Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

О христианстве, школе и воспитании

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/04/2025. 7k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Христианство, как и другие религии, были главными воспитателя нравственного чувства в человеке, без которого человечество вновь преартится в человеческое стадо, если вообще выживет!

  •   
      ґ
      ...Последнее время всё больше говорят о внедрении религии в образовательный процесс и это правильно - мне кажется, что во все времена основной задачей христианства была задача воспитания нового, духовного человека, способного жить в социуме. Я думаю, что сегодня, в большинстве, люди не понимают значения религии в жизни общества, как главного воспитателя человека социального.
      Иисус из Назарета никогда не говорил о пользе формального образования, не связанного с нравственным воспитанием. И его афоризм: "Знание сделает вас свободными", говорит о знании и умении жить в человеческом сообществе нового типа, но никак не связан с изучением специальных научных дисциплин, таких как физика, математика или даже история.
      Он говорил, а точнее предметом его Заветов является нравственное воспитание человека. Поэтому надо различать необходимость уроков именно нравственности, то есть воспитание и обучению принципам совместного, коллективного сосуществования.
      
      Религия, как общение с высшими силами и связь с Богом, во всех разнообразных смыслах этого слова ,появилась тогда, когда появилась необходимость выделить какие-то принципы совместного жития в первобытном ещё стаде.
      Животными правит инстинкт и потому никаких дополнительных законов для стаи или стада не нужно. Законы биологической эволюции в виде инстинктов и рефлексов совсем неплохо руководят животными, даже высокоразвитыми.
      Другое дело человек, который является животным социальным и обладает инструментальным мозгом, которым и отличается от других известных нам биологических видов.
      Как и когда это отделение человека от животного произошло, тема интересная, но в данной статье речь о другом - тема наших сегодняшних рассуждений - что помогло человеку стать властителем природы и возвыситься до божественных истин?! Ведь цель любой религии - это "обожение" человека, превращение земного существа в ипостась Бога. Бог и является той "ролевой моделью", которой стремится подражать и на которую хочет походить истинно верующий.
      
      На мой взгляд, главным помощником, сопровождающим человечество на пути к совершенству, главной отличительной чертой его, было присутствие религиозных корней в человеческой культуре с самых ранних этапов развития человечества.
      Бог или божества - это некое идеальное создание, служащее одновременно и примером для подражания, и коллективным родителем-воспитателем, и всезнающим и справедливым судьёй, от имени которого писались законы и именем которого нарушителей этих законов жестоко наказывали.
      Сегодня религиозные представления о "физике" и "химии" вселенной, окружающей нас, конечно, неприемлемы для совершенствования жизни и для продвижения в наше материальное будущее. Однако, вопросы мировоззренческие, вопросы целеполагания человеческой истории, воспитательное значение религий, возрастает с каждым столетием и потому именно сфера воспитания и является главным полигоном применения религиозных воспитательных принципов и передача сущностных нравственных максим из поколения в поколение.
      Об этом сегодня многие забывают, настаивая на включении уроков богословия, в разных видах, в школьные программы. Но при этом очень важно знать, какую программу могут предложить религиозные учителя новым поколениям учеников.
      Да, как уроки истории религий, это может и должно иметь место: да, как уроки знакомства с нравственными максимами христианства, ислама, буддизма и других религий это может и должно иметь место.
      Но любые попытки внедрить в детское сознание богословскую "физику", "химию" или "зоологию", будут тормозить развитие человеческого сообщества и станут помехой в развитии науки и культуры!
      
      Как процесс знакомства детей и взрослых с нравственными установлениями, новый "Закон Божий" может и должен иметь место в школьной и институтской программе - этот "Закон", рано или поздно, поможет нам соединить Новый Завет Иисуса Христа и политику, как внутреннюю, так и международную.
      Квинтэссенцией Нового Завета Иисуса Христа является Нагорная проповедь, в которой он говорил о воспитательной "программе" христианина, выраженной в Десяти Заповедях: "Не убий; Не укради; Не лжесвидетельствуй; Не клянись"... Заповеди любви и заповеди блаженства... Именно в воспитании нового любовного и сострадательного отношения к людям и заключена основная мысль Нового Завета, который могут и должны проповедовать, разъяснять священники Церкви Христовой и в детском саду, и в школе и в институте!
      Тогда меньше будет преступлений человека против человека, тогда люди смогут с молодых лет осознать своё предназначение - служить другим и жертвовать всем ради достойной жизни на земле, и такое действенное христианство поможет не только в отношениях между людьми, но м в отношениях между государствами!
      Сегодня в Латинской Америке становится популярна теория соединения христианства и политики. Новый Завет Иисуса Христа становится действенным оружием в борьбе с колониализмом, эксплуатацией и угнетением сильными и богатыми, бедных и слабых, которых пока во всех странах большинство.
      Нечто подобное давно назрело и в других странах и особенно в России, где прочные религиозные корни ещё могут возродиться молодыми, сильными побегами и превратиться в мощные социальные движения за справедливость, равенство и свободу для всех!
      
      Бывая в русском православном храме, я вижу там несколько многодетных семей, дети которых с ранних лет ходят вместе с родителями в церковь и вырастают на глазах в добродетельных юношей и девушек. Такие примеры показывают нам, что родители, приводящие своих наследников в церковь, воспитывают их в лучших традициях современного христианства.
      Определение роли церкви, как воспитательного начала, снимают все возражения о противоречии науки и религии - ведь в этом случае, религии и не претендуют на роль объяснителей и открывателей новых законов и описаний вселенной. Они, и, в частности Русская Православная Церковь, просто будут воспитывать людей нравственно, что и приведёт к синергии усилий науки и религии, в желании построить вокруг нас новый, более гармоничный, современный, но и справедливый мир!
      
      И строить этот мир, будут "новые христиане", вооружённые не только научными знаниями, но и пониманием нравственного закона любви, управляющего сосуществованием людей!
      
      Май 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/04/2025. 7k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка