Аннотация: Воспитание детей, наших и не наших, это святая обязанность взрослых!
Статья, исправленная и дополненная, написана более десяти лет назад, но темы поднятые в ней, актуальны и по сию пору!
О новых образовательных стандартах, культуре и развитии интеллекта в России.
...Живя в Англии уже более десяти лет и воспитывая двоих детей, я сталкивался с образовательной системой, которую хотят скопировать российские псевдореформаторы.
Судя по всему, они несколько раз побывали в школах на Западе и "вдохновлённые" их успехами, решили подобное создать и в России. Однако нельзя забывать, что школьное образование в Англии делится на государственное и частное, на платное и бесплатное, а это меняет ситуацию, если хотя бы немного вникнуть в суть дела.
Надо знать, что в хороших частных школах плата за обучение составляет от пяти до двадцати пяти тысяч фунтов в год, что в переводе на русские рубли, составляет от двухсот пятидесяти тысяч до миллиона двухсот пятидесяти тысяч рублей. А много ли вы найдёте в России семей, которые могут себе позволить, даже одного ребёнка обучать в такой частной школе...
Кстати, мне рассказывали, как русская "делегация" учителей и чиновников из образовательной системы, входила на уроки в английской школе, чуть ли не ногой открывая дверь и не спрося разрешения учителя. (Это разрешение необходимо было получить и желательно заранее, ещё и потому, что учащиеся в Англии - в определённом смысле главная составляющая "процесса", а чиновники - второстепенная.)
Этот инцидент показал уровень культуры учительски-чиновного корпуса в нынешней России, во всяком случае, тех людей, которые в Москве вполне может быть и готовили эту школьную реформу и новый образовательный стандарт.
Конечно, в России есть и другие учителя, вежливые, умные и тонкие, но они очень редко выезжают за границу. Те же, что бывают здесь в Англии, видимо принадлежат к той породе "новых русских", для которых деньги - главная жизненная ценность. Потому и свою "реформу" они создают по заказу определенного богатого слоя русских, совершенно не заботясь о подлинно демократических ценностях, являющихся основой преуспевания "западного" мира.
"Социальный лифт", поиски талантов среди всех слоёв населения, составляют одну из главных целей образовательной системы в Англии. А средством достижения поставленных задач, является попытка соблюдения равных возможностей "на старте" жизни - настолько, насколько это позволяет социальная система - развитый капитализм. Тем не менее, образование является одной из ведущих задач любого правительства в Англии и напоминает знакомый лозунг:
"Учиться, учиться и еще раз учиться", выдвинутый Лениным в революционной России.
Англичане в этой области достигли очень многого, как впрочем, и Советский Союз, в своё время, а нынешние "деятели" российского образования, способны только разрушать построенное с таким трудом, и похоже, совершенно не понимают социальных, "социалистических" истоков того благополучия, которое сегодня имеют многие западные страны, и прежде всего, Англия.
Хочется предупредить этих "реформаторов", "что ломать не строить", тем более что советская система образования была одной из лучших в мире - успехи науки, техники и культуры - тому яркое подтверждение! Но это уже тема другой статьи...
...Образование для своих детей было и остаётся одной из приоритетных задач в каждой семье из английского среднего класса, а таковых по разным подсчётам в Англии до половины семей.
Многие родители меняют место жительства, переезжают в районы, где есть хорошие школы, не только частные, но и государственные - бесплатные, хотя таких совсем немного, и в них существует большой конкурс.
К чести основного массива государственных школ в Великобритании, исключая Лондон и несколько больших городов, надо сказать, что уровень обучения и преподавания здесь довольно высок.
Но это, в основном за счёт множества вспомогательных подразделений в системе образования, от инспекторов, периодически проверяющих школы на предмет качества работы, до курсов повышения квалификации учителей и разного рода творческих и научных конференций и семинаров.
Вся система работает над улучшением образовательного стандарта и реформы, происходят здесь практически каждый год. Структура проверок, рейтинговых списков и научной работы разнообразна и многочисленна, и в ней, постоянно заботятся о повышении уровня обучения и качества образования.
Боюсь, что и с этим в России буде большая проблема - педагогические вузы, которым вдруг присвоили звания университетов или даже академий, свой научный и теоретический уровень от этого нисколько не повысили.
Произошла элементарная подмена названий, которой так грешили либеральные образованцы в начале мрачных девяностых годов прошлого века...
Вообще, начало девяностых в России, было временем подмены понятий, что и стало, ещё чуть ранее и в Советском Союзе, причиной разрушения не только страны, но и культурного кода советской цивилизации.
В "новой" России, все так называемые "демократические реформы" скопированные с западных образцов, породили взяточников, бандитов и олигархов, и надолго затормозили процесс подлинной демократизации страны.
К сожалению и нынешние реформы образования, могут остановиться на стадии разрушения уже существующей базы, как это уже было со здравоохранением или с наукой.
Уже слышатся из среды молодых "образованцев" призывы разрушить советскую школу, якобы сохранившуюся в "новой" России.
Однако, как я уже говорил, от той школы, породившей светил мировой музыки, кино, науки и искусства, уже ничего не осталось, а на её месте вырос какой-то "социальный уродец", штампующий малограмотных, малокультурных, но алчных и амбициозных абитуриентов.
Как правило, нынешние либеральные "разрушители" советской системы образования, приходят из среды, чьё становление пришлось на лихие девяностые и потому, уже не помня и не зная советской школы, они, пользуясь расхожими штампами, часто совершенно не понимают о чём говорят.
Они хотят "действовать", зарабатывать славу и деньги, и потому, их активизм чрезвычайно опасен - естественно, в силу своего невежества они не знают старинного буддистского афоризма, который гласит: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему"!
В России сегодня, происходит развал не только образовательного, но прежде всего культурного стандарта, когда многие люди, окончив не только школу, но и институт говорят, что солнце - это спутник Земли, а многие "верят", что Бог создал Землю в шесть дней, а на седьмой прилёг отдыхать. И сделал Он это не далее, как около шести тысяч лет назад!
Я, конечно, шучу, но культурный "обратный ход", (церковный термин из девятнадцатого столетия), проявление образованческой идеологии, сегодня заметен "невооружённым" глазом.
Основной аргумент сторонников нового стандарта - это уменьшение учебной нагрузки на школьников, а главное новшество - школьник сам будет решать, что ему лучше учить, а точнее удобнее изучать.
И естественно, нормальный школьник, выберет то, что полегче и попроще - таким образом в России можно будет забыть не только о математических школах, которые были красой и гордостью Советского Союза, но главное, о приличных учителях математики, физики и химии. Именно они, через время взросления их учеников, будут определять успехи или неуспехи математики, физики и химии, как науки.
Нынешние подростки - в основном инстинктивные "прагматики" - они уже затвердили на всю жизнь, что тот кто тяжело работает - неудачник, а тот кто не работает и имеет много денег - тот счастливчик.
И не имея жизненного опыта, они естественно будут выбирать лёгкий путь в жизни, а если их не "подталкивать", тем или иным способом, то их мечтания завершатся трагическим разочарованием. Ведь дети, в определённом нравственном смысле, маленькие животные, которые постоянно норовят "спрыгнуть", на уже пройденную ступень социализации и со временем превратиться во взрослых животных, руководствующихся в своём поведении инстинктами.
Да и многие ли взрослые в России, после массированного промывания мозгов в сторону оглупления и выработки инстинктивных навыков, могут похвастаться внутренним подталкиванием себя к занятиям - "подвигам", увлечением чем-то интеллектуально сложным.
Проще ведь устроить себе "маленький отдых" и окунуться в инстинктивную жизнь тем более, если культурные стандарты благодаря ТВ и Интернету, уже повсеместно приближаются к уровню "не выше плинтуса"!
Однако, мы не должны забывать, что труд сделал человека из обезьяны, как утверждали классики социализма, а Зигмунд Фрейд подтверждал, что человеческая культура стала продуктом репрессивного метода воспитания - понимаемого в широком смысле.
А что мы можем получить на выходе, если позволим, а точнее, если перевалим груз ответственности выбора общего будущего человечества, на плечи наших детей?
Многим воспитателям известно, что причиной многих детских нервных и психических срывов становятся неверная диета и плохой распорядок дня, но каково же должно быть значение культурной "диеты" - духовного питания для маленького человечка!?
При том, что в России, пропаганда эгоизма, алчности и насилия, стала чуть ли не государственной программой средств массовой информации и особенно телевидения, трудно ожидать, что дети смогут самостоятельно противостоять этому урагану безнравственных или прямо уголовных идеалов.
И тут вступает в силу понимание ответственности взрослых за "образовательное - воспитание". Однако сегодня в моде теория "самостоятельности" детей, и много её сторонников окопались в лагере "реформаторов", упорно противостоящих здравому смыслу.
Такая позиция чиновников от образования, показывает возрастающую безответственность не только государственной власти, но и родителей...
За примерами, иллюстрирующими отвратительные результаты такого взрослого "малодушия", в той же благословенной Англии, далеко ходить не надо - какое-то время я работал в качестве педагога в детском - "послешкольном" клубе, в одном из центральных районов Лондона.
Там я столкнулся с откровенной грубостью и даже издевательствами подростков над воспитателями и полным неуважением к взрослым вообще. Если же, кто то из воспитателей пытался восстановить порядок, то подростки могли и избить его, а женщин, часто уже бабушек, могли послать куда подальше, и воспитатели это терпели - а куда деваться?
Я же, по российской привычке во всё влезал и однажды, назвал "плохим, глупым мальчиком" подростка лет тринадцати, который, услышав мой сильный акцент, стал пинать в меня футбольным мячом. Когда я, в повышенном тоне, указал ему на неадекватность поведения, то он вышел из себя и стал от бессилия плеваться в меня, не говорю уже о ругательствах которые он мне продемонстрировал.
Подросток, наконец, ушёл разъярённый, и вскоре на территорию клуба пришёл другой подросток постарше и размахивая молотком, стал бегать рядом со мной, демонстрируя очевидные намерения проучить меня с помощью этого молотка...
Другой, молодой воспитатель, видя, что я шокирован этим случаем, утешая меня рассказал, что на него нападали с ножом эти же подростки и хорошо, что всё обошлось!
Вскоре, в Лондоне прокатилась эпидемия смертей от нападения с ножом подростками на своих сверстникам и не только, принесших тяжелые ранения, а то и смертей!
Конечно ножами резали и раньше, но не так часто как в последнее время!
Другой случай, из моего английского опыта участия в воспитании, больше комичный чем опасный, произошёл уже с моим сыном.
В школе, по моему настоянию он стал изучать русский язык наряду с французским, как вторым - в английской школе есть такая формула.
И вот, на родительском собрании, классный руководитель моего сына, разговаривая со мной чуть свысока, стала советовать мне оставить сыну изучать только французский, и мотивировала она это тем, что по французскому скоро будет экзамен, а русский будет мешать ему в этом и отвлекать внимание.
Я так же вежливо, но непреклонно не согласился с её доводами, и настоял на совместном изучении и того и другого языков.
А жене (она англичанка) уже на повышенных тонах, очень эмоционально объяснил, что на русском мой сын будет разговаривать со мной, а французский может ему в этом смысле совсем не пригодится - тогда, как и сейчас, я плохо знаю английский, а по-французски совсем ничего не понимаю.
Дома, конечно, был небольшой скандал, двери хлопали, жена и старшая дочь плакали обиженные моей "тиранией", однако я настоял на своём...
Вскоре мой сын сдал экзамен по французскому языку, а чуть позже и по русскому!
По сию пору мы с ним общаемся на ломаном русском, однако ему это общение очень нравится. А я, периодически проверяю на нём уровень своего английского - "разговорного" - так и получается, что он говорит со мной на русском, а я с ним на английском, в итоге всем стало хорошо!
Я, вообще сторонник такой педагогической теории, которая предусматривает, ответственность родителей за воспитание детей перед обществом, а самого общества, в лице государственной системы образования, перед родителями, которое тоже должно отвечать за образование и главное за воспитание не только своих, но всех детей.
А обязанностью детей считаю обучение и воспитанность - конечно это процесс двухсторонний, однако с чётким разделением уровней ответственности, разным для взрослых и детей!
... Наблюдая то, что происходит не только в Англии, но в основном в России, я вижу, что взрослые, делая деньги на ТВ, в газетах, на радио и в интернете, отравляют сознание подростков и детей злобной алчностью, эгоизмом и культом силы.
Потом, когда дети становятся постарше, эти законодатели социальной моды в СМИ, пугаются их зверских наклонностей и садят в тюрьму этих жертв своего воспитания и вдалбливания на всех информационных уровнях, инстинктивных привычек и "идеалов". Получается так, что отравители детского сознания жируют, зарабатывая миллионы и миллиарды, а отвечают за результаты обучения и воспитания, жертвы этого отравления - очевидно, что это не только не по христиански, но и не по человечески!
То, что моя система "принуждения" к хорошему образованию, связанная с жёстким подталкивающим-воспитанием даёт свои плоды, я убедился на опыте воспитания своего сына...
У него, как у всякого английского подростка был компьютер, к счастью, благодаря жене в доме никогда не было телевизора и он, сидя за ним, забывал обо всё на свете, и прежде всего об уроках, тем самым демонстрируя тот инстинктивный выбор, на котором настаивают нынешние горе - реформаторы в России.
Приходилось, изредка, воздействовать на него и физически, отчего жена была не в восторге, впрочем, как и я сам, однако жизнь заставляла это делать и часто, эти воздействия происходили после родительских собраний!
Но вот он стал постарше и я, на ломанном английском, стал ему объяснять, что моя обязанность, как родителя, заключена в принуждении его к образованию, а его обязанность как сына, заключена в научении тяжело и много работать над заданными уроками, но не только.
Я объяснял ему, что пока он не различает понятий добра и зла в человеческом, и больше, в христианском смысле, моя обязанность руководить им и растолковывать эти понятия, насколько я сам их понимаю.
А он, хотя и может не понимать сейчас того, о чём я настойчиво толкую, но в будущем, когда сам станет отцом, сможет понять и вполне оправдать мою систему воспитания.
Конечно, эти объяснения иногда были напористы и пафосны, однако возымели действие...
Сын, занимался музыкой с пяти лет, потом ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, а потом, ещё, по воскресеньям, пел в церковном хоре, зарабатывая себе стипендию для оплаты учёбы в известной лондонской школе.
И вот, я заставлял его каждый день по часу, в свободное от уроков время, играть заданный в музыкальной школе урок.
Он как мог увиливал от этих занятий, иногда плакал и говорил, что это ему ни к чему и что он не хочет быть профессионалом-скрипачом.
Я на это отвечал, что эти занятия приучат его быть последовательным и постепенно заставят методично работать, а эти навыки пригодятся не только при учёбе в университете, а в университет он хотел, потому что его старшая сестра заканчивала Кембридж, и ему там нравилось.
Однако главное это то, что во взрослой жизни умение тяжело работать приносит свои плоды...
Он сопротивлялся как мог, однако я настоял на своём!
Однажды, я увидел, что он закрыв двери своей комнаты, просто пиликает водя смычком по струнам скрипки, а сам смотрит на экран компьютера.
Тут был строгий разговор с ним и после, я усложнил задание и "попросил" его, каждое воскресенье, вечером играть нам с женой выученный за неделю отрывок, а если он не был готов, то я его наказывал...
Прошло уже много лет.
В последнем классе музыкальной школы, сын стал концертмейстером одного из школьных симфонических оркестров и ему, похоже очень нравилась эта роль и особенно, когда за хорошую игру оркестра, его благодарил уважаемый, известный дирижёр!
Постепенно и он стал уважать себя - его самооценка заметно повысилась и подталкивала работать дальше, в том числе и в школе...
...Сын неплохо закончил школу, поступил в университет, неплохо его закончил и вполне доволен собой, а взрослея, ко мне стал относится всё более уважительно и старается разговаривать со мной на русском, чему я конечно рад...
Февраль 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal