Аннотация: Сравнивая недавнее страшноватое прошлое России девяностых, тольк дурак или прдвзятый человек может незаметить кардинальные перемены в сторону улчшения жизни в России!
О воспитании.
"Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию..."
Джон Локк.
...Давно собирался приступить к написанию статьи о проблемах воспитания, копил материал, но приступить к этой теме боялся. Уж очень велика ответственность и объем работы. Наконец, решился, но опасаюсь, что будет всё немного несвязно... Касание каких-то отдельных тем... Забывание каких-то существенных вещей...
Заранее прошу у читателей извинения...
России, как многим кажется, предстоит трудное будущее и проблемы воспитания, как основы для этого вхождения в завтра, сегодня встают во весь рост. Даже проблемы экономики, на мой взгляд, стоят позади воспитания и обучения, потому что экономика зависит от решенности задач воспитания, а само воспитание часто не зависит от экономики, а лишь от мудрости и доброй воли воспитателей.
Вспомним, что подъём экономики и культуры в СССР связан был с всеобщей образовательной и воспитательной политикой. Победа во второй мировой войне во многом была обусловлена идеологией равных возможностей и законом о всеобщем и бесплатном образовании. К началу Второй Мировой войны, народное государство было в основном построено...
Забвение этих подлинно демократических принципов в позднем Союзе, привели к появлению заразы образованщины. Тогда, лозунг всеобщего равенства в стране, был преобразован образованцами в "От каждого по способностям, каждому по возможностям".
А каковы возможности, уже решали образованцы. С той поры в "престижные" вузы стали поступать, в основном, дети образованцев, то есть дети государственных и партийных чиновников, а остальные уже делили между собой оставшиеся места.
Такой остаточный принцип привёл, в конце восьмидесятых к системе, которая не отбирала из равных возможностей таланты, а всячески проталкивала "своих", которые были середнячками. Один раз направленная в сторону усреднения, дальше система уже двигалась сама, только усугубляя социальную несправедливость...
Кстати, принцип партийного строительства на этом же стоял. Отсюда такие "гении" администрирования типа Горбачёва стояли тогда во главе страны. Вспомним по убывающей: Хрущёва - который промотал запасы набранного темпа государственного строительства и доверия народа советской власти; Брежнева - при котором жизнь плавно въехала в застой, под убаюкивающие цифры очередных пятилетних планов; Горбачёва, косноязычного и тщеславного шута,, затеявшего перестройку, с трудом представляя зачем и почему это делает; Ельцина - шута страшного, который с помощью "либеральных" болтунов из своей обслуги, за короткое время довёл страну до зверств бандитизма и коллапса экономики.
Сегодня уже можно об этом говорить не боясь быть расстрелянным из танков.
Наконец, пришёл Путин, вселяя надежды своей решительностью и деятельным характером. Но годы идут, а жизнь для большинства не становится лучше, хотя говорят конъюнктура рынка благоприятна для России.
Думаю, что Путин помнит, из институтского курса марксизма - ленинизма, что такое "относительное" обнищание. Это когда у всех становиться денег больше, но у одних в тысячу раз, а у большинства, только в полтора раза.
При таком положении дел люди перестают верить, а только делают вид и постепенно озлобляются...
Все знают, что даже в сегодняшней России, от Управителей многое зависит. А если Управители только о своём благе или о своей славе заботятся, тогда вера в коммунизм, в светлое будущее угасает и приходит показуха - обрядоверие...
Так случилось и с коммунистами не только в Советском Союзе, но и в странах социалистического лагеря!
Так было всегда и везде, и даже с ранним христианством - это пожалуй самый наглядный пример - аналогия, для изучающих историю социальных формаций и цивилизаций.
...Пока их, христиан, было мало, пока их гнали и мучили - мир и любовь были теми качествами, которые отличали христианскую общину от язычников. Тогда ещё существовал тщательный отбор и главами коммун были апостолы или выдающиеся по любви и уму люди.
Когда христианство, после трёх столетий гонений, превратилось в государственную религию, тогда в "христиан" двинулись толпами вовсе неверующие не только в Христа, но ни во что-либо другое, кроме богатства и власти, а подлинные христиане стали уходить в пустыню, потому что в храмах стало не протолкнуться и большинство оглашенных просто суетились, а не веровали.
Нельзя сказать, что жить христианам стало легче или лучше. Скорее жизнь стала суетливей - как бы кто не выскочил вперёд, и не хапнул какой-нибудь пост, или "хлебное" местечко.
Подлинных христиан это отвращало от прозелитов, но и заставляло искать места, где можно было бы предаться вере, без суеты.
Постепенно, произошёл процесс приватизации жизни и христианская коммуна развалилась, а носителями идеи, отрицающей Мир сей, стали монахи.
Официозная церковь тоже превратилась в Мир, а монашество в некое отрицание мира - "зеркало", глядя в которое миряне могли видеть своё, неблагообразие. Да и монахи, в конце концов поделились на "белое" и "чёрное" монашество.
Белые монахи управляли паствой, а черные показывали остальным, что есть настоящая вера!? Среди белого монашества, было много карьеристов и лицемеров и потому, как во всякой власти, среди таких белых монахов - плохих, неавторитетных, неумелых пастырей, появились религиозные "образованцы" - начётчики, которые цитировали Иисуса Христа, совсем не понимая значения его заповедей.
Постепенно такие религиозные образованцы размножились и стали главной силой как в богословии, так и в белом монашестве - в управителях.
Со временем, западная церковь, руководимая такими псевдо христианами пришла, с одной стороны к инквизиции, а с другой к коррупции и индульгенциям. И вера превратилась в обрядоверие, то есть в некий парад бородатых людей наряженных в золотые одежды, которые должны были показывать их святость и значительность - такова психология человеческого восприятия.
Образованцы, как психологический тип людей получивших образование, но не получивших нравственного, религиозного воспитания, всегда присутствовали в человеческом обществе, но со временем их становится всё больше и больше.
И на фоне такого обрядоверия, появились священники, требующие восстановления христианских заветов. Произошла церковная революция, которую назвали Реформацией, настаивающей на том, что вера - сугубо внутренняя вера каждого человека и потому каждый человек сам ответит на Страшном суде за свои слова и поступки - плохие и хорошие.
Реформация породила новую ветвь христианства, которую назвали протестантизмом. В определённом смысле, Реформация выступала против образованцев в церкви, и их протесты против лицемерия и фарисейства религиозной власти!
Что касается Образования в Христианской Европе, то первые университеты учреждены были на религиозных основаниях и сама структура университетов была похожа на структуру монастырей, при которых часто такие школы и университеты существовали, при покровительстве церковных властей.
В Англии до сих пор лучшие школы находятся под патронажем церкви!
Но я отвлёкся.
Итак, однажды появившись, образованцы влияли на всё что происходило в стране, прислуживая власти и идеологически её обслуживая...
Поэтому в России, после реформ Петра, церковь утратила свою самостоятельность и превратилась в государственное "присутствие", то есть в канцелярию по делам православной веры.
Но и после Революции, уже в составе коммунистической номенклатуры, они прислуживали так называемой социалистической демократии, а с падением КПСС, практически те же люди стали обслуживать либеральную демократию и узаконили то, что раньше делалось полулегально.
Образование в России, формально оставаясь бесплатным, стало платным и теперь в те же вузы стали "пропускать" по количеству денег в карманах родителей абитуриентов. В конечном итоге, это были те же дети, но теперь уже бывших партийных и государственных чиновников, которые стали олигархами, а точнее их физической и идеологической обслугой.
Уже в конце существования Советского Союза, в течение долгого времени, образованцы своим лакейством создали тиранию номенклатуры, продолжая твердить о социализме. Клеветой и историческими подлогами они, на волне критики культа личности созданного ими же, сотворили в стране атмосферу лицемерной лжи и неверия, стараясь сделать напрасными, все колоссальные жертвы революции и становления СССР.
И им это удалось - они оболгали своих дедов и отцов за их героическую попытку сделать мир справедливым для большинства, корыстно проповедуя антихристианские идеи силы денег и богатства, укрывая, за абстрактными требованиями прав человека, свои лакейские, корыстные интересы. Образованцы "воспитали" новый правящий класс - номенклатуру, из чьих рядов вышли фальсификаторы и предатели идей свободы, равенства и братства типа Горбачёва, Яковлева, Ельцина и их младших "братьев": Гайдара, Бурбулиса, Ходорковского, Чубайса.
По сути дела, образованцы помогли совершить чиновную контрреволюцию своим хозяевам из Политбюро и за это, им было позволено продолжать обслуживать "новых русских".
Теперь образованцы поделились, как это и должно быть. Часть, самая беззастенчивая и нахальная, "приватизировала" то, что было создано и защищалось кровью и тяжким трудом советского народа, многие десятилетия,
Вторая, более многочисленная прослойка, стала их обслуживать, оправдывая грабёж исторической целесообразностью, восхваляя или американскую "демократию" или русскую монархию, проклиная большевиков и простых людей, совершивших революцию и победивших всех своих врагов в Гражданскую, а потом и в Великую Отечественную и построивших супердержаву, вопреки ожиданиям врагов из-за рубежа и внутри страны!
Вторая половина обслуживает нынешних своих хозяев с рабской готовностью сделаться за деньги хоть палачами, хоть убийцами, лишь бы платили. Советская история, теми же образованцами сегодня переписывается в антисоветском, прямо контрреволюционном духе.
Теперь, героями становятся царь, его простоватые прислужники, Распутин, жандармские чины и деятели охранки, которые под бойким пером псевдо историков, становятся борцами за справедливость и отечество - об этом в народе говорят: "Был бы лакей, а хозяин найдется".
Но самое страшное в этой вакханалии прислужничества состоит в том, что люди перестали верить писанной истории и начинают питаться слухами и сплетнями, чем и воспользовались историки - любители.
Типичный пример - Каспаров: "Хоцца иногда чтой-то новое открыть". Я иногда Каспарова, ой как понимаю... Извините, отвлёкся.
Исходя из всего сказанного, сегодня задача образования и воспитания заключена в уничтожении назойливых, лицемерных образованческих мифов всех времён и народов, восстановление правды без идеологического замутнения. И возврат к принципам чести и совести, не только в науку о человеке, но и в нашу обыденную жизнь. Задача трудная и потребует работы нескольких поколений...
Одна из ошибок современной системы образования в её оторванности, несвязности и отрывочности от этапов и уровней воспитания. Даётся усреднённая сумма знаний, рассчитанная на усреднённого ученика, при почти полном отсутствии воспитания человека как социальной личности. Дети и подростки питаются какими-то легендами о независимости жизни конкретного взрослого человека, от условий жизни общества.
Такие знания позволяют водить машины, пользоваться компьютером, и даже летать в космос, но не дают человеку чувства удовлетворения участием в жизни общества, лишают целостного, неразрывного понимания происходящего вокруг, как исторического процесса. И тут необходим путеводитель и помощник - религиозность, помогающая сохранить связь с чем-то более высоким, чем сам человек, с тем, что объединяет между собой и бедных, и богатых. И это может быть Бог или Боги, как символ добра и справедливости, или Кодекс чести или Закон совести, а лучше вместе взятые
В качестве страшного примера, превращения людей в "винтики" государства, можно привести историю рождения и гибели гитлеризма.
В тяжёлой ситуации, в которую попали после войны страны побеждённые, тяга к романтизации идеалов силы и красоты привела к власти "зажигательного мечтателя" Муссолини, а потом и Гитлера, как носителя и пропагандиста такого начала.
В конечном итоге, это привело к созданию мифа о господах и рабах - то есть физиологического свойства, якобы изначально заложенного в человеке. Отсюда и сумасшедшая мысль о господстве одних наций и рабском повиновении других. Но ведь Гитлер - пример того, как человек "культурный" но не воспитанный, остался всю жизнь на уровне социального развития, присущему пятнадцатилетним подросткам.
И этот очевидный дефект системы воспитания на Западе, когда недалёкие люди, используя момент внушаемости подростков, воспитывают из них киношных "суперменов", которые в столкновении с реальной жизнью терпят крах.
Последствия такого "воспитания", можно наблюдать сегодня в самой "демократической" стране мира, в США. Видя по телевизору предвыборные съезды партий, невольно начинаешь сомневаться во вменяемости, как участников, так и ораторов на трибунах. Все разговоры крутятся вокруг непобедимости "Великой страны", о "величии" вождей страны и партии. И всё сопровождается криками и взвизгиваниями.
Мне скажут в оправдание, что таков немного театральный стиль жизни в политике Америки. Но ведь на экранах взрослые люди - в их числе "вожди" партий, их "вдохновенные" жёны, глядящие на своих, уже далеко не молодых мужей, с утрированной страстью.
Я вижу, что для многих пример Америки заразителен, что многие в мире подражают или хотят подражать этому стилю, но ведь я помню по документальным материалам театральность и энтузиазм, с которым немцы начинали "установление нового порядка" в Германии - все эти факельные шествия, построения тысяч людей в форме свастики, всхлипывания женщин, очарованных величием фюрера.
Когда сегодня мы видим нечто похожее в Америке, невольно хочется воскликнуть вслед за Шекспиром: "Что-то неладно в датском королевстве"...
Второй пример - СССР времён застоя. Монополия государства на теорию и практику общественной, то есть нашей с вами жизни, достигла немыслимой "всеобщности". Чиновники всё "узаконили" и народ ответил равнодушным пьянством и анекдотами про Чапаева и Лёнина.
И ещё одна деталь из тех времён: чиновники - образованцы плодились, зарплата за ту же норму падала, выходные дни сократили. Популярна была поговорка: "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем".
В восьмидесятые годы в России возродился "игрушечный нацизм" - некое подражание, почти детская игра, увлечение идеалом сильной личности. Прошло время и на волне лицемерия и социальной несправедливости, обрушившейся на Россию, определённая часть молодёжи, уже воспитанная в антисоветском стиле, готова как никогда к приятию идей национализма - отряды скинхедов и футбольных фанатов на улицах, прямая тому иллюстрация.
Отрицая беспросветность тупого зарабатывания денег, узаконенную либералами - образованцами, сопротивляясь диктатуре жлобства, так варварски насаждаемой в стране, молодёжь ищет примеры для протестного подражания и находит его в лице "бескомпромиссного" Гитлера...
Но ведь, кто главный пропагандист культа денег и свободы их зарабатывать и поклоняться им? Это те же образованцы, которые называют себя борцами за "демократию", идеологически оформл растаскивание и развал экономики, разрушение системы власти под лозунгом борьбы за демократию?
А кто поощрял бандитскую приватизацию и политически оправдывал вмешательство различных международных финансовых фондов в экономику в страшные девяностые! Это были советско-российские образованцы, называющие себя то демократами, то либералами, а то Союзом Правых Сил.
Кто, наконец, называл людей протестующих против этого грабежа, "красно-коричневыми" и "коммуно-фашистами", а потом расстреливал Парламент после государственного переворота, устроенного Ельциным, их ставленником? Да всё они же - образованцы! То есть люди с высшим образованием, но совершенно не воспитанные в человеческом, религиозном смысле!!!
Конечно, нас воспитывают не только семья, школа или церковь - воспитывает прежде всего жизнь. И если мы видим, что говориться одно, думается второе, делается третье, то сколько тут не говори о правдивости и справедливости, трудно поверить в то, что всё это присутствует в жизни.
И российские образованцы в определённом смысле тоже жертвы лжи, которая постепенно, с течением времени, неуклонно распространялась парт и гос. номенклатурой в загнивающем СССР, через тогдашних образованцев. Все твердили о коммунистических идеалах, но потихонечку начинали пользоваться карьерными возможностями, спецраспределителями, спецпайками, спецдачами, спецшколами...
Но ведь мы, взрослея, начинаем нести ответственность за свои слова и поступки и мы прекрасно понимаем, что когда делаем что-то плохое - это грех, однако надеемся на безнаказанность - к сожалению, справедливость приходит не всегда и не сразу после совершения преступления.
Не молчи в этом случае в СССР покорное большинство, может быть всё сложилось бы иначе и потом, мы всегда заслуживали тех правителей, которых имели. Ведь мы не протестовали, не возражали против лжи, которая изливалась на наши головы - мы как обезьяны повторяли за дрессировщиками: "Народ и партия едины" или "Партия ум, честь и совесть нашей эпохи".
Помню, как я сам грустно посмеивался глядя на портреты вождей на фасадах: "Если это ум, честь и совесть, тогда каково же бесчестье?"
Для многих, спасением от неправды, неумолимо надвигающейся с течением времени, были книги. Многие мои сверстники зачитывались романтическими рассказами и романами, Майн-Рида, Джека Лондона, саркастическими историями Ильфа и Петрова. И это нас воспитывало. Многие из нынешних правдолюбов прошли через это "воспитание".
И многие, с тех детских лет усвоили правила чести и честности, хотя бы перед собой. А кого не вдохновлял пример команды Тимура, из книги Аркадия Гайдара - командира благородных помощников нуждающимся старичкам и старушкам?
Наверное, потому поколение нынешних образованцев так не любят ни тимуровского благородства, ни бескомпромиссности Павки Корчагина - по российскому телевизору уже давно не "кажут" таких наивностей.
Ильфа и Петрова, молодые из восьмидесятых и девяностых годов в Союзе тоже странно начали понимать и из сатиры на воров и жуликов, превратили похождения ловкого мошенника Остапа Бендера, в "руководство к действию".
Множество "двойников" весёлого вруна - Остапа Бендера, выросло на просторах Союза и сегодня орудуют, строят капитализм с "человеческим лицом". Это они начали потихонечку жульничать, а потом уже пришли "невесёлые жулики" типа подпольного миллионера Корейко и вот тогда, началось уже настоящее воровство...
Я иногда думаю, что социализм совсем не так плох, если бы он был с Богом и даже корни террора я вижу в том, что при отсутствии Бога, народ не может жить только на партийных программах, даже самых хороших.
Сталин, как мне кажется, в какой-то момент понял, что новая "буржуазия" - старые большевики и их почитатели чиновники - бюрократы, ничуть не лучше "старой буржуазии" и начал ее искоренять, с решимостью и последовательностью ему присущими - иногда, я понимаю его мотивы: "Не хотите верить и строить светлое будущее, не боитесь Бога, так я вас заставлю бояться закона".
И он заставил! Правда цена была непропорционально велика достигнутому результату. Но кто её определит? Ведь именно СССР после волны террора, установившего равенство перед законом всех не взирая на ранги, остановил и опрокинул как казалось непобедимый, гитлеризм.
Благодаря этому равенству и ответственности чиновной элиты перед народом, простые люди так любили Сталина. В этом загадка феномена Вождя, хотя очевидна и разгадка - может быть впервые в мире, управителем своей судьбы стал сам народ, хоть и через чиновников из партии, которым он передал свои властные полномочия. Об этом очень интересно пишет философ и социолог Александр Зиновьев.
Но повторяю! Без Бога, без веры в Новый Завет Иисуса Христа, все попытки построить рай на земле приводят к разочарованиям, жертвам и сожалениям - только на страхе перед законом надолго ничего нельзя построить, стоит этому страху исчезнуть!
Вспоминаются слова Иисуса Христа, о доме построенном на песке - всё постепенно стало рушиться в Советском Союзе, стоило Сталину умереть - это ещё раз доказывает, что воспитание только через битьё, пользы не приносит...
Глядя на малышей в детском садике, я размышлял, - когда же в эти чистые души поселяется зло, равнодушие и преступления? И отвечал сам себе: - Нет, кажется, не поселилось ещё...
Потом, вглядываясь в лица младших школьников, снова вопрошал себя о том же и вновь отвечал, что не сейчас. Хотя что-то уже накапливалось в их душах и не самое благостное иногда.
Я вспоминал свои пионерские годы и первое разочарование от проявлений злости и эгоизма в общении среди кажущихся друзей; какого-то разделения на первых и последних; какой-то злобы к "не нашим". И только, когда период полового созревания прошёл, я увидел, в каком страшном, недружественном мире мы все живём...
Вот и сейчас, вглядываясь в лица шестнадцатилетних подростков с городских бедных окраин я понимаю, что именно отсутствие нормального христианского воспитания, делают их такими одинокими в джунглях городских трущоб; что сбиваясь в стаи, им легче проявить социальность, для которой и рожден человек.
Но это социальность изгоев не знающих, что человек человеку друг, товарищ и брат.
И глядя на мир вокруг себя они радостно и с гордостью думают: "Да! Мы как братья, но только между своих, другие - это страх и опасность. Поэтому чем мы сильнее, злее, бесстрашней, тем больше нас боятся, а это значит и уважают!"
Потом подумав, продолжают: "Таковы наши герои в телике и в кино. Они не сомневаясь бьют всех налево и направо. Они герои. Мы хотим быть похожими на них", а некоторые прямо говорят: "Мы хотим быть бандитами. Их все боятся и уважают. У них много денег. Их любят красивые девушки." А некоторые так прямо признаются, что хотят научиться убивать!
В сегодняшней России, для таких простодушных варваров делают "кино про бандитов" и фильм "Бригада", тому страшный пример.
Я видел фотографии в газетах, на которых щуплый "бригадир" из бандитского ОПГ, обнимается с накачанными "братками". И со временем, с началом бандитских разборок, все они становятся "мясом" не понимая, что их приносят в жертву беспощадному Молоху современной цивилизации.
И над констатировать, хотя бы задним числом, что российское общество, делая из бандитов романтических героев, потеряло инстинкт самосохранения.
Тут проявляются последствия лживой пропаганды силы и богатства, проводимой на деньги "бизнесменов", но часто и государства через чиновников, "не ведающих что творят". Российские киношники, делают из бандюков романтических героев, а подростки "млеют" от восторга и восхищаются: "Во, дают!"
Мне вспомнился рассказ моего племянника, бывшего спортсмена и офицера пограничника.
Он рассказал мне, что как-то вечером, когда уже было темно, побежал за город тренироваться. Он отбежал от домов с километр и вдруг услышал хлопки выстрелов и рядом свист пуль. Он глянул вдаль и заметил на дороге силуэты больших легковых машин - внедорожников, на которых любят ездить бандиты. И он вдруг понял, что стреляют по нему и сильно испугался!
Представьте себе!.. Ночь. Зима. Мороз. Снег, на фоне которого видна его бегущая фигурка и бандиты, которые просто решили потренировать волю, привычку к стрельбе и убийству - "Новые Рахметовы" из новых русских...
Тогда мой племянник обежал эти машины кругом в несколько километров, на всякий случай, и пришёл домой поздно, дрожащий от холода, страха и возбуждения. И после этого заболел - заболел душой. Он потом мне объяснял: "Так не должно быть, и так никогда не было в нашей стране - Советском Союзе. Тогда люди были другие. Они воспитаны были иначе. Были конечно хулиганы, были драки, но такого просто не могло быть чтобы люди, как дикие звери, хотели убивать из равнодушия к чужим жизням, ради тренировки способности бестрепетно убивать".
Эта история меня поразила до глубины души и я понял, что "невоспитанность" в России достигла апогея. Чуть позже, я узнал о расстреле из автоматов, очередного криминального авторитета во время разборок бандитских кланов, в центре этого города. Были убиты ещё шесть человек вместе с ним.
И мне, даже какое-то время слышалась реплика убийц. "А какая разница? Один, три или семь?".
И никто не стал возмущаться, никто не выходил на улицы города с плакатами: "Найти и наказать убийц!". Ведь убили не меня и не моих родственников, и даже не моих знакомых. А бандиты пусть друг друга убивают, туда им и дорога!"
Но эти любители ножа и топора, "разобравшись" со своими будут убивать всех кто им помешает, и не только новых русских из числа бандитов или бизнесменов.
Надеяться на их "пролетарскую" солидарность, всё равно, что называть волков "санитарами" леса. Эти так "подсанитарят", что и косточек не останется...
Бандиты, "воспитанные" на американских боевиках, убивают и простых людей. Может быть те же бандиты, что управляют в "городке", расстреляли теперь уже в Ленинградской области трёх гаишников, около КПП, а потом, там же подъехав к стоянке, застрелили двух человек в "Жигулях", стоящих рядом. Это называется - убрали свидетелей! Как в американских фильмах про гангстеров!
И никто из этих бандитов не наказан. Более того, они убили прокурора, который неосторожно сказал, что разберётся с ними...
После этого, начинаешь понимать, почему милиция боится бандитов и почему, среди милиционеров так много "оборотней" в погонах - они ведь тоже не получили нормального, христианского воспитания...
А теперь завершающий штрих...
Года два назад, будучи в церкви, я услышал просьбу священника по окончании службы, помочь - кто сколько может семье, убитого бандитами прямо перед церковью, во дворе её. И это была церковь в Англии, в Лондоне - так далеко дотянулась эта русская религиозная "невоспитанность"...
Я уже где-то писал, что был в России после пятилетнего перерыва и то, что увидел, поразило меня своей озлобленностью, равнодушием и бедностью. Но я видел и отдельных богатых, видел, как тратят деньги зло-равнодушные новые русские. Они и не хотят быть добродетельными: "Сами виноваты, - зло цедят они, по поводу бедняков - чтобы хорошо жить надо покрутиться, головой поворочать".
Парадоксально, однако разговаривая с новыми русскими, я часто слышу их презрительные описания англичан: они и равнодушные, и жадные, и лицемеры.
Иногда, особенно молодые русские, хвалят себя за душевность и доброе сердце...
А я, вспоминая злобное равнодушие большинства в тех городах, где я побывал; подростков-наркоманов, толпами бегающих за продавцами наркотиков, которые иногда задерживаются и приезжают не по "расписанию". И все, об этих наркоманах и дилерах знают, только милиция "не в курсе".
Вспомнил ребятишек лет двенадцати-четырнадцати в Питере, живущих в подвалах стаями, как молодые собаки рядом с крысами, и продавщицы в магазинах, куда беспризорники заходят погреться, боязливо гонят их вон, чтобы клиентов не отпугивали. Магазины, конечно, все частные, хозяйские...
В России сегодня каждый выживает в одиночку...
И мне подумалось, что болезнь отсутствия человеческого Воспитания, зашла в России слишком далеко и близка уже к озверению. Продлись российский вариант "либеральной демократии" ещё несколько лет и сегодня, наверное уже и на улицу, после наступления темноты, было бы не выйти без отряда спецназовцев.
И приговаривают старушки между собой, сидя на лавочках: "Лишь бы не хуже". И вспоминают с умилением ранешние годы, когда Хрущёв обещал в восьмидесятом году, уже при коммунизме, показать последнего вора.
Вот как иногда в истории бывает - казалось, так были близки к долгожданному светлому завтра, но только узда закона ослабла, как все вернулось на какие-то новые рубежи бесчеловечности и зверства, вкупе с фарисейством...
А причина проста, как блин. Упустили время воспитывать своих и чужих детей в христианских заветах. Соблазнились неправдой и лицемерием личного, эгоистического обогащения. А теперь, детки готовы родную бабушку взорвать из-за тысячи долларов, а уж за миллион, целый город подорвут, не поморщатся!
Поэтому я совершенно уверен, что только тогда, когда в школах и университетах введут уроки религиозного воспитания, можно будет надеяться на положительное будущее страны.
"А правительство что же? - спрашивают.
А что правительство? Их ведь пока на площадях из автоматов не убивают. И потом им совсем неплохо живётся. Зарабатывают на бутерброд с икоркой. И не только...
Да и что они могут сделать? Они живые люди. Тоже бояться. И бандитов и критики, что мало экономическими реформами занимаются. А Старший Брат из-за океана, иногда так недружелюбно поглядывает: "Обещали демократию выстроить к двухтысячному, а уж две тысяча чутвёртый на исходе, а вы всё копаетесь". Иной раз этот "Партнёр" так глянет, что мороз по коже. Вот и стараются чиновники и прозападная общественность - шурудят!..
И действительно стараются Западу понравиться. "Абрамович у Березовского на днях замок во Франции прикупил за двадцать миллиончиков евро, а средняя зарплата учителей, две - две с половиной тысячи... Долларов?.. Каких долларов - рублей!..
Это будет? Это будет? Постой, не мешай считать!.. Будет это долларов семьдесят пять - восемьдесят... А жизнь то, всё дорожает!
Говорят у них там, на Западе, уборщик на улице такие же деньги зарабатывает за один день. И ещё говорят... (Шёпотом)... У них там цены на промтовары такие же, как у нас... Это во сколько же раз мы беднее развитых стран? Ой! Сбиваюсь со счёта".
Такой монолог я представил себе и подумал: А действительно, куда это наше правительство смотрит? Говорят, нефтедолларов уже некуда девать, а народ нищает. Что это за правители такие, КОТОРЫЕ СВОЙ НАРОД НЕ УВАЖАЮТ!
Они что, разве Октябрьскую революцию не помнят, а потом и Гражданскую. Но ведь сейчас времена другие. Если атомно-водородную бомбу кто-нибудь из мятежников кинет на голову врагов, то мало не покажется!!!
Не хочется пророчить, но, если УПРАВЛЯЮЩИЕ НЕ ОДУМАЮТСЯ, НЕ ПРИБАВЯТ ЗАРПЛАТУ В РАЗЫ, ТО МОГУТ РАЗДЕЛИТЬ СУДЬБЫ ГОРБАЧЕВА И КПСС. История ведь иногда повторяется. Но во второй раз уже в качестве фарса.
Сегодня любой экономист вам скажет, что испытывать народное терпение даже в такой долготерпеливой стране как Россия, опасно...
Говорят, в новом бюджете "оборонке" прибавили. Но если народ отвернётся от правителей, то никакое оружие не поможет защитится. Из оружия ведь стреляют люди - те самые простые люди, которым сегодня нищенскую зарплату платят, да и то не всегда вовремя. Странные стратеги в Кремле сидят...
А вот на образование с воспитанием опять с гулькин нос выделили. Одни долги ЮКОСА в бюджет за год, такие же как на всё образование дают, тоже на год. А заниматься-то надо не только образованием, но ещё и воспитанием.
Клубы детские, подростковые, досуговые строить надо, чтобы народ сидючи по квартиркам не зверел, а общался на спортивно-культурном уровне, приучался жить христианской коммуной, помогал друг другу, любил не только ближних, но и дальних. А тут только доброе воспитание может выручить. Поэтому надо сделать труд воспитателей почётным, уважаемым. И начинать надо уже сегодня, чтобы завтра, не дай Бог, не было бы поздно...
Вместо эпилога:
"Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного Человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить..." Лев Толстой
20. 10. 2004 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal