Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Созидание и потребление - две идеологии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 23/07/2020. 21k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сравнивая идеологии капитализма и социализма, можно говорить, что сущностью социализма было созидание, а главной целью капитализма я вляется рибыль!

  •   
      
      
      Эпиграф:
      "Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много... Константин Паустовский - "Кара-Бугаз"
      
      
      ...Недавно я перечитывал известного советского писателя Константина Паустовского. Особенно меня поразила повесть Кара-Бугаз.
      Действие происходило в тридцатых годах двадцатого века, на юге России, отчасти в Туркмении, отчасти в Дагестане и вообще на стыке Кавказа и Средней Азии.
      Впечатления от книги заставили задуматься о психологии созидания у большинства советских людей и "потребительстве", заразившем населения "новой" России.
      
      В книге описано, как во времена советской власти с помощью энтузиастов, комсомольцев и коммунистов, осваивались нетронутые, кажется непригодные для жизни районы южной азиатской части России, в которых до Революции, только изредка можно было увидеть кочевников туркменов...
      Чтение Паустовского, натолкнули меня на воспоминании о детстве и юности, которые прошли в пятидесятые-шестидесятые годы. Тогда я жил в Сибири, в Иркутске, в посёлке гидростроителей и помню атмосферу той жизни - трудную, но жизнерадостную, оптимистичную и не побоюсь этого слова - счастливую, прежде всего для нас, детей.
      Люди жили будущим, как целью и смыслом существования. Все куда-то ехали, что-то строили, учились, женились, рожали детей, в полной уверенности, что светлое будущее уже не за горами.
      
      Помню, как мы мальчишки, бывали на строительных площадках Иркутской ГЭС, где земля и дороги были политы жидким бетонным раствором, а в теплушках обедали рабочие, строители гидроэлектростанции. Грузовые машины сновали туда-сюда, и не было вокруг ни одного праздного человека не занятого строительством.
      Однажды, с соседским мальчишкой, мы пришли в строящуюся школу, где работал его отец. Меня поразили красота и размеры этой будущей восьмилетки - школа, была настоящим чудом, потому что после войны дети учились, в большинстве своём, в старых зданиях барачного типа. Так учился и мой старший брат.
      Когда, я пошёл в новую двухэтажную школу, с спортивными площадками в двух уровнях, с теплицей и внутренним двором, нас, первоклассников, на торжественной линейке приветствовали уходящие во взрослую жизнь, старшеклассники. Многие из них были уже в возрасте семнадцати-восемнадцати лет, потому что началу их учёбы, помешала война...
      Помню перекрытие Ангары и громадные, двадцатипятитонные МАЗы, везущие к месту перекрытия гранитные глыбы, которые с понтонного моста, построенного в месте перекрытия, сбрасывали в бешено сопротивляющуюся, кипящую бурунами ангарскую воду.
      
      Помню, как строили посёлок для обслуживающего персонала ГЭС, и новую школу там же. Частью, посёлок состоял из просторных коттеджей, а кое-где они были даже двухэтажные. В школе был не только пришкольный участок, где учителя биологии иногда проводили свои уроки, но и хорошее футбольное поле и площадки для баскетбола и волейбола.
      Был и просторный закрытый спортзал, в котором мы тоже играли в баскетбол, когда, после четвёртого класса, нас перевели в эту школу. Детей тогда было много и с каждым годом становилось всё больше.
      Я пошёл учиться в 1953 году, а другую школу перешёл со всем классом в 1957 году...
      Ни о каком платном образовании естественно тогда не могло быть и речи. Ведь страна, после разорительной и смертоносной войны, строила социализм. Все дети были равны настолько, что просто не думали об этом. Вспоминается даосский афоризм: "Там где появляется добродетель, там возникает и подлость..."
      
      Иначе говоря, в те времена, просто не возникала тема равенства-неравенства. Все настолько привыкли жить одной семьёй и одним народом, будь то евреи, цыгане или татары. Все были "наши", "русские".
      Конечно были тогда в старом посёлке и деревянные туалеты на улице и воду приходилось носить из колонки, в основном, нам с братом, и печи топили дровами, но это и было естественным приучением к физическому труду.
      Были и разного рода драмы. Например, помню, как у соседей пришёл на побывку матросик, брат моего друга и он ходил на танцы, в соседний посёлок. Дело было в 1953 году, когда после амнистии Хрущёва, выпустили на свободу много уголовников. Однажды утром, его нашли зарезанным, неподалеку от мостика через болотце, по которому он возвращался домой из клуба.
      Помню, как у моей одноклассницы погиб отец и его брат. Оба работали шофёрами и водили двадцатипятитонные самосвалы. На машину одного из братьев упал электрический провод и его убило прямо в кабине. Второй брат бросился ему помогать, старался вытащить и тоже был убит током...
      
      Пьянства не было, но когда собирались наши родители и их друзья, то конечно выпивали и пели песни часами. Помню названия Песен: "Вот кто-то с горочки спустился...", "Хасбулат удалой..." и много, много других.
      Дети жили тогда своим сообществом или двором. Ходили купаться, с утра до вечера загорали на искусственных озёрах, и часто ватагой уходили в лес, собирали грибы и ягоды, жгли костры и наслаждались свободой. Родители о нас не беспокоились, ни о каких педофилах и помину не было - люди делом занимались, строили социализм.
      Много было молодых специалистов приехавших на ГЭС из разных уголков страны. Они женились, получали квартиры, работали, а потом, когда строительство закончилось, разъезжались на новые стройки. Жизнь кипела и иногда напоминала весёлое кочевье...
      
      ... Я вырос, пошёл в армию, отслужил на Дальнем Востоке, пришёл на гражданку, поступил работать в университет.
      И уже лет в двадцать пять вдруг стал замечать, что жизнь меняется и не в лучшую сторону. Всё меньше было строек, всё больше "коммунистической" пропаганды, всё большее различий в уровне жизни между простыми рабочими и их начальством. Тогда уже был Брежнев и с годов семидесятых, потихонечку стал проявляться застой.
      Жизнь, действительно, кажется затормозилась, а потом и остановилась вовсе. Не было уже ни больших строек, ни энтузиазма, стало больше фальшивых реляций о победах, о построении социализма и "общенародного" государства.
      Пьянство и связанные с ним скандалы усилились, а количество бытовых и не мотивированных преступлений, заметно увеличилось. Люди, глядя на лживые плакаты типа "Народ и партия едины" или "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", криво усмехались, видя вокруг себя показуху и начавшееся разделение на "успевших" и "неудачников".
      В университете, как-то, проводили комсомольский зачёт и я, однажды, на комсомольском собрании не удержался и спросил присутствующих: "А зачем вы в комсомоле?"
      И тут молодые учёные стали кривится, смотреть в потолок и шёпотом говорить между собой, что это вопрос на который нельзя честно ответить. В этом их поддержали их старшие товарищи, коммунисты. И мне показалось, что здесь, что-то не так, если они не могут объяснить, зачем они в комсомол вступали...
      
      Позже, во времена Горбачёва и Ельцина, которые прошли школу лицемерия тогдашнего комсомола я понял, что они уже ни во что не верили, а вступали в комсомол, чтобы делать карьеру.
      Что тут было хуже в те времена - диктатура парт номенклатуры или комсомольское лицемерие - я не знаю. Но наверное в смеси, это и создало то поколение лжецов и фарисеев, которое и развалило не только СССР, но и партию, которую они возглавляли!
      Ещё я заметил, что моё поколение родившееся в войну или сразу после неё, заметно отличались друг от друга. В сознательный возраст они вошли уже во времена застоя и лицемерия и стали жертвами такого воспитания. Стоит заметить, что нынешние руководители страны, почти все из этого поколения, изуродованного партийно-комсомольским лицемерием и фарисейством того воемени.
      
      И вот сегодня, в России мы имеем следствие той лживой пропаганды, когда люди с детских лет уже ни во что светлое и искреннее не верят, а становясь взрослыми усваивают идеалы лицемерия, ханжества и накопительства.
      Никто уже старается не думать о других и эта привычка, постепенно становится второй натурой.
      Потребление, стало главной целью накопительства и богатства, а примитивный эгоизм и бессмыслица такой жизни, рождают чудовищных лжецов и преступников, способных ради денег, славы и комфорта предать друга и убить своих родственников...
      Многие и пальцем не пошевелят, если за самую ничтожную работу, могут не получить какие - то деньги.
      Принцип "предоплаты", стал законом жизни, потому что никто никому не верит и потому, многие хорошие проекты, остаются невостребованными и невыполненными. В больницах, нянечки просят оплату, часто за то, что входит в их обязанности. Многие чиновники, тоже норовят получить взятку за выполнение действий, определяемых в их трудовых договорах. Даже молодые ребята, уже выбирают себе работу, на которой можно кроме зарплаты получить ещё "левый навар".
      Вспоминаю, как во время работы в детском клубе разговаривал с десятиклассниками и спрашивал куда они хотят пойди учиться. Один из школьников ответил, что хочет пойти в автодорожный. Я спросил почему и он ответил, что хочет после института пойти в ГАИ, где зарабатывают крутые деньги...
      
      Сегодняшняя жизнь и воспитание, так далеко ушли от заявленных Революцией идеалов свободы, равенства и братства, что ни о каком патриотизме не может идти речи, особенно в среде богатых и учёных. Все лживые и напыщенные речи псевдопатриотов, о "вставании России с колен", всегда предшествуют определённой личной выгоде, а без этого, никто и пальцем не пошевелит спасать кого-либо другого, кроме себя...
      Так называемые национальные "элиты" сами себя провозгласили лучшими, самыми умными и "креативными" и потому, требуют привилегий, а простым людям, народу, отводят роль крепостных рабов.
      
      Среди "болотной образованщины", встречаются уже прямо таки "людоеды" и сторонники сословного государства, разделённого на господ и рабов. Некоторые, не стесняясь, предлагают стерилизовать или просто морить голодом и непосильной работой "отстающих", а себя выдвигают в судьи-оценщики, "кто достоин, а кто нет".
      В Российских либеральных СМИ, "работают" иногда настоящие монстры, которые не ведают, в силу привычного и искреннего полузнания, что говорят и творят. Они только пробуют свой "волчий" голос требуя крови, но если дать им волю, то они и новый Освенцим создадут, и не один.
      
      Таких "интеллигентных" чудовищ, как в либеральных изданиях России, на сегодня нет даже в "дебрях Экваториальной Африки", среди натуральных людоедов.
      И все эти умники, - ярые сторонники идеологии потребления, начисто забывающие, что прежде чем потреблять, надо создать что-нибудь необходимое для жизни. Большинство из таких "креативщиков", за всю жизнь, кроме ручки или микрофона ничего больше в руках не держали и потому, хотят и требуют, чтобы их обслуживали другие, "низший класс".
      Невольно вспоминается сатирик Салтыков-Щедрин и его сказка "Мужик и Генерал", Однако, нынешние молодые людоеды должны знать, что с того времени более полутора столетий прошло, и Россия, во многом благодаря Великой революции, сильно изменилась и очень трудно надолго, вновь загнать в хлев народ, который ещё помнит завоевания Октября...
      
      ...Очень важный вопрос - как вернуть то отношение к жизни, когда люди не только имеют цель в будущем, но захотят и смогут строить это будущее?
      Предложений много, но перечислю несколько.
      Известно, что у молодых жизненной энергии невпроворот. Необходимо эту энергию направить на развитие личности и устроение добродетельной жизни для себя и для тех, кто тебя окружает. Но пытаться только словами соблазнить молодых, сегодня вряд ли удастся.
      
      Известно, что главной целью воспитания, является пробуждение в человеке, внутренних стимулов для усвоения новых знаний и навыков. Воспитателям с большой буквы можно, используя эту энергию молодости, мягко подталкивая и направляя молодых в сторону добра, учить детей и подростков думать о других, о своей стране и делать что-то реальное и нужное...
      
      Помню, уже на закате Союза, последнюю молодёжную стройку - Байкало-Амурскую магистраль. Я работал там на сейсмостанции и видел, как лучшие молодые юноши и девушки страны, строили в труднейших условиях не только железную дорогу, но и свои характеры. Был даже запомнившийся лозунг "Мы строим БАМ, - БАМ строит нас!" И так и было!
      
      Исходя из этого, можно организовывать в старших классах разного рода познавательные экспедиции: биологические, археологические, географические, охотничьи и так далее. Ввести эти экспедиции в учебные планы, собирать подростков по интересам и отправлять их в "дальние странствия". Тут открываются много плюсов, а один из главных - это социализация, приучение к самостоятельной жизни и работе в коллективе. Ну и выход юношеской энергии будет вполне цивилизованным.
      Я сам, какое-то время был директором подросткового клуба и знаю, что молодость и энергия, помогают обществу в воспитании альтруизма и дружелюбия.
      
      И ещё, хорошо бы в высшей школе возродить строительные отряды, которые помогут студентам не только заработать какие-то деньги, но и что-то значительное построить своими руками, получить шанс проявить себя с подлинно креативной стороны.
      Неплохо бы ввести курсы волонтёров, движение, которое так развито в странах Запада. Мой сын, уже работая, постоянно в выходные дни ходит на такие мероприятия. Волонтёрство имеет много направлений: помощь бедным и сиротам, больным, старикам и животным, не только у себя дома, но и в развивающихся странах Африки, Азии, да и в Европе. Всех направлений такой работы и не перечислить.
      
      В этом случае, воспитывается христианское отношение к другим и человек учиться думать о других. Часто, становятся волонтёрами и люди на пенсии. Они уже в преклонных годах становятся смотрителями в музеях, в исторических зданиях, театрах и концертных залах. И всё это делается бесплатно, из любви к собственной истории и своей стране...
      
      В той же Англии, есть множество благотворительных проектов, которые закладывают и финансируют богатые люди. Недалеко от нас, есть большой детский городок, Корамс-филдс, куда ходят играть дети, часто с родителями. А на этом месте, в первой половине восемнадцатого века, капитан Корам организовал, с помощью многих английских энтузиастов, дом для брошенных матерями детей. В этом деле, затеянном сострадательным энергичным человеком из народа, со временем стали участвовать и знаменитые художники, и композиторы, и знать, и простые люди. Герцог Монтегю, предложил под этот дом, свой дворец, в котором сегодня располагается Британский музей. По какой-то причине это здание не подошло и потому, выстроили большое и новое...
      Но главное, помимо того, что спасены были многие подкидыши-сироты, в этом деле участвовало всё общество, тем самым воспитывая в себе благородные чувства. Надеюсь, что подобные проекты, вызовут всплеск благотворительности и участие многих волонтёров, и в России...
      
      Хороших людей, могущих и главное умеющих делать добро от широты души, в России ещё очень много. Их надо только организовать.
      Вспоминаю, что после организованных нашим клубом соревнований для детей и подростков, на улице, перед клубом, многие жители из близлежащих домов, предлагали нам свою бескорыстную помощь. И это тоже было главным результатом таких мероприятий...
      
       Март 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      
       Потребление и прибыль...
      
      
      ...Современная человеческая цивилизация "заточена" на прибыль. Прибыль является тем стимулом и той целью которой руководствуется современный человек. Буржуазная цивилизация - это цивилизация потребления через производство добавочной стоимости, то есть прибыли. Эта категория, является краеугольным камнем теории капитализма, разработанной и критикуемой Марксом по которой прибыль, является тем главным стимулом, который движет человечеством в будущее. И действительно, для эпохи капитализма, прибыль является тем двигателем, который развивает не только промышленность, но и выстраивает определённые отношения между людьми и сообществами....
      Но кто из нас внимательно читал или помнит сегодня, Марксов "Капитал"? Сегодня Маркс не актуален. Вся действительность пытается нам доказать, что социализм - это мечта идиота...
      Даже в бывшем Советском Союзе, который стал первой страной попытавшейся воплотить идеи Маркса в жизнь, после Контрреволюции названной "перестройкой", выстроили, пытаясь подражать Западу, олигархический первоначальный капитализм, забывая. Что за эти столетия, на пути развития капитализма Запад ушёл далеко вперёд от тех отношений, которые сегодня реанимированы в России...
      
      В последние годы, начался новый этап развития человечества, на основе технологических успехов достигнутых при капитализме. Мир входит в глобализацию, пространство и время сжимаются и по сути мы являемся свидетелями формирования новой реальности, которая требует и соответствующих перемен в межличностных, корпоративных и общественных отношениях.
      Эти технологические изменения, можно рассматривать, как инструменты, которыми будет убит и закопан тот социальный порядок, который мы называем капитализмом! Таким образом сбывается предсказание Маркса, который утверждал, что капитализм в конце концов изобретёт и своего "могильщика".
      Одной из перспектив самоубийства капитализма, явится необходимость уничтожения прибыли, то есть денег - того субстрата, которым люди пользовались в качестве меры труда.
      Весь мир, долгое время сидел на "игле" денег и как всякий наркотик, деньги могли лечить, но и убивать, уродуя и насилуя природу человека.
      Сегодня, похоже наступают времена когда прибыль в форме денег, перестаёт быть целью и смыслом существования и развития человечества, как биологического вида. И мировой системный кризис капитализма, о котором так много говорят последнее время, ещё раз подтверждает, что "страшный суд" над прибылью и миром потребления "уже при дверях"!
      
      ...В истории человечества уже было время, когда люди верующие в Мессию - Иисуса, решили выйти из под контроля денег и прибыли. Первохристиане, объединялись, обобщали имущество и старались жить по братски, услужая друг другу. Те сообщества стояли у истоков религиозного движения, которое сегодня, мы называем христианством. Они смогли распространить идею любви и самопожертвования в том страшном мире, которым тогда правил Древний Рим. Сам факт существования христианства доказывает, что человек добр и способен на самопожертвование ради других. А раз так, то у человечества есть будущее!
      Новый Завет Иисуса Христа и по сию пору остаётся той путеводной звездой, ориентируясь на которую, часто в полной тьме инстинктивной жизни, люди искали и ищут "землю обетованную", которую обещал своим последователям Иисус из Назарета.
      
      Если смотреть с сегодняшних меркантильных и эгоистичных позиций, то Иисус Христос, был полным неудачником в жизни, или лузером, как любят сегодня говорить почитатели "западной" культуры.
      Действительно, Он сам был нищим и его последователи были такими, и наверное поэтому Он говорил: "Блаженны нищие духом". За это его ненавидели и преследовали богатые и учёные фарисеи. В конце концов Его предали и подвергли мучительной смерти через распятие. И Он умер, всеми покинутый и одинокий.
      Но, как утверждает предание, Иисус Христос воскрес на третий день и воссел одесную "Отца небесного".
      
      ...В канун христианского праздника Пасхи, нам ещё раз нужно вспомнить историю жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа и убедиться в очевидной истине, что мир, альтернативный миру наживы и ненависти, всегда был, есть и будет и это мир любви, служения людям и самопожертвования.
      А это значит, что кризис разрушающегося капитализма, рано или поздно смениться новой формацией и жизнь человеческая и дальше будет проходить по предназначенному руслу поисков, ошибок и новых спасительных открытий!
      
      
       Апрель 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков.
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 23/07/2020. 21k. Статистика.
  • Статья: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка