Аннотация: Чтобы не превратиться в распространителя казённых религиозных догматов, церковь необходимо должна способствовать распространению нравственного учения, составляющего суть учения Итсуса из Назарета!
Размышления о Боге и жизни.
"Бог - это символ реального добра и справедливости. Христос - это воплощение такой абстракции в жизни..."
Эпиграф: "Бог для меня - это точка Альфа в космических просторах". Тейяр де Шарден
...Для многих глубоких богословов, Бог - это некая абстракция, не имеющая на Земле аналогов, отличающийся от человека как небо от земли. Вот несколько библейско-богословских определений Творца:
"Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает" (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).
Иоанн Дамаскин: "...Итак, этому научают нас священные изречения, как говорил божественный Дионисий Ареопагит: что Бог - причина и начало всяческих, сущность всего существующего, жизнь - живущего, разум - разумного, ум - умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение растленного по существу, священная твердыня для колеблемых каким-либо нечестивым сомнением, безопасность для стоящих, путь и надежное руководство для идущих к Нему..."
И в религиях, в том числе и в христианстве, во все времена для простых людей нужны были посредники между верующими и Богом и потому, всегда и везде существовали святые люди, способные уловить "божественные энергии", испускаемого этим "Символом" всего сущего!
В Ветхом Завете таких людей называли пророками, а в единобожии, к которому рано или поздно приходят все народы, необходим один единственный пророк, который мог бы не только быть передатчиком божественных посланий и идей, но и сам олицетворял бы Бога, был его земным "аватаром".
Поэтому и понадобился воплощённый Бог - Иисус Христос, чтобы "низвести" Бога из "космоса" религиозной символики на Землю, превратив его в Человеко-Бога и поместив в гущу реальной жизни, в мир полный зла, насилия и несправедливости...
Однако, для многих из нас, благодаря влиянию Библии и прежде всего Нового Завета, благодаря мифотворчеству "предания", этот Человек - Бог по-прежнему живёт и существует в этом отвлечённом "космосе", в некоей абстрактной обстановке "символического пространства".
Сегодняшняя идеология христианства - христовой Церкви стоит на подобном символизме и потому, сильно отличается от нашей грешной жизни.
Но ведь реальный Иисус Христос родился и жил среди людей, в реальной обстановке того времени. Он не был героем мифа созданного человеческим гением. Он был реально существовавшей исторической личностью!
И поэтому очень важно, сквозь символизм церковных сказаний, суметь рассмотреть реально существующие связи между жизнью Иисуса Христа и нашей, суетливой и часто бессмысленной жизнью.
Именно поэтому, "Нагорная проповедь" и сегодня может служить сборником правил поведения и даже внутренней жизни человека - христианина.
Сквозь символизм Библии, надо уметь увидеть конкретику моральных установлений, которые повторяются в Евангелиях для того, чтобы запомнить их и следовать им и сегодня!
Иисус из Назарета хорошо знал людей и Его учение - Новый Завет, хотя и несёт печать того времени и тех обстоятельств, но вполне применимо и сегодня. Ведь человек и физически и морально мало изменился за эти два тысячелетия. А Иисус Христос уже тогда предвидел это - меняется только среда, в которой человек жил и живёт, а раз так, то типы человеческих характеров мало изменились.
Иисус Христос, обладая божественной сущностью, жил как человек среди людей. Он ел, пил, спал, мучился и страдал, как человек рождённый женщиной. В этом его святость и в этом величие Его подвига самопожертвования и мучительной смерти на кресте, ради искупления человеческих грехов!
"Мир лежит во зле" говорил Иисус и потому, он хотел хотя бы немного его исправить и призывал своих учеников и последователей совершить в себе нравственную революцию, перестать служить злу и несправедливости мира.
Однако Иисус так же видел, что жизнь представляет из себя вечную борьбу и сосуществование добра и зла и призывая к перестройке сознания и личностных отношений, утверждал: "Царствие моё - не от мира сего"!
Можно понимать это высказывание как предупреждение, что выстроить идеальное государство невозможно, но смысл жизни заключён в процессе, в попытке выстроить такое государство, такое сообщество верующих в добро и справедливость!
Реальность всегда не соответствует мечтам и планам и поэтому, "символический" Бог и сам Иисус Христос, сегодня существуют в искусственно созданном "символическом пространстве" церковного предания и так далеки от реальной жизни, что временами напоминают мир населённый фарисеями, с их ложью и лицемерием в поступках и мыслях.
После смерти Мессии - Сына Человеческого и воскрешения, в памяти его учеников и последователей, Церковь, вопреки Христовым Заветам перешла на уровень символов и выстроила идеологию официальной Церкви, основываясь на мифах о божественной природе Иисуса Христа, а потом, чтобы избежать противоречий, дополнила христианство теорией Троичности и разработала догматы учения.
В реальной жизни это необходимо было сделать, чтобы сохранить хотя бы малую часть Иисусова наследия. Сакрализация жизни и смерти Учителя, были основной задачей первохристиан и апостол Павел, стал главным "пропагандистом и агитатором", новой веры.
Через многие столетия идеологической борьбы, в которой жертвы исчислялись миллионами и десятками миллионов, наконец сформировалось учение существующее и поныне.
Однако это учение, в пылу борьбы за "правильное христианство" изменилось до неузнаваемости и так далеко отошло от подлинного Христова Завета, что в католичестве Западной Европы случилась Реформация - религиозная Революция.
Эта "революция" во взглядах на Христа и на Новый Завет, попробовала вернуть христианство на уровень реальной жизни, на уровень Писания, сократив или вообще уничтожив некоторые положения и догматы "символической" теории католицизма, сформированной за полторы тысячи лет, прошедших после рождения Христа...
...Мир, особенно в последнее столетие существования, очень переменился - человек вышел в космос, обзавёлся новейшими электронными технологиями и похоже стоит на рубеже создания некоего аналога "вечности" и "неумирающего" человека.
И поэтому, тем кто ищет проявлений подлинного христианства в жизни, трудно отождествить официальную идеологию церкви, основанную на "символических" началах, с подлинным учением Иисуса Христа, изложенного в Новом Завете и в "Евангелиях".
Такие искатели истины, смотрят на христианство как на учение о морали, целью которого является улучшение человеческой жизни и победу добра над злом.
Другие, а таких большинство, продолжают утверждать, что только через обряды можно достичь счастливой жизни.
Во многом поэтому, вера превратилась в некий ритуал, "парад" священников одетых в золочёные длинные одеяния, говорящие пафосными голосами непонятные, но патетические слова. Как это символическое "действо" совместить с реальной жизнью верующих, никто не знает, или не хочет знать подлинные Заветы Иисуса из Назарета, потому что проще жить в реальности, не обременяя себя моральными обязательствами, при этом утверждая и гордясь званием христианина!
Сегодня это двоемыслие превращается в проблему, которую невозможно решить без восстановления подлинной веры, веры без всяких софистических увёрток и выставления догматов, впереди Заветов праведной жизни изложенных в Нагорной проповеди.
Этот конфликт подлинного учения Христа и установлений Предания, понимали и понимают многие люди, как внутри церкви, так и её критики извне.
Поэтому, с древних времён, в церковной полемике и практике не было казарменного единообразия "согласных" и "несогласных".
Часто, таких искателей Христовой истины официозная церковь преследовала, казнила и уничтожала их наследие и последователей, называя их отступниками и еретиками.
...Сегодня уже можно предположить, что вся история Христовой Церкви состоит из длящейся борьбы таких "неверующих" праведников и "верующих" фарисеев.
Можно приводить множество имён жертв жестокой борьбы, в которой большинство таких "верующих", одерживало победы над носителями "свободного духа", который по словам Иисуса Христа, "дышит, где хочет".
Можно назвать несколько имён ярких представителей такого склада мыслителей и последователей Иисуса Христа: Ориген, Иоанн Златоуст, кападокийские отцы церкви, Лютер, Кальвин и множество деятелей Реформации...
Из современных нам мыслителей и церковных деятелей можно упомянуть Тейяра де Шардена, Бубера, а в России - Александра Меня, Антония Сурожского...
Конечно, редко кто из современных "отступников" был убит властями или сожжен на костре, однако борьба за чистоту, за подлинность веры всегда носила и носит ожесточённый характер.
Например Льва Толстого, официальная церковь отлучила от "храма", а совсем недавно, какой-то изувер зарубил топором Александра Меня!
В качестве борца с "символическим" толкованием учения Иисуса Христа, нельзя не упомянуть имени Льва Толстого, которого такие "верующие" как Победоносцев, отлучили от церкви и сделали "еретиком" - пугалом для простого народа.
Такие церковные деятели как Победоносцев, всегда выступали как радетели обряда, оставляя в стороне живого человека, к которому прежде всего и обращал свои проповеди сам Иисус из Назарета. Для них, человек похож на неразумное существо, на червя земного - они забывают святые слова из Библии: "Человек создан по образу и подобию Божиему!"
Лев Толстой, исследуя основания человеческой веры, пришёл к выводам, которые противостояли и подрывали идеологию официозной церковности и властвующей церкви, давно прислуживающей Кесарю вопреки заветам самого Иисуса Христа.
Этот русский мудрец не побоялся опубликовать свои изыскания, за что и был отлучён и ошельмован российскими псевдо-богословами:
"...Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.
Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это, в особенности, для народов, соединенных в государства.
Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. Общее людям народа мировоззрение выражается обыкновенно установившейся в народе религией..."
"...Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требованиями языческой жизни. Но как ни грубо было это соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечало нравственным к умственным требованиям европейских народов.
Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем всё очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие, заключающееся в этой религии, её неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так это продолжалось веками, и в наше время дошло до того, что религия эта держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни..."
"...Только одна так называемая христианская религия утратила всякую обязательность для народов, исповедующих её, и перестала быть религией. Отчего это? Какие особенные причины произвели это странное явление?
Причина эта в том, что так называемое церковно-христианское учение не есть цельное, возникшее на основании проповеди одного великого учителя учение, каковы буддизм, конфуцианство, таосизм, а есть только подделка под истинное учение великого учителя, не имеющая с истинным учением почти ничего общего, кроме названия основателя и некоторых ничем не связанных положений, заимствованных из основного учения.
Знаю, что то, что я имею высказать теперь, именно то, что та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством, - покажется людям, исповедующим на словах учение этой секты, не только невероятным, но верхом ужаснейшего кощунства.
Но я не могу не сказать этого. Не могу не сказать этого потому, что для того, чтобы люди могли воспользоваться тем великим благом, которое даёт нам истинное христианское учение, нам необходимо, прежде всего, освободиться от того бессвязного, ложного и, главное, глубоко безнравственного учения, которое скрыло от нас истинное христианское учение. Учение это, скрывшее от нас учение Христа, есть то учение Павла, изложенное в его посланиях и ставшее в основу церковного учения. Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему..." Лев Николаевич Толстой.
А вот что думает о фундаменте "христианской жизни" священник и публицист - наш современник Георгий Ореханов:
"...И надо сказать, что Толстой сформулировал очень характерный, но совершенно ложный методологический принцип. Если взять все учения всевозможных религий, у них есть общее ядро и есть то, чем они отличаются. Ядро - это мораль. Мораль во всех религиях одинакова: не убий, не прелюбодействуй, не укради т.д. То, чем они отличаются, - мистическая часть вероучения, и она ошибочна, с точки зрения Толстого. И многие считают, что главное в христианстве, - понимание того, как себя надо вести.
Но на самом деле мораль в христианстве очень тесно связана с догматикой. Потому что фундаментом христианской жизни является вера в Христа и Христово воскресение, в то, что оно несет спасение людям. И только отсюда вытекает вся христианская мораль. То есть, схема здесь совсем другая: сначала догматика, потом этика. И с людьми, которые их переставляют местами, бывает очень часто трудно договориться и их переубедить..."
Английский философ и мыслитель Бертран Рассел, будучи человеком правдивым и искренним, так же как Толстой не мог согласиться с подменой реальности, на некую символичность в церковной идеологии и разбирая историю, жизнь и догматы церкви с точки зрения человеческой логики, написал книгу под названием "Почему я не христианин".
Вот короткая цитата из другой его статьи - "Сущность религии", составляющую опубликованную часть большой работы Рассела "Тюрьмы", полностью так и оставшейся неопубликованной, поскольку сам автор в итоге посчитал ее скучной:
"...Крушение традиционной религиозной веры, горько оплакиваемое защитниками
церкви и радостно встреченное теми, кто видит в старых убеждениях одни лишь
предрассудки, - факт, не подлежащий сомнению. Однако, если догмы сметены,
это отнюдь не означает, что вопрос о месте религии в жизни решен. Догмы были
нужны, и не столько сами по себе, сколько потому, что - как считалось - они
формировали определенное отношение к миру, направляли мысли и способствовали
становлению целостной жизни, свободной от ограниченности конечного "я",
тирании желаний и повседневных забот. Но такая жизнь возможна и без догм, и
ее не упразднит безразличие тех, кто перестал доверять религиям прошлых
веков. Действия, вдохновленные религией, устремлены к великим целям, но не в
ясном понимании целей их необходимость. Стоящие за действиями убеждения
очень глубоки и инстинктивны, но зачастую люди, которые основывают на них
свою жизнь, ничего об этих убеждениях не знают. Быть может, религия строится
не на убеждениях, а на чувстве. Последнее, вступая в область веры, может
порождать суждения о добром и злом; ведь и не прибегая к помощи интеллекта,
чувство способно играть решающую роль в действии. Можно сказать, что суть
религии - в свободе от ограничений, в стремлении к цельной жизни,
освобождающей людей из тюрьмы суетных желаний и мелочных мыслей. Но
освобождение приносит только та религия, которая обходится без догматических
оков. Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в
кандалы..."
...Митрополит Антоний Сурожский, благодаря своему таланту проповедника и трудной личной судьбе, сформировался как сторонник подлинных "неверующих" праведников и потому, противостоял большинству казённо верующих "православных", как последователь Иисуса Назарянина, а не как слуга "Кесаря", стараясь приблизить верующих к подлинному учению Христа.
Он говорил, что искренний правдивый, но "неверующий" человек, порой, ближе к Царству небесному чем тот, кто будучи фарисеем утверждает, что он "слуга" Иисуса.
Сам владыка Антоний, был человеком весёлым, оптимистом и верил, что рано или поздно, вера христова сможет исправит этот мир, тем самым помоь человеку не только в его жизни но и в нахождении путей в будущее!
Тут уместно вспомнить высказывание Толстого: "У Христа было много слуг, но мало последователей". Кстати говоря, читая Евангелия мы понимаем, что многие из апостолов, долгое время были только такими слугами Христа и потому, пытались узнать кто и где будет восседать в Царствие небесном, не понимая гневных осуждений таких настроений Иисусом Христом.
Митрополит Антоний Сурожский, был одним из тех немногих "свободных духом" христиан, всячески избегающих смешения и подмены реальности на "символику" и потому, его проповеди и рассказы о жизни Иисуса Христа привлекали так много слушателей, пробуждая в них веру и желание последовать по пути Учителя - Иисуса Христа.
Владыка Антоний, всей своей жизнью доказывал свою веру в реально существовавшего Мессию и старался во всём быть похожим на своего Учителя.
Он был скромен и не тщеславен, вёл аскетический образ жизни и радовался возможности жить по Заветам Христа.
Сегодня, когда мир впал в грех сребролюбия и алчности, Владыка живя бедно и тихо, старался не обременять других своими заботами и тяготами. Его отрицательное отношение к богатству, вполне соответствовало подлинно христианскому отношению к деньгам. Характерный примером такого отношения, о котором я где-то прочитал - он даже в служебные командировки ездил и летал на свои деньги, а не на деньги прихода. На фоне нескрываемой жажды богатств и комфорта, которая сегодня наблюдается, среди некоторых "просвещённых" иерархов и батюшек в российских приходах, такая деталь о многом говорит!
...Хочу поделиться своими собственными впечатлениями, по поводу идеологии современного христианства...
Когда после долго перерыва я вновь пришёл в церковь, то старался всё делать "правильно" - старался заучивать молитвы и псалмы, пытался понять логику богослужений, чтобы следовать церковным догматам сознательно и искренне. Я начал целовать руки батюшкам понимая это, как умаление себя и преклонение перед священниками, которые являются носителями духа Христова.
Я старался быть таким как все, но у меня это плохо получалось наверное потому, что в церковь пришёл уже во взрослом состоянии, хотя был в детстве крещён и бывал с родителями в церкви.
В нынешнем положении я не мог выучить символ веры и длинные молитвы выпадали из памяти, как я не старался. Потом я вспомнил, что подобное, происходило со мной во времена, когда будучи студентом Университета марксизма-ленинизма, я старался разобраться и запомнить "догматы" научного коммунизма и материалистической диалектики. И тогда, это тоже плохо у меня получалось.
Позже я понял, что трудности запоминания этих теорий заключались в смешении символического и реального, а потому, они трудно запоминаются и не поддаются даже механическому заучиванию.
Однако надо заметить, что в церковь я вновь пришёл уже задолго после сорока и потому, моя механическая память поизносилась существенно. К тому же, я плохо запоминаю то, чего не понимаю умом и чувством...
Совершенно другие впечатления оставляют во мне чтение проповедей Владыки Антония и его толкование Писания. Владыка, старался научить своих слушателей тому, что он пережил и прочувствовал сам, находясь в христианской, православной церкви. И потому, верующие люди с нескрываемым интересом слушали и по сию пору читают его проповеди и беседы на евангельские и библейские темы.
Обладая благодатью Учителя, он рассказывал обо всем написанном в Библии, как о чём-то лично передуманном и пережитом. Писания в его интерпретации, представали перед нами как живой рассказ о живых людях. Особенно трогают душу рассказы о Иисусе Христе, его делах, поступках и учении.
Но Антоний Сурожский отталкивал и вызывал неприязнь у тех, кто старается всё происходившее две тысячи лет назад, представить, как некую "сказку" - символическую картинку, словно всё рассказанное в Новом Завете и в Библии, никаким образом не касается нас и нашей жизни в современности...
И ещё один момент в жизни Владыки Антония, хотелось бы отметить. Он желал, чтобы его паства поменьше говорила красивых, но лживых слов и побольше делала богоугодных дел. Владыка был благожелательным и искренним человеком, умел улыбаться и говорить смешные вещи борясь с многозначительной мрачностью, которой фарисеи пытаются показать и уверить всех, что они и есть подлинно верующие и подлинные православные. Но за этой мрачностью и многозначительностью, скрывается привычное притворство ставшее уже второй натурой...
Я тоже, как и Владыка Антоний думаю, что вера христианская - это вера оптимистическая, вера в добро и справедливость, которая рано или поздно восторжествует в нашей жизни. Ведь за это и отдал свою жизнь Иисус Христос и мучаясь на кресте, думал о спасении своих последователей, от козней олицетворения зла - Сатаны, владыки смерти и Ада.
... В этой связи, я вспоминаю как перед исповедью, прихожане ищут грехи в которых было бы не стыдно признаться священнику. А уже после причаститься и обновится до следующего причащения. Мне кажется, что такая "обязательная грешность", часто не даёт человеку в полной мере осознать свою ответственность за то, что происходит в мире вокруг и внутри нас.
Ведь за формулой "все согрешили", может срываться и полнейшая безответственность, и нежелание делать нашу жизнь лучше. Тем непонятнее привязанность причащения в православной церкви, к исповеданию своих грехов...
Один мой знакомый признавался мне, что каждый раз стоя в очереди на исповедь, старается выдумать какие-нибудь маленькие грехи, а если это происходит в пост, то очень хорошо покаяться батюшке в употреблении скоромного.
Такая ситуация, учит большинство людей лгать и толкает к двоедушию и лицемерию. Если уж необходимо благословение батюшек, то пусть тогда кающиеся рассказывают о тех богоугодных делах, которые они сделали или собираются делать в своей жизни.
Этот позитив, в конце концов способен приучить людей делать добро, а не копаться в себе в поисках мнимых грехов тогда, когда наша жизнь полна не выдуманных, а настоящих "неопознанных" грехов, порою страшных и мешающих нам жить и даже умирать.
Очень важно чтобы причащение, после такой лёгкой формы лжи, как сегодняшняя рутинная исповедь, не превращалось в фарс!
А основанием для такого двоеверия, является всё тоже "символическое пространство жизни", которым оперируют многие богословы и по сию пору.
Часто, современные суеверия, своей основой делают подлинные слова и заветы Иисуса Христа, "переделанные", приспособленные к миру - "который во зле лежит"!
Реформаторы в Западной Европе, нашли в себе силу и волю сопротивляться таким фарисейским суевериям, ценою тысяч и тысяч жертв этой борьбы.
В православии, сегодня тоже востребованы честность и мужество для борьбы с официозными суевериями! Русскому православию, тоже требуется приближение к реальной человеческой жизни и деятельности, чтобы прекратить умножение псевдо веры и лицемерия, которые прячутся под маской "подлинной" веры!