Аннотация: Религия, вера и воспитание, ещё овсем недавно были тесно связаны и взаимозависимы.О сути религии, веры и влиянии их на воспитание доброго человека - эти статьи.
Добро и Зло
(Читая Фрейда)
"Мир - это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро"
Философ Плотин
Одна из самых больших проблем для начинающих христиан - это вопрос как Бог-Создатель допустил существование зла в нашем мире!
И действительно, как можно примирить существование зла в природе и даже в обыденной человеческой жизни, с утверждением что Всеблагой Бог, олицетворяет собой только положительные и благочестивые качества.
Читая Фрейда, его позднюю работу "Неудовлетворённость культурой", я поразился глубокому утверждению этого замечательного психиатра и философа, что "Эта борьба (между инстинктами Эросом, олицетворяющим созидание, рождение и Танатосом - инстинктом разрушения, агрессии и смерти) составляет существенное содержание жизни вообще, и поэтому развитие культуры, можно было бы назвать борьбой человечества за существование".
Но вместе с тем, я связал это утверждение известного естествоиспытателя, с положением, высказанным Фридрихом Гегелем за сто лет ранее, в его развитии теории диалектики "борьбы противоположностей", в которой он обосновал естественность такой борьбы, которая и является стимулом развития, энергетическим базисом не только в природе, но и в человеческом обществе. Об этом говорил и греческий философ Плотин, утверждая, что без такой борьбы зла и добра, было бы невозможно развитие человечества!
Обвинять Творца в существовании Зла на земле, это значит не понимать закона единства и борьбы противоположностей и отрицать субъективность определений зла, которое существует в сознании человеческом, как некая доказанная истина.
Можно, поэтому сказать, что Бог, Всеблагой Творец ещё и потому, что он, создавая этот мир, заложил в "борьбе с инстинктом" способности мира и человека к развитию!
Одной из существенных сторон христианской веры, является терпимость, в том числе к проявлениям зла, часто называемого грехом в обществе и в каждом из людей.
Кажется, что именно здесь, Иисус из Назарета, делится осознанием необходимости зла, как второй стороны процесса развития мира и человечества, как вершины эволюции.
Сама природа, даёт нам примеры сосуществования добра и зла в самом жестоком их проявлении. Ведь в природе существуют травоядные, но существуют и плотоядные - хищники, убивающие и пожирающие первых. А что может быть для человека, страшнее насильственной смерти?!
И эта извечная борьба за выживание двигала эволюцию всего живого и неживого в сторону усложнения, создавая улучшенные, более приспособленные к борьбе за жизнь новые виды, часто за счёт гибели "старых". Таким образом, в результате эволюции появился и человек разумный, ставший венцом и вершиной эволюционного процесса, главным итогом круговращения живой материи на Земле. Исходя из признания истинности такой теории, мы можем предположить, что целью эволюции человека, становится его обожение, приближение к Богу, в качестве последователя и сотрудника, в деле преображения Земли.
Процесс эволюции -развития "плоти", продолжается и сегодня, человечество стоит на границе проникновения в Космос и создания электронной версии "вечной личности", в которой будет реализована мечта о бессмертии человеческой плоти, человеческого духа!
Конечно, о существовании в мире Добра и Зла знал и говорил об этом и Иисус из Назарета, который провозглашал Царствие Небесное как конечную, но недостижимую для тогдашнего человечества, цель. Он говорил: "Царствие моё - не от мира сего", - всматриваясь своим духовным оком в глубины Космоса, который рано или поздно и станет Родиной человечества...
Вообще, внимательно читая Фрейда и его последователей, можно прийти к интереснейшим выводам. Например Фрейд, вполне по христиански, приходит к заключению, что совесть, возникла из сублимации агрессии и тяги к разрушению, под воздействием человеческой культуры, которая своими "табу" направила присущую человеку природную агрессию, не вовне, в вовнутрь себя! Русская интеллигенция (не путать с современными образованцами) и явилась наглядным подтверждением этого тезиса.
И эта перенаправленность агрессии, с необходимым её ограничением и является тем, что мы называем сегодня человеческой совестью.
В определённом смысле, борьба Эроса и Танатоса предопределила возникновение этики, как некого свода правил человеческого поведения в коллективе и отражала извечный ход борьбы зла и добра в самом человеке и в человеческих сообществах. Из этого можно сделать вывод, что и сами религии стали следствием такой борьбы, задолго до возникновения христианства.
В начале это были почитание умерших и соответствующие культы, которые со временем превратились в наборы правил и установлений, регулирующие жизнь индивидуума в коллективе, в отношение не только к недавнему прошлому, но и будущему, которое становилось производным от возникшей, в результате этого эволюционного взрыва, энергии развития.
Это, на мой взгляд и стало тем, чем сегодня человек отличается от животного. Помимо инстинктов, в человеке со временем появилась и некая духовная сущность, которую и сформировали древние религии.
И в конце Древнего Мира, на земле появился Иисус Христос, который и конституировал духовную жизнь, как нечто главенствующее в жизни человека коллективного. Именно руководствуясь религиозными принципами, человек научился отделять себя от инстинктивной жизни и выработал духовные начала базирующиеся на интеллектуальной основе.
Октябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Что есть Бог?
"...Определение Бога. Бог - название могущественного сверхъестественного Высшего Существа русск. в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог ("Бог Авраама, Исаака и Иакова") и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия)..."
Из Википедии
...Бог - это любовь. Иначе говоря, Бог это некая абстракция понимаемая, как некий нравственный закон, первопричина бытия, невидимая неосязаемая и немыслимая.
Выражение - Бог - творец, подразумевает под собой причину возникновения Вселенной, которая сначала была необитаема и состояла из неживой материи. Но, со временем случилось чудо и из неживого получилось живое. Возможно, этот процесс начался после попадания на землю, зачатков жизни из Космоса, как некое послание Бога - Первопричины. Возможно, жизнь зародилась на земле благодаря стечению обстоятельств - то есть был реализована возможность зарождения жизни из неживой материи.
Об этом существует много разных теорий, о которых можно почитать на досуге в интернете.
Вторая священная тайна заключена в перерождении живого из неживого. Когда и как это происходило, тоже глубокая тайна, разделённая на два больших вопроса. Первый вопрос:
Как из неорганической природы, появилась природа растений! Иначе говоря, как из камня появились деревья, кустарники и травы?!
И второй вопрос:
Как и когда из растений, родились первые живые существа или иначе - животные и в конце концов - человек?!
Третья тайна заключена в чудесном появлении человека, скорее всего посредством эволюции и развитии живого на планете Земля или как некий акт креационизма!
...Сегодня, учёные утверждают, что в начале была первоматерия состоящая из газов и был процесс, а потом, в следствии взаимодействия этих газов, образовались раскалённые сгустки первовещества, которые и стали звёздами, образовав несметное количество галактик, состоящих в свою очередь из планетных систем. Одна из таких систем - Солнечная, в продолжении процесса, выделила из себя планету Земля, на которой и зародилась жизнь!
Вышеописанные процессы настолько сложны, что их более или мене адекватно можно передать только через мифы, полные символов и умолчаний.
Вот первые, самые важные строки о сотворении мира Богом, из Библии:
Творение светил
"В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.
И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо..."
Сложность процессов создания Вселенной, с трудом укладываются в голове даже сегодня, поэтому, проще было изобразить Сотворение через символы, понятные людям того времени...
Жизнь развивалась медленно, но неостановимо. Процессы становления Земли в качестве родины живого разнообразны и до конца ещё не изучены и вряд ли когда-нибудь это изучение будет закончено.
Однако, для нас важен процесс, в результате которого, благодаря развитию в животном мире определённых качеств, в течении многих тысячелетий подготовки, возникло человечество, постепенно развиваясь и превращаясь в подвиды человека, как такового! Подвиды, эволюционируя и конкурируя между собой выделили из своей среды, тоже некое существо, со "смешанной кровью", которое расплодилось и заняло главенствующее положение Царя природы!
Учёные антропологи утверждают, что человечество имеет возраст около двухсот тысяч лет и за это время, из "человека дикого" путем множественных мутаций, превратилось в "человека современного".
Но для нас важно, что на определённом этапе развития, человечеству понадобилась религия, как некий инструмент социализация и коллективизации, без которого трудно представить себе все происходящее после возникновения религий, за последние сто тысяч лет!
В те давние времена, стимулом к развитию человечества и стала религия, а точнее религии, которые можно характеризовать, как свод образов, понятий и законов, позволяющих сосуществовать человеку дикому, как некоему организованному социуму. Иначе говоря, религия, стала тем стимулом и вместе теми условиями, которые позволили человеческому индивидууму превратиться в существо коллективное...
Религиозные обряды, появились в жизни человеческих сообществ много тысячелетий тому назад и одним из важнейших обрядов стало почитание предков. Это создало то, что можно назвать иерархичность и преемственность поколений. А это, в свою очередь, послужило упорядочению жизни в человеческих сообществах и обретения суммы знаний нескольких или многих поколений...
Со временем коллективный опыт, стал передаваться через речь, которая служила для передачи информации от одного человека другому. Потом появилась письменность благодаря которой коллективный опыт, стал доступен многим умеющим писать и читать. С возникновением письменности возникла история человечества, которая в начале разделялась на множество племенных, а потом и национальных историй.
Религио - то есть связи человека с Богами, олицетворяющими дружественные и враждебные силы природы, эволюционируя привели человечество к единобожию, которое и утвердилось в качестве моральных и нравственных законов. Мораль или законы общежития, освященная именем и образом, в начале Богов, а потом и Бога единого - Креатора, позволила людям развивать умения и ремёсла, а отдельным членам общества, дала возможность заниматься науками не только о жизни, но и о Богах, а потом и о Боге.
Бог, со временем стал защитником и хранителем нравственных законов, которые и позволили человеку выработать и осуществить множественные стратегии развития!
Долгое время, эти законы, копировали законы животного мира, только сформулированные и осуществляемые людьми. Однако со временем, через письменные источники, знания собираемые веками, составили базу, на которой выросла наука!
Очень важно отметить, что первые школы, академии и университеты были созданы при религиозных институтах. И только со временем, наука, созданная при храмах и монастырях, стала врагом веры. А точнее, обскурантизм религий сделал знания не только ненужными, но и враждебными "вере". Этот парадокс объясняется желанием жрецов сохранить свою власть над народом и противостоять науке, развивающей человеческое знание о земле и мире!
Единобожие, стало очередной ступенью развития религиозного чувства и возникло оно в среде иудеев, живших на восточном побережье средиземного моря...
И вот настал день и родился человек, который предложил человечеству морально-нравственное учение, противоречащее предыдущим религиозным установлениям. И этого человека звали Иисус из Назарета. И этот мудрец, воплощение святости, провозгласил впервые, что "Бог - это любовь!"
Ещё он говорил странные слова: "Возлюби другого, как самого себя! Если ударили по правой щеке - то подставь левую! Царствие Моё не от мира сего!.."
Он требовал от своих учеников любить "даже врагов наших" и настаивал на том, что только самопожертвование может помочь человеку уподобиться Богу!
И это способствовало окончательному отделению человечества от мира животной инстинктивной жизни! А потом, последовало движение выдающихся представителей христианства - "стать личностями не от мира сего", которое сегодня носит имя "монашества".
И ученики Иисуса, названного Христом - Мессией, стали жить отдельно стараясь в таких общинах следовать Заветам Иисуса Христа. Они уходили в пустыни, в дикие леса, скрывались в катакомбах, из поколение в поколение передавая Его учение "из уст в уста", а потом и в книгах, и не отрекались от своего Учителя, даже на смертной плахе!
Со временем, Иисуса из Назарета, стали называть Христом - Мессией и от этого имении и произошло "христианство".
Вместо эпилога:
"...Иисус Христос или Иисус из Назарета - центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.
Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков (см. Историчность Иисуса Христа).
Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощённым в человеческую плоть. Также в Никео-Цареградском Символе веры утверждается, что Христос умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мёртвых, вознёсся на небеса и придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых. Согласно Афанасьевскому Символу веры Иисус Христос является вторым лицом (ипостасью) Троицы. Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес и пр. Хотя догмат о Троице принят большинством христианских конфессий, некоторые группы отвергают её полностью или частично, считая небиблейской.
Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения..."
Владимир Кабаков. Лондон. Декабрь 2016 года.
Нагорная проповедь.
Рассказ - размышления о Нагорной проповеди Иисуса из Назарета.
"Мало было избранных (даже между первоначальными пастырями церкви), которые бы в своих творениях приближались кротостью духа, сладостью красноречия и младенческою простотой сердца к проповеди небесного учителя, к Евангелию..." Александр Пушкин
...Безусловно, одной из блестящих страниц Евангелий - это страницы "Нагорной проповеди". И каждый раз, читая эти места, я пытаюсь представить себе как это было тогда, более двух тысяч лет назад, в замечательном, по своей природной красоте, месте на горах, недалеко от берега моря Генисаретского.
Представляю себе и тысячи людей расположившихся на зелёных лужайках, посреди вырастающих из склона серых скальных камней; вижу Иисуса Христа - молодого, сильного, красивого, как бывают красивы влиятельные признанной духовной, религиозной силой люди, к которым стремятся окружающие за поддержкой и советом...
... Рядом с Ним, сидя на травке полукругом расположились Апостолы. Они, совсем недавно ставшие его учениками, ещё немного стесняются быть "свитой" этого загадочного чудотворца из Назарета, которого известный в Иудее пророк Иоанн, признал за Божьего посланника и говорил при Его крещении в Иордане о том, что он сам, "недостоин завязать ремни на Его сандалиях".
Их стеснение происходит ещё от того, что некоторые люди из собравшихся, знали Иисуса ещё тогда, когда он был мальчиком и жил в семье Иосифа - плотника. Многие из присутствующих знали и Марию, мать этого человека, славную своей добротой и тихим характером...
После крещения на Иордане и восхваления Иоанна, Иисус из Назарета, на некоторое время удалился в пустыню, а по возвращению, начал учить со знанием и со властью тому, что можно было назвать проповедью бескорыстного добра и подлинной любви людей к Богу и друг к другу.
Этот Назарянин мягко, но властно возглавил кружок своих последователей и приобрёл на них необычайное влияние. Подражая Ему, учась у Него, они - рыбаки и землепашцы - захотели стать сильными, духовными людьми, полными внутренней уверенности как и Он сам - их Учитель...
Вот уже несколько месяцев ходили они вослед Учителю, ночевали под открытым небом или в гостеприимных домах и проповедовали "новое" учение, которое Иисус, их Учитель, называл Новым Заветом и на которое с любопытством и радостью откликались простые люди, а книжники и фарисеи относились с большим недоверием...
Вот и сегодня с утра, узнав, что в их местность пришли Иисусовы ученики и их Учитель, и остановились неподалеку от озера, толпы страждущих истинного учения и просто любопытных, собрались здесь, на пологом травянистом склоне прибрежного холма и расположившись вокруг Назарянина, как его все называли между собой, ожидали Его проповеди...
... Тихий солнечный день клонился к закату и с высоты холма, была видна поверхность синей прозрачной воды озера и тёмной полоской, в лёгкой дымке жаркого дня, проступали на другом берегу пологие зелёные холмы...
- Приветствую, вас, братья и сёстры, - начал говорить Иисус, немного хриплым от волнения голосом и разговоры вокруг быстро затихли. После нескольких фраз сказанных им, видя вокруг сосредоточенно внимательные лица, и ожидающих новых откровений глаза простых крестьян и пастухов из окрестных городков и местечек, слыша наступившую тишину, в которой хорошо различима далёкая песня чёрного дрозда на одном из склонов, голос Его постепенно окреп и беспрепятственно разносился над холмами, приобретая волшебную звучность и убедительность...
- Многие из вас, услышав меня первый раз, с испугом спрашивают себя и друг друга: Неужели он, выступает и говорит против Закона?
- Конечно это не так и не может быть так. Ибо я люблю Бога, как Отца моего, который даровал Закон избранному народу Израиля...
Иисус сделал паузу и слушатели - несколько тысяч человек - сидели затаив дыхание, стараясь не шевелиться и ожидая продолжения проповеди...
- Я не противник Закона. Я пришел на землю, чтобы напротив, соблюсти и восполнить его. Фарисеи - лицемеры хотят меня уличить, ибо я обличаю их грехи и неправду, но я долго думал и говорю, что я за Закон и за его понимание и исполнение. Я за подлинно праведную жизнь, которую можно выразить через несколько главных заповедей. А следуя этим заповедям, можно достичь святой жизни.
Назарянин вновь сделал паузу и порывистый Пётр вскочив в нетерпении, попросил:
- Учитель, поведай нам их!
Иисус глянул на него, потом обвёл взглядом, окружающие Его со всех сторон толпы народа и продолжил:
- Слушайте и запоминайте:
- Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, ибо держит гнев в душе своей и отравляет сердце свое черными помыслами. Очистись душой, и дела твои станут чисты...
Иисус перевёл дыхание и продолжил:
- Не смотри на женщину, как на предмет любострастия, ибо она половина твоя, равная тебе самому и, заключив с ней брак, знай, что это навечно. Ибо брак установлен Богом, как союз нерасторжимый...
- Не клянись, а значит, не употребляй имя Божье всуе и во лжи. Но, так как на земле всё сотворено Богом, то и клясться небом или землей, Иерусалимом или своей головой, есть клятва с именем Бога, пустая клятва для достижения мелких мирских целей...
- Не отвечай злом на зло, но только добром, и вместе, не попустительствуй злу и выражай к нему своё отношение безбоязненно и нелицеприятно...
- Просящему у тебя дай, ибо, давая, берёшь для себя Божье одобрение. Не копи, не собирай злата, ибо это против Бога...
- Молись и не унывай...
- Храните сердца ваши, как очи ваши, ибо через сердце проистекает духовный, небесный свет веры. Но так же и злодейство проистекает в мир через сердце. Берегите их в чистоте и любви...
- Кто думает сочетать службу Богу и Мамоне, тот подобен желающему угодить двум господам. Господь влечет нас к небесному и вечному, а богатство к земному и тленному...
- Заботьтесь о спасении души, а заботы о пище, питье и одежде томительны и отвлекают нас от забот о вечном. А Бог нас не оставит... Ведь мудрые и праведные, всегда найдут поддержку и одобрение...
- Ищите прежде царствие Божие и Правду его...
- Возлюби ближнего, как себя самого...
Иуда из Кариот, неожиданно выкрикнул: - А кто ближний мой? Как я могу это знать?
Иисус обвёл взглядом людей, которые сидели группами и отдельно, вокруг и ниже по всему склону, увидел плохо одетого старика с простой неловко оструганной палкой вместо посоха, и глянув на Иуду ответил:
- А ближний, это всякий, кто живет сегодня и сейчас рядом или недалеко. Ибо близость определяется не только родственными узами, но и состоянием души и чувством радости, что каждый, кто живет с вами в одно время, близок вам...
- Особенно близок к вам тот, кто нуждается: увечные, немощные, беззащитные. Богатые и знатные тоже вам близки, но они в вас не нуждаются и потому, ваша близость остается безответной. А вот рабы господ в вас нуждаются, им нужна ваша помощь и сострадание. Они уверуют в первую очередь, ибо они нищие телом и духом.
А богатые любят деньги, плотские удовольствия и власть над другими людьми. Они хорошо образованы и думают, что знают о жизни всё, что помогает сделаться известным и богатым. Им Бог не нужен, потому что они считают, что за деньги можно купить все и даже свободу, хотя конечно они от этого не становятся свободны, - ибо рабы денег!
Иисус помолчал, и тишина повисла над множеством людей сосредоточенно слушающих и обдумывающих сказанное. Для них, простых сельских жителей, всё, что говорил Иисус было поразительно внове, и вместе отвечало их душевным чаяниям и интересам...
Юноша Иоанн Заведеев прервал паузу и тихим голосом попросил: - Учитель, продолжи. Мы внимательно слушаем тебя.
Иисус вновь начал говорить, чуть возвысив голос:
- Сатана соблазняет богатых и фарисеев гордыней, а Бог не может помешать жадности, тщеславию и себялюбию овладевающему их сердцами, мыслями и поступками...
- И остаются они неприкаянными в своем падении, не любящие не только людей, но и себя. Они играют роль свободных и независимых от общей жизни, пока старость или болезнь не покажут им их истинное место в мире. Часто их разочарование становится причиной их ненависти к другим людям, к окружающим и тем более к дальним...
Иуда казалось порывался возразить, а потом не выдержав, вскочил и плачущим голосом закричал:
- Но могу ли я помочь всем, Учитель? И потом, чем я смогу помочь? Ведь я из бедной семьи и сам бедняк. Единственное, что я делаю хорошо, так это считаю: овец, людей, деньги...
Иисус долго и с удивлением смотрел на него, а потом тихо ответил ему одному: - Вот и будешь казначеем!
А потом обращаясь к народу заговорил:
- Я радуюсь, что меня слушают и понимают, но я знаю, что книжники и фарисеи - люди учёные и гордые, будут против меня и тем самым против Отца моего и вашего. Он Отец, Создатель, скрыл великие тайны от умников, ибо они возгордились своею ученостью и возгордившись, "пасут себя самих", забывая о нуждах, чаяниях неученых, простых людей. Они лицемеры и поэтому, выставляют свою веру напоказ, которая есть скрытое неверие...
- Они носят широкие налобные повязки, молятся всегда на виду, любят занимать первые места в собраниях. Но верить в Отца - значит жертвовать собой, в том числе и материальными благами. А они хотят только преумножать свои богатства. Поэтому они ненавидят меня, посланного Отцом в мир погрязший во лжи и лицемерии...
- Фарисеи, считая себя учителями народа, хотят за это получать награды земные: славу, деньги, почет. Но это гордыня самомнения!
- Если раб пашет, или пасет скот, то считает ли это его господин заслугой? Думается, что нет. Так же, веруя и творя добрые дела мы должны смотреть на такую жизнь, как на свой долг, а на себя, как на непотребных рабов. В этом суть веры Божьей, а воздаяние придет по делам нашим, не по словам только и жестам. Фарисеи и книжники сделали веру свою профессией, зарабатывают деньги и думают, что служат Богу...
И ещё долго говорил Иисус с людьми и отвечал на их вопросы...
В дальнем углу озера, в появившейся тёмной туче, неожиданно громыхнул и заворочался раскатистый гром. Иисус прервался, оглядел всех присутствующих, потом ещё взглянул в сторону приближающейся грозы...
- Однако уже темнеет братия! Время позднее и нам пора расходиться...
Люди с неохотой стали подниматься на ноги, обсуждая слова нового пророка, а Апостолы окружив Иисуса подали ему посох и все вместе растягиваясь на ходу в цепочку и переговариваясь, гордые своей близостью к Учителю, начали спускаться вниз, к берегу озера...
...Этим вечером, Иисус, на берегу Генисаретского моря, долго ещё сидел с учениками у костра и разговаривал с ними...
Огонь потрескивал рассыпающимися от жара угольями, а его яркий свет, изредка отражался в тёмной, неподвижно - маслянистой поверхности, на мгновения освещая поникшие ветви плакучей ивы, растущей на кромке воды...
- Я, говоря с народом, слышал иногда ропот непонимания в толпе. Но я не хотел толковать подробно за неимением времени, и только вам открываю, чтобы вы не только понимали сами, но могли и объяснять мои мысли посторонним...
- Ибо люди должны не только слушать, но и думать о сказанном. И когда истина будет результатом их раздумий, тогда они будут верить ей как себе. Но если чего не смогут понять обратятся к вам, а вы, со временем станете носители Духа Святого, станете учителями, проповедниками, пастырями Церкви верующих и блаженных.
Пётр почесал густую, начинающую седеть бороду и качая крупной головой с ранними залысинами начал: - Учитель, если говорить честно, то я тоже, многого не понял, хотя хочу понять и вижу, что ты говоришь истину. Но поясни нам!
Иисус, помешал палочкой угольки с краю костра и не спеша начал отвечать:
- Сегодня я говорил о заповедях Блаженства. И ещё хочу повторить их для вас...
Фома, сидевший до этого молча и сосредоточенно, вдруг перебил Учителя, стараясь не забыть выводы, которые он сделал из своих тяжёлых размышлений: - Думаю, что люди в Иудее так развращены, что не верят ни в Бога, ни в Сатану и потому...
Иисус, словно зная наперёд что скажет Фома, обратился к нему:
- Эх, Фома, Фома! Плохо ты знаешь людей. Они могут быть злыми, а могут быть и добрыми. Это зависит не только от того, как с ними говорить и поступать, но и как о них думать. Ищите в человеке хорошее а не плохое и говорите с ним об этом, и тогда люди уверуют и их поступки и даже слова вместе с этим переменятся...
Чтобы исправлять, воспитывать людей, надо их любить всей душой и в ответ, и они станут добрее и лучше...
Иуда из Кариот, поднял голову, и отведя блеснувшие глаза, от полыхающего алым пламенем костра, спросил: - Как понять, что "блаженны нищие духом"... и всё прочее. Нас учили, что быть богатым и сильным, значит соответствовать Божьим установлениям. Только те, кто не имеет - хотят...
Иисус в нетерпении прервал его: - Это фарисейские установления, но не Божьи законы. Ибо не гордящиеся но униженные, не богатые а щедрые духом унаследуют царствие небесное. Всегда, и сейчас на рубеже времён, мы видим псевдо верующих, озабоченных земным но не небесным, претендующим на жизнь вечную, говорящих мы вместо я, пытающихся скопом вломиться в Царство небесное - будущее Царство вечной жизни...
Но повторяю, путь этот тернист, а врата в царствие небесное узки. И потому, там на престоле воссядут только те, кто не говорит - мы избранные, а говорит - мы верующие. Да будет так!
Тут, Пётр глядя на Учителя слезящимися от волнения глазами спросил:
- Прости Учитель, но я простой человек и мне трудно запомнить сразу и Заветы и их толкования...
Он помолчал переводя дух...
- Однако я понял, что простые люди, такие как мы, веря в Бога и Сына Человеческого, войдут в Царствие небесное через свою простоту и веру, а мудрые и гордящиеся останутся вне их пределов. Я знаю хорошую поговорку: "На всякого мудреца довольно простоты" и это истинно...
Иисус улыбнулся и ответил: - Вижу Петр - ты правильно понял. Это вам пригодится, когда меня не будет, а вы будете проповедовать слово Божие по всей Земле...
Пётр подбодрённый таким вниманием Иисуса, продолжил спрашивать:
- Учитель! Объясни ещё раз, что значит: "кроткие наследуют землю". Неужели можно уговорами и молитвами заставить злодея и алчного человека отказаться от злобствований и поклонения Мамоне?
Иисус посерьёзнел:
- А ты попробуй! Объясни, что Бог дает силы слабому и мягкому, такому, кто напоминает зеленый росток, а сильное и жесткое погибает, как гниет и падает большое дерево. Говори, - кто много копит, тот много и теряет. И если ты это будешь говорить любя и прощая, - тебя поймут и поверят тебе...
Здесь Иисус помолчал и потом тихо продолжил:
- Но готовься к гонениям, ибо злые таких речей не прощают! Но Бог не забудет вас за вашу кротость...
И помолчав продолжил, уже для всех учеников:
- Не бывает так, чтобы человек сохранил силу до глубокой старости. И только кроткий остается таким до конца... Помните это.
И ещё помните! Через праведников спасётся мир! Пусть вас пока немного, но никогда много и не будет. Найдите в себе силы в одиночку противостоять лжи и лицемерию наряженных в богатые одежды лжеправедников, подражающих простым людям в их искренности...
Людей можно обмануть, но Бога нет. Бог читает в ваших душах и видит уклонения к Сатане в самых малых проявлениях. Бойтесь неискренности в себе больше внешней лжи. Ибо те, кто открыто лгут, пытаются обмануть людей, а те, кто неискренен внутри, пытаются обмануть Бога. А это преступление намного тяжелее первого, потому что целью обмана становится Бог - Отец небесный, Создатель всего живого и мертвого под небом.
Запомните! Праведник пришел в мир, чтобы страдать, грешник, чтобы искать радости в земном и животном. Праведник стремится к Богу и тем самым надеется на бессмертие, и окружающих призывает и тянет за собой к небу.
Грешник всегда живет в комфорте, среди материальных земных благ, уверяя себя и других, что в этой земной юдоли страданий, можно найти небесные сокровища. Будто в самом деле можно, в животной радости найти божественные ценности!
Но вы все знаете, что это не так, что это козни Сатаны, который через сиюминутные развлечения подкупает совесть, душу человека подменяя вечное временным, а потом, когда грешник продаст душу говорит ему: "Ты сам решил! Это дело твоих рук! Я заманивал тебя, не скрою, но ведь ты сам соблазнился. Это твой грех, тебе и отвечать"!
Бойтесь Сатаны, братия, ибо он стремится проникнуть в души человеческие неслышимый и невидимый и соблазняет, возбудив сомнения и неверие в душах людей, уже готовых к восприятию козней лжи!
Иоанн Заведеев, самый молодой среди учеников Иисуса, с напряжённым вниманием слушавший Учителя, вдруг спросил: - Учитель! Что есть праведность?
Иисус, с тихой улыбкой обратил лицо к Иоанну и начал объяснять: