Аннотация: Человеческая история началась с пробуждение религиозного чувства. И она продолжается именно по этой же причине - хотим мы этго или не хотим!
Метафизика человеческой истории.
"Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории."
Фридрих Гегель.
...Материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том - а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще?
Очевидно, что так или иначе нам придётся умереть и скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о месте человечества как такового в истории Земли и космоса, а так же громадный вопрос: в чём сущность этой истории и каковы пути человечества в будущем?
На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций, в том числе в мире живого. В истории человека разумного, это противостояние - борьба противоположностей - порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
Я полагаю, что историю человека, как вершины развития природы, определяют противостояния и противоречия составляющие сущность человека.
С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно человеческие проявления жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и религиозное чуство, составляющие главное отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян - наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни.
И тут, нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне, воздействовала на пралюдей и таким образом наделила человечество энергией движения, достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
Можно разными словами и образами представлять эту силу, ещё находящуюся под маской Мистера Х или Миссис Случайность, однако без такой фигуры, очень трудно представить себе, в человеческих понятиях и категориях, момент, когда именно человек прямоходящий превратился в хомо сапиенс...
Однако, в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческой эволюции?
Сегодня существует несколько версий - гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида человека разумного, но и дальнейшее расселение этих пралюдей и освоение ими земных пространств.
Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, около двухсот тысяч лет тому назад, в тёплых лесах экваториальной Африки.
Человек прямоходящий существовал задолго до этого переломного момента, но он не выделялся из природного ряда и только появление зачатков религиозности, ссылки на некие божественные силы, позволили ему выделиться и развиваться как некоему противопоставлению природному началу. Именно этот момент стал отправной точкой социальной истории человека разумного и таким образом можно утверждать, что религиозность повлияла на возникновение и развитие человеческой истории.
Но для того, чтобы такое выделение, отдельность от дикой природы произошло, необходимо предположить некое событие, изменение обстоятельств и среды обитания человека. После такой катастрофы, известной нам по Библии под именем Грехопадения, люди стали покидать обжитые места и расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом в Южную. Как это происходило мы до сих пор точно не знаем, однако по аналогии, можем реконструировать те события...
В Средние века, европейские мореплаватели, совершили открытие Нового Света и проделали уже во второй раз в истории человечества, сократив временные рамки - можно сказать, что человек, в определённом смысле проделал тот же путь, что и древние люди, но на протяжении всего нескольких поколений. Опираясь на историю открытий Нового света, мы можем, по аналогии с путешествием Колумба, восстановить причины продвижение на новые земли и континенты наших далёких предков не только по воде, но и по суше, в течении многих и многих тысячелетий.
...Давайте вспомним побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей. Сегодня, объясняя тот прорыв, мы склонны побудительной причиной называть выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, которая способствовала не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации сформировавшие государства и даже империи...
Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов и было тем побудительным мотивом, который толкал пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни.
Нечто подобное, лежало в качестве основания и того спонтанного порыва, который заставил европейцев отправиться на поиски новых земель, хотя и распространение христианства среди иноземцев, тоже можно считать одной из главных причин.
В те времена, христианство, несмотря на все издержки непонимания и формальной веры для многих, ещё было скрепляющим раствором, для разных стран и народов. Европейцы в те времена были набожными людьми и надежда на молитву, на помощь бога в критических ситуациях, помогала отважным мореплавателям - первооткрывателям совершать подвиги самоотречения и самопожертвования. Думать, что только экономическая выгода могла заставить их это делать, значит не понимать природы человека...
Уже для тех людей было очевидно, что жизнь без великой цели обожения человека, делает любые материальные достижения бессмысленными. Сегодня неверующим, которых становится всё больше, трудно понять тот религиозный энтузиазм, желание верующих найти, осуществить, завоевать для рода человеческого землю обетованную, где возможно осуществление бессмертия, жизни вечной, преодолев силу смерти которая стояла на пути к свободе человека и его преображению в божественную сущность, независимую и вечную.
Такая вера помогала людям переживать физические и моральные невзгоды и формировала сильные и бескомпромиссные характеры. Можно говорить, что именно средние века стали апофеозом христианства в Европе, хотя уже тогда шла борьба за чистую веру, утраченную к тому времени, в основном у знатного сословия. Религиозные разногласия толкали людей на поиски земли обетованной и ярким тому примером может служить путешествие в Америку из Англии на корабле "Мэйфлауэр" отцов пилигримов - искренне верующих, несогласных с переменами в официозном христианстве...
Как же начиналась и становилась религиозность - неотъемлемая часть социальной жизни человечества?
...Первоначально религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам, в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни. Первая жизнь здесь, на земле, в трудах, опасностях и заботах, а вторая, уже вечная там, на том свете, в царстве мёртвых куда мы и все, рано или поздно переходим и где жизнь течёт по совершенно другим законам и правилам...
Таким образом, можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной, побудительным мотивом движения человечества в своём развитии, всё дальше и дальше уходя от животной сущности, от животного начала, всё ближе приближаясь к миру Богов или Бога, как символа добра и справедливости, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества.
Однако наша животная сущность, наши инстинкты всячески противятся излишним перегрузкам и физическим, а главное интеллектуальным и потому, тайна Бога остаётся за семью печатями и приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания, понемногу и медленнее, чем мы хотели бы. Все великие религии имели великие Книги - собрание таких мифов, в символических образах объяснявших историю мира и человека.
Но чтобы задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией, накопления знаний, которые после определённого уровня накопления, назвали человеческой наукой.
А для этого собирания знаний, понадобилась речь, которая вызрела в итоге долговременного общения человека с человеком. А потом появилась письменность и возможность фиксировать знания и размышления, сохраняя авторство.
Однако, это было уже после того, как человечество постепенно ушло в своем большинстве от стадной организации жизни, социализировалось и возникли племена, а потом и нации, состоящие не только из родственников, как это было в человеческом стаде, но из людей живущих на большой территории и говорящих на одном языке. Определяющим фактором объединения вида в большие коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
...Фрейд, развивая теорию становления человечества говорил о том, что человеческая культура, порождена "репрессиями", которыми животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий. Именно борьба природных сил в человеке и вовне его, привела к появлению, в определённый момент, особей нового вида - Человека мыслящего. Однако долго ещё человек и человечество боролись за своё выживание и существование и главным препятствием в очеловечивании была генетическая связь с природой и рефлекторные импульсы названные позже инстинктом...
Именно столкновение в нас животного и человеческого начала и порождает энергию противостояния, которая даёт нам силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению. В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты...
Но история человека и человечества, не представляет собой прямой и предопределённый путь - чем ближе мы подходим к великой, но недостижимой цели обожения человека, тем медленнее и неуверенней мы движемся и наш путь, становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возвращаясь в уже освоенное и пройденное прошлое. В русском православии в девятнадцатом веке, был даже специальный термин - "обратный ход". Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия и так было во все времена великих революций...
Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма в Советском Союзе, показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста, который вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще. И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его - несовершенного и мятущегося - на божеский пьедестал, потерпела в начале моральную, а потом и материально - экономическую катастрофу.
Но всё что не делается под небом земным - все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов и потому, мы можем сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих движения в будущее - Бога, как символ добра и совершенства, как ролевую модель стремления к цели как к чему то идеальному! Стремление несовершенного человека к совершенству, которым становится Бог, заставляет человека двигаться, вырабатывает энергию развития, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу добра и зла, Бога и Дьявола, являющихся основным стержнем существования принципов природного бытия, образуется "чёрная дыра" утраты смысла и тотального неверия, грозящего возвратом человечества к животной жизни, тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
... История религиозного чувства в человеке учит нас и тому, что вера может не только быть "локомотивом истории", но и тупиком, из которого нет выхода в будущее. Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там, где на место свободы, в религии становится слепое послушание, а религиозный обряд подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом возрождающийся инстинкт. Подобное возможно в религиозных конфессиях, которые по тем или иным причинам остановились в своём развитии и становятся тормозом на пути движения к обожению и соединению с Богом.
Начиная новый цикл статей, под названием "Метафизика жизни современного человека", я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины. Я буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, которые бы отражали мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас, а уважаемому читателю решать насколько глубоко и остроумно, я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами.
Пусть вас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем - ведь кто-то очень точно подметил, что "дьявол сокрыт в деталях". В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы шагнём, а потом уже будем определять, туда ли мы движемся. К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...
Из прошлого в будущее.
ЭПИГРАФ 1: "Зло - это недостаток добра..." Святой Августин
ЭПИГРАФ 2: "В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей - например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и
разнообразнее. Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций очень
слабо зависит от внешних условий. Поэтому надежда на то, что социальные изменения
способны сами по себе сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворенность решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации..."
А. Назаретян: "Векторы социальной эволюции".
...Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: "Первобытное стадо - рабовладельческий строй - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм..."
Думаю, что в общих чертах, и сегодня можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Оттого, что последнюю формацию такой схемы, так и не удалось построить в СССР, в общей схеме развития человечества ничего не изменило.
Если учитывать, что в Западной Европе и в США, во многом уже построен "социализм с человеческим лицом", который по-прежнему называется капитализмом, то становится очевидным подмена частными научными взглядами критиков коммунизма, общей теории развития человечества.
А попытка сделать высокую степень физиологического довольства, (к чему стремиться сегодняшнее общество потребления), счастьем и главной целью развития человечества, просто не выдерживает критики с позиций "человека разумного". Может быть с позиции "логики свиней" это и так, но в этом случае мы забываем неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное. Почему он и встал во главе эволюции и чем дальше, тем больше становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению, мифов и легенд. Чем действительно сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
С другой стороны, сегодня, в чистом виде социальные формации, которые описаны в теории Маркса, уже нельзя найти. Капитализм в некоторых странах стал больше похож на социализм, а феодализм в форме клановости, в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
О чём это может говорить?
Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и что тем не менее, вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, которые приводят ко "вторичному одичанию" и забвению некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессами только возрастания свободы, справедливости и братства.
В качестве примера, можно указать на "забывание" достигнутого, после крушения Римской империи и впадение в историческую "дикость" в средневековой Европе. Да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну, где воссоздаётся "первоначальный капитализм", о многом говорит...
И ещё это показывает, что нет каких-то чистых моделей, теоретически предсказанных и осуществлённых на практике.
Сегодня в мире, сосуществуют множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией. И поражение "советского социализма", вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё в Новом Завете, Иисусом Христом, а потом распропагандированным Карлом Марксом и Лениным.
Просто подтверждается тезис, что развитие общества, процесс, в котором несколько векторов развития часто сочетаются, двигаясь по сути в одном направлении реализации идей прогресса человечества...
Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ. Сегодня, наряду с капитализмом, на земле, сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже "первобытное стадо". Уже не говоря о разного рода "помесях" тех или иных социальных систем.
Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
Видимо, его величество "Случай" управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить при необходимости, приноравливаться к экстремальным, а может быть и катастрофальным обстоятельствам, возможным в будущей земной истории как социальной, так и физической.
Удивительный случай проявления такого управления, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 20-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера - Адольфа Гитлера, а параллельно - Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе. В первом случае, история, словно пробуя, что получится, создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила...
Само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки, направленной на выживание человечества в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле. Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с "точкой Омега", олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден, в своей книге "Феномен человека".
Развитие человечества в сторону своего обожения, становится всё более очевидно - людоедство и первобытное рабство остались далеко позади в истории "человека мыслящего" и сегодня, вполне реален выход человека в глубокий космос. Такое стало возможным благодаря прогрессу, как техническому - материальному, так и духовному - интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи эволюции.
Глобализация мира, особенно заметна в последние десятилетия показывает, доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности. Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира...
И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета, позже названный Христом. Он говорил, что Бог - это любовь и призывал отказаться от права силы и предложил простую формулу достижения единения с Богом - непротивлением злу, насилием. Он говорил: "Возлюби ближнего, как самого себя...". А в другом месте: "Если ударили по левой щеке - подставь правую..."
И ещё Он говорил: "Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит..." Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать, а сотрудничать, не ненавидеть, а любить...
Уже тогда, две тысячи лет назад Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом (воссоединение с "точкой Омега), отказаться от любого насилия, в пользу любви и сострадания.
По тем временам, это была немыслимая идея и потому, его предали и казнили как революционера представители той идеологии, в которой следовало жить по законам биологического мира: "Око за око и зуб за зуб".
Именно Христова идеология любви и взаимопомощи, нашла своих адептов в среде "униженных и оскорблённых" и казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви, в те времена господства голой силы, со времен стала мировой религией.
Более того и "Царствие небесное", сегодня мы можем воспринимать как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель проповедуя своим ученикам "Новый Завет", отрицающий "закон силы", как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира.
Тем самым, Иисус из Назарета посеял семена христианства, которые вызревали в человеческом сообществе и сегодня, становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества уже не только в условиях Земли-матери, но во всей Вселенной.
... Недавно в интернете, я посмотрел видеоматериал в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства, это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета наследует черты Бога Солнца, животворящего и вечного.
Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах, откуда они пошли и где впервые появились. Для меня важно само существование религий, которые и помогли духовной эволюции человечества достичь таких высот жизни.
С древнейших времён религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых прививала законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов. Эти законы и традиции, внедрялись в сознание многих и многих поколений, накапливая интеллектуальную базу человечества, которую сегодня называют ноосферой.
Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
"Религиозные предрассудки" - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты, по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества через веру, а не через насилие.
Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, которая сегодня становится материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса и открывает грандиозные цели и перспективы для дальнейшего развития человечества, на планете Земля...
В то же время, недавняя история, показала нам, что сообщества и государства исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане. Тому примером может послужить развал Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда разрушила социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности, то что русские люди называют совестью и честью.
Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, в последние десятилетия существования СССР превратилось в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
И такая моральная и нравственная деградация, грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и впадением в первоначальную дикость, чреватой победой инстинкта разрушения и смерти.
Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании на пространствах человеческой жизни и постоянной борьбе инстинкта созидания и жизни, с инстинктом разрушения и смерти.
Сегодняшняя атеизация жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмену высоких целей сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому вымрет "человек мыслящий". Инстинкт удовольствий постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни и это опасно, для выживания и развития рода человеческого.
Фрейд говорил ещё, что человеческая культура, есть продукт репрессивных и стрессовых состояний и она развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды и необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире. Во многом, религиозные табу - законы ограничивающие индивидуальный произвол - удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия.
Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на "лаврах" и социальная структура, некогда великих и сильных империй, разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная извне силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной развитый до уровня мыслящей материи, биологический вид делает неимоверные усилия, чтобы избавиться от физического или психологического стресса и в конце концов находит в себе энергию преодоления полосы неудач, нестабильности или природных катастроф.
Именно эта направленность на устранение дисбаланса и заставляет искать и находить цели и средства, необходимые для развития вида. Это касается и человечества -
нечто подобное происходит и сегодня, то есть уже в новейшие времена...
Древний Рим рухнул, стоило римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала, утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман.
Английская империя, перешла в разряд "многих" стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими.
СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики уверяющие всех и себя, что социализм - это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР. Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, казавшийся вечным Союз, развалился легко и трагически внезапно...
Свободные дискуссии, как в науке, так и политике, позволяют человеческому обществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа и тем самым не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, который, в своём развитии, позволит человечеству достичь непредставимых высот!
Сегодня, именно свобода слова и свобода печати, спасает человеческое сообщество от загнивания и падения в пошлую диктатуру силы денег...
Вместо послесловия:
"...Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья..."
Томас Джефферсон.
2006 год. Лондон. Владимир Кабаков
ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ.
"Принцип удовольствия - (лат. principium - основа, начало) - по Фрейду - господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно (в т.ч. путем избегания неудовольствия). П.У., который находится в подчинении у "влечения к смерти" (Танатоса) выводился Фрейдом из принципа постоянства. По Фрейду, течение психических процессов автоматически регулируется П.У., возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, т.е. с устранением неудовольствия или получением У. Провозглашая П.У. главенствующим принципом психической жизни, Фрейд все же признавал, что он не управляет течением всех психических процессов, поскольку ему противостоят различные другие силы и условия, в силу чего конечный исход не всегда соответствует П.У. В качестве основной силы, противостоящей П.У., Фрейд рассматривал принцип реальности..."
В.И. Овчаренко
Принцип удовольствия и принцип реальности в геополитике.
Эпиграф-1:
- "Eric Hobsbawm" (Obituary) The Economist Oct 6th 2012
"Наследие Карла Маркса, - этого безоружного пророка, вдохновившего на большие перемены, - остается неоспоримым. Я совершенно сознательно не говорю, что в настоящее время имеются какие-то аналогичные возможности. Сейчас я говорю, что основные проблемы 21-го века потребуют решений, которые не могут дать ни чистый рынок, ни чистая либеральная демократия. В этом смысле потребуется создание иной комбинации, другого сочетания общественного и частного, государственного управления и свободы. Как вы это назовёте, я не знаю. Однако, скорее всего, это больше не будет капитализм, по крайней мере, в том виде, который мы наблюдаем в нашей стране [Великобритании] и в США..."
Эпиграф - 2:
"...организм Запада дряблый и ожиревший от демократии, Запад сам угробил свою философию и искусство, он не умеет ничего сказать поперек - говорит только то, что выгодно. Никакого гуманизма, никакой философии - остался один постмодернизм и декоративные квадратики вместо искусства..."
Максим Кантор. Статья "Скифы в банке".
...Фрейд, не только отец психоанализа, но без сомнения и великий философ. В его трудах до сих пор срыто множество ответов на проблемы существования человека и человечества сегодня.
В свойственной, для предвоенной эпохе манере, в терминах-символах отсылающих к греческой мифологии, он попытался нарисовать будущее человечества и человеческой цивилизации, исходя из анализа психических особенностей своих пациентов.
Совсем недавно представители современной науки, в том числе философы и социологи, стали сознавать значение Фрейда как политического и социального философа.
Одним из таких авторов был Герберт Маркузе, который ещё в пятидесятые годы прошлого столетия попытался, исходя из анализа работ Фрейда, представить картину происхождения не только человеческой культуры, но и всей человеческой цивилизации.
Его заинтересовало отношение Фрейда к понятию "господства", и управления им процессами развития цивилизации.
Вот, как сам Маркузе определяет это понятие:
"Господство, отличается от рационального использования власти. Последнее, будучи присущим любому общественному разделению труда, проистекает из знания и ограничивается отправлением функций и мер, необходимых для прогресса целого.
В противоположность этому, господство исходит от особой группы или индивида и направлено на поддержание и возвышение своего привилегированного положения. В то же время, не исключая технического, материального прогресса (но лишь как неизбежный побочный продукт) такое господство, сохраняет иррациональную нужду, недостаток и принуждение.
Различные типы господства (человека и природы) выражаются в различных исторических формах принципа реальности".
Цитата из книги Герберта Маркузе "Эрос и цивилизация"
...Сегодня, Западная цивилизация представляет из себя такую систему отношений мирового сообщества стран, при которой господство подчёркивается и укрепляется не только информационной диктатурой навязывания материальных и культурных ценностей, но часто посредством использования экономических и даже военных методов.
Свежим примером этого является попытки "западного мира" изолировать Россию экономически и культурно, вменяя ей в вину попытки защиты русских, попавших в результате разрушения СССР "заграницу"!
Этот диктат "сильных мира сего" производимый в "интересах" лицемерной западной цивилизации, наталкивает на мысли о неправомерной диктатуре одного взгляда на мир, одной идеологии. Это заставляет задуматься о будущем такой идеологии, выражающейся в "господстве" сильных над "слабыми".
Тут уместно вспомнить пророческие слова Иисуса Христа, сказанные в отношении успешных и богатых власть имущих, в Древнем мире: "Последние станут первыми и наоборот, первые будут последними". Этот афоризм выражает диалектический взгляд на процессы происходившие тогда и происходящие сейчас!
Сегодня, вполне соответствуя предсказаниям Иисуса Христа, западная цивилизация, вследствие опережающего экономического развития и повышения благосостояния, парадоксальным образом приближается к своему краху.
А вот что об этом же говорил Фрейд:
"Как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества только любовь, в качестве культурного фактора, способствовала повороту от эгоизма к альтруизму..."
Иначе говоря, западная цивилизация погружаясь в обожествление личного и корпоративного эгоизма, утрачивает понимание основ "принципа реальности" утверждающего переменчивость политической и исторической фортуны, выдвигает перед человеком и человечеством новые неожиданные препятствия, ставит новые проблемы, которые невозможно решить почивая на исторических лаврах и на высоком уровне материальной культуры.
Постепенно на Западе поверили, что путь человеческой цивилизации уже закончен и пришёл к своему завершению. Эссе Фукуямы, пытающегося доказать, что человечеству больше не к чему стремиться, стало тем теоретическим завершение самодовольной капиталистической теории, на которую ссылаются нынешние сторонники национального капитализма и глобализации, во главе с евроцентристами из США и Западной Европы.
Сделав общественным фетишем "принцип удовольствия", "западники" забыли о здравом смысле выраженном в принципе реальности, забыли о предупреждениях Иисуса из Назарета, Будды и пророка Мохаммеда.
Об этом же, уже в новое время писал тонкий психолог Фрейд, интуитивно чувствовавший первородную связь инстинкта Эроса-удовольствия и инстинкта Танатоса-реальности. Поэтому, Запад ещё обладая силой, по инерции приближается к своему закату и в попытках удержать своё лидерство, становится тормозом человеческого развития.
Извечная борьба "принципа удовольствия" с "принципом реальности", в наши дни подменена на Западе современным эпикуреизмом, для которого придумали теорию о "правах личности", действующей в ущерб регенерации общего целого, тем самым зачёркивая стремление человечества в будущее.
Совсем недавно - это стремление называли "прогрессом", но "фрейдизм" уже предупреждал, что "принцип удовольствия" всегда противостоит "принципу человеческой производительности". Судя по всему, небрежение по отношению к принципу реальности, нежелание понимать драму человеческого существования становятся испытанием западного образа жизни и мыслей - главной проблемой существования этой цивилизации.
Постепенно принцип доминирования, принцип удовольствия теснит, отодвигает принцип реальности в область абстракции. Но именно дисциплина труда и повышение производительности труда, сформировали современную цивилизацию, определили форму господства, выражающуюся в усилении роли капитала - денег в человеческом обществе, нависая над человеком в виде "нужды", утверждая такое господство над индивидуумом.
Таким образом, бывшая долгое время прогрессивной, идеология протестантизма в западных странах в процессе развития, превращается в свою противоположность!
В западном обществе, "принцип удовольствия" начинает агрессивно преобладать над "принципом реальности" и чтобы завуалировать эту атаку, демагоги из либеральной среды придумали теорию борьбы за "права человека"
Сама формулировка направлена против интересов общества в целом и грозит саморазрушением, элементарным самоуничтожением, выражающемся в сытом разврате и животном довольстве вырождающегося социума.
Этот путь ведёт не к большему удовлетворению человеческих потребностей, а к социальной аннигиляции западной цивилизации и всего человечества...
В определённом смысле, Фрейд предугадал близость удовлетворения инстинкта удовольствия и инстинкта смерти.
Удовлетворение первоначальных позывов в виде секса, сытой и гладкой жизни, приводит в конце концов к утрате сопротивления жизненным невзгодам, воплощённым в принципе реальности.
Предаваясь сладострастию, западная цивилизация утрачивает энергию движения в будущее всегда подпитываемую нуждой и страданиями.
Иисус Христос появился в Иудее и стал символом человека и человечности равной божественной инстанции именно потому, что направил человечество по пути страданий и их преодоления через воздержание и пост. Этим Христос определил линию развития человечества на тысячелетие.
Однако в эпоху секуляризма, его заветы забыты и потому, сегодняшняя западная цивилизация, через переедания и разного роде сексуальные перверсии, через попытки диктата меньшинством большинству ущербных ценностей обусловленных принципом удовольствия, неудержимо движется к катастрофе самоуничтожения!
То, что сегодня западные законодатели политической моды считают "правами человека", на самом деле являются уступкой "принципу удовольствия", который, как я уже говорил, парадоксальным образом связан с "влечением к смерти".
Современное отношение к гомосексуализму, порнографии, ставшей самым популярным зрелищем в интернете, к разного рода киноподелкам, в основе которых лежат приключения убийц и насильников, уже привели к возрастанию опасности рутинной жизни в целом на планете Земля.
Последствие оболванивания человека и человечества, привыкание к такого рода проявлениям инстинкта удовольствия, видны нам пока только на примере первого поколения извращенцев и сладострастников - сексуальная революция и диктатура "прав человека" происходила и происходит уже на нашей памяти. Пропаганда гомосексуализма и признание "гейских" браков равными нормальным - это только первые шаги в сторону самоуничтожения, посредством проявления неконтролируемого "инстинкта удовольствия"!
Навязывание такого рода "культуры", происходящее сегодня повсеместно, связано с карательными акциями против тех, кто не согласен или понимает всю гибельность отпускания на волю животных инстинктов в человеке.
Фрейд, прямо предупреждал, что диктат сексуального инстинкта грозит обществу разрушительными последствиями!
Но сегодня, никто не слушает авторитетов и каждый старается перещеголять других в так называемой "свободе нравов". Эстетические ценности свойственные молодой, животной жизни становятся определяющими ценностями современной культуры и это низводит человека до уровня обезьяны. Все заметнее становится напряжённое желание возврата в животное состояние, а потребительство становится одним из заметных проявлений этого процесса.
Эстетизм, как жизненный принцип, толкает человечество в сторону обожествления, как личного так и национального эгоизма. На мой взгляд именно этим объясняется возникновение на земле фашизма и национализма в форме нацизма.
Эстетически, для многих неонацизм становится предпочтительней социализма и этим можно объяснить очередное возрастание агрессивности, серию войн и терроризма, следующего вслед за признанием красивости, главной целью развития человечества!
...В качестве примера такого процесса, можно привести историю современной России, где идеология социализма была побеждена идеологией первоначального капитализма. Вспомните страшные бандитские девяностые и вы поймёте о чем я говорю!
Необходимо так же отметить, что опасности для жизни простого человека за последние семьдесят лет, неизмеримо возросли!
Вспоминаю свободную продажу охотничьего оружия в СССР сразу после жестокой войны, когда можно было по предъявлению паспорта, который выдавали в шестнадцать лет, купить в магазине гладкоствольное ружьё. Это было связано с уровнем дружелюбия и коллективизма, царившем тогда в советском обществе. Последствия жестокости недавно закончившейся мировой войны, конечно сказывались на отношениях в обществе, однако не они определяли жизнь в те времена.
А сегодня, когда после мировой войны прошло уже около семидесяти лет, христианские принципы любви, свободы и братства воспринимаются как нечто давно забытое и архаичное. На первый план выдвигается индивидуалистический принцип "человек человеку волк" и во многом, это обусловлено распространение фальшивой идеологии индивидуализма, называемой сегодня на Западе "борьбой за права человека".