Аннотация: Эти эссе написаны в разное время и в них говорится о том, что сегодея культура, искусство и политика неразрывно связаны!
"Тит Андроник" Шекспира, в "Глобусе"
...Погода стоит мрачноватая и прохладная - тучи ходят по небу и изредка на землю сыплет мелкий дождь.
Поэтому, мы собрались в "Глобус" не только с подушками, но и одеяла прихватили.
Я до сих пор вспоминаю с содроганием "Короля Лира", здесь же в "Глобусе", когда я, от холода и ледяного ветра, совершенно окоченел и только ждал, когда эта пытка закончится. Актёры на сцене, были иногда полуодеты, но ведь они двигались, а мы сидели тихо и неподвижно...
Народу на сей раз было не так много и вокруг сцены стояло человек сто пятьдесят, не больше. А нам повезло и мы сидели по центру, напротив сцены, на втором ярусе лож - а их всего три. Ярусы эти прикрыты крышей из соломы, на которой уже и мох местами зеленеет.
Но между ярусами и сценой - открытое пространство и видно, как дождь падает на головы зрителей. Сцена, на которую, самые бойкие из них опираются локтями, тоже прикрыта сверху, хотя иногда и туда дождик достаёт.
К счастью, на этот раз было не так холодно, и нам хватило водонепроницаемых курток. Хотя ветерок, откуда то сверху, задувал иногда активно и приходилось запахиваться.
Спектакль начался в два часа дня и потому, первые сцены, с большими барабанами и какими-то вышками, на которые взбирались герои, совсем не смотрелись боевыми, или парадными колесницами.
Вообще, в начале представления трудно заставить себя поверить в реальность театральных условностей. Но в "Глобусе", умеют заставить поверить в происходящее. А для этого, иногда достаточно напугать или взволновать зрителей громким шумом или музыкальным сопровождением.
Вот и здесь, из-за сцены послышались громкие крики и стук металла о металл, и на сцене, расталкивая зрителей, появились металлические вышки на колёсиках, о которые, тоже металлическими трубами стучали актёры, одетые в римские одеяния. Запели длинные боевые римские трубы и появилась торжественная процессия, празднующая очередной римский триумф - победу над готами - это полководец Тит Андроник возвратился с очередной победой и привёл в цепях пленных и с собой, на колесницу, посадил царицу готов Тамору, тоже в цепях, но рядом с собой.
Римляне, то есть мы, сидящие в "Глобусе", изображали зрителей в Колизее и от нашего имени, седой человек в тоге просил Тита Андроника стать императором, но тот, утверждая что он только воин, передал это право одному из своих братьев - оба они происходили из знатного римского рода.
Сатурнина, по рекомендации Тита Андроника, короновали и он стал очередным императором.
Затем, ему в жёны отдали царицу готов, Тамору, а дочь Тита, Лавиния, осталась со своим возлюбленным, братом нового владетеля Рима.
И вот, через время, царица Тамора, завладела сердцем молодого императора и приблизила к себе бывших пленных соотечественников. Её сына, римляне все-таки успели убить и потому, Тамора затаила в сердце злобу.
Это убийство её пленённого сына, было только началом вереницы смертей.
Вскоре подавив волю Сатурнина своими притворными ласками, она с помощью своих готских соотечественников и любовника, убила брата императора Боссиануса, подстерегла Лавинию - дочь Тита, и приближённые этой мстительной варварской женщины, зверски изнасиловали дочь победителя готов, а потом отрезали язык, чтобы не проболталась и кисти рук, чтобы не смогла написать имя насильника.
Появление окровавленной, мычащей и размахивающей обрубками рук Лавинии, зрителей шокировало, но и это был не предел, вполне себе психологически оправданных убийств и членовредительств.
Титу, в конце концов, тоже отрубили кисть, а его сыновей, коварно и зверски, как водится у варваров, убили.
На сцене кровь, буквально лилась и все одежды героев драмы были залиты кровью.
Свирепости и жестокости не было предела и толпа зрителей истерически смеялась над остротами, любовно выписанными Шекспиром, на фоне разгула кровавых страстей.
Временами, я не мог смотреть на сцену, настолько на меня действовала эта кровавая вакханалия, а молодые зрители, веселились, вперемежку с взвизгами испуга.
Рассказывали даже, что кто-то из зрителей падал в обморок, кого-то от вида обильной крове и извращённых насилий тошнило и у служителей театра были заготовлены для людей со слабым желудком картонные емкости для блевотины!
А я, не столько наблюдал за злодействами на сцене, сколько слушал реплики и уговаривал себя не верить в такую кровожадность римлян, но зрители, по ходу пьесы, становились невольными участниками представления - через их толпу проходили герои драмы, а иногда на их головы, то вино плескалось, то вода из кубков, и хорошо ещё, что не кровь из ран и перерезанного горла...
Конечно, впечатления от спектакля в "Глобусе", отличаются от впечатлений в благообразном, покрытом золотом и бархатом, современном театре - здесь, мы словно каким-то чудом становимся теми зрителями, для которых писал Шекспир и драматурги той эпохи и потому, переживания и катарсис действительно заставляют нас многое перечувствовать и задуматься над историей рода человеческого.
Ведь именно о человеческой истории, о злодействах, коварстве и благородстве писал английский гениальный драматург, надеясь воспитать в народе добротолюбие и презрение к злу и лицемерию!
Боюсь, что девушкам, стоявшим около сцены в полуметре от кричащих надсадно от злобы и страсти актёров, будут несколько ночей сниться кошмары. Думаю, что такое же впечатление оставляли пьесы Шекспира и пятьсот лет назад, во времена открытых театров. Актёры и музыканты, использовали всё пространство театра и потому, зрители вздрагивали когда из-за их спин появлялись или убийцы или жертвы погонь.
Я уже не говорю о зловещих ударах барабанов и всхлипы длинных труб, которые возбуждали в древнем Риме не только воинов на бой, но и скорбели по погибшим.
Когда злодейства клики Таморы дошли до точки, оставшийся в живых, один из двух десятков сыновей Тита, возглавил восстание и месть обнаглевшим "пришельцам".
Но просто убить, Тит уже не хотел, он жаждал страшной мести и подстроил так, что заставил Тамору и императора, есть в праздничном пироге тела готских недругов Тита.
Сатурнин, не выдержав таких издевательств, бросился на Тита и заколол его, но Тамора умерла прямо за пиршественным столом, уткнувшись в пирог, с поджаренными остатками своих приближённых.
Её любовник, темнокожий Аррен, долго носился с своим сыном от Таморы, таким же чёрным как он, и в конце концов его убили, а ребёнок в пелёнках, остался жить.
Наконец всех злодеев убили, сын Тита был провозглашен новым императором, а на сцене остались несколько трупов, в том числе Тамора, Сатурнин и сам Тит, который незадолго до своей смерти, ещё и задушил свою дочь, чтобы она, больше не мучилась!!!
Спектакль закончился, когда в Риме, "благородство и справедливость" восторжествовало над коварством и свирепостью варваров...
Зрители, отозвались на конец этой драматической, но психологически обусловленной резни, громкими аплодисментами и криками одобрения, а все убитые "восстали" и совершили несколько кругов в хороводе по сцене и вокруг неё, под музыку театрального, старинного оркестра.
Такое зверское зрелище показалось бы непереносимым, без этого финального танца, который всех примирял и показывал, что всё рассказанное и показанное лишь выдумка гениального английского драматурга.
Злодеи и их жертвы весело отплясывали на сцене, а зрители радовались счастливому избавлению от этого "игрушечного" кошмара...
Над упомянуть ещё одну деталь.
Во время перерыва, многие зрители ели мясные бутерброды и пили красное вино, похожее на сценическую кровь.
А мне, после этой старинной драмы, похожей на человеческую мясорубку, и думать не хотелось о легкомысленном жевании, но над отметить, что таких чувствительных как я было немного и никто из зрителей не падал в обморок и никто не попросил ёмкости для блевотины...
Думаю, что английский и вообще мировой зритель-турист, а таких в театре на каждом представлении бывает много, такого уже насмотрелись в фильмах Тарантино, что некоторых, эти кровавые жертвоприношения только смешили.
И теперь я понял, что Тарантино только талантливо продолжил и развил линию "реалистической" драматургии Шекспира!
Начало мая 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
"Вид с моста" - пьеса Артура Миллера в лондонском театре "Янг Вик"
Последнее время, мы с женой ходим в театры днём. Разницы в восприятии увиденного никакой нет, зато билеты стоят значительно дешевле.
Надо сказать, что билеты в театры, в Лондоне недёшевы. А по русским зарплатам, так и вовсе очень дороги. При этом вход в знаменитые музеи и галереи - бесплатный. Такое впечатление что власти не думают о приобщении рабочей аудитории к искусству театра!
На дневных спектаклях, аудитория в основном пенсионного возраста. Зато и атмосфера почти домашняя. Многие приходят пораньше и выпивают или даже обедают в театральных буфетах. Хорошо бы эти привычки распространить и в России!
Пьесы Миллера, я не видел до сих пор, хотя и помню историю его внезапного взлёта на театральных подмостках, в начале в Америке, а потом и в Европе. Помню, так же, что он был женат на неподражаемой Мерелин Монро, что тоже меня заинтриговало. Простой человек, вряд ли понравился бы такой избаловаееой красотке, как Мерелин.
В театре "Янг Вик", зрители располагаются, как в амфитеатре, вокруг сцены, с одной глухой стеной откуда появляются и куда уходят артисты во время спектакля.
Уже в который раз, хочу отметить оригинальную и талантливую сценографию английских постановщиков - и на сей раз, почти посередине зала торчал большой чёрный куб, потом стенки куба поднялись и мы увидели пустую белую сцену с длинной лавкой по трём сторонам.
Внутри этого куба и началось действие. Два героя пьесы, после работы, помылись в душе, вытерлись и вода сбежала в водосток прямо на сцене. После, это пространство превратилось в гостиную в доме, где и происходили основные события.
Я не буду пересказывать фабулу, но действие развивается так, что в какой-то момент, мы начинаем ожидать трагической развязки, хотя разговоры и размышления вслух, обычны для всех простых людей во всём мире и не выходят за пределы интересов семьи Эдди Карбоне и его жены Би, в Нью-Йорке.
Эдди очень близок с своей семнадцатилетней племянницей Катрин - своих детей у них нет.
И вот, с Сицилии к ним приезжают их дальние родственники - братья Марко и Родольфо.
Марко - старший из них, оставил семью на Сицилии и приехал заработать денег, чтобы семья не страдала от бедности, а молодой Родольфо приехал вместе с ним за компанию.
В конце концов он влюбляется в Катрин, а она в него. Эдди начинает ревновать Катрин и постепенно впадает в бешенство, так как не может вернуть к себе ласковое и игривое отношение племянницы, уже влюбившуюся в молодого и "интересного" Родольфо.
Постепенно атмосфера в доме накаляется, а когда Эдди узнаёт, что Катрин "ему изменяет", то впадает в ярость и "закладывает" братьев иммиграционному инспектору - братья живут и работают в Америке нелегально.
В это время, на сцене идут простые разговоры, выяснение отношений между Би, которая всё понимает, и Эдди, который прикрывает заботой о будущем племянницы, свою влюблённость и страсть к ней.
Он всё больше распаляется и во всём происходящем винит не себя, а братьев живущих в его доме, но не подчиняющихся его воле и желаниям.
Напряжение нарастает и пьеса, всё больше начинает напоминать древнегреческие трагедии, когда жестокий рок управляет и распоряжается человеческими судьбами - адвокат Эдди, здесь выступает в роли "хора" из древних трагедий и одновременно в качестве ведущего и рассказчика.
Атмосфера семейных неурядиц и страстей накаляется всё больше и зрители замерев, наблюдают с трепетом приближение развязки - чтобы не ослаблять впечатления, действие пьесы идёт без перерыва два час.
И вот, когда Катрин с Родольфо уже собираются на венчание в церкви, вдруг появляется инспектор и арестовывает нелегалов!
Здесь и происходит развязка, когда все узнают, что Эдди предал братьев в руки полиции.
Адвокат договаривается с тюремщиками и братьев выпускают до суда на свободу - Родольфо торопиться со свадьбой, а Марко, обвиняет Эдди в предательстве и этим порочит его имя настоящего сицилийца.
В процессе выяснения обстоятельств начинается схватка Марко и Эдди. Пытаясь вернуть себе "доброе имя", хозяин дома, бросается с ножом на преданного им Марко, который оказывается сильнее и Эдди помимо моральной смерти, то есть совершения предательства, погибает и физически, в схватке наткнувшись на свой нож. Но нравственно он уже убил сам себя и потому, физическая его смерть вполне логична и закономерна.
Во время этой схватки, в которой участвуют все, кто находится на сцене, сверху на них начинает литься кровавый дождь, который заливает всю сцену, образует лужу, которая медленно стекает в сливное отверстие, при этом, все участники драмы оказываются на полу и возятся в этой "луже крови".
Финал драмы решён так эффектно, что зрители, замирают в испуге и видя как умирает Эдди, размазывая своим телом по полу кровавую жидкость, сочувствуют ему - жертве человеческих страстей!
К этому времени кровавый дождь заканчивается и занавес, то есть чёрные стенки куба, закрывая сцену медленно опускаются...
В заключение "красочного" зрелища, кроваво-мокрые герои, встают и кланяются залу, а зрители неистово аплодируют...
Надо отметить замечательно подобранный простой, но выразительный свет на сцене и музыку "за кадром", немного таинственную и напряжённую, тем самым становящуюся драматическим фоном происходящего на сцене!
Остаётся добавить, что в этой пьесе, которая между прочим входит в программу английской школы по родному языку, реализуется, подлинно драматический принцип древнегреческой трагедии, когда герои связаны невидимыми нитями страстей и ненависти, любви и ревности, когда казалось бы бытовой конфликт, заканчивается гибелью одного или нескольких персонажей.
...В этом умении увидеть и показать драму отношений обычных людей с обычными чувствами и заключается мастерство Миллера - драматурга!
Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
О творчестве и мировоззрении...
Жизнь и творчество Бориса Пастернака в изложении Дмитрия Быкова.
Вместо эпиграфа:
"Дмирий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению: "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс... Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха..."
(Из Википедии)
...Быков - один из идеологов "болотного бунта", человек неординарный: поэт-сатирик, полемист, филолог по образованию - он, принадлежит к самым заметным фигурам "болотного протеста".
Певец "образованщины и интеллигентской исключительности - он к тому же тонкий ценитель и знаток российской поэзии. Странно, но в России, сегодня, одно другого не исключает, потому что всегда были и будут "российские мальчики", подверженные влиянию модных интеллектуальных "трендов".
Эти потоки моды, захватывают иногда целые поколения, и определяют их жизненные позиции или мировоззрения на всю жизнь, вне зависимости от её дальнейшего развития. Подобный некритический догматизм, наверное достался нам от русского православия или от еврейского упорства отстаивать заветы "учителей".
Дмитрий Быков родился в 1967 году и принадлежит к тому поколению российских интеллигентов, которые волею истории были помещены в годы отрочества в самый бездарный период правления парт номенклатуры.
Достаточно вспомнить, как весёлый шут - Горбачёв, возглавил компартию в 1986 году, когда уже всё было готово к буржуазному перевороту и контрреволюции.
А становление как личностей, Дмитрия Быкова и сотен ему подобных, пришлось на те годы, когда в Союзе оппортунисты праздновали победу, а продвинутые "образованцы" совмещали карьеру в комсомоле, с модным брюзжанием по поводу истории СССР, а восхищение успехами западной цивилизации, с попытками совершить государственный переворот.
Но в любом случае, по отношению к стране в которой они выросли, получили хорошее образование и делали карьеру, они вели и ведут себя по сию пору как социальные шизофреники.
Одна их половинка пользовалась результатами революции - то есть бесплатным образованием, накопленными интеллектуальными и культурными знаниями, а другая половина держала "фигу в кармане" и на кухнях восхищалась перестройщиками, а в карьере делала уверенные шаги к личному процветанию и известности.
В этом смысле, Дмитрий Быков - ярчайший пример того явления, которое я называю "российской социальной шизофренией"!
Эволюция его мировоззрения, как и большинства российских образованцев, начиналась с критики власти и вместе, способностью найти себе тёплое местечко в государственных структурах...
Вспомните, хотя бы того же Гайдара, с его работой в журнале "коммунист", а потом, вдруг ставшего главным апологетом первоначального капитализма
В отличии от многих "шестидесятников", его поколение уже не уходило в кочегарки и подпольные студии - эти делали карьеру а за спинами своих партийных кураторов строили рожи...
Если физически, все мы продолжаем и похожи на наших родителей и недавних предков, то интеллектуально, мы повторяем своих учителей или стараемся быть похожими на литературных героев, произведших на нас неизгладимое впечатление и понравившихся нам ещё в юности. Отчасти, наши личные политические предпочтения, становятся часто почвой для наших жизненных успехов или неудач, а иногда становятся причинами наших разочарований и даже трагедий.
То есть, цинизм и насмешливость Быкова, можно объяснить несоответствием его природного дарования и запросами раскормленного тела. Тогда, когда дух тонок и горделив в стиле немецких романтиков, плоть, стараниями природы и непомерного аппетита, напоминает тульский пряник, а лицо, словно сошло с карточной картинки - валета с лихо закрученными усами.
Как тут не превратиться в ёрника и насмешника, в жертву несоответствия "формы и содержания", когда внутри живёт демонический красавец Ставрогин или даже мрачный мизантроп Иван Карамазов. А ведь демоны, всегда привлекательней бесхарактерных "сладеньких" ангелов. Недаром о высшей мере красоты, говорят, как о "демонической" красоте, которая всегда противостоит красоте игрушечной и сусальной, то есть "ангельской".
Вот, Быков и примкнул к болотной образованщине задолго до её появления на свет, пытаясь доказывать всем и себе, что он способен говорить нет тогда, когда большинство соглашается и говорит да...
Идеология "болотной образованщины", особенно проявляется в описании Быковым эпохи Революции и становления Пастернака и ещё, в антисоветских изысканиях и утверждении, что вопреки очевидному, Пастернак был внутренне неопознанным антисоветчиком и вот он - Быков, это обнаружил после кропотливого и тщательного анализа.
Но для меня очевидно, что он специально подыскивал факты из биографии поэта, чтобы втиснуть из в свои мировоззренческие схемы.
И всё бы не беда, но он втискивает судьбу гениального поэта в своё понимание истории Советской России, а он её понимает как сытый атеист-буржуа и поэтому, всё что делается после пролетарской революции Быков осуждает и берёт в кавычки, надеясь, что Пастернак был его единомышленником.
Как всякого буржуа, Быкова пугает сила и необузданность простого русского человека - работника и пахаря, бунтаря и воина! И как всякий романтик, в душе он немного фашист - его бессознательно привлекают брутальные характеры типа Салтычихи или великого князя Сергея Александровича и "лиричность" бывших хозяев российской жизни и прислуживавшей ей монархической интеллигенции.
Антисоветизм Быкова непонятного происхождения, как впрочем у многих его сверстников и соратников по "креативному классу". Он получил приличное образование и сделал карьеру ещё на остатках советского строя. И его продвинутость и острота ума обусловлена обстановкой и атмосферой, того, позднего, оттепельного Союза.
Наверное это связано с болезнью шестидесятничества, которая выражалась в неумении отделять частное от общего и нежеланием видеть драму жизни и человеческой истории, во всей её неприглядности и вместе привлекательности.
Как раз этими качествами и обладал на мой взгляд Борис Пастернак, что и было его поэтической и человеческой особенностью!
Дмитрия Быкова, как человека и гражданина характеризуют вот такие высказывания:
"По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача""
(Цитата из Википедии)
Конечно, мне отвратительно читать такие высказывания о стране в которой я родился и в которой прожил большую часть своей жизни. Но ещё более отвратительно, что этот неглупый человек, так оскотинился, что уже не может не употреблять жаргона своей среды, бравирующей своим цинизмом как малолетний онанист, рассуждающий о месте женщин в мире!
Кстати, исходя из своего мировоззрения, Быков и Блока, и Маяковского, да и самого Пастернака подвёрстывает под свои примитивные псевдо элитарные взгляды на Революцию, и вообще на историю.
Он говорит о неприятии Пастернаком Революции, о его разочаровании, а я помню стихи Пастернака, поразившие меня советским патриотизмом о новой стране, о крестьянских детях, свободных в выборе своей судьбы, которые "на ранних поездах" торопились в школу, где их учат уважать историю и выбор простого народа, а его критика нового бюрократизма и чиновной глупости и спеси, как раз и показывала возможность критики новой власти.
Попытки приписать Пастернаку антисоветизм - явный провал и это похоже на то, как на Западе, даже из советских патриотов пытаются сделать борцов за "демократию" и из искренних прославителей Сталина, сделать приписных антисталинистов!
Меня например, удивляет примитивная, здешняя пропаганда, повторяющая мифы о антисоветской позиции советской интеллигенции, изображающая даже Шостаковича, как борца со "сталинским режимом".
Очевидно, что эти биографы, всё извращают и пытаются сделать из белого - чёрное, и наоборот. А руководствуются они известным лозунгом - победители всегда правы...
Такова традиция пришедшая к нам из времён ожесточённой холодной войны однако война уже закончилась, Союза давно уже нет и казалось, можно говорить правду, но "самоотверженные " прозападные партизаны, спрятавшиеся от "свирепого врага" в джунглях своего воображения, по-прежнему живут реалиями "той войны"!
Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
О чём пишет пресса на Западе и в России.
...В Англии, где я живу, идет постепенная "маргинализация" газет и телевидения. Появились в газетах уже фото обнажённых красоток - волонтёров. Такие и похожие на них газетки называют "жёлтыми", хотя они сделаны из обычной бумаги.
Но сегодня, самыми читаемыми газетами объединённого королевства являются "Метро" и "Ивнинг Стандарт". Они распространяются в метро и их читает ежедневно, наверное, около миллиона.
Первая - уже давно бесплатная, а может таковой и была задумана чтобы помещать рекламу. А вторая, стала бесплатной когда её купил российский олигарх Любимов.
Долгое время, я каждое воскресенье, с утра, покупал и читал воскресную газету - серьёзную для серьёзных людей "Санди Таймс". В ней, иногда появлялись интересные аналитические статьи, да и с порнухой не было откровенной связи, но потом появился компьютер и газетные версии новостей стали неактуальны.
О чём пишут первые две, повторю, бесплатные газеты?
Пишут о скандалах, о судах над престарелыми педофилами, о убийствах подростков. Политические новости, в основном связаны с выборами, а если где-то происходит что-то неординарное, то почти всегда в произошедшем видят "руку Москвы", может быть ещё потому, что владелец этих газет, российский олигарх, очевидный западник и потому ещё, по определению Достоевского - "лакей западной мысли"
Но на политику, эти ежедневные газеты обращают мало внимания - да и кто читает "эту политику"?!
Основное внимание в материалах, приходится на преступления и скандалы как в светской части жизни, так и в её политическом оформлении. Делается это, с одним намерением - привлечь внимание обывателя и заставить его ещё раз ужаснуться жизни. В этом, как давным-давно заметили психологи, состоит главный интерес "обычного человека".
Тем более, что этого обывателя воспитывают на подобных новостях каждый день, с детства, в течении всей жизни.
Конечно, большую часть газет занимает реклама - "двигатель торговли". А раз мы живём в обществе потребления, то торговля, стала самой важной частью не только экономики, но и политики и конечно, рутинной жизни обывателя - покупать это страсть, которая в человеческом обществе заменила и любовь и ненависть.
Но об обществе потребления и его проблемах, в другой раз.
На последних страницах - новости спорта и именно последние страницы, читает самая активная часть общества - спорт заменил культуру, так же как искусство с приставкой модерн, некоторое время назад, подменило религию. Но преемственность процесса дегуманизации очевидна и потому, если Маркс назвал религию "опиумом для народа", то сегодня-спорт стал этим опиумом.
И конечно, на британских островах, главным видом спорта стал изобретённый англичанами, футбол.
Увлечение этим опиумом. Начинается лет с десяти и сходит на нет годам к шестидесяти, а чем ещё заняться половозрелым самцам, в промежутке между зарабатыванием денег и их тратой. В войнах, участвуют сегодня совсем уже единицы - в моём окружении нет ни одного бывшего военного, тем более ветерана какой-то войны - а ветераны спорта мелькают и в телевизоре и в газетах!
Из тех же газет мы узнаём, что Англия воюет в Афгане или в Ираке, видим даже траурные рамки с фото погибших, но процент этих участников войн, тем более процент погибших в них так мал, что мы с последствиями этих войн в обычной жизни не сталкиваемся.
Поэтому, спорт стал заменой войны и потому, большинство мужского населения души не чает в футболе, или допустим в баскетболе, как в Америке.
Самцам нужны нервные переживания, взлёты и падения агрессивности, а спорт, и в частности футбол, даёт в этом смысле "реальные" тренировочные нагрузки - метафизика спорта и особенно командных его видов отсылает нас к проблеме метафизики человеческого существования.
И вот тогда, когда нет обязательной армии, когда нет возможности поучаствовать в опасных и тяжёлых походах или экспедициях, то люди, специально для оживления жизни придумали спорт. И сделали это англичане ещё во времена заката империи, в последние годы имперского правления королевы Виктории...
...Представьте, что каждый день перед работой, сидя в метро, просматривая "Метро" от корки до корки, вы поглощаете эту "печатную жвачку" из преступлений, скандалов и спорта, а вечером, возвращаясь домой, так же бесплатно читаете толстенный "Ивнинг Стандарт" с точно теми же темами и часто с похожими фото.
Через год, вы уже зомбированы ненавязчивой пропагандой идеалов потребления, сдобренной описаниями убийств и изнасилований, а то и просто сообщениями кто где утонул, сгорел или умер от передозы!
Ваши мозги, постепенно становятся запудрены, а сверху присыпаны пропагандистской пылью и этот колтун, вы называете человеческим мозгом, а кто-то ассоциирует это серое образование с душой.
Страшноватая картина - не правда ли?!
О российской прессе - в продолжении статьи...
Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
"Свидетельства от Марии" в Барбикане.
Сегодня, мы ходили в Барбикан на представление пьесы по роману ирландского писателя Колма Тойбина "Свидетельства от Марии".
На днях, моя жена прочитала этот роман и коротко пересказала мне содержание, пока мы собирались в театр.
Меня эта тема давно интересует. Я написал несколько богословских эссе, роман о православном идеальном иерархе "Митрополит Серафим", пьесу "Начало Пути", в которой постарался в диалогической форме пересказать евангелие от Матфея.
Задумывалась моя пьеса, как "пособие" для изучения и религиозного просвещения старших школьников и студентов. Но эта пьеса ещё не поставлена на сцене, хотя я надеялся, что именно студенческие театры могут и должны её ставить.
И вот теперь я шёл смотреть интересное, театрализованное прочтение библейских историй нашим современником, рассказывающем о чувствах и страданиях Девы Марии, связанных с смертью её сына Иисуса Христа...
Театральный зал в Барбикане, удобный и вместительный, а при аншлаге набирается зрителей человек шестьсот-семьсот.
Когда мы вошли в зал и сели на свои места, то увидели столпотворение на сцене - зрители поднимались туда из зала и осматривали декорации спектакля, в котором только одна актриса выступает и играет роль Марии, матери Иисуса - такой театральный жанр называется по-русски - театр одного актёра.
Из репродукторов звучала торжественная музыка и на столе, на сцене, горели поминальные свечи, которые зрители разобрали и перенесли их в зал, перед началом представления.
Наконец пьеса началась и на сцену вышла женщина, в мягких рейтузах и кофте и высоким, часто срывающимся от волнения голосом стала рассказывать историю жизни и смерти Иисуса Христа. Всем нам известны множественные изображения Девы Марии с Младенцем на руках или изображения её, держащую на руках, убитого язычниками, Сына.
Православию, как-то особенно присущ эпический стиль описания жизни и смерти не только самого Христа, но и Апостолов и Его близких, а на протестантском Западе, в противовес, стараются "оживить" библейские истории - идея "Свидетельства от Марии" и заключена в попытке показать страдания и переживания не Девы Марии, но матери Марии потерявшей своего сына!
Актриса двигалась по сцене, переходя с места на место: то садилась на раздвижной стул, то на край длинного складного стола. Потом, она, рассказывая о воскрешении Сыном Лазаря, обычным бытовым английским, мимоходом наполнила амфору водой из под крана, который был установлен на сцене.
Вода с журчанием лилась из водопроводного крана в сосуд, а световые блики, отражения света в небольшом по размерам бассейне, играли на стенах сцены.
На трёх её стенах были подвешены большие белые щиты, которые, отражая сценический свет, усиливали освещение. Щиты эти, по замыслу сценографа, двигались и этим создавали световые эффекты, почти подсознательно воздействующие на эмоциональный фон человека. Из скрытых динамиков лилась тревожная и торжественная музыка, иногда еле слышная, а иногда пугающая зрителей внезапной громкостью обвала или взрыва.
Я уже говорил, что английские сценографы изобретательны и динамичны и инженерные возможности сцены этому способствуют.
Вспомнилось, как лет десять назад, в этом же зале, смотрели пьесу Чехова Иванов, в исполнении московской труппы, в которой по ходу действия герои плавали в небольшом "пруду" устроенном на сцене и обменивались репликами...
В этот раз, бассейн и вода, играли свою особую, "христианскую" роль - ведь крещение водой символизирует "новое рождение" человека в духовную жизнь по заветам Христа.
После рассказа-воспоминания о казни Сына, Мария, переживая Его смерть, почти утопилась в нём - на несколько секунд исчезнув под водой. Но самоубийства не произошло и плача, горько всхлипывая, она выбралась из воды. После, из этого отверстия в сцене выросло "дерево жизни", как символ вечности учения Иисуса Христа.
Во время спектакля, в особо напряжённые моменты рассказа Марии о распятии Сына, в зале стояла полная тишина и было слышно, как в напряжённом ожидании развязки тяжело дышат мои соседи.
Мы знаем из Четвероевангелия, торжественную и пафосную историю рождения, жизни, распятия и воскресения Иисуса из Назарета. Однако торжественность священных текстов, оставляет за "сценой" подлинные чувства и обиходный язык тех великих событий.
А в этой пьесе, Мария ведёт себя как обычная женщина потерявшая своего сына и её переживания, а иногда и скепсис по отношению к ученикам -Апостолам, обоготворявших жизнь и смерть своего Учителя, носят вполне бытовой характер.
Когда она рассказывает о рождении и непорочном зачатии, то горько смеётся над символизмом Библейских рассказов и ей вторят зрители из зала.
Мне было не смешно, (я ведь человек православной культуры) и в этот момент подумал, что в России, постановка таких пьес невозможна, потому что православие, как раз и представляет из себя ветвь христианства, которая старается представлять в ритуалах и евангельских рассказах божественную сущность Спасителя, во всём "нечеловеческом" божественном величии.
В протестантизме всё немного иначе и Реформация постаралась, исходя из собственно текста Библии, убрать ненужные чудеса, символизм и казённый догматизм, толкование которых приводят к противоречиям.
Культурные различия, между протестантами, католиками и православными очень велики и потому, то что естественно воспринимается в протестантских странах, мало понятно и приемлемо в странах католических или православных.
Конечно, это касается и зрителей, сидевших в зале.
В момент сильных переживаний, Мария, в обнажённом виде упала в воду и это обнажение никого не шокировало, потому что свет деликатно убрали и ещё потому, что все поняли состояние героини, невменяемое от горя!
Фиона Шоу, исполнявшая роль Марии, в ходе пьесы, иногда очень едко иронизировала над восторженными учениками Сына, удивлялась чудесам воскрешения Лазаря и превращения воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, но страдала, описывая страшную казнь сына делаля это искренне, естественно и правдиво...
Зрители затаив дыхание наблюдали за этим чудесным превращением актрисы, в "ожившую" мать Иисуса - Марию...