Аннотация: Несвобода тяготит человека, но и свобода накладывает свои ограничения!
...Часто вспоминаю время службы в Советской Армии - тогда я был несвободен, тяготился дисциплиной, но только сегодня начинаю понимать значение армии в моей судьбе.
Она была для меня, как монастырь для молодого послушника - армия научила меня повиноваться, не теряя собственного достоинства, но и командуя, не тиранить других ибо сам бывал жертвой такой армейской тирании.
Помню избушку - казарму, рядом с бетонно-земляной громадой капонира, стоящего на самой вершине острова Русский. В этой избушке, с утра, старшина-срочник Вася, от избытка дурной энергии и безнаказанности, подпрыгивая на кровати ещё в лежачем положении, кричал зычным голосом: "Подъём, салаги!".
А мы, не выспавшиеся, одуревшие после внезапного пробуждения и "возвращения" из домашних снов, спрыгивали со второго этажа кроватей, одевались, заправляли постели "кирпичом" и выходили на зарядку, на мороз.
Жизнь, особенно вначале службы была трудна, и только сегодня я начинаю понимать, что это была хорошая школа воспитания воли и жизнеспособности.
Даже сегодня, встречая тонких и изощрённо интеллектуальных людей, я по их поведению в быту, не спрашивая понимаю, что они служили в армии, так как чувствую их физическое и психологическое здоровье, которое было привито в армии.
Я сам на всю жизнь запомнил, что человек, кем-то или чем-то командующий, не должен воспринимать это как перст судьбы, а всего лишь как стечение обстоятельств, в лучшем случае как очередная ступенька в тривиальной карьере.
Известно, что иерархичность - один из факторов реальной жизни в обществе, в семье, в "школе" и люди, после службы в СА, относились к этому с пониманием, но и со скепсисом.
Армия для меня, была не только школа жизни, но и пора большого одиночества среди сотен людей, собранных против их воли в одном месте и поэтому, личная свобода для меня после службы, стала главной жизненной ценностью!
Я разделяю взгляды Льва Толстого и его умению оставаться свободным в несвободной ситуации, предпочитающего поклоняться воле и терпеливой мудрости народа, нежели гордыне литераторов и философов, чиновников и аристократов со звёздами и без, и даже семье монарха!
В какой-то момент изучения Толстого, я заразился демократизмом великого русского мудреца, который он выразил в тонком афоризме: "Не участвуйте в делах государства. Оставайтесь всегда частным лицом"!
Для многих такая внутренняя свобода непонятна, а в государстве, она ещё и карьерно бесперспективна, но эпатаж и диссидентство, это тоже оборотная сторона протеста против тоталитаризма, попытка "свалить эту власть ради той" и проявить внешнее несогласие, при внутреннем желании, в той или иной мере прислуживать и делать карьеру уже при новой, "демократической" власти.
В России у Толстого был предшественник - Грибоедов, который в "Горе от ума", сказал устами главного героя - Чацкого: "Служить бы рад, прислуживаться тошно"!
Во всяком случае, после армии, я вдруг понял и почувствовал глубину этого афоризма, но и смысл Сартровского призыва: "Хочешь быть свободным - будь им"!
Уже позже, я уразумел, что это экзистенциалистский перепев буддистского догмата - "не привязывайся"!
Очевидно, что многих привлекает другой афоризм Сартра, вполне антихристианский: "Другие - это ад!", хотя по сути - это короткий манифест заскорузлых атеистов всего мира!
Поверхностное отношение к русской церкви, как и к религиозности вообще, - одна из характерных "стигм" поколения шестидесятников и их "детей", что в конечном итоге приводит в тупик снобизма и проявляется либо в "возвышенном" пьянстве, либо в бабничестве!
Лет через десять после армии, уже в конце концов разведясь, я выживал в Ленинграде, ночуя в ремонтируемой комнате на куске поролона, а днём в этой же комнате работал интерьерщиком.
Во время работы были разные разговоры, в том числе об ответственности за свои слова и поступки.
И однажды, из уст тайного недруга я услышал упрёк:
"Тебе хорошо быть свободным, а кто будет дело делать и детей воспитывать?"
В ответ я искренне смеялся:
"А ты попробуй жить как я, а года через два, если ты выживешь, можно будет поговорить уже по существу"!
Я уверен, что вопрос свободы - это всегда вопрос решительности веры, потому что быть свободным - значит не жить за чужой счёт, за счёт прислуживания "врагам" несвободы, и уж тем более не показывать либеральную "фигу в кармане"!
Свобода - это прежде всего категория личностная и тут, за борьбу с плохими властями не спрячешься, тут речь пойдёт лично для каждого из нас о будущем Рае или Чистилище!
2003 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal