Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Иоанн Златоуст и Антоний Сурожский о воспитании

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/11/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспитание и образование раассмотренные как единое целое формируют человеческую личность!

  •    Введение
      
      "Отсутствие у большинства людей нашего времени какого бы то ни было религиозного отношения к миру, каких-либо твердых нравственных правил, ложный взгляд на науку, на общественное устройство, в особенности на религию, и все вытекающие из этого губительные последствия, все это порождаемо в большой степени насильственными и корыстными приемами образования..."
      Л.Н. Толстой. "О воспитании"
      
      ...Речь в этой книге пойдёт о проблемах воспитания, как в семье, так и в обществе. Ведь недаром говорят, что семья - это ячейка общества.
      Сегодня, действительно, мы не имеем достаточно авторитетных источников нравственности и морали, на чьих воспитательных принципах, хотелось бы строить стратегию воспитания, как в семье так и в обществе. Однако, как и прежде, мы имеем перед собой Библию, в которой Евангелисты, рассказывают о жизни Иисуса Христа и его учеников.
      Заветы Мессии, его слова и поступки, учат нас, взрослых, как вырастать в меру сопричастия к Заветам Иисуса, и детей своих воспитывать на них. Вспомните любовь и преданность Иисуса, Отцу Небесному и его самопожертвование ради учеников и последователей, когда Он, показывая стойкость и преданность делу обожения человеческого общества, создавал новые человеческие отношения!
      
      При этом, я постараюсь быть больше педагогом, чем клириком или богословом и при таком подходе, я надеюсь, слова Бог, Мессия, Сатана - Дьявол, будут восприниматься читателями, как синонимы добра, справедливости и воздержанности, тогда как последняя парочка, будут символизировать зло, развращённость, алчность и лживость.
      Такое отношение уже существует в современном мире и потому, нет смысла дискутировать о "словах", но необходимо понимать символизм религиозных слов, значений и образов.
      Ведь все сегодняшние системы и национальные традиции воспитания, и светские в том числе, будь то Китай, Япония, Германия, Англия или Россия, везде базируются на религиозных основах и главной целью всех цивилизаций, бывших и ныне существующих, являются попытки пробуждения человека в человеке и подавление в нём звериных инстинктов. Однако сегодня особенно важно перевести язык Библии, воспитательные притчи и образы Ветхого и Нового Заветов, на понятные, современные нормы и правила воспитания и обучения.
      Сегодня существует большая проблема, на преодоление которой и рассчитывают сторонники "образования", как воспитания. В наше время, в странах "секулярного мира", основной задачей школы, становится преподавание "знания" как такового, часто в полном отрыве от нравственных норм, от воспитания человеческого характера.
      Воспитание перекладывается на плечи родителей, которые так загружены, что и просто общаются с детьми очень редко, особенно с подростками. Однако всем нам важно понять, что самое пожалуй важное в жизни - куда и как мы сможем применить знания полученные в школе и во времена саморазвития. Если мы нашу образованность будем использовать во благо другим людям, мы будем в конечном итоге удовлетворены и своей жизнью, будем иметь цель и смысл жизни. Если же мы направим наши знания на личные обогащения или карьеру, то будем в конечном итоге разочарованы, разрушим свою личность и умрём неудовлетворёнными, в полном душевном запустении...
      
      Сегодня об этом часто забывают и поэтому, среди подростков стали возможны разного рода жестокие эксперименты над "себе подобными" в виде сатанизма, возрождение языческих культов, эстетизация физического тела человека, как неодушевлённой "плоти" и разного рода единоборств напоминающих языческие бойни гладиаторов в Древнем Риме.
      Понимание свободы, как вседозволенности, превратились в призывы к освобождению "плоти", что и приводит к человеконенавистничеству и легализации проявлений звериных инстинктов. Постараемся, насколько возможно, противостоять этим тенденциям в современном обществе и используя христианские принципы воспитания, дать вполне светское их толкование.
      Основой христианских принципов воспитания не только детей, но и взрослых, является вот уже более двух тысяч лет Десять заповедей, данных Создателем богоизбранному народу израильскому через пророка Моисея.
      Об этом рассказывает Ветхий завет Священного Писания, и об этом же, но уже в других понятиях "Нагорная проповедь", сказанная Иисусом Христом в Новом Завете, в самом начале своего служения людям. До недавнего времени эти Заповеди служили основой для всех воспитательных систем европейской цивилизации и во многом благодаря им, Европа стала определяющим центром человеческой цивилизации.
      Однако, подверженные "коррозии секуляризации, эти религиозные принципы, начали забываться и постепенно трансформируются во вполне языческие, инстинктивные правила и указания. Вместе с отделением церкви от государства, эти христианские нормы и правила поведения а современном обществе, подменяются нормами и правилами древнего язычества, только переделанными на современный лад.
      На мой взгляд, процессы секуляризации и падения нравов в следствии этого, связаны с ужесточением жизни и возрастанием чувства незащищённости, ростом преступности, мошенничества и взяточничества, легализация разделения людей на "первых" и "последних", на богатых и бедных, на известных и всеми забытых.
      И вместе с тем, падение нравов, все больше и больше воспроизводят неверующих в высокие идеалы обожения человека, и всё больше и больше человеческое общество превращается в первобытное стадо, в стаю хищников, в которой действует главный языческий принцип сосуществования - "человек, человеку -волк".
      Проявления инстинктивной жизни становятся всё заметнее, сцены насилия и откровенного секса стали "культурным" фоном нашей жизни, а многолетние войны с многочисленными мирными жертвами уже никого не ужасают! Тонкий слой современной культуры, только лицемерно прикрывает это возрождение "дикости и нового варварства".
      Очевидно, чтобы восстановить стремление человечества к собственному обожению, необходимо введение в жизнь религиозных принципов воспитания на современном уровне их толкования, понимания и использования. Этим мы и хотим заняться в этой работе.
      
      ... На мой взгляд, Новый Завет Иисуса Христа недаром начинается с Евангелия от Матфея. Возможно, когда составляли писанный канон Нового Завета, то среди четырёх Евангелий на первое место поместили именно Благовестие Матфея, которое по времени написания не было первым. Однако в Евангелии от Матфея, есть замечательная глава, которая описывает Нагорную Проповедь Иисуса Христа в которой Спаситель даёт наставления, каким должен быть Его настоящий последователь.
      Именно у Матфея, описавшего Нагорную Проповедь, широко излагается система христианского воспитания, которой следовали долгие тысячелетия все сторонники учения Иисуса Христа, и которая содержит в себе принципы воспитания человека будущего, человека идеального, который спасётся на страшном Суде, где будут судить не по "человеческим традициям", но по Божеским установлениям, вне зависимости от мирских достоинств и привилегий, человеческих чинов и наград.
      И в отличии от воспитательных заповедей существовавших до Него, таких как: "Не убий, не укради, не богохульствуй, не развратничай...", Нагорная Проповедь состоит из положительных норм и установлений, ориентирующие человека на недопущение свойств инстинктивного человека, на создание новых свойств любви и дружелюбия в себе, а не на борьбу с себе подобными!
      
      ... Начинает Иисус свою "воспитательную" проповедь, с перечисления блаженств, то есть условий, черт человеческого характера, которые помогут человеку перейти из земной жизни в Царствие небесное.
      И здесь, уместно остановится на толковании этой воспитательной проповеди замечательными проповедниками, жившими совершенно в разные эпохи. Первый - это Иоанн Златоуст. Который прославился на все времена своими замечательными проповедями, почему и получил свой "титул" - Златоуст.
      В первой части этого продолжительного эссе, я буду цитировать и комментировать этого проповедника, который удивительным образом современен и отвечает на актуальнейшие запросы воспитания, с подлинно христианских позиций...
      Второй - это Владыка Антоний Сурожский - наш современник, глубокий и тонкий богослов, который, так же как Иоанн Златоуст учил и воспитывал проповедью, живым словом, как в церкви, так и в собраниях верующих, в выступлениях на радио и телевидении.
      Владыка Антоний, в одной из своих проповедей, говорил:
      "Ученичество - состояние духа, которое говорит о том, что мы выбрали Учителя и что всем сердцем, всем своим существом хотим приобщиться Его мысли, разделить Его подход к вещам, жить таким образом, чтобы обрадовать Его, понимать Его так глубоко, так полно, как только можем, перерастать самих себя в Его меру..."
      И чуть ниже добавляет:
      "Он ждёт от нас не механической покорности, не поступков как дел подчинённости, что мы находим в заповедях Моисея. Он ждёт, чтобы через исполнение Его заповедей, мы стали способны действовать..."
      И дальше Владыка заключает:
      "Это предполагает прежде всего тренировку сердца..."
       Оба эти проповедника, несмотря на столетия разделяющих их жизни, осенены были Божьей благодатью владения словом, как орудием христианского учительства. Иоанн Богослов недаром говорил, что лучшей похвалой для него было исправление жизни слушающих и обращение их к Богу...
      
      Проповеди, Иоанна Златоуста, как и проповеди Владыки Антония Сурожского, были записаны учениками и слушателями, а потом изданы для многолюдного пользования, что и послужило и служит христианству во все времена. При этом мы можем быть агностиками или даже атеистами, но воспитываемся мы по принципам усвоенным человечеством из религиозного опыта, помогавшим и помогающим нам в нашей обыденной жизни, часто вовсе не связанной с понятиями христианства, такими как Бог, Ветхий и Новый Заветы, Евангелия.
      Будем помнить об этом при чтении, наполняя эти символы современным содержанием...
      
       2010-2022 годы. Лондон. Владимир Кабаков
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov ... или
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 03/11/2022. 10k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка