Аннотация: Литературная критика современных нравов нашла в лице Максима Кантора талантливого летописца!
Максим Кантор о Левиафане, Фукуяме и "втором авангарде".
...Долго искал положительного героя в современной литературе и философии России и решил остановиться на Максиме Канторе.
Каждый раз читая его работы - будь то романы или философские эссе, испытываю эстетическое наслаждение от логичности повествования, незамутнённой мысли, искренности и широкой образованности.
Невольно спрашиваю себя, как он в свои пятьдесят семь лет, сумел не только прочесть множество философских, социологических и литературных работ, но и усвоил идеи и смыслы таких разных авторов как Хайдеггер и Ханна Арндт, Юнгер и Зиновьев, Маркс и Фукуяма.
А ведь он ещё известный художник и организатор международных дискуссий о проблемах современности, хотя главное в этой фигуре нашего современника - он писатель близкий по масштабу работам Толстого и Достоевского, может быть единственный в современной российской литературной тусовке достойный звания большого писателя!
Говорят, в последние годы Союза, в Cоюзе писателей было около десяти тысяч человек.
Нечто подобное, только в десятикратном увеличении произошло и с количеством российских писателей сегодня, а потому, можно говорить о хаотичности современного российского литературного процесса, который благодаря интернету, сделал писательство одной из самых популярных обсессий.
И все-таки, подлинные писатели в России были и будут, но жаль, что сегодня совсем нет литературных критиков масштаба и темперамента Виктора Топорова, который недавно умер.
Такие критики помогают становлению таланта, а профессиональная критика, в отличие от лицемерных похвал, помогает осознать своё место в писательском строю и значение литературы в жизни современного общества.
Я помню правдивые и жёсткие статьи Топорова ещё в советские годы, о творчестве так называемых "писателей" из Союза писателей!
Вызывали уважение и его злые обличения, бичующие пороки московской либеральной тусовки в "новой" России.
И жаль, что такие люди уходят рано, оставляя позади себя толпу "вежливых" и абсолютно комплементарных псевдо критиков, которых лучше бы назвать "изготовителями комплиментарностей".
Топоров всегда стремился сказать правду о творчестве писателя - умение писать без ошибок и связно складывать фразы, утверждал он, только мешают увидеть, что у большинстве современных писателей и в России, и на Западе нет главного писательского достоинства - умения думать!
Именно Топоров, в числе первых признал достоинства и талант писателя Максима Кантора и они стали союзниками в борьбе с лицемерием и пошлостью тусовочной писательской братии.
И наконец появилась надежда, что вслед за серьёзным и честным писателем-философом Кантором, в России появятся непредвзятые, суровые критики типа Топорова, которые будут помогать развиваться талантам и обличать невежество и приспособленчество титулованных графоманов.
В творчестве Кантора, я вижу продолжение горького, но честного взгляда на современную жизнь Александра Зиновьева - недавно умершего философа, социолога и писателя, известного не только в России, но главное на "благословенном" Западе.
Как и у Александра Зиновьева, друга семьи Канторов, в книгах Максима заметна способность мыслить и думать о проблемах бытия, безотносительно от места и времени проживания.
Иначе говоря, будь то Запад или Россия - ничто не мешало Зиновьеву писать то, что он думал и понимал в истории и современности, а этим качеством отличались все честные и благородные мыслители, начиная от Сократа и заканчивая Достоевским, Толстым, Камю, Кафкой, Пришвиным...
Обладает им и Максим Кантор!
Сегодня, на фоне российской образованческой, прозападной литературы и поэзии, творчество Кантора смотрится, как одинокий протест против догматов и теорий беспринципного и паразитического по смыслу "творчества" современных образованцев.
При олигархическом капитализме и российских олигархах "меценатах", большинство "писателей и критиков" в России стали приживалами и шутами, а потому, ни о каком драматическом и трагическом творчестве, отражающем противоречия и неустроенность современной жизни, не может быть и речи!
Достаточно открыть современные "оппозиционные "журналы, чтобы увидеть тяжёлую и подлую "работу" сотен и сотен "либеральных образованцев", лебезящих перед сильными и богатыми "мира сего", всячески оправдывая свинцовые мерзости сегодняшней диктатуры "образованного" класса и тех, кого ещё совсем недавно называли "чисто одетыми" людьми, то есть богачей.
Идеологов и оправдателей российского олигархического капитализма сегодня пруд пруди и может по их вине, жизнь простого человека из народа, становясь материально лучше, духовно опускается в низы "нравственного релятивизма", а воровство и бесчестие становятся социальной нормой, даже среди военных!
То, за что раньше в царской России офицеры стрелялись, сегодня становится предметом хвастовства и зависти.
Благодаря идеологическому прислужничеству олигархату, прослойкой российского "среднего" класса, называющей себя классом креативным, правила чести и совести забыты, а принципы подлинного христианства изложенные в Новом Завете - в Нагорной Проповеди Иисуса Христа - ошельмованы и подвергаются злобной критике.
Толстой, в романе "Воскресение" описал этот феномен человеческого существования и говорил, что проститутки всегда ищут себе подобных, и собираясь вместе, они находили и находят общие принципы существования, которые оправдывают их в собственных глазах.
Похожее явление можно сегодня увидеть и в среде российских образованцев прислуживающих богатству и силе, оправдывающих своё лакейство, находя положительные свойства и в этом прислужничестве и беспринципности!
И Максим Кантор,в своих романах и публицистике говорит о философских и социологических проблемах мира как профессионал, а его внутренняя честность не даёт ему отступать, когда он критикует всеми признанных авторитетов современности и особенно тех, кто на его взгляд продался за "сладкую похлёбку" уютной и комфортной жизни, забывая о предназначении художника "жечь глаголом сердца людей"!
Для меня, особенно интересны статьи писателя на актуальные темы, в которых, он, с присущей ему аналитичностью, часто с горьким сарказмом, выставляет на всеобщее обозрение ложь и лицемерие богачей, и лакейскую сущность прислуживающих им российских "интеллектуалов", поверивших, что они и являются "солью земли русской".
Показателен в этом смысле сборник статей "Стратегия Левиафана".
В этом сборнике, Кантор показывает, как некритичное восприятие разного рода модных на Западе теорий, приводит к возникновению в России либеральной диктатуры - радея о свободе и правах личности, "креативщики" пытаются восстановить сословное государство и вновь загнать в хлев материального рабства большинство народа, то есть тех, кто на их взгляд "не уважает буржуазных святынь".
Достаётся в его статьях и псевдо патриотам, которые и сами не понимают, что постепенно становятся адептами национал-фашизма. Но для Максима Кантора и российский либерализм - это путь в сторону диктатуры сытых, которые под прикрытием демагогических лозунгов о свободе слова и правах человека, пытаются выловить свою "золотую рыбку", в мутной водичке псевдо космополитических теорий...
В его больших романах "Учебник рисования" и "Красный свет", Максим Кантор подробно рассказывает о мелочности и низости характеров сегодняшних российских тусовочных "элитариев", на примере художников так и не научившихся рисовать, но описывает и бездарных "либеральных" политиков, погрязших в завистливом сплетничестве и попытках заработать на этом имя и деньги!
"Прошло двести лет и новое либеральное нашествие прогрессивного Запада затопило Российскую империю и, не встречая практически никакого сопротивления, размыло империю до основания. Распались земли империи, разбежалось население, уехали в эмиграцию миллионы людей, а многие мечтают уехать. Те же, что остались жить на месте былой державы, приучились к новым обстоятельствам и приспособились к нашествию. И это нашествие - в отличие от наполеоновского или гитлеровского - сопротивления не встретило. Случилась беда, равной которой еще и не было никогда с Россией..."
Трезвый реализм Кантора, в этих романах, часто перетекает в гротеск и воспринимается как увеличительное зеркало, в котором самые благообразные и почтенные "джентльмены", выглядят как разжиревшие неучи, изображающие их себя статусных личностей.
Его роман бичует пошлость и лакейство, полукультуру и полузнание сегодняшней российской элиты и "креативного класса".
Разоблачение провинциализма и недалёкости законодателей политической моды в России, в книгах Максима Кантора становятся тем раздражителем, на который с злобным негодованием реагируют сегодняшние почётные члены московской тусовки, заискивающие не только перед российскими богачами, но главное перед западными "интеллектуальными авторитетами"!
"Чтобы понизить значение основных акций, следует дополнительно выпустить ещё тысячи... подобная эмиссия была произведена в интеллектуальном мире. Было введено в оборот огромное количество продукта, который назвали новым искусством, новой философией. Этот продукт - с принципиально нивелированным качеством - просто затопил своим количеством искусство старого образца, подобно тому, как партийцы сталинского призыва задавили немногочисленную ленинскую гвардию".
И в этом преклонении перед ничтожными, сделанными разного рода пиарщиками и пиар - компаниями лидерами современного мирового авангарда, они ещё более смешны и жалки, но основная беда состоит в том, что при этом, как всякие эпигоны, они не могут и не хотят признавать в своей стране подлинных талантов и творцов!
Они третируют народную культуру и думают, что от этого станут более космополитами, а нас самом деле расписываются в своём провинциализме!
Конечно в этом романе Кантора речь идёт о российском авангарде, который становится инструментом, для российской либеральной партии, для оболванивания и шельмования российской культуры, а целью, полная сдача её, на условиях либерального Запада:
"...Единственное, что оставалось делать России и русским, это найти в себе силы преданно полюбить победителей... Разница в концепциях двух либеральных партий состояла в следующем. Партия прорыва предполагала... немедленный альянс с Америкой на любых условиях... Программа была свободолюбивой и отличалась радикальностью в отношении уничтожения России как самостоятельного существа в географии и истории... Единая партия Отечества предлагала программу государственную... Договориться с новой империей о вхождении в неё России на разумных основаниях. Зачем вам лезть в наши топи и чащобы, говорила эта партия новым хозяевам, для чего вам мёрзнуть в нашей Сибири и мокнуть под дождём? Условия в нашей стране мерзкие, не марайте ручек, не студите ножек, на то есть мы, ваши наместники...".
...Подробный разбор работ Кантора ещё предстоит сделать, но в этой статье, я только тезисно постарался обрисовать особенности творческого характера этого, самого талантливого и недооценённого в своей стране писателя!
Начало октября 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal