Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Вера и знание

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 19/10/2022. 15k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вера не может отрицать знание, так как именно знание дополняет подлинную веру!

  •   Евангелие от Иоанна - "Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
      
      Философский словарь:
      Обскурантизм(от лат. obscurus - букв. покрытый, шире - затемненный, с трудом понимаемый) - умонастроение, при котором вместо верности истине и ответственности перед ней предпочтение отдается тому, что от истины уводит, затемняет ее, делает неясной..."
      
      
      
      ...Сегодня, говорят о противостоянии русской церкви и научного знания и действительно, повторяя библейские высказывания эти люди забывают, что многие из них носят символический, обобщающий характер и буквальное понимание их, приводит к логическим противоречиям, а часто и к противостоянию здравому смыслу. Например утверждается конкретная дата сотворения земли и от неё ведётся отсчёт до современности, до сегодняшнего дня, и возраст Земли исчисляется чуть более пяти тысяч лет.
      В доказательство правильности буквального прочтения Библии, многие начинают утверждать абсурдные вещи и подозревают науку в сознательных фальсификациях. Говорят, что не только эволюция человека не отвечает догматам церкви, но и теория эволюция, как таковая - это домыслы учёных. Ещё утверждают, что мир буквально создан богом в течении трёх дней творения, а человек - это глина, в которою создатель вдохнул жизненную силу.
      
      Замечательный философ и богослов Георгий Флоровский, в своей книге "Очерки русского богословия" писал об этой болезни русского православия: "Часто говорят о русском "обскурантизм". Но редко кто чувствует его действительную роковую и трагическую глубину. Это движение очень сложное. И именно движение, - не сонливость, не вялость мыслительной воли, - не страдательная, но очень деятельная поза или установка. Очень разнородные мотивы сплетаются в единый безнадежный клубок...
      В последнем счете, т. наз. "обскурантизм" есть недоверие к культуре. Упрямое недоверие многих к богословской науке есть только частный случай того общего недоверия, которым отравлено и все русское творчество. В истории русской религиозности этот "обскурантизм" зародился, как тревога и настороженность против заимствованной и самодовлеющей учености, вовсе и никак не укорененной в действительности религиозного опыта к жизни. Это был, прежде всего, протест и предостережение против безжизненной учености. Этот протест легко может обернуться и самым пошлым утилитаризмом, так слишком часто бывало, и все еще бывает. Однако, и ученость или рассудочность не есть действительное знание...
      Для недоверия были поводы и основания. В том последний источник этого недоверия, что богословие переставало выражать и свидетельствовать веру Церкви. И с основанием могло казаться блуждающим. В этом основной парадокс русского религиозного существования. В глубинах и тайниках церковного опыта вера соблюдается нераздельной. В тайном богомыслии, в молитвенном правиле, в духовном подвиге русская душа сохраняет древний и строгий отеческий стиль, живет всей нетронутой и нераздельной полнотой соборности. Но мысль оторвалась, слишком часто отрывалась от глубин, и слишком поздно впервые вернулась к себе, в сознании этой роковой своей беспочвенности...
      "Обскурантизм" был диалектическим предостережением об этой беспочвенности... И преодолеть его сможет только творческая богословская мысль, когда она вернется к церковным глубинам, и высветит их изнутри. Когда ум заключится в сердце, и сердце прозреет в умном созерцании... Это и будет вхождением в разум истины..."
      
      ...Русский православный обскурантизм, во многом стоит на буквальном понимании и толковании не только Библии, но и "Нового завета", что часто отодвигает человеческую веру в разряд суеверий!
      В символическом смысле - человек действительно часть живой материи, которая появилась из неживой. Но отрицать миллиардный возраст Земли и временную бесконечность в которой возникла Вселенная - значит отрицать очевидное.
      В России до сих пор есть некоторые псевдо богословы, которые утверждают, что геология, зоология и биология сознательно искажают истину, которая незыблема и изложена в Библии, как в последнем прибежище "истины".
      Недавно, ученица одной из средних школ России, не без помощи отца, якобы "верующего" человека, подала в суд на учёных, отстаивающих "теорию эволюции" Дарвина, вместо теории "креационизма", которая базируется на текстах Библии!
      Такие "христиане" утверждают, что не только наука противоречит вере, но и знание как таковое, не существует вне страниц Библии!
      Очевидно, что такие утверждения не верны, потому что именно религиозным исканиям, современная наука обязана своим возникновением и развитием. Кроме того, Европа обязана церкви основанием почти всех европейских университетов, а точнее монастырям и образованным клирикам.
      
      "...Высокоученые средневековые мудрецы, такие, как Альберт Великий или Фома Аквинский, читали свои лекции студентам университетов. Но сами университеты тогда были еще внове - они стали возникать в Западной Европе только в XII-XIII вв.
      В монастырских и церковных школах раннего средневековья изучали прежде всего "семь свободных искусств". Это набор учебных дисциплин, сложившийся еще на закате Римской империи. "Семь свободных искусств" делились на две группы предметов: тривиум (можно перевести с латыни приблизительно как "троепутье" и квадривиум - "четверопутье").
      Ученик должен был сначала освоить тривиум, т. е. грамматику, диалектику и риторику. Грамматика прежде всего давала познания в чтении латыни: ученики зубрили алфавит, затем учили части речи и знакомились с некоторыми (не слишком многочисленными) сочинениями латинских авторов. Диалектикой называли дисциплину, подобную современной логике. Здесь ученики (школяры) учились строить доказательства и вести ученый спор - диспут. Риторика учила искусству стихосложения, составлению сочинений, знакомила с основами ораторского мастерства, начатками права.
      Тривиум был подготовкой к более сложному - квадривиуму. Он начинался с арифметики и геометрии, а продолжался музыкой и астрономией. Эти предметы не похожи на современные учебные дисциплины с теми же названиями. Так, астрономия включала в себя немало сведений из астрологии, очень популярной в средние века (астрология пыталась проследить влияние планет и звезд на судьбы людей). Музыка была сложным теоретическим предметом о соотношениях различных интервалов и длительностей и напоминала скорее область математики, чем обычное музицирование.
      На квадривиуме обучение, как правило, заканчивалось, и лишь немногие, жаждавшие больших знаний, отправлялись учиться дальше в школы Парижа, Салерно или Болоньи, о которых уже говорилось".
      "...Именно в Болонье и Париже в XII в. возникли первые университеты, дававшие по тем временам блестящее образование. В XIII-XV вв. университетами "обзавелись" почти все страны Европы. Их основывали епископы и папы, короли и императоры, князья и города. Старейшими университетами в Англии были Оксфорд и Кембридж. (Известно, что Кембриджский университет начинался с обыкновенного сарая, в котором четыре учителя из Франции открыли свою школу.)
      В Италии помимо Болоньи славился Неаполитанский университет, основанный императором Фридрихом II. В христианской Испании самым большим почетом пользовался университет в Саламанке. В Священной Римской империи первые университеты появились в Чехии - в Праге (1348), затем в Австрии - в Вене (1365) и уж после этого собственно в Германии - в Гейдельберге, Кёльне и Эрфурте. Первый польский университет возник в Кракове в 1364 г."
      (Цитата из статья в журнале "Биофайл)
      
      ...Где действительно церковь противостояла и противостоит народному просвещению, так это в России. Здесь, церковники способствовали появление крепостного права, но они же настаивали на необходимости держать простой народ в невежестве и суеверном страхе перед церковью, которая притязала на полное владение волей и свободой народа российского!
      А сама русская церковь, со времён Иосифа Полоцкого и его победы над Нилом Сорским и "нестяжателями". стала служанкой "Кесаря" и подпала под влияние царской власти и вместо уединения, аскезы и творческих богословских дискуссий, церуви надо было зарабатывать деньги и власть, чтобы соответствовать своему "высокому" положению над простым народом - на занятия церковной наукой у клира просто не оставалось времени...
      
      Обмирщение церкви, отделение её от государства произошло в России только во времена социальной революции, в то время как на Западе, это случилось почти пятьсот лет назад.
      Вот и получилось, что отягчённая "плотью" русская церковь, старалась во все времена доказывать свою материальную значимость, вместо значимости духовной. Отсюда и пренебрежение к знанию, а часто и обскурантизм во взглядах на народную веру и на просвещение.
      Георгий Флоровский писал в своё время:
      
      "...Ибо христианство не есть гордость или невежество, но Божья мудрость; и удаляясь от мудрости, куда приближается человечество? Разве к бессловесной природе?"
      
      О таких людях в церкви, он говорил, опираясь на авторитет Отцов Церкви:
      
      "...По характеристике Дамаскина, "они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, кто ищет каких-либо знаний в божественных писаниях, ибо Бог не требует от христианства ничего, кроме добрых дел. Итак, хорошо, чтобы всякий жил возможно проще и не заботился ни о каком догмате, относящемся к знанию".
      
      
      "На первый взгляд для многих даже не видно и не понятно, что в этом отвержении знания еретического, обманного, лживого. Не в таких ли и подобных суждениях так часто многие из нас искренно думают исповедовать свое благочестие и благоговение, свое смирение и воздержание от суетных мудрований, от напрасных и препретельных словес...
      Разве не в простоте, не в "нищете духовной" правый путь, путь блаженств евангельских? Разве "буйством проповеди" не посрамлена и не отменена "мудрость мира"? И не говорил ли еще Тертуллиан, что "нет нам нужды в любознательности после Христа Иисуса, и в исследовании после Евангелия". Ибо верой прекращается искание. И для многих из нас кажется и покажется неожиданным и странным, что именно вера и благочестие утверждают необходимость знания и налагают на каждого долг познавать..."
      "...Правда и то, что исторически "знание" слишком часто оборачивается против веры и благочестия, ведет на веру наступление и поход. Но в этом сказывается только общая диалектика и лукавство греха, проникающего во все области человеческого существования и жизни. Мысль часто согрешает, но можно ли сказать, что самая мысль греховна? Допустимо ли снимать с разума долг воцерковления и лишать мысль права на освящение?.."
      Флоровский "Оправдание знания"
      
      Конечно нет - делает вывод Флоровский:
      
      "...Ибо христианство не есть гордость или невежество, но Божья мудрость; и удаляясь от мудрости, куда приближается человечество? Разве к бессловесной природе?"
      (Там же)
      
      
      ...Сегодня церковь восстанавливает свои традиции, утраченные за многие столетия управления ею чиновниками в рясах, для кого знание и вера никогда не были совместимы, потому что грамотному человеку, всегда хочется больше узнать о предмете своей веры и он не согласен с примитивной трактовкой веры, как прибежища для разного рода сектантов и обскурантов:
      
      "Анархизм" во всяком случае исключается Евангелием. И монашество не означает и не предполагает обличение культуры. В течение долгого времени именно монастыри были самыми мощными центрами культурной деятельности, как на Западе, так и на Востоке. Поэтому практически проблема сводится к вопросу здоровой ориентации в конкретном историческом положении. Христиане не обязаны отрицать культуру как таковую. Но они должны относиться критически к любой существующей культурной ситуации и мерить ее мерой Христа..". (Флоровский "Вера и культура")
      
      История западной христианской церкви, тоже полна примитивных и самонадеянных утверждений:
      
      "...В 8 в. Папа Захарий осудил Вергилия Шотландского утверждавшего, что в мире есть неизвестные земли и народы, а во Вселенной - иные миры; к 18 столнтию, географические открытия и астрономические наблюдения кардинально изменили библейскую картину мира..."
      
      Подобные высказывания и утверждения, являлись и являются проявлением диктатуры "власти духовной", и как всякая диктатура - отражает стремление к тьме незнания, рано или поздно проигрывает борьбу с разумом и с подлинной верой.
      Церковный обскурантизм - это желание остановить развитие человечества в его стремлении к обожению и тем самым, становится делом антирелигиозным и антихристианским!
      Самые высокие умы науки подчёркивали неоднократно, что разум не противоречит вере, но дополняет её:
      
      "История всех времен и народов, - пишет Макс Планк, - весьма убедительно свидетельствует о том, что из непосредственной, незамутненной веры, которую
      религия внушает своим последователям, живущим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причем в
      области социальной не меньше, чем в области искусства и науки".
      
      ""Интуиция, вдохновение, - писал Владимир Иванович Вернадский, - основа величайших научных открытий". А Альберт Эйнштейн в своей статье "Религия и наука" утверждал, что для ученых, немаловажным стимулом была их "глубокая вера в разумное начало мироздания".
      По его словам, "знание о том, что есть сокровенная Реальность, которая открывается нам как высшая Мудрость и блистающая Красота, - это знание и это ощущение есть ядро истинной религиозности".
      Чарлз Таунс, лауреат Нобелевской премии, один из создателей квантовых генераторов, считает даже, что в будущем религиозные учения и научные теории придут к существенному единству..." ( Цитаты из статьи Александра Меня "Трудный путь к диалогу": Радуга; 1992)
      
      А вот как реагировал на проблему "веры-знания", знаменитый психиатр Карл Юнг:
      "Для конфликта между верой и знанием нет никакой почвы, обе стороны необходимы, ибо по отдельности нам недостаточно н знаний, ни одной лишь веры!"
      
      И я с ним совершенно согласен!
      
      
       2015 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 19/10/2022. 15k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка