Аннотация: Сергей Рахманинов в Англии, как впрочем и в мире, один из самых известных русских композиторов, именно за то что он русский, со всеми чертами русского характера!
"Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка."
- Сергей Васильевич Рахманинов
...Из дома на концерт шли пешком.
В начале спустились к Темзе, потом прошли через уютный скверик, где по весне цветёт умопомрачительной красоты мимоза. Её аромат далеко разносится в тёплом воздухе и проходя мимо, в своих ежедневных прогулках, я часто останавливаюсь чтобы насладиться ощущением прихода весны, вовне и внутри себя...
После, поднялись на мост Ватерлоо, прошли вдоль парапета поглядывая в обе стороны и видя много новых высоток слева, и башню Биг-Бен справа.
Фестивал - Халл, стоит на набережной и здесь по вечерам всегда столпотворение - много туристов, много зрителей и слушателей, пришедшие сюда слушать музыку и смотреть спектакли. Многие приходят после работы чтобы поужинать в местных кафе и ресторанах, а потом пойти на концерт или в театр - здесь всегда многолюдно и к этому привыкли.
Концертный зал большой и просторный. Недавно, мы слушали здесь выступление Мацуева, который играл Первый концерт Чайковского и как всегда был доброжелателен и оптимистичен. Уже в конце выступления, он сыграл на "бис" сложную джазовую пьесу, чем окончательно покорил своих молодых поклонниц...
И вот мы на концерте произведений другого легендарного русского пианиста и композитора - Сергея Рахманинова.
В зале оказалось довольно много пустых мест и перед началом, служительница пригласила всех из задних рядов пересесть на свободные места - ближе к сцене. Такое внимание к слушателям и зрителям - дорого стоит. Дай бог и в России, когда-нибудь научаться такому внимательному и вежливому отношению к посетителям общественных мест!
...Концерт начался и на сцену вышел молодой, красивый человек - дирижёр Юровский, который является главным дирижёром прославленного лондонского Филармонического Симфонического Оркестра.
Он родился в Москве, но музыкальное образование получил за границей, в основном в Германии. Много гастролировал и вот его пригласили в Лондон - интересно, что русские исполнители и дирижёры - представители сильнейшей в мире школы музыкального исполнительства - занимают многие оркестровые "кафедры" и в Лондоне, и в Англии, и вообще в Европе.
Со времён "могучей кучки" русских композиторов, русская классика стала одной из ведущих, во многих репертуарных планах знаменитых оркестров мира - она отражает нечто лиричное и величественное и вместе с тем романтическое и напевное - то, что предложили миру русские композиторы и исполнители.
Эта особенность, конечно связано с русским языком и русской душой, в которой сочетается любовь к миру, с затаенной тоской по утраченному, потерянному раю прошлого и мечтами о "райском будущем" - это часто делают дети мечтая о взрослении.
Русские в основе своей романтичны, сентиментальны и вместе сильны и упрямы. При таком противоречивом сочетании душевных качеств, русский характер позволяет покорять мир и литературными, и художественными, и музыкальными переживаниями!
Создание музыки, её исполнение и восприятие в России и на Западе, тоже сильно отличаются.
Мне рассказывали музыканты из оркестра Мариинки, часто гастролирующие по всему миру во главе с несравненным маэстро Гергиевым, что в Америке, иногда, те места которые вызывают переживания или даже слёзы в России, у американского слушателя часто вызывают скептическую улыбку - если не больше.
Надо так же отметить, что многие современные западные композиторы, упражняются в создании музыки абсурда. Недавно я подумал, что это из-за того, что сам жизнь превратилась в абсурд и потому "сумбур вместо музыки" уже никого не удивляет!
А известные русские композиторы жили ещё во времена наполненные смыслом и потому их музыка так отличается от современной.
Тут, как мне кажется, разница в национальном менталитете, а точнее в его основаниях, то есть в народной культуре.
Россия - страна драматической истории, страна страстей, контрастов и трагического восприятия жизни - такова она и в музыке. Может быть поэтому - русские, советские композиторы так интересны и популярны на Западе.
Сами западные композиторы, за редким исключением люди буржуазно-поверхностные, с устроенным бытом и юридически обоснованным правом. Тут трагедии случаются намного реже, чем фарс, внешне похожий на драму. Отсюда и непонимание России, но и инстинктивное внимание к миру острых трагических переживаний, которых в большинстве западные обыватели лишены, в силу выше перечисленных причин.
Первым номером программы были фортепианная сюита в четырёх частях, в аранжировке Буцко. Это были известные по исполнению самого Рахманинова миниатюры в русском стиле и часто на мелодии народных напевов.
Одна вещь - строгая и даже сердитая понравилась мне особенно, и про себя, я дал ей название "Русский медведь".
Звук в этом зале отличный, сидели мы в центре зала и я наслаждался чистотой исполнения величественных русских мелодий, но и остальные зрители похоже были впечатлены и дружно аплодировали оркестру и маэстро Юровскому с пониманием и энтузиазмом!
...Песни Рахманинова в оркестровой обработке я слушал впервые и был по-настоящему потрясён их мелодичностью, тихой грустью поэтичных текстов и музыкальной аранжировкой. Интересно, что оркестровую версию этих песен, сделал дед нынешнего молодого дирижёра, Владимир Михайлович Юровский. И здесь мы увидели и услышали талантливую преемственность нескольких поколений русских музыкантов.
В программках, русские тексты песен были напечатаны на латинице и параллельно, по-английски.
Пел их замечательный тенор Всеволод Гривнов - голос у него чистый и красивый, с тонкими модуляциями и ... немного слабоват для соревнований с оркестром. Поэтому при полном звучании инструментов, трудно было разобрать слова. Но местами, когда оркестр стихал, можно было оценить и романтический драматизм песен и красоту голоса солиста.
В зале было довольно много русских и для них естественно перевода не требовалось.
Как и многие русские в Англии, они всегда рады послушать родной язык звучащий со сцены и гордятся русской исполнительской школой, которая является на сегодня непревзойдённой во всём мире.
Тут сказывается очарование русской классики, которая всегда мелодична и "сюжетна" - за каждым звуком, пьесой или концертом, у русских композиторов, как впрочем в производной от русской классики - "северной" симфонической школы, много чувств и рассказа - сюжета!
Но даже среди композиторов русской, северной школы, в этом как-то особенно отличается Рахманинов.
Слушая его Второй концерт для фортепиано с оркестром, я невольно представляю картины жизни любимца публики, аристократа-дворянина, в предреволюционные, полные молодого довольства годы!
...Третья симфония, прозвучавшая в конце, как я уже говорил - это только наполовину русская музыка и очарование её содержания, во многом уступает ранним работам Рахманинова. Но Рахманинов и здесь узнаваем как русский композитор, а народные мотивы прослеживаются и здесь...
Рахманинов - фигура безусловно драматическая, но и самая пожалуй русская из тех, кто бежал или уехал из России после революции. Свой дом в Америке он сделал копией русского поместья и хотя бы так, старался утолить свою ностальгию, которая терзала его особенно во времена войны, когда его любимая, несравненная Родина подверглась нападению европейских варваров, в лице гитлеровской Германии и её союзников.
В молодости, он как многие русские дворяне был "гулякой". Однажды, после вечера в ресторане "Яр" в компании, если я не ошибаюсь с Шаляпиным и с одним из сыновей Толстого, они приехали в Хамовники, где их представили великому писателю "земли русской"! Несмотря на хмель, Рахманинов смутился и с трепетом высокого уважения пожал постаревшему Льву, его сухонькую руку...
Но были в жизни молодого Рахманинов-композитора и тяжёлые времена, особенно после неудачи первого фортепианного концерта, не понятого русской публикой, к тому же, по вине дирижёра исполненного скандально небрежно.
В эти дни, он надолго впал в психологический стресс и излечился от неуверенности в собственных творческих силах, только с помощью талантливого психиатра, лечившего стресс с помощью сеансов гипноза.
Ну, а потом, был феерический второй концерт для фортепьяно с оркестром, после которого творческая судьба Рахманинова как пианиста, а главное, как композитора, была чрезвычайно успешной, в том числе за границей - в Швейцарии и в Америке где он поселился на всю оставшуюся жизнь.
Тем не менее, Рахманинов навсегда остался настоящим русским патриотом, страшно переживал трагедии и неудачи своей любимой России и особенно сочувствовал Советскому Союзу, воевавшего против Гитлера и его полчищ.
До конца жизни, а умер он в 1943 году, Рахманинов переводил денежные средства на счета советского правительства, устраивал благотворительные концерты и верил, что рано или поздно, советские люди победят своего страшного врага!
...В перерыве концерта, вышли на балкон висящий над набережной Темзы, по которой разгуливали сотни и тысячи туристов со всех концов света. А чуть дальше, Темза несла свои свинцовые, мутные воды, устремляясь к морю - был отлив.
На другой стороне реки оправленной в бетонные набережные, с вкраплением зелёных скверов, жил большой и уютный город, зажигая первые яркие ночные огни фонарей и реклам, и как новогодние гирлянды, то тут, то там горели красные огни установленные на вершинах строительных кранов, показывая, как быстро строится и меняется этот замечательный древний и вместе современный город...
...Когда концерт закончился была уже ночь и на улицах, особенно подальше от центра, было совсем мало прохожих.
Мы, не торопясь возвращались домой мимо большого темного сквера и вдыхая полной грудью ароматный весенний воздух я думал, что мне повезло родиться русским - может быть и я унаследовал, как соотечественники, обострённую способность переживать свои радости и неудачи, и вместе сопереживать людям в их трудной, драматичной жизни.
Эта сопричастность русской культуре, делала меня, пусть без особых заслуг с моей стороны, носителем этих национальных особенностей и отличий.
Я думал, что может быть и во мне сохранилась хотя бы малая частичка той грустной "загадочной русской души", которая известна во всем мире!
Май 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".