Аннотация: Русская выставка в Лондоне, в галерее Сатчи, поразила меня своим антирусским, можно сказать русофобским содержанием!
Искусство идеологии, или "всё на продажу".
Эпиграф: "Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия".
...Я был в "Сатчи-галлери" первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших лондонских модных магазинов, оформленных к Новому Году.
Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж. Витрины, сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и, торопясь, зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные. Войдя внутрь мы были оглушены шумным говором толпы, стоявшей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся, не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая - только чуть позже, я понял что вся большая галерея, - это и есть российская выставка!
Но обо всём по порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским - было официальное открытие выставки - и отхлёбывая небольшими глотками, во все глаза смотрел на "искусство" российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде "не забуду мать родную". На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, "не спи".
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде - часто на руках спинах и груди можно увидеть на пляже, даже у девушек, разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки.
Таков сегодня культовый тренд: "назад, к прачеловеку".
Вырождение и утрата профессионализма заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников - полная деградация профессии и попытка через идеологию привлечь внимание и продать, главное продать такое "творчество".
Ну, а в России уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники" с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...
Большинство зрителей в галерее эти фото не смотрели, а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение некоторых знакомых и незнакомых посетителей о выставке.
Для русскоязычной диаспоры эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, эта экспозиция тоже было "зеркалом", в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя, наверное, совсем не это задумывалось организаторами.
Но такое "самораздевание" и откровенное издевательство над образом страны в которой вы родились и живёте, обусловлено сегодняшней российской идеологией "продажности", то есть желания идти в сторону того, что требует мода.
А идеологическая мода сегодня требует шельмование России во всех смыслах, и прежде всего, в идеологическом - этим обусловлено самое коренное направление в современной российской идеологической эстетике - "чернуха"!
Чернуха присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова в Мариинском театре - всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это "искусство" оценят, прежде всего, с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая, до чего людей довели большевики и соцреализм.
Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи.
Такое своеобразное, спонтанное лакейство, очень распространено в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, на самом деле, это никому не нужно, а нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые, указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят:
"Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина..."
Конечно такой идеологией занимаются и в России совсем небольшое количество "либералов"-бюрократов, а остальные "творцы искусства", просто и банально продают, как им кажется, "ходовую" тему...
Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного "дна" российского общества, начал замечать моменты "постановочного искусства", когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать "писи и попы", а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком, исполняют эти примитивные фантазии вовсе не подозревая, что этот "работник идеологического фронта" очень прилично заработает заграницей, на смаковании "российских реалий"...
Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвящённую юбилею триумфа русского искусства.
Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры, которые потрясли весть мир и заставили уважать не только российский балет но и всю культуру России в целом.
Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что этот суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками "с барского стола" и художников, и писателей, и музыкантов, за которые те отрабатывают и выдают на гора "чернуху", никому не нужную ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...
В одном из следующих залов была любопытная инсталляция под названием "Принципы сдачи". Инсталляция, как нельзя кстати, раскрывала смысл и суть этой экспозиции "советского искусства", насмешливо названной "весёлости советского искусства в шестидесятые - восьмидесятые". (Перевод мой).
Но и это оказалось ложью. На этой выставке присутствовало только антисоветское "искусство", потому что эта "мрачная весёлость" была сделана и датирована в основном девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира.
На самом деле, вся выставка отражает развал и распад всех человеческих связей и принципов гуманного искусства в послеперестроечной России...
Конечно, зафиксированное фотокамерами этих "художников", присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом России в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности "перестройки", затеянной партийными номенклатурщиками совсем не ожидавших, что на месте неуютного "застоя" и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная, страшная своей животной сущностью драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр "чернухи", подмявший под себя всё подлинно человеческое в российской культуре.
Конечно, есть примеры такого рода "реализма" и в Англии, и в самом Лондоне.
Сотни и тысячи бездомных бродят днём по городу, а на ночь забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне, проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня.
Я видел в центре Лондона такого бродягу, который сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, похожие на гниющие отходы, найденные на помойке мясокомбината.
Видел я и умирающего бомжа лежащего на какой-то бетонной плите, и задыхающегося, от душащего его внутреннего жара - он был простужен и буквально сгорал от температуры в больном теле. А мимо спешили по работе или на обед десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
Эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя она не становится предметом искусства, тем более на продажу - англичане пока себя уважают может быть ещё потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течение двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок продолжает действовать на генофонд России и привёл к болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня. Эта экспозиция тому ещё одно доказательство...
Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем и организаторы, и устроители этого зрелища.
Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал, и как следствие, на выгодную продажу этих "произведений искусства", о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену-англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации.
А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек далёкий от искусства и случайно попавший на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин, благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию организаторы и участники этого "действа", в том числе и культурные деятели из российского посольства - сегодня даже такое бывает!
Я читал рецензию на эту выставку в "Ивнинг Стандарт", кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась "Сатирический взгляд на советскую власть" - то есть, не только я воспринял эту выставку как пасквиль. Но кажется, рецензент не понял, что основная "чернуха" показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл "Росатом". И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти...
В рецензии также говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о "свирепой" цензуре породившей эти героические идеологические "возражения". И, как я и ожидал, автор рецензии очень скептически отнёсся к нынешнему российскому "авангарду", но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья "соцарта".
И он был по своему прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то в итоге получаем "сумбур вместо музыки" и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.
Эта выставка, является примером подобной "идеологической чернухи" и патологического самоуничижения...
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты - Рабин, с его "селёдками", бутылками водки, газетами "Правда" и "Сельская жизнь". Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя, уже в их творчестве чувствовалась политическая составляющая и желание понравится "Западу".
Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние "художники", изображающие голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами, на фоне после-перестроечной разрухи и бессмысленно бледных инсталляций, которые может делать любой столяр или маляр, по несколько штук в день.
И если на "чернушных" фотографиях, ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций в голове остаётся какое-то бледное пустое место, "ничто", которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника!
Это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого эксперимента с доверчивым сознанием провинциального западного и российского зрителя.
На фоне такого "искусства", работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...
... Уходя из "Сатчи-галлери", я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы - важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре. Потеря самобытности и независимости культуры, всё происходящее в этом смысле в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, и согласились на поражение и вторичность!
И ещё, я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснутся и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!
Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal