Аннотация: С утратой культурного кода России, утрачивается жизнестойкость нации и государства!
...Пролетарская Революция сменившая буржуазную, стала следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию вылилась в противостояние большинства русского народа, против прозападного, антирусского меньшинства. Это подрывало не только основы экономической жизни, но грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства...
Сегодня, многие уже забыли, что Революция была ещё и борьбой против искусственного разделения нации, а потому противостояла саморазрушению России. А сегодня, после победы в России буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность такого разделения вновь становится велика...
С другой стороны, с развитием глобализации появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка международных отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории, тоже придётся...
Однако, эти тенденции в глобальной политике, отнюдь, не упраздняют языки других, разных народов мира - и больших и малых.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, забывание ценностей национальных культур приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной "особенности", атеизации народа, племени или народности, утраты глубинных смыслов существования.
Тот или иной народ забывший свои нравы, традиции и культуру, становиться безымянным "населением" без роду без племени, -
Пример постепенной аннигиляции национальной культуры, мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет. А создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт культур и традиций...
Экономически и культурно развитые страны, постепенно подминая под себя страны неуспешные, поглощают их культуру. Поэтому, сегодня, как никогда опасны перебежчики и национальные, культурные элиты, выступающие на стороне культурных "завоевателей", против обычаев и традиций своих стран.
Ярким примером тому, служит русофобия, которую исповедует российский "креативный класс", называющий себя русской интеллигенцией. Заметьте, что собственно русских в этой культурной тусовке совсем немного!
...Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата стран и народностей, был язык "доминантный".
Например древнегреческий язык, во времена Римской Империи был общим языком культуры. Во времена средневековья, латинский язык был языком церковных служб и науки. А уже в новое время - французский язык объединял представителей высшего класса в Европе.
Однако Римская империя рухнула, Франция, в результате военных поражений от Германии, тоже утратила своё значение и сегодня, на мировую культурную сцену вышел английский язык и англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное лицо мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан...
Конечно, родной язык, в первую очередь является носителем национальной культуры, а с его утратой, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами сильных стран и вопрос предсказаний завершения этого процесса, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончательной ассимиляции...
В этом случае, естественно встаёт вопрос - а нужна ли национальная культура во времена Глобализации? А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще?
И здесь, на горизонтах вселенского будущего, маячат процессы превращения одной или нескольких объединившихся сильных стран в мирового, экономического и культурного "гегемона".
Становится возможным возвращением самых диких форм своеобразного современного "культурного рабства", изощрённой эксплуатации "победителями" "подвластных" народов, проигравших эту борьбу за самостоятельность.
И конечно, такое рабство не будет похоже на рабство из прошлого, когда рабов считали за рабочий скот, умеющий более или менее говорить, а культурные рабовладельцы заставляли, принуждали рабов тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху "свободным" людям.
В будущем, словесное и смысловое определение из древних времён - раб, может быть заменено на слово - "прислужник". И характерной чертой, этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт - национальной культуры и языка...
Это рабство будет в основном культурным рабством и социальное разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и "потребителями", а точнее между теми кто владеет культурой как товаром, и теми, кто её потребляет - национальные особенности в такой ситуации, в общем-то ни к чему...
Во многом, уже сегодня, этим можно объяснить многократно выросшее значение информационных технологий и уже сегодня можно сказать: "Те, кто владеет источниками информации - владеют миром"!
... Конечно, это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия. И тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, надо внимательнее вчитаться в "Легенду о Великом инквизиторе", Достоевского.
Достоевский, в романах представлял свои взгляды на происходящее и пытался предугадать будущее. И всегда идеалы, с которым он сравнивал жизнь своих несчастных литературных героев, были идеалами религиозными, воплощенными в Новом завете и в Нагорной проповеди.
Думаю, что Фёдор Михайлович в этой легенде, прежде всего имел ввиду не "революционное" будущее, критикуя и издеваясь над ним, а буржуазное будущее, в которое, так "победоносно" вошла Россия в последнее десять - двадцать лет после провалившейся перестройке социализма. Но в этом состоянии Российская империя уже существовала накануне Революции, во времена описываемые Достоевским в его шедевре - романе "Братья Карамазовы".
...Сегодняшнее неравенство и новое разделение на богатых и бедных, на образованных и неграмотных, возвращает нас в те давние времена физического и духовного крепостничества. Только сегодня, это разделение вышло уже на уровень народов и стран, в том числе и в культурном смысле!
Мне, всегда казалась непонятным равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян. Но позже, прочитав повнимательнее монологи Ивана Карамазова о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вспомнил весь "крестный ход" жизни великого русского писателя - страдальца и подумал, что, пройдя через состояние государственного преступника, потом став "зэком" на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, он конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле...
После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном, знал и понимал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла.
О христианском долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, Достоевский писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество, как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста...
Но писатель понимал и ценил русскую культуру, русские традиции и потому, отстаивал их от попыток представить русский народ как отсталый и не европейский, противился смешению и подмене русского своеобразия европейским мещанством.
Сегодня, наследие Достоевского: литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось.
Современные буржуазные "переводчики" Достоевского, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику. Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия, нарождающегося класса "предпринимателей".
Главной идейной основой творчества Достоевского, было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого был старец Зосима, главный положительный герой "Братьев Карамазовых".
Протест писателя, был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров - буржуазии, против их "лакейства", преклонения перед деньгами и перед "заморскими" ценностями, в ущерб национальным, народным ценностям...
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова - сладострастника и отчаянного стяжателя. Или будущего "национального" деятеля, Ракитина. Или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова. Все они упорно хотели и умели делать денежки...
Но уже в романах "Идиот", и "Бесы", Достоевский написал портреты буржуазных "бесов", и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям фальшивых свобод и эгоистических прав...
Разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей той поры и находить в их героях, похожие черты характеров современников и бытовые подробности сегодняшнего российского общества. И главное, не забывать и гордится своей национальной культурой, родившей такое количество всемирно известных гениев...
Возвращаясь к современной России, хотелось бы заметить, что само понимание опасности культурной аннигиляции и последующей опасности помещения русских российских людей в "резервации", в "загоны" для "прислужников", то есть превращения в мыслящий "рабочий скот", заставляет искать выход из создавшейся ситуации.
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем. Однако радужных настроений, такое очередное разделение на рабов и господ, у тех, кому в очередной раз предназначено стать рабами, совсем не вызывает...
... Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом видно, что многие русские слова сегодня подменяются иностранными, и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России такой или этот "русский" язык понимали.
Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так, и наверное такое разделение, эта "социальная пропасть" в Российском обществе, будет со временем всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что все происходящее является естественными последствиями Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, иногда вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями. И эти различия будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны...
... Надо с грустью согласиться ещё с одним фактом: сегодня, Западная Европа и Америка по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава а ныне, страна называемая Российской Федерацией.
И надо помнить, что неоднородность и разделение на классы, слои и прослойки, делает народ и государство опасно нежизнеспособным.
Поэтому, какими бы мы не были "прогрессистами", но если желаем добра своему народу, то всем придется делать усилия по устранению разделения не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран "развитых", прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.
Я полагаю, что ближайшей целью для России, должно быть бесплатное всеобщее среднее образование, а потом и высшее, может быть даже объединив эти цели в одну большую...
Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование, существовавшее уже в Советском Союзе и даже стипендии для студентов университетов и институтов!
Другой вопрос, как это лучше организовать, в сегодняшней реальной жизни? Однако зная цели и задачи поставленные перед страной, работая над устранением и решением многих проблем рано или поздно можно добиться поставленных целей...
...В русском православии, как сто и двести лет назад идет яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы - на русском или на старославянском...
Для меня, однозначным решением является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей. Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему большинства верующих.
Для многих "охранителей", вопрос языка служб - вопрос "эстетический", вопрос сохранения неких "элитных" старых форм служения в церкви, доступных только "избранным".
Но сегодня, речь должна идти даже не о сохранении старо-славянского, как языка служб, но о сохранении русского православия как такового и перевод служб на современный русский, поможет отойти от старого догматизма, поможет большинству верующих уяснению, без лицемерия и фарисейства, всей трагической глубины христианства.
По недавним опросам общественного мнения, при признания православия большинством россиян своей верой, только около пяти процентов верующих можно считать воцерквлёнными, и только около двух процентом могут внятно рассказать и объяснить свою веру..
Во многом, такой разрыв между мнением и знанием, обусловлен пережитками старого и происходит от той темноты, а не света, который идёт не только от непонятных служб, но и от невнятных объяснений своей веры батюшками - священниками...
Мало того, что мы теряем верующих из года в год, но главное, что мы теряем дух Христов, дух любви, который должен исходить от церкви, от клира и архиереев, но и от самих верующих.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы сами виноваты в том, что от веры и из церкви люди уходят. И он объяснял это тем, что мы сами становимся мало похожи на добрых и любящих последователей кроткого Христа, жизнь свою отдавшего за наше спасение.
Если мы, в большинстве своём, не способны и не хотим помочь даже ближнему, то как же мы будем уверять других в том, что мы последователи Христа Спасителя. Ведь он взволнованно говорил: "возлюби врага своего" и "если ударили по левой щеке - подставь правую..."
А что делаем мы?!
...Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, - мы не можем усвоить такие непривычные для нас понятия, если в большинстве своём Библию не читаем и не понимаем, а на службах половина из нас не знает почему и зачем говорят те или иные слова, да ещё на непонятном языке, да ещё часто скороговоркой...
В сегодняшней церкви, часто законсервированное, традиционное старое мешает расти новому, близкому и понятному - расти осознанной, самоотверженной любви к Идеалам Христовым...
Интересно, что когда мы в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий, мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий.
Но почему же свою русскую православную службу, мы произносим на старославянском? Зачем мы, малопонятным языком служб отталкиваем своих соотечественников от подлинного окормления их душ, от сознательной веры в Заветы Христа?
Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил и высокий пример веры, были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова мы могли бы зажигаться пламенем их веры и следовать за ними, поколение за поколением...
... Недавно, я прочитал в "Санди таймс" очерк о колониях Меннонитов, то есть христиан - протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.
Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет были: продукты выращенные только своими руками, отказ от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества...
Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами...
Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений...
Управляется каждая колония "Советом министров", в количестве пяти человек...
Нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко - они гостеприимны и добродушны...
Описываемая колония, пятьдесят лет назад ушла из Соединённых Штатов, где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему...
Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости...
На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек...
Вся эта история, напомнила мне историю русских духоборов, которым Лев Толстой помогал переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору, вполне достойно и даже по -русски...
... Эту историю, я пересказал вспоминая возражения сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру, "отстанет" от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе.
Пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой...
К сожалению, сегодня, со многими странами затронутыми Западной культурно - атеистической экспансией возможно, как раз обратное, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты, да и в России тоже.
Но есть и другая опасность, другой соблазн - лицемерие!
На словах, мы можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре.
Читая, православные сайты, у батюшек, особенно у молодых, часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки. И в этом нет ничего необычного, если бы они, на другой странице текстов не призывали бы к сохранению старого или даже к "обратному ходу". Получается так, что "говорю одно, а делаю другое".
Церковные службы на мало понятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
В одной половинке жизни, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся, чаще потому, что это считается правильным и хорошим. А в другой, большей половине, начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы, всеми методами и средствами зарабатываем денежки не понимая и не желая знать, что это "фарисейство" и проявление лжеверы. Именно таким "верующим" надо понять, что "вера без дел - мертва"!
К несчастью, в сегодняшней России, как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью. Часто, человек исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви "переключается" на зарабатывание денег, часто методами совсем неправедными...
Денежный вопрос неумолимо вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь. Нередко, иерархи и церковные батюшки берут "пожертвования" от людей, очевидно неверующих и живущих не по вере. И такие подношения церкви от богачей, часто превращается в своеобразную "индульгенцию". И так ли важно в этом случае, что эти "неправедные", а иногда откровенно бандитские деньги используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей...
Ведь церковь - это дом Христов, а община - это тело христово. И как же мы можем брать деньги от нарушителей христовых заветов и заповедей!?
Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация возникла как протест против извращений в католической вере, против коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким неправедным образом шли, в том числе и на завершение строительства великого Собора Святого Петра в Риме...
Иногда, мы, по неведению или по слабости, берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое...
Я уже говорил где - то, что пытаясь угадать будущее, вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследие и слепо, по обезьяньи копируя экономику и социальные системы управления, культуру и искусство, а потом и язык других стран, мы можем двинуться, а мне кажется уже движемся, в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны...
...Другой пример обезьянничанья русских "реформаторов" - лет двадцать назад в России была введена смена часов каждые полгода, как это делают страны Запада - это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает.
Но вместе с тем, английские города и особенно Лондон, по ночам сверкают огнями и на улицах светло как днём. Меня, такая щедрость всегда приятно поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасной. То есть, экономя в одном случае, англичане не жалеют средств для нормальной жизни людей!
С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе - "Экономика должна быть экономной" и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы...
Сегодня, несмотря на копирование Запада в одном, в другом все осталось на старом месте - то есть темнота в городах и посёлках была и есть, несмотря на "сэкономленные" киловатты электричества...
Многие россияне не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо, то интересами одного, не статистического, но живого человека.
Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, но ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда, куда им надо или туда, куда они хотят.
На такие бытовые удобства направлена и вся материальная английская культура. Никто в Лондоне, не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый, и исторический, если это неудобно для тех жителей или владельцев предприятий, которые "прописаны" в этом районе и живут здесь сегодня.
Другое дело, что старое умело вписывается в новое, высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
Очень много мест в Лондоне, где старое, сохраненное ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво, с новым, а иногда и с суперновым. В этом привлекательность английских городов для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников...
Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры. И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора - профессионала решит построить офис - высотку или небоскрёб.
Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут районообразующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты рынки, магазины и магазинчики.
А вокруг разместятся множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов но и кормить в обеденное время множество клерков, которые будут работать в этих высотках...
Хотелось бы добавить по поводу русских "охранителей", что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск.
На мой взгляд, эти убогие "экономные" многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников, отделённые этой нелепой многоэтажной "тюрьмой" от воздуха, от природы, от деревьев и травки зелёной. В эту тюрьму, люди вынуждены вселяться, потому что проектировщикам и хозяевам фирм-застройщиков кажется, что на Западе так живут.
Но ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить - здесь нет! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а роскошных, с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев.
Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на зелёных пространствах и с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки - "рабочие общаги" - строят для бедных. Но ведь помимо бедности, человеческое-то достоинство люди имеют!
Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью: копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек...
... Ещё один замечательный момент, на мой взгляд, который надо бы перенять русской культуре, у английской культуры. Множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество ещё разных "учреждений" культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты...
В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения. И это, конечно, не только расшатывает русскую, национальную культуру, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми, вносит в общество элемент кулацкого "жлобства", стяжательства и алчности...
И последняя иллюстрация. В русских новостях, я смотрел сюжет, о приамурском посёлке, в котором года полтора назад, развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка привозя её в автоцистернах...
Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но он находиться в Сибири, где чистой воды, в реках и озёрах сохранилось с избытком...
Глядя на эту картинку, я с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и между людьми, просматривается воспитание и культура общения в том числе. И такой бизнес на нуждах человеческих, порожден жлобством и стяжанием, постепенно подменяя национальные качества характера русских людей таких как щедрость и гостеприимство, сочувствие чужому горю, желание помочь тем кто находится в нужде.
На первый взгляд, одно с другим слабо связано. Но у меня накопилось за эти годы множество примеров, когда русские, якобы копируя Запад, впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт невзгодами, социальными и культурными катастрофами...
Только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура, в соревновании с "пришлой", будет выходить победителем, тогда и русским людям будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена считалось русской национальной особенностью. Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы, очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством, бескорыстием и открытостью русского человека.
Тогда, иностранцев доставали "бдительные" советские чиновники - это так, но сегодня, если не все, то многие, хотят на них заработать и чем беззастенчивее, бессовестно больше, тем интереснее. Вот такие перемены в народном характере отвратительны и не только мне!
Остается добавить, что если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то от этого будет лучше нам самим.
И конечно, сегодняшние попытки чиновников делать культуру напоказ, культуру за деньги - это "ширпотреб" и не сохранение, а разрушение того культурного богатства, которое ещё осталось в России...
Но главное, надо стараться делать так, чтобы культура стала делом народа и духом народа, чтобы наши дети и внуки гордились культурой родины, а не стремились заменить всё это русское богатство однообразием и пошлостью западной масс - культуры, - культуры напоказ, на продажу...
Апрель 2008 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно- историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal