Аннотация: В жизни нльзя одновременно молиться двум богам и потэтому, всегда приходится выбирать между храмом и миром. Иначе говоря надо выбирать или семью, или монастырь!
...Владыка, войдя в храм с улицы, первые мгновения не различал деталей потому что электрический свет был выключен, а дневной проникал внутрь только через узкие окошки на галерее. Он остановился у входа, перекрестился на алтарь и оглянувшись заметил человека тихо сидящего на деревянной скамье, у противоположной стены. Владыка подошёл и человек встал и поклонился ему, как младшие из уважения кланяются старшим...
- Можно мне поговорить с вами - спросил он и Владыка кивнул ему ободряюще.
- Я приехал издалека, в надежде хотя бы раз увидеть вас и поговорить с вами...
Говорящий сделал паузу, не зная с чего начать и заметно внутренне волнуясь. Голос его по временам дрожал, прерывался и тогда он, что - то с усилием сглатывая, продолжил:
- Владыка, я читал ваши книги, точнее ваши проповеди и с тех пор хочу у вас лично спросить о том, что при чтении Библии вызывает во мне затруднённое понимание...
Владыка внимательно смотрел на незнакомца и когда тот, закончил говорить и с надеждой глянул на него, ответил:
- Ну что же, я как могу, постараюсь ответить на ваши вопросы. Но тут, дело в том, что у меня сейчас мало времени, я занят, потому что вечером будет моё выступление, на студенческой конференции. Я смогу уделить вам сегодня не более часа, зная, что вы прибыли издалека и не можете отложить эту встречу...
Указав рукой направление, он проводил незнакомца к себе в кабинет, по убранству и обстановке напоминающий келью, и усадив посетителя на стул, сел и сам за письменный стол, на котором царил почти идеальный порядок. Для посетителя, сразу стало понятно, что Владыка человек аккуратный и организованный.
После того, как незнакомец сел, он невольно осмотрелся, обежал взглядом небольшую комнату с низким потолком и книжными полками по стенам, узкую, деревянную кровать заправленную суконным коричневым покрывалом, несколько старых икон, развешанных по стенам, тряпичные, плетённые половички, на крашенном полу. Всё это стояло на своих местах, аккуратное и чистое, для внимательного взгляда много говорящее о характере и привычках хозяина...
Владыка, сел напротив посетителя, взял со стола большой будильник, перевёл стрелку на час вперёд, и возвратив часы на место внимательно глянул на волнующегося собеседника.
- Я - начал гость - хотел бы задать вам, Владыка, много вопросов, но вместо, задам один, обширный...
Он прокашлялся от волнения, привычным жестом потёр глаза, и начал, медленно подбирая нужные слова:
- Как вы объясняете сцену грехопадения Адама и Евы из Библии? Что было причиной того, что Дьявол решил совратить эту пару невинных и наивных? Почему ему вдруг захотелось это сделать? Неужели он, Сатана, был настолько зол и коварен, и только поэтому решил их, безгрешных, совратить?
Ведь, некогда и он был ангелом Божиим, и только в гордыне отпав, стал Его противником! Он, конечно не был обыкновенным подлецом или садистом. Наверное он просто уклонился и стал жертвой своего заблуждения, своего неверия в силу и справеливость Бога - Отца, и потому впал в гордыню критицизма?
Владыка быстро глянул на собеседника из под густых седых бровей, и вновь наклонил голову, коротко обдумывая ответ.Начав говорить Владыка покачал головой:
- Вы, мне очень глубокий и тонкий вопрос задали. Я сам об этом много думал и продолжаю думать...
Он сделал паузу, обежал взглядом книжные полки заполненные книгами от верху до пола и продолжил:
- Мне кажется, что в Книге Бытия, где описано грехопадение, очень много глубины и даже умолчаний, которые бывают, когда человекрассуждает о чём-то сложном и неоднозначном...
Самое простое - это представить Сатану, как примитивного лжеца и коварного бандита, но такого не могло быть, что вы правильно и подметили... Ведь Сатана, и все кто с ним - в прошлом ангелы, носители вторичного света. Как говорил святой старец Григорий Палама - ·Тьмы в них не было!Ћ. И когда Сатана приступил к Еве, он может быть хотел завоевать симпатии первой человеческой пары и хотел, чтобы они перешли на его сторону. Ведь он наверное, вначале, не был врагом Бога, а был, как ему казалось, всего лишь ·идеологическимЋ противником, как сказали бы сегодня...
Владыка вздохнул, привычным жестом потёр лицо правой рукой и продолжил:
- Трагедия жизни, состоит в том, что противники, враги Бога и неверующие в том числе, убеждены, что они светоносны первым светом, а вовсе не отражение Божественного Света. Грех гордыни, произошедший от временного довольства собой и собственным благополучием, уводит человека в сторону самолюбования и самообожествления до той поры, пока не проявится трагическая сущность человеческого существования, после чего, человек обо всём ·великомЋ в себе забывает, начинает стенать, плакать и искать поддержку на стороне, вне себя и даже вне других людей.
А так как он не верует в то, что есть кто-то более высший чем он, то начинает судорожно метаться в поисках выхода и подталкиваемый гордыней, находит такую поддержку и временное удовлетворение в страданиях окружающих, в причинении людям той же боли, что и сам испытал, став жертвой своего самодовольства и ·самодостаточностиЋ. Ведь мы то знаем, что человек существо общественное и в естественном состоянии один не живёт...
Взгляд Владыки вдруг осветился тихой улыбкой и он, после паузы, резюмировал.
- Я кажется, догадываюсь, почему вас заинтересовал именно этот эпизод из книги Бытия. Вы наверное захотели женится?
Незнакомец всё время внимательно слушавший Владыку, вдруг вздрогнул и вскинул голову.
- Как вы это угадали? Ведь это действительно так и есть!
Владыка с улыбкой на лице покачал головой и ответил:
- Я сам об этом в своё время много думал... И тогда я решил, что не женюсь и после этого постригся в монахи и посвятил жизнь другим людям, служа в церкви...
Вновь возникла пуза и Владыка внимательно глядя на посетителя, продолжил:
- На ваш вопрос я толком не ответил и потому продолжу:
- Я, должен вам сказать, что в человечестве, и даже в церкви, как человеческой организации, последствия грехопадения не превзойдены и не исчерпаны - мы все можем только стремиться к его преодолению в себе...
И в браке, мы можем почувствовать путь преодоления этого греха только тогда, когда мы посвящаем себя полностью служению семье и только потом быть христианином.
А двум господам служить, невозможно без ущерба Служению...
Владыка вздохнул, вновь потер лицо и закончил - вот поэтому я остался одинок на всю жизнь. А вам, я советую женится и посвятить себя служению своей жене и семье.
Посетитель во все глаза смотреть на Владыку и в его взгляде был немой вопрос.
- А что касается Сатаны - продолжил Владыка - то он просто проверял Еву, сможет ли она беззаветно служить Адаму и вместе, следовать заветам Бога.
Выяснилось, что не смогла, да и Адама сбила с пути - иногда, женщины чтобы угодить любимому мужчине, готовы нарушить обещания данные Богу. Тут то их и улавливает падший ангел... Однако, тут и от мужчины многое требуется и зависит...
... Владыка улыбнулся и закончил, поглядывая на часы:
- Человек, иногда многое может, если он верует - тогда он знает свою цель и смысл своей жизни, а это ему помогает в разного рода искушениях...
А в семейной жизни, это наверное самое главное...
2012 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте ·Русский АльбионЋ: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"