Аннотация: Разговор православного Влвдыки и либерального историка, непримиримого антисоветчика ненавидящего простых русских людей.
"И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним."
Мк. 10: 23-32
...Владыке нередко приходилось участвовать в разного рода общественных, богословских конференциях и встречах, где его слушателями и оппонентами были не только богословы или священники разных конфессий, но и гуманитарии: философы, литераторы, журналисты и историки.
Однажды, в Москве, он попал на встречу посвящённую Сергию Радонежскому и разговорился с соседом по президиуму - видным историком и адептом возрождения капитализма в России.
Историк - вальяжный господин одетый в дорогой костюм, смотрел на всё происходящее вокруг с нарочито и явно выраженным скучающим видом. Он был членом Общественного Совета при Президенте России, фигура в либеральных кругах известная и часто мелькающая на российском ТВ. По убеждениям он был ярым антисоветчиком и непримиримым западником.
Когда пришло его время выступать, он красноречиво описывал будущее благообразие капиталистической России и ссылаясь на Петра Струве говорил о том, что собственность, всегда ведёт за собой свободу...
...Владыка бывая в столице, с некоторых пор стал замечать множество громадных по размерам реклам, неисчислимое количество обменников и банков, которые заняли лучшие здания в самом престижном месте - в центре Москвы.
И вместе с тем он видел, что чуть свернёшь с главной улицы и за помпезными фасадами стоят полуразрушенные дома, грязь, разбитый с провалами асфальт и облупленные стены старых "хрущёб".
А все пространства центральных улиц было занято лавками, лавочками, киосками, где торговали дешёвыми украшениями, бижутерией и прочей мишурой.
И про себя Владыка отметил, что Москва да и вся страна после развала Союза занялась куплей-продажей, а большинство бывших заводов и фабрик, мастерских и гаражей, или закрыто и пустуют, или влачат жалкое существование, сдавая помещения под склады промтоваров и овощебазы...
Вот об этом, в перерыве между дискуссиями, они и разговорились с этим ухоженным и вовсе не похожим на чахлого интеллигента, историком.
- Сегодня мне непонятен пафос богатства, который вдруг захватил Россию как пожар. Все, с каким-то остервенением принялись стяжать и копить, словно собираются жить вечно.
Почти никто вокруг не думает о бренности бытия и напрасном расходовании сил и жизненной энергии на собирание вещей тленных. Часто бывает так, что человек и в церковь ходит и поститься, а в промежутки яростно зарабатывает деньги, не задумываясь о спасении души...
Для меня очевидно, что тут что-то не так.
Историк недоумевая посмотрел на Владыку:
- Так что же Владыка, вы против благосостояния, против обеспеченной жизни, против демократических свобод, которые в нищете невозможно реализовать? Но ведь очевидно, что новая Россия стала жить лучше. Посмотрите какие магазины, какие рестораны, в продуктовых отделах супермаркетов чего только нет, я уже не говорю о множестве сортов колбасы, о чём так мечтали наши советские соотечественники...
Конечно появилось много богатых людей, во ведь они и есть локомотивы экономики.
Когда компартийцы и сочувствующие им возмущаются расслоением общества на богатых и бедных, мне хочется им сказать - посмотрите сколько миллиардеров в США и ничего, живут и о революции и не помышляют. А в России, только силовики сдерживают народ, да ещё подачки со стороны правительства и правящей партии...
Но надо понять наконец, что равенства как такового нет и в природе. Есть хищники и их жертвы и все как-то уживаются.
Умные люди и в образованных кругах и в правительстве, понимают, что уравниловки в процветающей стране просто не может быть, а в России складывается новый средний класс, который и станет носителем новых социальных идей и порядков. Вспомните как при царе, был круг образованных людей, я согласен, что в основном аристократы, которые были носителями крепкой государственности, а были ведь ещё и известные на весь мир деятели науки и культуры!
И как мне кажется, это ведь хорошо, когда в стране есть круг образованных и богатых людей, которые и делают не только политику но и искусство!
А в семнадцатом году, в результате переворота, к власти пришли большевики, голытьба, которых возглавляли всё-таки дворяне! Я думаю, что именно торговля, рано или поздно воспитает класс богатых, образованных и и знатных. А чего скрывать - пройдёт ещё двадцать - тридцать лет и сословная Россия мощно заявит о себе!
Владыка внимательно слушал историка, а потом отрицательно покачал головой: - Я не против благосостояния... Однако я на стороне тех кто считает благосостояние человеческой души намного весомее, чем благосостояние денежное, материальное...
Когда, в качестве примера для подражания кивают на страны "развитые", то мне кажется, что здесь всё не так просто...
Я где-то читал, что в Японии и в Дании, странах безусловно благообразных и благосостоятельных, уровень самоубийств чуть ли не самый высокий в мире. В чём тут дело я не знаю, но попробую порассуждать...
Владыка сделал паузу обдумывая что сказать и как возразить этому самоуверенному представителю "высшего класса".
- По поводу самоубийц в Японии можно предположить, что эта страна, вместе с преуспеянием материальным, переживает некий исторический социальный кризис. Прежде всего, это тяжелое поражение в войне и последующая унизительная американская оккупация и невольная утрата особенного места народной культуры - в этой азиатской стране, западная культура часто выигрывает в соревновании с национальной.
Вот и теряют люди самоуважение и как говорят теперь - национальную "самоидентификацию", а в таком состоянии люди разрозненны и потому, часто теряют цель и смысл жизни и разочаровавшись, кончают с собой...
Или вот Дания... Что не хватает датчанам для благосостояния души? Страна богатая, есть возможность ездить по всему миру, смотреть на всё, развлекаться. Я там бывал и тамошняя жизнь мне понравилась, но наверное потому, что там я был гостем.
А для датчан, может быть эта благообразная размеренность и обеспеченность, связанная с педантичным выполнением своих обязанностей, наверное, иногда и надоедает, а может даже становится противна...
Размышляя, я вдруг подумал, что эта страна - а так получилось - одна из самых атеистических или агностических. Там, кажется больше верят в помощь наркотиков и секса в затруднительных житейских ситуациях, чем в силу Библии и веры, помогающей человеку в жизни...
И началось это заблуждение давно, несколько веков назад - вспомните Кьеркегора. Ведь он всю жизнь искал вокруг себя Бога и не находил его в своей стране, отчего и начал потихоньку сходить с ума, потому что был человеком тонким и материальная сторона жизни его мало интересовала.
Он потому и стал великим богословом и писателем, что начал обличать лицемерие и фарисейство, утвердившееся даже в церковных стенах. Когда я читал его "Введение в христианство", то поразился драме его беззащитного сердца, настолько он был одинок в толпе благообразных буржуа!
Собеседник Владыки дёрнулся вперёд, надеясь привлечь внимание Владыки, но тот закончил свой монолог:
- И вот эти примеры, как мне кажется, подчёркивают тот трагический момент в истории, который мы все сегодня переживаем, когда благополучие материальное, заслоняет неблагополучие душевное, даёт ему развиться в некую драму бесчувствия и неверия...
Вспомните, как в Библии говорится о народе, который утучнел и потому, отпал от Божьих заповедей и это как-то так глубоко и умно там было сказано. Дословно не помню, но смысл кажется такой...
Историк, пытаясь сохранять мину формального уважения к Владыке, невольно поморщился:
- Владыка, но вы обратите внимание на то, как сегодня живут на Западе. Ведь там-то и можно увидеть настоящую веру. Там ведь на каждом углу церковь и люди друг другу на улицах улыбаются и дорогу уступают, не то что у нас, где тебя за улыбку могут и избить при случае, думая, что ты над ними издеваешься.
Владыка улыбнулся и вздохнул:
- Тут я с вами полностью согласен. Ведь я на этом Западе жил и живу, и вижу, что тамошнее благополучие, обусловлено во многом религиозностью, которая действует не прямо, через воцерквление сознания, а разлита, растворена в народной культуре и потому часто агностик и даже атеист, живут там по христианским канонам, хотя и выраженных не через формальную религиозность, а через освоение культурного наследия христианской цивилизации...
Но тут ещё один момент присутствует - Владыка вздохнул и додумывая продолжение мысли, сделал паузу:
- Мне кажется, что Запад, по прежнему эксплуатирует остальной мир уже по привычке. Этой традиции уже триста - пятьсот лет. Казалось бы колониализм разрушен после второй мировой войны, однако последствия то остались - ведь рынки сбыта и дешёвая рабочая сила для западной экономике, остались там - в Африке и в Латинской Америке, ну может быть в последнее время ещё Россия прибавилась...
Владыка ещё помолчал и продолжил:
- И я часто задумываюсь о причине сегодняшнего ожесточения многих людей в разных уголках мира, о войнах, которые ведёт Запад в тех же бывших колониях. И получается, что сегодня мы более далеки от подлинной человечности христианства, чем тысячу лет назад. Тогда, крестоносцы завоевывали Иерусалим и Палестину, чтобы освободить гроб Господень и ввести там христианство на смену мусульманству, пусть даже силой меча.
Но сегодня там война за нефть, а значит за деньги, за прибыли, за материальное благосостояние Европы и Америки. Никакой религиозной цели там нет, только борьба за нефть и за рынки сбыта. И это тот социальный строй, который сегодня многие, ни капельки не сомневаясь, называют демократией, подразумевая христианские корни европейской цивилизации...
Историк перебил Владыку: - Ну а как же борьба с терроризмом, как Америка должна была поступить с Аль-Кайдой, которая организовала взрыв башен-близнецов в Нью Йорке!?
Ведь её надо было наказать, напугать, чтобы она не действовала всё более жестоко, сознавая свою безнаказанность!
Владыка вновь помолчал, пристально взглянув на собеседника: - Вопрос этот я сам себе задаю, и не нахожу ответа...
Но я также знаю, что Запад пришёл на Ближний Восток задолго до две тысячи третьего года и ещё в тысяча девятьсот девяносто первом году, провёл там "победоносную" войну против Ирака, в которой погибли многие тысячи мусульман. А ведь мусульмане тоже люди и тоже переживают и хотят отомстить за этих убитых.
Вот и нашлись фанатики, пожертвовавшие собой, чтобы отомстить за смерть близких и единоверцев, которых западные страны и за людей не считают. Для западного обывателя, среди которых много людей называющих себя христианами, эти люди убитые в Ираке, просто "боевики" и только поэтому достойны смерти...
Он вздохнул и привычным жестом потёр рукой лицо: - Об этом много можно говорить, но если думать, как это ожесточение с обеих сторон прекратить, то надо, пусть не подставлять "левую щеку", но вывести оттуда все войска и предложить этим странам помощь, в которой они нуждаются.
И эту помощь надо предложить, а не навязывать силой, исходя из собственных, западных интересов.
Вообще-то, я не силён в политике и потому не могу, да и не хочу об этом не только спорить, но и рассуждать...
Ещё через паузу, Владыка закончил:
Мне больше хотелось бы поговорить и обсудить проблему - как изменилось христианство на Западе. Мы ведь с вами недаром заговорили об уровне самоубийств в процветающих странах Западной Европы...
Интерес историка к беседе вернулся и он стал внимательно слушать Владыку, который после новой паузы продолжил:
- Я часто вспоминаю и обдумываю то, что Иисус Христос сказал, Он прямо говорил, что пришёл чтобы помочь нуждающимся и страдающим. Ещё Он говорил, что "блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное..."
И ещё Он говорил, что кроткие наследую землю обетованную. Но со временем, как-то так получилось, что западные "христиане" воевали между собой и во всём мире, совсем не обращая внимания на слова Иисуса Христа о таком будущем.
За две тысячи лет после Его смерти, около трёх тысяч войн, с миллионами и миллионами погибших, в том числе в двадцатом веке, когда жертвами двух мировых войн и войн помельче, стали около ста миллионов человек всех оттенков кожи и представителей многих религий...
Я не могу от этого факта отмахнуться и сказать, что меня как христианина и епископа, это не касается. Я не могу обманывать себя или замалчивать, что знаю этот исторический факт!
- Вспоминаю позицию английского учёного математика и философа Бертрана Рассела, который в Первую мировую отсидел в срок тюрьме, отказываясь идти воевать! И я перед его решимость и несгибаемостью преклоняюсь, потому что он поступил как подлинный христианин и даже как святой, будучи при этом учёным и агностиком. Он ещё и книжку издал: "Почему я не христианин?!"
А ведь тогда, никто, даже из числа иерархов не выступил против войны, а все молились за победу оружия своей страны. А в итоге погибло несколько миллионов человек, иногда в страшных муках, как например при газовых атаках...
Я намеренно не вспоминаю Вторую мировую войну, потому что это ещё свежая рана для всех в ней участвовавших, в том числе для меня, хотя я был на ней доктором. Но всё-таки...
Так что сегодня, размышляя о будущем, я стараюсь быть оптимистом, однако хорошо помню сцены из откровений, из "Апокалипсиса" Иоанна и внутренне содрогаюсь. Возможно, второе пришествие Иисуса Христа будет началом страшного суда и возможно, что Бог так долго ждал, что мир и люди изменятся с помощью веры в лучшую сторону, но увидел, что дела во Вселенной, в человеческой Вселенной, идут всё хуже и страшнее!
И может быть, Иисус Христос теперь уже явится во всей Его славе и величии, но теперь не как Агнец, не как жертва во искупление человеческих грехов, но как Судия на последнем Суде, в котором и решится судьба человечества!
- В связи с этим разговором - продолжил Владыка помолчав - он всегда обдумывал то что хотел сказать - я вспомнил один храм, правда не православный, в одной из европейских стран. Там, перед входом висело объявление: "Нищим вход воспрещён". И как-то молодой священник из этого храма мне рассказал, что один старик-нищий подошёл к нему у входа в храм и спросил:
- А где ваш Хозяин?
Священник удивился и ответил, что у церкви нет хозяина. И тогда нищий старик пояснил, что он имел ввиду:
- Ведь ваш Хозяин, с такими, как мы нищими и убогими ел и пил, и пришёл нас спасать от земной несправедливости и горестей. Он ведь не с вами общался: с хорошо ухоженными, сытыми и хорошо пахнущими, а с нами, немытыми простецами...
Владыка, устало потёр лицо правой рукой и продолжил: - А мы ведь все "мытые" и хорошо знаем, как вести себя в церкви, но людей часто не любим и только терпим их. Я сам, часто вижу вновь пришедших в храм: ничего не знающих, стесняющихся, которые и перекрестится-то не умеют, но которые ищут в храме правду и смысл жизни.
А как мы, "знающие" их встречаем? С презрением отворачиваемся от таких, забывая, что в Христовой общине главной была не привычка всё делать в храме правильно, а любовь человека к Богу, к Иисусу Христу и любовь того же верующего человека к остальным людям...
Забывая про любовь, мы тем самым забываем основание христианства, забываем, что Христос пришёл в мир чтобы грешников поддержать и спасти. А сегодня, мы готовы каждого упрекать, что он водится с немытыми и плохо пахнущими, как упрекали фарисеи самого Иисуса Христа в том, что он водится с мытарями и нищими, и что он сострадая падшим женщинам общается с людьми, с которыми приличным людям даже близко быть запрещено. И вот такие служители Божии, которые чураются нищих и брошенных людей, сегодня считают себя подлинно верующими...
Историк уже слушал Владыку только из вежливости и шарил глазами по залу, в поисках знакомых. Ему эта беседа была неинтересна, потому что его либеральные взгляды, в корне расходились с таким пониманием правды и справедливости!
Октябрь 2020 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal