Аннотация: Криминальные сериалы, воспитывают в России всё новых и новых преступников, наживая на этих плохо сделанных фильмах, денежки и немалые!
Криминальные телесериалы и российская преступность
Кабаков-Кабацкий
Эпиграф:
"Кинематограф - опасное изобретение. Его безумными лентами можно опоясать всю Землю, и стоит только поднести спичку..."
Рене Клер
Авторский афоризм:
...Пьеса, роман и телесериал - что общего?!
Пьеса - это засушенный роман.
Роман - это разбухшая от подробностей и лишних слов и действий, пьеса! А телесериал, по размерам во много раз превосходящий роман, по содержанию вполне сравним с детскими бесконечными комиксами.
Невольно вспоминается афоризм: "Краткость - сестра таланта"!
...Недавно задумался о происхождении литературных жанров. Потом, подумал, что киножанры тоже имеют свою историю и соподчинённость - в определённом смысле, киноиндустрия повторяет путь развития печатной продукции...
В семнадцатом веке, пьеса по популярности намного превосходила романы. Вспомните театр Глобус в Лондоне и пьесы Шекспира в нем - Англия в те времена была полна качественной драматургии. Читали и играли на сцене не только английских авторов, но и драмы созданные в Древней Греции и в имперском Риме...
Потом, с развитием грамотности в Европе, и с невозможностью для многих провинциалов бывать в театрах, возник и распространился жанр романа, который можно шутя назвать, разбухшей от лишних слов, пьесой.
Потом, появились литературные журналы в мягких обложках, которые делать было проще, но и стоили они намного дешевле чем книги. Именно литературные журналы стали "рекламировать" имена своих авторов в читающей массе.
А роман, со временем приобрёл черты многосерийного детектива - в каждой законченной части имелись завязка и кульминация, после которой следовало продолжение романа. Нечто подобноеее делают сегодня в телесериалах.
Становление романного жанра как журнальной литературы, можно увидеть с особой наглядностью в "детективах" Достоевского. Тогда, многие читатели с нетерпением ждали следующий номер печатающий продолжение, в котором развивался конфликт и приоткрывались очередные "тайны" развития сюжета!
По сути, все романы Достоевского - это история преступлений и их раскрытия. Началось всё прямо с "Преступления и наказания", а потом продолжилось "Бесами" и "Братьями Карамазовыми". И в каждой последующей большой вещи великого писателя, присутствовал криминальный элемент...
Сегодняшние российские телесериалы - боевики и криминальные истории, выросли ровно оттуда, откуда романы выросли в своё время - из пьес и театральных постановок, которые люди и образованные и неграмотные могли посетить и сопереживать происходящему на сценах средневековых театров.
Кино, тоже начиналось из отдельных историй, но сегодня с развитием гегемонии ТВ, эволюция "кинодейства" повторяет эволюция "печатного станка". Отсюда и тридцатисерийные боевики, а ещё и с новыми и новыми "сезонами".
Людей привлекают подробности и детали обыденной жизни, потому что в этом случае, "киношная жизнь" становится очень похожа на нашу жизненную рутину. В этом причина притягательности телесериалов, или как их обзывают на Западе - "мыльные оперы".
Старшее поколение россиян ещё помнят бесконечный сериал "Санта Барбара", ещё бразильскую "мыльную оперу" о страданиях девушки из бедной семьи. Оттуда в русском языке появилось словечко "фазенда", которым стали называть советские дачи...
Но в России, завоёванной западной масскультурой, то невинное "мыло", со временем сменили жёсткие боевики о "бандюках и ментах", заполонившие телеэфир под завязку!
Телеэкраны в России забиты телесериалами о благородных бандитах и продажных ментах, различающиеся качеством и силой оболванивания обывателя, но объединёееых криминальной основой сюжета и растянутостью по времени.
Подавляющее большинство из них, сделаны как любительские неряшливые поделки, хотя и в этом потоке "развлекалова", встречаются стоящие, профессионально сделанные вещи.
Недавно посмотрел телесериал "Морозов" и захотел увидеть продолжение. Хороший подбор актёров, профессиональная работа сценаристов и операторов сделала этот фильм почти образцом ответственного и грамотного отношения к работе!
Но слабых фильмов намного больше.
Один из таких, телесериал с продолжениями - "Боец", сделан по лекалам плохих голливудских боевиков и после просмотра таких фильмо, возникает понимание, что авторы и продюсеры, создавая такие "шедевры" презирают зрителей, считая их за идиотов.
Тут есть и совершенно высосанная из пальца фабула, есть и переодевания и плохие актеры, которые пытаются, через многочисленные сцены насилия и изображение жизни блатного, тюремного быта, привлечь внимание простодушных юных зрителей способных поверить в эти "приключения".
Но тут есть один нюанс, собственно к кино, как искусству не имеющего никакого отношения.
Прежде всего, все эти стрелялки и догонялки, воспитывают у зрителя чувство восторга перед людьми жестокого действия, и в определённом смысле учат убивать и калечить своих противников и жизненных оппонентов.
Все эти убийственные "эпопеи" наполнены до краёв жестокостью и насилием, а подростки, воспринимающие кино как некий сколок реальной жизни, отравляются идеями безнаказанного насилия, возможностями стать героем увеча и убивая себе подобных...
Сегодня это большая социальная проблема, которая возникла вместе с появлением кинематографа, а со временем стала заразной социальной болезнью, с которой по сути, невозможно бороться, потому что такие боевики играют на подсознательном, на инстинктивной жестокости присущей людям, до времени глубоко упрятанной благодаря образованию и воспитанию!
Я уже писал о том, что именно поток голливудских "убивалок", в тысячах и тысячах видеозалов, открытых по всей стране в начале девяностых, послужил воспитательной базой для сотен тысяч молодых людей, брошенных "перестройкой" на произвол судьбы.
И вот насмотревшись свирепых фильмов Тарантино и прочих американских боевиков, "русские мальчики" вместо того, чтобы, как Алёша Карамазов идти в монастыри и храмы, пошли в бандиты!
Некритичное восприятие подростками кино и особенно боевиков, давно известна социальным психологам. А в стране с разрушенной инфраструктурой, разворованной государственной, народной собственностью, с закрытием фабрик и заводов, оказалось слишком много "лишних людей", которые не сомневаясь пошли "в герои", организуя банды и целые многочисленные бандитские сообщества.
Страшным результатом такого "романтизма", были сотни тысяч убитых в бандитских разборках и если посмотреть честную статистику убийств в девяностые годы, то речь может идти о сотнях тысяч жертв бандитски-олигархического террора.
Именно отсутствие сильной власти в позднем СССР и в "новой России", неумение и нежелание фиксировать негативные явления в народной, национальной культуре, привело не только к развалу русско - российской культуры, но и к зарождению олигархического капитализма, как социальной системы управляющей страной!
Я не буду описывать в деталях этот процесс, потому что об этом хорошо рассказали такие фильмы, как "Бригада", "Бумер" и совсем уж саркастически страшные, балабановские "Жмурки" и "Кочегар". Они - эти киноподелки, воспитали несколько поколений зверских бандитов и так называемых бизнесменов, заполнивших вакуум власти и со временем стали олигархами - правителями России.
Ельцин и его окружение, были простыми марионетками в этой страшной своей реальностью, "киноэпопее"!
... Сегодня преступность вновь возвращается на улицы и площади страны, в том числе и потому, что из тюрем выходят те убийцы и грабители отсидевшие сроки, которых посадили в девяностые и даже позже. В заключении, они стали настоящими бандитами-профессионалами - хорошо известно, что российские тюрьмы уже давно превратились в школу воровства и бандитизма, что зона не лечит, а калечит!
Однако главной причиной нового подъема уровня преступности, я считаю засилье боевиков и криминальных сериалов на российском ТВ, в которых бандиты, по законам киножанра, выглядят как романтические "герои" в стране трусливых мещан, озабоченных личным преуспеванием, обогащением и накоплением, а "менты" продвжными, алчными негодяями, с которыми борются герои одиночки из той же среды!
А это - новые соблазны и искушения для молодых в нашей стране!
Вот об этом надо сегодня печалиться и власти, и обществу, думая, как эту беду победить и предотвратить скатывание российского общества в новые "девяностые"!
Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":