Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Философия смерти

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/12/2020. 9k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смерть является существенной частью жизни - не было бы смерти и не было бы движения, не только в физическом смысле, но и в смысле духовном, идейном!

  •    "Удивительно хорошо бывает, когда ясно не то что поймёшь, а почувствуешь, что жизнь не ограничивается этой, а бесконечна. Так сейчас изменяется оценка всех вещей и чувств, точно из тесной тюрьмы выйдешь на свет Божий, на настоящий..." Лев Толстой.
      
      ...Недавно я задумался о том, как связана наша старость со смертью и решил перепечатать здесь старое эссе с добавлениями: "Логика смерти". Думаю, что после описания старости, вполне уместно подумать о смерти.
      
      Раньше, я замечал, как быстро и невозвратимо стареют люди: знакомые и соседи, родственники и друзья. Но сам для себя я казался вечно молодым. И вдруг, такое разочарование - и мне не удастся быть исключением в этом неудержимом, драматическом потоке развитии жизни.
      Оказывается, это происходит и тогда, когда живёшь не обращая внимания на возраст, ещё флиртуешь с молодыми женщинами, однако старость подстерегает тебя за каждым прожитым годом и вдруг, в голову приходит осознание неизбежности старости, а за ней и смерти!
      Постепенно к собственной смерти начинаешь относиться философски, хотя смерти близких людей нагоняют грусть и тоску. Нетрудно поверить в то, что мы все смертны, но трудно соглашаться и оставаться равнодушным, когда умирают, исчезают из нашей жизни наши близкие. На их месте остается невосполнимая пустота и чем больше близких умирает, тем больше пустеет наша эмоциональная жизнь!
      Религии не дают нам возможности завершить жизнь самоубийством и главным аргументом остается утверждение, что Бог дал нам жизнь и только он может ею распоряжаться.
      И в этом есть житейский, бытовой стоицизм, который толкает человека сознательно поучаствовать, в личной драме постепенной аннигиляции нашего тела и исчезновения из мира живых!
      И надо обладать немалым мужеством, чтобы сохранять оптимизм в безнадежной ситуации, когда логика смерти не оставляет нам ни одного положительного шанса. В этом проявляется трагедия человеческого существования, когда нашей судьбою, нашей жизнью распоряжаются посторонние силы, неодолимые и неподвластные человеку!
      
      
      
      Эпиграф:
      
      "...Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым..." Из заповедей японских самураев
      
      
      ...Я часто думаю: "А почему и зачем существует на белом свете смерть?!"
      В Библии, о которой Михаил Пришвин говорил, как о записной книжке человечества, рассказано, что согрешив, Адам и Ева отрезали себе путь к бессмертию. В грехопадении, зло победило добро и так мы стали смертны.
      Если смотреть шире, то логика смерти должна вписываться в эту логику борьбы добра и зла. То есть, размножение, понятое как проявление греха и есть то, что спровоцировала смерть.
      Не будь коварного змия и не соблазни он простодушную, наивную Еву, жила бы эта парочка вечно и общаясь с Богом соблюдала все запреты, используя их себе на благо. Но человечества, как чего то самостоятельного, не существовало бы и по сию пору!
      Именно грех рождения "новых" Адамов и Ев, а точнее их детей, привёл в мир то, что мы называем смерть.
      Интересно - в Библии, насколько я знаю, нет даже малейшего упоминания о том, как, когда и где умерли Адам и Ева и эта деталь о многом говорит - писавшие её, кажется избегали грустных тем.
      Но тема смерти, была и остаётся актуальной и обусловлена бесконечностью биологической жизни вида, в лице наших предков и потомков!
      
      Однако люди, не только существа плотские, но ещё и создания духовные и потому, есть надежда, что "биологическое", уступит в конечном итоге духовному и мы, утратив тело, станем духом!
      Об этом и говорится в Новом Завете - праведники спасутся и станут бессмертными. Но при этом, на основе духовности обретут свою божественную плоть!
      
      Не в этом ли состоит главная задумка Создателя, который вылепив человека из праха мирского, вдохнул в него сущность, сделал стержень для плоти в лице Духа, то есть сотворил некое подобия Бога, его частичку, любовно взращенную эволюцией в нашей душе?!
      Холодно рассуждая надо полагать, что смерть - как инструмент эволюции, существовала изначально. Именно смерть даёт возможность развития не только отдельных биологических видов, но и жизни вообще.
      Благодаря несметному числу поколений, сменяющихся одно другим, мы имеем возможность совершенствоваться и эта способность к совершенству называемая эволюцией, позволяющей двигаться в сторону подлинного, уже духовного бессмертия!
      И вот сегодня, человечество стоит на пороге обретения бессмертия в форме интегрированной электронной личности, в которой аккумулируются опыт жизни и смерти всего человечества.
      На основе компьютерной модели, уже сегодня создаются программы, способные к воспроизводству, что собственно и является главной чертой органической жизни...
      
      В последние годы, с успехами реаниматологии, появилась возможность, несмотря на разрушение мозга, поддерживать жизнь в теле. Известен случай и наверное уже не единственный, когда мёртвая мать, благодаря аппаратам искусственного дыхания и искусственной системе кровообращения, через четыре месяца после смерти мозга родила сына с помощью кесарева сечения. Её Дух покинул тело, однако плоть была жива и она стала носителем или инкубатором новой жизни...
      Рассматривая концепцию вечной жизни в Библии, мы можем задать вопрос: - Когда человек воскреснет, будет ли он иметь те же самые молекулы и атомы, из которых состояло его тело до момента распада, иначе говоря до физической смерти?
      
      Я склонен думать, что не только тех тел не вернуть, но и физических тел не будет, а будет царство духа, живущее параллельно с царством, в котором человечество останется пребывать "во плоти", вмещающей в себя душу живую.
      И если задуматься над единством духа и тела, то можно сделать вывод, что именно в процессе непрерывной эволюции физического мира, загорелась первая искорка духовности, что именно приключения физического, человеческого тела и приводят в конечном итоге к самоусовершенствования духа.
      И смерть в этом приключении живого в мире неподвижного и мёртвого, является основой не только возникновения души, но и сопутствующим фактором её эволюции.
      Трудно представить себе метаморфозы духа в отрыве от физического тела и приходится согласится с тем, что это единство было задумано изначально и стоит в основании мира...
      
      Недавно услышал афоризм "Смерть - это одежда жизни!" и постепенно стал понимать его значение...
      Все мы смертны, но "древо жизни вечно зеленеет"! И если бы не было в физическом мире смерти, то не было бы и жизни!
      Интересно, что даже в том случае, когда мы каждый день видим, на примере наших родственников и родителей, процесс старения и превращения в "биологический мусор", мы не можем представить себя на их месте.
      И этот природный оптимизм, порождённый инстинктом жизни, не покидает нас до самой кончины.
      
      Страшно подумать, но именно смерть и стала тем стимулом, который подталкивает человеческую природу к самоусовершенствованию, а мечты о физическом бессмертии и есть та "морковка", за которой устремляется в будущее "через тернии, к звёздам", все живое и прежде всего Человек.
      Или, если перефразировать, - "через смерть мы приближаемся к вечности", которая сможет примирить смертное тело и бессмертный дух!
      По сути, вопрос бессмертия стал главным смыслом всех религий. В одних, условием бессмертия становится нравственная жизнь святых и подвижников. В других, путь в вечность обусловлена чередой перерождений и в конечном итоге, прекращением страданий сопровождающих нашу жизнь. Но во всех религиях, смерть рассматривается как беспримесное зло, а жизнь - как деятельное добро!
      
      Удивительным образом, обстоятельства нашей смерти, определяются сущностью нашей жизни - добрые умирают с надеждой на вечную жизнь, а злые, со страхом ожидают после смерти муки ада!
      Но в любом случае, жизнь в человеческом понимании, всегда ассоциируется с добром, а смерть является олицетворением зла! Но об этом в другой статье...
      
      ...Я кратко записал свои "коротенькие" мысли о смерти, как факте человеческого бытия, но призываю всех кто прочтёт этот текст, подумать над проблемой бессмертия и поделиться с автором!
       Надеюсь, что может получиться интересная дискуссия...
      
       2020 год. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/12/2020. 9k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка