Аннотация: В России необходимо проводить образовательные контррформы и вернуть молодому поколению россиян не только хорошее образование, но главное воспитать в нём человека и гражданина!
"И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Лев Николаевич Толстой
Организация досуговых клубов.
...Сегодня задача образования и воспитания заключена в уничтожении назойливых, лицемерных образованческих мифов всех времён и народов, восстановление правды, без идеологического замутнения. И возврат к принципам чести и совести, не только в науку о человеке, но и в нашу обыденную жизнь. Задача трудная и потребует работы нескольких поколений...
Одна из ошибок современной системы образования в её оторванности, несвязности и отрывочности от этапов и уровней воспитания. Даётся усреднённая сумма знаний рассчитанная на усреднённого ученика, при почти полном отсутствии воспитания человека, как социальной личности. Дети и подростки питаются какими-то легендами о независимости жизни конкретного человека, от условий жизни общества.
Такие знания позволяют водить машины, пользоваться компьютером, и даже летать в космос, но не дают человеку чувства удовлетворения участием в жизни общества и целостного, неразрывного понимания происходящего вокруг, как исторического процесса. И тут необходим путеводитель и помощник - религиозность, помогающая сохранить связь с чем-то более высоким, чем сам человек. С тем, что объединяет между собой и бедных, и богатых - это может быть символ Бога или Богов, Кодекс чести или Закон совести.
В качестве страшного примера, превращения людей в "винтики" государства, можно привести историю рождения и гибели гитлеризма.
В тяжёлой ситуации, в которую попали после войны страны побеждённые, тяга к романтизации идеалов силы и красоты привела к власти "зажигательного мечтателя" Муссолини, а потом и Гитлера, как носителя и пропагандиста такого начала.
В конечном итоге, это привело к созданию мифа о господах и рабах, состояния, якобы изначально заложенного в человечестве. Отсюда и сумасшедшая мысль о господстве одних наций и рабском повиновении других наций.
Муссолини и Гитлер - могут служить пример того, как исторические персонажи - "культурные", но не воспитанные, остаются всю жизнь на уровне социального развития, присущему пятнадцатилетним подросткам, и это очевидный дефект системы воспитания на Западе.
Странно, но нечто подобное можно наблюдать сегодня в самой "демократической" стране мира, в США. Видя по телевизору предвыборные съезды партий, невольно начинаешь сомневаться во вменяемости, как участников, так и ораторов на трибунах.
Все разговоры крутятся вокруг непобедимости "Великой страны", о "величии" вождей страны и партии. И всё сопровождается криками и взвизгиваниями.
Мне скажут в оправдание, что таков немного театральный стиль жизни в политике Америки. Но ведь на экранах взрослые люди - в их числе "вожди" партий, их "вдохновенные" жёны, глядящие на своих, уже далеко не молодых мужей с утрированной страстью. Их дети, наконец, которые крутятся вокруг, показывая моральное благообразие претендента на высшую власть!
И всё бы ничего, пусть недалёкие люди резвятся в этой постановке политического театра, но я вижу, что для многих пример Америки заразителен, что многие в мире подражают или хотят подражать этому стилю.
Однако вспоминая недавнее прошлое по немецким кинохроникам той поры, я вижу театральность и энтузиазм, с которым немцы начинали "установление нового порядка". Нечто подобное происходит сегодня в Америке и потому уместно, вслед за Шекспиром, упомянуть фразу "Что-то неладно в датском королевстве".
Второй пример - СССР времён застоя. Монополия государства на теорию и практику общественной, то есть нашей с вами жизни достигла немыслимой "всеобщности". Чиновники всё "узаконили" и народ ответил равнодушным пьянством и анекдотами про Чапаева и Лёнина.
И ещё одна деталь. Чиновники - образованцы плодились, зарплата за ту же норму падала, выходные дни сократили. Популярна была поговорка: "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем".
В восьмидесятые годы в России возродился "игрушечный нацизм" - некое подражание, почти детская игра, увлечение идеалом сильной личности. Прошло время и на волне лицемерия и социальной несправедливости, обрушившейся на Россию, молодёжь готова как никогда к приятию идей национализма.
Отряды скинхедов и футбольных фанатов на улицах - прямая тому иллюстрация. Отрицая беспросветность тупого зарабатывания денег узаконенную либералами - образованцами, сопротивляясь диктатуре жлобства, так варварски насаждаемой в стране, молодёжь ищет примеры для протестного подражания и находит его в лице "бескомпромиссного" Гитлера!
Но кто главный пропагандист культа денег и свободы их зарабатывать и поклоняться им?
Это всё те же образованцы, которые называли себя борцами за "демократию", но идеологически оформляли растаскивание и развал экономики, разрушение системы власти под лозунгом борьбы за демократию?
А кто поощрял бандитскую приватизацию и политически оправдывал вмешательство различных международных финансовых фондов в экономику? Снова образованцы, называющие себя то демократами, то либералами, а то Союзом Правых Сил.
Кто, наконец, называл людей протестующих против этого грабежа, "красно-коричневыми" и "коммуно-фашистами", а потом расстреливал Парламент после государственного переворота устроенного Ельциным - их ставленником?
Да всё они же, образованцы! То есть люди с высшим образованием, но совершенно невоспитанные в человеческом, религиозном смысле!!!
Конечно, нас воспитывают не только семья, школа или церковь - воспитывает прежде всего жизнь. И если мы видим, что говориться одно, думается второе, делается третье, то сколько тут не говори о правдивости и справедливости, поверить в то, что всё это присутствует в жизни, трудно.
Конечно, и большинство образованцы в определённом смысле жертвы лжи, которая постепенно, но неуклонно распространялась, с течением времени, парт и чиновной номенклатурой в загнивающем СССР, через тогдашних образованцев. Все твердили о коммунистических идеалах, но потихонечку начинали пользоваться карьерными возможностями, спец распределителями, спец пайками, спецдачами, спецшколами...
Но ведь мы, взрослея, начинаем нести ответственность за свои слова и поступки, и мы прекрасно понимаем, что когда делаем что-то плохое - это грех, но делая, надеемся на безнаказанность. К сожалению, справедливость приходит не всегда и не сразу после совершения преступления.
Не молчи в этом случае покорное большинство, может быть всё сложилось бы иначе. И потом, мы всегда заслуживали тех правителей, которых имели - ведь мы не протестовали, не возражали против лжи, которая изливалась на наши головы. Мы, как обезьяны, повторяли за дрессировщиками "Народ и партия едины" или "Партия ум, честь и совесть нашей эпохи".
И помню, как я сам грустно посмеивался, глядя на портреты вождей на фасадах: "Если это ум, честь и совесть эпохи, тогда каково же бесчестье?"
Для многих, спасением от неправды, неумолимо надвигающейся с течением времени, были книги. Многие мои сверстники зачитывались романтическими рассказами и романами, Майн-Рида, Джека Лондона, саркастическими историями Ильфа и Петрова. И это нас воспитывало - многие из нынешних правдолюбов прошли через это "воспитание".
И эти многие, с тех детских лет, усвоили правила чести и честности, хотя бы перед собой - кого не вдохновлял пример Тимура - командира благородных помощников нуждающимся старичкам и старушкам, из книги Аркадия Гайдара?
Но именно поэтому наверное, поколение нынешних образованцев так не любят: ни тимуровского благородства, ни бескомпромиссности Павки Корчагина - по российскому телевизору уже давно не "кажут" таких наивностей. Ильфа и Петрова тоже странно понимают и из сатиры превратили в "руководство к действию".
Множество "двойников" весёлого жулика Остапа Бендера, за годы перестройки и развала страны, выросло на просторах Союза и орудуют, строят капитализм с "человеческим лицом". Это они начали потихонечку жульничать, а потом уже пришли "невесёлые жулики" типа подпольного миллионера Корейко и тогда уже началось настоящее воровство...
... Пытаясь определить, как и когда человек становится мошенником, жуликом или даже бандитом, я пытался определить возраст таких негативных перемен в характере человека.
Глядя на малышей в детском садике я размышлял, когда же в эти чистые души поселяется зло, равнодушие и преступления? Нет, говорил сам себе - Кажется, ещё не поселилось...
Потом, вглядываясь в лица младших школьников, снова вопрошал себя о том же и вновь отвечал, что не сейчас. Хотя что-то уже накапливалось в их душах и не самое благостное иногда.
Я вспоминал свои пионерские годы и первое разочарование от проявлений злости и эгоизма в общении среди кажущихся друзей; какого-то разделения на первых и последних, какой-то злобы к "не нашим". И только, когда период полового созревания прошёл, я увидел в каком страшном, недружественном мире мы все живём...
Вот и сейчас, вглядываясь в лица шестнадцатилетних подростков, с городских бедных окраин, я понимаю, что именно отсутствие нормального христианского воспитания, делают их такими одинокими в джунглях городских трущоб. КОГДА сбиваясь в стаи, им легче проявить социальность для которой и рожден человек.
Но это социальность изгоев, не знающих что человек человеку друг, товарищ и брат.
"Да! Мы как братья, но только между своих - другие это страх и опасность. Поэтому чем мы сильнее, злее, бесстрашней, тем больше нас боятся, а это значит и уважают".
Потом, подумав продолжают. "Таковы наши герои в телике и в кино. Они не сомневаясь бьют всех налево и направо. Они герои. Мы хотим быть похожими на них".
Некоторые прямо говорят. "Мы хотим быть бандитами. Их все боятся и уважают. У них много денег. Их любят красивые девушки."
А некоторые так прямо признаются, что хотят научиться убивать...
В сегодняшней России, для таких, простодушных варваров делают "кино про бандитов" - например фильм "Бригада".
Я видел фотографии в газетах, на которых, щуплый "бригадир" из ОПГ, обнимается с накачанными "братками". Но все они становятся "мясом" для бандитских главарей не понимая, что их приносят в жертву беспощадному Молоху современной цивилизации и поразительно, что российское "образованное", но не воспитанное общество, делая из бандитов романтических героев потеряло инстинкт самосохранения.
Тут проявляются последствия лживой пропаганды силы и богатства на деньги "бизнесменов", но часто и государства через чиновников, "не ведающих что творят". Российские киношники, делают из бандюков романтических героев, а подростки "млеют" от восторга и восхищаются: "Во, дают!"
Клубное воспитание
...Мы, группа педагогов и тренеров, пытались пропагандировать идею создания местных, досуговых клубов в городах и посёлках России для жителей: родителей и детей, дедушек и бабушек, для всех желающих. Кружки и секции в таких клубах могли быть платными и бесплатными. В таком клубе мог бы работать психолог и даже инспектор по подростковым правонарушениям, в нужных случаях сотрудничая с педагогами - кое-где так и было раньше. Возрастные границы таких клубов составляли бы от трёх лет, до старости...
Изменение социальной, этнической и культурной ситуации в России требуют прорыва в воспитательной работе и создание клубов (досуговых) было бы определённым вкладом в это дело, отчасти решало бы проблему иммиграции. Ведь в иммигрантах мы часто получаем и новую "кровь" в этнотип, и рабочую силу, и новые культурно-языковые добавления. Конечно, при одном условии - надо чтобы иммиграция была как можно быстрее ассимилирована титульным этносом. Иначе возникают трения на национальной почве вплоть до гражданских войн и возникновение изолированных, этнокультурных общин, требует нового подхода в решении проблем адаптации, в том числе подрастающего поколения к объединяющей всех, культурно-образовательной политике...
Нечто похожее наблюдается и в отношениях "отцов и детей - взрослые бояться подростков, а те в свою очередь, не любят и не уважают старших или даже родителей.
Поэтому и нужны такие большие досуговые клубы, в которых могли встречаться и дружить не только представители разных национальностей, но и разных возрастов!
...На мой взгляд, Россия сегодня переживает воспитательно-образовательный кризис обусловленный изменением социальной ситуации и безответственной либерализацией системы образования, проводимой без должного обсуждения, учёта традиций и положительного наследства, накопленного Россией за долгие десятилетия, если не века. Откровенно подражательные западные новшества, вводятся в обиход людьми, которые и не собираются отвечать за результаты этих экспериментов.
Либералы от образования требуют прав личности для детей в школьной, семейной, и детсадовской жизни, но за этими "горами" прав совсем не видно обязанностей перед старшими, перед родителями, перед сверстниками, перед обществом-государством, перед Богом наконец.
Псевдореформаторы, копируют западные образцы, не понимая тамошней ситуации, не зная, что там, либерализм в воспитании тоже приводит к неразрешимым противоречиям в обществе, к растущему уровню подросткового эгоизма, преступлениям и антисоциальному поведению, которое привлекает внимание не только общественности, но и правительств...
Последнее время, к этому, например в Англии, относятся очень серьёзно, но быстро исправить уже ничего нельзя - дети и подростки часто неуправляемы, а ведь хотели сделать детей свободными".
Россия и её граждане становятся заложниками такой "свободы" быть эгоистом, творить зло и жить во зле. Особенно это касается детей, которые вырастая, не ощущают должного внимания со стороны семьи и родителей - их не учат различать зла от добра в человеческом, обыденном смысле.
Жертвами либерального воспитания становятся прежде всего сами дети и их родители, которые уже не знают, как справляться с даже с десятилетними чадами, не говоря о пятнадцати-шестнадцатилетних подростках. А их резрительно-равнодушное отношение к старшим, приводят к обострению конфликта поколений, делает несчастными и одинокими не только детей, но и взрослых...
Для меня, ответственность родителей, взрослых и государства перед новыми поколениями, очевидна. Ведь ребёнок - это детёныш природы и вне человеческого, религиозного воспитания, он превращается в зверя. Вспомните истории с потерянными в джунглях младенцами - они вырастали "в волков", если их воспитывали волки, и "в обезьян", если родителями становились обезьяны...
И наоборот, я знаю историю, когда девочка сирота из самого отсталого индейского племени живущего в дебрях Амазонки, была привезена учёным антропологом во Францию и была воспитана в его семье. Девочка выросла, окончила университет и стала доктором наук...
К сожалению, внимание к воспитанию человеческих качеств в детях, утрачено и детей в первую голову учат, как зарабатывать деньги и практически всеми путями, том числе постыдными и преступными...
Школы сегодня, занимаются обучением детей и юношества прежде всего как экономической единицы этого сообщества, практически не касаясь морально-нравственных принципов жизни. Главными причинами здесь служат и перегруженность учителей, и установка на "деидеологизацию" школы.
А досуговые клубы на местах, позволяют развивать в детях и подростках личностные, душевные качества в таких местах, юные могут заниматься тем, к чему душа лежит, удовлетворять естественную потребность в общении ради общения, воспитывая дружелюбный интерес к другим людям, занимаясь тем что интересно для душ детей, подростков и взрослых нестандартным.
В идеале, хотелось бы, чтобы человек в своей жизни занимался тем, что ему нравится. Однако, пока существуют товарно-денежные отношения, человек постоянно находится под давлением экономических обстоятельств, заставляющих зарабатывать деньги самыми разными способами, часто способами, унизительными для человеческого достоинства, социально не привлекательными, приводящим к нервным срывам и стрессам.
И задачей досуговых клубов - может служить создание "заповедников дружбы", где человек сможет реализовать свои способности, свой интерес, тем самым само-выразиться и доказать, что он личность.
Что касается детей и подростков, то в клубах, идёт формирование их характеров в присутствии и с помощью педагогов, специалистов по внешкольной работе. Кроме того, на основании опыта работы в досуговом клубе берусь утверждать, что дети, формируя силу характера до пяти лет, нравственную направленность определяют в подростковом возрасте, с десяти до двадцати лет.
В этот период идёт активное формирование личности и определяется - в добро или во зло будет работать сила характера, становящаяся в ребёнке с раннего детства.
Поэтому так важно присутствие в судьбе подростка умного и доброго педагога, тренера, учителя жизни!
Общественная продуктивность формирующейся личности определит дальнейшая судьба человека и потому, нельзя на это жалеть ни духовных сил, ни материальных средств. Поэтому же, необходимо развивать систему внешкольного воспитания начиная с детских садов и включая, различные клубы и досуговые центры...
Опыт работы с подростками показывает, что там, где хорошо поставлена внешкольная работа, там преступность, уровень их антисоциального поведения снижается, а это открывает большие перспективы как прямой экономии средств, так и скрытые положительные перемены в обществе, в уровне и качестве жизни...
Структуры таких досуговых клубов-центров, необходимо должны включать предметную занятость детей - спорт, культура и искусство, профессионально-техническое образование, - эти формы внешкольной деятельности помогают детям и взрослым найти себя, преобразовывая энергию общения, в приемлемое для общества русло...
Спортивные кружки, секции, спортивные школы, помогут физическому развитию детей, ведь мы знаем, что в общеобразовательных школах этому не могут уделять должного внимания.
А ещё в Древней Греции поняли, что обучение должно базироваться на развитии физической природы человека. Тренировки не только укрепляют ребёнка физически, но помогают воспитанию ответственности и положительного характера...
Культура - музыка, живопись, танцы, пение, драма - развивают творческие, эстетические чувства в человеке, делают его мягче, отзывчивей...
Профтехобразование позволяет человеку не только получить новую профессию, но и овладеть навыками хозяйственной жизни...
Цель досуговых и подростковых клубов, главное их предназначение состоит к подготовке человека к неформальной, частной жизни, развитие индивидуальных качеств наряду с социализацией, повышение уровня культуры, в том числе культуры общения, которая позволяет преодолевать трагедию отдельности и одиночества, нависающей над человеком в городах, городках и поселениях.
Во всём этом и прежде всего в воспитании нравственного чувства, большую роль могут сыграть религиозные организации и в частности русская православная церковь...
Недавно, в России разгорелась широкая дискуссия о пользе уроков христианства, но либеральная образованщина, горой встала против.
Спрашивается почему?
На мой взгляд потому, что они - образованцы, сторонники суррогата христианской культуры - сайентизма. Эти методики, по наблюдениям специалистов, давно уже присутствуют под невинными названиями в программах российских школ - в них, те же христианские термины переиначены, концепции упрощены и выдаются за взлёт социальных наук. Но в этих "методиках" нет главного - ответа на вопрос, как в любви и согласии прожить свою жизнь с людьми и среди людей, нет того, на чём стоит христианство - любви и сострадании...
Мне кажется, что знакомство с основами православия, как и других религий, поможет человеку избежать ловушек псевдо-знания, поможет ему проживать жизнь достойно...
Социально-адаптированный человек, сохраняет развитый социальный инстинкт до преклонного возраста и это, позволяет привлекать в досуговые клубы и центры людей разного возраста, где взрослые вместе с детьми могут, в удобное для всех время, заниматься любимым интересным делом, делает их взаимосуществование осмысленным, помогает правильному пониманию человеческих задач в этой непростой жизни.
Общение на неформальном уровне позволяет перекидывать "мосты" между социальными и возрастными группами людей, помогают лучше понять друг друга, развивают дружелюбие и взаимоподдержку, позволяет молодым безболезненно вливаться в жизнь общества, научает сбалансированному подходу к удовлетворению общих и индивидуальных потребностей.
Реализация индивидуальных потенциалов, увеличивает потенциал всего общества и тем самым, делает нашу жизнь более наполненной и самодостаточной.
Вспоминается светлый афоризм русского писателя Максима Горького "Человек рождён для счастья, как птица для полёта".
25. 10. 2004. Лондон
Кино - средство воспитания нравственных идеалов в обществе.
... В определенном смысле, в России, сегодняшние боевики и кино про воров и бандитов, в воспитании молодого поколения заняли место "Чапаева", "Летят журавли", "Москва слезам не верит", "Гамлета" и других советских кинолент...
Сегодняшние, многочисленные и многосерийные "стрелялки", продолжают отравление уже новых поколений.
Недавняя резня в пермской школе, устроенная подростками, далеко не первый и как кажется, не последний случай проявления уголовной романтики в подростковой среде!
Сегодня, уже и девочки, особенно в российской глубинке, устраивают разборки, забивают "стрелки" в школах, ну а у подростков - это уже привычное и уважаемое занятие. На таких подражательных "стрелках", дети и молодёжь выясняют, у кого рука не дрогнет взять нож. А если бы разрешили продажу огнестрельного оружия, то они мерялись бы точностью выстрелов в живые цели!
Главное же, в этой заброшенной взрослыми драматической жизни подростков, выяснить, кто сильнее!
И каждый из таких романтиков мечтает: - А вдруг, таким окажусь я и тогда, власть в округе, а может быть и в городе будет принадлежать мне и моим "корешам"! Вот тогда, держись все "кто не со мной" - всех уничтожу "кто против меня"!
И это бесконечное колесо наглядного насилия, крутится все быстрее не только в России, но во всем мире - прежде всего конечно в США. Именно там, боевики зародились как популярный жанр и потому, там периодически расстреливают посетителей ночных клубов и даже просто школ - ведь именно такое кино в телевизоре, стало главным воспитателем молодого поколения!
И все больше жертв, этого идиотского воспитания молодых душ, методам и традициям тюремной и воровской жизни, появляется в современном обществе!
Но в России, до поры до времени, это обучение насилию было неким отражением американской ситуации.
Но сегодня, похоже, что вчерашний ученик американского образа жизни и "бесстрашия" убийц в России, обретает самостоятельное лицо.
Вот статистика, которую я нашел через интернет и она по-настоящему пугает и вгоняет в ступор:
"ООН бьёт тревогу: в 2010 году на планете произошло почти полмиллиона убийств. Россия снова в числе первых: у нас убивают больше, чем в странах Европы, США и даже у соседей по СНГ...
...Одни из самых неутешительных цифр, приведенных в докладе, относятся к России. В нашей стране, в позапрошлом году (исследователи не всегда могли получить статистику за 2010 год) совершено 15 954 убийства, или 11,2 убийства на 100 тысяч населения. Для сравнения: в США за тот же год было зарегистрировано 15 241 убийство, или 5 убийств на 100 тысяч населения. Более того, Россия превосходит в этом своих соседей по бывшему СССР: в Казахстане зарегистрировано 10,7 убийства на 100 тысяч населения, в Белоруссии - 4,9, в Эстонии - 5,2, а, к примеру, на Украине - 4,8...
...Пожалуй, главный вывод доклада: в группе риска прежде всего молодёжь. Если всего в год на планете происходит 6,9 убийства на 100 тысяч населения, то для молодых этот показатель больше в три раза (21,1 убийства на 100 тысяч населения). Именно в их руки нередко попадает оружие, отмечают исследователи, они чаще участвуют в преступлениях, вступают в банды и связываются с наркотиками..."
Теперь будем говорить о общественной морали и нравственности.
... Для меня, Толстой всегда был Учителем нравственности.
По поводу нравственного развития Дмитрия Нехлюдова, героя романа, он писал с грустной иронией:
" Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, - теперь он был развращенный, утончённый эгоист, любящий только своё наслаждение. Тогда мир божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, - теперь всё в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился. Тогда нужно и важно было общение с природой и с прежде него жившими, мыслящими и чувствовавшими людьми (философия, поэзия), - теперь нужны и важны были человеческие учреждения и общение с товарищами. Тогда женщина представлялась таинственным и прелестным, именно этой таинственностью прелестным существом, - теперь значение женщины, всякой женщины, кроме своих семейных и жён друзей, было очень определённое: женщина была одним из лучших орудий испытанного уже наслаждения. Тогда не нужно было денег и можно было не взять и третьей части того, что давала мать, можно было отказаться от имения отца и отдать его крестьянам, - теперь же недоставало тех тысячи пятисот рублей в месяц, которые давала мать, и с ней бывали уже неприятные разговоры из - за денег. Тогда своим настоящим Я он считал своё духовное существо, - теперь он считал собою, своё здоровое, бодрое, животное Я.
И вся эта страшная перемена совершилась с ним только оттого, что он перестал верить себе, а стал верить другим. Перестал же он верить себе, а стал верить другим потому, что жить веря себе, было слишком трудно: веря себе всякий вопрос, надо решать не в пользу своего животного Я, ищущего лёгких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, всё уже было решено и решено было всегда против духовного и в пользу животного Я. Мало того, веря себе, он всегда подвергался осуждению людей, - веря другим, он получал одобрение людей, окружающих его.
Так, когда Нехлюдов думал, читал, говорил о боге, о правде, о богатстве, о бедности, - все окружающие его считали это неуместным и отчасти смешным... когда же он читал романы, рассказывал скабрезные анекдоты, ездил во французский театр на смешные водевили и весело пересказывал их, - все хвалили и поощряли его... Когда он был девственником и хотел остаться таким до женитьбы, то родные боялись за его здоровье...
Сначала Нехлюдов боролся, но бороться было слишком трудно, потому что всё то, что он, веря себе, считал хорошим, считалось дурным другими, и, наоборот, всё, что, веря себе, он считал дурным, считалось хорошим всеми окружающими его. И кончилось тем, что Нехлюдов сдался, перестал верить себе и поверил другим..."
...Эти цитаты показывают, что ничего не изменилось вокруг нас и внутри нас - только то, что сегодня называют культурой, стало намного массовидней и потому, глупее и безобразней...
Сегодня, многие девушки мечтают, подчёркиваю, мечтают стать валютными проститутками, потому что увидели в кино, как "интересно и богато" живут такие проститутки - героини фильмов...
А юноши мечтают стать бандитами - богачами, которых все бояться потому, что и в кино и по телику, показывают их как суперменов с пистолетами в руках, которые бьют всех налево и направо, и которых любят романтические девушки...
Сегодняшний уровень оглупления и потери совести в стране, значительно превысил дореволюционный уровень, и даже уровень последних десятилетий правления КПСС. И о воспитании нравственной личности, сегодня, власти заботятся ровно также, как сто с лишним лет назад.
Но разница в том, что Толстой тогда был Учителем, светочем интеллигенции, а сегодня, такие как он, если появятся то будут считаться "городскими сумасшедшими".
И самое главное: сегодня уже нет того слоя русского общества, которое называли интеллигенцией, а на её месте "воцарилась" образованщина - жуткая смесь лавочника и человека имеющего "верхнее образование".
Лет двадцать назад я написал сценарий к документальному фильму, который назывался - "Кто виноват?". Фильм снять не удалось, но сценарий остался.
Там, я пытался выяснить когда и почему ребёнок становиться "переступником" закона...
- В детском саду уже преступник? - спрашивал я воображаемого оппонента, и сам отвечал: - Нет!
В первых классах школы, уже преступники? - и отвечал: - Нет! Ещё нет...
И получалось, что преступниками становятся после тринадцати-четырнадцати лет, то есть в подростковом возрасте. Сейчас может быть раньше, потому что ситуация сильно изменилась в худшую сторону. И я пришёл к выводу, что характер ребёнка формируется, как и утверждают психологи, до пяти лет, а направление этого характера в добро или во зло, формируется с пяти лет, до взрослого состояния.
Тут, всё зависит от воспитания и от воспитателей - если главной целью воспитания в обезбоженной стране, которой на мой взгляд сегодня является Россия, становиться зарабатывание денег и обогащение; если воспитатели часто сами преступники - алчные и бессовестные люди, но не попавшиеся в сети правосудия из- за своей хитрости и изворотливости, то тогда, как мы можем судить детей которых сами так воспитали, а потом осудив, бестрепетно отправляем в тюрьмы и лагеря?.."
Жизнь - это длящаяся драма. Но жить веря в любовь и добро - это цель и смысл жизни человека на земле, благодаря которой мы можем преодолевать этот предвечный драматизм...
В любом случае, мы должны стараться дать шанс каждому и помимо создания благоустроенных тюрем, мы уже сегодня, должны создать для детей хорошие условия для начала жизни.
В этом есть и экономические резоны. Если мы будем строить школы, подростковые и досуговые клубы с спортзалами и музыкально - живописными студиями, тогда нам меньше придётся тратить денег на строительство тюрем и содержание милиции, охранников, воспитателей в детских колониях, где они никого уже не могут воспитать...
Иначе говоря, мы перестанем бессмысленно бросать деньги на ветер, а будем их "инвестировать" в новые поколения, чтобы получать в будущем "прибыль" - чистых, добрых и сострадательных людей!
Нужно не только создавать программы, которых в стране уже несчитано, а осуществлять их. А начинать с того, что рассказывать, самим этим исполнителям программ, о Иисусе Христе и о том, как он бы решил действовать, осуществляя эти добрые намерения...
Конечно честных и добросовестных исполнителей сегодня немного, но они есть..."
...Известно, что российская система образования, сегодня копирует англо-саксонскую.
Однако "реформаторы" не знают, что "образование для сдачи экзаменов", вызывает в Америке и особенно в Англии, много протестов.
Такая воспитательная система - как раз соответствует цели воспитания бездушных роботов для выполнения чисто механических, пусть порой и интеллектуальных задач.
Мало того, что эта система не учит размышлять, она перестаёт воспринимать людей как потенциальных личностей. Для неё важно, чтобы человек "массовый", хорошо исполнял свои производственные обязанности и инструкции, а думать будут те, кто эти задачи и инструкции формулирует.
То есть бюрократы будут управлять миром, а человек - божье создание - будет использоваться ими как подобие механизмов для выполнения несложных манипуляций.
А в сложных процессах, каждый работник будет знать только свою функцию, и совсем необязательно, ему знать конечную цель и предназначение продукта, который, все они, безличные исполнители, будут создавать.
Недавно, здесь в Англии, я разговаривал с человеком, который в свои шестьдесят лет с небольшим отошёл от дел и занялся общественно полезной деятельностью. Я называю его христианским социалистом, потому что свою основную жизненную задачу, он видит в помощи людям и организациям, где он может применять свои навыки, опыт и умения...
Он закончил университет в одном из графств в Англии и его специальностью была философия науки. Он богатый человек и всю жизнь проработал, в фирме, которая распространяла мобильную связь, в том числе в Африке.
Одним из значительных постов, занимаемым им сегодня, является членство в школьном попечительском совете. Именно поэтому он знает довольно хорошо школьную систему в Англии и потому, стал решительным противником стандартной школьной системы, готовящей человека к сдаче экзаменов, но тормозящей интеллектуальное и духовное развитие.
После разговора с ним я подумал, что в России, сегодня при школах, особенно при больших школах, нужно создавать такие Советы, в которые бы входили представители учителей, районной власти, районных отделов образования и спонсоры - представители деловых кругов, помогающие осуществлять финансовую деятельность в школах. Причём, посещение уроков членами этого Совета становятся обязательными и в конце года, создаётся отчёт, в котором будут отражены успехи и неудачи в ведение образовательного процесса в данной школе, в данном районе.
Но для России, сегодня особенно актуально не только образование, но сочетание образования и воспитания, когда молодого человека будут учить не только знать и уметь, но и показывать путь, на котором его знания и умения будут помогать обществу и людям, во всех областях жизнедеятельности.
В этом, школам могут помочь локальные досуговые клубы, куда будут ходить и проводить культурный досуг как взрослые, так и дети. С помощью таких клубов, можно будет решить многие проблемы российского общества!
Главной целью образования всегда было стремление, с помощью учителей, пробуждать в ребёнке самостоятельную тягу к знаниям. Именно это является главной задачей системы обучения, которая будет воспитывать нового, современного человека-личность, а не бездушный автомат способный работать с самой сложной техникой, но не способный чувствовать и сопереживать другим людям, животным и природе!
А задачей воспитания, является служение не только собственному животному эгоизму, но прежде всего тому обществу, той стране, той нации в которой мы родились, выросли и живём, используя свои разнообразные знания в служении ближним. Об этом говорил Иисус Христос, проповедуя жизнь любовную и жертвенную: "Возлюби ближнего, как себя самого!"
Россия недаром причисляет себя к сторонникам православного христианства и потому является частью европейской цивилизации. Именно христианские принципы и стали главной цивилизационной основой не только Европы, но и обеих Америк..."
Но как противостоять сегодняшнему материальному и духовному разложению в стране и в обществе?!
Как мне кажется, нужно, начиная уже с детского сада, а затем в школе и университетах, воспитывать новые поколения в подлинно христианской традиции, а для этого нужны Учителя с большой буквы!
И кажется, настало время, когда в педагогических вузах надо воспитывать не только преподавателей, хотя это важно, но прежде всего учителей нравственности, обладающих твёрдыми принципами, нерасторжимыми с понятиями совести и чести. Такие учителя, смогут сами становится личностью, но и своим ученикам помочь осознать значение души, как путеводителя для человеческого тела!"
Известно, что в юношеском возрасте подростки не различают вымысел и реальность и потому, со всеми силами молодой души, стараются воспитать себя в традициях таких "благородных искателей приключений". Но жизнь, жестоко наказывает таких идеалистов, показывая им равнодушие общества атеистов-эгоистов и несоответствие киношных героев и реальных отношений не только в бандах и между бандитами, но иногда и в мире обычных людей.
И со временем, в души этих маленьких идеалистов приходит разочарование, за которым естественным образом приходит озлобление на всех и вся.
Мир, в котором главной ценностью и мерой преуспеяния являются деньги, всегда жесток и беспощаден и этому же учит всех, кто пытается быстро и легко обогатиться. Чтобы уйти от этой неизбывной жестокости, молодые люди стараются хотя бы на время почувствовать себя успокоенными и благодушными, а это, толкает их на употребление наркотиков, что в итоге приводит к физическому и душевному саморазрушению - жизнь превращается в существование от "дозы, до следующей дозы".
У таких, ещё молодых по возрасту людей, уже нет будущего - в лучшем случае они умирают в лечебнице или в тюремном госпитале, а в худшем, под забором и в страшных муках. Так что смерть от пули или бандитского ножа, в юношеском возрасте - это ещё не самый плохой выбор!
Беда сегодняшней культуры, во многом состоит в том, что владельцы телекомпаний и производители кинофильмов, используют невоспитанность и нравственное опустошение многих детей, да и взрослых, для того чтобы зарабатывать большие деньги, создавая свою продукцию на потребу, сбитому с толку обывателю.
А отсутствие религиозных оснований в атеистическом обществе, лишает людей нравственной основы, или как говорят в России, совести. А там, где нет совести, нет и личной чести и очень быстро, такие люди превращаются в форменных животных, для которых главное сытно поесть и сладко поспать.
Для таких, зарабатывание денег и потребление становится главным жизненным идеалом.
В таком обществе, все критерии добра и зла перемешаны или даже поменялись местами - там, где раньше незыблемо стояло добро, в образе земного праведника или защитника бедных и угнетённых, сегодня стоят "дяди и тёти" зарабатывающие себе деньги, власть и известность, убивая и грабя окружающих "лузеров и недотёп".
На экранах телевизоров и в кинотеатрах, реками льётся бутафорская кровь и эти страшные "агитки" за животную и инстинктивную жизнь, сводят с ума подростков и умственно отсталых обывателей, которых, благодаря такой "киношной" культуре становится всё больше и больше.
Однако главными жертвами такой "современной" культуры, становятся подростки именно из тех несчастных семей, где насилие и нищета - материальная и духовная, окружают ребёнка с самого его рождения. Но жить красиво и роскошно хочется и этим выходцам со "дна общества", и даже если они не научились читать, смотреть такие фильмы и поглощать такую "криминальную культуру" они способны, как и все вокруг.
Разница только в том, что одни люди, воспитанные в нормальной среде понимают, что подобное искусство - есть опасная для общества эстетизация порока, некая легкомысленная выдумка рассчитанная на беззаботное и лёгкое поглощение толпами обывателей. А другие, вовсе невоспитанные, верят в красивость порока и стараются подражать увиденному на экране!
В России случилось так, что все так называемые "демократические реформы", скопированные с западных образцов, породили взяточников, бандитов, олигархов и надолго затормозили процесс подлинной демократизации страны.
К сожалению, и российские "реформы" образования могут остановиться на стадии разрушения уже существующей базы, как это уже было с российским здравоохранением или с наукой и уже слышатся, из среды молодых "образованцев", призывы разрушить советскую школу, якобы сохранившуюся в "новой" России.
Однако от той школы, которая породила светил мировой музыки, кино, науки и искусств, уже ничего не осталось, а на её месте вырос какой-то "социальный уродец", штампующий малограмотных, малокультурных, но алчных и амбициозных абитуриентов.
Как правило, эти либеральные "педагоги - разрушители" приходят из среды чьё становление пришлось на лихие девяностые и потому, уже не помня и не зная советской школы они, пользуясь расхожими штампами по её поводу, часто совершенно не понимают о чём говорят.
Больные карьерным активизмом, они хотят "действовать", зарабатывать славу и деньги и потому, чрезвычайно опасны - они не знают старинного буддистского афоризма, который гласит: "Действие не устраняет незнания, так как не противоречит ему"!
В России, на мой взгляд, сегодня происходит развал не только образовательного, но прежде всего культурного стандарта, когда многие люди окончив не только школу, но и институт говорят, что солнце - это спутник Земли, а многие ещё "верят" в то, что Бог создал Землю в шесть дней, а на седьмой прилёг отдыхать. И сделал Он это не далее, как около шести тысяч лет назад.
Я, конечно, шучу, но культурный "обратный ход" - церковный термин из девятнадцатого столетия - заметен "невооружённым" глазом.
Основной аргумент сторонников нового стандарта - это уменьшение учебной нагрузки на школьников, но главное новшество - школьник сам будет решать, что ему лучше учить, а точнее удобнее изучать. И очевидно, что "нормальный" школьник, выберет то, что полегче и попроще.
Таким образом, особенно в России, можно будет забыть не только о математических школах, которые были красой и гордостью Советского Союза, но главное, о приличных учителях математики, физики и химии. Именно они определяют, через время конечно, успехи или неуспехи математики, физики и химии как наук, в той или иной стране.
Нынешние подростки - в основном инстинктивные "прагматики" и они уже затвердили на всю жизнь, что тот кто тяжело работает - неудачник, а тот кто не работает и имеет много денег - тот счастливчик!
Не имея жизненного опыта, они естественно будут выбирать лёгкий путь в жизни, и если их не "подталкивать" тем или иным способом, то их мечтания завершатся трагическим разочарованием.
Ведь дети, в определённом смысле, маленькие животные, которые постоянно норовят спрыгнуть на уже пройденную цивилизационную ступень и могут превратиться во взрослых животных, руководствующихся в своём поведении инстинктами.
Да и многие ли взрослые в России, после такого массированного промывания мозгов в сторону оглупления и выработки инстинктивных навыков в девяностые, могут похвастаться внутренним подталкиванием себя к занятиями - "подвигам", то есть увлечением чем-то интеллектуально сложным.
Проще ведь устроить себе "маленький отдых" и окунуться в инстинктивную жизнь, тем более если культурные стандарты, благодаря гипнозу ТВ и Интернета, уже повсеместно приближаются к уровню "ниже плинтуса"...
Однако мы не должны забывать, что человека из обезьяны сделал труд, как утверждали классики социализма, а Зигмунд Фрейд говорил, что человеческая культура стала продуктом репрессивного метода воспитания, понимаемого в широком смысле.
А что мы можем получить на выходе если позволим, а точнее, если перевалим груз ответственности выбора своего общего будущего, на плечи наших детей?
Многим воспитателям известно, что причиной большинства детских нервных и психических срывов становятся неверная диета и плохой распорядок дня. Но каково же должно быть ситуация с духовным здоровьем, когда значение культурной "диеты", духовного питания, заключено в деньгах, сладкой инстинктивной жизни и личном эгоизме?
В России, где пропаганда эгоизма, алчности и насилия стала чуть ли не государственной программой средств массовой информации и особенно телевидения, трудно ожидать, что дети смогут самостоятельно противостоять этому урагану безнравственных или прямо уголовных идеалов.
Тут и вступает в силу понимание ответственности взрослых за "образовательное воспитание". Однако сегодня в моде теория "самостоятельности" детей и много её сторонников, окопались в лагере "реформаторов" упорно противостоящих здравому смыслу. Такая позиция, на мой взгляд, показывает возрастающую безответственность не только государственной власти, но и родителей...
Я сторонник педагогической теории, проверенной личным педагогическим опытом, которая предусматривает ответственность родителей перед обществом и самого общества, в лице государства, за образование и главное, за воспитание не только своих, но всех детей.
А обязанностью детей считаю обучение и усвоение принципов нравственной воспитанности.
Конечно, это процесс двухсторонний, однако с чётким разделением уровней ответственности, разным для взрослых и детей.
... Наблюдая то, что происходит в сфере воспитания не только в Англии, но в основном в России, я вижу, что взрослые дядьки и тётки, делая деньги на ТВ, в газетах, на радио и в интернете, отравляют сознание подростков и детей злобной алчностью, эгоизмом и культом силы. А потом, когда дети становятся постарше, эти законодатели социальной моды пугаются их зверских наклонностей и садят в тюрьму жертв своего воспитания и вдалбливания, на всех информационных уровнях, инстинктивных привычек и "идеалов"!
Получается так, что отравители детского сознания и провокаторы жирующие в России, зарабатывают миллионы и миллиарды на пропаганде инстинктивной жизни, а отвечают за результаты их деятельности, жертвы такого научения - отравления! Очевидно, что это не только не по христиански, но и не по человечески...
То, что моя система "принуждения" к хорошему образованию, связанная с жёстким, подталкивающим воспитанием даёт свои плоды, я убедился на опыте своего сына...
У него, как у всякого подростка, конечно был компьютер, (к счастью, благодаря жене в доме никогда не было телевизора) и он, сидя за ним, забывал обо всё на свете, прежде всего об уроках. Тем самым, он наглядно демонстрировал тот инстинктивный выбор, на котором настаивают нынешние горе - реформаторы в России.
Поэтому мне, изредка приходилось воздействовать на него не только вербально, но и физически, отчего жена была не в восторге, впрочем, как и я сам - однако жизнь заставляла это делать И часто, эти воздействия, происходили после родительских собраний...
Но вот он стал постарше и я, на ломанном английском, стал ему объяснять, что моя обязанность как родителя заключена в принуждении его к образованию, а его сыновняя обязанность, заключена в научении, под моим чутким руководством, тяжело и много работать над заданными уроками!
Но не только - я объяснял ему, что пока он не различает понятий добра и зла в человеческом и больше, в христианском смысле, моя обязанность руководить им и растолковывать эти понятия, насколько я их сам понимаю. А он, хотя и может не понимать о чём я настойчиво толкую сейчас, в будущем, когда сам станет отцом, сможет понять меня вполне.
Конечно эти объяснения иногда были грубы, однако возымели действие...
Сын занимался музыкой с пяти лет, потом ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, а потом, по воскресеньям ещё и пел в церковном хоре, зарабатывая себе стипендию для оплаты учёбы в известной лондонской школе.
И вот, я заставлял его каждый день по часу, в свободное от уроков время, играть заданный в музыкальной школе урок. Он как мог увиливал от этих занятий, иногда плакал, говорил, что это ему ни к чему и что он не хочет стать профессиональным скрипачом!
Я на это отвечал, что эти занятия приучат его быть последовательным и постепенно заставят методически работать, а эти навыки пригодятся не только при учёбе в университете, но и во взрослой жизни. А в университет он хотел, потому что его старшая сестра заканчивала Кембридж и ему там нравилось.