Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Рассуждения об авангардном искусстве

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 31/08/2022. 7k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авангардное искусство современности - это проявления деградация человеческой культуры

  •   Посещение музея королевы Софии в Мадриде.
      
      Из книги очерков - "Путешествие по Испании"
      
      
      ...На следующий день в Мадриде, пошли в музей королевы Софии, то есть в музей современного искусства.
      Этот музей - нечто невообразимое - здесь выставлены работы авангардистов, начиная с Пикассо (кстати здесь и его самая известная работа "Герника), "детскими" рисунками-каракулями Миро и сюрреализмом Дали, уже не говоря о прочей братии!
      Были тут плакаты времён Гражданской войны, которые я смотрел с интересом, и фильмы о Всемирной выставке в Париже, в 1937 году. Понравился большой сюжет о павильоне Советского Союза, который в те предвоенные времена, посетило пожалуй больше всех зрителей. Тогда, экономическое и социальное возрождении России - Советского государства - интересовало многих интеллигентов и интеллектуалов - увы, сегодня стараются об этом не говорить - антисоветизм стал информационной модой что на Западе, что в России!
      Были там и наивные фильмы Бунюэля времён двадцатых годов, глядя на которые с очевидностью можно понять, как в зверскую, опасную сторону изменился весь мир и особенно Запад!
      
      Этот музей с десятками малых и больших залов заполнен изысками современных художников, архитекторов, кино режиссёров, и всё это с претензией на современность и главное, на рекламную оригинальность!
      Смотрели знаменитую Гернику Пикассо, которая воспринимается как головоломка и шарада по разгадыванию символов, хотя и выражает весь ужас и бессмыслицу войны!
      Современное искусство, представляется мне объектом рационального толкования, нагромождения разного рода непонятных символов, чем и отличается авангард от искусства Ренессанса и даже соцреализма, где задачей художника было пробуждение чувства в зрителе!
      Глядя на картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, на скульптуры древнегреческих скульпторов, Лев Толстой говорил, что если вас трогает увиденное на картине, или восхищает скульптура, то значит задача подлинного творчества реализована, а если нет, то автор - или дилетант или мошенник!
      Соглашаясь с Толстым хочу сказать, что современное искусство делают не сами художники, поэты или актёры-режиссёры, а критики-толкователи будь то живопись, скульптура, архитектура или даже литература!
      
      Поэтому, такие современные "творцы" обожают говорить о своём творчестве и готовы платить не только за статьи о их работы, но и за любое лестное упоминание их имени в СМИ.
      В начале века, в Париже и "бунтари" от искусства и молодые критики, вместе "водку пили" и рассуждали, как отправить классиков в живописи, в скульптуре, в литературе на "свалку истории". Сами они ничего сделать не могли и не умели, но вот болтать языками в пьяном угаре, о "новом искусстве", были здоровы. И рядом с ними сидели "писатели" - теоретики модерна, которые и стали писать о тех, кто следовал их примитивным теориям!
      С другой стороны, авангардизм, стал реакцией на превращение искусства в развлечение для буржуа и денежных мешков. Эти богачи хотели искусства, которое станет их социальным отличием, вне зависимости от его профессионализма и эстетической ценности - в бездарных "революционерах от искусства" они нашли своих преданных клиентов!
      Большую роль в пропаганде такого бесчувственного, бездушного искусства сыграли льстивые критики, также купленные деньгами. Именно критики начали пропагандистскую акцию воспитания "нового вкуса" и в конце концов, именно они воспитали несколько поколений зрителей и читателей, которым уже ничего кроме "революционной халтуры" не нужно!
      
      Это "воспитание" можно сравнить с воспитанием читателей или зрителей, которых с детских лет подсадили на детективы и стрелялки-экшен - сегодня они выросли и уже неспособны воспринимать любые душевные переживания или то, что заставляет задуматься над смыслом жизни и красоты.
      Так и здесь получилось и потому, большинство "продвинутых" зрителей, читателей, слушателей, уже не способны на глубокие чувства и сопереживание. Во многом, этим и объясняется нарастающая опасность жизни, неспособность воспринимать трагедию и восторг подлинных произведений искусства!
      Вспоминаю одну маленькую картину, увиденную в Ленинграде, в Эрмитаже. На ней изображён крупный пожилой мужчина с седой головой, который стоит рядом с полузаросшим дотом, оставшимся после войны. И сразу становится понятно, что мужчина вспоминает события той кровопролитной войны, в которой он выжил, а многие его друзья погибли!
      Картина называется "Воспоминания" и эта картина, взволновала меня своим суровым реализмом!
      А с другой стороны, многие мои знакомые начитавшись хвалебных статей хитрых критиков, восхищены невнятицей и сексуальными фантазиями Пикассо, или даже каракулями Миро.
      Надо признать, что эстетической независимостью, сегодня обладают единицы среди зрителей, но даже среди художников и художественных критиков. Многим просто думать лень, а многие "плывут по течению" модных "гениев", о которых забывают уже через одно-два поколения образованных ценителей искусства! Но даже у этих единиц, при виде "голого короля", не хватает духу сказать - а король то голый!
      
      Сегодня, можно говорить о "зоне комфорта" в которой пребывает современный Запад и эта зона довольства собой и своими, может быть разрушена в одночасье природной или социальной катастрофой, например пандемией, войной или простейшим отключением электричества. Тогда всё остановится, в том числе лифты в многоэтажках, вода в кранах престанет течь, поезда и самолёты начнут останавливаться и падать, а люди начнут умирать как писал Шекспир "даже не болев", потому что их отключат от зоны комфорта!
      Или вот мене трагическое - нарушится Вай - Фай, пропадёт интернет и отключатся мобильники...
      Я это к тому, что прогресс постепенно уничтожает традицию, в том числе традицию в искусстве и может получится так, что вскоре, вокруг нас вместо скульптур будут стоять непонятные оплывшие или рогатые "чудовища", а мы привыкнем к этому, и даже не будем замечать разницу между Рафаэлем и Миро. Кстати, этих современных чудовищ, например в Лондоне, уже полным полно!
      На примере падения древних цивилизаций в Европе - Древнегреческой и Древнеримской, сегодня уже можно говорить, что человеческие сообщества и государства достигшие зоны комфорта, через некоторое время погибают!
      Понятие "зона комфорта" включает в себя понятия материального, эстетического и эмоционального комфорта, то есть довольство не только собой, но и тем, что называется современным искусством. В этом случае, неразличение красоты и безобразия, добра и зла приводит к декларации относительности всего и это уже прямой путь к саморазрушению.
      А в искусстве, такое неразличение красоты и безобразия или фальшивые ложные авторитеты, приводит к равнодушию не только художников, но и тех, для кого это создаётся! Сегодня мы видим, как "новое искусство" убивает образ земной красоты, и под лозунгами назад у примитиву, такое псевдо искусство становится диктатором человеческой моды!
      
       Август 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
      или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 31/08/2022. 7k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка