Аннотация: Интернет снижает интеллектуальный уровень русской культуры и превращается в тренировчное поле для графоманов и плагиаторов...
·- Как вы оцениваете современное состояние литературы с точки зрения председателя букеровского жюри?
- На первой же пресс-конференции в этом качестве я сказал, что никаких интервью как председатель жюри давать не буду. Как частное лицо могу сказать, что ситуация с литературой не то чтобы грустная, а, скорее, безнадежная. То, что мы с вами привыкли считать литературой, закончилось. Мы просто этого пока не поняли. Прежняя литература кончилась в связи с появлением так называемой сетевой литературы. Этой конкуренции ей не выдержать. Это то же самое, как если бы все желающие могли принять участие в Олимпийских играх. Они не то что не установили бы рекорда, но просто не смогли бы пробежать, потому что дорожка была бы забита людьми. Мне кажется, что прежнее занятие литературой кончается. В этом нет ничего пессимистического. Значит, время пришло ей умереть...Ћ Александр Кабаков. ·Интернет убил литературуЋ.
...Для многих авторов как в поэзии так и в прозе, интернет - это ловушка, некое подобие интеллектуального наркотика и печатаясь в интернете, мы с тревогой открываем статистику на том или ином сайте и потом ищем комментарии - отзвук наших литературных страданий, но вместо, находим саркастический смех или ругань - появилась такая фракция читателей, которые специализируются на уничтожительной ·критикеЋ.
Но сами мы читаем мало - времени нет, потому что суета тщеславия гонит нас всё дальше и дальше, и в ·творчествеЋ мы становимся своеобразными наркоманами, когда с биением сердца открываем свою страничку и видим, что за прошлые сутки наши вирши, рассказы-повести-романы - драму жизни а-ля Достоевский - прочитали или просмотрели ·околоЋ двух человек.
И несмотря на это, мы пишем и надеемся, что рано или поздно, наше творчество оценят по достоинству и наше имя станет известно среди читающей публики. Кто то из критиков сказал, что сегодня писателей больше чем читателей и потому, писательский уровень падает, а вместе с этим падает интеллектуальный уровень читателей. И на мой взгляд, это ещё мягко сказано - уровень непрофессионализма, тем паче уровень графомании вырос неимоверно, а отсюда упал и уровень интеллекта читателей, которые требуют книги писателей, чей уровень фантазии и чувств, не превышает средний уровень интернет публики. И получается процесс - спираль, по которой культурный уровень потребителя интернет литературы сьезжает вниз, до ·уровня плинтусаЋ!
Интернет - библиотеки, особенно в странах развивающихся, со временем будут всё больше вытеснять книжные библиотеки, хотя количество книг издаваемых в мире увеличивается с каждым днём. Не знаю, как в России, но в Англии по-прежнему художественную литературу в основном читают в виде бумажных книг, а книжные магазины с каждым годом увеличивают прибыль. Это обусловлено не только привычкой, неким снобизмом, но и удобством чтения - можно устроившись поудобнее на диване наслаждаться чтением, в то время, как компьютер и ·экранные книгиЋ приходится включать - выключать, искать то место где закончил в прошлый раз. Одним словом печатная продукция ещё долго будет конкурировать с электронной. Нечто подобное можно увидеть в магазинах музыкальных дисков - здесь в Лондоне, продают не только диски, но и пластинки, которые пользуются всё большим успехом. Эта волна ·ретроЋ достигает и книжные магазины...
Что касается писательства в интернет, тут самая большая проблема - это качество написанного - десятки, сотни тысяч авторов помещают на ·страницахЋ литературных сайтов миллионы рассказов, повестей, романов, я уже не говорю о поэзии, где количество произведений достигает десятков миллионов. И в этой мешанине графомании и ·непризнанностиЋ, очень трудно найти, докопаться до подлинных талантов, которые тонут в невообразимом количестве посредственностей и реальных графоманов.
·- Но, может, речь лишь о гибели былой литературной иерархии со всеми ее критиками, генералами и целой совписовской армией?
- Конечно, и это тоже. Но я убежден, что никакое дело не может существовать без иерархии. В том числе и литература. Литература - это некая структура, некое профессиональное занятие. Этой структуре и этому профессиональному занятию иерархия необходима, иначе все рассыпается. Человек сел, написал некий текст. Нажатием кнопки он делает его доступным сотням тысяч людей. Это как бы книга, изданная немереным тиражом. Как отличить хорошее от плохого, как им конкурировать друг с другом?..Ћ (Там же)
...Литературная критика пока боится влезать в этот котёл самолюбий, то есть требующих признаний авторов и потому, трудно отличить графомана - одиночку, от тех, тоже графоманов, которых часто по родству - знакомству рекомендуют разного рода редакторы и даже интернет критики. Ну и главное - любители и соискатели признания, читают в основном только себя и с трепетом, каждый день смотрят статистику в надежде на прорыв-подьем на следующую стадию известности.
·- Я не против Интернета. Я сам очень сильно ·подселЋ, как теперь говорят, на Интернет. И именно поэтому я вижу, как им съедается будущее. Ты туда встраиваешься, потому что некуда деваться. Есть много профессий, которые, по сути, являются распространением информации - художественной, образной, но информации. Вы говорите, что возникнут указатели в этом море информации? Так ведь и сами по себе эти указатели - непрофессиональны...Ћ (Там же)
...Забавно, что при отсутствии в нынешней российской печатной книжной продукции более или мене известных юмористов - писателей и поэтов, в интернете такие авторы пользуются большим успехом. Вот среди них, иногда встречаются авторы, число читателей которых переваливает за миллион.
Делая выводы, хочу заметить - темы и качество интернет литературы, не позволяют надеяться, что вкусы читателей из интернета, могут достигнуть когда-нибудь читательского уровня любителей бумажной книги.
Сошлюсь снова на Александра Кабакова:
·...я считаю, что исчезновение критики точно так же приведет к исчезновению литературы, как и Интернет. Это часть иерархии, часть структуры. Не может ничего быть без этого...Ћ
...Если сравнивать, то можно сослаться на кино, где подлинно художественные произведения всё больше подменяются ·развлекаловомЋ и криминальными боевиками - здесь есть большая опасность состоящая в том, что после привыканию к фильмам экшен, у человека вырабатывается некая зависимость от картинок физического действия, и уже ничего серьезного, психологически достоверного и драматического душа уже не приемлет!
Я знаю несколько молодых читателей интересующихся литературой, которые с трудом могут дочитать до конца романы Достоевского, Толстого или Фолкнера, но перечитывают всего Гришема, и даже старушку Агату Кристи.
Этот процесс дегуманизации культуры, постепенного исчезновения, отсутствия интеллектуальной сложности и чувствительности, проходит в том числе с участием интернета и социальных сетей!
Поверхностные суждения и мнения, стали необходимым условием возникновения популярности в интернет сообществе и такие мальчики с оловянными глазами как Дудь, Шнуров или Слепаков, становятся выразителями отношения к миру миллионов ·несовершеннолетних идиотовЋ, которыми полным полна коробочка интернета!
Ноябрь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте ·Русский АльбионЋ: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal