Аннотация: Английский средний класс мало похож на российскую буржуазию!
Эти заметки можно вполне отнести к жанру "художественной социологии" и потому они лишены какой-либо научности...
Перепечатываю здесь эту большую давнюю статью с продолжением о среднем классе в Англии, в сравнении с российским, который ещё вполне можно назвать буржуазией!
На мой взгляд, средний класс в Англии уже давно более интеллектуален и демократичен, а буржуазность здесь связана с деньгами и считается проявлением многих отрицательных черт!
"Английский средний класс начала формироваться лет двести тому назад и заметно эволюционировал. Отсюда его интеллигентность, мягкость и толерантность. Российский "креативный класс" только формируется и отсюда его жадность, тщеславие, высокомерие и нетерпимость!"
"Английской социолог Энтони Гидденс, анализируя классовую структуру современного обществе, выделил три основных класса:
1. Высший класс - собственники
2. Средний класс - управленцы
3. Низший класс - рабочие
Согласно Гидденсу, классы различаются:
- Собственностью на сферу производства
- Разделением труда
- Иерархией позиций в рамках производственного коллектива
Очень распространённой в современной социологии является методика определения социального статуса на основе расчета так называемого социально-экономического индекса позиции (СЭИП).
СЭИП рассчитывается по трем показателям:
- Уровень доходов
- Уровень образования
- Престиж профессии
Традиционной, и по сей день часто употребляемой, является методика предложенная Уильямом Хорнером в его работе "Город янки".
Хорнер предложил деление общества на три слоя (высший, средний, низший), каждый из которых делится еще на две части - верхнюю и нижнюю. В нашем время используется модифицированная, более дробная версия этого деления, предусматривающая выделение у каждого слоя не двух, а трех уровней - высшего, среднего и низшего.
В ходе ПНК буржуазия складывалась из различных социальных слоев: а) это горожане (купцы, ростовщики, отдельные цеховые мастера, ремесленники, работающие вне цеха, и даже немногие наемные работники); б) в состав буржуазии вливалась и нарождавшаяся буржуазная интеллигенция: юристы, врачи, представители свободных профессий; в) сельская буржуазия формировалась преимущественно из зажиточного крестьянства, именно оно стало заниматься фермерством; г) постепенно сближался с буржуазией и тот слой дворянства, который приобщался к капиталистическим формам ведения хозяйства. Например, английское дворянство - джентри. Можно согласиться с Броделем, а также с Максом Вебером в том, что становление нового класса было бы невозможно, если бы, как отмечал именитый французский историк, не "сложился новый образ мышления, в общих чертах - образ мышления еще раннего капитализма, совокупность правил, возможностей, расчетов, умения жить и обогащаться одновременно. То была рискованная игра".
(Бродель Ф. Указ. раб. - Т. 2, с. 546)"
.
...История британского среднего класса началась в период Промышленной революции. Тогда появилась нужда в промежуточном слое людей, которые связывали бы богачей и работников, то есть капиталистов и рабочий класс. Но и сами "срединные" постепенно становились независимыми, потому что часть прибылей доставалась и им.
Их наследникам легче было получать образование и ролевой моделью для них постепенно становилась аристократия. Ну а позже, когда деньги стали главнее чинов, средний класс стал прислуживать олигархам - это стало особенно заметно в наше время!
...Сегодня, в российском среднем классе идет тот же процесс, только с отставанием от Англии лет в двести, а обеспеченные россияне хотят быть похожи на "глобальный" средний класс, а точнее на английский. Напомню, что английская революция, произошла лет на двести пятьдесят раньше, чем Русская, хотя там и там убили монархов. Королю Чарльзу Первому отрубили голову, а русского царя вместе с семейством расстреляли в Екатеринбурге.
И там и там была кровопролитная Гражданская война - в Англии войска Парламента победили войска короля, а в России "красные", то есть рабочие и крестьяне, победили остатки дворянства - "белую кость".
Потом, там и тут произошла Реставрация - через десять лет после победы Парламента, в Англии новым королём стал сын Чарльза Первого, Чарльз Второй.
В России, вследствие предательства высшей номенклатуры, через семьдесят лет после Революции, реставрировали первоначальный капитализм, развалив Советское Союз и приведя к власти молодых оппортунистов, называвших себя реформаторами.
Борис Ельцин, по сути стал новым царём, эволюционировав от высокого ранга коммуниста, через расстрел российского парламента-Думы, и по сути стал диктатором и добился звания вождя российской буржуазии. Кстати - нынешняя Конституция РФ была написана под Ельцина, но об этом сегодня мало кто помнит!
...В Англии, средний класс зародился в результате отвоеванных в революцию прав аристократии и мещанства, но стал массовым во времена Промышленной революции.
В России, своеобразный средний класс, который называли "разночинцами" возник во времена реформ Александра Второго и только после революции этот класс, названный советской интеллигенцией, вместил в себя людей промежуточных профессий обслуживающих рабочий класс и крестьянство, но сам ничего не производящий.
После ползучей контрреволюции девяностых годов прошлого столетия, новый средний класс, выросший из советской интеллигенции, стал посредником между олигархами, чиновными богачами и обнищавшим народом. Но на сей раз, главной целью и задачей этого класса стало обслуживание интересов высшего класса, естественно в ущерб народным массам!
Череда поколений английского среднего класса сформировала и выделила слой интеллигенции, которую и назвали средним средним классом. И дело тут не только в обеспеченности - скорее средний и высший средний класс, стали похожи на русскую интеллигенцию из разночинцев середины и конца девятнадцатого века.
Сегодня, это неверующие и глобалисты в большинстве - многие представители этой классовой страты - агностики, которые не верят в Бога, но и не отрицают его существование, как это делают атеисты.
Вот некоторые черты современного среднего класса в Англии и её доминионах: Австралии, Канаде, Новой Зеландии...
"...Путешествуя по Италии, мы с моей женой Сюзанной, побывали в гостях у Джилл, её коллеги по работе в школах Лондона. Там, за поздним ужином, мы часто разговаривали на темы социологии, в том числе обсуждали особенности английской классовой системы.
И я узнал интересные подробности и детали о социальной структуре общества в Англии.
Для наглядности коротко расскажу о Джилл.
Родилась она в Новой Зеландии, в семье преуспевающего фермера, выходца из Англии, и получила классическое образование. Училась в известных частных школах, жила в интернате, потом окончила местный университет и приехала работать в Метрополию, в Англию...
Семьи у неё нет и потому, она живёт одна по тем принципам и традициям, которые усвоила в молодые годы в результате данного ей воспитания.
А принципы обучения были традиционны для английских семей и в Новой Зеландии сохранили свою консервативную окраску в силу отставания новых веяний, обычного для отдалённых частей английской империи.
Она вспоминала, что в интернате, директриса, которая проверяла все письма отправляемые новыми воспитанницами домой, вернула ей её первое письмо и попросила переписать адрес: "Не мистеру и миссис таким то, а эсквайру ...".
И всё воспитание постоянно напоминало детям, что они англичане и что они дети родителей из высшего класса общества. Классовое самосознание, незаметное выстраивание классовых перегородок - отличительная черта традиционного английского воспитания.
Этот лёгкий снобизм и подчёркивание своего классового происхождения, сохранились в английском обществе до сих пор, правда в более завуалированном виде.
Тут уместно более подробно остановиться на этой особенности "старой, доброй Англии".
В моём постепенном узнавании Англии и англичан - предмет классовых общественных отношений - один из самых интересных предметов.
Я постепенно уясняю для себя, что классовая система здесь, несмотря на все формальные, внешние перемены, сохраняется и развивается по сию пору, но аккуратно прикрыта демагогическими рассуждениями о равенстве возможностей и правах человека.
Например средний и высший - аппер-класс, так же отличаются друг от друга, как "рабочий" класс отличается от среднего - здесь, на британских островах, принято называть рабочим классом тех, кто работает руками, а средним - тех, кто работает "головой".
По доходам они могут недалеко отстоять друг от друга и часто, рабочие зарабатывают больше чем служащие, но по стилю жизни, по нравственным ценностям, по образованию, они очень отличаются, несмотря на имеющееся количество денег.
Например рабочие в большинстве не имеют университетского образования, книжек не читают, отдыхают в определённых местах и отдают детей в соседскую государственную школу
Средний класс дорожит хорошим образованием, читает умные книги, часто они вегетарианцы, держат домашних животных и отдыхают как правило за границей, предпочитая поездки на другой конец света.
Домашние животные тоже особенные - если это собаки - то они небольшие, если кошки, то очень породистые или... совсем с улицы.
Как я уже говорил, дети рабочих в основном ходят в государственные школы, а дети из семей среднего класса, как правило устраивают своих детей в частные, достаточно привилегированные, дорогие школы.
Интересно, что со времён либеральных шестидесятых годов, законы защищают интересы детей заканчивающих государственные школы от скрытой дискриминации. В университетах существуют определённые цензовые квоты, по которым выпускники государственных школ имеют определённые преимущества перед выпускниками частных.
Из этого можно сделать выводы, что уровень образования в государственных школах, естественным образом ниже чем в школах частных!
Забавно, что сами англичане, могут отличить "классность" по мелочам поведения. Например мне рассказывали, что даже глядя на сделанные покупки, можно почти на сто процентов угадать к какому классу принадлежит тот или иной покупатель.
Например представители рабочего класса загружают в магазинскую тележку много мяса, сосисок, колбас, чипсов и бутылку виски. Покупатель из среднего класса, ходит за продуктами в "Маркс энд Спенсер", покупает вегетарианские продукты - в основном овощи и фрукты. В их продуктовых корзинках, например летом, много дорогих ягод и фруктов: клубники, черники, малины, салатов и так далее.
Перечисление такие характерных бытовых черт можно продолжать долго и это показывает сложность взаимоотношений между классами!
Чтобы разобраться в ныне существующей классовой системе Великобритании, надо понять, что деньги сегодня перестали быть определяющим фактором принадлежности человека к тому или иному классу.
Главным, стало "прикосновение" человека к тому или иному виду образования, уровню культуры и конечно уровню потребления определённой информации...
Надо отметить, что даже льготные квоты при поступлении в университет, не дают реальной возможности детям из рабочих семей получить приличное образование и потому, часто, они остаются на всю жизнь социальными аутсайдерами, хотя ни капельки не страдают от этого.
Ещё один из определителей социально - классовой позиции в общества, являются "хобби". У разных классов, нерабочие занятия и увлечения заметно отличаются - например в спорте и в физической культуре, дети из рабочих семей играют в футбол, занимаются спортом с прицелом на будущую профессиональную карьеру, которая позволит им легко зарабатывать много денег. Для рабочих именно деньги остаются по-прежнему чуть ли не важнейшим фактором жизненного преуспеяния!
Средний и высший класс занимаются конным спортом, теннисом, фехтованием, гольфом и даже регби, но на любительском уровне, как они говорят - для здоровья. Поэтому, всё делается не ради будущих денег, а для физического развития, для "общения" своих со "своими", для подтверждения социального статуса!
Верхом аристократизма считается сегодня игра в конное поло, которое является ведущим хобби принца Чарльза и его сыновей.
Если ты, как бы между прочим говоришь, что твои дети берут уроки верховой езды в Гайд - парке, это автоматически определяет тебя как представителя аппер - класса.
Язык, а точнее словарь, его содержание и формы применения, тоже определяют классовое положение носителя языка в обществе. Если вы учились в частной школе или даже в Харроу или Итоне, где платят за обучение до двадцати пяти тысяч фунтов в год, то вы никогда бессознательно не скажете слова "туалет", а скажете слово "лаватори", скажете не "сёрвьет", а "напкин" о салфетках и так далее...
Я конечно вынужден об этом говорить коротко, в силу того, что в данном случае пишу очень схематично и не социологический трактат, а путевые заметки, однако замеченные закономерности стараюсь упоминать не забывая.
Средний класс, в отличии от рабочих, очень много читает, знает молодых и немолодых талантливых и модных авторов, а книги являются большой темой для разговоров в их среде, тогда как рабочие, говорят в основном о футболе, о женщинах, о работе и о деньгах.
Средний класс с молодых лет любит путешествовать, или даже немного пожить в другой стране - лучше если в Африке или в Индии.
Во вторую половину жизни, заработав денег, они стараются купить домик с участком земли, где-нибудь за границей и ездят туда в каникулы или в отпуск, чтобы отдохнуть от многолюдья метрополии и почитать книжки...
Все они увлекаются искусством и на мой взгляд, испытывая обычную тоску от рутины и заурядности жизни проживают её в мечтах, читая талантливые писательские измышления о чужих страстях и переживаниях.
Ещё они хвалят пост модерн в живописи, хотя иногда, внутри себя морщатся от неряшливости современных художников-дизайнеров от их неумения рисовать, которые часто в своей работе используют технические достижения последних лет, например начинают обводить кистью с краской фотографии и эти "изыски" воспринимаются интеллигентной публикой на ура!
Здесь невольно вспоминается критика Львом Толстым, современного искусства в его знаменитом трактате: "Что такое искусство?"
Что касается отношения к религии, то большинство среднего и даже высшего класса, в детстве обучаясь в церковных школах, но во взрослом состоянии превращаются в агностиков или в атеистов, хотя хорошо знают тексты Библии и Нового Завета!
Мне кажется, что это определяется несоответствием религиозных норм поведения и стиля жизни, с тем, что сегодня называют "западной" цивилизацией.
Животное начало, особенно в молодости постоянно давит на человека, так зачем же переживать "трагедию" ограничения желаний и раздвоения, когда проще нырнуть в поток чувственных "удовольствий" и ничем себя не ограничивать. А идеологи среднего класса, придумают умные отговорки, которые позволяют не так уж мучиться от уколов совести.
Однако по сути, получается, как у русских богатых нуворишей, чьим лозунгом является фраза; "Однова живём", правда более благообразно и интеллигентно!
Такой стиль жизни, помогает представителям среднего класса укрыться от бед и несчастий, забыть их и стараться не видеть!
Может быть поэтому, сегодня в Англии, смерть как "факт" скрывается, упрятывается в дальние уголки человеческого сознания.
Умер допустим ваш отец...
Вам его "специальные" люди увезут в похоронную контору, где есть большие холодильники, в которых он хранится долго в "неиспорченном" виде.
А вы конечно горюете, но в отсутствии мёртвого тела эта горесть носит вполне цивилизованный характер.
Дней через десять - пятнадцать, когда вы уже почти примиритесь с неизбежностью потери дорогого папочки, состоится кремация и прощание с умершим. Так как он, несмотря на сильный холодильник уже "запах", то вы делаете это не открывая крышку гроба.
После обязательной церковной службы, в церкви крематория, гроб с телом вашего отца провозят мимо вас на платформе и опускают на специальном лифте в печь. При этом на вас может пахнуть из "подземелий" жаром, но это уже только деталь обряда!
Прах покойного, через время вы можете забрать из крематория, где он хранится в урне, на специальном складе, а можете и забыть и потому, этот прах служители развеют в неизвестном вам месте.
Эта боязнь смерти уравнивает высший класс с низшим, если конечно вы можете оплатить услуги похоронного бюро...
(Продолжение следует)
2010 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal