Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Книга рассказов и статей о жизни в Ссср. Байкало-Амурская магистраль

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 30/10/2023. 12k. Статистика.
  • Рассказ: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизнь в Союзе была бедной, но равенство возможностей до определённого времени, давало возможность сыну рабочего или крестьяниа стать академиком!

  •   В качестве предисловия:
      
      ...Перечитывая свои прежние рассказы и статьи о советской жизни, мне вдруг захотелось собрать их в небольшую книгу - сегодня на рассказах о той жизни поставлено идеологические табу, и говорить об этом можно только в отрицательных тонах и деталях!
      Зачем, почему и кто это делает неясно, хотя мотивы понятны - чтобы показать, как всё красиво и сыто сегодня, надо оболгать недавнее прошлое, чтобы при сравнении не возникало и сомнения - сегодня жизнь лучше, радостней и справедливей чем вчера!
      И действительно, жизнь материально стала несравнимо лучше, а вот социально - тут можно спорить, потому что расслоение между богатыми нуворишами и большинством бедного народа стало намного больше - больше чем в любой развитой капиталистической стране!
      Это становится особенно унизительно для тех, кто родился и жил в Советском Союзе
      Конечно, люди и к этому привыкают, однако противоречия такой жизни накапливаются и это чревато неприятными последствиями!
      
      К тому же, что на мой взгляд самое важное в описании той жизни - это периоды развития и упадка СССР. Ведь до начала правления Хрущёва, в стране существовали частные артели которые изготавливали вещи для быта, но ведь были и рынки, куда крестьяне и полу горожане свозили сельхоз продукты, а южане привозили домашнее очень вкусное вино.
      Тогда, после победы в войне с мировым нацизмом прошло десять - пятнадцать лет и жизнь в Союзе, по-прежнему шла по восходящей, а тот же Хрущёв и компартия, на съездах обещали скорое построение коммунизма в стране, и называли конкретную дату - 1980 год. Тогда, слова "мы будем жить при коммунизме", звучали вполне реалистично!
      Но вскоре, ещё и потому, что самые лучшие и молодые люди страны Советов погибли на фронтах Великой Отечественной, а в стране, на их место пришла парт номенклатура и личные интересы возобладали над коллективными, а жизнь словно остановилась на месте, а потом медленно и неуклонно покатилась под гору - закончилось всё разрушением Советского Союза - победила Контрреволюция!
      Сегодня Россия живёт в эпоху Реставрации и появляется надежда, что Союз будет восстановлен но уже в новых формах и в новых границах!
      
       Октябрь 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      
      
      
      
      
      
      О Байкало-Амурской Магистрали и её строителях
      
      
      В качестве эпиграфа:
      
      "Байкало-Амурская магистраль - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали - 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек.
      1974 год считается годом второго рождения БАМа: началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям силами комсомольских строительных "десантов" и частями Железнодорожных войск СССР.
      Тогда, на строительства Байкало-амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд - отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. Этот день стал днем второго рождения БАМа - с него началось активное строительство магистрали сразу по несокльким направлениям...
      Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая протяженность магистрали - 4300 километров...
      
      Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов. Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.
      На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Вообще мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа...
      В 1988 году на БАМе началось постоянное движение (ввод в эксплуатацию). За всю историю строительства БАМа в нем участвовали около 2 млн человек..."
      
      
      
      
      
      
      ...Я прожил около посёлка Тоннельный, в таёжном домике-сейсмостанции почти полтора года - в 1977 году приехал на БАМ и работал там на сейсмостанции...
      
      Тогда в посёлок можно было попасть самолётом из Нижнеангарска, или на попутках. Места там замечательные - ещё не так холодно как за полярным кругом, да и природа ещё неиспорченна человеком и тайга стояла нетронутая. До БАМа там не было дорог и из тунгусского посёлка Уоян, на Витим, до первого русского села, можно было добраться только на оленях - там тогда кочевали - "аргишили" только тунгусы...
      
      Первые бамовцы - строители, залетели в те места в самом начале стройки и жили, какое-то время, на горячих радоновых источниках, находившихся в пяти километрах от будущего посёлка Тоннельный и устроились в землянках и в палатках, поставленных рядом с рекой Кавоктой.
      Перво-наперво они срубили большую баню, где после работы мылись - радоновые источники были целебные, а потому, строители прямо в склоне выкопали "ванны", в которых купались и лечились.
      После купания люди чувствовали небывалый прилив сил. Я помню, что после первого купания, почувствовал необыкновенный душевный и физический подъём - казалось, крылья выросли за спиной...
      
      ...Самой заметной особенностью этой комсомольской стройки был момент общности и энтузиазма строителей и всех, кто туда попадал. Помню в Питере в те времена, для того чтобы попасть на эту стройку, надо было пройти отбор в местных стройотрядах - таким образом на БАМ попадали, особенно в первые годы, лучшие из лучших.
      Люди там были замечательные и я подумал тогда, наблюдая эту жизнь со стороны, что может быть это и есть то коммунистическое завтра, к которому стремился весь Советский Союз - отношения, даже между незнакомыми людьми были самыми дружескими.
      Ещё меня поразило, что проезд на всех дорогам БАМа был бесплатный просто поднимал руку стоя на дороге, садился на "вахтовку" - Газ-66 с кожаными двойными сиденьями в будке, и ехал куда тебе надо, а приехав на место, нажимал на кнопку, водитель тормозил и ты сходил и говорил спасибо. Но и любой грузовик подвозил тебя, если в кабине было свободное место!
      
      Работали помногу, но и зарабатывали хорошо, а снабжение тоже было особенным и никаких проблем с продуктами вообще не было. И самое главное - на БАМе был сухой закон - совершенно невообразимое впечатление от трезвых, всегда трезвых русских людей! Хотя конечно у геологов или на складах, спиртное было.
      Помню, что на день рождения моего друга, Юры Орлова - художника из Ленинграда, мы у секретаря парткома тоннельного отряда выпросили бутылочку и он, на клочке бумаги совсем по-ленински написал: "Выдать ребятам бутылку водки". А снизу добавил - "Очень нужно!" - и расписался...
      В Дом культуры люди по вечерам ходили на занятия в кружки и на танцы, оставляя детей дома - подавляющее количество людей были моложе тридцати.
      Дом культуры гудел по вечерам: театральная студия, кружок живописи, бальных танцев и ещё много разных занятий. И здесь же была хорошая библиотека...
      
      Нетронутая тайга подходила к самым домам посёлка. Некоторые строители брали отпуск и охотились на соболя, а рыбалка, особенно подлёдная, была всеобщим увлечением - по воскресеньям, казалось пол посёлка съезжалось на озёра в пойме Муякана.
      Школьники-старшеклассники, пробуя силу характера, зимой в сорокоградусные морозы уходили в тайгу и ночевали там у костра!
      Милиции практически не было видно, потому что некого было ловить и наказывать - народ собрался сознательный и законопослушный, но главное, не было пьющих людей и тем более запойных.
      В школе был спортзал, где играли в волейбол и в баскетбол, устраивали соревнования по гирям.
      Самое сильное впечатление у меня осталось от такой сценки - был вечер субботы, уже после двенадцати часов ночи. В Доме культуры горели огни и неподалёку, на городошной площадке при свете сильного фонаря, несколько молодых мужчин играли в городки...
      
      Конечно, были и проблемы, например извечный "квартирный вопрос" - жилья, конечно, не хватало и наши друзья бамовцы жили в общежитии. Но в те годы это была обычная практика - особенно молодым это даже нравилось.
      Дома были сборными, многоквартирными с горячим отоплением и через весь посёлок, вдоль дороги протянулась теплотрасса.
      Звери по ночам заходили в посёлок, и я не раз видел следы лосей и оленей, на окраине Тоннельного. Однажды, на территорию детского сада забрёл медведь из тайги, и прячась в соснячке, угрожающе рычал. Вызвали охотоведа, и он подкравшись, застрелил зверя.
      
      По окончанию работы, уже через несколько лет, уезжающие с БАМа строители получали сертификаты на покупку легковых машин. И мои Питерские друзья, отправив незамысловатый багаж по железной дороге, с детьми через весь Союз, приехали с БАМа, на своих Жигулях.
      
      Моя сейсмостанция стояла на горячих источниках, откуда, к тому времени все уже переселились в посёлок. Мы с напарником, уходя в посёлок, в магазин или в библиотеку не запирали дверь и друзья часто ожидали нас, сидя в нашем доме.
      Посёлок был далековато и таёжные звери, часто приходили к домику. Моя собака, по ночам насторожённо лаяла и я знал, что на другой стороне речки бродит медведь.
      Ежедневные купания в источнике и диета, сделали меня здоровым и физически, и интеллектуально. Именно там я написал свои первые рассказы и очерки, которые позже, уже в Питере, издал книгой...
      
      Сегодня я вспоминаю этот период моей жизни, наверное, как самый спокойный, счастливый и плодотворный. Хотелось бы, чтобы такой жизнью, как жили строители в этом посёлке да и я сам, жили бы и остальные советские люди. Тогда все думали, что уж после двухтысячного года на советской земле наступит рай...
      
      Мы с Юрой Орловым - художником, командированным на БАМ ленинградским Союзом Художников который шефствовал над тоннельным отрядом из Питера, заработали на создании интерьеров Дома Быта около трёх тысяч рублей - на это тогда можно было купить автомобиль "Москвич" - и все эти деньги передали местной школе искусств, на создание в ней класса живописи.
      Но после нашего отъезда, каким-то образом, к этим деньгам пригляделся местный глава поссовета и нам, в следующий приезд туда, с помощью прокурора едва удалось их отбить, а потом уже в Питере, помочь директору этой школы, на эти деньги закупить краски, кисти, мольберты и прочий инструментарий для юных художников...
      
      Однако уже ближе к горбачёвской "перестройке", постепенно и на БАМ проник дух меркантилизма и в первую очередь в среду парт номенклатуры и чиновничества.
      Увы, в девяностые годы прошлого века на российской земле наступили времена похожие на противоположность рая, и мечты о советском коммунизме сменились мрачными реалиями "первоначального", бандитского капитализма...
      
      
       2000 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 30/10/2023. 12k. Статистика.
  • Рассказ: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка