Кабаков Владимир Дмитриевич: другие произведения.

Весенняя поедка во Францию. Часть-2. Марсель и Экс

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 01/06/2023. 15k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Путешествуя вы не только видите новые города и страны, но сравниваете их с родным городом и страной. Это даёт большой материал для размышлений!

  •   "Мир полон замечательных вещей, которых вы еще не видели. Никогда не отказывайтесь от возможности увидеть их". - Дж.К. Роулинг
      
      ...С утра 10-ого марта, поехали на автобусе в городок Экс - родину французского живописца Сезанна. Автобус удобный, оплата проезда мизерная, что нас с женой сильно удивила - в Англии общественный транспорт чрезвычайно дорог.
      На центрально площади Экса, недалеко от автовокзала, стоит знаменитый фонтан и неподалеку установлена статую Сезанна с бородой, в шляпе и с тростью. Выглядит он добродушным старичком, но наверное таким и был. О его творчестве есть несколько мнений, и одно из них гласит, что с его изысков и работ с красками, пошла современная, авангардная живопись. Но об этом в другом месте.
      Прошли дальше по центральной улице и встретили ещё два фонтана. Один из них зарос мхом из которого сочится вода, из перекрытого асфальтом источника - вода в нём около 18 градусов.
      Здесь улицы Старого города прямые и узкие, как делали в своё время римляне, в своих городах и военных лагерях! Кругом старые, по несколько сотен лет дома, но всё чисто и ухожено. Живут спокойно и зажиточно, но у местной церкви сидит нищенка-иммигрантка и просит денег.
       Городской музей открывается только в 12 часов и мы, найдя студенческое кафе попили чаю и съели по бейгелу, что-то типа мягкой баранки с овощным и сырным наполнением.
      
      Вошли в музей в числе первых после открытия и я сразу устремился в отдел классической скульптуры, которая поражает меня красотой человеческих фигур и драматизмом замысла многофигурных композиций - это действительно шедевры созданные в 19 веке.
      А потом пришёл нелепый и цинично лицемерный Джакометти и неучи с амбициями, потрафляющие испорченному вкусу богачей, подражая ему стали уродовать человеческие фигуры и всё это, благодаря благосклонной критике. Незаметно изувечив человеческое понимание красоты, такая пропаганда "нового искусства" сделали героями от искусства тех, кто через толкование, объяснять свою мазню и уродство - они и в частности Джакометти, стали корифеями "авангарда" не только в скульптуре, но главное в живописи.
      Например Джакометти "творил" неких вытянутых уродцев - что человеческие тела, что тела животных, и эта нарочитая необычность очаровала полуграмотных нуворишей, не знающих куда девать деньги! Эти лицемеры от искусства, объявляли друг друга гениями и деградацию своего таланта назвали апогеем современного авангарда - меня всегда поражала внушаемость современного ценителя "прекрасного"!
      А люди слушают и смотрят на эти "творения" ничего не понимая, но веря, что на "голом короле" надеты прекрасные наряды!
      Поразительная внушаемость!
      Люди слушают разного рода толкователей разинув рты и после, с восхищением смотрят на "работы", в которых новаторы просто издеваются над простаками, верящими в "наряд короля"!
      
      После пошли на выставку современного искусства в бывшем монастыре госпитальеров - был такой орден. Этот музей создал филантроп Жан Планк.
      После посещения этого музея, я в очередной раз подумал, что начиная с Сезанна и Мане, Ван Гога и Гогена, художники-революционеры осуществили бунт против классицизма, но получилось, что постепенно, они начали убивать самоё искусство! И странным образом, со временем этот бунт превратился в форменное расчеловечивание процесса творчества!
      Наглядным примером такого расчеловечивания стали кубизм Пикассо, Леже и их подражателей, а в России, такими новаторами стали Шагал, человек с значимой фамилией - Малевич и их последователи. Они построили свою теорию искусства основанную на заумном толковании и презрении к чувству прекрасного, которое органично присуще человеческой природе!
      Вообще, деградацию искусства можно проследить на эволюции архитектурного творчества, особенно рассматривая старые французские города в провинции, например в том же Эксе. Дома 17-ого века постройки, как небо от земли отличаются от современных кирпичных коробок с нелепыми клетушками-балкончиками. В этих старых домах и монастырях, сегодня располагаются отели и что интересно - театры, которых в Эксе множество.
      Примером совсем старой архитектуры служит городской собор, который строили начиная с 6-ого по 16-ый века! Собор тёмный, большой, много картин в капеллах, есть старинный баптистерий, с сохранившимся кусочком мозаичного пола, ещё от первых веков Н.Э. и остатки фресок четырнадцатого века. В отличие от нового Марсельского собора, построенного в девятнадцатом веке - светлого просторного и ухоженного - старый собор в Эксе плохо освещён и мягко говоря не ухожен...
      Возвращаясь к анализу эволюции искусства в сторону опрощения и утраты эстетического содержания хочу сказать, что для меня именно классическая живопись 19 века является интересной, в то время как современная мазня и игра геометрическими формами бессмысленна и антиэстетична.
      В классике и особенно во времена Ренессанса, мы видим на портретах не только лица, но отношения между людьми и симпатии или антипатии самого художника!
      Но об этом в другом месте...
      
      В Эксе, в Старом городе полно туристов и на площадях много кафе и ресторанов, которые своими столиками запрудили всё пространство и рядом с этой суетой, на центральной площади города мы увидели высокую средневековую башню, напоминающую о мрачных, опасных временах!
      В этом же районе, в одном из сувенирных магазинов встретили русских, точнее русских украинок - Елену из Донбасса и Анну из Измаила, которые живут здесь давно. В основном они торгуют расфасованной в красивые мешочки и коробочки лавандой - гордостью Прованса и его негласный символ!
      Елена живёт здесь 18 лет, Анна 27. Елена рассказала, что отец и мать умерли в Донецке и отец умер оттого, что ВСУ разбомбили госпиталь. У Анны трое детей, все получили образование закончив Интернациональный Университет. Дети и даже внуки говорят по-русски!
      
      Но вернёмся в Марсель.
      Церковь Нотр Дам де Лагард стоит высоко на Холме над городом. Ехали туда на автобусе и женщина водитель, типичная современная француженка, как гонщик профессионал "секла поляну" и лихо срезала углы коротких поворотов, при этом соблюдая правила дорожного движения - глядя на её вождение я был в восхищении!
      Церковь Нотр Дам стоит на самой острой вершине холма, царит над городом и сделана такими же полосами, как кафедрал, но только из коричневого и серого мрамора.
      Над церковью возвышается башня - колокольня, наверху которой установлена скульптура Богоматери с Младенцем. Позолоченная фигура высотой в 9 метров, установлена на постаменте высотой в 12 метров. Из города, до церкви надо подниматься по каменным лестницам, которые проходят на уровнях смотровых площадок, откуда открывается замечательный вид во все стороны, в том числе и на море!
      На километры вокруг церкви раскинулся город и виды вокруг восхитительные, а упругий ветер вливает в лёгкие прохладу ранней весны. Отсюда виден и остров Иф, словно броненосец противостоящий взволнованному морю!
      Сама церковь открыта в 1872-ом году. Внутренние интерьеры похожи на росписи дорогой шкатулки, в которых золотой цвет является определяющим...
      
      После осмотра церкви, по крутым улицам спустились к морю, по пути пообедав в уютном кафе, со столиками на улице.
      День к тому времени разгулялся и так приятно было сидеть в затишье и пережёвывая кусочек пирога с овощами и сыром, разговаривать ни о чём, вспоминая приятные эпизоды из предыдущей жизни.
      Затем спустились ещё ниже к второй, другой крепости, которая к сожалению закрыта на реставрацию. Мы прошли на смотровую площадку на берегу и через неширокую гавань увидели крепость, стоящую прямо напротив той, в которой мы побывали вчера!
      Отсюда хорошо были видны трех-четырёх этажные круизеры, которые используют как большие ферри - паромы. Свежий ветер даже в морской бухте защищённой высокими берегами, поднимал волну с гребешками и шевелил волосы на голове!
      На этом же берегу, почти у воды стоит старинное аббатство Святого Виктора. Из справочной информации мы узнали, что аббатство выстроено на месте бывшего кладбища первохристиан-мучеников. Уже в тринадцатом веке, здесь построили верхнюю церковь, снаружи больше похожую на крепость с высокими, неприступными стенами с узкими бойницами, и с башней высотой более двадцати метров! В этой церкви простой и мощный интерьер и сидя перед алтарём, я слушал тишину и смотрел на сумрачные стены, среди которых жили многие поколения монахи - они же воины в случае нападений врагов!
      Мистическое настроение не покидало меня и в крипте этой церкви. Этот крипт похож на дворец духов умерших здесь монахов. Вдоль стен стояли саркофаги, в которых хоронили умерших, в том числе и убитых в битвах с захватчиками!
      Крипт состоит из нескольких залов, в одном из них стоит статуя Чёрной Мадонны с младенцем - культ этой Мадонны распространён по всему побережью Средиземного моря. На Сретенье, Мадонну выносят на крестный ход вокруг аббатства.
      Это старинное аббатство производит сильное впечатление на посетителей как внутри, так и снаружи и я думал, что в древние времена сочетания христианской веры и войны было обычным делом!
      Возвращаясь на припортовую площадь, видели как в пекарне построенной в 18-ом веке, продавали традиционные хлебные "кораблики" - давний символ приморского города.
      Потом ненадолго зашли в музей мыла, который в Провансе делают уже несколько столетий. А рядом расположен магазин мыла, в котором оно представлено в разных цветах и фигурных размерах!
      Дальше последовали вдоль красивой марины, где стоят в основном парусные небольшие яхты!
      Вечером этого дня, после прогулке по широкой, многолюдной, запруженной гуляющими центральной улице Марселя, мы вернулись домой, по пути зайдя в большой, многоэтажный универсальный магазин.
      Поужинав в небольшом кафе, мы отдыхая сидели "дома", - я смотрел новости по компьютеру и дописывал свои дорожные заметки в блокноте, вспоминая всё сегодняшнее великолепие погоды, видов города, старинное аббатство и толпу праздных людей на берегу у пристани и на берущей отсюда начало пешеходной улицы. Мне почему то показалось, что эта улица похожа на торговую улицу в Пекине, где по сторонам стоят большие магазины с европейскими названиями и прогуливается прозападно настроенная китайская молодёжь.
      Оказывается в Китае есть и такие, особенно молодые граждане, которые хотели бы жить в Америке или в Европе! Хотя я где-то читал, что из пятисот тысяч китайских студентов обучающихся в Америке, на родину возвращаются около восьмидесяти процентов. Подумалось, вот бы так и с русскими студентами, для которых Америка - это мечта всей жизни!
      На следующий день, вечером мы по железной дороге уезжали в Авиньон, но было ещё немного времени и оставив багаж в гостинице, мы пошли в Музей Истории Марселя.
      Музей расположен на двух этажах и перед ним небольшая площадка с незаконченными раскопками. Здесь, около двух тысяч лет тому назад проходила римская дорога и стояла въездная башня. Глядя на эти раскопки я думал о том, что даже мощная, военно-административная империя - Древний Рим, к сегодняшнему дню исчезла почти без следа - что же говорить о древних цивилизациях?!
      
      Глядя на экспозицию музея, и обдумывая путь развития города Марселя от древности в современность, я с тревогой сделал вывод, - европейская цивилизация сегодня стоит на пороге увядания, если не внезапного крушения. Создаётся впечатление, что в наши дни постепенно утрачивается энергия развития и создаётся опасная ситуация, когда пропадает мотивация для поисков новых форм существования общества - кажется, что всех устраивает то, что есть сегодня и никто не задумывается что такая стагнация, приведёт к совершенно неожиданному физическому и интеллектуальному коллапсу, как это было с Древним Римом!
      Иначе говоря, размышляя о крушениях ранних человеческих цивилизаций, невольно возникает вопрос - а на какой стадии развития цивилизации находится нынешняя Европа?
      Экспозиция музея показывает старт и дальнейший путь средиземноморской цивилизации - здесь есть даже остатки древней лодки, есть саркофаги в которых хоронили умерших греков, римлян и средневековых рыцарей...
      Экспозиция большая, и потому не буду в подробностях её описывать...
      
      После музея, неподалеку нашли маленькое семейное кафе и пообедали недорого и вкусно. Сидя в этом уютном кафе я вдруг подумал, что за последнее столетие центр европейской цивилизации переместился из Старой Европы, и в частности из Франции в Америку, и культура англосаксов побеждает, если уже не победила во всём мире - превратилась в доминантную мировую культуру, если измерять в баллах некоего рейтинга.
      Но главным показателем "смены" цивилизационных вех является установление английского языка, как языка межнационального общения! А ведь в начале двадцатого века американцы, как робкие провинциалы приезжали в Париж где с благоговением и провинциальной гордостью сиживали в кафе, где на залитых пивом столах, пытались писать мировые шедевры литературы, поэзии и живописи...
      
      Марсель, в отличие от того же Парижа - "светлый город у синего моря" и несмотря на свой провинциализм, наполнен туристами и молодёжью. Особенно он хорош, когда в весенний солнечный день идёшь по набережной Старой гавани, где вдруг встречаешь несколько весёлых молодых пар танцующих под музыку магнитофона!
      Вот и мы, пройдя по многолюдной набережной вновь выходим к "полосатому", зелёно-серому собору, громада которого словно корабль с разного размера разновысокими куполами, уже готов к отплытию на просторы Средиземного моря!
      Отсюда открывается красивый вид на две крепости, одна стоит на этом берегу, а другая на противоположном и их крепостные стены напоминают о времени, когда жизнь у моря была чревата опасности нападения именно оттуда!
      Нам Марсель понравился, номер в гостинице просторен и всё есть, и главное, кругом тихая, но весёлая жизнь, прерываема недавней забастовкой профсоюзов, направленной против пенсионной реформы и правительства, которое приняло её без обсуждения и согласования с народом!
      
      
       Апрель 2023 года. Лондон. Владимир Кабаков
      
      
      Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Кабаков Владимир Дмитриевич (russianalbion@narod.ru)
  • Обновлено: 01/06/2023. 15k. Статистика.
  • Очерк: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка