Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Взгляд из недавнего прошлого. Статьи. Часть-3

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/08/2020. 42k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Российские либералы, часто инстинктивные русофобы, потому что им все не нравится в России: люди, правительство размеры ри даже климат России. О таких ещё Фёдор Достоевский писал, называя их "лакеями западной мысли".

  •    Ещё раз о "Российском журнале"
      
      
      
      ...Читая интервью Александра Морозова с Глебом Павловским в "Русском журнале", я старался найти причину их откровенного русофобства и преклонения перед Западом.
      И пришёл к выводу, что оба этих деятеля-теоретика, застряли в прошлом, в позиции критиков власти и народа, который одобряет эту политику. Власть, они обзывают "режимом Путина", а народу придумали новую кличку "сталинское большинство".
      Здесь, как кажется, можно говорить о том, что вся наша болотная оппозиция застряла в прошлом и уже не рождает новых идей и новых протестантов.
      
      Сегодняшняя оппозиция, "конструктивно оформилась" в некий отряд "чистенько одетых людей", которые пытаются воспроизвести буржуазный переворот, то есть откровенную власть "самоназначенной элиты" над молчаливым большинством, то есть народом.
      В этом смысле, ни Александр Морозов (больше подсознательно, потому что не теоретик, а пропагандист), ни Глеб Павловский, действительный теоретик элитарности "чистеньких", не осознают себя частью России, а скорее простодушно, вполне по подростковому воображают себя носителями "факела свободы и знания". На роль Данко они не тянут, да и посмеиваются над романтической жертвенностью горьковского героя. Они потребители, но потребители не только вещей, но и идей, идущих мощным потоком из недавнего прошлого Европы и Америки.
      Повторяю - из прошлого, потому что сегодняшний Запад озабочен проблемами выживания "национального капитализма", в лице стран "золотого миллиарда", а идеи буржуазной исключительности и естественной "элитарности богатых", перестала быть интеллектуальным мэйнстримом, уже лет тридцать назад!
      
      Но российские последователи элитарности в стиле Ханны Арндт или Хайдеггера, в том числе и авторы "Русского журнала" так и застряли в своей юношеской влюблённости в "запрещённую литературу" и пытаются насадить в России культ самодовольного и сексуально раскрепощённого буржуа. В определённом смысле их можно сравнить с Синедрионом, осудившем Иисуса Христа за признание "простецов" - народа, главной исторической силой человеческой истории!
      Их провинциализм и подростковый задор критиканства, основан на непонимании драматизма мировой истории. Для них, драма России определяется чисто внутренними факторами, плохой или хорошей властью. Иначе говоря, они за "деревьями" российской истории, не видят "леса" истории мировой, в которой местная история только фрагмент драматической картины развивающегося мира.
      
      А драматизм мировой истории, обусловлен невозможностью определить происходящее в удобочитаемых терминах и делать из этого, прогнозы на будущее.
      Иначе говоря, они обсуждают и анализируют историю, которая уже "стала", потому что это легче и можно через наукообразное словотворчество запутать читателя и слушателя, безнаказанно мороча им голову. На это они и рассчитывают, как впрочем и большинство их одураченных последователей.
      Они неглупые люди - особенно Павловский, но они утратили энергию и способность сопереживания, сострадания и потому, создают свою нишу в публицистике, которая отчасти русофобская, отчасти прозападная.
      Почему отчасти?!
      Да потому что они не понимают ни народной жизни в России, ни жизни на Западе.
      Эта узость и провинциализм, присущи российской образованщине ещё со времён героических советских диссидентов.
      Ну а сегодняшние протестанты, становятся всё более и более лояльны буржуазному потребительству не желающему понимать, что сытая и спокойная жизнь ведёт не только личностей, но целые народы и государства к вырождению.
      Наглядный тому пример - поздний Советский Союз, а в наши дни - это Западная Европа и Америка, поверившие, что мы живём в конце истории человечества, что глобальный капитализм - это лучшая из лучших социальных систем на свете.
      Но это не так и не может быть так - история закончится только тогда, когда на земле не останется ни единого представителя рода "сапиенс - сапиенс"!!!
      
      
       Июнь 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      
      
       О чём пишет пресса на Западе и в России
      
      
      В Англии, где я живу, идет постепенная "маргинализация" газет и телевидения. Появились в газетах уже фото обнажённых красоток - волонтёров. Такие и похожие на них газетки называют "жёлтыми", хотя они сделаны из обычной бумаги.
      Но, сегодня, самыми читаемыми газетами объединённого королевства, являются "Метро" и "Ивнинг Стандарт". Они распространяются в метро и их читает ежедневно, наверное около миллиона.
      Первая, уже давно бесплатная, а может таковой и была задумана, чтобы помещать рекламу. А вторая, стала бесплатной когда её купил российский олигарх, Любимов.
      Долгое время, я, каждое воскресенье, с утра, покупал и читал воскресную газету, серьёзную для серьёзных людей, "Санди Таймс". В ней, иногда появлялись интересные аналитические статьи, да и с порнухой не было откровенной связи. Но потом появился компьютер и газетные версии новостей стали неактуальны.
      О чём пишут первые две, повторю, бесплатные газеты?
      Пишут о скандалах, о судах над престарелыми педофилами, о убийствах подростков. Политические новости, в основном связаны с выборами, а если где-то происходит что-то неординарное, то почти всегда в произошедшем видят "руку Москвы". Может быть ещё потому, что владелец этих газет, российский олигарх, очевидный западник и потому, ещё по определению Достоевского - "лакей западной мысли"
      Но на политику, эти ежедневные газеты обращают немного внимания. Да и кто читает "эту политику"?!
      Основное внимание в материалах, приходится на преступления и скандалы, как в светской части жизни, так и в её политическом оформлении. Делается это, с одним намерением - привлечь внимание обывателя и заставить его ещё раз ужаснуться жизни. В этом, как заметили психологи давным-давно, состоит главный интерес "обычного человека". Тем более, что этого обывателя воспитывают на подобных новостях каждый день, с детства, в течении всей жизни.
      Конечно, большую часть газет занимает реклама - "двигатель торговли". А раз мы живём в обществе потребления, то торговля, стала самой важной частью не только экономики но и политики, и конечно рутинной жизни обывателя. Покупать - это страсть, которая в человеческом обществе заменила и любовь и ненависть. Но об обществе потребления и его проблемах, в другой раз.
      На последних страницах - новости спорта и именно последние страницы, читает самая активная часть общества. Спорт, заменил искусство, так же как искусство. Некоторое время назад, подменило религию. Но преемственность очевидна и потому, если Маркс назвал религию "опиумом для народа", то сегодня-спорт стал этим опиумом. И конечно, на британских островах, главным видом спорта стал изобретённый англичанами, футбол.
      Увлечение этим опиумом. Начинается лет с десяти и сходит на нет годам к шестидесяти. А чем ещё заняться половозрелым самцам, в промежутке между зарабатыванием денег и их тратой. В войнах, участвуют сегодня совсем уже единицы - в моём окружении нет ни одного бывшего военного. Тем более ветерана какой-то войны.
      Мы из тех же газет узнаём, что Англия воюет в Афгане или в Ираке. Видим даже траурные рамки с фото погибших, но процент этих участников войн, тем более процент погибших в них, так мал, что мы с последствиями этих войн и не сталкиваемся в обычной жизни.
      Поэтому, спорт стал заменой войны и потому, большинство мужского населения, души не чает в футболе, или допустим, в баскетболе в Америке.
      Самцам нужны нервные переживания, взлёты и падения агрессивности, а спорт, и в частности футбол, даёт в этом смысле "реальные" тренировочные нагрузки. Метафизика спорта и особенно командных его видов, отсылает нас к проблеме метафизики человеческого существования.
      Тогда, когда нет обязательной армии, когда нет возможности поучаствовать в опасных и тяжёлых походах или экспедициях, то люди, специально для оживления жизни придумали спорт. И сделали это англичане ещё во времена заката империи, в последние годы имперского правления королевы Виктории...
       ...И вот представьте, что каждый день перед работой сидя в метро, вы поглощаете эту "печатную жвачку" из преступлений, скандалов и спорта, просматривая "Метро" от корки до корки. А вечером, так же бесплатно, возвращаясь домой, читаете толстенный "Ивнинг Стандарт", с точно теми же темами и, часто с теми же фото.
      Через год, вы уже зомбированы ненавязчивой пропагандой идеалов потребления сдобренной описаниями убийств и изнасилований. А то и просто сообщениями кто где утонул, сгорел или умер от передозы!
      Ваши мозги, постепенно становятся запудрены, а сверху присыпаны пропагандистской пылью. И этот колтун - вы называете человеческим мозгом, а кто-то ассоциирует это серое образование, с душой.
      Страшноватая картина - не правда ли?!
      О российской прессе - в продолжении статьи.
      
      
       Май 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      
      
      
      
       О российских СМИ.
      
      
      
      ...Это продолжение статьи "О газетах", в которой я описал английскую ежедневную прессу.
      Но в этой, я решил расширить тему и поговорить о средствах массовой информации в России вообще - сильно отличаются, допустим от английских СМИ. Но при этом, подавляющее большинство "медийщиков", хотят быть похожими на английские или на американские информационные агентства.
      
      В условиях России, эти попытки подражать Западу часто принимают анекдотические формы доводящие подачу информации до трагического абсурда. Именно трагического, потому что в условиях нестабильного общества, любые сцены насилия или природные катастрофы воспринимаются совершенно иначе, чем в устоявшихся обществах, будь то Англия, Германия или Япония.
      В России, сцены насилия порождают новое насилие, потому что после буржуазной контрреволюции которая вошла в историю под названием "перестройка", произошедшей в разваливающемся Союзе, фактор силы и страха стал ведущей темой не только в искусстве или в литературе, но прежде всего в новостных выпусках.
      И если в Англии сообщения о тысяче убитых и пострадавших в уличных стычках молодых ребят (за год), вызывают ужас и призывают к началу общественных дискуссий о прекращении распространении насилия и последующих действий властей, то в России, и тридцать тысяч ежегодно убиваемых в бандитских и хулиганских разборках никого не заставляют говорить о мерах по предотвращению идеализации насилия и ограничении пропаганды культа силы.
      
      Связано это с тем, что в России сегодня - первоначальный капитализм - со всеми ужасами накопления капитала любыми средствами. Иначе говоря, зарабатывание "грязных и преступных" денег не ограничено ни со стороны морали, ни со стороны закона.
      Сегодня, Государственная дума, которая и должна принимать законы, состоит из богачей, в том числе и нескольких миллиардеров. Похожая картина и в правительстве - государственные чиновники тоже не брезгуют любой возможностью обогатиться - в последнее время неесколько губернаторов и даже министры находятся под следствием
      Ясное дело, что в такой ситуации, Дума становится лоббистом сообщества олигархов, а многие законы направлены на защиту интересов богачей, работая прямо против интересов общества и простого народа.
      Поэтому и принимаются законы о введении и повышении платных услуг во всех сферах, в том числе в сфере кладбищенского бизнеса. А эта "площадка", как известно, является местом естественного завершение судьбы "деятельного" человека!
      
      ...Владельцы и частных и что странно, даже государственных СМИ, исходя из своих финансовых интересов заманивают обывателя страшными описаниями в подробностях, разного рода кровавых преступлений, а если их нет, то придумывают их заменители, в лице разного рода автокатастроф, самоубийств, природных катаклизмов.
      Они, с подачи своих американских "учителей" уверовали, что человек это грязное животное и потому, ему интересен разврат в виде "порнухи" и убийства, как проявления и заявления о себе разного рода суперменов и супервумен!
      Читая российские газеты, поражаешься потоку негатива, помещённого на первых полосах и удивляешься отсутствия сообщений о построенных клубах, заводах, фабриках, самолётах и пароходах.
      
      При такой информационной политике, многие обыватели сбитые с толку пропагандой успеха любой ценой, постепенно становятся психически больными людьми, а выдержанные "рационалисты" начинают обдумывать лозунг: - "Пора валить!"
      
      Таким образом, государство, часто по глупости чиновников и законодателей способствует распространения панических слухов и мифов! На самом деле, свобода информации это совсем о другом!
      Думаю, что нужно вводить законодательные ограничения на количество мрачного негатива, или отправлять владельцев средств информации к психиатру, чтобы проверить их на адекватность. В конце концов, "держать" всех россиян за недоразвитых или откровенных дураков, должно быть просто стыдно!!!
      
      
       Июнь 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
      
      
      
      
      
      
      Футбольный страсти.
      
      
      
      " Мы-вместе..."
      
      ...Характерной чертой сегодняшнего времени, является превращение спорта в "опиум для народа". Но особенно в этом преуспевает футбол!
      В истории человечества уже был такие периоды, когда спорт - то есть соревнования профессионалов, становились главной забавой и развлечением народных масс. В Древнем Риме скачки на колесницах стали всеобщей страстью, как впрочем и "соревнования" гладиаторов, в переполненных амфитеатрах, кто кого быстрее убьёт,
      Тогда идеологи Римской империи согласились, что лучше всего от проблем реальной жизни отвлекают вот такие переживания - кто кого убьёт и кто кого перегонит. Надо заметить, что скачки на колесницах тоже часто заканчивались столкновениями этих "транспортных средств" и множеством жертв, как среди участников скачек, так и среди зрителей. Этим они и привлекали.
      Главным лозунгом тогдашней толпы, был клич: "Хлеба и зрелищ". Хлеб, для умиротворения плоти толпы и завоевания её благосклонности, раздавали временами бесплатно. Ну а зрелища - это для "души", оскотинившейся от праздности и безделья.
      
      Результаты такой идеологической накачки известны. Рим рухнул, несмотря на колоссальное превосходство в средствах и военной силе. Просто не осталось граждан, которые могли бы доблестно сражаться за имперские идеалы, как это было в строгие, давние времена...
      Сегодня, после ста с небольшим лет, восстановления олимпийского движения, спорт в общественной, политической и даже экономической жизни мира занял важное место. Спортсмены становятся не менее известными людьми, чем политики или даже киноартисты и телеведущие. Спортивные звёзды, используемые, как рекламный материал разными маргинальными политическими партиями, по окончанию карьеры всё чаще претендуют на ведущие позиции в парламентах, правительствах и даже становятся президентами и премьерами.
      
      По влиянию на жизнь людей и человеческих сообществ, спорт занимает, как это ни странно звучит, место религии и превращается в своеобразный наркотик, который постепенно лишает "фанатов" спорта способности жить творчески и продуктивно. Ведь сидеть у телевизора, да ещё пить пиво - это развлечение для людей пассивных и ленивых. Что-то придумывать, изобретать, строить - таким людям это и в голову не приходит. Но "боление", это как наркотик. Стоит к нему пристрастится и ты уже как на привязи. Завтра финал кубка! А послезавтра "наши" мясные играют с "этими" конями!
      Так человек, сам себя привязывает к "спортивному календарю". Зато какое разочарование, когда долго ожидаемый мировой чемпионат заканчивается и в душе остаётся оскомина разочарования. А ведь это симптомы проявляющиеся и у наркомана!
      ...Особенно "яростным" болением отличается вид спорта, изобретённый англичанами и носящий имя футбол. Именно футбольные страсти становятся сегодня самыми популярными и в качестве болельщиков, сегодня уже выступают миллионы и сотни миллионов людей во всём мире.
      
      Эти страсти, постепенно становятся ведущими политическими новостями и из-за разногласий возникающим на футбольных полях, иногда, начинаются войны и национальные конфликты.
      Спорт и футбол в частности, становятся той отдушиной, или той "клоакой", куда сливаются негатив и человеческая агрессия, пока в формах цивилизованных и приемлемых для общества.
      Но такое бывает не всегда и ни везде. Иногда, наоборот, такие переживания, становятся аккумулятором зла и ненависти и в этом случае, футбол, всё чаще становится школой массовых беспорядков и социальной опасностью, пока мало учитываемой политиками.
      
      В цивилизованных странах, после нескольких вспышек насилия на трибунах, произошедших несколько лет назад и приведших к многочисленным жертвам, правительства сделали выводы и приняли меры. После этого, уровень насилия, например на стадионах Англии, заметно снизился.
      Но в некоторых странах, и в частности в России, политики заигрывают с этой мало управляемой силой, и это может привести к социальному взрыву, грозящему реинкарнацией инстинкта толпы, который так ярко продемонстрировал фашизм и нацизм.
      Мы, старшее поколение ещё помним страшные жертвы войны с нацизмом, который начинался с безобидного "краеведения" и создание национальных мифов. В этом преуспели Италия и Германия - первые, под предводительством Дуче, вспомнили былое величие Рима и объединились под "романтическими" лозунгами и для реставрации "империи".
      В Германии же, с помощью философии и искусства реанимировали старинные легенды и поверья, придав им форму идеологии. В этом особо преуспели философ Ницше и композитор Вагнер. Первый, в своём воспалённом безумием мозгу, превознося эстетические принципы человеческого существования, создал страшноватую теорию сверх человека - "белокурой бестии", а второй озвучил древние сказания, в которых изобразил борьбу этих супер национальных героев с мировым злом и несправедливостью.
      
      Романтик Адольф Гитлер, воспользовался этими достижениями философской мысли и красочных музыкальных зрелищ и с помощью своих почитателей, превратил нацизм в параноидальное стремлении немецкой нации к величию мирового господства.
      Надо сказать, что сегодня, только в другой форме, наблюдается нечто похожее, когда под видом демагогической идеи установления демократии и отстаивания прав человека на американский манер, Америка пытается навязать своё национально-капиталистическое господство всему миру.
      Это стало возможным ещё и потому, что никто из мыслителей двадцатого века не смог описать и классифицировать такой социальный феномен, как фашизм и вырастающий из него в разных формах, нацизм.
      
      Но я отвлёкся от футбола, хотя именно поведение болельщиков на стадионах, очень часто напоминают нацистские марши и шествия, срежиссированные в Германии известным мастером публичных зрелищ, Геббельсом. Чем этот "маскарад" закончился, все мы ещё хорошо помним и переживаем.
      Но мы ведь рассматриваем поведение болельщиков в России и потому не будем отвлекаться.
      
      Будучи в Петербурге, я однажды решил сходить на футбол, тем более, что сам играл в эту игру с детских лет и всегда переживал за любимую команду. Но то, что я увидел на подходе к стадиону "Петровский" поразило и оскорбило меня. Полупьяные колонны болельщиков, стекались к стадиону со всех концов города, пугая прохожих и мирное население. Они скандировали матерные речёвки и были готовы, если не к войне с болельщиками противной команды, то во всяком случае к хулиганским массовым действиям, перед которыми простой гражданин беззащитен.
      Ведь "они вместе", а мы все разрознены и часто даже одиноки и им ничего не стоит оскорбить нас лично, или что чаще бывает, оскорбить наши чувства равноправия всех членов человеческого сообщества в стране.
      Рядом со стадионом, эти толпы встречали подразделения спецназа в страшноватой униформе и в касках. Похоже, что они были готовы к настоящей войне с обнаглевшими хулиганами, называемыми в России футбольными болельщиками.
      Картина этого противостояния вызывала в душе беспокойство и протест, потому что каждый матч, начинает походить на "маленькую" войну. Но ведь многие из россиян ещё помнят ту, большую войну, в которой Советская Россия, сокрушила толпы оккупантов, пришедшие в нашу страну под романтическими лозунгами усмирения и завоевания недочеловеков!
      
      Но всем советским людям жившим активной жизнью в Союзе Республик, известно, что толпа, допустим на праздниках и демонстрациях миролюбива и великодушна. Кто из советских, не помнит эти солнечные праздники во время парада и демонстрации, когда даже распитие спиртных напитков, делает толпу более щедрой и сентиментальной. Кажется ведь, что и в тех случаях "мы были вместе". Но это единение только добавляло восторга и благодушия в наши стройные ряды.
      Не то происходит с толпами болельщиков, которые сбившись в громадную стаю, агрессивно вопят и ревут нецензурную брань и даже их восторг действиями футболистов на поле, в любой момент может поменяться на злобное осмеивание и обструкцию. Толпа, направляемая агрессией против "других", в социальном смысле плохо управляема и всегда чревата вспышками насилия и вандализма, приводящих к погромам и дракам.
      
      Сегодня, в современном социуме, поле этой агрессии значительно расширилось за счёт пассивности "боления", праздности и страсти к свирепым зрелищам. Поэтому, на экранах телевизоров и кино, на разнообразных спортивных аренах, вполне законно дерутся до крови или буквально до потери сознания "новые гладиаторы", а на обочинах человеческого сообщества процветают петушиные, собачьи бои и медвежьи травли. И у присутствующих, от вида и запаха крови, раздуваются ноздри и глаза становятся стеклянными и дикими.
      На этой страсти человека к насилию паразитируют сотни букмекерских контор и частных лавочек, которые втягивают неуравновешенных людей в азартные игры на тотализаторе, которые тоже сродни наркотикам. От этой страсти к зарабатыванию "халявных" денег, так же трудно избавиться как и от потребления настоящих наркотиков!
      Благодаря интернету, эта страсть захватывает всё больше людей в виртуальных пространствах. А это, тоже становится уже социально опасным.
      
      Но в интернете, есть ещё возможность выплеснуть свою агрессию и разочарование самым нецивилизованным способом, и этим особо отличается русскоязычный интернет. После прочтения комментариев интернет-болельщиков, у меня каждый раз портиться настроение и я думаю, что подобное скотское агрессивно-оскорбительное отношение к своим оппонентам, формирует целые отряды будущих уголовников и социальных монстров. Каких только самых грязных ругательств и оскорблений личности нет на этих интернет страницах?
      И мне хотелось бы призвать модераторов спортивных сайтов, как впрочем и сайтов информационных и политических, обратить на таких интернет хулиганов самое пристально внимание. Я вижу, что большинство этих грязных оскорблений написаны совсем ещё молодыми людьми и если их не останавливать, то рано или поздно, они от оскорблений словом, перейдут к оскорблениям действием!
      К тому же, недавно, Думой принят закон о недопустимости матерщины в публичном пространстве и в СМИ, по которому, не только можно, но и нужно таких наглецов предупреждать и наказывать.
      Однако деятели культуры, горой стоят за "реализм" и матерщина стала не только признаком демократов - образованцев, пользующихся такими словами в быту, но главное, мат начинает проникать и в кино, и даже на сцены театров.
      В российской литературе, особенно у популярного Пелевина, мат стал обычным делом. Одни словом, вместо создания подлинно художественных произведений описывающих драму жизни, нам навязывют разного вида скабрезные истории, сдобренные матом и сексуальными подробностями. Глядя на это со стороны приходится признать, что через "современное искусство, "творческой интеллигенцией проводится кампания по дебилизации населения России!
      
      В заключение, мне хотелось бы призвать деятелей культуры, спортивных деятелей, правительственных чиновников и законодателей в Думе к непримиримой борьбе с такого рода проявлениями спортивного "темперамента" и культурного мазохизма и обратить внимание прежде всего на футбольных болельщиков и разного рода "серебрянников" от культуры.
      Особенно это касается футбола и футбольных фанатов, которые проходят школу фашизма на отечественных трибунах! И это "научение", рано или поздно чревато агрессивными акциями и легализацией идей нового фашизма. Бороться с этим надо начинать уже сейчас, потому что через несколько лет, может быть будет уже поздно.
      Агрессия толпы как вирус, который особенно воздействует на неокрепшие молодые души и потому, мы должны заниматься предупреждением и лечением этого заболевания!
      
      Апрель 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      
      
      Психология потребления
      
      
      Эпиграф:
      
      "Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много..." Константин Паустовский - "Кара-Бугаз"
      Недавно я перечитывал известного советского писателя Константина Паустовского. Особенно меня поразила повесть Кара-Бугаз.
      
      Действие происходило в тридцатых годах двадцатого века, на юге России, отчасти в Туркмении, отчасти в Дагестане и вообще на стыке Кавказа и Средней Азии.
      Впечатления от книги заставили задуматься о психологии советских людей и "потребительстве" заразившем населения "новой" России.
      В книге описано как во времена советской власти с помощью энтузиастов, комсомольцев и коммунистов, осваивались нетронутые, кажется непригодные для жизни районы южной азиатской части России, в которых до Революции, только изредка можно было увидеть кочевников туркменов.
      Чтение Паустовского, натолкнули меня на воспоминании о детстве и юности, которые прошли в пятидесятые-шестидесятые годы. Тогда я жил в Сибире, в Иркутске, в посёлке гидростроителей и помню не только атмосферу той жизни, трудную, но жизнерадостную, оптимистичную и не побоюсь этого слова - счастливую, для нас детей.
      
      Люди жили будущим, как целью и смыслом существования. Все куда-то ехали, что-то строили, учились, женились, рожали детей, в полной уверенности, что светлое будущее уже не за горами.
      Помню, как мы, мальчишки, бывали на строительных площадках Иркутской ГЭС, где земля и дороги были политы жидким раствором, а в теплушках обедали рабочие, строители гидроэлектростанции. Грузовые машины сновали туда-сюда, и не было вокруг ни одного праздного человека, не занятого строительством.
      Однажды, с соседским мальчиком, мы пришли в строящуюся школу, где работал его отец. Меня поразили красота и размеры этой будущей восьмилетки Эта школа, была настоящим чудом, потому что после войны дети учились в большинстве своём в старых зданиях барачного типа. Так учился и мой старший брат.
      
      Когда, я пошёл в новую двухэтажную школу, с спортивными площадками в двух уровнях, с теплицей и внутренним двором, нас, первоклассников на торжественной линейке приветствовали уходящие во взрослую жизнь, старшеклассники.
      Многие из них были уже в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, потому что началу их учёбы, помешала война.
      Помню перекрытие Ангары и громадные, двадцатипятитонные МАЗы, везущие к месту перекрытия гранитные глыбы, которые с понтонного моста , построенного в месте перекрытия, сбрасывали в кипящую, бешенно сопротивляющуюся, ангарскую воду.
      Помню, как строили посёлок для обслуживающего персонала ГЭС, и новую школу там же. Посёлок состоял из просторных коттеджей, а кое-где они были даже двухэтажные. В школе был не только пришкольный участок, где учителя биологии иногда проводили свои уроки, но и хорошее футбольное поле и площадки для баскетбола и волейбола.
      Был и просторный закрытый спортзал, в котором мы тоже играли в баскетбол, когда, после четвёртого класса, нас туда перевели. Детей тогда было много и с каждым годом становилось всё больше.
      Я пошёл учиться в 1953 году, а в другую школу перешёл со всем классом в 1958 году...
      
      Ни о каком платном образовании естественно тогда не могло быть и речи. Ведь страна строила после разорительной и смертоносной войны, социализм. Все дети были равны настолько, что просто не думали об этом. Вспоминается даосский афоризм: "Там где появляется добродетель, там возникает подлость..."
      Иначе говоря, в те времена, просто не возникала тема равенства-неравенства. Все настолько привыкли жить одной семьёй и одним народом, будь то евреи, цыгане или татары. Все были "наши", "русские".
      Конечно были тогда в старом посёлке и деревянные туалеты на улице, и воду приходилось носить из колонки, в основном, нам с братом, и печи топили дровами, но это и было естественным приучением к физическому труду.
      Были и разного рода драмы. Например, помню, как у соседей, пришёл на побывку матросик, брат моего друга и он ходил на танцы, в соседний посёлок. Дело было в 1953 году, когда после амнистии Хрущёва, выпустили на свободу много уголовников. Однажды утром, его нашли зарезанным, неподалеку от мостика через болотце, по которому он возвращался домой, из клуба.
      
      Помню, как у моей одноклассницы погиб отец и его брат. Оба работали водителями и управляли двадцатипятитонными самосвалами. На машину одного из братьев упал электрический провод и его убило прямо в кабине. Второй брат бросился ему помогать, старался вытащить безжизненное тело и тоже был убит током...
      Пьянства не было, но когда собирались наши родители и их друзья, то конечно выпивали и пели песни часами. Помню названия песен: "Вот кто-то с горочки спустился...", "Хасбулат молодой..." и много, много других.
      Дети жили тогда своим сообществом или двором. Ходили купаться, с утра до вечера загорали на искусственных озёрах, и часто ватагой уходили в лес, собирали грибы и ягоды, жгли костры и наслаждались свободой. Родители о нас не беспокоились, ни о каких педофилах и помину не было - люди делом занимались, строили социализм.
      Много было молодых специалистов приехавших на ГЭС из разных уголков страны. Они женились, получали квартиры, работали, а потом, когда строительство закончилось, разъезжались на новые стройки. Жизнь кипела и иногда напоминала весёлое кочевье...
      
      ...Я вырос, пошёл в армию, отслужил на Дальнем Востоке, пришёл на гражданку, поступил работать в университет.
      И уже лет в двадцать пять вдруг стал замечать, что жизнь меняется и не в лучшую сторону. Всё меньше было строек, всё больше "коммунистической" пропаганды, всё большее различий в уровне жизни между простыми рабочими и их начальством. Тогда уже был Брежнев и с годов семидесятых, потихонечку стал проявляться застой.
      Жизнь, действительно, кажется затормозилась, а потом и остановилась вовсе. Не было уже ни больших строек, ни энтузиазма, стало больше фальшивых реляций о победах, о построении социализма и "общенародного" государства.
      Пьянство и связанные с ним скандалы усилились, а количество бытовых и не мотивированных преступлений, заметно увеличилось. Люди, глядя на лживые плакаты, типа "Народ и партия едины" или "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", криво усмехались, видя вокруг себя показуху и начавшееся разделение, на "успевших" и "неудачников".
      
      В университете, как-то, проводили комсомольский зачёт и я, однажды, на комсомольском собрании, спросил присутствующих: "А зачем вы в комсомоле?"
      И тут молодые учёные стали кривится, смотреть в потолок, и шёпотом говорить, что это вопрос, на который нельзя честно ответить. В этом их поддержали их старшие товарищи, коммунисты. И мне показалось, что здесь, что-то не так, если они не могут объяснить, зачем они в комсомол вступали...
      Позже, во времена Горбачёва и Ельцина, которые прошли школу лицемерия тогдашнего комсомола, я понял, что они уже ни во что не верили, а вступают в комсомол, чтобы делать карьеру.
      
      Что было хуже в те времена - диктатура партноменклатуры или комсомольское лицемерие - я не знаю?! Но наверное в смеси, это и создало, то поколение лжецов и фарисеев, которое и развалило не только СССР, но и партию, которую они возглавляли!
      И вот сегодня, мы в России имеем следствие той лживой пропаганды, когда люди с детских лет уже ни во что светлое и искреннее не верят, а становясь взрослыми усваивают идеалы лицемерия, ханжества и накопительства.
      Никто уже старается не думать о других и эта привычка думать только о своей выгоде, постепенно становится второй натурой. Потребление, стало главной целью накопительства и богатства, а примитивный эгоизм и бессмыслица такой жизни рождают чудовищных лжецов и преступников, способных ради денег, славы и комфорта, предать друга и убить своих родственников...
      Сегодняшняя жизнь и воспитание так далеко ушли от заявленных Революцией идеалов свободы, равенства и братства, что ни о каком патриотизме не может идти речи. Многие лживые и напыщенные речи о вставании России с колен, всегда предшествуют определённой личной выгоде, а без этого, никто и пальцем не пошевелит, спасать кого-либо другого, кроме себя.
      
      Так называемые национальные "элиты" сами себя провозгласили лучшими, самыми умными и "креативными" в стране, и потому, требуют привилегий, а простым людям, народу отводят роль крепостных рабов.
      Среди "болотной образованщины", встречаются уже прямо таки "людоеды" и сторонники сословного государства, разделённого на господ и рабов. Некоторые, не стесняясь, предлагают стерилизовать или просто морить голодом и непосильной работой "отстающих", а себя выдвигают в судьи-оценщики, "кто достоин, а кто нет"...
      В Российских либеральных СМИ, "работают" иногда настоящие монстры, которые пока не ведают, в силу своего полузнания, что говорят и творят. Они только пробуют свой "волчий" голос. Но если дать им волю, то они и новый Освенцим создадут для "лузеров", и не один.
      
      Таких "интеллигентных" чудовищ, как в либеральных изданиях России, на сегодня нет даже в "дебрях Экваториальной Африки", среди натуральных людоедов.
      И все эти умники, - ярые сторонники идеологии потребления, начисто забывающие, что прежде чем потреблять, надо создать что - нибудь из необходимого для жизни. Большинство из таких "креативщиков", за всю жизнь, кроме ручки или микрофона, ничего больше в руках не держали и потому, хотят и требуют, чтобы их обслуживали.
      Невольно вспоминается сатирик Салтыков-Щедрин и его сказка "Мужик и Генерал".
      Но ведь нынешние молодые людоеды, должны знать, что с того времени более полутора столетий прошло, и Россия, во многом благодаря Великой революции, сильно изменилась и очень трудно, надолго, вновь загнать в хлев народ, который ещё помнит завоевания Октября.
      
      Очень важный вопрос - как вернуть то отношение к жизни, когда люди не только имеют цель в будущем, но захотят и смогут строить это будущее...
      Предложений много, но перечислю несколько.
      Известно, что у молодых жизненной энергии невпроворот. Необходимо эту энергию направить на развитие личности и устроение добродетельной жизни для себя и для тех, кто тебя окружает.
      Пытаться только словами соблазнить молодых вряд ли удастся.
      Известно, что главной целью воспитания, является пробуждение в человеке, внутренних стимулов для усвоения новых знаний и навыков.
      И вот, используя эту энергию молодости, можно Воспитателям с большой буквы, мягко подталкивая и направляя в сторону добра, учить думать о других, о своей стране и делать что-то реальное и нужное.
      
      Помню, уже на закате Союза, последнюю молодёжную стройку - Байкало-Амурскую магистраль. Я работал на сейсмостанции и видел, как лучшие молодые юноши и девушки страны, строили не только трудную железную дорогу, но и свои характеры. Тогда, на слуху был запомнившийся лозунг: "Мы строим БАМ, - БАМ строит нас!"
      И так и было!
      Исходя из этого, можно организовывать в старших классах разного рода познавательные экспедиции: биологические, археологические, географические, охотничьи и так далее. Собирать подростков по интересам и отправлять их в "дальние странствия".
      Тут открываются много плюсов, а один из главных - это социализация, приучение к жизни и к работе в коллективе. Ну и выход юношеской энергии будет вполне цивилизованным.
      
      Я сам, какое-то время был директором подросткового клуба и знаю, что молодое сообщество бывает очень эффективно в воспитательных моментах.
      И ещё, хорошо бы в высшей школе возродить строительные отряды, которые помогут студентам не только заработать какие-то деньги, но и что-то значительное построить своими руками, получить шанс проявить себя, с подлинно креативной стороны.
      Неплохо бы ввести курсы волонтёров, движение, которое так развито в странах Запада. Мой сын, уже работая, постоянно в выходные дни ходит на такие мероприятия. Волонтёрство имеет много направлений: помощь бедным и сиротам, больным, старикам и животным, не только в своих странах, но и в развивающихся. Странах. Всего не перечислить.
      В этом случае, воспитывается христианское отношение к другим и человек учиться думать о других. Люди в возрасте, становятся смотрителями в музеях, в исторических зданиях и всё это делается бесплатно, из любви к собственной истории и своей стране.
      
      В той же Англии, есть множество благотворительных проектов, которые закладывают и финансируют богатые люди. Недалеко от нас, есть большой детский городок, Корамс- филдс, куда ходят дети, часто с родителями.
      А на этом месте, в первой половине восемнадцатого века, капитан Корам, организовал с помощью многих английских энтузиастов, дом для брошенных матерями детей. В этом деле, затеянном сострадательным энергичным человеком из народа, со временем стали участвовать и знаменитые художники, и композиторы, и знать, и простые люди.
      
      Герцог Монтегю, предложил под этот дом свой дворец, в котором сегодня располагается Британский музей. По какой то причине это здание не подошло и потому, выстроили большое и новое.
      Но главное, помимо того, что спасены были многие подкидыши-сироты, в этом деле участвовало всё общество. Надеюсь, что подобные проекты, вызовут всплеск благотворительности и участие многих волонтёров, и в России.
      Хороших людей, могущих и главное умеющих делать добро от широты души, в России ещё очень много. Их надо только организовать.
      Вспоминаю, что после организованных нашим подростковым клубом в Питере, соревнований для детей и подростков, на улице, перед клубом, многие жители из ближних домов, предлагали нам свою бескорыстную помощь.
      И это, я считаю, было главным результатом таких соревнований...
      
      
      Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/08/2020. 42k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка