Аннотация: Кгеига содержит несколько очерков о истории русского современного православия, начиная с конца девятнадцатого века и до сегодняшних дней.
В качестве длинного предисловия, перепечатываю свою статью, написанную ещё до написания книги "Вина или обида".
Иисус Христос - первый революционер.
"...В сущности идеал всегда остаётся утопией. Если бы мы попытались представить себе современного нам Христа Утешителя и Судию наших времён, что сделали бы мы? То же самое, что сделал Иисус тому назад 1830 лет. Представив себе условия действительного мира совсем иными, чем они являются, мы создадим себе реформатора нравственного закона, сокрушающего цепи рабства без всякого оружия, улучшающего положение пролетариев, освобождающего притеснённые народы. Мы забудем, что это предполагает мир изменённым, что это требует важных переворотов в климате Виргинии и Конго, значительного преобразования в крови и расе миллионов людей, приведения всех наших социальных отношений к несбыточной простоте и совершенную перемену в обычном порядке европейской политики. Ничуть не труднее вообразить и то "всеобщее преобразование", к которому стремился Иисус. Это новая земля, это новое небо, этот новый, нисходящий с небес Иерусалим, этот глас: "се нова вся творю", - все это черты, общие всем реформаторам. Противоположность идеала с печальной действительностью всегда будет вызывать человечество к тем восстаниям против холодного рассудка, которые посредственными умами клеймятся как безумные, пока эти восстания не восторжествуют: и тогда те, кто возмущался, первыми готовы признать их великое значение"...
Эрнест Ренан - "Жизнь Иисуса".
В энциклопедии, слово Революция определяется как: "поворот", "изменение";
1)социальный переворот, разрешающий противоречия..., коренным образом изменяющий общественный строй и приводящий к государственной власти новый, передовой общественный класс; 2) коренной переворот, коренные изменения в какой - либо области, например в технике, культуре...
... Если говорить от души, то революция для меня, это некая социальная буря, ураган, вызванный разностью "давления" между провозглашаемыми принципами любви и справедливости и реальным их наполнением или исполнением, а точнее, их неисполнением...
Потому, так получилось, что Иисус Христос, Сын Божий, явился в мир, чтобы возвестить Новый Завет, и столкнувшись с силами привычного зла, пожертвовал собой, во искуплении человеческих привычек терпеть Старое, как мир, зло...
Он, в самом начале своего служения, попытался преодолеть привычную косность человеческого непонимания, но столкнулся с неверием и подозрительностью, а после, был предан Иудой Искариотом и, приговорённый членами Синедриона во главе с Кайяфой к смерти, был отдан на суд Пилату, римскому правителю Иудеи, который и отправил Его на крест после некоторых колебаний...
И Синедрион, и Кайяфа, и Пилат - выступали на стороне Старого, привычного мира, всегда живущего по законам "здравого смысла" то есть по законам мира животного...
Иисус же, пытался убедить всех жить по законам Нового Завета, по законам Любви, по божьим законам и потому невольно стал Революционером, для тех, кто защищал Старое, кому в этом старом мире было совсем неплохо жить.
Тому есть подтверждающие, прямые высказывания в Библии. Есть слова Иисуса, косвенно выражающие требования переустройства мира на справедливых основаниях подлинной веры. Например вот этот отрывок из Евангелия от Матфея:
"Итак, не заботьтесь и не говорите, что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться? Потому, что всего этого ищут язычники... Ищите же прежде царствия Божия, и правды Его, и это всё приложится вам..."
...В этих требованиях сознательной справедливости Христос выступает как защитник сирых и убогих.
Но есть и прямые призывы к революции. Там же у Матфея:
"Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч... И кто не берёт креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня..."
... Но одна из загадок Евангелий, это порой прямо противоположные призывы Иисуса Христа. Например, как сочетать полнейшее отрицание любого сопротивления насилием в призыве:
"... если ударят по левой щеке - подставь правую...", с констатацией неизбежного конфликта: "... ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её..."
Всё это требует вдумчивого объяснения и толкования...
И при всем, позиция Иисуса Христа очень твёрдая, никакого соглашательства или половинчатости. Он говорит: "Кто не со мной - тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает..."
Иисус готов и на страдания, ради воцарения Нового Завета и потому предупреждает своих последователей о будущих преследованиях и страданиях. Он говорил, по словам Матфея:
"Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками..."
И ещё одна замечательная деталь - Иисус Христос ни одним словом не оправдывает семью! А это, наверное, связано с тем, что жизнь Революционера трудна и полна боли и страданий, безбытна, как сейчас говорят. А семья - это всегда налаженный быт, распорядок, ритуал. А "утучневший" человек, уже не ищет ни справедливости ни веры. Это подмечено очень тонко ещё в Ветхом Завете...
Но главной и отличительной особенностью Революции Иисуса Христа - это её мирный характер. Суть Его Революционного метода - в пересмотре своего отношения к миру, к Богу, к людям...
Эмоциональным центром Нового Завета, оставленного Иисусом Христом людям, является Любовь и её следствия. Главная идея Христовой Революции - самопожертвование, которым единственно можно бороться с эгоизмом природы и человека, с проявлениями "животного" в человеке...
Любовь, а не ненависть - вот объяснение этих кажущихся противоречий. Но согласитесь, что мы часто руководствуемся житейской логикой трактуя каждый на свой манер "противоречивые" выражения Иисуса Христа. Но логика подлинного христианства, как мне кажется, совсем иная...
Христовы Заветы, базируются на противостоянии и противодействии законничеству, через благодатную творческую силу человека, вложенную в него Богом в момент создания Бытия земного, и пребывающего в Адаме до времён грехопадения...
И Христос Новым Заветом раз и навсегда хочет победить последствия грехопадения, победить козни Сатаны, взявшего человека в плен обманом и лживыми обещаниями...
Вспомните гневные обличения Иисусом фарисеев и книжников, как последователей этого длящегося обмана: "Ваш отец Сатана, владыка смерти..." Вспомните изгнание торговцев из храма. И даже неудачи и ошибки своих учеников он обличает, как результат недостаточной веры в то, что Он им говорил, чему их учил... Вспомните гневную филиппику против Симона Петра, который пытался отговорить Его следовать дорогой жертвы и страданий: "Отойди от меня Сатана! Ибо ты думаешь о земном, а не о Божеском..."
Новый Завет, достаточно труден для понимания людей, погрязших в исполнении формального закона, но ещё более труден в исполнении этих Заветов.
Необходимо совершенно переменить своё отношение к Миру и к Богу, совершить личностную Революцию, чтобы начать жить, как христианину... Но ведь и это - только начало христианского пути на земле.
Задача послереволюционного "строительства" - победа над тлением и смертью, преодоление Божьего наказания, ставшего природным законом после грехопадения.
И революционность Иисуса Христа, носит максималистский характер, настолько, что на ней невозможно основать новое государство, хозяйство, семью, культуру - в этом мире и по правилам этого мира... Он, Иисус утверждает, что сущность и проявления духовной жизни противостоят жизни и законам теперешней природы человека, погрязшего в материальном, питающего своё тело и начисто забывающем, а часто и не верующем в существовании души...
Наверное, осознав "невозможность" изменить революционным образом самих себя, люди - носители христианской идеи, христианского учения, после длительной борьбы, в попытке воплотить земное Христово поселение, коммуну, постепенно согласились сотрудничать с властями и постепенно церковь Христова стала союзником государства, а в иных случаях и сама стала государством. А власти, после признания невозможности победить веру христиан силою угнетения, сделали христианство государственной религией, и используя авторитет Христа, в своих идеологических манипуляциях, постепенно стараются перенести в Церковь, отношения между господином и рабом, подменяя этим, отношения между Богом и человеком, основанным прежде всего, не на страхе и подчинении, а на любви и свободе.
Замечательны высказывания современного христианского богослова, митрополита Антония Сурожского, который говорил о первоначальной традиции христианских священников быть слугами прихожан, которая со временем подменилась, превращением священнослужителей в начальство, "по духовному ведомству". Постепенно, в интересах власть имущих, идеологические прислужники государства, подменили революционную сущность Нового завета, акцентируя своё внимание на кротости Иисуса, устранив Его революционность...
На место революционных перемен, они подставили идею отречения, отрешения от реального мира существования людей, сделали христианство агентом соглашателей, доведя эти подмены до абсурда, до законности признания эксплуатации человека человеком, до признания законным рабства/
Часто, произвол властей и государства оправдывают фразой, сказанной Апостолом Павлом: "Всякая власть от Бога..." Но ведь Бог даёт праведникам власть праведную, а погрязшим во грехе - грешную. Вспомните Содом и Гоморру! Ведь к страшной гибели их вели в том числе и власти этих городов. Так что приводить эти слова Иисуса в оправдании тиранам, совершенно неуместно!
Но лицемерно приспособив Новый завет, Евангельские тексты к требованиям земных властей, теоретики государства и цезарепапизма, смогли с помощью интеллектуальных спекуляций оправдать и войны, и тиранию государства, и рабство, просуществовавшее в Америке и в Европе, "оплоте христианства", до второй половины девятнадцатого века...
Причины такого отступления от Нового Завета, оставленного нам Христом, можно усмотреть в том, что как и любая Революция, Революция Христа, одержав победу в тяжелейшей и кровопролитнейшей борьбе, в течении трёх столетий отстаивая свой право на существование, впоследствии пережила и естественный исторический этап - Реставрацию старого миропорядка - и то что получилось в результате, мало похоже на то, о чём учил своих учеников Господь.
Однако осталась Священная книга, осталось Предание, опыт многих поколений отцов церкви и святых старцев и именно это, делает возможным дальнейшее воплощение учения Иисуса Христа в жизнь, уже на новом уровне исторического развития.
И потому, история христианской цивилизации, подтверждает уже человеческими Революциями, постоянное стремление Человечества вернуться к Заветам Христа, в борьбе с мировым злом.
Последняя Революция в России, зашла так далеко в отрицании достижений исторического Христианства, пусть и не полных, что провозгласила неверие, основой своей идеологии, а точнее заменила Церковь наукой. Формой правления государством утвердили Советы депутатов, избираемые народом...
Но со временем выяснилось, что человек предоставленный самому себе, вдохновляемый только возвышенной риторикой о величии Человека коллективного, не способен удержаться на высоте человека - как существа созданного по образу и подобию Божьему и постепенно скатывается к животному полу инстинктивному существованию и становится подобным Сатане, божьему противнику...
Однако и эта роковая ошибка, следует в русле поисков и осуществления новых форм Христианской революции... Пусть попытка оказалась в итоге неудачной и Россия переживает Реставрацию, но последствием стала Революция в христианских и нехристианских странах, освобождение Африки от колониализма и рабства, невольная эволюция в сторону социализма, многих стран, выступавших с самого начала как враги Октябрьской Революции...
Вспомните хотя бы модель шведского социального государства. Ведь Швеция сегодня, намного более "социалистична", чем СССР в последние годы своего существования...
... Пути Господни неисповедимы. И может быть, что радикализм Русской Революции был обусловлен степенью отступления официальной Церкви от заветов Христа. Ведь Бог любит горячих или холодных, и не любит "тёпленьких", мещан и обывателей, прячущихся по своим "уютным" норкам.
Вот и в России, тяга к утраченной справедливости и свободе, вылилась в страсти народные, в отрицание веры, в прямой атеизм, как идеологию научного мировоззрения, а часто в бунт - страшный и кровавый...
Но опыт жизни в очередной раз показал, что без веры, без Бога, человек не выживает в атеистическом государстве и Христовы идеалы свободы равенства и братства, постепенно растворяются в человеческом эгоизме, и на место, свободное от Бога, приходит Сатана - покровитель алчности, сладострастия и животного эгоизма.
Жизнь без Христа постепенно возвратилась на круги своя, к "якобы" уже побеждённому Старому - этим и обусловлено появление в России "бандитского капитализма".
Неизвестно, понимали ли марксистские идеологи демократичность христианства, но во всяком случае они не предусмотрели, не учли Божественного инстинкта в человеке и потому, постепенно, невольно, а иногда и пришла привычка подталкиваемая пропагандой - боготворить Вождей вместо Бога, что со временем вылилось в культ личности. Отчасти, крушение вождисткого типа социализма произошло потому, что люди разочаровались в Вождях, а Бога - Непогрешимого и Вечного, у них уже не было.
Поэтому, когда авторитет Вождей был разрушен, а веры в Бога - Креатора и в Иисуса Христа - кроткого революционера уже отсутствовала, образовался вакуум, в который очень легко внедрился Сатана личного эгоизма и безнравственности. Отсюда, вдруг проявившаяся продажность и коррупционность чиновников. Отсюда и бандитизм, как реализация желания любыми, мошеннически - бандитскими средствами стать богатыми и авторитетными...
... Сегодня, Иисус Христос медленно и постепенно возвращается в реальную жизнь. Но многими уже полузабыты его Заветы, а Его смертные муки на кресте уже не вызывают в новообращённых слёзного сострадания и трепета подлинной веры. Вера, для многих пока акт формальный и потому, часто "помолившись" в Церкви, выйдя из неё люди считают, что акт веры закончен, и с самозабвением погружаются в житейскую рутину: звонят по мобильникам, договариваются о новых "проектах", о новых куплях - продажах, в надежде заработать много денег. Однако деньги, сами по себе были и остались Идолом и препятствием к переходу в новую жизнь. Иисус недаром предупреждал, что "... что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Рай..."
Иисус Христос своею смертью, ещё раз показывает всем нам пример соответствия Слова и дела, веры и жизни и требует от нас следования в сторону неба и Бога, а не в сторону земных богатств. Он, прямо ответил богатому юноше, спрашивающему у него совета: "Раздай своё богатство бедным и следуй за мной"... Но юноша, был так привязан к своему "имению", что со вздохом отошёл в сторону.
А мы, считающие себя христианами, иногда так привычно, с радостью, вновь и вновь погружаемся в земное болото мелких делишек и мелких страстишек, копим богатства, делая их синонимом свободы и справедливости.
Может быть поэтому, мы так клеймим Революционеров и не ругаем самого Христа только потому, что не понимаем революционного характера его Заповедей...
... Надеюсь, что читатели поймут побудительный мотив моих попыток, рассказать о моей уверенности в том, что без Бога, без Христа, без приведения Нового Завета в реальную жизнь, с помощью Святого Духа, все попытки перестроить жизнь на основаниях справедливости и взаимной любви, обречены на неудачу.
Размышляя над современной историей Церкви и человечества, я и назвал это эссе - Иисус Христос - кроткий Революционер, хотя сегодня слову революция, обыватели и мещане придают смысл отрицательный. Однако Революции, это всегда попытка вернуть к жизни то Новое, о котором возвестил нам Иисус Христос и не только говорил, но и своей мученической смертью доказал, как ценою самопожертвования, можно победить неправду Старого, отжившего и заменить становящимся Новым.
Иисус Христос для меня, та Сверх - Личность, которая в борьбе с коснеющим Старым, в Новом Завете дал новые законы жизни и сам согласно этим законам отдал свою жизнь, во искупление грехов человеческих
Путь к Богу, следование Новому Завету и от нас требует человеческого подвига самоотречения и жертвенности. Нам сегодня даже не требуется жертвовать собой ради веры, но просто стараться следовать примеру кроткого Иисуса и хотя бы не эксплуатировать других людей, не копить богатств, а если они у нас появились, то раздавать их нуждающимся не жалея. Но для нас даже это трудно...
Это "узкий" путь, путь личности, а не широкая дорога по которой люди могут идти строем. Этим заблуждением и объясняется во многом сегодняшняя жизнь, в которой, во главе со слепыми вождями народ "валит толпами" к страшному концу, умножая грехами эгоизма и плоти страдания и лишения человеческие, вопреки Иисусовой жертве.
Потому и кажется лёгким этот путь греха, что люди следуют по нему толпами, видя только близкие спины и не видя перспективы христианской жизни. И потому, только единицы находят в себе силы бороться с искушениями Сатаны, через внутренний духовный и телесный аскетизм, глубокую веру и покаяние. Но рано или поздно, учение Иисуса Христа, новый Завет, победит! Ведь недаром было сказано, что "...Праведниками спасётся мир..."
... Обдумывая прочитанное в Библии, читая святых старцев и отцов церкви, размышляя над богословскими работами пытающимися показать путь общения с Богом, я, в надежде получить отклик, решил записать и поделиться с читателями своими скудными мыслями о Иисусе Христе, как о преобразователе человеческой жизни - основателе Нового Завета, противопоставляющему привычной лжи и эгоизму "ослабевшего" человека, искушаемого дьявольскими соблазнами, любовь к Богу и к Людям вопреки "ветхому человеку" имеющему в нашей природе такие крепкие корни.
Я твёрдо уверен, что в человеке созданном по образу и подобию Бога, несмотря на грехопадение есть и добро, много добра. Это доказывает приятие Нового Завета многими и многими миллионами верующих. А значит, человек добр по существу, если так много людей поверили в то, что Иисус Христос говорил своим ученикам: "Кто был первым, тот станет последним, а кто был последним, тот станет первым". И ещё говорил: "... если ударили по левой щеке - подставь правую..."
Миллионы и миллионы христиан не только поверили, но и готовы были жизни отдать, за христианскую веру, которая так трагически противоречила "здравому смыслу". Вспомните крестовые походы ко Гробу Господню или самосожжение в срубах, русских раскольников.
Сегодня христианская вера ослабела и подменена во многом "гуманистическими" идеалами, часто плохо скрывающими человеческий эгоизм и лицемерие. Но ведь есть и подлинно верующие, есть ещё люди готовые собой пожертвовать за дело Христа, а значит не всё потеряно. Ведь праведные люди - это как Божий посев, как семена упавшие на благодатную почву и дающие в итоге плоды: "... в тридцать, в пятьдесят, а иногда и во сто крат..." большие...
...Хочу завершить эти короткие заметки, цитатой из Евангелия от апостола Матфея:
"Всё предано мне Отцом моим и никто не знает Сына, кроме Отца...
Приидите ко мне все трудящиеся и обременённые и я успокою вас..."
...Похожие слова, видоизменив слова Иисуса, взяли в качестве лозунга коммунистического Интернационала, яростные революционеры: "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!"
Мне кажется, что влияние Иисуса Христа, на создателей коммунистической теории неоспоримо. Но яростные революционеры, исходя из опыта двухтысячелетней жизни Христовых Заповедей, исходя из безуспешного и напряжённого ожидания второго пришествия Христа поняли, что Старое никогда не уступает новому без борьбы, без насилия с обеих сторон и потому, они говорили: "Весь мир насилья мы разрушим, до основанья, а затем, мы свой мы новый мир построим, кто был никем тот станет всем..."
В пылу борьбы, эти революционеры, следуя и повторяя, часто почти буквально, Его лозунги, "отменили" религию вообще (вспомните известную фразу: "Религия - это опиум для народа..." и потому, постепенно, в сознание человека, на место Сына Бога прокрался вездесущий Сатана...
Остаётся твёрдо верить, что несмотря на трудный и длинный путь, приближения к Богу и Храму, мы должны верить и надеяться, что Иисус Христос - кроткий Революционер и Новый Завет, оставленный им человечеству, победит Сатанинские искушения и сделает Свою победу неоспоримой и необратимой
Но для этого мы, люди, ради которых сын Божий пожертвовал собой умерев в смертной муке на кресте, чтобы через три дня воскреснуть и воссесть на небесном престоле, должны верить в Христовы идеалы человеческой жизни и следовать его Новому Завету! И мне кажется, что в детстве, воспитанные в христианской среде мы готовы к исполнению этих идеалов. Однако повзрослев и перейдя определённую возрастную физическую черту, мы подвергаемся обратному влиянию обывательского, атеистического мира и постепенно становимся такими как все, то есть явными или скрытными эгоистами и атеистами...
И всё - таки, вспоминая своё отрочество я с уверенностью могу сказать, что при христианском воспитании, человек способен, как и Иисус Христос стать кротким Революционером и противостоять миру животному, миру инстинктов своей верой в Спасителя и следованием его Заветам...
И потому, мне хочется завершить эти заметки чисто по-русски и как мне кажется очень умиротворяюще: - Последуем твёрдо и неуклонно по этому пути, раз и навсегда указанному Спаситедеи - Иисусом Христом! С Богом!
17. 04. 2007 года. Лондон.
Служение "Кесарю". Книга о русском православии.
ЭПИГРАФ 1: "Так да светит ваш свет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного" Мф. 5:16
ЭПИГРАФ 2: "И в отношении к Церкви психология обиды и претензий должна быть окончательно побеждена психологией вины и ответственности"
Н. А. Бердяев.
ЭРИГРАФ 3: "... 2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола... Царствование дома Романовых прекратилось...
- Двести лет православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор!.." (Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). Речь на пастырском собрании. Март 1917 года)
... В этом эссе, я попробую поразмышлять над причинами приведшими Россию к Революции и после, к гонениям на церковь...
Думаю, что обилие материала делает необходимостью деление эссе на три части. "Служение Кесарю"", таким образом, становится первой частью. Вторая и третья части, будут рассказывать о гонениях и о возрождении церкви, уже вне "Кесаря"...
... Меня эта тема давно интересовала и вот сегодня, спустя почти двадцать лет после Контрреволюции произошедшей в СССР и ставшей причиной распада Союза, мне хотелось бы коснуться предыстории утраты веры в Российском народе и возникновению атеизма, - веры в построение рая на земле (коммунизма) как некоей замены христианства...
Здесь, я буду рассматривать только период непосредственно перед Революцией, не касаясь, общей истории Русского Православия: от пятидесятых годов девятнадцатого века, от окончания правления Николая Первого, через эпоху двух Александров, до последнего царя, Николая Второго.
Опираться я буду, в основном на исторические источники, а часто и на взгляды, изложенные замечательным русским богословом Георгием Флоровским в книге "Пути русского богословия", законченной уже к сороковым годам двадцатого столетия и являющейся, на мой взгляд, вполне современной не только по языку, но и по решительной бескомпромиссности в оценке многих и многих трудов русских православных богословов и самой ситуации а Русском православии.
Читая эту книгу, начинаешь понимать, что сегодня российское "новое" богословие находится в определённом смысле, во "вторичном одичании" и понадобится ещё много лет, для восстановления интеллектуального и религиозного потенциала Русского боговедения.
... Я попробую коснуться темы объективных и субъективных причин, приведших к Русской революции, и темы ответственности Русской Православной Церкви за случившееся. Сегодняшний взгляд на предшествующую Революции эпоху как на "утраченный религиозный рай", а на революционеров и народ, как на чернь "неуважающую святынь", очевидно, исходит из чувства обиды, а не вины и далёк не только от христианства - "любите обижающих вас..." - но и от правдивого и честного понимания истории и драмы российской действительности.
Такой взгляд рано или поздно приводит к оправданию современного российского "фарисейства" и буржуазности, являющихся по сути своей антихристианскими идеологиями. Носителями таких идей и взглядов сегодня стали российские образованцы и они же, исходя из сословных предпосылок пытаются создавать новые "христианские секты", по сути, не имеющие ничего общего с подлинным христианством, выросшим из библейской проповеди Иисуса Христа и истин Нового Завета.
Уже появились и появляются "пророки" христианства для "учёных и богатых", выделяющих себя из массы верующего народа и называющих подлинно "нищих духом", - "детьми антихриста". Такое отношение к "народу христианскому", являющемуся "телом церковным", носителем христианской истины, приводит к делениям и расколам, в одном случае к образованию фракций и сект, как сейчас говорят "справа", чувствующих себя традиционалистами и "возрожденцами", а в другом - стоящих "слева" - называющих себя "обновленцами" и церковными "либералами".
Желание разобраться в корнях и причинах происшедшего и происходящего раскола и заставляет меня писать эти строки...
Задача, безусловно, для меня одного совершенно неподъёмная и потому, надеюсь на отклики на поставленные вопросы, и конечно готов на выслушивание критики нелицеприятной, а иногда и жёсткой. Главное, чтобы критика была конструктивной, а не по обывательскому полемическому принципу - "сам дурак".
Считаю, что вспоминать происшедшее и говорить об этом надо, чтобы подобное не смогло произойти в будущем. Надеюсь, что в обсуждении этого больного вопроса, поучаствуют и историки, и представители русской Церкви. Сегодняшние проблемы самоидентификации современной и исторической церкви часто зависят от честного рассмотрения причин и следствий русской Революции. От правдивости и даже сокрушённого покаяния при рассмотрении прошлого и настоящего, во многом зависит и будущий авторитет и значение духовной власти в России.
Моя точка зрения вопреки распространённым сегодня мифам по отношению к революционному прошлому России, тверда и однозначна - революции были делом народа, а Русская православная Церковь эту революцию вначале не приняла, а потом, осознав своё значение и место в жизни России, вместе с Патриархом Тихоном перешла на сторону народа.
Потом, уже позже, Русская Православная Церковь как могла участвовала в разгроме гитлеровцев и переживала вместе с советскими людьми все горести и трагедии новейшей российской истории!
Святитель Патриарх Тихон в своём заявлении, сделанном в 1 июля 1923 года, признавая свои первоначальные ошибки, говорил:
"... Сознав свою провинность перед народом и Советской властью, я желал бы, чтобы так поступили и те, которые, забыв свой долг пастыря, вступили в совместные содействия с врагами трудового народа - монархистами и белогвардейцами, и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий...".
... Спекуляции идеологического толка вошедшие в массовое сознание за последние двадцать лет, мешают по достоинству оценить недавнее прошлое страны, ставят самоё русское Православие в позу человека постоянно оправдывающегося за грехи, которые он не совершал, но которые ему приписываются вольными и невольными врагами и провокаторами, как изнутри так и извне России.
Упрямая ненависть некоторых раскольничьих организаций за границей к Русской Православной Церкви Московского патриархата, распускание и тиражирование слухов о сотрудничестве Церкви с госбезопасностью и прочие политические сплетни, помогают этим "заблудшим овцам" оправдывать свой грех гордыни и псевдо христианского снобизма, а часто и явное или скрытное предательство, используя незнание нашими современниками правдивой истории революционной поры.
Для меня это выглядит, как прямое идеологическое оправдание, прислуживания некоторых русских священников врагам российского, советского народа во время войны и их ненависти к Московскому Патриархату, русской Церкви, оставшейся верной служению русскому народу, а в драматические времена войны, боровшейся вместе с этим народом против захватчиков.
... Эти отступники, раскалывали не только русское православие после революции, но сегодня натравливают меньшую, но влиятельную часть русских, так называемых образованцев, на другую, большую, но молчаливую часть народа, наследовавшую непростую, а часто трагическую историю Советской России и принимавшую и принимающую деятельное и строительное участие в ней.
Иногда и сегодня, можно и от представителей РПЦ услышать примитивную, но идеологически востребованную сегодня неправду.
Мы уже привыкли к тому, что на Западе, СССР и Сталина постоянно сравнивают с Гитлером и нацисткой Германией. Но непонятно почему, такие нелепые сравнения повторяют вслед за Западом русские "батюшки". Создаётся впечатление, что подобные служители русского Православия живут и служат в чужой стране...
Вот высказывание протоиерея, Всеволода Чаплина, занимающего высокий пост в Отделе Внешних Сношений РПЦ:
"Если власть получает возможность контролировать всю жизнь человека, вплоть до разума и души - она сходит с ума. Так было с гитлеровским режимом и со сталинщиной...".
Мне пришлось пожить ещё при Сталине, правда в детском возрасте и потому, я протестую против таких сравнений, после которых становится понятна русофобия в стане образованщины на Западе, да и внутри сегодняшней России...
...Уже не один раз, я рассказывал о своих детских впечатлениях после войны, ещё помню бедную деревянную церковь в Сибири, в Иркутске, в которой я был крещён как и мои братья и сестра, и где были крещены большинство моих сверстников. И ещё, я помню страшный строй инвалидов и калек, безруких и безногих оставленных страшной войной, выстраивавшихся каждый раз во время службы вдоль дорожки к церковной паперти.
В те тяжёлые времена, Русская Православная Церковь не только помогала во времена войны бороться с врагами России, но и "врачевала" раны физические и душевные после её окончания.
Как и почему нынешние "образованные" верующие и клир подпадают под влияние антироссийской, западной пропаганды - это другой вопрос и другая тема, но мне хотелось бы им напомнить, что Иисус Христос всегда был на стороне бедных, несчастных и обижаемых, а христианство возникло как религия нищих и рабов - которые стали называть себя рабами Божьими, вслед за Иисусом Христом...
... Постоянное сваливание вины внутри самой Церкви на "режим большевиков", естественно возбуждают вопросы о её "сотрудничестве" с "монстрами-большевиками", поднимаемые наиболее яростно настроенными раскольниками.
И формальная логика в их критике Русского, "советского" Православия, есть, ибо как могут православные иерархи с одной стороны говорить о "тираническом" режиме Сталина, а с другой молчать о положительном сотрудничестве с "этим" режимом. Ведь это правда, что русская Церковь помогала народу разгромить Гитлера и его наёмников и предателей, в том числе и русских предателей во главе с генералом Власовым и этим очень не нравилась некоторым иерархам из РПЦЗ.
Они, как представители Русской Православной Церкви за рубежном, служили молебны за победу гитлеровского оружия над "большевистской", "антихристовой" властью, то есть над советским, российским народом!
Об этом рассказывал Митрополит Антоний Сурожский в своей автобиографии и странно, хотя и понятно, что этого фрагмента уже нет в изданных недавно в Москве Трудах Митрополита.
Как и все демагоги, эти служители русского "православия" за рубежом, конечно не могли говорить прямо, что молятся за победу нацистов над российским народом. Вот они и изобрели миф о "монстрах - большевиках" и о угнетённом русском народе, которому Гитлер поверил и начал поход на Восток в надежде, что при первых военных потерях, Советский Союз развалиться. Однако, СССР развалился только при власти антибольшевистской и уже через сорок с лишним лет после Великой войны, когда на смену большевикам и власти народных Советов, пришли "образованцы", и партийно-чиновная номенклатура, или как её верно назвал тот же протоиерей Чаплин - служители "либерального тоталитаризма".
Странно, что сегодняшние идеологи возрождения Русского Православия, вступают в союз с такими "либеральными образованцами", ненавидящими Россию и русский народ. Невольно вспоминается горькая констатация Достоевского: "Русские либералы - это лакеи западной мысли". Об этом феномене сегодняшней российской жизни можно долго говорить, однако оставим это до следующего раза...
Анализируя такую общественную позицию, я невольно вспоминаю злую и непримиримую судьбу Зинаиды Гиппиус, которая писала с откровенной ненавистью о Советской власти и советском народе: "... И снова в хлев он будет загнан палкой, народ, не уважающий святынь". Её последователи сегодня ликуют - наконец то власть вновь возвратилась к ним. Но они хотели бы ещё и Русскую Православную Церковь очернить, за её страдания и гонения, но и поддержку российского, советского народа.
Эти "представители" раскола, не видящие "бревна в своём глазу", так и будут пенять на свой народ "не уваживший их буржуазных святынь", уже сегодня подготавливая новые потрясения для страны.
К несчастью, эти потрясения уже случились - посмотрите на зверские, немотивированные преступления и десятки тысяч убитых преступным способом, сотни тысяч детей беспризорных и бесприютных, тысячи и тысячи пропавших без вести и вглядитесь в лица молодых девушек, отказывающихся от своих новорождённых детей или выбрасывающих младенцев на помойки...
Думаю, что пока Русская Православная церковь не осознает своей причастности победам и ошибкам российского, советского народа на протяжении семидесяти лет после Революции, пока не признает, уже сегодня, преемственности той церкви, которая в лице Патриарха Тихона признала советскую власть, а потом, будучи гонимой помогала переживать трагическую годину вражеского нашествия на нашу Родину - Советский Союз! Вспомните колонны танков, собранных на пожертвования церковных приходов и уходивших прямо с заводов на фронт, посылки отправленные от лица церкви воюющим солдатам Красной армии.
Уверен - пока не будет рассказана и выслушана правда о том трагически безысходном времени - дотоле будет продолжаться это двойственное состояние самооправдания - самообвинения, подрывающее авторитет сегодняшней духовной власти.
В такое состояние русских людей и русскую церковь хитро потеснили идеологические провокаторы из лагеря антисоветчиков, в том числе внутри Союза, а потом и в Российской Федерации. Они продолжают это делать и сегодня, часто по незнанию народной истории, исходя из обиды а не из признания собственной вины, что и застилает их глаза туманом мстительности...
Думаю, что Русской Церкви, надо осудить свои действия перед Революцией и своё преклонении перед Кесарем, а часто и олицетворения себя с Кесарем а не с Божьим народом, и признать свою вину перед народом, как это сделал Патриарх Тихон в послереволюционные годы.
И нынешней церкви надо отторгнуть от себя, и из себя, обиду на "этот" народ и покаятся в своих ошибках.
Ведь никакие гонения на церковь, не бывают без причины. Вспоминается цитата из Библии, в которой Иисус из Назарета говорит своим ученикам: "Без соизволения Бога, ни один волосок не упадёт с вашей головы". Невольно задаёшь себе вопрос, - как бы смогли случится гонения, если бы Бог их не "попустил" по тем или иным причинам?!
Есть и ещё один аргумент. Ведь Святитель, патриарх Тихон, призвал Русскую православную церковь в своём послании, не противиться советской власти, правда только в 1923 году. Сегодня, многие историки и прежде всего историки из РПЦЗ, утверждают, что его "принудили" большевики. Но как же можно это говорить по отношению к Святому старцу и Главе Русского Православия на тот момент? Утверждать такое, - значит исходить из сегодняшней, ущербной нравственности, позволяющей оправдывать и отступничество, и сребролюбие, и раскольничество, в том числе и в духовенстве. Но как эти "ревнители" православия могут предположить, что Патриарх Тихон был на подобное двоедушие способен? Это стало возможным, только исходя из их собственного характера и своей христианской нестойкости!
На мой взгляд, Патриарх, размышляя и переживая случившееся в России, исходя из опыта служения в Православной Епархии в процветающей уже тогда Америке, осознал необходимость революционных перемен в российском обществе и признал их, потому что они, во многом отвечали и учению Иисуса Христа. Вспомните слова Христа: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное" и ещё: "Для грешников пришёл я в этот мир, а не для праведников. Ибо врач нужен не здоровому, а больному".
Мне кажется, что нынешнее осуждение Патриарха Тихона фарисеями - образованцами, в том числе в церковных рясах, исходит прежде всего из современного принципа - "сужу всех по себе". И потому, подлинно верующие православные, должны отвергнуть такие мнения, исходящие из стана современных "образованцев".
Если этого не сделать сегодня, то будут вечно длится и упрёки Русской церкви в сотрудничестве с "антихристом", вновь и вновь будут возникать провокации, губительным образом сказавшиеся и сказывающиеся на единстве не только Русской православной Церкви, но и на единстве русского народа, на жизнеспособности российского государства, а так же на единстве мирового Православия.
Это необходимо сделать, чтобы выбить из рук провокаторов орудия разделения и лжи. И очень важно, чтобы сегодняшние поколения Российских людей знали правдивую историю человеческой трагедии, произошедшей с Российским народом и государством в двадцатом веке, знали бы о подвигах и ошибках их дедов и прадедов, как со стороны "красных", так и со стороны "белых".
Надобно также учесть, что сегодняшняя церковная жизнь, и в России и за рубежом, нуждается в этом покаянии исходящем из чувства вины, а не только обиды. Это необходимо, чтобы с учётом прошлых ошибок строить новую христианскую жизнь по Заветам Христа, а не по законам Кесаря, и не отделятся от народа Божия, ибо он и есть носитель истины... Я бы сказал больше - клир может ошибаться - народ никогда!
Для этого и задумывалась эта работа...
... В семидесятые годы девятнадцатого века, в Русском Православии в очередной раз разгорелась борьба между консерваторами - сторонниками "обратного хода", то есть возврата к официозному догматизму, и движением обновления, развития Русского Православия... Одним из вождей этого обновления, которое должно было привести впоследствии к своеобразной реформации Православия, являлся русский православный философ Владимир Соловьёв...
Значительное место в борьбе этих двух течений занимали идеи Владимира Соловьёва о значении Предания, "как определения с новой точностью и вяжущей авторитетностью наследия Духа Святого и учения Евангелистов и Апостолов".
"Догматическое развитие - говорит Соловьёв, - как "залог веры", оставаясь в себе совершенно неприкосновенным и неизменяемым, всё более раскрывается и уясняется для человеческого сознания".
И добавляет: "Православие держится не одною только стариною, а вечно живым Духом Божьим".
Нечто подобное говорил на несколько десятилетий ранее Алексей Хомяков:
"Прямые и явные решения вселенской Церкви имеют для нас не одно формальное значение и не внешний только авторитет. Мы видим здесь реальное и живое проявление богоутверждённой власти, обусловленное реальным и живым действием Духа Святого...
Каждый истинный член Церкви сам нравственно участвует в её решениях, доверием и любовью к великому богочеловеческому целому в его живых представителях. Без этого нравственного участия самой паствы, самого народа Божию, в догматических актах вселенской Церкви и пастыри не смогли бы проявить надлежащим образом свою духовную власть, и самый Дух Божий не нашёл бы в Церкви того сочетания любви и свободы, коими привлекают Его действия... Развитие церковного вероучения (в связи с общим развитием Церкви) есть не теория, а факт, который нельзя серьёзно отрицать, оставаясь на исторической почве".
Георгий Флоровский говорит о позиции Владимира Соловьёва: "Только историческим или "генетическим" методом и можно построить систему церковного богословия".
О методической отсталости тогдашних русских догматиков говорит также профессор А.И. Введенский:
"Догматика, идущая навстречу современным запросам, должна поэтому постоянно как бы заново создавать догматы, претворяя тёмный уголь традиционных формул, в прозрачные и самосветящиеся камни истин веры".
...Шестидесятые годы девятнадцатого столетия, ознаменовались попытками сближения Церкви с жизнью.
И основной причиной таких нравственных движений, было осознание несоответствия тогдашней официальной русской православной Церкви и Заветов Иисуса Христа. Страна, и церковники начинали просыпаться от догматической летаргии и просвещённый класс, наконец попытался сблизить Заветы Спасителя с реальным российским бытом. Существование двух культур, барской и народной, существование двух православий - народного и господского, уже не могли больше мирно сосуществовать.
Однако, преодоление этого разрыва, этой пропасти, разные люди видели по-разному.
Тот же Соловьёв, предлагал, воцерковить культуру, поставить власть Христовых Заветов над миром, над бытом и называл это "теократией".
Второй путь, был путём приспособления Церкви к светской культуре, сближение народа и господ под водительством Церкви - иначе говоря, уже в то время, идеи русской реформации начинали захватывать умы "либерального" священства и верующих...
Третий путь - это путь радикальной социальной революции по рецептам, давно испробованным и принесшим "сладкие" плоды массовой культуры и просвещения, на Западе.
Всё это происходило на фоне брожения и приготовления к революции. Начинают возникать революционные кружки, часто чисто либерального толка, постепенно вызревает идея "хождения в народ", которая также была связана с религиозным просвещением.
Как пишет Г. Флоровский, во второй половине девятнадцатого века, в духовных академиях и даже в семинариях тоже витал дух богословского Реформаторства, часто немецкого или английского образца. "Нравственное богословие читали по Палмеру, Роте, Зайлеру, Штапфу..." (Г. Флоровский. "Пути русского богословия")
Тогда, стали обращать большое внимание на воспитание в пастырях "нравственных обязанностей". Это "обмирщение религиозности" было ответом на духовные и нравственные запросы тогдашнего русского просвещённого слоя, но оно на толкнулось на сопротивление "традиционалистов", которые стремились сохранить старые отношения и тем самым защищали монархизм и сословное разделение... Было очевидно уже тогда, что если Церковь не услышит "новых вызовов и запросов", то для неё уготовано трудное и даже трагическое будущее...
... Это противостояние выразилось в появлении книги протоиерея, ректора Петербургской академии И. Янышева, которую даже академический совет Академии не одобрил, а Синод вовсе отказался её рассматривать. Знаменательно и название его рукописи: "Состояние учения о совести, свободе и благодати в православной системе богословия и попытка к разъяснению этого учения".
Вот только одна цитата из этой рукописи, которая, по сути: "есть, прежде всего, оправдание мира". (Г. Флоровский).
Янышев писал о том, что "земные блага" - приемлемы как среда, вне которой невозможно нравственное возрастание. Такой взгляд, на мир, не устранял монашеского аскетизма, но сводил его к воспитанию воли и характера, применяемых для благоустройства мира...
Значительно позже, Василий Розанов, писал в предисловии к книге "В тёмных религиозных лучах":
"Пробовали и пробуют соединить христианство с социализмом: нет большей противоположности! Социализм весь в крепкой уверенности о земле. Христианство же есть полная безнадежность обо всём земном. Социализм хлебен. Евангелие - бесхлебно. Социализм - день, когда все предметы имеют точные свои размеры, и точный свой вид; христианство же - ночь ("Се Жених грядет в нощи) когда предметы искажены, призрачны, невидны в реальных очертаниях и зато приобретают громадные, фантастические формы...
Пока думалось, что, так как христианство есть белый простой свет благожелательности к человеку, и социализм также "белый простой свет" благодетельности, то отчего же им и не "совпасть"? "Оба желают добра человеку"...
Но социализм хочет сытого человека, - у которого труд, и сон без сновидений.
Христианство, прежде всего, хочет сновидений, оно хочет плачущего человека, любящего свою печаль.
Разница - в корне вещей, и - несоизмерима"...
... В противовес, по сути протестантским взглядам Янышева, ученики строгого монаха - пустынника Паиссия, незадолго до того начали строительство старческих скитов и пустынь, монашествующие "насельники" которых привлекали толпы простого народа, ищущего утешения, а так же и русскую передовую интеллигенцию: писателей, философов, критиков. Достаточно вспомнить Фёдора Достоевского с его ожиданиями пришествия "Русского инока", Владимира Соловьёва, Страхова и даже Льва Толстого. Все жаждали утешится и укрепиться в буре жизненных страданий и невзгод и с помощью старцев найти цель и смысл человеческого существования. И Оптина пустынь, была по тем временам не единственной таким местом в России.
... Конец девятнадцатого столетия проходил под знаком возрождения старчества и Серафим Саровский был одним из основателей этого движения. Новое старчество было порождено исканием духовного идеала, попытками восстановления христианской личности в обществе, во многом уже забывшем Христовы Заветы и живущем по инерции, так как "жили наши предки".
Серафим Саровский говорил: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".
Других целей не существует и остальное в жизни есть только средства для достижения этого. Этим самым, Серафим Саровский, сознавал он это или нет, противопоставлял совесть и доброделание - духовности и получению благодати Духа Божия...
Я уже говорил, что на борьбу течений в Русском православии можно смотреть, как на попытки примирить и даже объединить христианство и монархию, крепостничество и Иисуса Христа и этим избегнуть драматического противостояния и возрастающего разрыва между ними. Часто самые возвышенные по форме и содержанию движения - всего лишь желание или попытка "замостить" пустоты и провалы противоречий между Заветами Христа, реальной жизнью и бытом Российской монархии...
У Саровского, ввиду его особенной духовной одарённости и образа жизни, невольно умаляется эффект добрых дел и возвеличивается благодать Духа Святого. Этот византизм и идеология старчества приводят в тупик социальную жизнь большинства, подменяя её личным, индивидуальным спасением и таким образом, противоречий не разрешает, а со временем только углубляет их...
Незадолго до Революции, смертная казнь от имени власти стала обычным явлением и в этом, зримо проявились растущие неразрешимые противостояния христианских принципов и феодальной, царской единоличной власти Кесаря, над Церковью в том числе. Светская власть, монархия, провозглашая на словах православную веру как спасение для русского народа, на деле вводила законы антихристианские. Показательный случай - узаконение дуэлей в русской армии...
Серафим Саровский был канонизирован при Николае Втором и при его прямом содействии, в момент открыто проявляющегося кризиса русского общества, в атмосфере надвигающейся Революции...
... Многие церковные деятели, например Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник (Говоров), с разных позиций, но очень трезво и скептично относились к деятельности официальных церковных властей, понимая и чувствуя веяния времени.
Георгий Флоровский приводит строки из записок В. Палмера, о Сергиевской пустыни, где Игнатий Брянчанинов был настоятелем. Запись относится ещё к 1840 году. Палмер пересказывает разговоры, скорее всего с настоятелем, о внутреннем кризисе русского духовенства:
"Россия, пожалуй, находится недалеко от взрыва в ней еретического либерализма. У нас есть хорошая внешность: мы сохраняем все обряды и символ первобытной Церкви; но всё это мёртвое тело, в нём мало жизни. Белое духовенство насильно сдерживается в лицемерном православии только боязнью народа".
Интересен афоризм Брянчанинова, который, отчасти иллюстрирует некоторую привычную для Российского духовенства тенденцию осуждения учёности и знания: "Учёность - светильник ветхого человека".
...Феофан Затворник перевёл на русский язык "Добротолюбие" в пяти томах, а ранее издал книгу "Путь к спасению" в которой учение о христианской жизни старался перестроить на началах святоотеческой аскетики. В суждениях и оценках он был свободен и широк, особенно после поездки в Палестину, к Гробу Господню...
Он рано ушёл на покой и затворился, но из "затвора", внимательно следил за тенденциями в русской церкви и обществе и с опаской говорил:
"Того и гляди, что вера испариться... Попы всюду спят... Через поколение, много через два иссякнет наше православие..."
Феофан Затворник призывал церковных людей к хождению "в народ" и говорил:
"Поджигатели должны сами гореть. Горя ходить повсюду и в устной беседе зажигать сердца".
Из своего затвора он очень строго критиковал рутину священнической службы в России и ошибки переводов в богослужебных книгах:
"Иные службы у нас такие, что ничего не разберёшь... Наши иерархи не скучают от нелепости, потому что не слышат сидя в алтаре, ... потому не знают какой мрак в книгах и это не почему другому, как по причине отжившего век перевода..."