Аннотация: "Нелюбовь" - одна из характерных черт сегодняшнего российского общества. Об этом талантливо рассказал кинорежиссёр Звягинцев, в одноимённом фильме...
"Критический разбор, в котором отсутствуют личные симпатии и антипатии, ровным счетом ничего не стоит. Ведь критик - это тот человек, который умеет воспринимать хорошее и плохое в искусстве как нечто непосредственно его касающееся."
Бернард Шоу
...Были с женой на просмотре фильма "Нелюбовь" в Национальном кинотеатре, что на Южном берегу Темзы.
Зал большой, кресла удобные, реклама фильму профессиональна и поэтому, зал полон англичанами и конечно русскими - теми, кто живет или учится в Лондоне.
Узнали о просмотре со слов нашей приятельницы - англичанки, которая жила в России и хорошо говорит по-русски. С тех давних пор она любит Россию, пишет книгу о советских временах, вспоминая свои романтические идеалы связанные для англичан того давнего поколения, с Советским Союзом и социализмом.
Сейчас, к советскому прошлому отношение в Англии другое и это обусловлено информационным промыванием мозгов, происходящим последние лет сорок. Молодые англичане, впрочем, как и их русские сверстники совсем не знают подлинной жизни в СССР и потому, скептически относятся и к настоящему России.
Однако интерес к истории становления современной России сказывается: например в культурных мероприятиях связанных со столетием русской революции. Множество выставок книг и дискуссий по этой теме, значительно превосходят по объёмам те мероприятия, которые проводились в самой России.
Но тут причины известны - современные образованцы - провинциалы и "лакеи Запада" настроены против недавней, великой и трагической истории, и потому, призирают свой народ и его реальную историю.
В идеологическом смысле, эти образованцы являются "властителями дум", нынешних молодых и под их диктовку переписывается, а где-то уже окончательно" переписана история Советской России...
Тем не менее, интерес к культуре России, а вместе и к истории Советского Союза, в среде английской интеллигенции сохраняется и подпитывается успехами российской музыки, театра, да и кино. Звягинцев один из российских кинорежиссеров находящийся на слуху английской образованной публики.
Но перейдем к разбору фильма.
...Фильм начинается кадрами показывающих зимнюю природу Средней России, со снегом, незамерзшей ещё речной водой, грустными ивами присыпанными чистым, невинно-белым снегом и молчанием природы, испуганной наступающими морозами и глубокоснежной зимой, когда жизнь кругом замирает, а все живое прячется в убежища, норы и норки.
И на фоне этой грустной "брейгелевской" природы, происходят драматические события, которые, вот уже долгое время, связаны с атмосферой "нелюбви" царящей в России.
Началось это не сегодня, но продолжается уже долгие годы и главной причиной нелюбви, является потеря смысла жизни - потребительство "для себя и для своих", не может служить общей целью народа и государства. Поэтому, "каждый выживает в одиночку"!
Помню восьмидесятые годы прошлого столетия, когда страна жила в состоянии застоя. Парт номенклатура окончательно завралась, а потом на все махнула рукой и стала требовать привилегий для себя и своей родни.
На съездах славословили Леонида Ильича, а подхалимы изображали его героем Великой Отечественной. В Полит бюро засели старые "кадры", которым уже ничего не надо, а народ на фоне возродившейся нищеты спивался и нравственно деградировал.
На фоне этого пьянства и утраты жизненных ценностей, происходили шекспировские семейные драмы и жестокие немотивированные убийства. Только в "околотке где я жил в то время, сестра- школьница зарезала пьяного брата, дочь задушила подушкой отчима - инвалида и пьяницу, подростки за изнасилование сели на несколько лет...
Атмосфера нелюбви отравляла отношения между людьми и прежде всего сказалась на семейных отношениях.
Если разбираться в происходившем и происходящем то во многом, такое состояние общества обусловлено драматической историей двадцатого века с революциями, войнами, контрреволюциями и наконец реставрацией, воцарившейся на громадных пространствах нынешней России.
Однако, за последние годы, материальный достаток заметно вырос и казалось, что и состояние нелюбви постепенно исчезнет.
Однако в Россию пришла другая беда и нынешняя нелюбовь является следствием восстановлении в стране латентной идеологии накопительства и прославления эгоизма!
Быть злым, стало модно в среде российской образованщины. Это называется - защитить и не давать себя в обиду - эта злобность даже в школе, даже у девочек становится признаком неформальных лидеров.
Ну а потом, естественным образом из них вырастают стервы, такие как героиня фильма Женя.
И эта атмосфера нелюбви, становится проблемой современного российского общества и заключена она в том, что такая стервозность передается из поколения в поколение. Женя, во многом становится копией своей матери, злобной старухи, обиженной на весь мир и сидящей в одиночестве на даче.
Социальной стигмой такой стервозности стала ненормативная лексика, в среде "креативного класса" - российской образованщине.
С этим связано появление мата не только в книгах - вспомните романы Пелевина - но и впервые появившейся в фильмах Звягинцева образцы "нового реализма".
И это картину не украшает. Ведь можно было найти другие, не менее жесткие, но не пошлые слова и выражения.
На первый взгляд, это кажется, попыткой изобразить жесткую правду жизни, приемом присущим черному реализму, но оправдывает ли это себя - это большой вопрос?
Конечно, матерщина в среде российской образованщины, стала социальной стигмой, такой же как вегетарианство и увлечение "джогингом". Но представить себе обычную российскую семью, общающуюся таким образом, даже сегодня трудно.
Именно этим наверное и объясняется, что многие россияне говорят, - семья показанная в фильме, - редкое исключение - художественное преувеличение. И с этим можно согласиться.
Но надо помнить, что море крови в драмах и хрониках Шекспира, тоже можно считать таким преувеличением роли зла в жизни!
В определенной, узко очерченной среде, из которой происходят Женя и Борис такой "стиль" привычен и стал проявлением озлобленности на весь нелюбимый мир, и вообще на жизнь "совка", которого эти образованцы презирают, вообразив себя новой "аристократией".
Сплетни о близких и матерщина в их сторону, а иногда и в сторону "близких" во время ссор, как явление возникло в отношениях между образованцами ещё в Союзе.
И употребление плохих слов в среде советских образованцев, воспринималась как некая игра и подражание бандитам из фильмов Тарантино. Но потом, привычка стала второй натурой, а матерки стали орудием, которым хотели оскорбить и обидеть оппонента!
Нецензурная речь в фильме Звягинцева, тоже одна из форм "нового" реализма. Она стала частью жизни "интеллигентов", насмотревшихся американских фильмов, где матерная ругань стала эстетической нормой, присущей и реальной американской, "простой" жизни. А "креаклы", чтобы выделиться и обратить на себя внимание, просто по детски хотят быть похожи на американских киногероев, в том числе и в этом!
И эта похожесть на злую киношную "взрослую" жизнь верхнего российского класса, иногда совершенно безнадежную в своей пустоте и бессмыслице, отличает реализм Звягинцева от наивных поделок под реализм, заполнивших экраны России!
Происходит это потому, что в жизни новой России, высокие идеалы и вера в светлое будущее, прокламируемые в Советском Союзе, сменились пропагандой откровенного индивидуализма, отражающего раскол в российском обществе на богатых и бедных, на образованных - передовых и на малограмотных - "отсталых", которых "креаклы" называют "ватниками".
И такое разделение общества - обычное явление в нынешнем сословном государстве.
Этот процесс, самым наглядным образом проявляется сегодня в членах социальной прослойки, которая сама себя называет "креативным классом".
Расслоение общества, с каждым днем увеличивается, пропасть между богатыми и бедными становится все глубже и из этого "провала" вылезают разного рода мошенники, воры и кровавые убийцы - насильники!
Такое разделение, теперь уже коснулось и образования, и освоения культуры. Богатые имеют все что их тело пожелает, а бедные и даже нищие, перебиваются с хлеба на воду и им, уже не до вершин искусства и культуры - главное выжить.
Я сознательно не говорю о том, "что душа пожелает" для богачей и их идеологической алчной обслуги, потому что души то в них и нет...
...Такое состояние общества заставляет забыть о человеческой морали и над христианскими идеалами любви, равенства и братства, откровенно смеются те, кто и стал героями этого грустного фильма.
Таким образом, идея отсутствия любви - "нелюбви" в современном обществе, является эмоциональным стержнем картины Звягинцева.
Но нелюбовь, это состояние присущее вообще сегодняшнему миру, будь то Англия, Франция или Германия. Конечно пропорции такого эгоизма по отношению к альтруизму в этих странах намного меньше, чем в России, но "нелюбовь" существует и здесь.
Однако, состояние нелюбви, особенно ощущается в США, в тех районах, где селятся бедняки, иммигранты, граждане небелого цвета кожи. Нелюбовь - это свойство вообще современного общества и не только в России, но и во всем белом свете.
Только в одних странах она проявляется в единичных случаях, а в России этой заразой больны многие семьи, но и отношения между людьми.
Во многом, причиной этому является попытка России копировать Америку!
В современной России, борьбой за сытую, довольную комфортную жизнь для себя захвачены многие, и особенно тот слой населения, который можно назвать "образованцами".
Они достаточно образованы, имеют хорошую, непыльную работу, но озабочены личным преуспеяние и когда его добиваются, вдруг обнаруживают, что жизнь по-прежнему не имеет ни цели, ни смысла...
Женя и Борис, именно из этой среды и потому, их противостояние обусловлено причинами, для них непонятными. А их врожденный, усиленный воспитанием эгоизм и плоский атеизм, разрушает не только их отношения, но делает несчастным их сына, Алексея.
Нелюбовь, имеет в российском обществе давние корни, и как кажется является ещё и эхом страшной войны, которое отражается и в драматизме современной российской ситуации.
Именно это является причиной не сложившихся отношений между "отцами и детьми" и нелюбовь, ставшая обыденным явлением современности, происходит из нелюбви в жизни нескольких поколений россиян, прошедших через страшные испытания войной и горем, а потом, в период застоя, утратой цели и смысла жизни!
Ещё я заметил, что дети и особенно девочки, вырастающие в неполных семьях, не имея примера доброго и любовного отношения между родителями, так и вырастают не научившись жить в семье, не научившись любить и уважать других!
И потому, разногласия между мужем и женой, так или иначе отражаются на жизни их детей, которые вырастают не наученными любить не только "дальних", но и ближних!
Примером такого отношения к своим детям, в картине стали отношения между матерью и Женей вышедшей замуж за Бориса не по любви, а по стечению обстоятельств - она "залетела" случайно и потому, по настоянию Бориса родила, а потом, не обращая внимания на жизнь нелюбимого, нежеланного сына, занялась переживаниями своей неудавшейся судьбы.
А её мать, злорадствует и даже испытывает удовлетворение от осознания, что её злые, оскорбительные предупреждения - предсказания сбываются!
Вот и Женя, тиражиру образ матери, постепенно превратилась в злобную истеричку, мало чем отличающей от своей не менее эгоистичной родительницы. И одной из жертв её истерик становится Борис, аморфный и занятый своим выживанием в общем то неплохой человек, теряющийся в атмосфере ненависти, сгустившейся в их доме.
Лирические отношения Жени с её пожилым любовником Антоном тоже не складываются, (кстати, его характер которого совсем не прорисован и его появление в фильме вызывает вопросы) потому что в реальности, очередные связи с другими мужчинами ничего не меняют в характере таких "Жень".
Злое состояние войны между Женей и Борисом, обусловлены разницей в их характере. Кажется, что Жене надо было стать мужчиной, а Борис иногда похож на женщину. К сожалению в современном обществе, такое несоответствие встречается очень часто и становится главной причиной семейных скандалов, ссор и последующих за этим, разрывов.
Единственный сын Жени и Бориса - Алеша, ведет свою одинокую и несчастливую жизнь в этом доме, "спрятавшись" от невзгод в своей комнате, в компьютере. Сегодня, целые поколения воспитаны уже не родителями, которым некогда, а компьютерными социальными сетями, где они могут найти собратьев по несчастью.
И возможно, такая жизнь длилась бы до взросления, но вдруг, относительное, зыбкое равновесие нарушается окончательным разрывом между его родителями - отцом и матерью - всерьёз обсуждающих возможность отдать Алешу в интернат, а самим попробовать заново устроить свои жизни!
Последней каплей, переполнившей чашу терпения подростка, ставшей причиной его ухода из дома, а может быть из жизни, стал приход в дом людей, желающих купить по объявлению квартиру разводящихся Жени и Бориса.
Мнения Алеши никто не спрашивает и потому, в очередной раз убедившись в нелюбви родителей, он уходит и его будущее поставлено авторами фильма под многозначительный вопрос!
...Но, все-таки российская жизнь и общество не безнадежно и тому примером служат волонтеры-добровольцы, объединившиеся в желании помогать отверженным, забытым и потерянным.
Их организация и безвозмездная работа по поискам "бегунков" показывает нам, как люди объединившись, пытаются исправить мир и общество живущее в атмосфере "нелюбви".
И кажется, что им это удается потому что они из тех граждан России, которые неравнодушны к происходящему и в своем единении, направленном на помощь пропавшим, находят и цель и смысл своей жизни!
Этот фильм Звягинцева, отражает состояние нелюбви не только в России. Может быть поэтому и английская публика, присутствующая на просмотре, восприняла его очень близко и по окончанию фильма, приветствовала режиссера Звягинцева долгими аплодисментами.
А он, выйдя на сцену долго отвечал на вопросы зрителей. И что мне особенно понравилось - он не старался польстить англичанам и шельмовать россиян, как это часто делается среди приглашенных в Англию "образованцев"!
Завершая ответы на вопросы он сказал, что ему нравится отзывчивость и неравнодушие англичан, которые так похожи на русскую аудиторию, с которой он встречается в России!
Февраль 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal