Аннотация: Прогнозы оедко сбываются, но это не мешент делать их новь и вновь!
Размышления о будущем.
ЭПИГРАФ 1:
"Зло - это недостаток добра..." Святой Августин
ЭПИГРАФ 2:
"В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей - например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и
разнообразнее. Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций очень
слабо зависит от внешних условий. Поэтому надежда на то, что социальные изменения
способны сами по себе сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворенность решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации..."
А. Назаретян: "Векторы социальной эволюции"
...Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: "Первобытное стадо - рабовладельческий строй - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм..." Думаю, что в общих чертах, и сегодня, можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Оттого, что последнюю формацию в СССР так и не удалось построить, в общей схеме развития человечества, это ничего не изменило.
Если учитывать, что в Западной Европе , во многом уже построен материальный "социализм с человеческим лицом", который по-прежнему называется капитализмом, то становится очевидным подмена общей теории развития человечества, частными научными взглядами критиков коммунизма.
А попытка сделать высокую степень физиологического довольства счастьем и главной целью развития человечества, к чему стремиться сегодняшнее общество потребления и к чему призывают идеологи капитализма, то это просто не выдерживает критики с позиций "человека разумного".
Может быть с позиции "логики свиней", счастьем считается когда много денег, много еды, много домов и машин, но и в этом случае нельзя забывать неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное, почему он и стоит во главе эволюции всего живого!
И чем дальше идёт этот процесс, тем больше человек становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению мифов и легенд - чем сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
С другой стороны, сегодня, уже нельзя найти в чистом виде социальные формации, которые описаны в теории Маркса. Капитализм в некоторых странах, стал больше похож на социализм, а феодализм, в форме клановости в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
О чём это может говорить?
Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и парадокс заключён в том, что вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, которые приведут ко "вторичному одичанию" и забвению некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессами только возрастания свободы, справедливости и братства.
В качестве примера можно указать на "забывание" достигнутого, и впадение в историческую "дикость" средневековой Европы, после крушения Римской империи, да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну где воссоздаётся "первоначальный капитализм", о многом говорит...
И ещё, это показывает, что нет каких-то чистых моделей теоретически предсказанных и осуществлённых на практике
Сегодня в мире, сосуществуют множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией, и поражение "советского социализма" вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё в Новом Завете, а потом распропагандированных Карлом Марксом и Лениным .
Просто подтверждается тезис, что развитие общества, - процесс, в котором часто сочетаются несколько векторов развития идей прогресса человечества, двигаясь к реализации, по сути в одном направлении.
Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ.
Сегодня, наряду с капитализмом, на земле, сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже "первобытное стадо". Уже не говоря о разного рода "помесях" тех или иных социальных систем.
Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
Видимо, его величество "Случай" управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить, приноровиться к экстремальным, а может быть и катастрофическим обстоятельствам возможным в будущей земной истории: как социальной, так и природной.
Удивительный случай проявления такого управления социальной историей, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 20-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера - Адольфа Гитлера, а параллельно - Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе.
В первом случае, история, словно пробуя что получится, создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том, чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила.
Да и само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки, направленной на выживание человечества, в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле.
Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с "точкой Омега", олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден, в своей книге "Феномен человека".
Развитие человечества в сторону обожения, чем дальше, тем более очевидно - людоедство и первобытное рабство в истории "человека мыслящего" остались далеко позади и сегодня, благодаря развитию интеллектуальных способностей человека, вполне реален выход человечества в глубокий космос и освоение новых планет для жизни будущих поколений землян! Такое стало возможным благодаря как техническому и материальному прогрессу, так и духовному, интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи теозиса.
И вместе, становится очевидным, что "мир - это гармония добра и зла". Именно единство и борьба этих противоположностей, дает человечеству энергию движения в будущее. Только стрессовые ситуации, подталкивают человечество к освоению все новых и новых возможностей и богатств человеческой личности, объединенных в коллектив.
Глобализация мира, особенно заметная в последние десятилетия показывает и доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности.
Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира!
И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета, позже названный Христом.
Он говорил, что Бог - это любовь и призывал отказаться от права силы и предложил простую формулу достижения единения с Богом - непротивлением злу насилием. Он говорил: "Возлюби ближнего, как самого себя...". А в другом месте: "Если ударили по левой щеке - подставь правую..."
И ещё Он говорил: "Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит...". Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать а сотрудничать, не ненавидеть а любить...
Уже две тысячи лет назад, Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом (воссоединение с "точкой Омега), отказаться от любого насилия в пользу любви и сострадания!
По тем временам, это была немыслимая идея и потому, его предали и казнили как революционера представители той идеологии, в которой жили тогда по законам биологического мира: "Око за око и зуб за зуб..."
Но именно Христова идеология любви и взаимопомощи нашла своих адептов в среде "униженных и оскорблённых" и, казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви, в те времена господства голой силы, со времен стала мировой религией.
Более того и "Царствие небесное", сегодня мы можем воспринимать как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель, проповедуя своим ученикам "Новый Завет", отрицающий "закон силы", как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира.
"Бог - это любовь" говорил Иисус из Назарета и тем самым посеял семена христианства, которые вызревали в человеческом сообществе, и сегодня становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества, уже не только в условиях матери Земли, но во всей Вселенной!
... Недавно в интернете, я посмотрел видеоматериал в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства, это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета, наследует черты Бога Солнца, животворящего и вечного.
Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах и откуда они пошли, и где впервые появились.
Для меня важно само существование религий, которые и помогли эволюции человечества достичь таких высот духовного развития, и помогают сегодня избежать самоуничтожения, в разного рода конфликтах и войнах.
С древнейших времён, религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых использовались законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов. Эти законы и традиции, внедрялись в сознание многих и многих поколений, помогая накапливать интеллектуальную базу человечества, которую сегодня называют ноосферой.
Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
"Религиозные предрассудки" - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты - по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества через веру, а не через насилие.
Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, которая сегодня становится материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса и открывает грандиозные цели и перспективы для дальнейшего развития человечества на планете Земля...
В то же время, недавняя история показала нам, что сообщества и государства исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане!
Тому примером может служить развал Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда разрушила социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности, того, что русские люди называют совестью и честью.
Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, в последние десятилетия существования СССР превратилось в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
Такая моральная и нравственная деградация, во все времена грозила и грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и падением в первоначальную дикость, победой инстинкта разрушения и смерти.
Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании на пространствах человеческой жизни и постоянной борьбе инстинкта созидания и жизни с инстинктом разрушения и смерти.
Сегодняшняя атеизация жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмену высоких целей сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому, вымрет "человек мыслящий".
Инстинкт, толкающий человека к получению удовольствий, постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни и это опасно, для выживания и развития рода человеческого.
Фрейд говорил ещё, что человеческая культура, есть продукт репрессивных и стрессовых состояний и она развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды и необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире.
Во многом, религиозные табу, законы ограничивающие индивидуальный произвол, удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия.
Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на "лаврах", и социальная структура некогда великих и сильных империй разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения, в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной, развитый до уровня мыслящей материи биологический вид, делает неимоверные усилия, чтобы избавиться от физического или психологического стресса и в конце концов находит в себе энергию преодоления полосы неудач, нестабильности или природных катастроф.
Именно эта направленность на устранение дисбаланса в социальной и природной истории, заставляет все живое искать и находить цели и средства необходимые для развития вида. Это касается и человечества.
Нечто подобное происходит, а точнее продолжается и сегодня, то есть уже в новейшие времена.
Древний Рим рухнул, стоили римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман. Английская империя, перешла в разряд "многих" стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими. СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики уверяющие всех и себя что социализм - это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР.
Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, казавшийся вечным Союз, рухнул легко и трагически внезапно!
Свободные дискуссии, как в науке, так и политике, "соревнование различных социальных системе, позволяют человеческому сообществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа и тем самым не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, который позволит человечеству достичь не представимых высот в своём развитии!
Я думаю, что сегодня именно свобода обмена информацией, свобода слова и свобода печати спасает человеческое сообщество от загнивания и падения в пошлую диктатуру силы денег. Если бы этих условий прогресса человечества не было, то диктатура инстинкта загнала бы человечество в "новое одичание"!
Хотя надо признать, что во времена "победы" капитализма, уже появились первые признаки такого вымирания человечества как биовида!
2013 год. Лондон. Владимир Кабаков
Война цивилизаций.
Эпиграф:
"Самое бессердечное, что есть на свете, это деньги. И, когда деньги являются мерилом успеха, инструментом независимости, спокойствия, происходит отчуждение. В советские времена деньги, конечно, были нужны, но не являлись чем-то таким, что делало человека лучше, выше. Иностранцы приезжали в СССР и поражались этому теплу, которого у них не было..."
Владимир Познер. Из интервью.
...Читая, Хантингтона, "Столкновение цивилизаций", я невольно соглашался с его анализом исторической ситуации. Вот один из основных тезисов статьи:
"Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов..."
...Всматриваясь в то, что происходит сегодня на пространствах "геополитики", просторах разрушенного цивилизационной рознью Союза и в странах бывшего социалистического лагеря, я готов согласится с высказыванием Хантингтона:
"Во время "Холодной войны" мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев..."
И далее американский политолог поясняет:
"Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, - а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация - это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации..."
Сегодняшние противостояния Америки и России происходят по линии проявляющих непохожесть религиозных оснований культуры - православие старается быть ближе к "Новому Завету" Христа - иначе говоря, коллективизм и сострадание стремятся стать основой нравственного закона. Однако сегодняшние извращения морали и этики в российском обществе возникли под давлением Запада и западной цивилизации - победителя в "холодной войне". Всё это обусловлено попыткой влиятельной части российского общества, назовём их "образованцами", перекраситься под Запад.
Западная, и особенно американская культура, стоит на основах протестантской этики, где индивидуализм и рационализм являются стержнем национального характера. Отсюда и пропаганда личного успеха, и прославление системы моральных ценностей, во главе которых стоит личный успех, определяемый безудержным "потреблением".
Идеалом потребителя на Западе считается человек имеющий большой красивый дом, а то и несколько; машину, современную и модной марки; работу денежную и необременительную; возможность путешествовать и хвастать, что везде бывали и всё и всех видели.
Это в корне противоречит идеалам православия, где аскетизм и бедность ценятся намного больше чем успех и богатство...
Поэтому, в материальном смысле, жить в странах Европы намного легче и спокойнее, однако надо помнить, что рано или поздно лёгкость жизни может привести к пресыщению и утрате смысла жизни. Тем более, что идеология личного успеха раскалывает общество, отделяет человека от человека, атомизируя западное общество.
Россия, при всей её бедности и неустроенности, строится на основе коллективизма и это отличает её от Запада - об этой особенности православной цивилизации, к которой принадлежит и России, много и подробно писал Бердяев.
Я вообще считаю, что первая социалистическая революция, вопреки прогнозам Маркса случилась в России потому, что основой культуры здесь было православие.
А раз мы православные, то и признаём примат коллективного перед индивидуальным, а сострадание и умаление себя, ставим впереди выпячивания своих достоинств и успехов. Этот коллективистский дух православия сформировал русскую общину, русский характер и продолжился в марксистском лозунге: "Пролетарии всех стран соединяйтесь!".
Отсюда и произошла пролетарская революция, которая на самом деле была бунтом бедного большинства против богатого и знатного меньшинства.
А невзгоды Первой мировой войны и поражения в этой войне послужили главным катализатором русской Революции.
В те времена, страдания народа и сочувствие им русских интеллигентов дошли до точки, после которой бедняки уже не могли молча соглашаться с эксплуатацией меньшинством большинства, а интеллигенция перестала бояться террора монархического государства!
Большевики, с их марксистской идеей интернационализма и требованиями "свободы, равенства и братства", в свершении пролетарской Революции были той силой, тем "клеем", который соединил протестующих против индивидуализма богатых, в один мощный порыв.
...Нечто подобное, действительно по Марксу, со временем могло произойти и в Англии, и в Германии. Но, в Англии вовремя учли уроки Октября, ослабили гнёт богатых и знатных и сегодня, здесь выстраивают настоящий "социализм с человеческим лицом", что и не удивительно.
Демократические традиции, зародившиеся в Англии ещё в тринадцатом веке, с подтверждением хартии вольностей "Магна карта", продолжились во времена Оливера Кромвеля и гражданской войны. Но ведь это было в те времена, когда в России ещё и дворянства то не было.
Эти традиции подтолкнули английскую элиту начать делиться с народом и своей властью, и своими деньгами.
Сегодня, именно за счёт прогрессивной шкалы налогов, которая стала главным "завоеванием" трудящихся - пролетариев, английское общество, в определённом смысле, стало социалистическим и сохраняет стабильность и обеспеченность для большинства.
В Германии, хотя революция последовавшая вслед за русской была подавлена, сохранилась тяга народа к освобождению от власти капиталистов. Но, там всё приняло формы национального фашизма, перетекающего в национал-социализм. И это тоже понятно. Германия объединилась в немецкое государство незадолго до наступления двадцатого века - века революций и потому, идея национального превосходства была всего лишь следствием неуверенности в способности быть немецким независимым государством. Этой неуверенности добавило поражение в Первой мировой войне и тяжкие последствия этого поражения...
Но повторяю - самой большой причиной противостоящей социалистической революции в Европе был протестантизм с его "раскрученным" индивидуализмом и в меньшей мере - католицизм, с его приматом непогрешимости Папы, что является остатками тоталитарного взгляда на религию!
Что касается Америки, то там личное преуспеяние и деньги - главное мерило всего самого ценного в жизни. Как ни странно, но там, даже свобода становится производной от количества денег у человека. Деньги становятся фетишем, в который по-детски верят простодушные обыватели. Зато они и "успевают" в жизни, а раз успешные - значит уверенные в себе - "громкие" - на эту особенность американцев обращают внимание все наблюдатели!
Анализируя материальные успехи стран Запада, отрицать это было бы глупо, можно прийти к выводу, что самые успешные государства при капитализме, - это государства исповедующие протестантизм. Потом следуют католики. И уже в хвосте, как вечные неудачники, следуют страны православные!
Но тут, надо помнить вещие слова Иисуса Христа: "Кто был первым - станет последним, а последние - первыми".
Так что история ещё не закончилась, да и никогда не закончится. Социальная история человечества - это процесс бесконечный. Его можно определить, как движение в сторону обожения человека и человечества!
Хантингтон определяет религиозную составляющую, как основу цивилизационной культуры. Поэтому он говорит о неизбежных столкновениях цивилизаций, потому что цивилизации настолько разные, что не могут примириться с "оппонентами".
В пост секулярном мире эти различия только усилились. Сравните толерантные отношения к гомосексуальности в странах Запада с совершенным отрицание этих сексуальных извращений в Исламе или даже в православии.
И снова цитата из Хантингтона:
"Самые значительные конфликты будущего развернутся вдоль линий разлома между цивилизациями. Почему?
Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они - наиболее существенны. Цивилизации несхожи по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное - религии. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Конечно, различия не обязательно предполагают конфликт, а конфликт не обязательно означает насилие. Однако в течение столетий самые затяжные и кровопролитные конфликты порождались именно различиями между цивилизациями..."
...Недавно один мой знакомый, живший долгое время в Греции, с глубоким убеждением говорил, что причиной бедности, безответственности, неорганизованности и лени в мирских делах, а значит и в экономике, является православие, которое не настроено на создание "рая на земле" в нашей греховной жизни. В России, как и в Греции, говорил он, православие тормозит развитие общества в силу его направленности не на "мир сей", погрязший в грехах, а на воскрешение на "том свете".
Думаю, что он имел ввиду результаты борьбы между социализмом и капитализмом, между общинностью и индивидуализмом!
Анализируя эти высказывания, я вдруг подумал, что в православных странах самым продуктивным, то есть соответствующим народному характеру, будет строй социалистический. Думаю, что и в Греции, случись революция, греки, как православные, смогли бы добиться очень многого.
Как, например, Россия при социализме стала супердержавой, победив перед этим всех своих самых страшных врагов!
Русский национальный характер определялся общиной, которая существовала в сельской местности до революции, воплотилась в форме колхозов в советское время, и существовала вплоть до победы контрреволюции.
В Западной Европе и особенно в Америке, индивидуум, личность, намного более значительный общественный идеал, чем коллектив или община.
Резюмируя, можно сказать, что несходство национальных культур, в основании которых лежат религиозные догматы, становятся той причиной, которая вызывает неприятие и даже ненависть между цивилизациями.
В этом я и вижу главную причину раздора и презрительного отношения Запада к неуспешному Востоку. Но, "не успешность" православных - всего лишь соответствие православным ценностям, которые и являются основой славянства, а на сегодня, основой русской цивилизации!
Запад упивается достижениями науки и технике, в то время, как россияне, во многом и многие, живут по старинке.
И здесь мы подходим к интересному природному феномену, который, распространяется и на человеческое сообщество.
...Рассматривая на плакате несколько сотен красочных картинок с разнообразием рыб в районе Большого барьерного рифа, я каждый раз удивляюсь щедрости природы, создавшей такой разнообразный и кажется избыточный мир морских обитателей.
Это же можно сказать о животном мире. Но это же можно говорить и о разнообразии рас и национальностей, который с первого взгляда не кажется рациональным.
Однако, такое разнообразие не есть слепая фантазия "пьяной" природы.
В этом многообразии есть какая-то загадка. Наверное есть и какой-то глубокий смысл, к сожалению нам не понятный.
Если делать предположения, то можно, ссылаясь на эволюционные законы, говорить о том, что разнообразие живого, обусловлено главной целью всего существующего органического мира на земле - выживанием, в случае каких либо катаклизмов.
В случае с человечеством, мы можем говорить, в том числе и о катаклизмах социальных, а не только природных!
Поэтому, существование разнообразных цивилизаций, наталкивает на мысль, что и это кажущееся ненужным, разнообразие, может помочь человечеству сохраниться и выжить в случае природных или социальных катаклизмов!
В этом я вижу причины стремления человека и человечества к свободе и в этом же заключены корни борьбы с диктатурой одного мнения, или одной идеологии. Во многом, содержание современной истории можно объяснить такой борьбой с диктатурой одной цивилизации, одного идеологического объединения...
Сентябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com