Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Размышления о природе, лесная архитектур и комфорт

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 17/10/2023. 11k. Статистика.
  • Миниатюра: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дикая природа и одиночество, заставляют нас размышлять о смысле жизни!

  •   
      ...Несколько раз я натыкался в тайге на старые, заброшенные кладбища и чувство мистической тревоги охватывало меня. Среди глухого леса, особенно в сумерках, вид заброшенных могил воспринимался, как некий апокалиптический символ...
      Однажды, в тайге, недалеко от Байкала, я вышел в конце дня на зарастающую вырубку и вдруг увидел высокий, сделанный из толстого бруса, деревянный крест над безымянной могилой.
      А тут ещё Саян, нюхая воздух, басом залаял, словно на медведя или незнакомого человека, куда-то в заросшую вершину распадка!
      Нервно озираясь, я постарался успокоить собаку и быстро ушёл с этого загадочного места...
      Позже, я узнал, что это было литовское кладбище ссыльных переселенцев из Литвы...
      
      В тех же местах, я встретил остатки деревни, в которой жили литовцы из Прибалтики. Ладно, тщательно и аккуратно рубленные дома, стоящие уже без сгнивших крыш, в глухом, зарастающем ельником распадке.
      Дороги, оставшиеся с тех времён заросшие травой и кустарником, покрывали густой сетью, ныне заброшенную человеком тайгу.
      При виде всего этого невольно охватывает грусть.
      Сколько было слёз, страданий, тоски и радости, любви и ненависти, несбывшихся и реализованных ожиданий.
      В этих лесах, остались на лесных кладбищах могилы стариков и тех, кто не смог приспособиться и умер вдали от родины.
      Их потомки и родственники уехали, назад, в Прибалтику, а здесь, ещё стоят, пугая охотников, вырубленные из крепкой, не гниющей лиственницы, большие кресты, напоминая о временах войны и социальных потрясений...
      Ушёл человек из тайги и природа за несколько десятилетий залечила следы его пребывания здесь, укрыла пологом леса остатки его жизнедеятельности и всё стало, как было сотни и сотни лет назад...
      Человека нет, а красота и величавый покой природы остался.
      Из этого, я делаю вывод:
      
      "Человек - это часть природы и как бы не старался он изображать себя её владыкой, его самомнение и самоуверенность, разбиваются о величавое спокойствие похожее на равнодушие, разрушаются о вечные законы, управляющие всем живым и неживым в мире...
      Осознание себя как частицы природы, бессмысленность и опасность выделение себя как чего-то самостоятельного и независимого - всё это поможет человечеству выжить и превратиться в богоподобное существо, в истинную Церковь.
      И вместе с тем нельзя забывать, что было пришествие Иисуса Христа на землю, и Он указал Путь, Дорогу в будущее для человечества, через любовь, сострадание и самопожертвование.
      Суть христианства - в свободе и ответственности человека за слова и поступки, за их последствия. Становясь свободным, человек выбирает между злом и добром, и проводником по этому лабиринту личного выбора, являются Заповеди Христа..."
      ...Я недаром заговорил о религии.
      На лоне природы, ты ощущаешь себя, частицей мира, полноправным членом природного сообщества, соразмерного и мудро обустроенного, и невольно проникаешься чувством сопричастности всему, что происходит вокруг нас в природе.
      И задумываясь над причинами всего, что существует, приходишь к пониманию сотворённости мира силой превосходящей всё, что создано и наличествует вокруг нас в соразмерности и движении, включая человека и человечество.
      Божественное присутствие, особенно ярко ощущается в одиночестве, наедине с величием и разнообразием природы.
      Поэтому, я думаю, что узнавание мира, жизнь на природе, рано или поздно приводит к осознанию присутствия вокруг нас сил, которые в разное время и разными людьми связывались с понятиями божества.
      Человек, очевидно венец и создание божие, но и нераздельная часть природы, её "молекула".
      И я благодарен судьбе, которая познакомила меня с миром растений и животных и дала понимание общности с миром природы и неразрывности моей индивидуальной судьбы с судьбами мира!
      Общение с природой, дарит моменты свободы, в которые я приобщаюсь к божественной сущности разлитой внутри и вовне нас.
      Вспоминается, простенький афоризм Сартра: "Хочешь быть свободным - будь им!", который в определённое время, стал моим путеводителем в жизни. Свобода - внутри нас - и от нас зависит, сможем ли мы стать свободными...
      Согласное сосуществование с природой - это и есть путь к свободе...
      
      Перечитывая написанное в голову пришли добавления и поправки к первой части этой книги и потому, возможны повторы затронутых тем, но не подробностей содержания...
      
      
      Я вдруг подумал, что зимовье, как всякое архитектурное сооружение имеет свою историю и развитие. И решил об этом немного рассказать...
      Бывают зимовья с плоской крышей, засыпанной землей, на которой со временем вырастает трава, например каким было зимовье на Скипидарке.
      Это делает потолок более тёплым, а для зимовья это важно. Потолок там был покрыт несколькими рядами рубероида, потом слоем насыпана зола, а потом и земля. Внешне зимовье не было красиво, зато тёплое и не промокало в летние ливни.
      Другой тип крыши - односкатная. Это, когда над потолком засыпанном землей делают пологий навес и покрывают его или большими кусками снятой с лиственницы коры, накладывая один лист коры на другой, как черепицу, или тем же рубероидом в один или два слоя. Такая крыша оставляет сухим потолок. Но часто рвётся от ветра или от ударов упавших сверху веток.
      Такой была крыша в зимовье на развилке речки Олы и большой долины, приходящей слева...
      
      Третий тип зимовья - полу землянка, полу дом. Такими были зимовья, которые делал наш с братом знакомый - Валера...
      Все они были вкопаны в склон тыльной своей частью, а передняя была срублена из брёвен. Они замечательно вписывались в окружающий рельеф и были словно специально спрятаны.
      Такие зимовья, немного напоминали природную архитектуру американского архитектора Райта, с его знаменитым виллами - дворцами, вписанными в природный ландшафт.
      Главной частью такого зимовья является печка! И в подавляющем большинстве зимовий, печка железная, сваренная из листового железа, часто очень маленькая, но обязательно с достаточной по диаметру трубой, выходящей через потолок и крышу. Очень редко, через боковую стену.
      Окно в зимовьях одно, маленькое, застеклённое, иногда затянутое полиэтиленом, пропускающее совсем немного света внутрь...
      
      Касаясь исторических типов зимовий, когда железных печек ещё не делали, надо рассказать о том, что строили из дерева домики, как юрту.
      Делали обычно сруб и крышу пирамидой, оставляя верхнюю часть такой пирамиды срезанной, то есть открытой в небо.
      Разводили внутри домика костёр, и лежали вокруг огня. Иногда из камня делали очаг посередине, чтобы угли и зола не рассыпались по полу. Костёр прогорит, охотники сварят на костре еду, нагреют зимовье, а потом закрывают отверстие в крыше, чтобы тепло не уходило слишком быстро на улицу.
      Двери были сделаны тоже в форме щита. Когда надо - щит приставлен к стене, когда все ложатся спать, то щит прикрывает небольшое четырёхугольное отверстие в передней стене.
      Такую "юрту", мы видели в тайге, под Качугом. Ночевать в ней наверное прохладно, но всё равно не на улице.
      Подобных зимовий я больше нигде не встречал...
      
      Другой тип зимовейки - "летник", как мы его называли между собой - это сооружение, состоящее из каркаса и покрытия. Каркас делается из стволов молодых берёзок - они долго не гниют и очень крепкие. Покрытие может быть из лиственничной коры, когда топором вырезают большие прямоугольники на толстых лиственницах и потом стараясь не повредить снимают, отделяют от ствола целиком, кладут, как черепицу один лист на другой. Такой летник защищает от дождя и от ветра и его делали раньше на деревенских покосах. Привозили туда на телеге металлическую печку и устанавливали внутри летника...
      
      Однажды, мы с моим другом Витей, пришли в такой летник на покосах зимой, ночью, в сорокаградусный мороз, с двумя моими лайками, Саяном и Кучумом.
      Витя, только что пришёл из армии, где был пограничником на боевой заставе и рассказывал, как зимой, в пургу они ходили замерзая проверять следовую полосу.
      К сожалению, в этот поход вместо резиновых сапог, в которых ходят зимой все лесовики, он одел новые неразношенные валенки и на пятнадцатом километре пути по ночной тайге, "спёкся" и признался мне, что дальше идти уже не в силах!
      Так мы попали в знакомый мне летник, выстроенный деревенскими, для ночёвок во время сенокоса.
      К нашему счастью в летнике была большая, сваренная из металлических листов печка и большая поленница дров.
      Завозили печку на лошади и потому не боялись тяжелого веса (обычно печки "сваривают" из тонкой жести, чтобы можно было на себе занести).
      Мы просидели всю ночь вплотную к печке, топили ее не переставая и выжили.
      Когда я попытался завести своих собак внутрь - они категорически отказались и я махнув рукой оставил их на морозе.
      Утром, выйдя наружу, мы увидели, что мех на собаках заиндевел, но они были в полном здравии и чуть позже, принялись с лаем, гонять по заснеженным горам стадо изюбрей...
      
      Забавный случай со строительством зимовья, я наблюдал неподалёку от Иркутска, на склоне водораздельного хребта, между Каей и Олхой...
      Ночуя у костра на берегу Каи, в чистом тёплом сосняке в дальнем углу широкого болота, на другой стороне речки я слышал вечером и утром стук топоров и понял, что кто-то ладит зимовье...
      Действительно, ватага подростков, неделю с лишним строили из тонких сосенок зимовье на сваях и с большой, высокой верандой во всю ширину передней стенки. Сооружение получилось просторным, колоритно - нелепым и практически непригодным для жилья не только зимой, но и летом.
      В какой романтической книжке черпнули такой проект эти ребята, я не знаю.
      Такой дом был бы приемлем где-нибудь в Коста-Рике, на коралловом рифе, но никак ни в сибирской тайге.
      
      Тем не менее, стремление к современному комфорту, иногда делает лесную жизнь более привлекательной...
       В другом месте, в вершине Каи, рядом с зимовьем какие-то безвестные романтики срубили небольшую баню, занесли хорошую печку и я даже парился в ней зимой.
      И ошалевший от перегрева, выскочив наружу, "купался" в сугробах чистейшего снега, при полной, серебристой луне.
      Я "нырнул" с тропки в глубокий сугроб и когда открыл глаза, то увидел, как кристаллики снега перед моими глазами, плавали в воздухе. Я выскочив из этой ледяной ванны с уханьем, заскочил назад в тесную баньку, где на корточках сидел мой товарищ закрывая руками свои уши.
      Закончив париться, мы пошли в зимовье и лёжа на нарах, долго с наслаждением пили ароматный чай...
      
      
       2017-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 17/10/2023. 11k. Статистика.
  • Миниатюра: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка