Аннотация: Европейская рефомация после столетия войн изменила отношение европеёцев к христианству, переведя его из плоскости формы, в плоскость превалирования содержания.
Вспоминается афоризм: "Бог создал Человека, а человечество создало Бога!"
...Недавно задумался над причинами и энергией христианской Реформации, пятьсот лет назад поднявшей Европу в поход за светлым будущим человечества.
И пришёл к выводу, что христианская Реформация, способствовала освобождению человеческого духа и после этой Революции прервавшей ход постепенной деградации христианства, в начале европейцы, а потом и страны мира устремились в будущее.
Религиозные догматы, извращение учения Иисуса Христа средневековыми теистами, превращение его нравственных Заветов в идеологию богатых и успешных, заковали человеческий дух оковами догматизма, ничего общего не имеющих с утверждением Иисуса Христа: "Знания истины сделает вас свободными!"
Все Средневековье клерикалы старались приспособить учение Христа к этому миру "лежащему во зле". И это им почти удалось и их власть длилась полтора тысячелетия. Всех, кто отрицал эти псевдо христианские догматы, казнили или морили в тюрьме, заставляя отказываться от убеждений, что Бог добр, а Иисус Христос пришёл на землю, чтобы показать путь страдающему человечеству в будущее.
Апостолы-современники и ученики Христа, вначале предали Учителя, а потом, согрешив, но покаявшись стали подлинными христианами, неся свет Его учения простым людям.
Однако, вскоре появился человек по имени Савл, гнавший христиан, но после чудесной встречи с Спасителем уверовавший в Него и ставши Павлом, превратился в главного пропагандиста нового учения.
В определённом смысле, апостол Павел был оппортунистом и старался приспособить идеи Христа, к жизни обывателя той поры. Но он был, в силу личной харизмы и главным провозвестником христианства. И во многом его заслуга в том, что Император Константин, после трехсот лет гонений, сделал "христианскую ересь" государственной религией!
Апостол Павел в своей "агитационной кампании", в отличии от Христа, не говорил, что "царствие христиан не от мира сего". Он как раз утверждал обратное, что благодаря "переработанным" Христовым Заветам, государство можно выстроить на началах добра и справедливости, правда с элементами насилия, которое в человеческом обществе, кажется неистребимо!
И вот, это приспособленное Павлом и "преданием старцев", христианство, существовало почти полтора тысячелетия, постепенно погружая народы и страны, называющие себя христианскими, в дремоту застоя...
Дело закончилось тем, что деньги стали одним из главных факторов такого "изувеченного" христианства, а догматизм, подменил светлое и лёгкое для понимания учение Спасителя, на сложные и малопонятные софизмы. Понятие греха, а не доброты и любви о которых говорил Иисус Христос, стало определяющим в жизни псевдо христиан. Ярким примером тому может служить эпоха инквизиции и продажа индульгенций - то есть за деньги можно было "искупить" любое злодеяние, купить отпущение грехов!
...Но в Германии, наконец появился Лютер с его тезисами о подлинной вере, потом в Швейцарии Кальвин и пошло, и пошло. И вскоре освобождение духа и интеллектуальных сил человека, в виде Реформации последовало лавинообразно.
Конечно не обошлось без борьбы, без войн и страшных кровопролитий, но после многих лет противостояния официозу католичества, протестанты отвоевали своё право на свободу вероисповедания обновлённого христианства
И стой поры "плотина" догматизма и суеверий стала разрушаться, а сквозь щели и провалы в этих запретах, устремился поток знаний, делавший людей обладавших такими знаниями, свободными!
Наука, выросшая поначалу в стенах монастырей и искусство начинавшееся с религиозных тем, породили Коперника и эпоху Ренессанса, послужившие основой для развития искусства и науки, сделавшие человеческую культуру инструментом воспитания все новых и новых поколений!
И чем дальше, тем больше освобождались немереные силы человеческого разума, устремившегося через тернии к звёздам!
Осознание направления этого процесса освобождения человеческого духа, приводят все к новым потрясающим открытиям. Сегодня человек летает в космос, создает живые копии животных и близко то время, когда новые информационные технологии сделают человека "бессмертным". Наше бренное неповторимое тело будет умирать как и раньше, но наша личность может сохраняться намного дольше.
И можно будет сказать: "Смерть - где твоё жало!"
Необходимо, хотя бы коротко коснуться назревших реформ в православии.
С годами становится всё более очевидно, что православие надолго застряло в прошлом и обрядоверие подменило цель и смысл подлинного христианства. Выше я писал, что в наш век космических путешествий и создания искусственного интеллекта, странные обряды, подражающие по форме обрядам древности, любого современного человека отвращают от веры своим формализмом и напыщенно красотой служб. В другом случае, такие службы заставляют человека поверить во всё происходящее вопреки здравому рассудку и смыслу. Во многом, такие службы становятся похожи на театральные представления, и в этом повторяют некоторые формы католицизма, превращая храмы в театры, где средневековые люди могли через картины и скульптуры, то есть через искусство изучать и понимать историю христианства, утрачивая при этом суть и смысл собственно христианского учения изложенного в Новом Завете...
Ещё одно заметное явление, вместе с социальными и капиталистическими реформами в России, пришли, а точнее возродились в догматическом официозе. Постепенно Клир, отделился от массы верующих и церковный приход разделился на две неравные части. Клир, даже в трапезной имеет свои столы и постепенно превращается в корпорацию жрецов, ничего общего не имеющего со служению людям верующим.
Особенно заметным это становится во время приходских собраний, когда самые бойкие члены прихода, начинают предъявлять клиру свои претензии, иногда мало касающиеся собственно духовной жизни прихода. И в свою очередь, представители "духовенства" (определение отсылающее к понятию дух) оправдываются и невольно в этих оправданиях говорят "вы" по отношению к массе верующих и "мы", касаясь собственно клириков!
Но пожалуй главное несоответствие современности и древних основ православия состоит не только в целовании рук, блестящих одеждах "жрецов" и старославянского языка служб, но в запутанности нравственного катехизиса, когда прямые указания Иисуса Христа, подменяются некими истинами, высказанными от себя тринадцатым апостолом - Павлом. В том числе главным его постулатом - "власти даны нам от бога" и потому, им надо беспрекословно повиноваться и поклоняться. Сегодня, когда православные иерархи проклинают и шельмуют советскую власть, это выглядит особенным лицемерием, потому что большинство россиян не только с ностальгией вспоминаю советские времена, но и признают Сталина самым почитаемым российским историческим деятелем!
Своей ненавистью, не побоюсь этого слова, церковные иерархи невольно повторяют то, что сегодня делают враги России в Прибалтике и на Украине, называя эти проявления вражды "декоммунизацией".
Не буду тут цитировать высказывания Христа о терпимости и прощении "гонящих и преследующих вас", но в этой ненависти к недавнему прошлому, проглядывает откровенное пренебрежение к Христовым Заветам о любви и всепрощении. Более того, из уст иерархов иногда звучат кощунственные слова. Например, сам нынешний Патриарх как то говорил, что все ужасы происходившие с русским, советским народом во время Великой Отечественной войны, это воздаяние им за отпадение от веры!
Для меня, как для невоцерквлённого верующего, старающегося сохранить свободу мысли, становится всё более очевидным, что догматы такой веры, всё больше и больше отходят от современного понимания Заветов Иисуса Христа, вовсе не нуждающихся в некиих поправках и приспособляемости к реалиям двухтысячелетней давности, внесённых в церковный обиход апостолом Павлом и "учением старцев"!
И главное, такое понимание и пропаганда искажений в христово учение, всё больше отдаляет подлинную веру в душах верующих, от того, что называется официозным православием! В том числе и поэтому, количество воцерквлённых верующих с каждым годом уменьшается, по сравнению в "захожанами", которые видят в такой церкви реликт далёкого прошлого.
Иначе говоря, реформы в русском православии давно назрели, и остаётся надеяться, что рано или поздно найдётся человек из среды российского духовенства, который к вратам русской церкви прикрепит протестные "тезисы" подобные тем, которые Мартин Лютер - профессор моральной теологии в университете Виттенберга, прикрепил к дверям Храма в в 1517 году и которые, помогут русской православной церкви вернуть христово учение в современность!
2010 - 2020 годы. Лондон. Владимир
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal