любовь, сострадание, равенство всех перед Богом и конечно же свобода духа. То, что в человеке ранено законностью и жестокостью принуждения государства - "царствия мира сего", лечила Христова Церковь. Но это возможно, только в противостоянии материального и духовного, как неизбежного жизненного противоречия, которое и даёт энергию движения человеческой цивилизации...
      Сам Иисус Христос и своей жизнью и проповедью Нового Завета сделал духовную свободу краеугольным камнем и непременным условием христианства. "Дух дышит - где хочет" - провозглашал Спаситель и собственным примером подтверждал эту истину. Отрицание духовной и религиозной несвободы и привели Его к столкновению с фарисеями, а потом с Синедрионом, и к осуждению Спасителя на крестную муку...
      Чтобы понять, что такое свобода духа, попробуем разобраться, а что же такое несвобода...
      Несвобода носит различный характер и одна из форм - гласная или негласная цензура, когда определённый орган поставлен системой для подавления инакомыслия. Но ведь Церковь не государство и борьба идей в ней рождает историческое движение в сторону углублённого понимания Библии, и Нового Завета в том числе...
      Мне вспоминается случай из истории Российской Православной Церкви упоминаемый Георгием Флоровским в одном из своих трудов, о крайней точке подконтрольности Церкви государству уже в девятнадцатом века после рождения Христова. Одно время в пажеских корпусах запрещали воспитанникам самостоятельно читать Евангелия боясь, что могут не то и не так прочитать и напитаться "свободой духа".
      Сегодня, в России ужесточается церковная цензура в информационном поле, под лозунгом "борьбы с сектантством". Не только в печатной продукции, но и в интернете, устанавливаются разного рода запреты и ограничения под видом "разрешительности". Сегодня, без "благословения" патриарха или даже областного иерарха, представленного разного рода и уровня комиссиями, вы не сможете напечатать или опубликовать в интернете, на православном сайте, материалы не соответствующие "линии партии" не только по истории церкви, но и своих впечатлений от прочтения Священного Писания.
      Вам, конечно, как в давние, прежние времена, за расхождения с установившейся и одобренной Священноначалием точкой зрения, язык не вырежут и руку в назидание не отрубят, как это сделали с Максимом Исповедником, но обвинят в лучшем случае в "непрофессионализме" и печататься не позволят.
      И церкви, в этом ужесточении негласной и гласной цензуры, помогает государство. Ситуация начинает немного напоминать Византию в Средние Века, когда императоры, зачастую и были главными "богословами" и писали законы, которые на их монарший взгляд, соответствовали церковной истине. Вспомните хотя бы Юстиниана Великого, который узаконил теорию "симфонии" властей.
      И Церковь, часто с этим мирилась и даже поддерживала "начальство". В результате такого вмешательства, богословие постепенно впало в "одичание" услужая не "Богу, но Кесарю". А для нескольких поколений церковников это стало нормой церковной жизни! Почитайте о "подвигах" некоторых средневековых Пап, и вы поймёте о чём я говорю...
      Нечто подобное может произойти и уже происходит, сегодня в России. Священноначалие, становясь на место самого Христа, требует для себя формулы: "Что угодно Священноначалию, то имеет силу закона". Не знаю, как в книжном мире, но в русской церковной блогосфере, печатается всё меньше интересных работ, а основной "тренд", как говорят сегодня просвещённые батюшки, похож на светский "одобрямс" или кальку с Катехизиса Макария.
      И тут вопрос встаёт: "А цензоры кто?" Если бы это были фигуры уровня Иоанна Златоуста , Максима Исповедника, или Антония Сурожского, с этим можно было согласиться. Но ведь, "новые цензоры", представляют из себя часто церковных чиновников, которые свою богословскую "срединность" пытаются сделать основополагающим мерилом богословия...
      Конечно, иногда, ещё можно встретить статьи и работы, которые независимы, интересны и не комплиментарны, по отношению к нынешнему положению в Русской Церкви, к нынешнему Священноначалию. Однако таких статей и авторов становится на мой взгляд все меньше. Большинство же пишущих о современном православии, не хотят или опасаются поднимать острые вопросы, ставить наболевшие проблемы и просто говорить правду.
      Ссылки на самое высокое церковное начальство, становятся самой популярной темой российского богословия.
      Но бывают случаи ещё неприятнее. Как -то в разговоре с Владыкой Елисеем, отстаивая свою точку зрения, я сослался на слова Патриарха Кирилла. Владыка вскипел - ему очень не понравилась моя ссылка, потому что он посчитал, что я недостоин цитировать "самого" Патриарха!
      А я не стал ему говорить, что в одном из библиографических справочниках богословских работ, моя фамилия стояла рядом с именем Патриарха, правда вполне незаслуженно, потому что моё богословие не академическое...
      Невольно вспоминаются годы застоя и упоминание, кстати и некстати, имен генсеков, которые стали тогда чуть ли не образцом партийности и нравственности. Чем эта эпоха соглашательства и чинопочитания закончилась, мы все ещё хорошо помним!
      Настораживает, поголовное увлечение иерархов бытовой стороной веры, а точнее материальным обеспечением не только своих епархий и приходов, но и личного быта пастырей. "Лексусы", "Мерсы" и прочие дорогие "безделушки", становятся лицом "владельцев" прихода, престижными вещами, которые батюшки стараются заводить себе, подчёркивая статусность и вес "профессии" священника.
      Меня, как и многих других прихожан, богатство священников раздражает и не потому, что клир не должен иметь статусных, дорогих вещей. В конце концов священники тоже люди и им присущи недостатки окружающего мира.
      Но в стране, где около двадцати миллионов бедняков, а среди них наверное много верующих, кичится своим богатством или скрывать их, что ещё хуже - совсем нехристианская черта. Такое отношение к людям, к прихожанам является фарисейством, как бы и чем бы батюшки не оправдывали свою алчность!
      Я уже говорил, что церковное разделение на "начальство" и "подчинённых" и приравнивание иерархов к высокого ранга чиновников, тоже не совсем по христиански!
       В интернете я видел ролик, на котором записано прохождение кортежа Патриарха по улицам Москвы, в сопровождении милицейских машины, с сиренами, в машине с мигалкой. Согласитесь, что внешнее обрамление власти Патриарха настораживает, потому что новый католический Папа, человек демократический и ведёт себя как обычный священник. Вот эта разница в поведении, тоже вызывает вопросы... Или в России всегда так было и будет?!
      ...Сребролюбие в сегодняшней церковной среде не только не осуждается, но негласно приветствуется. Особая "работа" с богатыми прихожанами, с олигархами или их семействами, становится приоритетом для настоятелей храмов. Такое отношение к Заветам Иисуса Христа вызывают естественное возмущение не только у светских атеистов, но и у многих искренне верующих прихожан...
      Вообще, почитание богатых людей, властного "начальства" в сегодняшней церкви, обретает какие - то сверхъестественные формы, всё чаще напоминающие снимание шапок и поясные поклоны крепостных во времена дореволюционные. Само устройство церкви, зависимость зарплаты служителей от благоволения иерархов, делают их своеобразными финансовыми "наместниками" Христовой церкви на земле! А то, что это противоречит подлинному христианству, Заветам Спасителя, уже никого не интересует и не волнует...
      Иногда, русская церковь вмешиваясь в политику, становится не только прислужником государства, но и его копией. Тут речь идёт даже не о "симфонии" властей светских и духовных. Церковь, всё чаще копирует позицию государства, как в вопросах веры, так и в вопросах рутинной жизни приходов и епархий. Так же заметно сближение позиций во взглядах на богатство или чинопочитание. А это опасная тенденция! Ведь ещё и ста лет не прошло после того, как после Октябрьской революции начались гонения на церковь, которая тогда для многих стала синонимом чиновного отношения к людям и к вере...
      Забывать об этом нельзя - ведь история может повториться, но уже не в форме общечеловеческой драмы, а банальной человеческой комедии. Превращение христовой веры в лицемерное фарисейство, может подтолкнуть к разрушению церкви через равнодушие и ироничность "пасомых" не верящих в "христианство" клира...
      Уже сегодня можно это наблюдать, когда иерархи, а вслед за ними и приходские батюшки, становятся дельцами, иногда откровенно хвастаясь своими успехами в "религиозном бизнесе" - свадьбах и похоронах. Естественно, что это вызывает у людей отвращение и насмешку...
      Такое положение вещей в церковной среде совершенно неуместно и может привести к разрушению веры, под напором критических, во многом обоснованных замечаний и комментариев...
      
      Октябрь 2011года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/05/2019. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка