Аннотация: О победе современной цивилизации в России, можно будет говорить тогда, когда в стране будет построена "машинная цивилизация"!
"Люди, изобретающие двигатели, ещё не перевелись..."
Айн Рэнд
"Техника - это нечто, что человек отныне вынужден нести, как несут свой жребий, отказ от нее для него был бы равнозначен самоотрицанию".
Габриэль Оноре Марсель
Статья из цикла: "Как нам обустроить Россию".
В качестве предисловия, цитата из статьи Дмитрия Дробницкого:
России надо готовиться к "большому переходу"
Дмитрий Дробницкий
политолог, американист
11 августа 2021, 09:20
"В последнее в время в нашей стране и во всем мире активизировалась дискуссия о том, какие индустриально-технологические и, как следствие, социально-политические изменения произойдут в мире в самом ближайшем будущем. То, что речь идет именно о скорых и быстрых изменениях, согласны практически все.
От того, как, кто и с каким результатом поучаствует в новом цивилизационном рывке, будет зависеть будущего если не каждого из нас, то уж совершенно точно наших детей. Цена неверной ставки очень велика. Не заметить какой-либо важный тренд или, наоборот, вложиться в нечто с виду ультрасовременное, но совершенно бесперспективное, в равной степени опасно. Понятно, что и искусственный интеллект, и биотех, и роботы, и нанотехнологии - всё это будет в той или иной мере востребовано в мире будущего. Вопрос в том, какая индустриальная и экономическая среда будет связывать эти и другие отрасли..."
России надо готовиться к "большому переходу"
Дмитрий Дробницкий
политолог, американист
...После долгих размышлений, сравнивая жизнь в России и на Западе, можно прийти к выводу, что жизни тут и там заметно отличается по уровню современности, потому что все развитые страны, включая Китай - уже выстроили машинную цивилизацию, чем пока не может похвастаться Россия.
В больших городах и в столицах эта разница менее заметно, но в провинции, строй и техническое, можно сказать цивилизационное оснащение жизни, остаётся на уровне восьмидесятых годов прошлого столетия.
Поэтому, главная задача для "новой" России, которая по многим параметрам сравнима с задачами, стоявших перед СССР в предвоенные годы, - это вхождение в машинную цивилизацию - при этом важно, чтобы модернизация проходила с учётом интересов нужд и чаяний простого человека, а не кучки олигархов и богачей, которые превращают в "экономизм", то есть зависимость от денег всё что делается в стране!
И эта задача потребует от страны, от правительства, от народа напряжения всех сил!
...Вторая большая задача, которая примыкает к первой, это обеспечение всех россиян просторными, удобными современными квартирами и личными домами, с горячей водой и смывными туалетами.
И это можно сделать, создавая в глубинке, на базе лесозаготовительных организаций и построенных вновь домостроительных, деревообрабатывающих комбинатов, готовящих сборные деревянные дома разных типов для сельской местности и пригородов.
Ведь сегодня, на большей части территории России, исключая может быть столичные города, люди, особенно в сельской местности, живут в деревянных избушках, в которых печное отопление и туалет на улице!
Благополучии страны судят по "отстающим" и потому, надо изменить быт жителей окраин, после развала СССР оставшихся доживать в разрушающихся хозяйствах. И это даже не сотни тысяч россиян, а несколько десятков миллионов граждан России!
А чтобы решить проблемы переселения россиян из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток, необходимо, в добавок к гектару, а сегодня это уже два гектара, переселенцам надо давать такие деревянные дома в аренду, с постепенной выплатой стоимости дома. При этом, корпорации строящие такие дома должны принадлежать государству, на примере существующих госкорпораций. Если доверить решение этой программы "частникам", то их жадность, может разрушить самые идеальные планы!
И как попутные следствия такой национальной программы, будут решены проблемы населённости отдалённых районов Сибири, где есть места, красивые и благодатные для жизни на свободе, в окружении замечательной природы!
Вот об этом надо думать прежде всего и Президенту и правительству, и конечно Думе. В противном случае ни о каких успехах в модернизации России не стоит и говорить!
Ещё одна цитата из Дробницкого:
"...Энергетика является главнейшим столпом инфраструктуры, фундаментом, на котором выстаиваются все прочие индустрии и технологии. Без надежного и, желательно, экологически чистого энергоснабжения невозможно ничего, о чем грезят даже в Давосе. Американская ассоциация полупроводниковой промышленности в 2016 году подсчитала, что даже при сохранении нынешних темпов роста вычислительных мощностей и телекоммуникационных сетей (а это слишком консервативная оценка - рост ускоряется, несмотря ни на какие кризисы) они к 2040 году будут потреблять всё электричество, которое сегодня в состоянии выработать человечество. Ну а если системы искусственного интеллекта получат массовое распространение, то начинать строить десятки тысяч новых электростанций надо уже сейчас..."
...Как видите, продвинутые эксперты международники, говорят уже об энергетической перезагрузке и предстоящей смене элит. Но о чём это они, когда в России ещё не создана так называемая "машинная цивилизация"?
Как они себе представляют эту перезагрузку в стране, где половина населения живёт в условиях феодального быта!?
Конечно, для России выстраивание инфраструктуры, - это первоочередная задача, только здесь придётся во многих регионах начинать с нуля!
А эксперты говорят о строительстве инфраструктуры в России, правильными, но общими фразами.
Хотя Дробницкий, один из немногих, кто понимает сложность "энергетического перехода в России:
"...В общем, не так уж важно, в каком количестве будут завтра разъезжать по улицам городов беспилотные автомобили и заменит ли 3D-печать мелкосерийное производство. Важно, насколько надежно среда обитания человека будет обеспечена энергией и другими коммуникациями, включая продовольствие, воду, удаление отходов и природоохранные мощности, а значит - транспорт, связь и масштабируемые индустриальные кластеры..."
Однако, продолжу перечисление главных направлений реальной модернизации России и это тоже об инфраструктуре, но весь вопрос - какой и с какой очередностью её надо и можно выстроить?
...Третья, первоочередная задача - организация и выстраивание такой инфраструктуры, которая позволит даже в самой глуши иметь водопровод с холодной и горячей водой и интернет с беспроводной связью...
Вот три задачи, решение которых поднимет не только уровень жизни в России, но и скажется на образе жизни россиян в ближайшем будущем. Берусь утверждать, что любой прорыв в это будущее, невозможен на основе сегодняшнего уровня цивилизованности страны!
И тут, если продолжить сравнения с советской индустриализацией, перефразируя слова Сталина, можно сказать: "Или мы совершим вхождение в машинную цивилизацию, или нас сомнут"! А эта цивилизация невозможна не только без машины в каждом доме, но и дорог к каждому дому. Тут можно привести цитату, точно отражающую суть такой цивилизации:
"Автомобиль стал частью одежды, без которой мы чувствуем себя неуверенными, неприкрытыми и незаконченными..."
Маршалл Маклюэн
Всем теоретикам "перезагрузок" надо понять, что перескакивание через определённые цивилизационные уровни, приведёт к неразберихе и социальному хаосу, когда одни будут летать по воздуху на автомобилях по воздуху, а другие в мороз, ходить в деревянные избушки - туалеты на улице. Представьте себе эту картинку и вы поймёте о чём я говорю в этой статье!
...Что значит для России машинная цивилизация? Это значит, что помимо автомашин разного профиля, начиная от современных легковых и заканчивая строительными машинами - линейка таких механизмом может включать двадцать и более видов, однако главное условие - эти машины должны быть сделаны в России, а не привезены из-за границы!
В послевоенном Союзе наметилась такая тенденция построения самостоятельного, суверенного государства, но после смерти Сталина, парт номенклатура пришедшая к власти, утратила революционные настроения и в итоге, вначале Союз впал в бедность и провинциализм, а потом и развалился, из-за предательства народных интересов бюрократической властью псевдо коммунистов!
Как результат - уровень жизни россиян, не сравним с уровнем жизни в развитых странах, опередивших Россию в развитии техники и социальной инфраструктуры на несколько десятков лет!
Поэтому, для сохранения независимости и места в геополитической мировой пятёрке, необходим прорыв, сравнимый с предвоенной индустриализацией!
А для этого, важно иметь внятные стратегические цели и задачи, на решение которых нужно направить все материальные и человеческие ресурсы страны.
Главным достижением такой новой индустриализации, будет реальная политическая и экономическая сила, которая позволит России сохранить самостоятельность!
Ещё одна цитата от Дробницкого:
"...Если же выйти за пределы мегаполисов (где, в случае наступления эры роботизации, и работать-то будет почти негде), то там инфраструктура станет еще более значимым фактором. Даже если борцы с метановыми выбросами сумеют запретить во всем мире мясную пищу, придется наращивать производство сои и других культур, что выдвинет на первый план всё те же направления развития - транспорт, энерго- и водоснабжение, а также системы управления (цифровые, а, значит, энергозатратные), но уже в гигантских масштабах сельскохозяйственных регионов..."
...Я уже говорил, что для сегодняшней России, разного рода "западные перезагрузки" неактуальны, а приведут к очередному развалу страны, потому что выстраивание инфраструктуры дело затратное и требует постепенности, а перескакивание через уровни цивилизованности, приведёт к созданию ситуации, которую проиллюстрировал ещё Иван Крылов, рассказывая о том, как лебедь, рак и щука, взялись делать общую работу!
...Конечно, лоббисты из бизнеса ориентированного на ублажение Запада, некоторые министры из правительства и даже депутаты Думы отстаивающие приоритет Запада перед Россией, будут яростно протестовать против такой стратегии развития страны.
Во время предвоенной индустриализации, тоже шли непростые баталии за утверждение такой стратегии развития в СССР.
Вот и сегодня, все, кто так или иначе связан с продвижением западных технологий, через откаты и взятками от наших "партнёров" и все кто собирается "валить" из "Рашки", будут саботировать любые решения, направленные на укрепление независимости, суверенности России.
Им выгодно, чтобы Россия была слабой и зависимой, потому что они на этой зависимости строят свои доходы, бизнес и планы на будущее!
В этот переломный момент, необходимо единение всего народа и внедрение в сознание масс идеологии коллективизма, при сохранении личной ответственности за всё происходящее не только членов правительства, но и каждого россиянина.
Но какое может быть единение, когда богачи имеют миллиарды, заработанные на бесправии и нищете народа, живя как восточные принцы, разъезжая по странами-континентам на личных самолётах и яхтах, а миллионы россиян, едва сводят концы с концами и живут в избушках, по сравнению с которыми "избушка на курьих ножках" покажется пятизвёздочным отелем!
Конечно, такая модернизация страны дело не быстрое и требует каждодневного труда и ответственности и надо понимать, что к тому времени, когда Россия будет иметь своё автомобилестроение, самолётостроение и необходимый железнодорожный транспорт, необходимо будет выстроит огромную сеть дорог, в том числе железных и воздушных дорог, по которым эти русские автомобили поезда и самолёты смогут добираться до каждой малой деревни или даже отдельно стоящего фермерского дома. И главное тут не только новые "Бамы" то есть железнодорожные магистрали, но автомобильные дороги.
Развитые страны уже построили такие дороги - или до Второй мировой войны, или после неё - а Советский Союз начиная с правления Хрущёва, решил воспользоваться стратегией заимствований, в том числе покупая машины иностранного производства, заключив долгосрочные контракты с итальянскими, не самыми передовыми фирмами в автомобилестроении, а о дорогах забыли начисто! И никто не задумался по каким дорогам эти авто будут ездить.
Такова была стратегия тогдашних властей и думаю, что все эти глупые сделки с заграничными автомобилестроителями, оставившие Союз не только без отечественных автомобилей, но и без дорог, заключили ещё советские чиновники, не без прямой выгоды для себя - сегодня, такие выгоды называются взятками!
Однако я уверен, что и сегодня ещё не поздно начать вхождение в машинную цивилизацию, тем более что в военной сфере, где требуются самые передовые технологии, Россия не отстаёт от Запада, а иногда и опережает его!
...Что касается дорог, то здесь можно и надо брать пример с Китая, который за последние тридцать лет построил столько километров отличных дорог, что России остаётся только завидовать. По количеству введённых в строй дорожных километров в год, Китай превосходит Россию в десятки, если не в сотни раз, а легковых автомобилей собственного производства, каждый год выпускают там миллионами!
Для того, чтобы ускорить процесс "машинизации" страны, можно, в условиях санкций со стороны Запада, приглашать китайских специалистов и даже китайские фирмы, которые смогли бы помочь, на взаимовыгодных условиях, совершить индустриально-технологический прорыв!
Кстати, такой практикой не боялись пользоваться во времена советской индустриализации сотрудничвя с Западом. Но тогда и Запад был другим!
...Что касается решения второй, тоже очень важной задачи, то тут Россия имеет такие преимущества, с которыми не сравниться никакая другая страна, разве что Канада может немного к этому приблизиться.
Россия - страна с неисчерпаемым лесными ресурсами и уже давно надо было заняться созданием сотен и тысяч лесообрабатывающих заводов, в том числе небольших передвижных, для производства деталей для деревянных домов, из которых за несколько недель можно собирать замечательные по удобствам и архитектуре деревянные, жилые и разного рода строения для обслуживания новых деревень, сёл, посёлков, малых городов и даже столичных пригородов. Сегодняшние технологии обработки дерева, огнеупорная, антигнилостная пропитка, позволяют использовать дерево, как главный строительный материал в большинстве регионов России!
Невольно вспоминается опыт освоения американского Запада. Тогда, поселенцы перевозили вместе с продвижением на неосвоенный, лесистый Запад пилорамы, на которых заготавливали материал для постройки домов во вновь основанных поселениях и городках!
Я полагаю, что такого строительства не удалось осуществить в России, не только из-за лени и неповоротливости государственных чиновников, но ещё и потому, что разбазаривание лесных ресурсов стало реальной возможностью для чиновникам разного ранга заработать подозрительные денежки из тех же откатов и взяток, за то, что иностранцы - Финляндия и тот же Китай - гонят строевой лес из России состав за составом!
Странно, что на это не обращают внимания надзорные и карательные органы
И конечно, для создаваемых жилых комплексов, надо одновременно выстраивать современную инфраструктуру, которая позволит жителю самой отдалённой российской глубинки чувствовать себя деятельным участником и современником очередной технологической революции.
...В качестве примера работающей машинной цивилизации приведу строй жизни в Англии. Недавно я был в Норвиче, небольшом городе в Норфолке. То, что я там увидел, перевернуло мои представления о провинциальной английской жизни!
Удобные, просторные двухэтажные дома и квартиры, транспортная и социальная инфраструктура, работающая для человека, множество личных автомобилей, практически в каждой семье, цепь дорог, соединяющих города и городки с каждой удалённой фермой.
На выходные сельские жители заполняют улицы городов, а их машины - городские автостоянки. Люди развлекаются, загорают на благоустроенных пляжах, ходят в походы по окрестностям и главное работают напряжённо...
Всё это благоустроено, красиво и современно! И это стало возможным на фоне сохранения национальных традиций, стало следствием постепенного вхождения Англии в машинную цивилизацию, которая началась здесь уже с послевоенного времени - около семидесяти лет тому назад!
Могут сказать, что Англия это не Россия, что масштабы территорий и климат несравнимы. Но нечто похожее говорили и противники советской индустриализации. Однако её сделали и это помогло жить и развиваться, помогло победить страшного противника - гитлеровскую Германию, а после войны восстановить страну в кратчайшие сроки! Тут уместна поговорка: "Кто многого хочет, тот больше получит"!
...Вот краткие тезисы той программы, которую необходимо было выполнить в Советском Союзе и ещё не поздно это сделать в новой России, вместо нелепых проектов создания "Сколково" которые лоббировал Медведев и которые, по его замыслам, могли быть сравнимы с американской Селиконовой долиной.
Естественно хочется спросить, где сегодня эти "Сколково" и каким образом, если они даже построены, этот частный случай локальных достижений, можно сравнивать с Селиконовой долиной?!
И последняя цитата из статьи Дробницкого:
"В начале XX века новейшие по тем временам технологии были известны и доступны в воспроизведении в штучном количестве всем, но только те государства, которые смогли их использовать массово и построить адекватную уровню развития индустрий инфраструктуру, осуществили рывок, который до сих пор делает их лидерами во всём, включая уровень жизни населения.
У России сегодня есть все возможности для того, чтобы не просто не отстать, но и преуспеть в ближайшие десятилетия. Развитая энергетика, способность кормить собственное население, богатые водные ресурсы и уникальные арктические технологии - это уже большой задел. А начало строительства ядерных установок замкнутого цикла показывает, что у нашей страны есть не только передовые разработки, но и возможности для их массового внедрения в экономику..."
Хочу заметить, что разбираясь в причинах развала СССР, прихожу к выводу, что ни космос, ни мирный атом, ни успехи науки, не смогли преодолеть экономическую, политическую, а главное цивилизационную отсталость России, что вылилось в российский провинциализм и идеализацию западного преуспеяния. Главное, что со временем, несоответствие цивилизационных основ жизни города и деревни и причиной стал тот политический скачок, во время которого, лапотная Россия, перескочив этап становления буржуазной демократии и начала строить коммунизм! (Но это уже тема другой большой статьи)
...Из всего выше сказанного можно сделать выводы, что будущее России зависит от правильно выбранной стратегии развития, которая, в наш век природных катастроф и политической нестабильности, должна ориентироваться, в первую голову на независимость России!
2017 - 2021 год. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"