Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Созидание и потребление. Статьи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/10/2021. 23k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Идеология потребления, стала одной из главных причин сегодняшнего мирового ккризиса капитализма. Однако я ещё помню время, когда идеологией послевоенного социализма, бвла идеология созидания!

  •   Психология потребления
      
      Эпиграф:
      
      "Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много... Константин Паустовский - "Кара-Бугаз"
      
      
       Недавно я перечитывал известного советского писателя Константина Паустовского и особенно меня поразила повесть Кара-Бугаз.
      Действие происходило в тридцатых годах двадцатого века, на юге России, отчасти в Туркмении, отчасти в Дагестане и вообще на стыке Кавказа и Средней Азии.
      Впечатления от книги заставили задуматься о психологии созидания у большинства советских людей и "потребительстве", заразившем населения "новой" России.
      В книге описано, как во времена советской власти с помощью энтузиастов - комсомольцев и коммунистов осваивались нетронутые, кажется непригодные для жизни районы южно-азиатской части России, в которых до Революции, только изредка можно было увидеть кочевников туркменов.
      
      Чтение Паустовского, натолкнули меня на воспоминании о детстве и юности, которые прошли в пятидесятые-шестидесятые годы. Тогда я жил в Сибири, в Иркутске, в посёлке гидростроителей и помню атмосферу той жизни: трудную, но жизнерадостную, оптимистичную и не побоюсь этого слова - счастливую, прежде всего для нас, детей.
      Люди жили будущим, как целью и смыслом существования. Все куда-то ехали, что-то строили, учились, женились, рожали детей в полной уверенности, что светлое будущее уже не за горами.
      Помню, как мы мальчишки, бывали на строительных площадках Иркутской ГЭС, где земля и дороги были политы жидким бетонным раствором, а в теплушках обедали рабочие - строители гидроэлектростанции. Грузовые машины сновали туда-сюда, и не было вокруг ни одного праздного человека, не занятого строительством.
      
      Однажды, с соседским мальчишкой, мы пришли в строящуюся школу, где работал его отец и меня поразили красота и размеры этой будущей восьмилетки Эта школа, была настоящим чудом, потому что после войны дети учились, в большинстве своём, в старых зданиях барачного типа - так учился и мой старший брат.
      Вскоре, я пошёл в эту новую двухэтажную школу, с спортивными площадками в двух уровнях, с теплицей и внутренним двором и нас, первоклассников, на торжественной линейке приветствовали уходящие во взрослую жизнь старшеклассники. Многие из них были уже в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, потому что началу их учёбы помешала война...
      
      Ещё помню перекрытие Ангары и громадные, двадцатипятитонные МАЗы, везущие к месту перекрытия гранитные глыбы, которые с понтонного моста, построенного в месте перекрытия, сбрасывали в кипящую, бешено сопротивляющуюся, ангарскую воду.
      Помню, как строили посёлок для обслуживающего персонала ГЭС и новую школу там же. Посёлок состоял из просторных коттеджей, а несколько были даже двухэтажные. В школе был не только пришкольный участок, где учителя биологии иногда проводили свои уроки, но и хорошее футбольное поле и площадки для баскетбола и волейбола.
      Был и просторный закрытый спортзал, в котором мы тоже играли в баскетбол, когда, после четвёртого класса, нас туда перевели из пржней школы - детей тогда было много и с каждым годом становилось всё больше.
      Я пошёл учиться в 1953 году, а другую школу перешёл со всем классом в 1957 году...
      
      Ни о каком платном образовании естественно тогда не могло быть и речи, ведь страна, после разорительной и смертоносной войны, строила социализм и все дети были равны настолько, что просто не думали об этом. Вспоминается даосский афоризм: "Там где появляется добродетель, там возникает и подлость...". Его можно перефразировать на современный лад:
      "Там где появляется неравенство, там возникают разговоры о равенстве!"
      Иначе говоря, в те времена, просто не возникала тема равенства-неравенства - все настолько привыкли жить одной семьёй и одним народом, будь то евреи, цыгане или татары, что все были "наши", "русские"...
      Конечно были тогда в старом посёлке и деревянные туалеты на улице, и воду приходилось носить из колонки, в основном нам с братом, и печи топили дровами, но это и было естественным приучением к физическому труду.
      
      Бывали и разного рода драматические события - помню, как у соседей пришёл на побывку матросик, брат моего друга и он ходил на танцы, в соседний посёлок. Дело было в 1953 году, когда после амнистии Хрущёва, выпустили на свободу много уголовников. Однажды утром, его нашли зарезанным, неподалеку от мостика через болотце, по которому он возвращался домой, из клуба...
      Помню, как у моей одноклассницы погиб отец и его брат. Оба работали шофёрами и водили двадцатипятитонные самосвалы. На машину одного из братьев упал электрический провод и его убило прямо в кабине. Второй брат бросился ему помогать, старался вытащить и тоже был убит током...
      
      Пьянства не было, но когда собирались наши родители и их друзья, то конечно выпивали и пели песни часами. Помню названия Песен: "Вот кто-то с горочки спустился...", "Хасбулат удалой..." и много, много других.
      Дети жили тогда своим сообществом или двором: ходили купаться, с утра до вечера загорали на искусственных озёрах и часто, ватагой уходили в лес, собирали грибы и ягоды, жгли костры и наслаждались свободой. Родители о нас не беспокоились, ни о каких педофилах и помину не было - люди делом занимались, строили социализм.
      Много было молодых специалистов приехавших на ГЭС из разных уголков страны. Они женились, получали квартиры, работали, а потом, когда строительство закончилось, разъезжались на новые стройки - жизнь кипела и иногда напоминала весёлое кочевье...
      
      ... Я вырос, пошёл в армию, отслужил на Дальнем Востоке, пришёл на гражданку, поступил работать в университет.
      И уже лет в двадцать пять вдруг стал замечать, что жизнь меняется и не в лучшую сторону. Всё меньше было строек, всё больше "коммунистической" пропаганды, всё больше различий в уровне жизни между простыми рабочими и их начальством. Тогда уже был Брежнев и с годов семидесятых, потихонечку стал проявляться застой.
      Жизнь, действительно затормозилась, а потом и остановилась вовсе - не было уже ни больших строек, ни энтузиазма, стало больше фальшивых реляций о победах, о построении социализма и "общенародного" государства.
      Пьянство и связанные с ним скандалы усилились, а количество бытовых и немотивированных преступлений, заметно увеличилось. Люди, глядя на лживые плакаты, типа "Народ и партия едины" или "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", криво усмехались видя вокруг себя показуху и начавшееся разделение, на "успевших" и "неудачников"...
      Как-то в университете, проводили комсомольский зачёт и однажды, на комсомольском собрании я не удержался и спросил присутствующих: "А зачем вы в комсомоле?"
      И тут молодые учёные стали кривится, смотреть в потолок, и шёпотом говорить, что это вопрос, на который нельзя честно ответить и в этом их поддержали присутствующие старшие товарищи - коммунисты.
      И тогда, мне показалось, что здесь что-то не так, если они не могут объяснить, зачем они в комсомол вступали...
      Позже, во времена Горбачёва и Ельцина, которые прошли школу лицемерия тогдашнего комсомола, я понял, что они уже ни во что не верили, а вступали в комсомол и в партию чтобы делать карьеру.
      
      Что тут было хуже в те времена - диктатура парт номенклатуры или комсомольское лицемерие - я не знаю, но наверное в смеси, это и создало то поколение лжецов и фарисеев, которое развалило не только СССР, но и партию, возглавляемую ими!
      И вот сегодня, в России, мы имеем следствие той лживой пропаганды, когда люди с детских лет уже ни во что светлое и искреннее не верят, а становясь взрослыми, быстро усваивают идеалы лицемерия, ханжества и накопительства.
      Никто уже не старается думать о других, а думаеттолько о себе и "своих" и эта привычка, постепенно становится второй натурой.
      Потребление стало главной целью накопительства и богатства, а примитивный эгоизм и бессмыслица такой жизни, рождают чудовищных лжецов и преступников способных ради денег, славы и комфорта, предать друга и убить своих родственников...
      
      Многие и пальцем не пошевелят, если за работу, самую ничтожную, нельзя получить какие - то деньги - принцип "предоплаты" стал законом жизни, потому что никто никому не верит и потому же, многие хорошие проекты остаются невостребованными и невыполненными.
      В больницах, нянечки просят оплату, часто за то, что входит в их обязанности, а чиновники, норовят получить взятку за выполнение действий определяемых в их трудовых договорах. Даже молодые ребята, уже выбирают себе работу, на которой можно кроме зарплаты, получить ещё "левый навар"!
      Сегодняшняя жизнь и воспитание, так далеко ушли от заявленных Революцией идеалов свободы, равенства и братства, что ни о каком патриотизме не может идти речи.
      Все лживые и напыщенные речи о вставании России с колен, всегда предшествуют определённой личной выгоде или пиодвижению в карьере, а без этого никто и пальцем не пошевелит спасать кого-либо другого, кроме себя...
      
      Так называемые национальные "элиты", сами себя провозгласили лучшими - самыми умными и "креативными", и потому требуют привилегий, а простым людям - народу отводят роль крепостных рабов.
      Среди "болотной образованщины" встречаются уже прямо таки "людоеды" и сторонники сословного государства разделённого на господ и рабов. Некоторые, не стесняясь, предлагают стерилизовать или просто морить голодом и непосильной работой "отстающих", а себя выдвигают в судьи-оценщики, "кто достоин, а кто нет".
      В Российских либеральных СМИ, "работают" иногда настоящие монстры, которые не ведают что говорят и творят, в силу отсутствия подлинного религиозного воспитания.
      Сегодня, они ещё только пробуют свой "волчий" голос - послушайте Грефа и его сторнников - но если дать им волю, то они, со временем, создадут новый Освенцим и не один.
      
      Таких "интеллигентных" чудовищ, как в либеральных изданиях России, на сегодня, нет даже в "дебрях Экваториальной Африки", среди натуральных людоедов.
      И все эти умники, - ярые сторонники идеологии потребления начисто забывающие, что прежде чем потреблять, надо создать что-нибудь из необходимого для жизни.
      Большинство из таких "креативщиков", за всю жизнь кроме ручки или микрофона, ничего больше в руках не держали и потому, хотят и требуют чтобы их обслуживали другие - "низший класс"!
      Невольно вспоминается сатирик Салтыков-Щедрин и его сказка "Мужик и Генерал". Но ведь нынешние молодые людоеды, должны знать, что с того времени более полутора столетий прошло и Россия, во многом благодаря Великой революции сильно изменилась и очень трудно, надолго, вновь загнать в хлев народ, который ещё помнит завоевания Октября...
      
      Очень важный вопрос - как вернуть то отношение к жизни, когда люди не только имеют цель в будущем, но захотят и смогут строить это будущее.
      Предложений много, но перечислю несколько.
      Известно, что у молодых жизненной энергии невпроворот и потому, через воспитание нравственности, необходимо эту энергию направить на развитие личности и устроение добродетельной жизни для себя и для тех, кто тебя окружает, но пытаться только словами соблазнить молодых, сегодня вряд ли удастся.
      Известно, что главной целью воспитания, является пробуждение в человеке, внутренних стимулов для усвоения новых знаний и навыков и поэтому, используя эту энергию молодости, можно и нужно Воспитателям с большой буквы, мягко подталкивая и направляя детей и подростков в сторону добра, учить думать о других, о своей стране, делать что-то реальное и нужное!
      
      Помню, уже на закате Союза, последнюю молодёжную стройку - Байкало-Амурскую магистраль. Я работал там на сейсмостанции и видел, как лучшие молодые юноши и девушки страны, в труднейших условиях строили не только железную дорогу, но и свои характеры. Был даже запомнившийся лозунг "Мы строим БАМ, - БАМ строит нас!" И так и было!
      
      Исходя и из своего жизненного опыта думаю, что можно организовывать в старших классах разного рода познавательные экспедиции: биологические, археологические, географические, охотничьи и так далее. Ввести эти экспедиции в учебные планы, собирать подростков по интересам и отправлять их в "дальние странствия".
      Тут открываются много плюсов, а один из главных - это социализация, приучение к самостоятельной жизни и к работе в коллективе - ну и выход юношеской энергии будет вполне цивилизованным.
      Я сам, какое-то время был директором подросткового клуба и знаю, что в молодёжных сообществах, высокие романтические цели эффективно помогают в воспитании альтруизма и дружелюбия.
      И ещё, хорошо бы в высшей школе возродить строительные отряды, которые помогут студентам не только заработать какие-то деньги, но и что-то значительное построить своими руками, получить шанс проявить себя с подлинно креативной стороны.
      Неплохо бы ввести курсы волонтёров, движение, которое так развито в странах Запада, в частности здесь, в Англии - мой сын, уже работая в конторе постоянно в выходные дни ходит на такие мероприятия.
      Волонтёрство имеет много направлений: помощь бедным и сиротам, больным, старикам и животным, и не только у себя в городе и стране, но и в развивающихся странах Африки, Азии, да и в Европе - все направлений такой работы и не перечислить.
      
      В этом случае, воспитывается христианское отношение к другим и человек учиться думать о других. Но волонтёрами становятся часто и люди на пенсии - уже в преклонных годах становятся смотрителями в музеях, в исторических зданиях, театрах и концертных залах. И всё это делается бесплатно, из любви к собственной истории и своей стране...
      
      В той же Англии, есть множество благотворительных проектов, которые закладывают и финансируют богатые люди. Недалеко от нас, есть большой детский городок - Корамс- филдс, куда ходят играть дети и часто с родителями.
      На этом месте, в первой половине восемнадцатого века, капитан Корам организовал, с помощью многих английских энтузиастов, дом для брошенных матерями детей.
      В этом деле, затеянном сострадательным энергичным человеком из народа, со временем стали участвовать и знаменитые художники, и композиторы, и знать, и простые люди.
      Движение разрослось и герцог Монтегю, предложил под этот дом, свой дворец, в котором сегодня располагается Британский музей.
      По какой-то причине это здание не подошло и потому, выстроили большое и новое...
      
      Но главное, помимо того, что спасены были многие подкидыши-сироты, в этом деле участвовало всё общество, тем самым воспитывая в себе благородные чувства - надеюсь, что и в России подобные проекты вызовут всплеск благотворительности и участие многих волонтёров.
      Хороших людей, могущих и главное умеющих делать добро от широты души, в России ещё очень много - их надо только организовать.
      
      Вспоминаю, что в Питере, после организованных нашим клубом соревнований для детей и подростков, на улице перед клубом, многие жители из близлежащих домов предлагали нам свою бескорыстную помощь.
      И это тоже было главным результатом таких мероприятий!
      
       Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      
      
      
      
      
      Потребление и прибыль
      
      
      ...Современная человеческая цивилизация "заточена" на прибыль. Прибыль является тем стимулом и той целью которой руководствуется современный человек. Буржуазная цивилизация - это цивилизация потребления через производство добавочной стоимости, то есть прибыли.
      Эта категория, является краеугольным камнем теории капитализма разработанной и критикуемой Марксом. Якобы, прибыль, является тем главным стимулом, который движет человечеством в будущее. И действительно, для эпохи капитализма, прибыль является тем двигателем, который развивает не только промышленность, но и выстраивает определённые отношения между людьми и сообществами...
      
      Но кто из нас внимательно читал или помнит сегодня Марксов "Капитал"? Маркс не актуален - вся действительность пытается доказать нам, что социализм - это мечта идиота...
      Даже в бывшем Советском Союзе, который стал первой страной попытавшейся воплотить идеи Маркса в жизнь, после Контрреволюции девяностых названной "перестройкой", пытаясь подражать Западу выстроили олигархический первоначальный капитализм, который в эволюции намного отстал от Запада - западный капитализм ушёл далеко вперёд от тех отношений, которые сегодня реанимированы в России. Например в Англии, школьное образование бесплатно, здравоохранений бесплатно, существует множество бонусов, которые помогают жить беднякам.
      А в России, при формально провозглашённых бесплатных услугах, на деле всё так или иначе платное...
      
      Но, в последние годы, начался новый этап развития человечества, на основе технологических успехов достигнутых при капитализме. Мир входит в глобализацию, пространство и время сжимаются и по сути, мы являемся свидетелями формирования новой реальности, которая требует и соответствующих перемен в межличностных, корпоративных и общественных отношениях.
      Эти технологические изменения, можно рассматривать, как инструменты, которыми будет убит и закопан или сожжён заживо, тот социальный порядок, который мы называем капитализмом!
      Таким образом сбывается предсказание Маркса, который утверждал, что капитализм в конце концов изобретёт и своего "могильщика".
      Одной из перспектив самоубийства капитализма, явится необходимость уничтожения прибыли, то есть денег - того субстрата, которым люди пользовались в качестве меры труда уже несколько тысяч лет.
      Весь мир, долгое время сидел на "игле" денег, и как всякий наркотик, деньги могли лечить, но и убивать, уродуя и насилуя природу человека.
      Сегодня, похоже наступают времена, когда прибыль в форме денег, перестаёт быть целью и смыслом существования и развития человечества, как биологического вида, а мировой системный кризис капитализма, о котором так много говорят последнее время, ещё раз подтверждает, что "страшный суд" над прибылью и миром потребления "уже при дверях"!
      
      ...В истории человечества уже было время, когда люди верующие в Мессию Иисуса, решили выйти из под контроля денег и прибыли.
      Первохристиане объединялись, обобщали имущество и старались жить по братски, услужая друг другу.
      Такие сообщества существовали в первых монастырских и катакомбных общинах и стояли у истоков того, что тогда называлось христианством.
      Они смогли распространить идею любви и самопожертвования в том страшном мире, которым тогда правил Древний Рим.
      Сам факт существования христианства доказывает, что человек добр и способен на самопожертвование ради других, а раз так, то у человечества есть будущее!
      Новый Завет Иисуса Христа и по сию пору остаётся той путеводной звездой человечества, ориентируясь на которую, часто в полной тьме инстинктивной жизни, люди искали и ищут ту "землю обетованную", которую обещал своим последователям Иисус из Назарета.
      
      Если смотреть с сегодняшних меркантильных и эгоистичных позиций, то Иисус из Назарета, ставший Мессией - Христом для своих последователей, был полным неудачником в жизни, или лузером, как любят сегодня говорить почитатели "западной" культуры.
      Действительно, Он сам был нищим и его последователи были такими, и наверное поэтому Он говорил: "Блаженны нищие духом".
      Именно поэтому фарисеи предали Его, а светская власть в лице римского прокуратора Иудеи Пилата, по наущению книжников - фарисеев, подвергла Учителя мучительной смерти через распятие - и Он умер всеми покинутый и одинокий.
      Но, как утверждает предание, Иисус Христос воскрес на третий день и воссел одесную "Отца небесного". Это надо понимать так, что его идеи и учение не умерло, а возродилось в качестве религии под названием христианство!
      
      В канун христианского праздника Пасхи, нам ещё раз нужно вспомнить историю жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа и убедиться в очевидной истине, что мир альтернативный миру наживы и ненависти, всегда был, есть и будет, и этот мир любви, служения людям и самопожертвования, навсегда запечатлен в Новом Завете - просто надо уметь его прочитать и понять.
      
      Сегодня, псевдо христианство разлагается, ему на смену приходит секулярное общество, общество инстинктивное потребления и возврата к животной жизни, а церковный официоз пытается уверить всех подлинных христиан, христиан по духу, что идеология потребления - это единственный путь, на котором человечество достигнет будущего.
      Но вся сегодняшняя реальность говорит нам об обратном - мир становится всё страшнее и развратнее, а это значит, что кризис разрушающегося капитализма, рано или поздно смениться новой формацией и жизнь человеческая будет течь по предназначенному руслу поисков, ошибок и новых спасительных открытий нравственных истин и установлений человеческого общежития!
      
      
       Апрель 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 25/10/2021. 23k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка