Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Гранада. Книга очерков "Жаркая Испания" , Путевые записки

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/08/2022. 18k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путешесствие по Испании - музеи, соборы, праздники... и жара!

  •   ...Из Мадрида ехали на автобусе в Гранаду около пяти часов.
      Вокруг холмы, от вершин до их основания "причёсанные" садами олив. Причёсанные, потому что оливы высажены в строгом порядке, рядами молодых и старых деревьев.
      Проезжая Ла Манчу, видели вдоль дороги большие металлические силуэты самого
       Идальго Дон Кихота и его слуги Санчо Пансы. И ещё чёрные и страшные силуэты бойцовских быков с большими рогами - надо бы посмотреть бой быков в корриде, хотя за последние годы количество арен для этого заметно уменьшилось.
      
      Приехали в Гранаду в 3 часа дня - жара и яркое солнце!
       С вокзала ехали на автобусе до нашего хостела, где и устроились на 6-ом этаже, на центральной улице города, откуда открывается вид на старый город, в том числе видны башни кафедрального собора - он совсем рядом.
      Устроившись, сразу вышли на улицу - жарко, чисто, кругом только туристы. Прошли чуть дальше и увидели высокие стены кафедрального собора. Здание большое с разного рода настройками и каменными рельефами на фасадах.
      Когда вошли внутрь, поразились размерами храма и конечно внутренним убранством! В нескольких капеллах, на стенах сооружены своеобразные "медальоны" с фигурами Богоматери распятым Иисусам и святых, описывающий сюжеты из Библии. Здесь прохладно, огромные пространства храма слабо освещены и необычная тишина, лишь иногда прерывается голосами гидов, работающих с группами туристов.
      Впечатление от этого собора самые сильные, хотя позже выяснилось, что это ещё не самый большой кафедрал в Испании.
      Храм строился около двухсот лет и выстроили громаду, напоминающую религиозный театр, с множеством скульптур - актёров, из которых самые часто повторяющиеся Богоматерь, часто с Младенцем, и сам Иисус Христос - почти везде это Распятие Мессии. В небольшом числе присутствует Святая Троица. Но можно сказать, что это Четверица - Дева Мария в католицизме присутствует везде и всегда.
      Этот феномен смещения внимания верующих с морали Нового Завета на бытовые подробности библейских чудес, меня всегда удивляла, но потом я понял, что следование Заветам Иисуса из Назарета очень трудно - значительно проще уверовать в человека сотворяющего такие чудеса - тут, нравственный провал официозного христианства, хотя психологически это объяснимо и понятно. (На эту тему собравшись с духом написал статью, но публиковать её не спешу - даже сегодня мало кто поймёт мои аргументы, а в Средние века, за такие мудрствования могли на костре сжечь!)
      
      После тщательного осмотра храма в течении нескольких часов, вышли на улицу, в жару и сразу перешли в Базилику, стоящую радом с кафедралом, помещённую в бывшей мечети. Тут можно наблюдать обратный процесс тому, что происходил в Турции - там храмы христианские превращали в мечети, а здесь мечети в храмы!
      Эта Базилика - мечеть, внутри производит большое впечатление своим интерьером, типичным для мечетей - много больших и малых куполов - полукуполов, символизирующих небеса в которых пребывает как Аллах, так и христианский Бог-Креатор, а точнее Троица - Бог, Иисус Христос и Святой Дух! Но внутри Базилики тут та же тема - католический "театр" из фигур святых и картин на библейские темы.
       Вечером ужинали в одном из кафе и пораньше легли спать - день был длинным и утомительным.
      Утром следующего дня поехали в загородное аббатство Сакрамонте. Аббатство это стоит на горах, куда по петляющей дороге поднялись на автобусе-маршрутке - утро, чудесный вид глубокой долины с живописными, залесёнными склонами и на горизонте заснеженные горы, а по дну долины бежит ручей, в дожди превращающийся в бурную реку! Река называется Рио Доро.
      
      К аббатству поднимались по тропинке в гору и поднявшись на вершину увидели квадратный внутренний двор с фонтаном посередине, а в фонтане плавали золотые рыбки.
       Пройдя через дворик вошли в церковь, где увидели замечательный золочёный алтарь с множеством фигур библейских персонажей, с хорами и старинным органом. На стенах церкви множество замечательных картин на библейские темы. Здесь в 1610-ом году была основана монастырская школа, которая то закрывалась, то вновь открывалась. Из её стен со временем вышли известные люди.
       Но самое главное зрелище здесь, это пещеры, оставшиеся здесь ещё с древнеримских времён, со времен гонений на первохристиан, поэтому монастырь носит название Сакрамонте - Святые Горы.
      Узкий проход пробит вглубь склона и по сторонам кельи. Там позже нашли свинцовые книги и останки одного из древнехристианских мучеников - говорят, что это епископ Сесилий. В тех свинцовых книгах нашли изображение шестиконечной звезды Давида и эта звезда стала символом аббатства. В истории этого монастыря, сталкиваются библейские легенды и реальность, что свойственно всем древним церковным памятникам.
      Стоит подчеркнуть, что христианская Гранада потрясла меня - такого богатства в убранстве церквей я не видел до этого, хотя мы с Су, в путешествиях обязательно посещаем все значимые религиозные центры и не только христианские!
      А здесь, особенно в старинных монастырях, мы увидели убранство церквей украшенных деревянной и каменной резьбой, деревянными и мраморными статуями и множество старых картин больших мастеров на религиозные темы!
      
      Посещая эти храмы я восхищался все увиденным: это были скульптуры сделанные старыми мастерами, среди которых преобладали изображения Девы Марии - тут скрывается загадка католической церкви, которая по сути стала церковью Богородицы!
       Я часто об этом думаю и прихожу к выводу, что основатель христианства - Иисус из Назарета позже названный Христом, слишком сложная фигура для восприятия простыми, часто неграмотными людьми. А Дева Мария всем понятна, сама простота без назиданий и странных на первый взгляд нравственных принципов, которыми Иисус Христос оперировал в Новом Завете! Ведь она, будучи девственницей родила сына Бога - Иисуса Мессию, что и делает её образ достойным поклонения!
      Здесь, как впрочем и везде, монастыри располагаются вне черты города и в основном на холмах - "ближе к небу".
       В тот же день мы посетили Монастырь Кортуха, принадлежащий кортезианцам, который тоже поразил меня своим благолепием и убранством интерьеров, хотя при входе в здание и при виде внутреннего двора трудно предположить красоту, которая открылась нам внутри монастырской церкви и в капеллах!
      Меня ошеломило многообразие замечательных картин, скульптур и работы по камню, например кафедра для проповедей, сделанная из розового мрамора. Скамьи тоже сделаны из дорогого дерева, с подставками для молящихся встающих на колени. Во время службы прихожане сидят, иногда встают для общего пения со священниками молитв и гимнов.
      
      Любуясь красотами и торжественностью церковных помещений, позже я обратил внимание на то, что на службы ходят совсем мало прихожан и почти совсем нет молодых верующих, из чего можно сделать вывод, что, по крайней мере в городах, вера христианская, в том числе и православие медленно умирает, хотя формально многие называют себя христианами - в России называют себя православными более половины населения!
      
      В женском монастыре святого Иеронима, куда мы попали на следующий день, в церкви, над алтарём невиданных масштабов "иконостас", в несколько "этажей", состоящий каждый из скульптур, рассказывающих о жизни Иисуса Христа и святых отцов церкви. Венчает этот красочный религиозный спектакль, большое распятие, а под ним фигура скорбящей Богоматери. Весь иконостас представляет из себя громадный овал, который заканчивается полукуполом, в котором тоже видны скульптуры. Потолок церкви разделён балками перегородками и в каждой части фрески, изображающие фигуры христианских, в том числе местных святых!
      В капеллах, надалтарные "медальоны" поменьше, но тоже многофигурные, а нишах стен стоят скульптуры основателей монастыря.
      Например в Картухе - это святой Бруно, который пришел сюда из французского монастыря Шартрез, и основал здесь свой монастырь.
      Мы были в монастыре Шартрез несколько лет назад и тогда меня поразил вид монахов, улыбчивых доброжелательных и человечных. Это большой монастырь, который полностью находится на самообеспечении - там есть коровник, деревообрабатывающие мастерские и монахи в качестве послушания выполняют все монастырские работы!
      Что интересно - в Испании, в каждом монастыре бытовые помещения обычные и даже аскетичные, но церкви поражают богатством, разнообразием красоты и информативностью, если можно так сказать.
      Католические церкви, в отличие от православных, представляют по сути религиозный театр, в котором через скульптурные и живописные изображения, рассказывается история христианства начиная с Ветхого завета и конечно большинство страниц этой церковной "Книги веры", посвящено Богородице и Иисусу Христу, истории их жизни, распятию и восхождению Мессии на небо!
      
      На следующее утро встали пораньше и на маршрутке поехали в крепость Альгамбра, которая стоит на холме и её величественные стены, нависая над долиной реки и центром города, видны из многих частей Гранады.
      Первоначально это была мусульманская крепость, которую основали арабы пришедшие в Испанию и завоевавшие её южную часть ещё в восьмом веке, а были вытеснены христианами уже только через восемь веков - влияние мусульманства на южную часть Испании прослеживается и по сию пору.
      Что касается крепости, то её начали строить ещё в девятом веке и в переводе её название означает "Красная крепость".
      Мы приехали сюда пораньше, потому что в Гранаде, уже в начале мая с утра прохладно, а днём жара, часто за тридцать и яркое солнце которое слепит глаза. В это время уже цветут и благоухают разноцветные роскошны розы, красотой не уступающие невинной девичьей красоте!
      Приехав в крепости, на входе прошли контроль паспортов, на соответствие времени посещения - народу много и надо заказывать посещение заранее. Потом пошли в сторону высоких сторожевых башен крепости, по пути рассматривая продолжающиеся здесь раскопки, представляя, как это выглядело и работало в первозданном виде почти тысячелетие тому назад. Воображение рисовало самые романтические картины, в которых я представлял янычар в тюрбанах и ярких одеждах, с изогнутыми саблями в руках, охраняющих эти стены и башни!
      Вскоре вышли к дворцу уже испанского короля Карла Пятого и миную его, через арку прошли на бастионы.
      Поднявшись по внутренним лестницам на самый верх долго любовались видами города - далеко внизу серые черепичные крыши узкие улицы и переулки и море зелени, а белые стены домов на противоположном холме, напоминали арабские кварталы.
      С этих башен, открываются виды на несколько десятков километров вокруг и вдали отчётливо видны белоснежные изломанные вершины горного хребта Сьерра Невада. На башнях нас обдувал прохладный ветерок пахнущий жасмином и апельсиновым цветом и эти ароматы можно сравнить с ароматами из райских садов!
      Вообще в Гранаде и других южных городах Испании запах апельсинов встречается повсюду и для меня эти запахи стали одной из примечательных черт самой Испании.
      Теперь о дворцах расположенных в крепости.
      
      Мы начали их осмотр с Дворца Львов, где меня поразила мелкая, изящная исламская резьба по камню, в том числе вырезанные арабские письмена, и обилие воды в бассейнах и фонтанах! Ажурные каменные кружева на стенах, на арках, на деревянных потолках, сделанные несколько столетий назад, заставляют уважать и восхищаться работой древних мастеров!
      Надо заметить, что Гранада - уютный, чистенький город - произведение так называемой "каменной культуры" - то есть все здания здесь из камня и кирпича, которые хранят долгую память о строителях и владельцах, семьях и кланах владевших землёй и строениями на протяжении столетий, конечно если не происходило разрушительных войн.
      Здесь по утрам улицы моют машины и поливают розовые кусты растущие вдоль улиц...
      
      Возвращаясь к описанию крепости Альгамбра, продолжим экскурсию во дворце Карла Пятого, где внутри находится целый амфитеатр и во время музыкального фестиваля "Гранада", проходят концерты. Во дворцах Альгамбры несколько бассейнов, фонтанов и огранённых в камень водотоков - вода для арабов священна, а эти бассейны в беломраморных интерьерах, напоминают знаменитые виды Тадж Махала. Древние архитекторы создавали творения с классическими пропорциями и потому здесь, залы, переходы и другие помещения оставляю впечатление единство формы и содержания!
      Правда фонтан "Медведи" - изюминка дворца Львов - не очень гармонирует с интерьерами - это поздняя вставка, но именно этот фонтан вызывает самый большой интерес у посетителей.
      
       После осмотра дворцов ушли в сад крепости, в сторону очередного дворца стоящего немного в стороне от основного комплекса. Этот сад больше напоминает розарий, в котором повсюду разноцветье роз, обрамлённых водными бассейнами, каменными водотоками и фонтанами, в которых вода переливается, журчит и навевает тихие мысли о земной красоте и гении человека-творца!
      Тут витают в воздухе чудные ароматы - это смесь жасмина, роз и апельсиновых деревьев, которые стоят не только в садах, но и вдоль улиц, часто усыпанные ярко красными плодами выделяясь на воне лиственной зелени!
      Из этого сада открывается чудный вид на город лежащий у подножия крепостного холма и на отроги хребта Сьерра Невада прохладные заснеженные пики которого вздымаются на горизонте.
      
      День уже клонился к вечеру, когда мы вышли из крепости и мимо громадной старой каменной арки, раньше служившей входом в крепость, по пешеходной широкой дорожке идущей через лес спустились к в город, к Плаза Нуове.
      После ужина, решили погулять по старым арабским кварталам на склоне противоположно крепости. Идя по узким улицам, где с трудом могут проехать легковые машины, постепенно взбираясь всё выше и выше, и наконец поднялись на смотровую площадку, где по вечерам собираются встречать заход солнца туристы. Туда же приходят местные музыканты с гитарами и начинается концерт испанской гитарной музыки, под аплодисменты внимательных слушателей.
      В этот раз два гитариста устроились на невысоком парапете этой площадки и после нескольких пробных пассажей, заиграли нечто из репертуара фламенко!
      Солнце к тому времени село и в сумерках, в округе, разлилась атмосфера доверенности и всеобщего дружелюбия. Мы с Су тоже сели на скамью неподалеку от гитаристов и слушали, переливы быстрой страстной мелодии, каждый думая о своём. Я задумался о том, что наши лучшие годы уже позади, жизнь заканчивается и впереди только драма старения и закат жизни!
      
       Спускались с холма уже в полутьме и когда вышли на ярко освещённую улицу, то кафе, чайные и торгующие мелочью лавочки обрели весомый, почти торжественный вид.
      Хочу заметить, что Гранада сохранила свои древности и потому интересна туристам, я имею ввиду прежде всего Старый город.
      
       Утром, перед отъездом, по старинным улицам, мимо церквей и бывших монастырей вновь поднялись на смотровую площадку, где неподалёку стоит церковь Святого Николая, на которую мы обратили внимание ещё вчера. Интерьеры в этой старинной церкви сделаны в современном стиле. Художник, на фресках покрывающих стены и алтарь изобразил драму жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа современными живописными приёмами, не заботясь о похожести фигур, однако сохраняя элементы реализма в изображении Мессии и Апостолов.
      Переходя от фреске к фреске, глядя на крупно изображённую фигуру Христа, в окружении Апостолов и учеников, я думал, что простые люди не раздумывая пошли за этим религиозным революционером веры, а потом, в его нравственные Заветы поверили миллионы последователей, уставших от равнодушия мира лежащего во зле", откликнувшиеся на Его призыв к любви и состраданию и постаравшиеся воплотить Новый Завет в реальную жизнь.
      На фресках, светлый образ Христа уходящего в другую, вечную жизнь, хорошо передан белыми одеждами и нимбом над головой...
      
       Выйдя из церкви постояли на смотровой площадке прощаясь с этим городом и древней крепостью, нависающей над узкой долиной речки, которая весной превращается в небольшой ручей. Стены крепости мощные, непробиваемые, действительно имели красный оттенок и особенно на их фоне выделялись высокие башни, на которых были заметны крошечные фигурки туристов, всматривающихся в город, в том числе и на склон, на вершине которого мы стояли!
      
       Назавтра, уезжали из Гранады в Малагу тоже на автобусе, по пути вглядываясь в зелёные холмы, покрытые "расчёсанными" оливковыми садами, расположенных, на залитых солнцем холмах.
      Хочу заметить, что в этих записках я не смог передать и одной десятой того, что мы увидели и чувствовали в старинном городе, но таков жанр путевых заметок - это не подробный путеводитель - хотя возможно, когда-нибудь, я смогу написать об Испании и Гранаде большую книгу...
      
       Май 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/08/2022. 18k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка