Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Поездка в Турцию. Часть-2

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/06/2022. 18k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Туоция, неожиданно предстала передо мной современной европейской страной.

  •   26 мая. С утра, перешли на другую сторону Золотого Рога по мосту, на котором стояло не меньше сотни рыбаков со всем рыбацким снаряжением и в емкостях уже плескалась мелкая рыбёшка, кажется сардина. Эти рыбаки - одна из достопримечательностей Стамбула!
      Перейдя мост, сели на трамвай и проехав несколько остановок, вышли и стали подниматься на канатной дороге, среди надгробных камней на верх крутого склона.
      Это знаменитое старинное кладбище, на котором в древней "тесноте" и сегодня хоронят умерших. Поднявшись наверх, нашли кафе с замечательным видом на залив и на сам город, сели за столик и выпив кофе и чаю, съели по блину с сыром для Су и с мясом для меня - всё было вкусно и сытно!
      Кладбище старое и заполнено могилами впритык. Никаких крестов, или памятников с изображениями людей или ангелов. Но на старых могилах, стоят гранитные столбы чуть больше метра и навершием служат круглые каменные "чалмы" - наверное это бывшие исламские священники...
      Спустились к мечети Фати Султан - самая старая османская мечеть в завоёванном турками Константинополе. Надо отметить, что каждая мечеть, при внешней похожести имеет свой силуэт, как интерьера так и экстерьера.
      Фати Сулейман имеет имеет внутри 3 нефа, разделённые колоннами. Стены покрыты светлым мрамором. Центральный неф венчает купол окружённый полукружьями половинных куполов и по периметру зала много малых куполов. Всё это подчёркивает символическое устремление к "небу" - центральному куполу!
      Глядя на фигурки людей сидящих на пятках, изредка кланяющихся до припадания лбом к полу, я вдруг подумал, что преклонение перед высшими силами во всех религиях представлено по сути одной позой, поклоном, который означает последнюю степень покорности...
      Почему то подумалось, что Ислам сохранил в себе уважение к нравственной основе учения пророка Мохаммеда, в то время, как христианство медленно угасает, в силу необязательности исполнения заветов и табу.
      Не убий, не укради, не сделай себе кумира - эти заветы давно забыты - убивают, крадут и делают из денег и богатства очередного кумира - при этом могут входить в церковь не отряхнув прах уличной жизни, забывая, что перед Вечерей Иисус омыл ноги своим ученикам!
      Поэтому, христианство и в том числе православие нуждается в реформах, которые помогут вере выжить в этом мире суеты, алчности и разврата!
      Если сравнивать нынешнее христианство и ислам, где большинство верят искренне и следуют заветам Пророка, то в западном и российском христианстве, с одной стороны фарисейство и обрядоверие, а с другой обскурантизм и язычество, которые приводят, подталкивают верующих к лицемерию! (Но об этой теме я ещё напишу).
      
       Были на площади Таксим - пожалуй, в противовес старому городу, центральному району современного Стамбула где стоять высотки - отели Интерконтинентал и Хилтон, и где мы увидели даже эротический магазин!
      Много туристов, много молодёжи и никаких чёрных хиджабов.
       Улица ведущая от бухты Золотого Рога, мимо генуэзской башни Галаты, возвышающейся над городской застройкой, приходит на площадь и по этой улице и днём и вечером движется многотысячный поток молодёжи, текущей мимо современных европейских и американских магазинов, ресторанов и кафе - Запад и здесь внедряется в образ жизни турок, захватывая воображение молодых голливудскими фильмами и особенным стилем разгульной жизни.
       Этот район немного напоминает лондонскую Оксфорд-стрит, а уличные музыканты и танцоры, только с турецким колоритом, напоминает Ковент Гарден!
      Надо отметить, что туризм - одна из главных статей госбюджета Турции может быть потому, что наряду с налаженным сервисом, эта страна привлекает экзотикой, дешевизной и конечно наличием тёплого, чистого моря - можно понять русских людей, для которых эта страна сделалась туристической "меккой".
      Времена Константина и много позже, когда Ислама и Турции ещё не существовало, а Константинополь был империей привлекают меня больше всего.
      Кажется, что сегодня европейцы, и тем более американцы, об этом времени и истории, или не помнят или вообще не знают, а для меня интересно именно продолжение в Византии Великой Римской империи, и к тому же именно Константинополь был тем городом, в котором легализовано христианство и проходили Вселенские соборы!
      Именно это сочетание христианского и исламского привлекает меня и заставляет задумываться об истории человечества, обусловленное в большей мере возникновением и существованием мировых религий и конечно языческих древних верований!
       Для меня Стамбул - это сочетание старого и нового мира, два мира олицетворяют две формы жизни. На этой стороне Босфора, как то особо заметны контрасты старого и нового и рядом с современными домами стоят убогие лачуги, а то и вовсе лежать горы строительного мусора - старьё сносят и на их месте строят, иногда совсем древним способом, новые дома. А район Таксим - это новая Турция, которая больше похожа на Европу чем на Азию!
      
       С утра ходили в музей "невинности", открытый энтузиастами и поклонниками турецкого писателя Памука, которого сегодня читают на всех континентах. Это экспозиция оригинальной, жизни которой жили герои произведений писателя, составленная из фото и вещей того времени. Здесь мы погружаемся в детали недавнего прошлого, в котором отчасти я увидел и своё детство в середине двадцатого века!
      Здесь множество деталей ещё довоенного быта, представленного видео той жизни на экранах первых маленьких телевизоров и экзотическое собрание окурков любимой девушки героя романа, развешенных во множестве на нитях делающих их них некое подобие занавеса!
       Потом, уже в другом конце города ходили в музей древнеримских мозаик - чудо созданное руками древних художников - подлинное искусство, сегодня заменённое на матерчатые ковры и коврики...
       Музей находится на территории бывшего большого дворца - дворца Константина Великого. Сегодня, на бывшей Конной площади и ипподрома, стоит египетская колонна которая вывезена из Аннаполиса. На вершине этой колоны стояли статуи императоров, сменяющих друг друга. Сегодня мало кто понимает, что как в древней Греции, так и в Риме, а затем и в Византии, главным искусством была скульптура и скульптурные портреты героев и императоров, при отсутствии живописи и портретной живописи в частности, сохранили для нас образы этих людей, потому что были изображены в камне и сохранились до сих пор!
      Вот несколько коротких справок о Византии и жизни в Константинополе на протяжении почти тысячи лет:
      
      "БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ - [греч. ;; ;;;; ;;;;;;;;], главная резиденция византийских. императоров с IV по XII в., в ср. века одно из крупнейших в мире средоточий христианской культуры и искусства. Находился в вост. части города, рядом с собором Св. Софии и ипподромом; представлял собой сложный комплекс парадных и жилых зданий, дворов, портиков и храмов, которые вместе образовывали особый дворцовый район Констанополя.
      В наст. время почти полностью разрушен; лучше других зданий сохранился дворец Вуколеон. Большой дворец известен по археологическим данным, по упоминаниям в средневековых исторических источниках, а также по описаниям очевидцев эпохи ср. веков и Нового времени.
      
      
      Развалины ипподрома и Большого дворца. На переднем плане - ц. Неа-Экклесиа. Гравюра. 1450 г.
      Наиболее ранние здания Большого дворца были заложены и построены в 20-30-х гг. IV в. Императором Константином I Великим одновременно с началом строительства новой столицы Римской империи на Босфоре. Для Большого дворца был выбран обширный прибрежный район к югу от античного Виза;нтия и собора Св. Софии. В то время здесь находилось несколько загородных вилл, и по площади район был приблизительно равен старому городу. Большой дворец занял квартал, примыкавший к центру и ограниченный с северо-запада площадью Августеон, термами Зевксиппа и ипподромом, с северо-востока - старой стеной Виза;нтия (позднее расширен и на часть территории античного города). С юга и востока основной ансамбль Большого дворца был окружен прибрежными парками с небольшими строениями, среди к-рых со временем возникли еще 2 дворцовых комплекса: Вуколеон (;;;;;;;;;) и Манганы (;;;;;;;). Большинство парадных базилик и храмов дворцового района были, как и собор Св. Софии, ориентированы на юго-восток..."
      
      Храм Святой Софии-Святой Премудрости - главная достопримечательность Стамбула
      "Айя-София - святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй - Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития...
       В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне...
      Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом...
      Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений - первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен...
      Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую...
      С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии...
      28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть..."
      
      ...Эти короткие справки помогут читателю понять величие и значение прошлого, которое стало неотъемлемой частью нынешнего Стамбула.
      
      Быт христианской Византии:
      "Византийский быт - сфера культуры византийского общества, основной целью которой было удовлетворение его материальных, общественных и духовных потребностей. Он характеризуется, как и вся жизнь византийского общества, сочетанием архаичных позднеантичных черт с христианской религиозностью. Христианство, в его византийской (позже была названа православной) форме, имело безоговорочное влияние на повседневную жизнь каждого византийца. Это влияние ощущалось во всех сферах - от жизни государственного, публичного к интимно-семейному. Постоянное выражение религиозности было неотъемлемой частью византийского быта. В этом византийское общество было подобно другим средневековым европейским обществам. Несмотря на первоочередную роль христианской религиозности в византийской жизни, античные влияния оставались достаточно значительными в течение всего времени существования Византийской империи. Следы этого можно увидеть в большей степени в других аспектах культурной жизни Византии, но они есть и в быту. Античные тенденции имели значительное влияние на византийское семейное право, особенно в ранневизантийский период. Их можно увидеть даже в сфере развлечений. Самым популярным видом развлечений среди византийцев были спектакли на ипподроме, что является непосредственным наследием римского времени. Византийцы считали себя прямыми наследниками Римской империи и называли себя ромеями, то есть римлянами. Идеологическая направленность на имперский универсализм сильно отразилась в сознании византийского общества и одновременно требовала у него постоянного внимания к своему античному прошлому, хотя часто и переосмысленному через призму христианства.
      Другим фактором влияния, сыгравшим большую роль в формировании византийского быта, было влияние восточное. Это влияние было неизбежным, так как фактически наиболее значимыми были именно азиатские владения империи. Постоянный контакт в военной или торговой форме с восточными народами не мог не привести к восточному влиянию на различные сферы жизни и культуры византийцев..."
      Падение Константинополя:
      
      "Столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II во вторник, 29 мая 1453 г. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Победа дала туркам господство в восточном бассейне Средиземноморья. Город оставался столицей Османской империи до её распада в 1922 году..."
      (Более подробно об этом историческом событии, можно узнать из Википедии)
      
      
      ...Одной из достопримечательностей Стамбула является мечеть Сулеймана, которая была построена за семь лет с 1550-ого до 57-ого года. Совершенная по форме, она привлекает внимание прежде своим и размерами - высота главного купола около пятидесяти метров. Построена по проекту великого архитектора Синана, зятя Сулеймана и с его именем связана постройка ещё нескольких замечательных мечетей! Удивительно, но в те времена он прожил почти сто лет и успел создать много красивых зданий религиозного назначения!
      Сняв обувь в преддверии этой мечети, мы вошли внутрь и как всегда, Су- моя жена, надела на голову платок выполняя строгое правило при посещении любой мечети.
      Войдя внутрь и сосредоточившись, мы долго сидели на ковре у входа и служали тишину этого мусульманского храма. К нам подошёл один из служителей храма по имени Юсуф - морской инженер, который бывал в Англии и хорошо говорит по-английски Мы долго разговаривали с ним. Точнее он с энтузиазмом неофита рассказывал нам об учении пророка Мохаммеда, повторяя все его религиозные формальные звания-символы. Юсуф рассказывал нам о том что Бог - Аллах творец мира, Отец всего существующего - несотворим и вечен.
      В общем смысле это было повторение истории Бога - Креатора в Христианстве. Разница в том, что в христианстве существует понятие Святой Троицы, а в мусульманстве не может быть никакой двойственности. Пророк Мохаммед был человеком наделённым особыми свойствами, но оставаясь человеком - пророком, в силу того, что у Бога не может быть детей-сыновей или дочерей!
      Понятие Троицы, формально противоречит единобожию, хотя оно появилось уже через несколько десятилетий, а то и столетий после смерти Спасителя, которого я бы назвал Учителем Нравственности. Все его эпитеты, включая звание сына Бога, надо понимать символически, что не противоречит человеческой логике.
      Пафосную софистику, богословы добавили в учение Иисуса из Назарета уже во времена Вселенских соборов и она утвердилась в силу обожествления Его учения и личности.
      Такие процессы происходили и в буддизме, где Будду - реального учителя Жизни обожествили, хотя формально он остается Учителем нравственной жизни!
       По мнению простых людей Бог един и потому, основоположником Ислама был человек, пророк, обладающий чудесной связью с Аллахом. Поэтому Ислам можно назвать религией простых людей, которым софистика и казуистика христианского богословия чужда и непонятна. Поэтому же, Ислам являет собой важные понятия и правила поведения прежде всего.
      В Исламе множество правил бытового нравственного поведения: не курить, не пить алкоголь, не распутничать, а так же что можно есть, а чего нельзя. Посты строгие, но расписаны до мелочей и эта строгость, позволяет людям держаться подальше от низменных соблазнов, что очень важно в обыденной жизни!
      После долгой дружеской беседы, мы попрощались с Юсуфом и он записал мой имейл, обещая связаться - ему понравилась наша серьёзность и любознательность!
       ...Я зметил, что в исламской мечети нет внешних украшений, в то время, как христианские церкви, особенно в Италии, похожи на роскошный театр, а в православии священники одеты в серебро и золото! Хотя католицизм породил много монашеских орденов, которые в противостоянии с официозом призывали к бедности и нравственной жизни!
      Ислам довольно формализованная религия, живущая по определённым, строгим правилам и обращение к Аллаху и к Мохаммеду пафосное и каждый раз при упоминании Аллаха или потому, для поддержания авторитета пророка Мохаммеда, его тоже наделили множеством степеней величия!
       Выйдя из мечети Сулеймана, мы долго гуляли по городу и обратили внимание на то, что вокруг, то тут то там лежат и спят большие собаки. Они так отдыхают после ночных схваток в войне за свои территории.
      На ушах многих пометки и я подумал, что их наверное прививают, чтобы они были неопасны для людей, и они просто не обращают внимания на людей...
      Ещё в Стамбуле много кошек и это похоже на то, как много коров в Индии - может быть кошки со временем тоже станут святыми животными! А пока кошки везде и доброхоты кормят их, делают конуры и вообще ухаживают за ними.
      Вспомнились собаки а Непале, в Катманду - они днями так же валяются на асфальте, но ночью слышны лай и визг дерущихся собак. Поэтому трудно представить, как люди могут ходить там ночью по тёмным улицам. Там и коровы бродят по улицам мешая автомобилям, а здесь в Турции, кошки стали заменителями "святых коров"!
       Ещё интересная деталь - во время намаза, весь город поёт, звучит голосами муэдзинов на множестве минаретов. На этих стройных башнях сегодня стоят громкоговорители с записями молитв, так чтобы слышно было на всю округу и все это одновременно сливается в почти в хоровое пение, но разноголосое и не совпадающее, из-за разной удалённости от слушателей!
      
      
       Июнь 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте:www.russian-albion.com или на страницах журнала "Что есть Истина?":www.russian-albion.com
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 14/06/2022. 18k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка