Аннотация: Уровень чести и совести в каждом обществе показывает уровень нравственности и ответственности прежде всего влась имущих!
Нравственность и закон - тезисы.
"Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов - неотменно от воспитания..." Новиков Н. И.
...Смотрел какой-то русский боевик, где главарь бандитов стоит и крестится в церкви, под мерный речитатив священника. Эта картинка иллюстрирует лицемерие, царящее в российском обществе, когда одной рукой крестятся, а другой убивают!
Глядя на эту картинку, в голову внезапно пришла простая мысль, что государственные законы которые не боятся нарушить не работают в России, потому что у многих в головах нет нравственного закона, который бы стал стержнем человеческого характера. А откуда ему взяться, если его не воспитывают ни в детстве, ни в зрелости; ни в школе, ни в церкви...
...Такая ситуация сложилась в России, как впрочем и в Америке, с которой наши образованцы копируют не только администрирование, но и стратегию пропаганды - иначе говоря выбирают темы приготовления "вкусных блюд" для развлечения обывателя.
Тут и кино задействовано, и ТВ, и новостные программы в которых темы убийств, ограблений и бандитизма не сходят с первых полос, особенно если в этом замешаны известные люди. И всюду мы видим злостные нарушения, закона, которые караются невнятными наказаниями - то есть получается так, что преступления есть, а наказаний нет.
Недавний пример с Ефремовым - наглядное тому подтверждение - тема ДТП с его участием уже несколько недель будоражит обывателя...
Я уже не один раз писал, что современные средства массовой информации и пропаганды строят свою стратегию на потакании низменным человеческим инстинктам, а тема насилия стала ходовой и в кино, и в новостях, и везде.
В конечном итоге, оболваненный обыватель уже не представляет своей жизни без любования насилием, а потом и подражания героям бандитского и воровского мира. Правда есть ещё "менты", которые иногда пожёстче самых жестоких бандитов.
Но положительных героев в этой дикой пляске жестокости и страха, практически нет!
Даже Данила - герой культового российского фильма "Брат" - восстанавливает справедливость через насилие и убийства. А ведь он стал ролевой моделью для многих поколений подростков, ищущих себе пример, модель для подражания в выстраивании взрослой жизни.
Более того, сегодня в США, которые стали ролевой моделью для реформ в России, жертвенность и непротивление злу насилием воспринимается как слабость и неумение жить. И это тоже последствия поклонения культу насилия, ставшее определяющей темой пропаганды, на чём и воспитывают поколение за поколением не только на в Америке, но в том числе и в православной России.
И если ещё сто с небольшим лет назад, православие было русской верой, а в Советском человеке это был культ будущей гармоничной личности, то в сегодняшней России наступила эра "телевизионной веры", воспитывающая новые поколения примерами беспощадного насилия, в понятиях уголовного мира!
Подростки в школах, объединяются на манер американских подростковых банд, пробуя возрастающую физическую силу в криминальных подвигах, пока без каких-то моральных ограничений, свойственных большинству взрослых. Они совершают всё больше преступлений иногда очень жестоких, находясь под гипнозом этой самой телевизионной веры.
Получилось так, что вместо Библии и Нового завета, как основ европейской цивилизации, школа, кино и телевидение переполнены романтическими, красивыми историями про мужественных бандитов, продажных "ментов" и разного рода психически больных маньяков.
Но на проблему распространения и романтизации уголовного мира и его понятий, никто не обращает внимания...
Сегодня, в России нет института воспитания, как некоей структуры занимающейся именно нравственностью, иначе говоря научением детей и подростков правилам жизни в семье и обществе, различению что есть добро и что есть зло в сложном современном мире.
Раньше этим занималась церковь и Священное писание. Сегодня, церковь утратила свои сакральные, воспитательные функции, да и воспитывать по сути некого. В церковь молодые почти не ходят и в школах России никак не могут (или не хотят) вводить уроки нравственного, то есть религиозного воспитания.
Вот поэтому, молодёжь выбирает примеры для подражания из кино и телесериалов "про бандитов" - иных в России почти нет и молодые их не смотрят.
Какие выводы можно из этого сделать?
Очевидно, что в школах надо вводить уроки религиозной нравственности, на которых надо знакомить детей с основами христианства, ислама, буддизма. Ещё, надо наладить связь церкви и школы, когда священники умеющие рассказывать и знающие Новый Завет, будут знакомить и разъяснять главные принципы христианской нравственности, изложенных в Новом Завете, вполне в светской манере.
Конечно это не просто, но глядя на систему воспитания в Англии, которая в России считается атеистической страной, можно посоветовать министерству просвещения ознакомится с ней, и нечто похожее, с учётом российской специфики, постепенно вводить и в православной России.
Живя в Англии я вижу, что основные религиозные, христианские принципы, такие как не убий, не укради, не злословь, возлюби ближнего как самого себя, со временем растворяются в народной культуре и становятся основой нравственного воспитания молодёжи в семьях и школах.
Я уже не говорю о мусульманских общинах, которые живут строго по законам ислама. Кстати, при мечетях, во многих местах издавна существуют школы изучения основ ислама и много молодых мусульман ходят в эти мечети...
Вполне возможно, что со временем, принципы нравственности православия могут укорениться в виде светской нравственности и в российском обществе. И тогда уже, начнут работать и светские, государственные законы!
Июль 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
О чести и совести.
...Пожалуй главной социальной проблемой сегодняшнего западного общества, является отсутствие кодекса чести и совести, вследствие чего происходит уничтожение человеческий цивилизационных ценностей и попытки оправдать бесчестие и бессовестность, рациональными причинами!
В России, эта проблема пожалуй стоит ещё более остро.
...Последнее время, мы постоянно читаем и видим материалы о воровстве и взяточничестве в России и не только штатских, чиновников разного уровня, но и военных, офицеров, в том числе старших офицеров, которые воруют, берут взятки миллиардами и при этом клянутся, что "служат отечеству"! Благодаря такой демагогии, добираясь до полковничих и даже генеральских звёзд, они воруют, мошенничают и берут взятки.
И если в царской России, за такие преступления могли судить судом чести, а сами бесчестные офицеры стрелялись, не желая переносить пятно бесчестия на личной репутации, то сегодня, такие преступления совершают бессовестные, бесчестные военные, которые дают а потом нарушают клятву о верности и служению Родине.
Самым резонансным примером коррупции среди высших офицеров, является полковник Захарченко:
"8 сентября 2016 года полицейский был задержан сотрудниками ФСБ России, 10 сентября - арестован. Полковнику инкриминировали получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование осуществлению правосудия. В ходе расследования по делу Захарченко следователи обнаружили у офицера и членов его семьи 13 квартир, 14 машиномест в элитных районах Москвы, а также четыре автомобиля, слиток золота весом 500 граммов, часы Rolex и драгоценности, а также валюту, сумма которых в рублевом эквиваленте составляет 8,5 миллиардов рублей". Из Википедии
Отличился и ещё один полковник, теперь уже ФСБ:
"Согласно сайту Росфинмониторинга, Черкалин представлял ФСБ в Межведомственной комиссии по противодействию отмыванию преступных доходов.
Следствие считает, что незаконная деятельность обвиняемого происходила в период с ноября 2013 по февраль 2015 года.
В ноябре 2019 года Головинский суд Москвы обратил в доход государства имущество Черкалина и его семьи на сумму более 6 миллиардов рублей. Так, суд взыскал в доход государства 4 квартиры, 2 загородных дома, 6 земельных участков общей площадью 7 тысяч 116 кв. м, 14 нежилых помещений, 2 автомобиля, а также 800 миллионов рублей, 72 миллиона долларов, около 8,5 миллиона евро, обнаруженных в ходе следственных действий в жилище, автомашине и служебном кабинете полковника..."
А сколько таких полицейских и армейских офицеров без чести и совести сегодня сидят в колониях или находятся под следствие?
Но и госчиновники, самого высокого ранга не отстают - в их числе губернаторы и министры.
Вот наглядный пример:
"Александра Хорошавина арестовали в 2015 году по обвинению во взяточничестве. По версии следствия, предприниматели платили Хорошавину взятки за доступ к заказам по госконтрактам. Общая сумма взяток составила 522 млн рублей, еще 77 млн рублей ему удалось легализовать..."
Уже несколько губернаторов находятся в тюрьме или под следствии - их бесчестие и бессовестность тоже поражает.
Не так давно арестовали и посадили даже министра РФ Улюкаева, которого поймали на взятке в миллион долларов. Теперь он в тюрьме и выглядт жалко, как впрочем и остальные бывшие губернаторы сидящие в тюрьмах и колониях!
Такое бесчестное, позорное поведение присуще пожалуй только высшим чинам и чиновникам в России. И прежде всего, это можно объяснить отсутствием кодекса чести и совести, секуляризацией российской жизни, когда, вместо христианского кодекса нравственности, проповедуется форма и лицемерные догматы, которые нарушают только-только выйдя из церкви.
А бытового кодекса поведения и внутренней жизни не существует и поэтому, воровство, взяточничество и мошенничество среди этих лиц, часто проходит безнаказанно, а те кого поймали и осудили являются малой частью из тех, кто не боится позора бесчестия! Для них главной ценностью в жизни стали деньги и богатая, сытая жизнь!
...Подводя итоги вышесказанному, хочу заметить, что такое бесчестие и пренебрежение к сохранению честного имени, наблюдается в России со времён успешно проведённой контрреволюции, когда на место уничтоженного СССР, в новой России восстановили первоначальный капитализм со всеми его приметами - бандитизмом, воровством, взяточничеством, продажностью и шпионством.
Тогда же, в России, открыто заявила о своём существовании пятая колонна, состоящая не только из откровенных русофобов из несистемной оппозиции, но главное, из деятелей культуры и искусства отличающихся провинциализмом и преклонением перед западными мифами.
Именно они в сегодняшней России заведуют образованием, воспитанием и СМИ и если первые считают, что "деньги не пахнут" и живут на финансовые гранты, которыми их снабжают западные покровители, то вторые пользуют государство как дойную корову, при этом, вольно или невольно, отравляют сознание детей да и взрослых, распространяя лживые мифы о "благообразии" Запада, презирая российскую реальность и ненавидя советскую эпоху!
И на мой взгляд, одной из самых главных причин нестроения жизни в России, обусловлено отсутствием нравственного кодекса чести, непонимание его значения для нормальной жизни общества и государства!
...Если разбираться с историей вопроса о кодексах чести и совести, то первыми надо анализировать религиозные запреты и табу. И для Запада, в том числе для России, главные заповеди, иначе говоря кодекс человека совести, является, извините являлась, Нагорная Проповедь!
Вот только часть многостороннего, религиозного христианского кодекса правил достойной жизни.
Вначале были заповеди из Ветхого завета:
Десять заповедей.
1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убей.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему..."
А вот заповеди Блаженства из Нагорной проповеди:
"Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет (Евр.8:6).
Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь "не противиться злому" (Мф.5:39), "подставить другую щёку", а также Золотое правило. Также часто цитируются слова о "соли земли", "свет мира", и "не судите, да не судимы будете".
Вот основные заповеди Блаженства:
"Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас..."
Конечно, эти заповеди служат прежде всего верующим, хотя если их объяснить современным языком, то они могут служить тем же кодексом честной, добродетельной жизни!
Интересно, что в позднем Советском Союзе написали Кодекс строителя коммунизма, и сделали это словно для того, чтобы его не выполнять и делать всё вопреки написанному:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Этот кодекс был написан в 1961-ом году, во времена, когда Хрущёв обещал, что к 1980-ому году, в основном в СССР будет построен коммунизм.
Однако уже в те времена, властью в Союзе завладела парт номенклатура и потому, Кодекс стал собранием демагогических лозунгов и призывов!
...Но вернёмся к религиозным кодексам жизни и поведения. На мой взгляд, настоящим и исполняемым многими мусульманами руководством к праведной жизни, сегодня являются только заповеди пророка Мохаммеда. Может быть поэтому, число мусульман в мире, растёт с каждым годом, тогда как христиан, буддистов и других религиозных конфессий становится всё меньше. В евроцентричном мире, в том числе в России, основной религией становится атеизм - религия денег!
Вот основные заповеди ислама:
"В суре "Аль-Бакара" сказано, что первоначально Всевышним с израильтянами был заключен завет, которым им было предписано:
Не поклоняться никому, кроме одного Бога - Аллаха.
Делать добро своим родителям, родственникам, беднякам и сиротам. Говорить с людьми о хорошем.
Постоянно совершать намаз - молитву.
Платить закят (налоги).
Не проливать крови.
Не лишать никого жилища..."
...А вот буддистские заповеди, главной из которых является основная цель буддиста - избавления от страданий, связанных с реальной жизнью - кармой.
10 заповедей в буддизме - одна из форм обетов бодхисаттвы:
1. Не убивать
2. Не красть
3. Не прелюбодействовать
4. Не лгать и не клеветать
5. Не использовать дурманящих веществ
6. Не сплетничать
7. Не превозносить себя и не унижать других
8. Не скупиться к нуждающимся
9. Не держать зла и не побуждать ко злу
10. Не клеветать
Можно добавить пять заповедей буддистской этики:
Первая заповедь запрещает убивать как людей, так и животных. Помимо прямого запрета на убийство, в традиции её интерпретируют как запрет смертной казни, эвтаназии, в подавляющем случае самоубийств и рекомендацию воздерживаться от абортов.
Вторая заповедь запрещает воровство.
Третья заповедь касается прелюбодеяния во всех его формах и определяется современными учителями в таких терминах, как сексуальная ответственность и долгосрочные обязательства.
Четвёртая заповедь исключает лживые высказывания и заявления, а также оскорбления, ругань и сплетни.
Пятая заповедь запрещает употреблять алкоголь, наркотики и другие средства опьянения.
Содержатся в Брахмаджала-сутре,
...Ну а дальше, шли уже множество разных кодексов для разных классов людей в разных странах. Однако надо отметить, что жизнь менялась и вместе, менялись кодексы чести. Сегодня, как мне кажется, центральной осью любого кодекса, является зарабатывание денег, на которые можно купить и комфорт - во всём его разнообразии и даже, как некоторые утверждают - свободу. Я бы назвал это кодеками бесчестия и уверен, что основы честной жизни как и свобода, находится внутри нас и ни за какие деньги её не купишь, хотя многие современники уверены в обратном...
На мой взгляд, для современников в России, для тех, кто далёк от христианской нравственности, может пригодится кодекс английского джентльмена:
"Понятие слова "джентльмен" изменялось и развивалось с течением времени, пройдя путь от обозначения представителя непременно высокого сословия до просто хорошо воспитанного, уравновешенного и невозмутимого человека, придерживающегося определенных правил поведения.
Мы хотим вас познакомить с основными правилами общения для джентльменов, которые пришли к нам из той эпохи. Некоторые из них покажутся сегодня смешными, другие наоборот - совершенно актуальными. Впервые опубликованы в 1875 году в A Gentleman"s Guide to Etiquette автора Cecil B. Hartley.
1. Даже если вы уверены, что ваш оппонент совершенно не прав, ведите дискуссию спокойно, высказывайте аргументы и контрдоводы не переходя на личности. Если вы видите, что собеседник непреклонен в своем заблуждении, то ловко переведите разговор на другой предмет, оставляя ему возможность сохранить лицо, а вам избежать гнева и раздражения.
2. Имейте, если хотите, стойкие политические убеждения. Но не выпячивайте их при любом случае и, ни в коем случае, не заставляйте других людей соглашаться с вами. Выслушивайте спокойно другие мнения о политике и не встревайте в ожесточенные споры. Пусть ваш собеседник подумает, что вы плохой политик, но не дайте ему повод усомниться, что вы джентльмен.
3. Никогда не перебивайте того, кто говорит. Даже простое уточнение неправильной даты может быть невежливым, если вас о том никто не просил. Еще хуже заканчивать за человека его мысль или торопить его любым способом. Дослушайте до конца анекдот или историю, даже уже знакомые вам.
4. Верхом невоспитанности есть отвлечение во время разговора на свои часы, трубку или записную книжку. Даже если вы устали и вам скучно, не показывайте этого.
5. Никогда не пытайтесь доказать свою правоту с помощью повышения голоса, высокомерия или уничижительного обращения. Будьте всегда любезным и откровенным, свободным от всякого диктаторства.
6. Никогда, если, разумеется, вас не просили этого сделать, не говорите о вашем собственном бизнесе или профессии в обществе. Вообще поменьше уделяйте внимания своей персоне.
7. Джентльмен, обладающий настоящим интеллектом и культурой, как правило, скромен. Он может чувствовать, находясь в обществе обычных людей, что в интеллектуальном плане он выше тех, кто вокруг него, но он не будет стремиться показать свое превосходство над ними. Он не будет стремиться затрагивать темы, в которых собеседники не обладают соответствующими знаниями. Все, что он говорит, всегда отмечено вежливостью и уважением к чувствам и мнению других.
8. Не менее важно, чем умение хорошо говорить, умение с интересом слушать. Именно оно делает человека отличным собеседником и отличает человека из хорошего общества.
9. Никогда не слушайте разговор двух лиц, который не предназначен для вас. Если они так близко, что вы не можете не слышать их, вы можете соблюдая приличия просто перейти в другое место.
10. Старайтесь говорить, насколько это возможно, кратко и по делу. Избегайте длительных отвлечений и не относящихся к предмету замечаний.
11. Если вы внимаете лести, то вы должны также открыть ворота глупости и чрезмерному самомнению.
12. Говоря о своих друзьях, не сравнивайте их друг с другом. Говорите о достоинствах каждого из них, но не пытайтесь усилить достоинства одного за счет противопоставления порокам другого.
13. Избегайте в разговоре любых тем, которые могут травмировать отсутствующих. Джентльмен никогда не будет клеветать или слушать клевету.
14. Даже остроумный человек становится утомительным и невоспитанным, когда он пытается полностью поглотить внимание компании.
15. Избегайте слишком частого употребления цитат и мыслей великих. Как приправа к еде, они могут украсить беседу, но их чрезмерное количество портит блюдо.
16. Избегайте педантизма. Это знак не интеллекта, а глупости.
17. Говорите на родном языке правильно, в то же время не будьте слишком большим сторонником формальной правильности фраз.
18. Никогда не делайте замечания, если другие делают ошибки в своей речи. Обратить внимание словом или другим действием на такие ошибки собеседника является признаком невоспитанности.
19. Если вы специалист или ученый, избегайте использования технических терминов. Это является плохим вкусом, потому что многие их не поймут. Если, однако, вы случайно использовали такое слово или фразу, еще большей ошибкой будет тут же броситься объяснять его значение. Никто не будет благодарить вас за такое подчеркивание их невежества.
20. Никогда не стремитесь играть в компании роль шута, потому что очень быстро вы приобретете славу "смешного человека" для вечеринок. Эта роль недопустима для настоящего джентльмена. Стремитесь к тому, чтобы ваши собеседники смеялись вместе с вами, но не над вами.
21. Избегайте хвастовства. Говорить о своих деньгах, связях, возможностях является очень плохим вкусом. Точно так же нельзя гордиться вашей близостью с выдающимися людьми, даже если оно имеет место быть. Постоянное подчеркивание "мой друг, губернатор Х", или "мой близкий знакомый, президент Y" является напыщенным и недопустимым.
22. Не стремитесь придать своему образу излишнюю глубину и утонченность, презрительно отказываясь от веселых бесед, шуток и развлечений. Старайтесь действовать в соответствии с обществом, в котором вы находитесь, если это не противоречит другим правилам джентльмена.
23. Является совершенно грубым, неприличным и глупым вставка в свою речь цитат, выражений и терминов на иностранном языке.
24. Если вы чувствуете, что начинаете злиться в разговоре, то либо обратитесь к другой теме, либо замолчите. Вы можете произнести в пылу страсти слова, которые вы никогда бы не использовали в спокойном состоянии духа, и за которые вы потом будете горько раскаиваться.
25. "Никогда не говорите о веревке в присутствии человека, родственник которого был повешен" - это хотя и грубоватая, но верная народная пословица. Тщательно избегайте тем, которые могут быть слишком личными для собеседника, не вмешивайтесь в чужие семейные дела. Не стремитесь к обсуждению чужих секретов, но если вам их все же доверили, то рассматривайте это как очень ценный знак и никогда не передавайте свои знания третьему лицу.
26. Хотя путешествия способствуют развитию ума и кругозора джентльмена, все же не стоит при всяком случае вставлять фразы: "когда я был в Париже...", "в Италии этого не носят..." и так далее.
27. Избегайте сплетен. Это и в женщине выглядит отвратительно, но для мужчины это абсолютно подло".
Но вот ещё один кодекс чести, который вполне может служить и российским современным военным и полицейским:
"Основа кодекса чести самурая - древний устав воина, который может служить кодексом чести не только офицеров армии, полиции и спец служб, но и для синовников, служащих своему сюзерену - народу и государству. И в таком кодексе, мы можем слово самурай, заменить на слово офицер или чиновник.
- Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
- Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
- Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
- Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
- В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.
- Самурай должен почитать закон "ствола и ветвей". Нарушить его - означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети - его ветви.
- Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
- В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
- Преданность, честность и храбрость - три главных качества самурая.
- Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
- Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
- Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
- Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.
- Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
- Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
- Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
- Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.
А вот "Кодекс чести офицера Российской империи":
- Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
- Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
- Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
- Меньше откровенничай - пожалеешь.
- Помни: язык мой - враг мой!
- Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
- Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
- Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
- Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
- Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
- Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
- Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
- В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
- Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.
- Будь всегда начеку и не распускайся.
- Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
- Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
- Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
- Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.
- Авторитет приобретается знанием дела и службы.
- Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись.
- Где страх - там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
- Нет ничего хуже нерешительности.
- Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие.
- Упущенный момент не вернешь.
- Лучшая часть храбрости - осторожность.
- Самые сильные заблуждения - это те, которые не имеют сомнения.
- Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.
- Правильно мыслить более ценно, чем много знать.
Главное - Присяга и Родина."
...В заключение хочу заметить, что без внесения в государственную и военную службу понятий чести и совести, нельзя построить ни сильное государство, ни сильную семью, ни сильную армию, потому что честный человек, всегда ставит их во главу угла любой деятельности, будь то госслужба или военное служение Родине.