Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Путешствия по России. Владимир и Суздаль. Впечатления и размышления

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/12/2021. 28k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Старинные русские города - Владимир и Суздаль, по прежнему являются лицом исторической России, в которых схранилась не только материальные свидетельства той давней жизни, но живут люди, которые считают себя и являются полинно русским народом, о чём к сожалением часто нельзя сказать о жителях столичных и больших городов современной России!

  •   Сегодня, двенадцатого июля, уезжаем во Владимир с Курского вокзала. И тут случился курьёз - мы перепутали день и месяц на билете, с временем отправления поезда. Поэтому опоздали и пришлось сидеть на вокзале несколько часов - ещё хорошо, что удалось сдать билеты и купить новые на ближайший рейс, а ведь нас во Владимире встречал на машине наш друг, известный питерский скульптор, Юрий Фирсов.
      Любезная и вежливая дежурная по вокзалу, помогла нам сдать билеты и купить новые. После, мы сидели почти три часа в зале ожидания, за это время пообедали в хорошей столовой прямо в вокзале и когда объявили посадку, спустились с багажом вниз - зал ожидания находится на втором этаже здания.
      
      И тут начались наши злоключения. На табло была указана платформа 8 - Т и мы спустились в тоннель и вышли на платформу 8, таща за собой наши неподъёмные сумки. Но видя, что на платформе что-то не так - редкие пассажиры сидели и ждали электричку, мы стали спрашивать и выяснилось, что платформа 8 - Т находится в другой стороне вокзала, там куда приходят электрички с владимирского направления.
      На Курском вокзале вообще плохо с информацией, а справочное, как всегда в нужный момент было закрыто и никто вокруг не знал, где эта платформа 8-т. Мы побежали искать платформу и едва успели сесть на поезд!
      Я ещё долго ругался и ворчал, что в столице России, никак не могут сделать нормальный современный вокзал!
      Надо отметить, что администрацией российских железных дорог, даже в мелочах, делается все через одно место. Туалеты на вокзале платные и стоимость посещения 50 рублей, то есть почти доллар. Это настоящий грабёж, но этим и вообще отличаются железные дороги в России.
      Позже выяснилось, что в туалетах надо показывать свой билет и тогда можно входить туда бесплатно. Но туалетные "смотрительницы", хитро молчат и думаю, что сознательно никого об этом не предупреждая, берут 50 рублей со всех подряд, надеясь заработать лишние деньги!
      Российским РЖД надо брать пример с Китая, но ведь там социализм, а в России, худшая форма капитализма - капитализм первоначальный!
      
      ...Наконец доехали до Владимира, Юра встретил нас на машине и отвёз на квартиру своей знакомой, которая была в отъезде.
      После того, как мы разместились, поехали смотреть церковь Покрова на Нерли - памятник, находящийся в списке исторических и архитектурных шедевров мира.
      Церковь стоит на заливном лугу, на стрелке слияния речек Нерли и Клязмы. Её стройный белый силуэт на зеленой, травянистой равнине в долине реки, виден издалека. Дорожка туда проходит через луг и здесь почти никого нет, что нам особенно понравилось - суета многочисленных туристов толкущихся вокруг таких памятников старины, всегда раздражает.
      Идя среди лугов, постепенно приближаясь к одиноко стоящей церкви, мы видим и замечаем все больше деталей и это тоже впечатляет. Бросается в глаза необычно простой силуэт церкви, её высокая, белая, четырёхугольной формы башня с несколькими куполами, один из которых чёрный. Сбалансированные пропорции, уравновешенная красота и древность постройки, делают неповторимым этот знакомый, по многочисленным фото, силуэт.
      Церковь Покрова на Нерли, построил Князь Андрей Боголюбский в 1169 году и вскоре, неподалёку, основали Боголюбский монастырь, который мы видели, когда шли к церкви. Золотые крупные маковки монастыря на холме, хорошо видны и от церкви Покрова на Нерли.
      К сожалению, церковь была, как это обычно бывает в России, закрыта и внутрь нам не удалось попасть.
      Обойдя небольшую часовню и дом привратника, я так никого и не увидел и подумал, что это обычная для России ситуация, когда служащие на местах, устраивают свою "службу" под себя и потому, чаще всего церкви, которые ещё называют Домом Бога, бывают закрыты, хотя должны быть открыты целыми днями, как для посетителей так и для верующих.
      Деревянные церковные туалеты здесь ужасно грязные и видно, что за ними никто не следит. Перед церковью стоит одна убогая скамейка и это тоже говорит об отношении местной администрации, да и самих верующих к уникальному памятнику русской истории. Хотя если обобщать, то большинство российских чиновников, постоянно ждут каких то приказов сверху, не желая брать на себя ответственность, даже за благие дела. Казалось бы много ли надо денег и трудов, чтобы сделать асфальтированную пешеходную дорожку, поставить цивилизованные туалеты и несколько лавочек - красивых и удобных. Но никто из этих "служащих" и рукой не пошевелит, пока не получат приказ сверху или если лично не заинтересовать этих людей.
      Их разгильдяйство и безответственность, к счастью нисколько не умаляет красоту и историчность церкви Покрова на Нерли.
      Одинокая, аскетически простая по форме, она даёт неожиданный пример соответствия веры русского народа и красоты подлинного христианства, показывает стремление людей отряхнуть прах земной и с божьей помощью устремится духом в будущее...
      Этим и силен русский человек и во времена побед, и во времена неудач и поражений!
      В архитектурном смысле, церковь Покрова на Нерли, ещё раз показывает талантливость древнерусских зодчих, удачно нашедших в форме этой церкви суть христианского учения!
      
      Когда мы уходили, кругом было необычно тихо и рядом, в пруду, с тихим плеском резвилась мелкая рыбёшка, а золотое, закатное солнце окрасило белые стены этого святилища в нежно-розовый цвет.
      Мы ушли, а эта древняя русская церковь осталась одна в тишине наступающей ночи - так она стоит и стояла в течении восьмисот лет драматической истории России, в сосредоточенном молчании, как бедный, одинокий монах - аскет стоит перед иконой - отношение к этому шедевру православия, показывает, что христианство на Руси, становится зрелищем и зрелищем малопосещаемым и мало понятным! Подлинная христианская вера исчезает на глазах, а вместе с верой исчезает смысл и суть русской цивилизации! Остаётся меркантильная суета и пафосные церковные представления, в исполнении разряженного в золото бородатого клира!
      
      Возвращались к Боголюбскому монастырю уже в прохладных сумерках и попутно, зашли на святой источник, сделанный рядом с монастырской стеной. Вода в нем холодная и вкусная, а купальня для крещения внутри тесная, но глубокая. Встретили двух женщин, крестящихся на купола монастыря и неожиданно, мимо нас прошла тихая монахиня в чёрном, с платком на голове и глядя на неё и на купола монастыря подумалось, что пока стоит этот женский монастырь, в котором живут и молятся несколько десятков послушниц, не всё ещё потеряно для русского мира и русской цивилизации!
      Купаться в холодной купальне мы не решились, но святой воды набрали и после поехали в большой универсам "Глобус" купить продуктов на завтрак и поужинать там.
      
      Оказалось, что это огромный магазин, похожий на "моллы" где-нибудь в Нью Йорке или в Париже и это поражает больше всего, потому что мы не в Америке или во Франции, а в российском провинциальном Владимире!
      В "Глобусе мы купили продукты удивляясь их обилию и разнообразию, а потом, сытно и недорого поужинали в местном ресторане, с утра до вечера полном посетителями...
      
      ...Продолжая вспоминать историю древнего города Владимира и Боголюбово - его теперешнего пригорода, надо упомянуть о том, что князь Боголюбский - владетель княжества Владимирского был убит врагами и после, воскрес в памяти народной как первый объединитель русских княжеств.
      Владимиро-Суздальское княжество было основано раньше, чем выстроилась Москва, но волею судеб, именно Москва стала столицей России, а Владимир остался провинциальным городом и частью древней истории Руси...
      Сегодня тринадцатое июля.
      
      Позавтракали и ждём Юру на его "Вольво", чтобы ехать в Суздаль...
      Поездка заняла всего минут сорок, потому что от Владимира до этого древнего города, расстояние не более тридцати километров.
      На подъезде к этому, ныне провинциальному городку, ставшему частью исторического "Золотого кольца" древней Руси, перед нами открылась панорама с деревянными зданиями на фоне зелёных лугов и перелесков, а среди них много церковных и монастырских куполов золотого, синего и черного цвета.
      Заехали к Юриной знакомой - местному адвокату Нине, которая живёт в деревянном доме с огородом, она, как выяснилось, совсем недавно возвратилась на своей машине из ближнего леса, где собирала грибы.
      Мы познакомились и хозяйка дома, согласилась показать нам местные достопримечательности - она адвокат, но хорошо знает город и часто бывает в церквях и монастырях, показывая и рассказывая о их истории гостям Суздаля.
      
      Первым делом мы посетили городской Кремль, собор Вознесения Богородицы и боярские палаты.
      Собору тоже около восьмисот лет, он недавно восстановлен и удивляет мощью стен, их размерами и музейной экспозицией внутри, которая рассказывает об истории собора и самого города Суздаля. Здесь есть несколько замечательных экспонатов, в их числе Царь - светильник высотой в человеческий рост и Царь - Евангелие, размерами в метр на метр, облечённое в золотой оклад.
      В самом соборе, стоит чудный иконостас метров в десять высотой, с иконописными ликами святого семейства, апостолов и святых.
      Надо отметить, что экспозиция музея - одна из лучших музейных экспозиций истории православия в России, сделана профессионально и с любовью!
      
      После осмотра собора, поехали в одну из многочисленных церквей, в середине которой расположен "Пуп земли" - место, где во время церковной службы, в древние времена, стоял епархиальный Владыка - глава церкви во времена большого и сильного Владимиро - Суздальского княжества!
      
      Церквей - древних и красивых, в Суздале много, но особенно производят впечатление монастыри, работающие и сегодня, с интересными экспозициями, рассказывающих о их долгой истории.
      Особенно впечатляет монастырь, стоящий за мощными стенами с тяжелыми башнями - здесь, во времена гонений на церковь, была женская колония, а во время войны содержали важных немецких военнопленных, в том числе фельдмаршала Паулюса.
      Самое сильное впечатление оставил работающий женский монастырь, расположенный за белыми стенами окружающих его по периметру, с белой церковью и красивыми часовнями внутри.
      В одной из них, монашка, нараспев читала псалмы и тихое эхо вторило её тихому речитативу.
      В церкви было всего четыре человека включая нас с Су и за дверьми, у входа стояла девушка- послушница в чёрном одеянии, непрестанно крестившаяся и шёпотом повторяла молитвы.
      
      Вечер наступил ясный и прохладный, солнце садилось за равнинный горизонт. Зелёные луговины и липовые аллеи добавляли благости в суздальские пейзажи, которые заметно отличаются от неряшливых видов окрестностей Владимира.
      Чуть не забыл упомянуть о магазинчике, в который мы заехали по настоянию Нины. Тут продавали медовуху, квас, мёд, русские пряники и "хреновуху" - настойку водки на хрене. Оля хозяйка магазина - бывший налоговый инспектор, рассказывала нам о достоинствах местных яств.
      А мы пробовали медовуху разных сортов и даже горькую "хреновуху", радуясь такой возможности узнать вкус древних русских напитков...
      Всем туристам советую посетить этот магазин в Суздале, прослушать такую лекцию и попробовать эти "бражные" напитки.
      
      Вечером в доме Нины приготовили вкусный ужин и ужиная, сидели на воздухе в беседке, пили медовуху и хреновуху и разговаривали о Суздале, о жизни и судьбе этого древнего города.
      А перед ужином, я кормился на домашнем огороде, в котором растут знаменитые суздальские огурцы, малина, черная и красная смородина, крыжовник.
      Ягоды красной смородины под лучами заходящего солнца, светились рубиновым, спутанными ожерельями и были хорошо видны сквозь зелень яблоневых деревьев и кусты крыжовника...
      Уже в сумерках, дружески простившись с гостеприимной хозяйкой, поехали в сторону Владимира, под музыку концертов "Пинк Флойд", из авто-магнитофона.
      
      Дома попили чаю и легли спать, вспоминая наполненный событиями и восторгами день проведённый в Суздале - жемчужине России!
      
      Четырнадцатое июля.
      С утра заказав такси, уехали в Суздаль на праздник "Огурца" - оказывает есть и такой. По этому случаю милиция закрыла въезд в город и направляла машины в объезд, в пригороды.
      Высадившись здесь, мы пешком дошли до музей деревянного творчества, где уже начался концерт. Не входя на территорию музея, стали обходить киоски, выстроившиеся в ряд, по обе стороны дорожки. В киосках были русские сувениры, одежда, еда, в том числе пирожки, пряники, варенья - соленья и прежде всего суздальские огурцы, которые издавна славятся в России.
      Перейдя речку Каменку по старому мосту, попали в торговые ряды, где продавали только еду: шашлыки, пироги, блины и конечно русские меды разных сортов и видов. Были тут уже привычные для нас медовухи и квасы.
      О медовухе надо сказать отдельно. Это старинное русское питье, которое пользовали ещё во времена Князя Владимира, с медовой основой, крепостью от четырех до десяти градусов. Пить её приятно и через некоторое время чувствуешь небольшой хмель в голове...
      
      По пути, осматривали все вкусности, предлагаемые веселыми продавцами и купив себе несколько пирогов и медовуху, ушли на берег реки и там перекусили разглядывая панораму города.
      Потом встретили нашего "гида" Нину и она повела нас внутрь музейного большого луга, окруженного реставрированными деревянными строениями.
      Посередине луга была установлена сцена, где с утра до вечера в этот праздничный день выступали певцы, танцоры, музыканты.
      Были тут и иностранцы: французский духовой оркестр и шотландские волынщики в "килтах" - мужских юбках и в гетрах - таких волынщиков мы часто видим в Лондоне.
      Недалеко, в подобии ринга, русские витязи в одеждах двенадцатого века бились на "мечах" из поролона и с круглыми щитами из толстого картона. Тут же был тир, где стреляли из лука, пробуя свою меткость взрослые и дети.
      На лугу собралось несколько тысяч народу и было весело и интересно.
      Перед сценой сидели и стояли зрители - слушатели, а самые смелые девушки иногда и танцевали под веселую ритмичную музыку. Хотя, наверное, многие из присутствующих хотели бы потанцевать, но стеснялись!
      Таков русский "закрытый" характер из которого и проистекает сдержанность и робость. А для того чтобы от неё освободиться, выпивают водки и тогда становится "море по колено".
      
      После музея , в котором, как я говорил собраны образцы деревянного русского зодчества, пошли в старинные "торговые ряды", похожие на "гостиный двор" в Питере. Именно такие ряды, где продают всякую всячину и стали прообразом питерской "Гостинки".
      Пройдя вдоль этих рядов, вновь прошли мимо киосков и музея, возвращаясь к машине и поехали к Нине домой. Там посидели, отдохнули, поговорили о древних русских традициях ещё сохранившихся в российской глубинке. А потом сели в машину Юры и поехали в городок, под названием Юрьев - Польский, находящийся в шестидесяти километрах от Суздаля.
      Большинство церквей и монастырей этого городка, стоят на реставрации. Кругом строительные леса, запустение и деревенская тишина. Видно, что это запустение началось давно и по сию пору не закончилось.
      Зашли в музей князя Багратиона, который умер от ран в имении Лопухиных, что неподалеку от городка. В музее большая экспозиция рассказывающая о ходе войны с Наполеоном.
      После, зашли в работающую церковь, где служил молодой батюшка, а в церкви кроме нас была ещё лишь одинокая старушка. Когда служба кончилась, поговорили с батюшкой Пахомом. Говорили о проявлениях народной веры, о необходимости смотреть не на обряды, а на переживания души.
      Бывая в православных храмах в России и в Англии, я вижк и переживаю, что живое христианство в русском народе медленно умирает, поитому что в церквях на службе почти не видно молодых, в это время, в большинстве сидящих за компьютерами и потребляющих развлекательную информацию, которую им готовят даже не в России, а на Западе. Поэтому, в отсутствии преемственности, русское православие перестает быть одной из основ русской цивилизации, что опасно для её существования!
      И надо понимать, что в этом виновата прежде всего сама русская Церковь, которая погрязла в формализме и уже давно забыла, что во времена после смерти Христа, христианство становилось прежде всего как нравственное учение, за которое многие первохристиане жертвовали своими жизнями.
      А сегодня, российские церковные иерархи утверждают, что догматы выше добрых дел и потому, постепенно, русская вера становится ритуалом, забывая что вера без дел мертва! Грустно всё это, но современное русское православие, за внешней формой и пафосом красивых, богатых служб, теряет значение нравственного учителя, а значит теряет сущность христова учения, изложенного в Нагорной проповеди!
      
      Но не только эта старинная церковь, но и сам ородок показался нам неуютным и заброшенным, - даже собор, построенный семь столетий назад, ещё не реставрирован и церковный сторож - бойкий мужчина с зычным голосом, грубо выпроваживал туристов, покрикивая на них - его рабочее время заканчивалось и он торопился домой, хотя до закрытия было ещё полчаса времени.
      В этом соборе находится древняя святыня - каменный крест вырезанный по приказу князя Святослава, после своего чудесного спасения от врагов...
      
      Назад ехали быстро и любовались окрестностями Владимира - здешние природы виды, типичны для среднерусской равнины: берёзы, еловые леса, поля, зелёные луговины, зеркала озер и речных стариц среди этих лугов.
      Здесь живут крестьяне у которых часто нет ни земли, ни работы, ни веры в будущее. Отсюда и безнадёга и традиционное деревенское пьянство, к которому и сегодня в провинции приобщаются с ранних детских лет!
      
      Сельская Русь - это совсем другая страна чем столицы России: Москва, Питер и даже областные центры! Вот о ком надо думать правительству и Думе - ведь уровень благополучия страны определяется не теми, кто в жизненной гонке россиян идет впереди, а теми, кто приходит к "финишу" последними!
      Мы часто, забываем об этом и удивляемся, когда "первая", столичная Россия выходит на протесты, "вторая", сельская молчит, потому что надо работать с утра до вечера чтобы прокормить семью.
      Недавно подумал, что Россия и весь мир, сегодня живут под "колпаком" среднего класса. Все, кого мы видим по ТВ, по радио и чьи опусы читаем в газетах и журналах - это представителе "среднего класса" и средний класс определяет "повестку дня" для всей страны и для большинства в России, которые совсем не являются средним классом, ведь кто-то должен и руками работать!
      Но так сегодня почти во всех странах мира - по сути мы живём во времена диктатуры среднего класса, который определяет не только цивилизационные ценности, но и распространяет их в СМИ, в культуре в искусстве!
      
      Единственное время, когда "средний класс" выражал мнения большинства граждан страны, было время "диктатуры пролетариата" и назывался он, этот класс, "советской интеллигенцией".
      А сейчас, весь мир живет по тем образцам, которые навязывает обществу средний класс, выступающий от имени народа и в России, эта "идеологическая диктатура" меньшинства особенно заметна, потому что количественно, российский средний класс заметно уступает Европе и Америке...
      Тем не менее, здесь особенно заметен процесс, когда средний класс рождает "новых аристократов", выделяя их из своей среды.
      
      Все нынешние российские звезды ТВ - это представители "высшего класса", потому что в России, класс "новых аристократов", ещё только формируется, но уже выделился в отдельный слой. Даже российские миллионеры и миллиардеры-олигархи являются частью среднего класса. Поэтому, представители этого среднего "креативного" класса выступая от имени "народа", на самом деле выступают от имени этих богачей!
      Но богатые и учёные, не могут понять надежд и чаяний реально существующего народа, потому что родились в обеспеченной привилегиями среде и не способны посмотреть на себя и "своих" со стороны.
      Это обычная ситуация для стран "развивающихся демократий", к каковым относится сегодняшняя Россия. Здесь, как и везде в таких странах, правят властные, богатые и образованные - иначе говоря, их можно назвать современными "книжниками" - фарисеями!
      Поэтому, в памяти всплывают слова Иисуса из Назарета, сказанные о книжниках, ещё две тысячи лет назад: "О, фарисеи - лицемеры, змеиное отродье".
      Но, тема эта большая и новая и поэтому, попробуем написать об этом в другом месте...
      
      ...Жизнь в России, заметно отличается от жизни в Китае - там как нигде чувствуется движение в будущее, а в России, в прямом и переносном смысле реставрируют жизнь прошлую, пытаясь объединить народ на исторических "святынах", присущих классу богатых, ученых и знатных.
      Поэтому, нет заметного движения общества к объединению, ни даже мечтаний о будущем единстве народа.
      Отсюда происходят нелепые предрассудки, отсюда и "охранительство" образованцев, с фанатизмом неофитов, защищающих власть богатых и "знатных" реставрированную сегодня, но свергнутую Русской революцией в ноябре семнадцатого года, в прошлом столетии.
      
      Российские образованческие мифы о "имперском благополучии", отрицают все новое и необычное, а сами образованцы ненавидят Советский Союз и советскую власть.
      Лозунг сегодняшних образованцев и властной элиты: "Назад, в прошлое!"
      ...Бедность бесправного большинства, остается главным пороком, родовым пятном первоначального капитализма, который выстроили сегодня в России.
      Большинству людей работающих руками, не доплачивают за их тяжёлый труд, а богатые "владельцы заводов, газет и пароходов", жиреют, пухнут от награбленных денег и увозят свои семьи на Запад, потому что не любят и презирают ограбленный ими народ, утверждая "что в кондовой России им делать нечего!"
      Но об этом, подробнее тоже в другой раз.
      
      ...Завтра уезжаем на поезде из Владимира в Питер, а перед этим, решили посмотреть сам Владимир.
      С утра поехали на автобусе в центр города, к главной достопримечательности города"Золотым воротам". Эти ворота уже стояли во времена нашествия на Русь татаро-монголов - войск хана Батыя.
      В центре этих ворот, крутая узкая лестница ведущая в бывшую надвратную церковь, где сегодня размещена экспозиция музея боевой славы, в том числе и галерея портретов героев Советского Союза, родившихся на владимирщине!
      В центре музея, большая, озвученная музыкой и текстом диарама, показывающая и рассказывающая о истории взятия Владимира татаро-монголами.
      На "экране" диорамы, мы видим "Золотые ворота", деревянную стену крепости и толпы захватчиков, лезущих на стены с помощью лестниц, а русские воины отбиваются от нападающих стрелами, копьями и камнями...
      Увиденное здесь, позволяет в воображении перенестись в те страшные времена, когда российские княжества, в силу их раздробленности, стали очередной жертвой агрессивности полчищ Чингисхана, называемого историками, за его агрессивность и жестокость, Бичом Божиим!
      Когда осматривали Галерею героев, я грустно вздыхая думал, что этих Героев сегодня многие молодые в России уже не помнят и даже не хотят помнить!
      
      После музея, пошли по заросшему деревьями и травой крепостному валу, в сторону Успенского собора. Спустившись с вала прошли по оживленной улице, на которой много магазинчиков, киосков, кафе и ресторанов.
      Людей много и мы, как и все, купили себе слойки к чаю, сели на какой-то бордюр и среди толпы гуляющих, съели их, удивляясь всеобщему веселью и довольству.
      Потом, через некоторое время гуляния зашли в уютную блинную, съели по блину с ягодной начинкой и выпили чаю и кофе.
      Пошли дальше и вскоре вышли к собору, который показался нам настоящей русской древней сказкой!
      
      Успенский собор, - высокое белое здание с золотыми куполами и маковками - одновременно мощное и единое в своем разнообразии, отражающее сущность и дух православия!
      И внутри собора, это ощущение чуда не проходило от "многолюдья" икон в золотых окладах, мужественных ликов святых, от благостного лица и грустных глаз иконы Владимирской и Смоленской Богоматери.
      Правда фрески страшного суда Рублева на потолке, темные и невыразительные, не произвели на меня должного впечатления. Пожухлая, потемневшая, потерявшая цвет краска, одинаковые лица апостолов на переднем плане и сверху, головы с нимбами ангельской рати не радуют, не восхищают глаз и только магическое имя - Андрей Рублёв, придает этой росписи историческое значение...
      
      После осмотра собора, прошли к конной статуе князя Владимира, поставленной над речным обрывом в зеленом парке. Ряды святых на рельефах постамента, выглядят строго и мужественно, а сам Владимир, с хоругвью в руках, предстает непобедимым русским витязем...
      Потом пошли в Дмитровский монастырь - ровесник церкви Покрова на Нерли. Две этих церкви по архитектуре похожи и подумалось, что их строил один и тот же архитектор.
      Мы вошли внутрь и посидели там в молчании, пережидая начавшийся дождик. Большое внутренне пространство, древние толстые стены, заставляли нас думать и представлять, как в этой домовой церкви владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, в свое время молился князь и его боярство.
      Но со временем, эта церковь стала общепосещаемой и сейчас, здесь бывает намного больше туристов, чем прихожан.
      Надо отметить, что с холма на котором стоят эти храмы, открывается великолепный вид на зелёную, широкую лесистую долину реки Клязмы. Такие высокие места, древние русичи выбирали для строительства крепостей и церквей, посвящённых Иисусу Христу - основе православного христианства!
      Мы ещё долго ходили среди этого священного великолепия, удивляясь красоте и богатству древней архитектуры, ставшей каменным выражением православной веры...
      
      Перед отъездом из Владимира, мы долго сидели за чаем и разговаривали о истории и будущем этих старинных русских городов, вспоминая и современные большие универсамы и запущенные старинные городки, до которых ещё не дошла очередь на реставрацию.
      И уже засыпая, я думал о том, что вся сегодняшняя провинциальная Россия остановилась между прошлым и будущим и дремлет, в ожидании новых просветителей и реформаторов и это сон длится уже несколько десятилетий!
      
      
       Лето 2018 года. Россия. Владимир Кабаков
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 18/12/2021. 28k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка