Аннотация: Сравнивая Добро и Зло, мы можем понять древний афоризм: "Мир это гармония добра и зла. Уничтож Зло и рухнет Добро"
(Читая Фрейда)
"Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро"
Философ Плотин
...Одна из самых больших проблем для начинающих христиан и не только - это вопрос как Бог-Создатель допустил существование зла в нашем мире!
И действительно, как можно примирить существование зла в природе и даже в обыденной человеческой жизни, с утверждением что Всеблагой Бог олицетворяет собой только положительные и благочестивые качества.
Читая Фрейда, его позднюю работу "Неудовлетворённость культурой", я поразился утверждению этого замечательного психиатра и философа, что:
"Эта борьба (между инстинктами Эросом, олицетворяющим созидание, рождение и Танатосом - инстинктом разрушения, агрессии и смерти) составляет существенное содержание жизни вообще, и поэтому развитие культуры, можно было бы назвать борьбой человечества за существование"
Но вместе с тем, я связал это утверждение известного естествоиспытателя, с положением, высказанным Фридрихом Гегелем на сто лет ранее, в развитии теории диалектики "борьбы противоположностей", в которой он обосновал естественность такой борьбы, которая и является стимулом развития, энергетическим базисом не только природы, но и в человеческого общества. Но об этом говорил и греческий философ Плотон, утверждая, что без такой борьбы зла и добра было бы невозможно развитие человечества!
Обвинять Творца в существовании Зла на земле ,значит не понимать закона единства и борьбы противоположностей и отрицать субъективность определений зла, которые существуют в человеческом сознании, как некая доказанная истина.
Можно поэтому сказать, что Бог - это Творец, ещё и потому, что он, создавая этот мир, заложил в "борьбе с инстинктом" способность мира и человека к развитию!
Одной из существенных сторон христианской веры, в обществе и в каждом из людей, является терпимость, в том числе к проявлениям зла, часто называемого грехом.
На этом строится и Новый Завет Иисуса из Назарета, но это присутствует и в подлинном христианстве.
Кажется, что именно здесь, Иисус из Назарета делится осознанием необходимости зла, как второй стороны процесса развития мира и человечества, как вершины эволюции.
Сама природа, даёт нам примеры сосуществования добра и зла, часто в самом жестоком их проявлении. Ведь в природе существуют травоядные, но существуют и плотоядные - хищники, убивающие и пожирающие первых. А что может быть для человека, страшнее насильственной смерти?!
И эта извечная борьба за выживание двигала эволюцию всего живого и неживого в сторону усложнения, создавая улучшенные, более приспособленные к борьбе за жизнь новые виды, часто за счёт гибели "старых". Таким образом, в результате этой эволюции, появился и человек разумный, ставший венцом и вершиной эволюционного процесса, главным итогом круговращения живой материи на Земле. Исходя из признания истинности такой теории, мы можем предположить, что целью эволюции человека, становится его обожение, приближение к Богу-Творцу, в качестве последователя и сотрудника в деле преображения Земли.
Процесс эволюции развития "плоти" продолжается и сегодня - человечество стоит на границе проникновения в Космос и создания электронной версии "вечной личности", в которой будет реализована мечта о бессмертии человеческого духа!
Конечно, о существовании в мире Добра и Зла знал и говорил об этом и Иисус из Назарета, который провозглашал Царствие Небесное как конечную, но недостижимую для тогдашнего человечества, цель. Он говорил: "Царствие моё - не от мира сего", - всматриваясь своим духовным оком в глубины Космоса, который рано или поздно станет Родиной человечества...
Внимательно читая Фрейда и его последователей, можно прийти к интереснейшим выводам. Например, Фрейд вполне по христиански приходит к заключению, что совесть возникла из сублимации агрессии и тяги к разрушению и воздействия человеческой культуры, которая вместе с религиозными "табу", направила присущую человеку природную агрессию не вовне, в вовнутрь себя!
Вначале, совесть, как нравственный закон, была присуща отдельным личностям, но со временем превратилась в общее понятие, отражаясь в религиозных культах.
Русская интеллигенция, (не путать с современными образованцами) с её нравственным максимализмом, явилась наглядным подтверждением, этого тезиса.
Таким образом, перенаправленность агрессии, с необходимым её ограничением и является тем, что мы называем сегодня человеческой совестью.
В определённом смысле, борьба Эроса и Танатоса предопределила возникновение этики, как некого свода правил человеческого поведения в коллективе, и отражала извечный ход борьбы зла и добра в самом человеке и в человеческих сообществах. Из этого можно сделать вывод, что и сами религии стали следствием такой борьбы, задолго до возникновения христианства.
В начале это было почитанием умерших и соответствующих культов, которые со временем превратились в наборы правил и установлений, регулирующих жизнь индивидуумов в коллективах в отношениях не только к недавнему прошлому, но и будущему, которое становилось производным от энергии развития, возникшей в результате этого эволюционного взрыва.
На мой взгляд это и стало основой того, чем и сегодня человек отличается от животного - помимо инстинктов, в человеке, со временем, появилась и некая духовная сущность, которую сформировали древние религии.
А в конце Древнего Мира на земле появился Иисус Христос, который конституировал духовную жизнь, как нечто главенствующее в жизни человека коллективного. Именно руководствуясь религиозными принципами, человек научился отделять себя от инстинктивной жизни и выработал духовные начала, базирующиеся не на физической, а на интеллектуальной основе.