Аннотация: Современная Федра, это рассказ о страсти средних лет английского депутата парламента Хелен к молодому марроканцу!
"Сценарии театральных спектаклей неосознанно основываются на жизненных сценариях..." (Эрик Берн)
...Зал полон, рядом с нами рядов пять вверху зала заняли школьники двенадцатых классов.
С ними несколько учителей - приглядывают за порядком, да и самим интересно.
Не буду томить читателя - эта пьеса по мотивам пьесы Сенеки, написанная Симоном Стоуном, повествует о страстных отношениях члена английского парламента Хелен, с молодым марокканцем Суфияном. Он сын марокканца - политического активиста который умер после автокатастрофы. В это время в машине была и молодая Хелен, у них интимная связь и избегая скандала она скрылась незамеченной.
Семья Хелен заметно отличается от семьи представителя высшего среднего класса, хотя внешне вполне соответствует. Двое детей - взрослая девушка Изолда замужем за Эриком. Подросток Деклан учится в школе.
Действие начинается в столовой, где мальчик перед отправкой в школу, завтракает и попутно матерится, выражая своё хорошее настроение в том числе в адрес отца - иранца принявшего в Англии имя Хуго, а тот в свою очередь отшучивается, хотя без мата - он же не англичанин, а иранец.
Вообще ругательство ф...к ю, вовсе не считается в этой семье ругательство, а напоминает простое междометие, употребляемое по сто раз на дню, как мужчинами так и женщинами!
Вечером в семью к Хелен приходит Суфиян и узнаёт Хелен - ту красивую девушку которая была подругой отца. Следуют лирические воспоминания, а Хелен начинает тяжело дышать сдерживаясь - Суфиян так похож на её бывшего любовника!
После того как и Суфиян узнаёт, что хозяка дома - это бывшая подруга отца, он обвиняет её в нежелании помочь раненному в катастрофе отцу и уходит. Хелен в прострации -возникшая внезапно страсть к сыну бывшего любовника не даёт ей быть спокойной.
В следующей сцене члены семьи исчезают в неизвестном направлении, Суфиян вновь появляется в доме и происходит любовная сцена - Суфиян, а точнее Хелен овладевает юношей и становится счастливой - ей надоел зануда муж, а тут такая дикая сексуальная сила! Она просто в восторге!
Следующей "жертвой" мужского обаяния Суфияна, становится дочь Хелен - Изолда, тоже обуреваемая страстью, видимо передающейся по наследству. Суфиян становится её любовником, но мать и дочь ещё не знают, что они попали в постель к одному мужчине, хотя скорее всего, юноша - ему чуть больше двадцати лет, становится жертвой страсти - в порыве чувственности прерывая надоевшую рутину обывательской жизни, обе женщины изменяют мужьям которые, как всегда бывает, ничего не подозревают и узнают об измене жён последними!
В процессе первого действия натурально показаны любовные сцены в постели и школьницы, сидящие неподалеку от нас, хихиканьем показывают, что им это тоже интересно.
Тем не менее сюжет развивается и Изолда застаёт мать в постели в комнате Суфияна, в Центре для беженцев, где Хелен страстно развлекается с Суфияном - страсть средних лет женщины особо подчёркивается талантливой актрисой.
Узнав об "измене", Изолда устраивает скандал, а через некоторое время вновь ложится с Суфиянам в постель - страсть подавила и её нравственную волю!
Суфиян, невольно исполняющий роль современного Дон Жуана мучается укорами совести, но ничего не может поделать.
В итоге между ними происходит скандал, они всё узнают друг о друге и только мужья по-прежнему ни о чем не догадываются.
На этом действие заканчивается.
Второе действие начинается в кафе, где собираются праздновать день рождения Хелен. Она со своей конфиденткой-африканкой, тоже политиком, обмениваются подробностями любви к Суфияну и тихонько напивается предчувствуя новое счастье свиданий с юношей.
Затем приходит дочь с мужем Эриком и вся семья садится за стол. Тут появляется Суфиян и Изолда не выдержав напора влюблённости, во всеуслышание признается, что она беременна от Суфияна.
Начинается настоящий экшен - Эрик вначале разбивает несколько стаканов, а потом срывает скатерть с уже накрытого стола, всё со звоном летит на пол, пьяная Хелен с привычными и уже не игрушечным матами нападает на дочь. На сцене скандал, крики и вопли, а в зале ученики-зрители ликуют - это ведь смешно и одновременно возбуждающе интересно!
Во время скандала, Суфиян исчезает и вновь появляется конфидентка - политик, которая говорит, что вся пресса шумит о скандале и ей надо уходить в отставку!
Разозлённая Хелен из ревностизвонит в полицию и говорит, что Суфиян незаконный эмигрант, его арестуют и садят в тюрьму.
Ну а потом следует расплата за подлость - Хелен встречается с настоящей женой Суфияна, которая рассказывает, что муж умер уже в марокканской тюрьме, а их малолетний сын, попав под колёса машины тоже погиб.
В финале, Хелен, снедаемая укорами совести, почему то ползая по снегу, хотя в Англии снегу не бывает, перерезает себе горло и умирает в муках. И перед смертью ей видится Суфиян, который молча провожает её в проаасть небытия!
Выше я коротко описал так сказать канву происходящего на сцене...
Теперь об эмоциях и катарсисе
Первая половина пьесы вызвала у меня гадливое чувство, при чём я начал думать, что это некая мазохистская пародия на английское общество и на английскую семью. Невольно вспомнились русские образованцы не умеющие разговаривать без мата - в этом они якобы подражают английскому среднему классу, а на самом деле, копируют поведение американских бандитов из фильмов Тарантино.
Потом, негодуя и наблюдая сцены близкие к порнострасти задумался о том, что Запад срывает в таких представлениях последние покровы культуры в отношениях между людьми, а жизнь в такой среде во многом возвращается во времена средневекового донжуанства или даже времена первобытные! Сенека, когда писал свою "Федру" исходил именно из этого, хотя то что было естественным тогда, сегодня многими воспринимается как кощунство и издёвка над современниками, потому что трудно увидеть реальность в таких картинках сумасшедшей сексуальности!
Но помимо секса, в пьесе представлены культурные буржуазные предрассудки современности - извинения за преступления колониализма, притворное покаяние буржуа перед потомками чёрных рабов и даже намеки на наступление свободного секса между представителями одного пола. И эта смесь порно, инцеста и якобы свободы нравов в западном обществе, ведёт к развращению прежде всего молодых, намекая на грядущий Апокалипсис!
Автор современной переделки Федры, хотел показать трагедию любви Хелен, но получилась трагедия жертвы нравов, царящих в сегодняшнем западном обществе, живущего плотской жизнью - главной целью и смыслом жизни стали физические наслаждения и комфорт.
Думаю, что и у взрослых зрителей спектакля, во время сексуальных страстей показываемых на сцене, "скелеты выпадают из шкафа" не только прошлых, но и настоящих измен и страстных увлечений на стороне.
Невольно вспомнилась фраза Иисуса из Назарета в эпизоде с оправданием блудницы, которую собираются убить разгневанные иудеи - "кто без греха, кинь в неё камень"! Но люди в толпе, помня о своих "скелетах" со вздохами расходятся - знакомая картина, неправда ли?
...Размышляя над увиденным я думал о временах первохристианства, когда подвижники и подлинные последователи христова Нового Завета оскопляли себя, чтобы на всю жизнь порвать связь с животностью, живущей в каждом природном человеке - тогда, трагедия борьбы с этой животностью была одной из целей достижения праведной религиозной жизни.
А сегодня всё это забыто и как я уже говорил, главной трагедией современной жизни стала неудовлетворённость физическим довольством и комфортом, который низводит человека на уровень высокоорганизованного, мыслящего животного!
Хотя очевидно, что большинство англичан и их семей далеки от таких безнравственных вольностей - во всяком случае все наши знакомые, представители среднего класса, совсем не похожи на семью и самоё Хелен!
И ещё я думал, что разница в цивилизационных ценностях Запада и России очевидна, и в отличии от разного рода "собчак" и "киркоровых", общество работает и старается воспитывать детей в православных традициях, ни в коем случае не связывая своё счастье с сексом!
Конечно и в России велико влияние вот такой западной "культуры" - порнография тоже в большом ходу, но это влияние ещё сдерживается остатками религиозности.
И ещё я думал о том, что такие семьи и общество показанное на сцене талантливым режиссёром и актёрами, постепенно проваливается в прошлое, во времена когда существовали дикие нравы, а религиозных законов и табу ещё не существовало.
Глядя на эти постельные картинки и наркотическую зависимость от половой жизни, талантливо показанную на сцене, неприкрытое стремление и обожание инстинктивной жизни, я вздыхал - как же далеко мы ушли от религиозности и как близко западное общество, в том числе западники в России, приблизилось к жизни животной!
Хотя повторяю - "все мы не без греха", однако это не служит причиной того, что секс становится целью и смыслом сознательной жизни - на бессознательном уровне, в какой-то мере мы все животные, особенно в молодости, но не до такой же степени!
Отдельно стоит сказать о сценографии - я уже писал, что в большинстве лондонских театров сценография необычайно хороша - никто не жалеет ни фантазии, ни денег и затрат времени, чтобы сделать события на сцене максимально приближенными к реальности - Национальный театр, в этом спектакле демонстрирует сценичность достойную самой высокой похвалы.
В этот раз, на подвижной сцене поместили большой полый куб обозначенный рёбрами конструкции, в котором, в одном случае была представлена квартира со столовой в одной половине и спальней в другой. А для того чтобы показать действия и там и тут, сцена вращалась, что поддерживало иллюзию присутствия и вовсе не мешало восприятию реальности изображаемого. В одной из сцен мы даже видели травяной луг, с высокой сухой травой, в которой ходили актёры и разыгрывали общение героев пьесы! Правда я не совсем понял для чего на сцене устроили такой мини-парк.
В связи с этим я вспомнил, как здесь же в Лондоне, в театре Барбикан герои пьесы Чехова "Иванов" произносили монологи плавая в настоящем бассейне...
Музыка сопровождающая темные паузы мне не понравилась - в зале выключали свет и за это время меняли наполнение сцены. Это было не то громкое бульканье, не то удары в металлический таз. Ещё был фрагмент, когда была затронута религиозная тема, потому что надо полагать Суфиян был член суфийской общины.
Невольно вспомнились суфии - дервиши в сопровождении суфийского оркестра, кружащиеся в неистовом танце в турецком городе Конья.
...Общее впечатление от спектакля двойственное - с одной стороны откровенные сцены - пошлые и простовато-наивные, а с другой - страдания героини, которая воспитана в атмосфере безудержного стремления к удовольствиям. Она конечно жертва такого воспитания, хотя сама отравляет и убивает этим жизнь вокруг себя, но это если воспринимать всё показанное на сцене всерьёз.
С другой стороны, живя в среде английского среднего класса, я вижу совершенно другие отношения и уровень культуры и воспитания. В определённом смысле этот спектакль, пасквиль на западное общество, хотя исходя из модных цивилизационных западных ценностей - разного рода ЛГБТ и смену гендера, в недалёком будущем такой пасквиль может стать слепком с английского, и вообще с западного общества!
Февраль 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal