Аннотация: Значение искусства в нашей жизни трудно переоценить. Именно благодаря искусству, наша жизнь обретает очарование и тайну мечты!
"Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека..."
(Д.С. Лихачев)
Деградация современного искусства.
"Деградация современного искусства связана с цивилизацией денег".
Современное разложение искусства, его медленная деградация, связана с возможностью зарабатывать деньги не учась и не работая!
В определённом смысле, кризис системы прибылей, разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина или робота и его владельца, что не могло не сказаться на искусстве и культуре вообще!
Появилась тьма "художников", которые за счёт болтовни, обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификациях искусства, будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
Более того. Появилось множество продажных критиков, которые используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое - это чёрное и наоборот!
Если ещё двести - триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма.
Например такие как цвет и сочетание красок, а также "похожесть", в широком смысле этого слова - в живописи; умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
Сегодня, для людей, которые называют себя "элитой" и обладают определённым количеством богатств, победа информационных технологий, позволяет "реализовать себя за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды.
А мода - это многократно повторённая реклама как вещей, так и предметов искусств и даже стиля жизни!
В конечном итоге, деньги стали той основой на которой строится всё "новое искусство". А эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить не приготовленной к таким пошлым приёмам, общественность!
...На днях, мы побывали в Тейт-модерн, в Лондоне и посмотрели выставку "художницы" Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных "живописок".
То, что я там увидел, повергло меня в "страх и трепет" - это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
Успех этой суггестивной медитации, заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет, очевидным спекуляциям на тему современного искусства. Глядя на эту мазню, по фотографическим образам, так и хочется признать в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой "образованщины", не составляет труда. Просто, в двадцатом веке, появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства.
И имея деньги, такие невежды стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что и послужило и служит основной базой и содержанием современного "искусства".
На самом деле, ничего общего с реальным мастерством в искусстве, такие эксперименты неумех и дилетантов!
Зажигательным примером такого обмана и самообмана и является Марлен Дюма!
Эта "художница", спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров, в том числе и своим происхождением, что в определённых "образованческих" кругах на Западе имеет значение как "стигмат" толерантности.
Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и "творите" в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни, на уровне преподавателя колледжа в провинциальном городке, будет подхвачено как некие откровения "почвы".
В этом любовании нормальным человеческим тщеславием, есть в данном случае и скрытный расизм, ибо "белый господин" с трудом верит, что чёрный уроженец Африки может изъясняться на философском жаргоне.
На этом, в Европе, но главное в Америке развращённой попытками "творцов" само утверждаться, сегодня делаются и имена, и деньги.
И благодаря сегодняшнему, совместному с дельцами от современного искусства мошенничеству, эта в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная "журналистка", презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню, вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
Очарованные "свежестью" взгляда на возможность не учась и не работая зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долго и невнятно говорить ни о чём!
В этом главный секрет её успеха и именно поэтому, ей устроили выставку в цитадели современного искусства - в Тэйт-галери.
Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы, мне подумалось, что большинство из них ничего не знают ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения.
А для того чтобы рассматривая "живописные пасквили", большого ума и просто работы мысли совсем не требуется. Более того, на таких выставках и знания, и самостоятельное мышление противопоказаны...
И в этом, не вина, а беда большинства таких посетителей и потребителей современного "искусства" - невежество в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов. Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано "бессмысленной" богатой элитой нашего "мультикультурного общества"!
Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а придворные, шокированные их бесстыдством и наивностью короля, во весь голос уверяли, что "одежды", как нигде и никогда, идут их господину.
И только мальчик, ещё не наученный взрослыми врать "по обстоятельствам", произнёс: - А король -то голый!
Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих "нарядов"!
Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в магазине рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты о её нелепом творчестве.
Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного "второго авангарда", в его романе "Учебник рисования".
Уходя из галереи, любуясь открывающимися перед нами видами чудесной многолюдной набережной центра Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби в виде игры в "искусство", как факт подчёркивающий деградацию современного искусства, работы Марлен Дюма, могут иметь место. Но и только!
Но меня никто не слушал - даже моя просвещённая жена-философ. И мои протесты умерли, не найдя для себя сочувствующих слушателей!
Май 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
Культура и либеральная тусовка в России
Вместо эпиграфа:
Напрасный труд!
Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.
Фёдор Тютчев
...Сегодня идеологией правящего класса и народной культурой заправляют российские образованцы, объединённые в "либеральную культурную тусовку". Этой тусовке принадлежат все массовые средства информации - будь то газеты, журналы, радио или телевидение.
Однако уровень нравственного воспитания, наличия элементарной человеческой совести, у этого пост советского "монстра" - либеральной тусовки - практически отсутствует.
К тому же они мнят себя западниками ни уха ни рыла не понимая подлинной западной культуры. Они просто обезьянничают и как пела Пугачёва, у них вместо "грозы" получается "коза".
Поэтому, вместо подлинного демократизма и интеллектуальной скромности, присущей большинству ведущих мастеров кино, литературы и искусства на Западе, мы видим в России разнузданное человеконенавистничество и разного рода вторичные эксперименты, навеянные плохо понятой и не переваренной трактовкой западно-европейского и американского пост модерна..
Несколько примеров.
Пижон и провинциальный "эстет" Виктор Ерофеев ведёт передачу на канале "Культура" и одновременно подрабатывает с русофобскими пасквилями на радио "Свобода". Его "труды" полны циничного презрения к простому народу, над которым он всячески издевается, не понимая, какую жалкую роль он сам играет в российской культуре. Самая известная его книга с подлыми наветами на простых россиян - это "Энциклопедия русской души". Именно в ней он изощряется в разного рода оскорблениях по поводу "человеческой массы" и именно с неё можно начать перечень теоретических источников российского либерального фашизма. (Подробнее об этом можно прочитать в моей статье, опубликованной ранее на этом же сайте "Энциклопедия русской души") ...
Валерия Гай Германика - специалист по порно-кино, делает "женские" фильмы, от которых в восторге та же образовательная тусовка. Я не смог досмотреть и пяти минут её нового фильма-сериала "Краткий курс счастливой жизни". Трудно представить себе таких циничных и вместе с тем глупых русских женщин, существующих в реальной жизни. Но именно такими они и получились в этом фильме! Зато навыки порно-режиссуры пригодились, чтобы привлечь внимание сексуально озабоченных граждан. Этим наверное и можно объяснить хвалебные оценки этого "труда" "тусовочной" критикой. А я во всем её творчестве вижу ещё одну одну циничную попытку выжать психологию и "зоологию" тусовки за общепринятую норму. Сегодня можно в противовес известному высказыванию советской женщины "а у нас секса нет", говорить "а у нас любви нет - один секс"...
Её интервью с младшим Бондарчуком на одном из телевизионных каналов, оставляет тяжёлое впечатление. Она, накрашенная и кривляющаяся, привела на интервью свою собачку, которой и занималась в течении эфира, отчего Бондарчук "с ума сходил", признавая безоговорочно её талантливость. Одним словом - комедия.
Сама Валерия - ухудшенная копия вульгарной Ксении Собчак, но похоже, что обе черпают своё "творческое вдохновение" в подражании "западному" стилю жизни. На самом деле, они питаются из одной российской "кормушки", которая называется "образованческая тусовка"...
Что у Виктора Ерофеева, что у Валерии Гай Германики, что у тысяч и тысяч образованцев, заражённых вирусом "элитной культуры", наблюдается полная атрофия нравственного чувства, которое рождается в религиозном обществе и в народной культуре, производной от христианской цивилизации. Но эти деятели словно на необитаемом острове родились и воспитывались - христианских добродетелях они либо совсем ничего не знают, либо откровенно издеваются над ними. Конечно, они жертвы атеистического воспитания, но ведь взрослые люди должны отвечать за свои слова и поступки...
Меня поражает в этих героях "культовой тусовки" их беспросветный провинциализм и отсутствие элементарной культуры. Но так уж сложилось, что "члены тусовки", вообразившие себя элитой, (как воображала и парт-номенклатура в недалеком прошлом), черпают грошевое "вдохновение" из этого узкого тусовочного круга, а раз так, то полу-знание и полу образованность, становятся современным российским "трендом".
На мой взгляд, этим и объясняется вторичность и пошлая гламурность всего происходящего в российской культуре. Ведь гламурность - это продукт полной бездуховности и циничная эксплуатация инстинкта, на который и заточена сегодня полуофициозная псевдо-культура российских образованцев.
И вот эта "отрава" по каналам радио и телевидения, под названием "культура", мутным потоком изливается на жертв этого "культурного" образовательного процесса, на невинные души молодых и наивных...
А результат?!
А результатом является арт-группа "Война", с её фаллосом, размещённом на питерском мосту, кощунственные танцы девиц из группы с английским названием "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя, и тупые теле-представления типа "Поля чудес", которое в народе метко окрестили "Полем дураков"
Сознание нескольких поколений молодых россиян изуродовано этими псевдо-культурными "проектами", которые хорошо бы были просто глупы. Но на этой почве воинственной анти-культуры вырастает действенная человеконенавистническая идеология либерального фашизма, в которой эта "образованческая тусовка" присваивает себе звание "духовной аристократии", а народ - вечный носитель национального самосознания - называет былдом.
Весь этот закисший, провинциальный бульон собирается временами на "болоте", и от лица народа начинает требовать себе привилегий, а "простецам" из народа - "хлев", в который они хотят загнать этих невольных жертв своих манипуляций и подлой "культурной политики".
Открывая русские газеты или сайты российских СМИ, я обращаю внимание на то, что все они сдобрены примитивной порнухой, заботами о физиологическом здоровье и подробностями из жизни членов этой самой "культурной тусовки" - после просмотра всей этой пошлой чепухи, в душе поднимается протест против оболванивания россиян, осуществляемого под лозунгами свободы слова и даже демократии...
На этом фоне, даже мат-перемат Немцова по поводу интернет-"хомячков" и своих друзей по протесту кажется юношеским хулиганством. Кстати, ненормативная лексика стала одной из важнейших социальных стигм российских образованцев, которые самозванно присвоили себе имя российской интеллигенции...
Невольно хочется крикнуть этим самовлюблённым провинциалам: - Очнитесь! Не будьте слепыми вождями слепых, соблазнителями "малых мира сего", ибо за это вас в будущем ждёт "каменный жернов", который вы сами, по глупости, примеряете себе на шею!
Вместо эпилога:
"Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм..."
Фёдор Достоевский
Март 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков
Искусство, культура и Революция.
Эпиграф:
"По делам их, узнаете их.."
Эпиграф-2:
"Маркс ненавидел труд - тот труд, который не формирует личность, а превращает человека в зависимый от рынка инструмент капитала. Чтобы опровергнуть Маркса, надо утверждать (как это делал Хайдеггер), что онтология труда объединяет и менеджера, и главу корпорации, и рудокопа, и Круппа - в партнеров в едином действе: неважно, в качестве кого ты приобщился к великому процессу труда, важно быть причастным. Маркс считал иначе; его теория построена на том, что человек может состояться как свободная личность лишь когда будет покончено с отчуждением труда. Такое положение дел до сих пор сохраняется без изменений. Опровергнуть Маркса можно иным способом: сказать, что, хотя предназначение человека в том, чтобы стать свободной личностью, но свобода - это вовсе не то, что полагал Маркс. Таким путем пошла современная индустрия искусства и развлечений, так называемый "второй авангард", культурная инженерия, которая лепит из homo sapiens одномерного болвана, гордо полагающего себя свободным. Со времен Древнего Рима этот метод испытан, впрочем количество унифицированной продукции таково, что даже некритичный обыватель начинает сомневаться: как это может быть, что авангарда столь много - все разом думают прогрессивно и одинаково, так разве бывает?
Максим Кантор
...В трактате "Закат Европы", Шпенглер утверждает, что анализируя культуру той или иной исторической эпохи, того или иного этапа развития культуры, можно довольно точно описать материальные и духовные особенности данного общества. Естественно, что перерывы в эволюции культуры, так или иначе отзываются в жизни общества и личности.
В определённом смысле, время Революций рождает культурный взрыв, а точнее сказать культурный прорыв, который всегда является предвестником социальных революций. Так было во времена Французской революции и после, когда создавались гениальные произведения в музыке, живописи, литературе. Непокой, смещение всех основ социальных отношений, протест против мещанской рутины, рождает творческое беспокойство и в рядах деятелей культуры.
Такую же картину мы наблюдали во времена Русской Революции - до и некоторое время после.
...Серебряный век в российской культуре предшествовал Революции: Блок и Есенин, Белый и Ахматова, Цветаева и Иванов - в поэзии. Бердяев, Шестов, Булгаков, Розанов, Толстой - в философии. Мережковский, Андреев, Куприн, Бунин - в литературе. Перечислять можно долго. И эти имена деятелей искусства и мысли символизировали, часто буквально наступление времени революционных социальных перемен...
После Революции, эту эстафету культурного горения приняли, Пастернак и Маяковский, Шостакович, Стравинский и Прокофьев, и ещё многие, многие имена в поэзии, в прозе, в музыке и в живописи.
Достижения науки и техники, всеобщая грамотность, позволили революционному народу выиграть Великую Отечественную войну, прорваться в космос и стать сверхдержавой!
Созидательный порыв рождённый Революцией, освободивший Россию от вековых религиозных и социальных предрассудков, в короткое время преобразовал наше отечество.
Была и жестокость Гражданской войны, красный и белый террор, ежовщина и бериевщина. Простой народ, после тысячелетий рабства и тяжёлого угнетения и эксплуатации, после Революции, припомнил своим угнетателям все обиды и унижения и потребовал лишать жизни тех, кто по его мнению, мешал построению светлого завтра - рая на земле.
Террор по отношению к врагам революции, касался в основном правящего класса во времена империи, но часто и партийных деятелей и администраторы - они были всего лишь игрушками в руках беспощадной народной стихии! Этим и характерны революционные эпохи...
...Попробуем разобраться, что происходит в культуре сегодня и исходя из этого анализа, сделаем выводы о жизнестойкости сегодняшней социальной системы.
Насколько Революция пробудила творчество народа, настолько же Контрреволюция и последовавшая за ней Реставрация, обнажили хаос и разброд в головах и душах той народной прослойки, которая раньше с гордостью называла себя интеллигенцией, а сегодня превратившейся в образованцев - "креативный класс", как они сами себя назвали.
Единый народ и государство, в течении нескольких лет контрреволюционной реакции развалился и российское общество, разделилось на противостоящие друг другу большинство и меньшинство.
Образованцы, считающие себя носителями интеллектуального и духовного содержания российской культуры, сегодня, напоказ выставляют победившую в их душах алчность и стремление к славе, атеистический эгоизм и человеконенавистнические желания, беззастенчиво стараясь сделать большинство, то есть народ, рабами своих материалистических амбиций.
Их агрессия, под видом нового искусства, стремление к хаосу и разрушению форм, конвенций и границ, могут привести к уничтожению не только культуры, но и человеческого сообщества вообще.
Совсем недавно, один из художников- акционистов прибил свои гениталии к мостовой на Красной площади, в Москве.
И случай, подобного "авангарда" не единственный в современной истории России - разного рода "перформансы", разрушающие человеческие представления о живописи и о искусстве вообще, демонстрируют представители российского "постмодерна" последние двадцать лет.
Эти люди напоминают несмешных клоунов, уверенных, что они плывут на "волне современности". Но для большинства нормальных людей, не только в России, но и на Западе, которому эти деятели якобы подражают - такое проявление варварства и провинциализма, является антикультурой.
И в художественной среде, растёт протест против такого "самовыражения" очевидных бездарей и скандалистов, которое образованцы "всего мира", выдают за современное искусство.
После буржуазного переворота в России в девяностые годы прошлого столетия, уже прошло около тридцати лет - период времени достаточный, чтобы "по делам судить" о намерениях и результатах произошедшей Контрреволюции!
И сравнивая мы видим, вместо революционного прорыва победу мещанского накопительства и буржуазного потребительства, а вместо служения искусству - жажду славы и неодолимое желание появится на новостных лентах СМИ - всё это делается, в надежде, вслед за обретением славы Герострата, поиметь за это ещё и деньги.
Рынок в России, как то особенно нагло и цинично диктует свои правила и в сфере культуры и искусства и потому, многие деятели искусств, стали лакеями капитала - прислужниками олигархов.
В попытках переделать всё на западный манер, не принимая и не понимая пророческих слов и образов Шпенглера о "заката Европы", российские культуртрегеры ударились в изображение якобы "постмодерна", пытаясь в агрессивной манере, копировать западный "авангард" и раздавать налево и направо "пощёчины общественному вкусу".
Об этом глупом и реакционном обезьянничанье, талантливо рассказывает в своём романе "Учебник рисования", философ и социолог искусства, Максим Кантор.
Рассматривая его творчество, являющееся гневным ответом на разрушенных культурных традиций, на диктатуру корпоративной этики образованцев, можно надеяться на возрождение созидательной традиции в российском обществе и тем самым в российской культуре, почти полностью утраченной в годы Реставрации.
Уверен, что идеи созидания, вначале через горячую и беспощадную критику животного потребительства от искусства, разрушения и глумления над "старой" культурой, вдохновят русского человека-интеллигента становится и быть существом духовным...
...Если рассматривать интернет, как показатель общественных настроений в России, то и там становится всё более заметным движение от очернения и шельмования конструктивных принципов русского бытия, в сторону восстановления прав, но и обязанности личности, содействовать общему развитию народа.
Это и есть проявления христианских принципов общежития, которые утверждал и подтвердил Иисус Христос, своей жертвенной смертью на Голгофе.
...Именно любовь и сострадание, признание принципов равенства и братства в человеческом обществе, являются той узкой тропкой, которая ведёт к сотворению будущего, общего для всех людей на земле!
И кажется, что сегодняшняя Россия пробуждается от болезненного обморока бандитски -олигархических девяностых, и постепенно устремляется в неизведанное будущее!
Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Средства Массовой Дезинформации или манипулирование человеческим сознанием.
...Писать эту статью, меня сподвигло чтение биографий Людвига Витгенштейна, который в аналитической философии, забыв о изысканиях даосов, призывал побольше молчать и утверждал, что в молчании больше смысла и правды чем в досужих разговорах о философских проблемах бытия.
Кстати, родившись в семье богатейшего промышленника, он, под влияния "нового христианства" Толстого, отказался от наследства, стал по взглядам очень "левым" и в тридцать пятом году ездил в СССР.
У него, даже были планы переезда в Советскую Россию и он усиленно изучал русский язык.
Вообще, его поколение с большой симпатией относилось к социализму и к Союзу. Только после войны, на волне антисоветизма после начала холодной войны, после "чисток" в среде интеллигенции в период маккартизма, образ Советского Союза постепенно затемнялся западной пропагандой. И это "промывание мозгов" затронуло и современных российских образованцев, которые, с таким энтузиазмом, поливают грязью советское прошлое!
Проблемы языка:
Витгенштейн, впервые, так остро, в философии, поднял вопрос о значении языка в формировании картины мира. В отличии от своей первой работы "Философский трактат", в котором он утверждал возможность человеческого языка, как в зеркале отражать действительную реальность, в последних работах и в частности в "Философских исследованиях", он перешёл на позиции релятивизма и постарался показать, что человек вращается в не совсем точном подобии мира, который сам и создал, транслируя результаты ощущений на языке, которым он более или менее владеет.
Эта относительность языковых дефиниций и привлекла его внимание и подтолкнула к исследований этой проблемы.
Странно, что из исследователей наследства Витгенштейна, никто не заметил близости его философской концепции изысканиям китайских даосов, основным лозунгом которых, мог служить афоризм "Знающий молчит - говорящий не знает".
Свои изыскания в философии, идеи "Философского трпктата", Витгенштейн пересмотрел, после преподавания в школах сельской Австрии, где и соприкоснулся с примерами, помогающими понять детскую психологию и действенность некоторых методов обучения.
Именно опыт учительства стал отправной точкой в пересмотре многих утверждений "Философского трактата"
Казалось бы, какое значение имеют работы, малоизвестного в России, сегодня Людвига Витгенштейна?
Оказывается, анализируя его концепции, можно прийти к объяснению современной информационной диктатуры и понять приёмы, которыми воздействуют средства массовой информации на психику человека "одномерного".
Создавая образ врага или доказывая истинность и вневременность существующей идеологии национального капитализма, информационная пропаганда использует языковые подмены, как орудие одурачивания большинства граждан!
Развитие массовой информации.
Сегодня, средства массовой информации, формируют не только взгляд потребителя этой информации, в выстраивании нужного для властей Мировоззрения, но и беззастенчиво спекулируют возможностью явно и скрытно "промывать мозги" подавляющему большинству общества.
Живя в Лондоне, я вижу, что это большинство грамотной публики интересующейся как внутренней так и внешней политикой, подвергаются массовому "промыванию мозгов". Объясняется это тем, что миллионы читателей, каждый день читают одни и те же тексты напечатанные, чаще всего в бесплатных газетах, контролируемых рекламодателями.
Предвзятый, прозападный анализ конфликта на Украине, броские фото часто с субъективным, односторонним текстом под ним - это обычная практика английских газет, которые раньше славились стремлением к объективности.
Ни о какой свободе выбора информации и тем самым, ни о какой свободе слова и мысли, не может быть и речи. Сегодня, с утра, миллионы читают "Метро", добираясь на метро до работы. А к вечеру, получают для "ознакомления" с новостями, ещё одну бесплатную газету "Ивнинг Стандарт".
Эти "окна в мир", скроены по одному формату, в котором светские новости и новости рекламы и моды, соседствуют с политическими репортажами одной направленности. Отсюда и одинаковость мировоззрений, которая меня, спервоначалу ужаснула - все мыслят и говорят о происходящем в мире одинаковыми словами, часто позаимствованными из передовиц этих бесплатных газет!
Время информационной диктатуры.
И ещё, массовое сознание и отсутствие самостоятельного мышления, прямо связано с наличием телевизора в доме!
Телевизор, завершает политическое "образование" обывателя, от которого не спрятаться и не скрыться тем у кого в доме работает этот "выпрямитель сознания"! Недаром, телевизор, кто-то образно назвал "Сатаной в доме".
Промывание мозгов", на современный манер, происходит во время просмотра, не только новостных программ BBC или CNN. В скрытом виде, это "промывание" происходит и через развлекательные программы, и через художественное кино и даже через политические дискуссии, которые организуют те же "денежные мешки" и их идеологическая обслуга, владеющие этими средствами массовой "пропоганды".
Тем самым, все - и "дураки и умные" - читают одни и те же газеты и смотрят те же новостные программы СNN или BBC, отражающие взгляды их владельцев, на всё что происходит вокруг нас. Видимо поэтому, наше время называют веком информации, временем победы информационных технологий, в том числе и над капиталом.
Кажется, однако, что это не так. Ведь капитал, сегодня, не только "владелец фабрик, заводов, газет и пароходов". Капитал владеет и средствами массовой дезинформации и потому, является подлинным "учителем и воспитателем" очередных поколений, сменяющих тех, кто ещё помнит отсутствие доступных большинству телевизоров, радио и бесплатных газет.
Хочется надеется, что моя политическая позиция, сформировалась, ещё в те времена, когда не было не только телевизора, но и желания читать одинаковые тексты в одинаковых газетах.
Надеюсь, что чтение первоисточников, и послужило той прививкой для моего поколения, которая избавляет от простодушного поглощения и повторения идеологических клише, распространяемых сегодняшними средствами "дезинформации"!
Сегодняшнее положение с независимостью взглядов на происходящее, можно сравнить с положение этих взглядов в Советском Союзе застойного периода. Тогда все читали "Правду", и кто-то ещё "Известия" и "Комсомолку"
Но тогда, составной частью идеологии был интернационализм, а сегодня, на Западе стержнем идеологии является национальный капитализм, или коротко "накизм".
Мне это все говорит о возрождении "просто нацизма", который овладел умами в начале двадцатого века. Сегодня, умами европейцев, и главное американцев, владеет этот самый накизм, корни которого как и прямое сходство, я вижу в немецком нацизме.
Монополия на политические взгляды, сегодня, на Западе полная и ею владеют даже не власти - парламент или правительства, а те же "толстые коты", - владельцы газет и телестудий!
И поверьте мне - мозги западного обывателя промыты намного больше, чем мозги обывателя в Москве или в Пекине.
Наверное поэтому, здесь, на Западе, разговаривая даже с умным человеком, сталкиваешься с проявлением воздействия такого "промывания мозгов" - предвзятостью и политическим инфантилизмом.
Я уже рассказывал, как умный человек, профессор экономики в Канаде, с осуждением спрашивал у меня, почему нарушают права человека в России и преследуют "невинных" певичек из "Пусси Райот", притесняют гомосексуалистов и почему, никто не протестует против диктатуры Путина. И такой политический "винегрет", оказывается в голове у одного из самых умных людей, встреченных мною за океаном!
Другой мой знакомый, широкий, глубокий человек, христианский социалист по убеждениям, спрашивал меня точно об этом же, когда мы путешествовали по Центральной Америке.
Я недоумевал, откуда у них, такая плоская и прозападная картинка мира в головах и это недоумение заставило меня сесть и написать эту короткую статью!
Март 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
Насилие и культура.
Эпиграф:
"Выкрики, мольба, пение, речитатив и вопли становились все громче, и
полиция сомкнула свои ряды. Толпа была более многочисленной и шумной, чем в прошлые годы. Ситуация обострялась. Ожесточение стало общим. Клиники, в которых делали аборты, взрывались. Врачи подвергались нападению и избиению.
Один был убит в Пенсаколе. Ему заткнули рот, связали руки и ноги на уровне груди и в таком положении подожгли кислотой. Уличные стычки стали повторяться каждую неделю. Церкви и священники подвергались оскорблениям воинственно настроенных молодчиков. Крайние расисты действовали под прикрытием дюжины известных, теневых, военизированных организаций и все больше наглели в своих нападениях на чернокожих, латиноамериканцев и азиатов. Ненависть стала отличительным признаком сегодняшней Америки..."