Аннотация: Сегодня, кльтура, искусство и политика связаны как никогда и "мягкая сила", которую они редставляют, побеждает чаще и больше чем победы в вооружённых конфликтах!
Культура, искусство и политика. Статьи. Часть-2
Кабаков-Кабацкий
Представление в Шекспировском "Глобусе", в Лондоне.
...Я много лет собирался сходить на представление в Шекспировском театре "Глобус", открытом лет двадцать назад на том же месте, где располагался собственно театр "Глобус", в котором играл и ставил свои пьесы ещё Уильям Шекспир.
Сегодня, новое круглое здание театра стоит на берегу Темзы, неподалеку от величественного собора Святого Павла и в том же месте где существовал шекспировский театр.
Когда идёшь туда через подвесной пешеходный мост "Миллениум", открытый к двухтысячелетней дате современной цивилизации, начавшей отсчитывать годы своего существования от дня рождения Иисуса Христа, то с него, открывается прекрасный вид во все стороны. Позади, на северной стороне реки высится громадный купол и видны стены собора Святого Павла, а на южном берегу, метрах в ста от моста, видно белое, с соломенной крышей здание "Глобуса".
Если смотреть вниз по Темзе - виден мост, ведущий к крепости Тауэр; а вверх по реке, тоже на южном берегу, высится громадное колесо обозрения, которое называют "Глаз Лондона". И действительно, в верхней точке подъёма стеклянной капсулы, посетители могут видеть всю панораму Лондона...
...Билеты на "Макбета", мы заказали ещё весной и тогда же сходили на представление Шекспировской "Бури".
Театр расположен на открытом воздухе и потому, по весне там бывает холодно, но в тот раз дул холодный ветер и несмотря на то, что мы взяли с собой одеяла, я замерз "как бобик" и едва досидел до конца представления. Может быть поэтому, я плохо запомнил то, что происходило тогда на открытой сцене. Я жалел актёров, которым приходилось выходить на сцену иногда полуголыми...
В этот раз было тепло и мы, пройдя по мосту и полюбовавшись на виды Лондона, вошли в театр и разместились в партере, справа, в окончании полукруга "трибун", выстроенных из дерева и поднимающиеся на три яруса над уровнем пола, на котором тоже было много зрителей. Но они, как и настоящем шекспировском театре, стояли весь спектакль на ногах, вплотную к выступающей вперёд сцене.
Сцена была прикрыта портиком и актёры, в случае дождя, были в сухом месте. Не то со зрителями - в дождь, те кто стоял перед сценой вынуждены были открывать зонтики, или мокнуть под дождём...
Наконец, спектакль начался и на сцену вышли актёры с большими барабанами одетые в костюмы того давнего времени. Держались они непринуждённо и через какое-то время, я уже не обращал внимания на кожаные ботфорты, длинные юбки, чепчики, камзолы и шляпы с пером, потому что влился в течение пьесы и не обращал внимание на окружение.
Барабаны били громко и тревожно, предвосхищая события, которые мало назвать жестокими, они были страшными, как сама средневековая жизнь. Представление сопровождала старинная музыка, а музыканты располагались над сценой и нам были видны их головы.
Макбет, высокий красивый мужчина с мечом и в кирасе, возбуждённый выигранным сражением вышел на сцену быстрым шагом и узнав, что король наградил его титулом правителя герцогства Кодор, радовался и победе, и награде.
Потом к нему выскочила радостная леди Макбет, маленькая, чёрненькая и очень "громкая", как говорят англичане. Она радовалась награде мужа ещё больше чем он сам, но ей этого было мало и она стала уговаривать героя Макбета, стать королём. Для этого надо было убить старого короля Дункана, который, кстати, собирался следующей ночью ночевать в замке этой коварной супружеской пары.
Сам Макбет, вспомнил, что три ведьмы, которых он встретил после сражения, пообещали ему что он получит в награду герцогство Кодор и вскоре станет королём...
Наконец король приехал, была пирушка и после Дункан лёг спать, а леди Макбет, уговорила своего мужа убить его.
Тот, в конце концов согласился, сходил за сцену и убив Дункана, возвратился назад с окровавленными руками. Леди Макбет увидев, что он забыл кинжал в спальне где убивал старика, побежала туда, схватила кинжал и принесла его мужу...
Актёры ходили по сцене рядом с зрителями, чуть не задевая кончиками ножен голов зрителей и один раз, когда Макбет пил вместе с другим полководцем Банко, то плеснул выпивку на пол - попало и на головы зрителей, правда только слегка обрызгав их...
Здесь первое отделение закончилось и мы пошли в фойе размяться и съесть мороженное. Сидеть на деревянных лавках было жёстко, хотя мы прихватили из дому подушки. Да и в театре выдавали мягкие подставки и даже тёплые пледы.
Из тех, кто стоял внизу перед сценой, кто-то упал в обморок во время представления и его, усадив в коляску увезли тихо и почти незаметно. Зрителей и тех кто сидел в деревянных "ложах" расположенных по периметру, и тех кто стоял, набралось человек семьсот и естественно, в таком многолюдье "никто не заметил потерю бойца".
Началось второе отделение.
Насколько Макбет, после выигранной битвы был силён и непобедим, настолько он, после коварного убийства стал подозрителен, жесток и психически надломлен, постоянно помня о совершенном преступлении, о грехе кровопролития и убийстве законного короля. Всё это подчёркивало нелигитимность его правления и томимый угрызениями совести, пытаясь заглушить их, он пустился во все тяжкие, приказав убить, в том числе и своего соратника, полководца Банко.
Сын Банко случайно избежал гибели, бежал в Англию и стал собирать там войска, чтобы отомстить за отца.
А Макбет кажется сошёл с ума и подталкиваемый коварной и кровожадной леди Макбет, ставшей королевой, продолжал бесчинствовать убивая руками своих слуг всех, кого подозревал в измене...
Во время спектакля, зрители стоящие вокруг сцены, были как бы участниками представления - к ним апеллировали герои, а они отзывались весёлым смехом на некоторые, совсем неподходящие к драме борьбы за власть, репликами. Но это и был знаменитый английский юмор, мастером которого был Шекспир.
Макбет почти лишился рассудка и перед ним стал появляться призрак Банко, которого не видел никто, кроме самого злодея...
Наконец, на сцене вновь появились три ведьмы и стали колдовать. Из сцены пошёл дым и они, колдуя, предсказали, что Макбета никто не победит до той поры, пока лес не придёт к стенам его замка, что его никто из рождённых женщиной не сможет убить.
Макбет сомневался, но на время успокоился, поверил в эти предсказания и по-прежнему оставался жестоким и почти безумным правителем - он мучился содеянным убийством и боялся возмездия и потери трона.
Леди Макбет, тоже пресытилась своим королевством и умерла за сценой, крича и стеная в раскаянии.
Наконец, полководец Макдаф - сын Банко и сын короля собрали войска, напали на замок Макбета и замаскировавшись под деревья, прикрываясь их срубленными вершинами, приблизились к крепости.
Ясно, что Макбет, согласно предсказаниям ведьм, проиграл эту битву.
А в финале, его самого убивает полководец Макдаф, открывший в словесной перепалке с незаконным королём, что он родился от кесарева сечения, то есть не был рождён нормально, от женщины.
В конце драмы, все актёры вышли под музыку на сцену и потанцевали, показывая тем самым, что драма была всего лишь пьесой и в итоге все вместе радуются, что сегодня таких историй уже не случается...
Зрители встретили эти танцы бурными аплодисментами, криками и свистом так, как это научились делать молодые люди в Англии и в Америке совсем недавно. Этими бурными овациями, они, уставшие от страстей на сцене и неподвижного, двухчасовога стоятьяния, приветствовали своё избавление от этой эстетической пытки - никто всерьёз не воспринял трагедию убийцы Макбета и коварство его жены, леди Макбет.
Такого сегодня не бывает и потому, по настоящему в это уже давным давно никто не верит. Но сам театр, который является одной из главных достопримечательностей Лондона все они посетили и смогут, разъехавшись во все концы Англии и мира, рассказывать, что они были на представлении, видели театр и пьесу Шекспира.
А я подумал, что четыреста лет назад, во времена Шекспира, такие убийства не были редкостью и потому, зрители, наверное реагировали иначе и придя домой с круглыми от страха глазами, пересказывали содержание этой пьесы, во многом служащей иллюстрацией жизни в те свирепые и беспощадные времена.
А мне, как человеку прожившему на белом свете много лет и видевшему всякое, было не до смеха. Я сидел и краем глаза, с сожалением видел, что молодые люди, стоявшие перед сценой устали, перешёптываются и даже хихикают, совсем не затронутые этой жизненной драмой.
Они уже отвыкли читать длинные книги и смотреть длинные спектакли. Они - дети компьютерного века любят короткие сценки и рекламные ролики, в которых рекламируют автомобили, мобильники и которые воспитывают в них невосприимчивость к страданиям других, тем паче, если они описаны в длинных романах и пьесах.
"Что делать, что делать?" - вздыхал я, вглядываясь в оживлённые молодые лица вокруг, когда спектакль закончился и все устремились на выход.
"Жизнь сегодня другая, и если кто-то кого-то убивает, то это чаще происходит, как бы за сценой, вне пределов нашей жизни. Поэтому сопереживать страданиям соблазнённого женой злодея Макбета, и ненавидеть коварную и завистливую леди Макбет, уже никто из нас не способен...
"Может быть это и к лучшему?!" - рассуждал я, пробираясь к выходу...
Наконец мы вышли на красивую, освещённую неоновыми фонарями и прожекторами набережную Темзы и я залюбовался тихим тёплым вечером, в котором тысячи и десятки тысяч туристов прогуливаясь по набережным и пешеходному мосту, радовались жизни и хорошей погоде.
Идя по мосту в сторону нашего дома, я видел силуэт громадного собора, дома в английском стиле вокруг и в очередной раз подумал, что Лондон, чертовски красивый и удобный для жизни людей город!
Август 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Концерт в Барбикане. Оратория "Пророк Илия".
...То, что я увидел и услышал в прекрасном концертном зале Барбикана, потрясло меня.
Хор из ста двадцати мужчин и женщин, пяти солистов и симфонического оркестра, исполнил ораторию с пафосом и очень профессионально.
И я, ещё по ходу концерта, задумался о том, что такое представление вряд ли возможно в России, потому что культура хорового пения в Англии сегодня очень высока и традиционно поддерживается государством, в том числе со стороны религиозных конфессий.
К тому же, почти в каждой англиканской церкви есть хор, состоящий из мужчин и мальчиков, и кроме того, в процессе литургии прихожане подпевают хористам.
Иначе говоря, умение петь хором, было и осталось одним из популярных направлений музыкальной культуры Англии. Может быть поэтому зал был полон, несмотря на сравнительно дорогие билеты.
Вот и здесь, пел хор - "Крауч энд фестивал корус" - начавший свою карьеру в качестве любительского, ещё в конце восьмидесятых годов, а сегодня превратившийся в профессиональный коллектив с высокой репутацией.
Солисты были под стать хору. Главную партию исполнял бас-баритон Уиллард Вайт и пел свою партию просто блестяще. У него такой голос, что люди, стоит ему заговорить, начинают испуганно оглядываться. Невольно вспомнились дореволюционные московские дьяконы из церковных хоров в храмах, от пения которых начинали тревожно звенеть висюльки на хрустальных люстрах.
Сопрано, Эрика Илофф, тоже удивила меня своими артистическими наклонностями и глубоким, сильным голосом. Я сразу заметил, что в отличии от обычных концертов, её голос внушал уверенность, что она просто не способна сорваться и выдать "петуха" - она пела во весь голос и было видно, что запасы прочности далеко не исчерпаны. Остальные солисты тоже соответствовали уровню хора и оркестра, которым спокойно и с большим воодушевлением, возраставшим ближе к концу оратории, руководил Дэвид Темпл.
Лондонский камерный оркестр тоже состоит из талантливых и известных в Англии профессионалов который специализируется на сопровождении выступления больших хоров.
Но главное, меня поразила музыка и гармония человеческих голосов, рассказывающих историю Ветхозаветного пророка Илии, который по значению считается у христиан, в том числе и у русских православных равным Иоанну Предтече.
Он в Ветхом Завете был одним из тех праведников, которые своим существованием вдохновляли верующих на подвиг веры. По Библии, в конце жизни, пророк Илия был вознесён на небо сопровождаемый пламенем громом и вихрем. Недаром, в Православии Пророк Илия был владыкой грома, молнии и природных стихий.
В Ветхом завете описано его противостояние с царём Ахавом, а главное с его женой Иезавелью, которая покровительствовала жрецам-язычникам, поклонявшихся идолу Ваалу.
В наказание народу израильскому, Бог посла на их земли трёхлетнюю засуху, от которой израильтян, своими молитвами спас Илия.
В итоге, по молитве четырёхсот жрецов Ваала, огонь под жертвенником не загорелся, а после молитвы Илии, ярко запылал. После, Илия умертвил этих жрецов, в наказание за идолопоклонство - в "Ветхом Завете" пророки не церемонились с инаковерующими...
Во время исполнения оратории, меня поразила полная тишина в зале. А это в первую очередь указывало на то что в этом большом зале, собрались слушатели высокой музыкальной культуры, которых вполне можно назвать слушателями - профессионалами. На протяжении двухчасового концерта, не зазвенел ни один мобильный телефон, и не было слышно никаких хождений во время исполнения.
И тут я подумал, что современная российская публика, значительно уступает по внутренней культуре тем, кто собрался сегодня в этом зале.
В России, на мой взгляд, сегодня существует своеобразный парадокс - при высочайшем профессионализме и мастерстве солистов - исполнителей и дирижёров, общая музыкальная культура народа, значительно снизилась даже в сравнении с советскими временами.
Впрочем, это можно объяснить тем, что солисты и студенты консерваторий, готовят себя к карьере и зарабатыванию приличных денег, в то время, как члены того же хора, сегодня, в основном были любители и работали в разных областях, а в хор собирались как на праздник - это было их хобби.
В России, сегодня трудно уговорить кого-нибудь петь в своё удовольствие - жизнь так перевернулась, что все хотят иметь хотя бы небольшие но деньги, даже за своё хобби. А я ещё помню времена, когда мои родители и их друзья, как впрочем многие миллионы простых советских людей собирались на праздники, выпивали и потом пели буквально часами и все знали не менее десяти - двадцати народных песен, которые и исполнялись с улыбками восторга на лицах.
Сейчас молодые почти совсем не поют, а если и слушают что-то во время гулянок, то это непонятные для большинства английские рок или джаз. Культура пения в народе если не сошла, то сходит на нет и сохранилась только в больших деревнях или в пригородах.
И что интересно. Я сегодня слушал по ББС-3, - это радиостанции которая транслирует круглосуточно мировую классическую музыку - интервью с шотландцем, который выступает в одном из многочисленных английских хоров. Так вот он и ведущая программы восхищённо говорили о хоровом творчестве русских композиторов, от Бортнянского, Кастальского и Гречанинова, до Чайковсеого и Рахманинова. И я невольно загордился этим восхищением, слушая эту очень популярную, в среде английской интеллигенции, радиостанцию, я начинаю приходить к выводу, что хорошо бы русский язык сделать языком международной культуры, как это было во времена Римской империи, когда греческий язык был языком, который знали все культурные люди.
Русская классика, как впрочем и русско-советские исполнители, занимают ведущие места в программе симфонической музыки этой радиостанции и не только. Англичане ценят русскую классику, но и русский балет не обходят вниманием.
Однако последнее время, и в самой России хоровое пением переживает не лучшие времена, да и отношение к хорам меняется. Конечно церковные хоры привлекают внимание и в России, однако их не так много, а любительских хоров становится всё меньше и я буду рад если ошибся в своих оценках происходящего...
Разница в подходе к пению в России и Англии поразила меня, как впрочем разница и в подходе к спорту. В Англии, всё больше и больше молодых людей и не очень, ходят в спортивные залы, чтобы накопить здоровья и энергии. В то время, как в России, многие, я имею в виду молодых спортсменов, хотят стать профессионалами любыми путями, включая употребление запрещённых стероидов, а потом на этом постараться заработать не только славу, но и деньги.
Может быть поэтому, физическая культура в Англии, среди любителей, намного выше чем в России, да и уровень здоровья нации здесь намного выше. А если сравнивать с уровнем алкоголизации и наркотизации населения, то Россия сегодня на несколько голов впереди, той же Англия...
Но возвратимся в Барбикан-центр.
По окончанию оратории, зрители проводили и хор и солистов и оркестр, долгими аплодисментами, а после концерта, долго не хотели расходится, обсуждая увиденное и услышанное или встречая своих родственников, которые пели в хоре. Сами хористы выходили в просторное фойе, взволнованными после выступления, а потом собравшись прошли в ближайший паб, где под бокал пива продолжили обсуждение пережитых волнений на этом замечательном концерте.
Октябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Оркестр "Синфония" в новом концертном зале Барбикан.
...Струнный оркестр "Синфония" (именно "синфония", а не симфония), давал третье выступление за неделю в концертных залах Англии и Лондона, в открытом около месяца назад, небольшом, уютном зале рядом с жилым и театрально-концертном массиве Барбикан.
Я уже рассказывал, что впервые встретил это название в архитектурном альбоме, лет тридцать назад. Тогда, Барбикан и его концертно-театральные залы, были новинкой и знаковым проектом в современном градостроительстве.
А до строительства этого комплекса, здесь был пустырь, образовавшийся во время бомбёжек Лондона, во времена Второй мировой войны.
Сегодня - Барбикан, это символ перемен и следствие научно-технической революции стал уже привычным местом, где проходят концерты знаменитых оркестров и исполнителей, и куда толпами приходят туристы, чтобы посмотреть, немного тяжеловесный ансамбль зданий из напряжённого железобетона, в котором, согласно мечтаниям архитекторов - шестидесятников, создан прообраз города будущего, сочетающий в себе жилые многоэтажки, концертные, театральные и кино залы.
Так как в этой застройке, для создания новых культурных объектов уже нет свободного места, то новый зал выстроили неподалеку и сделали его уютным и камерным. На этой сцене и будут выступать камерные оркестры и певцы со всего мира.
Придя в этот зал пораньше, мы в буфете, попили кофе и посмотрели подробную программу концерта, в которой сообщалось, что оркестр "Синфония" во главе с молодым финским скрипачём Пекко Куусисто, будет исполнять произведения современных композиторов, и в том числе "Серенаду" Бриттена. Партию тенора исполнял известный английский певец Марк Падмор, а сопровождал пение волторнист Стивен Белл.
Концерт был приурочен к столетию со дна рождения английского композитора Бенджимина Бриттена...
В начале концерта мы послушали пьесы для струнных, волторны и тенора, молодого американского композитора Нико Мюйли.
Современная оранжировка молоды композиторов, вызвала настоящий восторг зала и непрекрашающиеся аплодисменты, в адрес тех, кто играет струнную музыку так выразительно и оригинально. В одной из пьес для струнных, мне временами казалось, что слышу орган и я качал головой удивляясь, - как это удаётся копировать скрипкам, альтам, и виолончелям. Ну а потом была "Серенада" и все замерли, вслушиваясь в слова и трубные звуки...
Новизна восприятия объяснялась ещё и тем, что мы сидели позади и над сценой и смотрели и слушали оркестрантов сверху и очень близко от исполнителей. А основные слушатели сидели как обычно и мы могли наблюдать эмоции на их лицах!
Мне подумалось, что в России ничего подобного нет и уже не может быть потому что там нет развития постмодерна в классике и дожёвывают темы советского композиционного и исполнительского искусства. Последнее время, всё в России как-то так устроилось, что своих новаций и оригинальных решений уже нет - Запад стал страной "обетованной" не только для новых русских богачей, но и для российских образованцев, которые презирают всё созданное и создаваемое в России и преклоняются с энтузиазмом неофитов, перед западными "авторитетами". А раз нет "заказа", то нет и творцов нового и оригинального.
Недавно, Гергиев, самый известный и самый талантливый организатор и дирижёр на постсоветских пространствах, говорил, что на конкурсах, в том числе на конкурсе имени Чайковского, наши музыканты проигрывают уже и азиатской исполнительской школе, особенно китайской. Надо думать, что он имел ввиду постепенную деградацию российской школы, которая ещё совсем недавно была первой в мире.
Ещё Гергиев призывал к созданию культурных центров с обновлёнными планами подготовки музыкантов, певцов и танцоров. Но околокультурная и околомузыкальная "общественность, эту идею встретила в штыки и кажется, в этой дискуссии, массовое нежелание что-то менять, в российском провинциализме, переборет все здравые предложения Маэстро.
Конечно, реформы российской образовательной школы, проводимой недалёкими администраторами, отразилась и на музыкальной её составляющей.
В стране, сложилась такая ситуация, когда бюрократическая образованщина, постепенно захватывает все руководящие посты в просвещении и образованиии, и именно она выступает от имени российского "культурного" общества, в разного рода дискуссиях и обсуждениях.
Вопреки опыту и признанию былых успехов советской музыкальной школы, они, эти сторонники западной системы, выступают, с одной стороны за слом всего накопленного материального и административного советского опыта, а с другой, пытаются слепо копировать западные методики, забывая, что часто это чуть подправленные методики советских времён.
Бывая в России, мне приходилось сталкиваться с бюрократами, сидящими в начальственных креслах многих образовательных и культурных учреждений. И после встречи с ними, я начал понимать, что сегодня этих горе - руководителей не интересует искусство и тем более массовое искусство - они прежде всего заботятся о своём статусе и своих заработках, а потом уже начинают думать о своих учениках и воспитанниках.
Часто речь даже не идёт о руководителях. В таких условиях, развитие образования зависит от срединного уровня бюрократии, которые как "свита короля", определяют лицо руководителя и уровень учреждений культуры, вообще.
Плоский прагматизм, сегодня, определяет линию развития не только искусства, но и народной культуры. Сама система хозяйствования и администрирования, под названием олигархический капитализм, предлагает этот "прагматический" подход к образованию и воспитанию.
Очень трудно убедить этих прислужников капитала, что человек, помимо того, что он рабочий и служащий, ещё и выражаясь высоким слогом, "создание божие", что в каждом человеке заложена искра творчества, а если его с пелёнок готовят к роли рабочего, чиновника или "оператора котельной", то эта искра гаснет, в этой душной атмосфере просчитывания прибыли не только от образования, но и от соответствующего воспитания.
Именно такой чудовищный провинциализм, сегодня охватывает многих деятелей не только производства, экономики, но и культуры и науки, и даже самого искусства...
Слушая этот замечательный концерт, составленный из произведений западных молодых композиторов, я уже не удивлялся, что среди этих имён нет русских фамилий, потому что благодаря вот такой бескрылой позиции российских образованцев, отвечающих за развитие и становление культуры, русская музыкальная культура постепенно утрачивает свои лидирующие позиции в мире и становится перепевами западных новаций и открытий.
Сегодня на полном серьёзе, многие теоретики культуры говорят, что в школе надо сократить преподавание гуманитарных дисциплин, так как это мешает усваивать чисто механические навыки управления автомобилем, компьютером или мобильником.
И уж тем более эти социальные "идиоты", думающие только о материальной выгоде и прибыли, ополчаются против уроков музыки в школе, заявляя, что большинство никогда музыкантами не станет, поэтому незачем тратить на этот предмет время в школе.
А я, сидя в этом замечательном зале, подумал, что мне хватило уроков пения в школе, чтобы заразится любовью к классической музыке, которая на протяжении всей жизни радовала и помогала мне пережить трудные времена.
А сегодня в России хотят отменить уроки пения в школьной программе и это значит лишить страну той базы, откуда берутся не только исполнители и композиторы, но и миллионы слушателей серьёзной музыки...
В противовес такому недальновидному прагматизму, в Англии. за последние годы, во многих школах созданы оркестры классической музыки, а ещё больше создано и с давних пор существует школьных хоров. И полноценное образование здесь, уже не мыслится без освоения азов музыкальной грамоты и игры на музыкальных инструментах.
Почти в каждом городе, часто в маленьких городках, работают ежегодные фестивали: хоровые, классической музыки, любительских духовых оркестром, церковных хоров, органной музыки.
И всё вместе это создаёт тот культурный уровень, когда люди живущие в провинции географической, не чувствуют себя культурной провинцией и являются не только слушателями серьёзной музыки, но и её исполнителями!
Особо надо отметить роль радио ББС-3, которое вещает круглосуточно и которое является организатором и вдохновителем многих фестивалей и конкурсов классической музыки. На этом радио, дважды в неделю, идут трансляции церковных служб из самых отдалённых уголков Англии, и в этих службах принимают деятельное участие органы и церковные хоры.
Мне кажется, что такое массовое увлечение классикой, говорит об очень высокой народной английской культуре, а причины такого увлечения, на мой взгляд, объясняются экономическим преуспеянием страны.
И тут я вспомнил Флоренцию и Венецию, где художественный и вообще, культурный Ренессанс, во многом стал возможен, благодаря меценатству богатых людей и аристократов, которые водили дружбу с художниками, были главными заказчиками и тем самым покровителями искусств.
Нечто подобное было и в России, во времена недавние. На радио были интереснейшие детские и взрослые программы, которые транслировали радиопостановки и концерты классической музыки.
Из юности помню радиопостановку под названием "Туанельский лебедь" на музыку финского композитора Сибелиуса, из одноимённой музыкальной поэмы. С той поры, я стал поклонником этого композитора и сохраняю привязанность к его музыке и по сию пору.
Помню советский фильм о Чайковском и его музыку в этом фильме, иллюстрирующую драму творческого одиночества великого русского композитора.
К слову сказать, на ББС-3, самыми исполняемыми композиторами всех времён и народов, являются русские, как впрочем и самыми известными исполнителями тоже русские!
Увы, в сегодняшней России, большинство богачей, вывозят свои деньги и семьи заграницу, а там, с почтением полуграмотных нуворишей, "потребляют" западную культуру, вкладывая деньги в роскошные поместья и футбольные клубы.
Правда Абрамович, а точнее его жена открыла в Москве художественную галерею "Гараж", но как мне кажется, этого недостаточно чтобы помочь развиваться российской культуре и конечно ни в какое сравнение эта "благотворительность" не идёт с увлечением российского нувориша дорогими яхтами или вкладами в лондонский футбольный клуб "Челси".
Трудно верить в то, что российские бюрократы и олигархи станут меценатами - слишком уж они увлечены зарабатыванием денег для себя и "своих", да и их социальный статус временщиков, не позволяет им стать подлинными патриотами своей страны.
Беда сегодняшней России, ещё и в том, что люди, выскочившие "из грязи, да в князи", обладают неимоверными амбициями и презирают не только "эту" страну, но и "этот" народ. А идеологическая обслуга российских олигархов и их прихлебатели, как и все лакеи на жалованье, просто не способны на искреннее понимание и служение своей стране.
Они, только по-"смердяковски" способны ненавидеть и презирать Россию, и преклоняться перед Западом, веря в мифы, создаваемые их же провинциальным воображением.
Конечно, культура и искусство в России переживает трудные времена, но мне кажется. Что самое плохое уже позади. Сейчас осталось только вырастить новое поколение носителей русской народной культуры и с ними уже всё можно поправить.
Остаётся надеяться, что культурный уровень детей и внуков нынешних олигархов, позволит им преодолеть ограниченность предков и подвигнет их помогать российскому культурному возрождению!
Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Вступление к книге Степана Рацевича "Глазами журналиста и актёра".
...Перед нами интересные мемуары, показывающие горести и радости жизни в СССР до и после Великой Отечественной войны.
Эти воспоминания полны интересных бытовых подробностей и деталей социальных отношений тех времён и тех мест, в которых жил и работал Степан Рацевич.
Одна из отличительных черт этих воспоминаний, состоит в том, что объективно показана, как трагедия "сталинского" террора, так и его предпосылки.
Рассказаны истории людей, не только невинно пострадавших, но и белогвардейцев, бандеровцев и украинских националистов - реальных борцов с Советской властью.
Как и сегодня, тогда существовали националисты спекулировавшие на идее независимости Украины, стремившиеся угодить врагам Советского Союза и России и потому, стоило власти проявить нерешительность, как развал, а потом и поражение от гитлеровских войск уже невозможно было бы предотвратить.
А после войны, при страшных разрушениях и полномасштабном уничтожении человеческого генофонда, были естественны и необходимы, для сохранения государства, репрессии против предателей и коллаборационистов.
Гнев народа и нежелание забыть эти предательства и преступления против человечности и жизни многомиллионной страны, невозможно было игнорировать! Это было везде в Европе - в той же Франции например, устраивали "суды Линча" даже для женщин, которые запятнали себя связями с гитлеровцами. Что же говорить о Союзе, где война убила десятки миллионов, в то время, как на службу Гитлеру перешли сотни тысяч предателей!
Высылка народов Кавказа и Крыма, благодаря сегодняшним идеологическим провокаторам, подается как бесчеловечная жестокость, но именно эти ссылки и помогли репрессированным народам сохраниться - после войны, отношение к предателям Родины и коллаборантам заметно отличалось от того отношения, которое существует сейчас.
Такая жестокость и ответственность, свойственная военному времени, во многом помогли Советскому Союзу победить и сохранится как государству, а советскому народу, как уникальному союзу национальностей!
Если бы не были проведены эти репрессии, и в зародыше не был ликвидирован сепаратизм, Советскому Союзу грозила бы новая, уже атомная война и распад страны на "мелкие княжества" - сегодняшние нацистские, антирусские выступления на Украине, со всей наглядностью демонстрируют это!
И мы видим, что стоило СССР распасться, как эти националистические претензии в автономиях и национальных образованиях осуществлялись местными националистами и теперь, многотысячными жертвами "нового нацизма", становятся русские и русско-говорящие граждане "независимых" республик, бывших в составе Союза.
В Чечне, при попустительстве центральных властей был учинён настоящий геноцид русских, который удалось остановить силовым вмешательством, но восстановить русское присутствие не получилось. Так эти преступления, возродились и происходили уже в новой России.
Но сегодня, притеснения и создание гетто для русского населения в бывших республиках Союза, стоящих вне Российской Федерации, уже обеспечено идеологически и законотворчески.
В Прибалтике например, русские стали гражданами второго сорта, зато бывшие эсэсовцы, становятся национальными "героями".
И там, ситуация в этом смысле, стала намного хуже, чем была перед второй мировой войной! Об этом времени в Прибалтике, Степан Рацевич много рассказывает.
Книга, помимо описаний лагерной и тюремной жизни, интересна как этнографический очерк, показывающий культурную и общественную жизнь, в начале в буржуазной Эстонии, и в частности в Нарве и Принаровье, а потом и в Советской Эстонии.
Благодаря запискам Степана Рацевича, мы, так же можем узнать о жизни в эмиграции, видных деятелей российской культуры, после революции живших за рубежами Родины...
Эти воспоминания, для внимательного читателя, открывают интересные подробности бытовой жизни в советских лагерях и ссылках. Само существование культбригад и самодеятельного лагерного театра, входят в жёсткое противоречие с тем, что подаётся как правда о советском Гулаге, критиками Союза и откровенными антисоветчиками,.
В воспоминаниях Рацевича, ужасы тогдашней предвоенной и военной поры соседствуют с лирическими сценами обыденной жизни.
А этих сцен, так не хватает многим диссидентским и правозащитным мемуарам, явно рассчитанных на потребу западного обывателя.
Многие популярные сегодня на Западе описания Гулага, "вдохновлены" идеологией "холодной войны", а одностороннее, часто мифологизированное освещение тогдашних событий, становятся не только антисоветской пропагандой, но и прямо идеологическими диверсиями по отношению к новой России.
Последствиями таких диверсий, становится возрождение неофашизма и неонацизма в той же Прибалтике, да и в других странах, где до войны существовали нацистские и профашистские режимы. Психологически, эти возвращения в разбитое во Второй мировой войне прошлое, более чем объяснимо.
И вот, чем жесточе и непримиримей были описания "Гулага" в этих книгах, как западных так и советских, включая растиражированный, эмоционально "убедительный" Солженицынский миф, тем "популярнее" и финансово выгодней они становились за границей, а потом и в "новой" России...
Сам я, родившись в 1946 году, помню и бедность и трудности бытовой жизни и если я напишу воспоминания о той жизни в антисоветском духе, то читатели увидят в них, порядочный по исполнению "советский ад".
Но в моей памяти, благодари отсутствию идеологической ангажированности, остались самые светлые воспоминания о тех трудных годах, когда, ликвидируя послевоенную нищету и разруху, строили замечательные БЕСПЛАТНЫЕ школы и детские сады, больницы и университеты, библиотеки и оперные театры.
Тогда, действительно, жизнь становилась с каждым годом всё лучше и веселее!
Более того, уже после сорока лет взрослой жизни, оглядывая панораму пригородов Иркутска, где я провёл своё детство, я вдруг осознал, что все лучшие и самые заметные строения в округе были выстроены и созданы в сороковые и пятидесятые годы, именно в те тяжёлые, но энергичные времена созидания.
На этой панораме, хорошо были заметны, вся неухоженность и разруха, которые постигли и эти предместья, и всю страну в целом, в восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия.
Даже сегодня, проезжая по Транс-Сибирской магистрали на поезде, вы можете увидеть следы тех разрущений, к которым прибавились брошенные и полу разграбленные громадные здания и цехи, остановленных и уничтоженных заводов и фабрик, - будто новая война прошла по этим местам, совсем недавно.
Но эту новую разруху принесла с собой Контрреволюция, совершенная молодыми "реформаторами", которые родились уже задолго после той страшной, но победоносной войны и которые не знали того духа времени победителей и строителей, казалось, уже такого близкого коммунизма!
Тут есть над чем думать, и есть что оценивать, без постоянного антикоммунистического, антисоветского рефрена, который звучит во всех официозных воспоминаниях той поры, изданных на Западе и что страшно в России, тоже...
Судьба сына Степана Рацевича, о котором он часто пишет в своих воспоминаниях, хороший пример правдивого рассказа о Советском Союзе и о "жертвах" сталинских лагерей.
Алексей, когда его мать сидела в лагере а отчим уже вышел и был отправлен в ссылку, некоторое время пожил, в Красноярском крае, в детдоме, а потом с отцом, в ссылке на Севере, в Игарке.
Потом вся семья, мать к тому времени освободилась, возвратились в Эстонию. Закончив школу в Нарве, потом Электротехнический институт в Ленинграде, Алексей Рацевич, служил офицером во флоте. Демобилизовавшись, работал на разных должностях и ко времени развала Союза, заведовал районным отделом по рационализации и изобретательству.
И сегодня, живёт в Англии, куда переехал из "свободной" Эстонии, в которой русские, находятся на положении полит эмигрантов. Даже цвет паспорта у них был иной, чем у полноправных граждан Эстонии. Алексей решился и уехал, и не жалеет. Ведь в России, сегодня, обосноваться - большая финансовая проблема. Жильё стоит очень приличные деньги.
Жизнь в постсоветской, капиталистической Эстонии, помогла ему оценить по достоинству ту страну, в которой он родился в семье "врагов народа", а стал полноправным гражданином Советского Союза...
Не буду пересказывать подробности воспоминаний Степана Рацевича, в книге "Глазами журналиста и актёра". Но закрывая последние страницы этой многотомной эпопеи, хочу выразить благодарность от имени всех читателей и себя лично, автору и его благодарному сыну, который не только отредактировал эти мемуары, но и издал их на свои эмигрантские средства.
Надеемся, что рано или поздно многие читатели оценят этот многостраничный труд журналиста и актёра, живщего в такие трудные годы для всего мира и для Советской России, в том числе.
Эта книга, издана отдельными томами, а позже была полностью напечатана в нескольких номерах интернет-журнала "Что есть истина?", размещённом на сайте - russban-albion.сом, в рубрике "архивы журнала"...
Декабрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
"Осень маргинала", или исповедь советского "шестидесятника".
ЭПИГРАФ: "Лица могли рассказать ему не меньше - о предках, о вчерашней ночи. Разрез глаз. Форма губ. Кожа лба... щёк... шеи... Они притягивали возможностью прочесть династические тайны, парадоксальные слияния звериных образов, воплотившихся в людях. Собаки... волки... коты и тигры... Черепахи... Рыбы... Иногда чудился верблюд и очень редко, очень редко - благородная лошадь, без примеси ослиной крови... И совсем редко - человек...".
Вадим Михайлов "Осень маргинала".
... Когда в последний раз я был в Питере, мне совершенно неожиданно попала в руки книга "Осень маргинала" Вадима Михайлова.
Я привёз её в Лондон и ещё по дороге просмотрел и прочитал несколько отрывков - книга мне понравилась.
Но после поездки, я был так занят своими планами, что не мог себе позволить, просто посидеть и почитать художественную прозу. (Для меня - это своеобразный "отпуск", от тягучей рутины обыденной редакторской и литераторской жизни).
Наконец, по прошествии года или чуть меньше, я случайно коснулся её взглядом на полке, взяв в руки долго рассматривал кота, нарисованного на обложке и непонятную для меня монограмму, в форме симметричного прерывистого круга...
Открыв первую страницу, я прочитал "выходные данные автора: Михайлов Вадим Васильевич. Кинорежиссёр, кинодраматург, переводчик. Это первый роман автора...
Я вспомнил, что по первым прочитанным страницам, год назад, я определил, что писал роман профессионал высокой пробы, которых сегодня довольно непросто встретить в российской литературной тусовке. И дело было даже не в языке, а прежде всего в идеях и темах романных размышлений. "Характер из шестидесятых годов прошлого века" - подумал я и принялся читать, на ходу определяя что и романом то, это можно назвать с большой натяжкой. Скорее - это дневник размышлений и воспоминаний или "тексты", составляющие мозаику, драматичной, но и эстетически насыщенной жизни, элитного слоя советской "интеллигенции".