Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Константин Леонтьев о консерватизме и либерализме

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 19/01/2023. 8k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Константин Леонтьев в своей книге "Византизм и славянство" выступает как ретроград и вместе провидец, рассуждая о либерализме, как об опасной социальной болезни!

  •   Леонтьев о консерватизме и либерализме.
      
      
      
      
      Эта миниатюра, является как бы предисловием к большой статье о Константине Леонтьеве и потому обходится без длинных цитат. Здесь я постарался передать первые яркие впечатления от чтения книги...
      
      
      ...Читая книгу Константина Леонтьева "Византизм и Славянство", думал, что он с одной стороны ретроград и реакционер, а с другой, довольно точно описывает движение Европы к обезличиванию стран и народов. Поражают его гениальное прозрение о создании ЕС, и рядом разного рода примитивные схемы и идеи о развитии человеческих сообществ, которые известны сегодня чуть ли не каждому школьнику!
       Он пишет о панславизме и византизме - очень много критики реальной ситуации с панславизмом, а с другой, восхищение византизмом! На мой взгляд, византизм, был последней стадией разложения Древнего имперского Рима, продлившейся больше тысячелетия.
      А византизм, как сумма принципов внутренней и внешней политики, был идеологией монархической России породившей крепостное право, привычную бедность и религиозный догматизм, который и стал со временем "опиумом для народа". Вспомните загадочные слова монаха "Москва - Третий Рим и другого не будет
      Византизм и сегодня, странным, роковым образом довлеет над сегодняшней Россией, влияя на государство и общество российское!
      Но это тема уже другой статьи...
      
      Можно отметить, что Леонтьев высоко ценил развитие, культуру и этику, тогда ещё только европейской (без американской) западной либеральной цивилизации, что соответствует и сегодняшнему состоянию отношений некоторых россиян к этому явлению.
       Однако западный либерализм Леонтьев безусловно осуждает и яростно критикует, хотя восхваление охранительства, сословности и консерватизма - то есть концерта аристократизма избранных - у него выливается в манифест яростной защиты старины!
      Интересно, что читая уничижительные тирады Леонтьева о либерализме, я вдркг начал понимать либерализм как воплощение идеи развития обществ - либерализация общества необходима и даже неизбежна, в силу как раз того процесса развития, о котором Леонтьев так долго и нудно говорит.
      Однако, современный либерализм, вполне по предсказаниям Леонтьева, в какой-то момент превратился в нравственный хаос и вместо объединения людей, наций и государств, становится диктатурой "богатых и учёных", то есть модернизированной формой феодализма!
      
      Ещё важная мысль у Леонтьева - вместе с становлением такого рода эгоистичного, феодального "либерализма", утрачивается связь человека с чем то более высокими и авторитетным, и вместо мы получаем раздутое самодовольное понятие человеческого Эго превращённого в Абсолют. Иначе говоря, символ добра и справедливости, который люди издавна называют Богом или Богами, подменяется авторитетом науки, казённым прагматизмом и нравственным релятивизмом, приводящим к восстановлению инстинктивной жизни.
      Иначе говоря, человеческое общество парадоксально, по многим параметрам жизни стремиться возвратиться в прошлое, а выражается это в самоубийственных попытках вернуть общество к "естественным" отношениям свойственным ещё "человеческому стаду"!
      
      Такой либерализм, постепенно, вместо свободы личности привносит в современное общество диктатуру либеральных ценностей, и подчинение людей неким человеческим, сиюминутным нравственным нормам, часто напоминающий ритуальный сатанизм, то есть противостояние силам добра и справедливости выраженных в религиозных символах!
      Иначе говоря, свобода личности начинает противостоять коллективизму, происходит спонтанное разрушение социальных связей в обществе, его атомизация.
      
      Ещё мне показалось, что Леонтьев в своих изысканиях, хотел бы сузить человека, в том числе русского человека, о чём писал и Достоевский. Но разбирая речь Достоевского на юбилее Пушкина, Леонтьев критикует его за идеализм, за стремление обобщить, а не конкретизировать нравственные максимы. Сам критик пытаясь показаться объективным, подчёркивая, что высокие чувства в этой речи Достоевского, мало связаны с реальной жизнью!
      Тут чувствуется ревность Леонтьева к той популярности, которую обрёл Достоевский после этой речи на пушкинском юбилее!
      Ещё, меня заинтересовал эпизод из социальной жизни в монархическом государстве, когда Леонтьев обрушиваясь на либерализм интеллигентной публики той поры, описывает и сравнивает суд над игуменьей и "баронессой" Митрофанией и над акушеркой Верой Засулич. Тогда, когда первую осудили, как сегодня говорят за коррупцию, а вторую, под оглушительные "аплодисменты общества" оправдали за выстрел в губернатора Трепова, который приказал высечь заключенного студента!
      Леонтьев негодует не только на судей, но прежде всего на либеральную общественность и предрекает революцию, правда ненавидя её всей душой, как продукт развития либеральных нравов.
      В этих эпизодах сказывается вся жизненная философия не только самого Леонтьева, но и всего дореволюционного монархического верхнего класса.
      
      Самое интересное, что тогдашний консерватизм Леонтьева, очень похож на тот консерватизм, который сегодня продвигает "верхний класс" уже сегодняшней России - некоторые высказывания банкира Германа Грефа, являются как бы калькой с высказываний и идей Леонтьева!
      В этом смысле, сливки нынешнего общества, по идеям охранительства и консерватизма, вполне напоминает общество времён написания книги Леонтьева!
      Хотя для меня очевидно, что без смены сущностных алгоритмов первоначального капитализма выстроенного в "новой" России, дальнейшее сохранение российской государственности становится под большим вопросом!
      О насущной необходимости смены российских элит и вообще парадигмы экономического и культурного развития, очень тонко и наглядноЮ сегодня говорит Кургинян, которого я считаю одним из самых интересных современных мыслителей, и не только российских.
      По сути дела, он пытается объяснить российскому обществу, что в России сегодня не существует какой-либо внятно выраженной и изложенной философской концепции развития и движения в будущее страны, а консерватизм в изображении Ивана Ильина, цитируемого Путиным, не имеет ничего общего с тем, что предстоит сделать России для сохранения своей государственности!
      Именно Кургинян сегодня пытается говорить об этом вслух, а его концепция развития, радикальным образом расходится с той концепцией, которую продвигают сегодняшние российские элиты - смысл этого идеологического абсурда заключена в утверждении, что нет надобности не только что-то менять, но необходимо подморозить сложившуюся ситуацию!
      В этом утверждении, идеологи нынешней элиты очень похожи на теории Леонтьева, накануне социального взрыва и Революции в монархической России!
      
      Но о Кургиняне и концепции развития и становления современной идеологии, мы порассуждаем в другой статье!
      
      
       Январь 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal ќ
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 19/01/2023. 8k. Статистика.
  • Эссе: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка