Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Размышления о воспитании. Записки из прошлого

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 20/06/2024. 18k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Судьбу человека в основном определяет воспитание.

  •   Из книги статей "О воспитании и образовании"
      
      
      ...Давно собирался приступить к написанию статей о проблемах воспитания в России, копил материал, но приступить к этой теме боялся - уж очень велика ответственность и объем работы. Наконец решился, но опасаюсь, что будет всё немного несвязно: описание каких-то отдельных тем; забывание каких-то существенных вещей.
      Заранее прошу у читателей извинения...
      
      России, как многим кажется, предстоит трудное будущее и проблемы воспитания, как основы для этого вхождения в завтра, сегодня встают во весь рост - даже проблемы экономики на мой взгляд, стоят позади воспитания и обучения. Потому что экономика зависит от решённости задач воспитания, а само воспитание часто не зависит от экономики, а лишь от мудрости и доброй воли воспитателей.
      Вспомним, что подъём экономики и культуры в СССР был связан с всеобщей образовательной и воспитательной политикой.
      Победа во Великой Отечественной войне во многом была обусловлена идеологией равных возможностей и законом о всеобщем и бесплатном образовании - к началу Второй мировой войны, народное государство было в основном построено.
      Во времена застоя, забвение этих подлинно демократических принципов, в устройстве социалистического общества, привели к появлению заразы образованщины.
      Лозунг всеобщего равенства, был преобразован образованцами в "от каждого по способностям, но каждому по возможностям", а каковы возможности, уже решали образованцы во власти.
      С той поры в "престижные" вузы стали поступать в основном дети образованцев, то есть дети государственных и партийных чиновников, а остальные уже делили между собой оставшиеся места.
      Такой остаточный принцип привёл в конце концов к системе, которая не отбирала из граждан, с равными начальными возможностями, таланты, а всячески проталкивала "своих", которые чаще всего были интеллектуальными середнячками.
      И получилось так, что один раз направленная в сторону усреднения, дальше, система уже двигалась сама, только усугубляя социальную несправедливость и неравенство!
      Кстати и принцип партийного строительства в последние годы Советского Союза на этом же стоял - отсюда такие гении администрирования как Горбачёв и Ельцин встали во главе страны.
      Вспомним по убывающей: Хрущёва - который промотал запасы набранного темпа в строительстве будущего и в конце правления утратил доверия народа не только себе, но и власти как таковой; Брежнева - при котором жизнь плавно въехала в застой; Горбачёва, косноязычного и тщеславного шута; Ельцина, шута полупьяного и страшного, который с помощью "либеральных" болтунов довёл страну за короткое время, до зверств бандитизма и коллапса экономики.
      Сегодня уже можно и нужно говорить об этом, не боясь быть расстрелянным из танков, как это сделали ельцынисты против Белого дома и Верховного совета.
      Наконец пришёл Путин молодой и энергичный, вселяя надежды своей решительностью и деятельным характером, но годы идут, а жизнь для большинства не становится лучше, хотя говорят конъюнктура рынка была благоприятна для России.
      Думаю, что Путин помнит из институтского курса марксизма - ленинизма, такое понятие как "относительное" обнищание. Это когда у всех становиться денег больше. Но у одних в тысячу раз, а у большинства, только в полтора раза...
      При таком положении дел люди перестают верить власти и только делают вид, что верят, а внутри озлобляются!
      Все знают, что в России от Управителей многое зависит и так было во времена царей, Ленина, Сталина...
       А если Управители только о своём благе или о своей славе заботятся, тогда вера угасает, и приходит показуха обрядоведение, отчего и развалился СССР...
      
      Так бывает со светской властью, но так бывает и с властью церковной.
      Так было и с ранним христианством. Пока христиан было мало, пока их гнали и мучали, мир и любовь были теми качествами, которые отличали христианскую общину от язычников. Тогда ещё существовал тщательный отбор и главами коммун были Апостолы или выдающиеся по любви и уму люди!
      Когда христианство, после трёх столетий гонений, превратилось в государственную религию, тогда в "христиане" двинулись многие, и подлинные христиане стали уходить в пустыню, потому что в храмах стало не протолкнуться и большинство оглашённых просто суетились, а не веровали.
      Нельзя сказать, что жить христианам стало легче или лучше - скорее жизнь стала суетливей: как бы кто не выскочил вперёд и не хапнул какой-нибудь пост, или "хлебное" церковное местечко.
      Подлинных христиан это отвращало от прозелитов, но и заставляло искать места, где можно было бы предаться вере, без суеты - произошёл процесс приватизации жизни и христианская коммуна развалилась, а носителями идеи отрицающей Мир сей, стали монахи.
      Церковь, со временем превратилась в "мир", а монашество - в некое отрицание мира, в "зеркало", глядя в которое миряне могли видеть своё не благообразие.
      Да и монахи в конце концов поделились на "белое" и "чёрное", монашество - белые монахи управляли паствой, а черные показывали остальным, что есть настоящая вера...
      Таких белых монахов и клириков, плохих, неавторитетных, неумелых пастырей, можно было назвать религиозными образованцами...
      
      Но я отвлёкся.
      Итак, однажды появившись, образованцы влияли на всё, что происходило в стране - при коммунистической номенклатуре они прислуживали так называемой "социалистической демократии", а с падением КПСС, практически те же люди стали обслуживать "либеральную демократию", и
      то, что раньше делалось полулегально, узаконили.
      Образование стало платным и теперь в те же вузы стали "пропускать" по количеству денег в карманах родителей абитуриентов.
      Лечение во многом тоже стало платным, платными стали музеи, и платными стали даже парки!
      В конечном итоге, большинство поступающих в Вузы были дети из той же образованческой среды, но теперь уже из среды бывших партийных, комсомольских и государственных чиновников ставших богачами и олигархами. Хотя вскоре, эти "мажоры" стали учиться и жить в Лондоне, Берлине, в Бостоне...
      
      В течении долгого времени, российские образованцы, своим лакейством создавали тиранию номенклатуры, продолжая твердить о социализме.
      Клеветой и историческими подлогами, на волне критики культа личности, созданного ими же, эти новые фарисеи сотворили в стране атмосферу лицемерной лжи и неверия, стараясь сделать все колоссальные жертвы Революции и становления СССР напрасными.
      К сожалению им это удалось!
      Они оболгали и обвинили своих дедов и отцов за их героическую попытку сделать мир справедливым для большинства, и стали корыстно "проповедовать" антихристианские идеи силы, денег и богатства, укрывая за абстрактными требованиями прав человека, свои лакейские, алчные интересы.
      Так, образованцы "воспитали" новый правящий класс - номенклатуру, из чьих рядов, уже в "новой" России, вышли фальсификаторы и предатели идей свободы, равенства и братства.
      По сути дела, образованцы помогли совершить чиновную контрреволюцию своим хозяевам и за это, им было позволено продолжать обслуживать "новых русских".
      Теперь образованцы поделились, как и должно быть на некие фракции.
      Одна часть, самая беззастенчивая и нахальная, "приватизировала" то, что было создано и защищалось народом многие десятилетия кровью и тяжким трудом.
      Вторая, более многочисленная, стала их обслуживать, оправдывая грабёж исторической целесообразностью, восхваляя монархию и проклиная большевиков и простых людей, совершивших революцию и победивших всех своих врагов в Гражданскую, а потом и в Великую Отечественную войну.
      Наши отцы и деды, в тех тяжёлых, драматических условиях, построили супердержаву, вопреки ожиданиям врагов, а их бездарные потомки эту супердержаву разрушили!
      
      Вторая половина "новых русских" обслуживает нынешних своих хозяев, с рабской готовностью сделаться за деньги хоть палачами, лишь бы хорошо платили.
      История России, теми же образованцами переписывается, но в прямо противоположном, то есть капиталистическом духе!
      Теперь уже становятся героями царь, его простоватые прислужники, Распутин, жандармские чины и деятели охранки, которые под бойким пером псевдо историков, становятся борцами за справедливость и отечество.
      О таких "творческих" лакеях, воссоздающих старые мифы об утраченном "монархическом рае", в народе говорят: "Был бы лакей, а хозяин найдётся"!
      Но самое страшное, в этой вакханалии прислужничества состоит в том, что люди перестали верить писаной истории и начинают питаться слухами и сплетнями - чем и воспользовались историки - любители!
      
      Извините, снова отвлёкся...
      Возвращаясь к заявленной теме необходимо сказать:
      - Сегодня, задача образования и воспитания заключена в уничтожении назойливых, лицемерных образованческих западных мифов всех времён и народов, восстановление правды уже без идеологического замутнения.
      И конечно, нужно заново воспитывать в детях и юношестве возврат к принципам чести и совести, применяемых в нашей обыденной жизни -
      задача трудная и потребует работы нескольких поколений...
      
      Одна из ошибок современной системы образования в её оторванности от этапов и уровней воспитания, её несвязности и отрывочности.
      Сегодня в российской школе, как впрочем и везде на Западе, даётся усреднённая сумма знаний рассчитанная на усреднённого ученика, при почти полном отсутствии нравственного воспитания человека как социальной личности.
      Дети и подростки питаются какими-то легендами, о независимости жизни конкретного человека от условий жизни общества.
      Такие знания, позволяют водить машины, пользоваться компьютером и даже летать в космос, но не дают человеку чувства удовлетворения участием в жизни общества и целостного, неразрывного понимания происходящего вокруг, как исторического процесса.
      И тут необходим путеводитель и помощник - религиозность, или если угодно гуманизм, помогающие сохранить связь человека с чем то более высоким чем деньги и карьера, с тем, что объединяет между собой и бедных, и богатых!
      Это может быть Бог или Боги понятые в символическом, а не догматическом смысле, Кодекс чести или Закон совести, желание делать для "ближних и дальних" больше, чем удовлетворение своей алчности и тщеславия!
      Ещё очень важно понять, что только личное благополучие, только корпоративные или националистические интересы приводят человека в состояние винтика, неважно в корпорации или отдельном государстве!
      
      В качестве страшного примера, превращения людей в "винтики" государства, можно привести историю рождения и гибели гитлеризма.
      В тяжёлой ситуации, в которую попали после войны страны, побеждённые в первой мировой войне, прежде всего Германия, проявилась тяга к романтизации идеалов силы и красоты, существующей официально в творчестве композитора Вагнера и философа Ницше, привела к власти "зажигательного мечтателя" Муссолини, а потом и Гитлера, как носителя и пропагандиста такого начала.
      В конечном итоге, это вылилось в создание мифа о господах и рабах, о разделении, якобы изначально заложенного в человечестве. Отсюда и сумасшедшая мысль о господстве одних и рабском повиновении других наций.
      Гитлер и его последователи в европейских странах - это пример того, как человек "культурный", но нравственно, религиозно невоспитанный остался на всю жизнь на уровне развития, присущему пятнадцатилетним подросткам и это очевидный зло, присуще подобной системе воспитания.
      
      Странно, но нечто подобное можно наблюдать сегодня в самой "демократической" стране мира - в США.
      Глядя на телевизионные программы, показывающие предвыборные съезды американских партий, невольно начинаешь сомневаться во вменяемости, как участников так и ораторов на трибунах.
      Все разговоры крутятся вокруг непобедимости "великой страны - США", а потом уже о "величии" вождей страны и правящей партии и всё это, сопровождается восторженными криками и взвизгиваниями!
      Мне скажут в оправдание, что таков немного театральный стиль жизни в американской политике, но ведь на экранах взрослые люди - партийные "вожди", их "вдохновенные" жёны, глядящие с обожанием и утрированной страстью на своих, уже далеко не молодых мужей.
      Всё это напоминает весёлый карнавал в детском саду, однако последствия этой инфантильности могут быть самыми печальными и действительность нам это показывает!
      Многие люди видят, что для многих стран пример Америки заразителен, видят, что в мире уже привычноподражают или хотят подражать этому подростковому стилю жизни.
      Однако люди должны помнить театральность и энтузиазм, с которым немцы, в тридцатые годы прошлого столетия, начинали "установление нового порядка" - глядя на нынешний предвыборные шоу в Америке, хочется воскликнуть вслед за Шекспиром: "Что-то неладно в американском королевстве!"
      
      Второй пример - СССР времён застоя, когда монополия государства на теорию и практику общественной, то есть нашей с вами жизни достигла немыслимой "всеобщности". Чиновники всё "узаконили" и народ ответил равнодушным пьянством и анекдотами про Чапаева и Лёнина.
      И ещё одна деталь - в Союзе позднего периода, чиновники-образованцы плодились неостановимо, зарплата для рабочих на производстве, за одну и ту же норму выработки падала; выходные дни сократили в том числе праздничные.
      Постепенно в народе стала популярна поговорка: "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем".
      Но самое неприятное, что в восьмидесятые годы прошлого столетия, даже в Союзе зародился "доморощенный" нацизм!
      Началось это, как некое подражание, почти детская игра - увлечение идеалом сильной личности на фоне всеобщей усредненности, однако
      прошло некоторое время и на волне лицемерия и социальной несправедливости обрушившейся на Россию, молодёжь стала, как никогда готова к приятию идей национализма.
      Отряды скинхедов и футбольных фанатов на улицах, прямая тому иллюстрация.
      
      Сегодня, отрицая беспросветность тупого зарабатывания денег, узаконенного либералами-образованцами и сопротивляясь диктатуре жлобства, так варварски насаждаемой в стране либеральными "элитами", молодёжь ищет примеры для протестного подражания и находит его в лице "бескомпромиссного" Гитлера.
      Надо наконец понять, что в России, главный пропагандист культа денег, "свободы" их зарабатывания и поклонения им - это те же образованцы, которые называют себя борцами за "демократию", а зарабатывание денег всеми путями, включая взятки и уголовные преступления, выдают за свободу и права человека.
      Встает естественный вопрос - кто эти люди, кто идеологически оформлял растаскивание и развал экономики, вначале в СССР, а потом и в России в страшные девяностые, которые разрушали систему власти под лозунгом борьбы за "демократию"?
      Кто поощрял бандитскую приватизацию и политически оправдывал вмешательство различных международных финансовых фондов в российскую экономику?
      Это были те же образованцы, теперь называющие себя то демократами, то либералами, а то Союзом Правых Сил!
      Кто наконец называл людей, протестующих против этого грабежа "красно-коричневыми" и "коммуно-фашистами", а потом расстреливал Парламент, после государственного переворота, устроенного Ельциным - ставленником российских образованцев?
      Это были люди вообразившие себя креативным классом, считающие себя передовой и лучшей частью русского, российского народа - то есть это были люди с высшим образованием, но совершенно не воспитанные в человеческом, религиозном смысле!!!
      
      Конечно, нас воспитывают не только семья, школа или церковь - главным воспитателем являются в человеческом обществе не педагогические теории или умные университетские авторитеты, вводящие эти теории в систему обучения - воспитывает прежде всего реальная жизнь в том или ином обществе, в той или иной стране.
      И если мы видим, что говорится одно, думается второе, делается третье, то сколько тут не говори о правдивости и справедливости, поверить в то, что всё это присутствует в нашей жизни очень трудно.
      Поэтому, уже "новые" образованцы, в определённом смысле, тоже жертвы лжи, которая постепенно но неуклонно распространялась в загнивающем СССР парт и гос номенклатурой, через тогдашних образованцев.
      Тогда, все партийные лидеры лицемерно твердили о коммунистических идеалах, но потихонечку начинали пользоваться карьерными возможностями, спец распределителями, спец пайками, спецдачами, спецшколами.
      Получалось так, что эти люди обманывали сами себя и были "рады обманываться"!
      Но ведь взрослея, мы начинаем нести ответственность за свои слова и поступки и поэтому прекрасно понимаем, что делая плохое и преступное, будем наказаны, хотя делая это, надеемся на безнаказанность!
      К сожалению, справедливость приходит не всегда и не сразу после совершения преступления, и в этом случае, для восстановления справедливости, необходимо прежде всего самому быть искренним и правдивым, а где вы видели это в характерах разрушителей Советского Союза?
      Странным образом мы все молчали или соглашались с диктатурой парт номенклатуры, повторяя лживые мантры о свободе, равенстве и братстве, которых в реальной жизни уже давно не было!
      Не молчи тогда покорное большинство, может быть всё сложилось в нашей жизни си жизни страны иначе!
      (Продолжение следует)
      
      
       2004 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 20/06/2024. 18k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка