Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Темпл и орден тамплиеров. Очерки о жизни в Англии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 26/04/2023. 13k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Старинная лондонская англиканская церковь Темпл.

  •   ґґґ "Подлинная вера в жизни человека, как тёплая шуба во время морозов!"
      
      ...Бывают моменты в жизни, когда сам себе становишься отвратителен и наконец понимаешь, что ты глуп, самонадеян, мнителен и нерешителен одновременно. Думаешь, что жизнь прожита зря, что даже родные дети тебя не любят и всё потому, что ты их плохо воспитывал. Жена и подавно считает тебя нарциссом с садистскими наклонностями. Одним словом мир не мил и "оружия ищет рука".
      
      Именно в такое время я попал на службу в Темпл - англиканскую церковь, неподалёку от моста Блакфрайерс. В старинном здании с закопчёнными стенами и островерхой высокой крышей было тихо, и входящие люди негромко разговаривая между собой, занимали места на удобных скамьях, с мягкими подстилками на сиденьях.
      На полочках перед каждым местом лежали книжки: сборники церковных гимнов и псалтирь, библия и тоненькая программка церковных служб на месяц. Службы начинались каждое воскресенье в одиннадцать часов.
      Усевшись поудобнее, я стал крутить головой рассматривая стрельчатые потолки над центральным и боковыми нефами, яркие витражи в узких длинных окнах, скульптурные фигуры давно умерших Мастеров ордена тамплиеров, лежащих на постаментах вдоль стен.
      Вдруг, заиграл что-то величественно-грустное орган и мне стало легко и спокойно на душе - забылись все неприятности и невзгоды последнего времени, ежедневная суета отступила и расслабившись, я стал слушать музыку, представляя в воображении службы проходившие в этом храме несколько столетий назад!
      Орган неожиданно умолк и головы прихожан повернулись в одну сторону - все встали. От входа, к расположенным по обе стороны от прохода скамьям хористов двигалась неспешная процессия.
      Впереди шли попарно дети - мальчики от пяти до двенадцати лет в красных хламидах и белых ризах поверх, сложив руки вместе и опустив глаза долу. За ними так же торжественно шагали взрослые в такого-же покроя и цвета одеждах. Дальше следовал регент хора и два священника.
      Позади всех шел служитель держащий двумя руками деревянный посох с серебряным набалдашником. Когда хор и притч заняли свои места на скамьях, в центр вышел регент хора, взмахнул руками и слившись воедино зазвучал орган и нежные голоса детей, которым вторили низкие, мужские.
      Храм высокий, объёмный и умирая, эхо ещё звучит несколько мгновений, плавает под крестообразными сводами вторя напеву! Детские голоса чисты и звонки, мужской бас ведёт мелодию, оформляя и обосновывая её, а высокие голоса проговаривают тексты со страстью и состраданием, выпевая гимн о любви и прославлении Господа.
      
      При упоминании Святой Троицы все встают и повторяют за священником слова молитвы. Служба конечно идёт на английском, но иногда хор поёт на латыни, а однажды, я с удивлением и восторгом услышал распевы из православной литургии на старославянском - "Верую" Гречанинова.
      Кроме Гречанинова иногда поют и Бортнянского, но "Верую" - это особенно хорошо звучит. Многоголосый хор, в православной церковно-песенной традиции, мягко переходя голосами с уровня на уровень, иногда объединяясь в усилии достичь божеских пределов. Лёгкое, сладкозвучное Ве- ру- ю, заставляет сердце биться сильнее выжимает из глазах слёзы умиления и рука сама творит крестное знамение по наитию Духа Святого. А тут и солнце, пробившись сквозь тучи проникает внутрь храма и делает ненужными электрические люстры осветляя, завораживая слушателей живительной теплотой и прозрачностью солнечных лучей!
      А я, слушая и наблюдая думал: " Да! Мир прекрасен!".
      Тут набежали тучки и в храме потемнело, а я продолжил: "Но жизнь трудна и трагична, и только с верой в жертвенность Иисуса Христа в любовь, как основу жизни, можно пройти её не склоняя головы перед опасностями и невзгодами жизни, славословя бога и счастье любовной жизни. И смерть становиться не страшной - избавлением от земной суеты, переходом в мир вечности"!
      
      Хор конечно играет особую роль в службе, настраивает души верующих как камертон, на благостный и молитвенный лад.
      Наверное поэтому, во многих англиканских храмах ещё остались детские хоры. Ведь детский, звонкий и искренний голос летит к небу легко и свободно, и невольно зовёт к праведности и жертвенности! Вспоминается наказ Иисуса Христа: "Будьте как дети!".
      В Темпле главная фигура конечно Мастер. Он вдохновляет, ведёт паству, при этом не навязывая своего мнения как непременной догмы о святости пастыря, что характерно для фанатиков.
      Его поведение постоянно подчеркивает человеческое происхождение священства, его неразрывную связь и служение церкви - то есть простым людям - сообществу верующих!
      
      Мастер, среднего роста, светловолосый человек с приятным мужественным лицом и сильными руками. Пожимая его крепкую, широкую ладонь, представляю его спортсменом или тренером, настолько он добродушен и приветлив, и вместе он интеллектуал, преподавал в Кембридже, написал и напечатал большую монографию о евангелистах и назвал её: "Четыре свидетеля".
      Он бывает ироничен, весело смеётся. Читая проповеди касается в основном исторических фактов и насколько я понял, избегает толкования, как библейских событий, так и истории церкви в аллегорическом смысле, хотя это и очень заманчиво показать своё я в этих вечных дискуссиях.
      Его проповеди скорее исторические обозрения и эта роль простого комментатора, лишает его возможности стать властителем дум прихожан. Он сообщает, а не призывает, комментирует, а не вдохновляет - он является частью службы англиканской церкви Темпл, а не патриархом для которого прихожане клиенты.
      Думаю, что его личность ярко показывает характерную черту англиканства и вообще протестантизма: вера - это дело сугубо личное, индивидуальное - "сливаться в общем порыве"- это удел экзальтированных фанатиков верящих в чудеса, но не желающих видеть пути веры как личного выбора, и часто страданий, во имя любви к богу и человечеству.
      Тут много сложных, трудных богословских тем, и я не буду их здесь касаться.
      
      У Мастера есть помощник - Чтец, как его называют по-английски. Это скромный, немного грустный, усталый человек, иногда подменяющий Мастера на службе, читающий отрывки из Библии и поющий вместе с хором, а точнее предваряющий хор чтением - пением псалмов. Большая с золотом Библия лежит во время службы на специальном пюпитре посередине храма и в это время, Мастер и Чтец занимают свои места рядом с хором, справа и слева.
      Когда-же читается проповедь, то Мастер поднимается на высокую кафедру справа от алтаря. Алтарь сделан из красивого дерева и рядом престол, на котором готовиться обряд причащения.
      Ещё есть служитель, который следит за порядком в храме, раскладывает или меняет программы богослужений, печатает объявления, а во время службы ходит с красивым посохом и изображает простого пастуха для паствы - он же, приводит хор в храм и уводит его по окончании службы.
      Руководитель хора, как дирижёр стоит впереди и руководит хором и органом. Органист видит дирижёра не только через специальное зеркало помещённое на высоте, но в последние годы и на экране специального монитора.
      Орган аккомпанирует хору, ведёт сольные мелодии, а органист иногда заменяет дирижёра, когда тот в отъезде.
      Несколько раз в месяц, в конце службы, Мастер и Чтец причащают хористов и паству. Прихожане подходя к алтарю, становятся на колени, а Мастер даёт им капельку вина и мажет елеем - право причащаться имеют только члены общины!
      Служба длиться около полутора часов. В храме расставлены удобные скамьи с мягкими сиденьями и откидывающейся подставкой внизу, для тех, кто захочет встать на колени.
      
      Англиканская церковь появилась в Англии через борьбу и кровопролитие, как альтернатива казённому католицизму и набравшему силу, в средние века, церковному лицемерию, пытающемуся сбить верующих в безответное стадо, лишая тем самым личной ответственности.
      Устройство англиканской церкви, форма и содержание службы говорит о стремлении к проявлению индивидуальности в вероисповедании, желание сочетать коллективное с индивидуальным без насилия над личностью - ведь главное в любой вере не форма, а суть, не слова, а дела. И вновь вспоминается завет Христа: " По делам судимы будете"!
      Темпл церковь не бедная, потому что её приход - это юридическое сообщество, а юристы неплохо зарабатывают в Англии. Однако в конце каждой службы, во время пения последнего гимна , маленькие хористы ходят по рядам и в большой кошелёк с двумя ручками собирают пожертвования на церковь.
      Часто прихожане вместо денег опускают в кошелёк чеки с указанной немалой суммой!
      Устраивая встречи прихожан, служители выставляют на столы вина и закуски. Часто встречи проходят в доме Мастера - большом, старом трёхэтажном особняке рядом с храмом.
      Организуют встречи актив церкви в который входят родители хористов - иногда, особенно зимой, на такой встрече бывает очень оживлённо.
      Англичане любят и умеют поговорить и потому, после бокала, а то и двух белого или красного вина у всех развязываются языки, и стоит гул несмолкаемых голосов - кто-то рассказывает собеседникам о старших детях, кто-то о работе или о поездке за границу.
      
      Перед летними каникулами бывает большое "парти" в красивом саду, с грилем, вином, закусками и футбольным матчем между командами хористов Темпла и Роял Чапелл - королевской капеллой.
      Взрослые организуют матч и азартно болеют за своих, а дети играют со страстью.
      После этой завершающей встречи, Темпл "уходит" на каникулы: церковь и служители отдыхают, едут на холидей, то есть на каникулы- отпуск. Началом следующего церковного года является сентябрь, но в храме кто-то все же остаётся, занимается ремонтом и подготовкой к следующему году.
      
      Церковь Темпл основана в 1180-м году и первоначально сделана как двойник церкви в Иерусалиме Основателями и настоятелями церкви были рыцари-тамплиеры, часто меняющие сутану на рыцарские доспехи. Эти монахи-воины, по сию пору лежат в храме каменными изваяниями в доспехах и с мечом, как некогда устрашая врагов веры и ордена.
      Времена постройки храма были временем крестовых походов на Восток, ко гробу Господню и слуги Христова бились с неверными, за освобождение святого города Иерусалима.
      Они всю жизнь к этому готовились и неподалёку от Темпла было поле-ристалище, на котором рыцари- монахи бились между собой, готовясь к военным походам! Они сражались учебным оружием, но иногда погибали, как в настоящем бою!
      Так погиб один из Мастеров ордена - кожаная подпруга на всем скаку лопнула под тяжестью всадника и он, грянув наземь убился до смерти!
      
      Прошли времена и нынешний Мастер совсем не похож на своих яростных предшественников - он мягок общителен, с хорошим чувством юмора. Под его руководством община развивается, увеличивается её состав - сегодня уже трудно найти свободные места во время торжественных служб и концертов...
      Подстать Мастеру и руководитель церковного хора - дирижёр, и органист.
      Сегодня трудно попасть в хор и на прослушивание выстраивается очередь. Хор Темпла иногда выступает на сцене Альберт-холла и на Би-Би-Си.
      История органа в Темпле тоже интересна.
      Во время Второй мировой войны Темпл был почти полностью разбомблён и орган погиб. Несколько лет Темпл стоял без органа, пока какой-то шотландский миллионер не пожертвовал свой орган, изготовленный для его замка известной органной фирмой.
      Хор начал петь в Темпле очень давно и с той поры, несколько сотен хористов, сменяясь, поколение за поколением пели в храме.
      Нынешний хор делится на две половины: 16 взрослых певцов и 16 или чуть больше детей.
      После удачного прослушивания, дети-хористы некоторое время стажируются, привыкают к порядкам и осваивают технику хорового пения под руководством специального учителя.
      Всем им с момента поступления в хор выплачивается учебная стипендия, покрывающая две трети оплаты за обучение в мужской школе в Сити, с которой Темпл давно и прочно связан.
      Кроме того, за участие в крестинах и свадьбах хористам выплачивают гонорар - дети получают от десяти до двадцати фунтов за выступление. Так что и дети, и родители очень заинтересованы в членстве в хоре и поэтому, в церковном хоре строгая дисциплина.
      На встречах с хористами и родителями в неформальной обстановке, Мастер и руководитель хора обсуждают общие дела и проблемы.
      
      Темпл - одна из известнейших церквей не только в Лондоне но и в Англии. Мастер занимает одно из высших мест в англиканской церкви и по Темплу можно судить о англиканской церкви в целом.
      Меня приятно порадовала дружеская, тёплая атмосфера в этом храме. Я часто бывал и на службах, и на концертах хоров и органистов в Темпле, и каждый раз выходя из церкви, чувствовал умиротворение и думал о великом предназначении христианской церкви, объединяющей людей под её высокими сводами...
      
      
      2003- 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков
      
       Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион":http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 26/04/2023. 13k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка