Аннотация: Человеческая старость, может быть самый интересный возраст, который подводит итоги всей нашей жизни!
"У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости. Старость находит удовлетворение в собственной совершенности. Она сбросила путы эгоизма. Душа, наконец-то ставшая свободной, радуется быстротечному мгновению, но не молит его помедлить..."
Сомерсет Моэм
"И почему это именно в старости человек следит за своими ощущениями и критикует свои поступки? Отчего бы в молодости ему не заниматься этим? Старость и без того невыносима... В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздем сидит в голове и поднимает уйму вопросов..."
Антон Павлович Чехов
...Последнее время меня беспокоит один вопрос - почему мы так мало знаем о старости?
Казалось бы, все рано или поздно проходят этот сужающийся коридор, который в конце концов приводит в тупик, но так мало мы знаем об этом состоянии жизни!
Спрашивается, почему?
Может потому что старые люди уже не способны описывать свои внутренние и физические состояния? Или тут нежелание травить душу, сталкивается с равнодушием, которое с возрастом нарастает? А может быть процесс старения мало кого интересует, а самих стариков эта тема волнует и заставляет избегать всяческих упоминаний старости?
Наверное тут всё вместе и главное, никому не хочется думать о том, что мы из себя представляем, когда нам за семьдесят, а то и за восемьдесят.
Исходя из выше сказанного, можно попробовать сформулировать философию старости. Но перед этим, я хочу дать обзор мнений о старости интересных философов и мудрецов древности.
Бенджамин Франклин: "Настоящий трагизм жизни заключается в том, что старыми становятся слишком рано, а мудрыми слишком поздно..."
Андре Моруа: "Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным..."
Шопенгауэр: "С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее; с точки зрения старости - очень короткое прошлое..."
...Надо отметить, что в молодости мы совсем не думаем о старости, потому что природа так устроила живую жизнь - пройдя через старость - конечно тем кому повезёт - она обязательно, заканчивается смертью. Смерть нависает над всем живущим на Земле и если бы все о ней думали, тогда устроился бы настоящий ад и все только и делали бы, что готовились к смерти. Поэтому наверное Иисус Христос говорил: "Пусть мёртвые хоронят мертвецов", а перефразируя можно сказать: "Пусть старики как можно дольше не думают о старости и смерти".
Вспомнился Лев Толстой и его томление в старости, когда он пытался найти смысл в жизни и находил его в доброте и любви:
"В старости это уже совсем можно и даже должно, но возможно и в молодости, а именно то, чтобы быть в состоянии не только приговоренного к смертной казни, но в состоянии везомого на место казни. Как хорошо: "Я есмь - смерти нет. Смерть придет - меня не будет". Мало того, чтобы быть готовым не удивляться тому, что есть смерть, ничего не загадывать; хорошо, главное, то, ч[то] вся жизнь становится торжественна, серьезна. Да, жизнь серьезное дело..."
...И ещё природа придумала так, что молодые не думают о старости, но и не верят в то, что они тоже когда-нибудь умрут - в этом одна из самых глубоких мудростей природы!
Однако бывает и так, что в молодости нам не нравится жизнь и мы не хотели бы дожить до старости - у многих этот период продолжался лет до сорока пяти. Однако пройдя через испытания взрослой жизни, через драмы и комедии отношений с другими людьми, мы вдруг понимаем, что жизнь очень длинная штука и если не стареть душевно, то можно ещё многое исправить, осуществляя самые заветные мечты. Хотя очевидно и другое - уже прожитая жизнь кажется нам очень короткой!
...Читая авторов пишущих о старости и смерти, прихожу к выводу, что квинтэссенцией философии старости, является творчество китайского мудреца Лао-Цзы. Его афоризмы и крылатые фразы, несут в себе бездну смыслов и его мудрость - это мудрость пожилого, умного человека, который с ранних лет понял главную истину, которую, так точно выразил Экклезиаст: "Всё суета сует и всё суета. Всё что будет уже было..."
Надо отметить, что философия старости тоже бывает разной. Например философия Лао Цзы - это философия умная, не боящаяся сказать правду не только о жизни человека, но и о его смерти.
Бывает философия обывательская, которая до последнего скрывает суть человеческой драмы, которую коротко и жестко сформулировал Фридрих Энгельс: "Жить - значит умирать". Такая философия старается заманить человека инстинктивными, животными ценностями, отчего происходит и атеизм, и нравственный релятивизм, и в конечном итоге нежелание отвечать не только за свои слова, но и за свои поступки.
Вначале рассмотрим умную философию старости Лао-Цзы. По легенде, когда Лао Цзы Родился ему уже было восемьдесят лет. И эта легендарная деталь, даёт нам указание, что уже от рождения Учитель Дао был философом старости, который отрицал любые уловки философии потребления и эпикуреизма. И действительно, все его максимы говорят о жизни с точки зрения стариков, точнее людей уже проживших длинную и наполненную жизнь и сделавших из этого процесса определённые выводы.
Вот часть высказывания Учителя о старости и смерти:
"Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею..."
"Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем..."
"Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности..."
"Если вы находитесь в депрессии, значит вы живете прошлым.
Если вы встревожены, значит вы живете будущим.
Если вы в состоянии мира, значит вы живете настоящим..."
"Жизнь ; серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им; это не приведёт ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему течь своим чередом.."
"Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем - оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности..."
...Суть даосизма - поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечно и многозначно, оно - универсальный закон бытия и познать его органами чувств нельзя. Только умозрением можно ощутить присутствие дао в мире и только в момент просветления которое длится мгновение и напоминает мираж в пустыне!
"Будьте последними. Идите по миру так, словно вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость - это не нужно. Оставайтесь бесполезными и наслаждайтесь. Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда - духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность - не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность... им так нужно иногда отдохнуть в тени..."
...В принципе, все мудрые люди понимают конечность жизни, но например Эпикур - древнегреческий философ - которого считают певцом удовольствий в жизни, тоже понимал временность бытия, но однако советовал наслаждаться жизнью пока мы живы. Во многом, такие наслаждения принадлежат к проявлениям животного инстинкта в человеке и не всем это нравится. Есть люди, которым жизнь не нравится с самого начала во многом потому, что они с молодых ногтей предчувствую драму старения и смерти. Но для большинства, независимо от того, сознательно или бессознательно это происходит, именно инстинктивные удовольствия являются главной целью и смыслом жизни: вкусная еда, мягкая постель, богатство которое служит им заменителем свободы, ну и конечно секс, без которого не обходится ни один любитель жизни.
Но судите сами - вот несколько высказываний Эпикура:
"Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью."
"Не думайте о смерти: пока ты жив - её нет, когда она придёт, тебя не будет."
"Прежде смотри, с кем ты ешь и пьёшь, а потом уже, что ешь и пьёшь. Ведь нажираться без друзей - дело льва или волка."
"Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства".
"Смерть для нас - ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений".
"Удовольствие - это начало и конец счастливой жизни".
"Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается".
"Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений".
...Казалось бы чем отличаются Лао Цзы и Эпикур - оба говорят о вечности и смерти, только один согласен с тем, что в жизни умного человека, стремление к удовольствиям является суетливой глупостью, а для другого - сутью и смыслом жизни!
...Для меня, важным свидетелем старости был и остаётся Лев Толстой. О нём, многие известные современники писали, что он якобы боялся смерти. А я думаю, что как всякий умный человек, он не мог не думать о конце жизни, о старости, а значит и о смерти. А старость, в этой линейке жизни, предшествует смерти:
"Старость - самая большая неожиданность в жизни "- говорил Лев Николаевич.
В силу этого, он ждал не только старости, но и смерти, примеривался к ней, а может быть представляя, как всё это будет происходить. Но замечание - о старости подкрадывающейся незаметно - действительно тонкое. Ведь мы, живя день за днем в делах и заботах, действительно можем просмотреть, когда она приходит и потом, вдруг обнаруживаем, что она уже здесь и жизнь, чем дальше, тем быстрее обрушивается вниз, навстречу неизбывному. У Толстого есть метафорическое описание как всё это происходит с каждым из нас а течении жизни:
"Давно уже рассказана восточная басня про путника, застигнутого в степи
разъярённым зверем. Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный
колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать
его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъярённого
зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом,
ухватывается за ветви растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится
на нём. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться
погибели, с обеих сторон ждущей его; но он всё держится, и пока он держится,
он оглядывается и видит, что две мыши, одна чёрная, другая белая, равномерно
обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают её. Вот-вот сам
собой обломится и оборвётся куст, и он упадёт в пасть дракону. Путник видит
это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг
себя и находит на листьях куста капли мёда, достаёт их языком и лижет их.
Так и я держусь за ветки жизни, зная, что неминуемо ждёт дракон смерти,
готовый растерзать меня, и не могу понять, зачем я попал на это мучение. И я
пытаюсь сосать тот мёд, который прежде утешал меня; но этот мёд уже не
радует меня, а белая и чёрная мышь - день и ночь - подтачивают ветку, за
которую я держусь. Я ясно вижу дракона, и мёд уже не сладок мне. Я вижу одно
-- неизбежного дракона и мышей, -- и не могу отвратить от них взор. И это не
басня, а это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда.
Прежний обман радостей жизни, заглушавший ужас дракона, уже не
обманывает меня. Сколько ни говори мне: ты не можешь понять смысла жизни, не
думай, живи, - я не могу делать этого, потому что слишком долго делал это
прежде. Теперь я не могу не видеть дня и ночи, бегущих и ведущих меня к
смерти. Я вижу это одно, потому что это одно - истина. Остальное всё -
ложь."
...Но мы совсем другие чем Лев Толстой и потому, определённом смысле все лижем капли удовольствий, вовсе не обращая внимания на наше трагическое положение!
Однако старость неумолимо приближается к каждому из живущих и потому, важно к ней приготовится и заботясь о своей старости, заботиться о своих детях как о себе самом. И в этом случае и старость не страшна, потому что кого ты растил и воспитывал, отдавая им всего себя, когда ты состаришься, станут твоей опорой.
Вот ещё одна из притч Льва Толстого о старости:
"Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из нее.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту... Лев Толстой
...Я уже говорил, что природа старательно скрывает от людей их будущее, потому что знай человек какие страдания и болезни ждут его в старости, он бы стал к этому готовится заранее и был бы равнодушен, равно как к славе и известности, так и к забвению и смерти!
Молодые не только не боятся смерти, но они не верят, что и с ними это может произойти. В этом тоже просматривается мудрость природы, которая закладывает во всё живое инстинкт самосохранения. У молодых, этот инстинкт и его проявления, мало заметны и потому, именно молодые наиболее агрессивны и реактивны. Молодёжь не боится войны, потому что надеется остаться в живых в любых испытаниях, поэтому война - дело молодых! В молодости человек силён как никогда и именно это делает его безрассудным - молодые исповедуют эстетический принцип жизни - красота и сила, являются для них и нравственными максимами. В этом случае, религиозное чувство заслонено культом индивидуализма и силы. Наверное поэтому, особенно сегодня так мало молодых верующих. Ведь христианство говорит "что бог это любовь, а Иисус из Назарета прямо говорил: "Возлюби ближнего как самого себя". Но в молодости мы любим только себя или "своих", то есть тех, кто является семьёй. К остальным мы равнодушны или более, инстинктивно считаем окружающих конкурентами. Лозунг Сартра "Другие - это ад" - вполне объясняет молодёжный эгоизм.
Но главным спасением человека и человечества всегда было и будет чувство любви к людям, к тому высокому, которого мы называем творцом жизни - богом или богами:
"Все тяжелее и тяжелее мне становятся разговоры. И как хорошо одному! Удивительное дело, только теперь, на девятом десятке начинаю немного понимать смысл и значение жизни - исполнения не для себя - своей личной жизни и, главное, не для людей исполнения воли Бога - Любви, и в первый раз нынче, в первый день Нового 09 года почувствовал свободу, могущество, радость этого исполнения. Помоги мне быть в Тебе, с Тобою, Тобою..." Дневники Толстого
Вот одно из описаний жизни Толстого в старости:
...А годы жизни великого писателя всё шли и шли, складываясь в десятилетия. Вот стало ему шестьдесят. Потом семьдесят и незаметно, бытование подошло к восьмидесяти. И в его всегда собранной подтянутой фигуре проявились черты старения.
Плечи незаметно, год за годом клонились к низу. Доброе и улыбчивое лицо, со временем изрезали морщины и борода, некогда густая и блестяще-чёрная, поредела и поседела. Голос стал хриплым и прерывистым, но когда он говорил с людьми, то преображался и казалось молодел на глазах.
Уже после семидесяти, несмотря на скромную диету, начались проблемы с желудком. Но главное, в стареющее тело пришла боль. Суставы ныли и болели, когда он возвращался усталый после длинных прогулок. Сердце начинало биться и ворочаться в груди после самой пустячной нагрузки. И все время хотелось полежать, чтобы не чувствовать этой изнуряющей боли во всем теле.
О происходящем с его стареющим телом, он никому не рассказывал, но близкие люди и внимательные знакомые начинали понимать, что годы не щадят и любимого Учителя!"
...К счастью, очерков и книг описывающих старость совсем немного в русской, да и в мировой литературе и потому, ещё и это помогает не думать о старости прежде чем она наступит и в этом тоже проявляется мудрость жизни. Пусть о старости пишут старики, хотя в старости пропадает всякое желание писать, да и фантазия и умения чувствовать живо и остро, пропадает!
Хочу завершить это эссе о старости остроумной фразой известного кинорежиссёра и умного человека Вуди Аллена:
"Можно дожить до ста лет, если отказаться от всего того, ради чего хочется жить сто лет..."
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal